Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин - властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская "маска Тутанхамона".
Младший сын Ивана Грозного, как известно, загадочно погиб (в 1591 году), что позволило взойти на трон Годунову. Потом началась катавасия со Лжедмитрием. В мае 1606 года Лжедмитрия выкинули из окна кремлевского терема. Следующему царю Василию Шуйскому приходилось разбираться со Лжедмитрием II, который маячил на подступах к Москве аж до 1610 года. Чтобы подчеркнуть, что царевич-таки давно мёртв (а не сидит в Тушино), царь Василий Шуйский инициировал шумную пиар-историю про то, что невинно убиенное дитя Димитрий Иоаннович стал святым.
Чтобы подтвердить гибель царевича, в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (отца будущего царя Михаила Федоровича). Комиссия должна была удостоверить, что тело царевича на месте.
Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице, по оппозиционным слухам, лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов, болтали, что это Филарет купил у некого стрельца его малолетнего сына, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия).
Такие чудесные мощи оставлять в Угличе было нельзя: великолепный инфоповод же! Отвлечем страну от роста налогов и возможного дефолта. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой (царицйе Марией Нагой). Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, веско опознал царевича и повелел гроб закрыть.
Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного — «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».
Современное местонахождение мощей царевича в соборе (ныне в основном пространстве, каменную сень с оградой соорудили позже). Иван Грозный с двумя старшими сыновьями погребен за алтарной преградой, и доступа к нему нет.
Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Таким образом, с XVII века он становится одним из самых почитаемых русских святых.
Почему я это рассказываю? Чтобы стало понятней, отчего эта вещь такая роскошная.
На дальнем плане - крышка раки св. Кирилла Белозерского.
Из династии Шуйских на русском троне задержались правителей ровно 1 шт., и на престол взошел первый Романов, Михаил Федорович. Сын того самого Филарета, который обрел останки царевича. Теперь он стал уже патриархом и, де-юре, главой государства при малолетнем сыне.
Филарет не хуже предшественника понимал про пиар, поэтому история с почитанием царевича Димитрия продолжала разворачиваться. Более того, новая династия постоянно старалась подчеркивать свою связь с последними Рюриковичами, преемственность. Например, Михаил и его сын Алексей своих детей называли теми же именами, что Иван Грозный, тоже приказывали с них делать мерные иконы, ну и прочую всякую монархическую атрибутику поддерживали. Первые Романовы старательно подчеркивали, что в бедах Смутного времени они не виноваты, это все Годуновы и Шуйские, а их, Романовых, вообще и близко-то не было, они как раз покурить вышли.
Поэтому в развитие культа рюриковича Димитрия продолжали активно вкладываться.
В 1630 году по заказу царя Михаила Федоровича и был создан этот самый экспонат.
Официально он называется Крышка раки царевича Димитрия
и хранится в Оружейной палате, то есть является частью фондов Музеев Московского Кремля.
Остальные части раки (гроба) не сохранились: их похитили во время Отечественной войны 1812 года. Удалось спасти вот только эту крышку, с изображением. На боковых сторонах, скорей всего, просто были узоры, как на той, где мощи Дмитрия лежат в наши дни.
В Архангельском соборе мощи царевича находятся в другой раке, без этой крышки.
Вид раскрытой современной раки в соборе изнутри.
Вот описание крышки раки из каталога музея:
Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628-1630 годы. Мастерские Московского Кремля.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение, эмаль. 158,3 х 70,3.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Реставрирована в 1985 году Н.И. Долговым. ММК. инв. МР-9989.
"Крышка раки принадлежит к числу наиболее значительных творений мастеров-ювелиров Серебряной палаты Московского Кремля, выполненных под руководством одного из лучших ювелиров страны Гаврилы Овдокимова.
На крышке помещена чеканная горельефная фигура юного царевича в нарядном облачении. Хотя изображение подчинено определенному канону, детское лицо царевича, мягко смоделированное, со слегка выпяченной нижней губой и широко открытыми глазами, создает впечатление известной портретности образа. Это произведение свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства русских чеканщиков XVII века".
Это единственное фото, на котором мне удалось сфотографировать крышку "во весь рост". Увы, получилось расплывчато.
Очень круто, что сохранились имена художников, которые сделали этот позолоченный "портрет".
Вот он каков, наш "русский Тутанхамон", шедевр ювелирного искусства в жанре посмертного портрета!
