Храм на автозаводской расписание служб. У Симоновых стен

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Построена в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведён в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. монахом этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1998 г. на этом месте восстановлен памятный крест. Около деревянного храма находились захоронения героев Куликовской битвы 1380 г. - монахов Свято-Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби, погибших в единоборстве с татарами. Гробницы их были затем устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 г.).

В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1703 г. на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 г. перестроена). В 1785-87 гг. coopужена новая, каменная, трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 г. в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби. В 1894 г. расписан главный храм. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приделы — преподобного Кирилла Белозерского (в правой алтарной части, известен с 1792 г.), благоверного князя Димитрия Донского, в трапезной — преподобного Сергия Радонежского (северный), святителя Николая Чудотворца (южный). Храм выстроен в русско-византийском стиле. Четырехугольный, бесстолпный, однокупольный с луковичной главой.

В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 г. реставрировалась добровольцами, к 1988 г. отгорожена от завода. В 1989 г. возвращена РПЦ. В 1991г. рядом с храмом построена каменная звонница.

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом).



На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из "Задонщины": "Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую".
Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области.



Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.



Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь (Восточная улица, дом № 6).

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве. Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод - сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849-1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню. В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень - шедевр чугунного каслинского литья, - покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В 1929 г. храм закрыли, церковная глава была уничтожена, колокольня разобрана, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В 1989 г. храм вернули общине верующих. 16 сентября 1989 г. были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, выстроена каменная звонница. Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи - Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым. Исторический музей вернул в храм чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. 3 июня 1993 г. освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре ныне также возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

К этой церкви приписана часовня во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Центре лечения и социальной реабилитации наркологических больных.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Старом Симонове.

В 1370 г., согласно желанию великого князя Димитрия Донского, здесь возник монастырь. Владение землею в этой местности прежде было связано с именами Симона Головина и Григория Ховрина. Первым игуменом был св. Федор, племянник преп. Сергия. Когда в 1379 г. монастырь был перенесен на нынешнее его место, при прежнем храме оставлена была малая обитель, зависевшая от главной и называвшаяся «Рождественскою, что на Лисьином пруде». Церковь стала приходскою приблизительно с 1646 г., когда окладные деньги вносили уже белые священники, а не монастырь.

Вместо деревянной, в 1509 г. построена каменная церковь, составляющая главную часть ныне существующего храма. Ее стиль чисто русский, она напоминает Владимирские церкви, а также ранние Московские, с поясом каменной резьбы вокруг всего храма и с такими же входными арками, как при Ризположенской в Кремле церкви (1486 г.). Особенностью является бесстолбность, глухой закрытый купол, отсутствие окон верхнего света, деревянные связи сводов в алтаре. В южном предалтарии устроен придел во имя св. Кирилла Белозерского, первоначально бывший особою деревянною церковью. Стенопись неоднократно возобновлялась и не сохранила древнего вида.

Трапезная и Никольский придел, вместо прежних, выстроены были деревянными же в 1734 г. В 1660 г. упоминаются каменные палатки над гробницами Пересвета и Ослебяти, похороненных здесь героев Куликовской битвы. Нынешняя западная часть всего храма, заключающая в себе трапезную с этими двумя гробницами, колокольню и приделы: новый - преп. Сергия и старый - Николая чудотворца, воздвигнута в 1849-55 гг.

Нынешние чугунные надгробия над Пересветом и Ослебятею сооружены в 1870 г. Сохранились замечательные древние иконы Николая чудотворца, Господа Вседержителя и др.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Московская епархия)

Деревянный храм на этом месте был возведён в году преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским , как храм небольшого мужского Симонова монастыря . В году Симонов монастырь был перенесен на новое место.

Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби , по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве (1380). Позднее их гробницы были устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 года). Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В году возвели существующее доныне каменное церковное здание.

В середине XVII века старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В году на северо - востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 году перестроена). В 1785-87 годах сооружена новая каменная трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В году в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено новое надгробие Пересвета и Осляби - шедевр чугунного каслинского литья, - покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В году храм был расписан.

В или году церковь была закрыта. В 1930-х годах церковь была обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В году была снесена колокольня.

В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С года реставрировалась добровольцами, к году отгорожена от завода.

В году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

В году рядом с храмом построена каменная звонница.

Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи – Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым.