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь – ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.
Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери – Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы – основатели русского иночества: справа от Пречистой – Феодосий Печерский, а слева – Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний – в полном схимническом облачении.
Феодосий Печерский – третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.
На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону.
Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.
Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.
Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.
Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери – 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.
Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска.
Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами – глазами исследователей.
Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле – родине воплотившегося Христа и христианства.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» – как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
Свенская икона Божией Матери - древнейшая Святыня Брянской Земли. Она была перенесена во град Брянск из Киево-Печерского монастыря в конце XIII века. «В лето 6796(1288), - так повествует древнее сказание, - Благоверный Великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами, и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления". Древний же список Свенской чудотворной иконы, с изображением в лицах явленных чудес от нее поясняет, что великий князь Роман Михайлович Брянский послал в Киев вместе со священниками и "архимандрита Петровского" (Брянского Петро-Павловского монастыря).
Печерский архимандрит, с согласия братии, отпустил к Благоверному князю со священниками икону на лодке рекою Десною. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны, но едва провожавшие Святую икону сказали: "Проведем эту ночь в Свене реке", лодка пошла, и они заночевали на правом берегу. Проснувшись, они пошли помолиться пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Тогда они пошли искать Святую икону на горе против реки Свены и нашли ее на большом дубе, между ветвями. Об этом чуде было донесено Благоверному князю Роману. Князь, сопровождаемый Епископом и священниками, отправился пешком к месту, где находилась икона. Дойдя до того места, где теперь стоит Свенский монастырь, вздохнув, он со слезами сказал: "О, Пречудная Владычице Богородице, Матерь Христа Бога нашего! Даруй мне, Госпоже, видеть очами своими свет и Твой чудотворный образ". Князь Роман дал обет на этом месте построить храм и монастырь, и дать ему столько земли, сколько увидит с этого места. В ту же минуту он увидел небольшую тропинку и велел поставить Крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко сказал: "О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услышь глас молитвы моей идай прозрение очам моим!" После этой молитвы он прозрел и стал видеть лучше, чем прежде. Князь Роман приказал снять с дерева икону, но никто из простых священников не мог ее снять; только Епископ снял ее и поднес к князю. Приложившись к чудотворному образу, Благоверный князь повелел отслужить молебен, и сам со всеми бывшими на том месте начал рубить деревья. Вскоре был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже князь созвал братию, устроил монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом. Дерево, на котором стояла икона, срубили и употребили на доски для икон и на кресты.
Пресвятая Богородица изображается на Свенской иконе величественно возседающей на золотом возвышенном троне, который поставлен на особом амвоне в одну ступень. Правая стопа Матери Божией стоит на небольшом камне, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвято Девы возседает Предвечный Младенец, Господь наш, Иисус Христос и благословляет, Пречистая Богородица держит Своего Божественного Сына обеими руками. По обеим сторонам трона Владычицы на особых возвышениях стоят: с правой стороны - Преподобный Феодосий, а полевую - Преподобный Антоний, Печерские чудотворцы, - оба со свитками в руках. На свиткеу Преподобного Антония написано: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». На свитке у Преподобного Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшного (на) хвалу и славословие Тебе». Преподобный Антоний представлен в полной монашеской схиме, а Преподобный Феодосий изображен вмантии и епитрахили, без клобука, с открытою главой.
Через некоторое время после основания монастыря оклад чудотворной иконы обломался. Вследствие просьбы Свенского игумена переделать оклад, царь Иоанн Васильевич велел принести икону в Москву и переделать оклад, прибавив много золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали через три года и икону с молебствием возвратили в Свенский монастырь. Цари и великие князья Иоанн Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Феодорович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елисавета Петровна, Святейшие Патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие князья и вельможи почитали чудотворную Свенскую икону Божией Матери и благотворили Святой обители Свенской многими дарами. Много чудес совершалось и совершается от этой Святой иконы. Особенно замечательны из них следующие.
В 1566 году в Свенской обители заложили храм и через год выстроили его. Своды новопостроенного храма упали, но игумен Мартиниан с братией вышел из него невредимым. Однажды к обители подошли иноплеменники с намерением разорить ее, но Царица Небеснаяне допустила их: нападавшие вдруг были все ослеплены и все сокровища, взятые ими, были возвращены в обитель. И в другие времена неприятели подходили к Брянску, чтобы разорить его и жителей взять в плен, но каждый раз Царица Небесная не допускала их.
В 1673 году из города Трубчевска к чудотворному образу Богоматери привели земледельца Потапия, который так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Как только отслужили молебен, он получил исцеление и постригся в Свенской обители в монашество.
В этом же году из города Севска пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов, и, после молитвы пред Святою иконою Божией Матери, получил исцеление.
В 1677 году 20 ноября теплый каменный храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских разрушился, но Царские Врата и Святые иконы были найдены в Алтаре неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после разрушения храма был найден под кирпичами в щебне, также целым, между тем как аналой совершенно был раздавлен.
В 1685 году из города Трубчевска пришел земледелец Иоанн, бесноватый и, после молитвы перед Свенскою иконою Божией Матери, получил исцеление. В 1812 году, во время войны с французами, их полчища подошли к городу Брянску и грозили разорить его. В это время благочестивые жители города Брянская обратились с усердной молитвой к Царице Небесной, единственной Помощнице и Утешительнице во всех несчастиях. Взяв Ее чудотворный образ, обошли с ним вокруг города и вскоре получили известие, что в то время, когда в Брянске молились, неприятельские полчища возвратились назад. В благодарность за избавление от неприятеля брянские граждане со всем духовенством опять подняли икону Божией Матери и Крестным ходом обошли город, и в это самое время получили известие об изгнании французов из Москвы. В память этого заступления Пресвятой Богородицы жители города Брянска установили каждый год совершать крестный ход 11 августа, для чего накануне этого дня приносили Святую икону в город Брянск, в городском соборе совершали всенощное бдение, а утром после Божественной Литургии обходили вокруг города с чудотворной иконою, Крестами, иконами и Святыми хоругвями из всех храмов и со всем городским духовенствоми затем возвращались в собор. Перед вечернею народ приходил в собор и с честью и славою провожал чудотворную икону в обитель.
В память избавления от французов в 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Божией Матери. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростилавич Демидов изготовил на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Божией Матери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных бриллиантов, также бриллиантовые звезды на плечи Приснодевы, венец и нарукавники Предвечного Младенца.
В 1830 году Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недель сильно страдала глазной болезнью и затем ослепла. В мае месяце во время болезни девица Екатерина слышала голос, повелевающий принести в их дом из Свенского монастыря чудотворную икону. Узнав об этом, Иван Яковлевич Климов попросил принести Святую икону 19 мая 1830 года. На другой день принесли к нему Свенскую икону, отслужили перед нею молебен и освятили воду. Когда слепую подвели приложиться к Святому Кресту и окропили Святой водою, она немного прозрела. Но когда подвели ее приложиться к Святой иконе, больная прозрела и совершенно исцелилась от сильной боли. «Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу,- радостно воскликнула несчастная, - и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ». Но ей это не позволили. Свидетелей прозрения и выздоровления девицы Екатерины было десять человек.
В 1830 году Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревен Трубчевского уезда просил Преосвященного Никодима, Епископа Орловского, позволить принести в его дом чудотворную икону Божией Матери. «Я, - писал он, четыре года страдал помрачением ума, сильною тоскою и унынием; но как только дал я обет - поднять в свой дом чудотворную икону Божией Матери, то тотчас получил утешение и отраду». Епископ позволил, и чудотворная икона была поднята в село Ревны.
В 1832 году в Свенский монастырь приехала женщина из Смоленской губернии, одиннадцать лет страдавшая беснованием. Во время припадков она сильно кричала. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. После молебна больная приложилась к Святой иконе и получила исцеление. В 1840 году Карачевская помещица Александра Ивановна Гринева сообщила: «Я от простуды получила сильное воспаление в глазах и почти слепоту, и рожу на голове и на всем лице, страшно больно и невыносимо мне было смотреть на свет, а более на огонь; я должна была ходить с вожатым, и накрыв совсем голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свенской ярмарки я, узнав об исцелении от глазной болезни при Святой Свенской иконе Божией Матери, просила отвезти меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо к монастырю. В это время служили раннюю обедню; меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей; боль была невыносимая. После Литургии понесли Святую икону в лавку, я шла сзади, взяв ссобою полотенце и стакан. Мне подали Святой воды, которую освящали в лавке; я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку Святой воды: я ею умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались, по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мною пред чудотворною Свенскою иконою. Что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещаца Александра Ивановна Гринева». Далее она добавляет: «Тотчас после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелел в монастыре, и доселе находится в военной службе».