3 июня года освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

В году была восстановлена колокольня.

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки колоколов, разбитых в 1930-е годы.

На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из "Задонщины": "Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую".

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1989 году.

Церковь Рождества Богородицы первоначально была устроена в 1370 году преподобным Феодором, бывшим потом архиепископом Ростовским, родным племянником преподобного Сергия Радонежского.

Прп. Феодор, воспитанный под непосредственным влиянием своего дяди, прп. Сергия, достигши зрелого возраста, пожелал устроить свой монастырь, о чем неоднократно говорил своему дяде и руководителю, но прп. Сергий, опасаясь, чтобы еще такой молодой инок, каким был прп. Феодор, не подвергся разного рода соблазнам и искушениям, удерживал его при себе и даже намеревался передать ему после своей смерти управление своим Троицким монастырем. А когда прп. Феодор рассказал о слышанном им во время ночной молитвы призывающем его Божьем Гласе: «Феодоре, иди убо в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити в ней чада муж, желаний духовных и мзду многу имаши приятии на небесех», – то прп. Сергий принял это за Божие указание и не стал больше препятствовать племяннику, осуществить давнишнее желание. Преподал ему свое благословение и отпустил его с несколькими испытанными старцами своего монастыря отыскивать удобное место для основания новой обители.

Прп. Феодор, сопутствуемый этими старцами, отпущенными с ним из Троицкой обители, «обреете место зело красно на строение монастыря близ реки Москвы именем Симоново», которое признал удобным для основания монастыря.


Приделы в трапезной части храма. Правый: Свт. Николая Мирликийского, освящен 15 сентября 1989 года.

По принятому им обычаю делать только то, что одобрял его дядя прп. Сергий и, не полагаясь только на свою опытность, прп. Феодор не решился без благословения прп. Сергия начать устройство новой обители.

Благоразумный племянник сообщает о своем выборе мудрому дяде и прп. Сергий сам приходит осмотреть избранное место, насколько оно «потребно к строению монастырскому».

Обозревши это место и признавши его совершенно пригодным к устройству монастыря, прп. Сергий преклоняет свои колена перед Всевидящим Творцом и, прежде всего, молитвенно испрашивает Его благословения, как на избранное для устройства обители место, так и на юного основателя предполагаемой обители. Вместе с ним молился и прп. Феодор.

После молитвы долго и с большим вниманием преподобные осматривали местность. Было избрано место для построения храма, которое и было отмечено водруженным деревянным крестом, сделанным тут же из связанных гибкой ивовой веткой двух зеленеющих молодых деревцев. Перед этим крестом снова святые подвижники преклонили свои колена, прося Бога ниспослать свое благословение и помощь создать Святой храм в честь Его Пресвятой Матери. Отметили место для келий и служб монастырских, для огорода, для хранения овощей. Назначено было место, где должна была проходить ограда и где стоять монастырским воротам. Все было внимательно осмотрено, все было обсуждено и обдумано.

Через несколько времени на этом месте прп. Феодор с теми немногими иноками, которые пришли сюда с ним, приступили к построению храма во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Честного Ее Рождества «и около нея келии и вся по чину зело изрядно и общее житие учини». Храм был построен в 1370 году.

Глуха и пустынна была местность, скромна и тиха была жизнь пустынников. Сосредоточенные на молитве и труде, они проводили время или в храме за чтением молитв и общем пении псалмов, иногда, быть может, при тусклом свете дымящейся лучины, или в кельях, занятые каждый своим трудом, своею работою, чуждые суеты внешнего мира.


Приделы в трапезной части храма. Левый: Прп. Сергия Радонежского, освящен 16 декабря 1989 года.

Но как ни таились, как ни укрывались эти любители уединения и безмолвия, совершенно укрыться они все-таки не могли. Слава о добродетельной и благочестивой жизни Феодора стала распространяться все более и более и к нему стали приходить многие со своими думами, мольбами и упованием, получить от него добрый совет и утешение в печальные минуты своей жизни. Эта все возраставшая слава и эти, все умножавшиеся посетители, тяготили прп. Феодора. Избегая этих посетителей, он задумал тайно от своих сподвижников избрать себе другое место, где бы ничто не могло нарушить его уединения и отвлекать его от молитвенной беседы с Одним только Господом. С этой целью он стал искать такое место; но, сколько ни ходил он, нигде не мог найти тех удобств, какие представляла Симоновская местность, и поэтому он снова возвратился сюда. Желая, однако, скрыть свое возвращение, он поселился не в обители, им устроенной, а в глухой чаще леса, отделенной от обители глубоким крутым оврагом, но в очень близком от нее расстоянии. Здесь он поставил себе келью, и, поселившись в ней, наложил на себя больший прежнего подвиг поста и молитвы. Но и на этом новом месте он не мог, конечно, укрыться. Прежде всего, его ученики не хотели расставаться со своим наставником, и его внезапное отсутствие страшно опечалило их. Они всюду стали искать его и, действительно, его келья была скоро ими открыта и снова, испросивши на то его благословение, к нему стали приходить его прежние последователи и многие из новых искателей спасения. И, таким образом, на этом новом месте образовалась обитель, даже на столько против прежней обширная, что и прп. Феодор, и, посетивший его, прп. Сергий, нашли нужным сообщить об этом Великому Князю и испросить уже у него разрешение на устройство более обширной обители, а у свт. Алексия благословение на устройство в ней нового храма и с их разрешения «поставиша церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Успения, и трапезу и келий множество».

Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. А во все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм.

По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения. Под кровом этого храма почивали тела Куликовских подвижников, иноков-воинов Пересвета и Ослябя, которых после Куликовской битвы, Великий Князь Димитрий Иоаннович приказал привезти в Москву и похоронить именно здесь. Здесь же погребались и тела тех иноков, которые умирали или в Ново-Симоновом монастыре, или в тех келиях, которые находились близ Богородице рождественского храма.

Чтимая Тихвинская икона Божией Матери

В 1509 году деревянная церковь Рождества Богородицы была сломана, а на ее месте построена и освящена каменная церковь.

В 1612 году со своими драгоценностями и всеми вкладами князей и царей Симонов монастырь стал добычей литовцев и поляков. Несчастное событие 1612 года повторилось через 200 лет, в 1812 году: отряд войска Наполеона, разбив западные Святые врата, ворвался в монастырь и разграбил его. Соборная церковь, паперть и башни были заняты лошадьми, а настоятельские и братские кельи – солдатами и офицерами французской армии. Конечно, все эти невзгоды, которые переносил Ново-Симонов монастырь, переживала и церковь Рождества Богородицы, терпела она не меньшую печальную участь. С одной стороны она не была ничем защищена от врагов, а с другой стороны находилась под перекрестным огнем и врагов, и защитников Родины, и страдала как от выстрелов неприятельских, так и от выстрелов Ново-Симоновской обители.

Церковь Рождественского Старо-Симонового монастыря сделалась приходскою в середине ХУШ столетия. В 1787 году к храму была пристроена теплая каменная трапеза и колокольня, освящен новоустроенный придел во имя святителя и Чудотворца Николая.

В 1846 году был утвержден проект расширения церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове и перестройки при ней колокольни. Были устроены и освящены пределы свт. Николая в 1849 году и прп. Сергия в 1855 году.

В 1870 году торжественно праздновался 500-летний юбилей основания храма и монастыря.

В 1926 году храм был закрыт и в нем был образован компрессорный цех завода «Динамо». Только накануне 600-летия Куликовской битвы началось воссоздание храма места погребения героев. Возрождение святыни связано с именами художника П. Корина, архитектора П.Бароновского, писателей Ю. Селезнева, В. Сергеева, В. Распутина, В. Астафьева, космонавта В. Севастьянова. В 1989 году в храме возродилась богослужебная жизнь. В 1993г. и в 1999 годах храм посещал Святейший Патриарх Алексий II. В настоящее время храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, храмовый интерьер. Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень — точная копия дореволюционной сени 1880 года. В 2006 году воссоздана колокольня, на которой помещен колокол «Пересвет» (2200 кг) принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Ослябя.

© http://www.starosimonovo.ru/history/

Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

На месте современного храма когда-то стоял Старый Симонов с соборной церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Основаны они были в 1370 году племянником Сергия Радонежского Феодором. То ли по божией благодати, то ли по собственному решению — не известно, на этот счёт есть несколько версий.

В 1379 году перенесли на полкилометра дальше (так появилась Новая Симоновская, а позже просто Симоновская иноческая обитель) и заложили новый , который должен был стать приемником Рождественского, - Успения Пресвятой