Благочестивые брянские жители очень чтили Свенскую икону и во всех важных обстоятельствах своей жизни усердно молились перед нею. Вступали ли в брак, отправлялись ли суда в далекое плавание, или обозы шли с товарами, в радостях и печалях, - всегда приходили в Свенскую обитель и усердно молились перед Святою иконой Божией Матери.
Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и других мест принимали в свои дома Святую икону Божией Матери. Издревле поднятие чудотворного образа совершалось так. Когда желающие поднять Святую чудотворную икону приходили в обитель, начинался соборный благовест в большой колокол с переводом и во все колокола. Настоятель с братиею шли в храм; собирались и жители соседних сел. Настоятель с собором братии в облачении выходил из Алтаря, становился пред чудотворным образом и благословлял начинать молебен. Во время пения тропаря два иеромонаха брали Святую икону и выносили ее из храма. Настоятель, иеромонахи и весь народ шли за нею. По выходе за монастырские ворота, при звоне колоколов и пении стихир, иеромонахи со Святою иконою останавливались на площади лицом к обители. Настоятель стоял пред чудотворным образом с Крестом в руке, а иеродиаконы с кадилами. Иеродиакон произносил ектению, и бывал отпуст. Настоятель прикладывался к иконе и просил Царицу Небесную не покидать обитель, затем давал приложиться ко Кресту поднимавшим Святую икону. Получив благословение, подъемлющии в свой дом чудотворный образ, принимали его от иеромонахов. Иеромонах, назначенный для сопровождения Святой иконы, принимал от настоятеля Крест. Затем отправлялись в путь при пении и колокольном звоне, а настоятель с братиею возвращались в обитель.
В городе Брянске и в селах, когда несли чудотворную икону, в храмах звонили вовсе колокола, и благоговейные христиане встречали и провожали ее с радостию и трепетом, воздавая почитание Самой Царице Небесной. При встрече и проводах Свенской иконы падали на колени, ложились на землю, клали под Святую икону грудных младенцев, подводили отроков, чтобы над ними пронесли чудотворный образ. Это время было праздником для всего селения: дворы, улицы и площади чисто подметались, избы украшались.Так же торжественно провожали Святую икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходили из монастыря на встречу Святыне. При звоне во все колокола настоятель кадил чудотворный образ, принимая Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи принимали Святой образ от Богомольцев. В храме икону ставили на место, диакон произносил ектению, затем был отпуст и целование Святого Креста и чудотворного образа. В соборном монастырском Успенском храме чудотворная икона Божией Матери занимала первое место в иконостасе по правую сторону Царских Врат, а в теплом храме для нее было устроено особое место.
В Свенском монастыре находился очень древний список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Эта Святая икона была украшена золотой ризой, той, которая прежде была на чудотворной иконе и устроена в 1778 году при игумене этой обители Никодиме. При этой же ризе находились жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе цареми великим князем Иоанном Васильевичем при возвращении ее из Москвы в обитель.
После большевистского переворота Свенский Успенский монастырь был закрыт, а Успенский собор взорван. Чудотворную икону Божией Матери передали Главнауке Наркомпроса на реставрацию, а оттуда - в Третьяковскую галерею, где она находится и в настоящее время. В 1992 году возродилась монашеская жизнь в Свенской обители. С 2000 года возобновлен ежегодный Крестный ход со Свенской иконой Пресвятой Богородицы, который совершается теперь в самый день празднования ей, 30 августа, и с 2004 года проходит из Свенского монастыря по городу Брянску к Кафедральному Собору во Имя Святой Троицы.
О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.
Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь - ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым древнерусским иконописцем, почил около 1114 года.
Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери - Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы - основатели русского иночества: справа от Пречистой - Феодосий Печерский, а слева - Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний - в полном схимническом облачении.
Феодосий Печерский - третий из святых, канонизированных Митрополией Киевской и Всея Руси (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников Святой Руси.
На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Размер Свенской (Печерской) иконы - 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.
Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.
Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.
Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.
Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:
«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».
Свенская (Печерская) икона Божией матери была написана преподобным Алипием иконописцем, который учился иконописному мастерству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.
Изображение Богоматери относится к типу Панахранта (Всемилостивая), возможно, происходит от одного из изводов Кипрской иконы Богородицы. Матерь Божия изображена прямо сидящей на высоком троне и держащей Младенца прямо перед собой. Подобный тип более характерен для монументальной живописи - фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости.
Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия и Антония Печерских (Антоний в островерхом схимническом куколе). Преподобные держат развернутые свитки с текстами поучений.
Текст на свитке Антония: "Молю вас так, чада держимся воздержания и не ленимся, имея ведь о сем Господа помощником". Надпись на свитке Феодосия плохо просматривается, почти нечитаема, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности. У трона практически не видно ступеней.
Свенская икона - древнейшее из известных изображений св. Антония и Феодосия. До 1288 года икона находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами. В 1288 году икона была перенесена в Брянский Свенский монастырь.
Черниговский князь Роман Михайлович будучи в Брянске лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, происходивших от чудотворного образа Печерской Богоматери, князь послал в печерский монастырь гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления.
Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свени. На том месте путники провели ночь. Утром они пошли к лодке, чтобы помолиться перед иконой, но не нашли ее. Икону они увидели на горе напротив реки. Образ стоял на дубе между ветвями.
Известие об этом дошло до князя Романа. В сопровождении священников он пешком пришел к месту, где теперь стоит Свенский монастырь и там молился о даровании ему зрения. "Все что узрю с места сего во все четыре стороны, отдам дому Твоему и посрою храм и обитель на месте, которое Ты возлюбила".
Зрение возвратилось к нему в ту же минуту, как он закончил молитву. он увидел тропинку, на которой по его повелению тогда же был поставлен крест. Но глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Когда подошли к иконе, князь снова пал на землю и воззвал с сердечным сокрушением к Богородице: "Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!" Произнеся это он стал видеть лучше прежнего.
По его приказанию икона была снята с дерева и поднесена князю, который ее благоговейно облобызал. Примеру князя последовали все присутствующие. Отслущив молебен пред иконой, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и через некоторое время общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери. Позже князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь, который назвал Свенским по названию реки и щедро наделил его деньгами, а чудотворной иконе изготовил оклад из золота и серебра.
Название монастыря перешло к иконе, которая осталась здесь и стала главной монастырской святыней, дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и на храмовые принадлежности. Позже на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Тогда же установили празднование иконе 3/16 мая.
Основатель обители, князь Роман Черниговский погиб в Орде в конце XIII века. Документальных сведений о первых столетиях существования монастыря не сохранилось.
Обитель и ее святыня всегда были почитаемы русскими царями. Иван Грозный неоднократно жертвовал в обитель деньги с просьбой помолиться в важных случаях своей жизни. Он же освободил монастырь от налогов.
В 1578 году в монастыре вместо обветшавшей деревянной церкви был возведен пятикупольный каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Строил их тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков.
Подлинным украшением собора стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским для поминовения его родителей - князя Федора и княгини Анастасии. Западные двери, скошенные сверху, украшались дивным ажурным орнаментом. Северные, прямоугольной формы, разделялись полосами на 20 неравных частей, украшенных посредине квадратной накладкой, на которой высечена сидящая на ветке птица. Южная, прямая дверь разграничивалась тонкими полосами на несколько прямоугольных частей. Одна из таких створок хранится ныне в московском музее «Коломенское», две других - в Брянском краеведческом музее.
Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными.
Иконописью были украшены и фронтоны церкви.Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это место, расположенное близ амвона в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней была большая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: «Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром», по той же камке вышиты кругом слова: «Не рыдай мене, мати».
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.
Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. Дошедшее до наших дней сказание о строительстве этого храма о случившемся повествовало следующее: «На том мосту обломился Тихон. старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесят человек - церковных каменьщиков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробища, а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша». По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Этот год был еще памятен тем, что Иван Грозный запросил к себе Свенскую икону, для которой в Москве был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Икону возвратил в обитель с богатыми дарами: разной «рухляди» на 105 рублей, 70 окладных образцов, четыре плаща золотых с яхонтами, две ризы атласные и две серебряные, да к «Спасову образу цату золотую с камением и жемчугом, да к чудотворцем Антонию и Феодосию две цаты золотые с камением и жемчугом».
Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. Наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли». Еще издали можно было видеть скелеты церквей, торчащих из безжизненной черни пожарищ. Странная тишина была на пепелищах, прерываемая лишь вороньим граем да печальным скрипом качающихся на ветру дверей. Возле церквей лежали тела павших защитников и врагов. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Во время борьбы Московского государства с Польско-Литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску» в просьбе ссылаясь на грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». Царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
Петр I не однажды посещал Свенский монастырь, где для него был устроен особый каменный домик. Заезжал он в монастырь и после Полтавской битвы, чтобы отслужить молебен.
В разное время в Свенской обители обитали многие подвижники христианского благочестия, чья жизнь была источником духовного света для многих тысяч верующих. В первую очередь здесь стоит упомянуть святителя Иоанна Тобольского, который был наместником Свенского монастыря с 1681 по 1695 год.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей преподобного Паисия Величковского. Среди них были иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.
Чудотворный образ всегда привлекал множество паломников, совершалось много чудес.
В 1673 году к чудотворному образу был приведен бесноватый земледелец из Трубчевска Потапий. Он так сильно бесновался, что его едва могли удержать. После молебна пред Свенской иконой, бес страшно сотрясая больного вышел.Присутствующие были поражены, а Потапий воздав хвалу Богу и Его Пречистой Матери, дал обет постричься в монашество, что вскоре и исполнил.
Не раз к монастырю подступали полчища врагов, покушаясь разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию.
Целые полчища врагов подступили тогда к городу, грозя разорить его. Жители Брянска, ища спасения, обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, и взяв Свенскую икону обошли с нею вокруг города. Вскоре стало известно, что неприятель отступил. В благодарность за избавление, жители с духовенством вторично подняли чудотворную икону и с крестным ходом обошли весь город. Через некоторое время стало известно, что французы окончательно удалились из приделов Москвы. В память об этом событии празднование Свенской иконе Божией Матери стало совершаться еще и 17/30 августа.
После этого чуда в 1815 году жители города устроили новую золотую ризу на икону Богоматери.
В 1830 году крестьянин Иван Васильев из села Ревен ходатайствовал к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести к нему в дом чудотворную икону.Епископ разрешил на некоторое время перенести икону в село. " Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, − писал этот крестьянин, −− но как только дал обет принести чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду".
В 1832 году у чудотворного образа получила исцеление женщина страдавшая беснование 11 лет. Родственники привезли ее в свенский монастырь, чтобы у святой иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен, больная приложилась к иконе и получила исцеление.
Было много и других чудес и исцелений от чудотворной иконы. В прошлом она занимала первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат в соборной церкви Успения Богоматери.
Четыре раза в год в обители устраивался крестный ход: 3 мая - внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа - в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход шел в город, обходил его и возвращался в обитель. Наконец, 15-го августа устраивался крестный ход из города в обитель.
В 1917 году монастырь был закрыт, из монахов сформирована трудовая коммуна, а на территории монастыря разместили солдат. В 1920 году в монастыре организовали детскую колонию. В первые годы после безбожной революции богослужение еще велось, но в 1924 году все церковные здания были закрыты, а ценности изъяты. В 1926 году Свенская икона была отправлена на реставрацию, а оттуда на вечное хранение в Третьяковскую галерею.
В 1930 году Успенский собор был взорван бригадой подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: взлетевшие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
Позже было вынесено решение передать монастырь Брянскому губернскому музею, но в силу оно не вступило. Спустя полвека прежние решения о Свенском монастыре были пересмотрены и в 1970-х годах начали восстановление ограды монастыря, Сретенской и Преображенской церквей. В 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году монастырь был передан Русской Православной церкви.
Назначенный в 1994 году на Брянскую кафедру архиепископ Мелхиседек (Лебедев) первые недели проживал и организовывал епархиальную работу в Свенском монастыре, − ещене было выделено здание под устройство Епархиального Управления.
Хотя многие строения и не сохранились, монастырь по прежнему производит неизгладимое впечатление. В 2005 году началась расчистка руин, разработан архитектурный план строения и приготовлено основание для строительства уже пятого по счету Успенского собора.
Свенская икона находится в Третьяковской галерее, инв. № 12723, Возвращать ее не собираются.
В Свенском монастыре и храмах Брянска есть списки с чудотворной иконы, в монастыре вечером по воскресеньям совершается чтение акафистов Божией матери перед иконой ее именуемой Свенская, святому Иоанну, митрополиту Тобольскому и Брянским святым.
Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле - родине воплотившегося Христа и христианства.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» - как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.
Брянский Свенский монастырь
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска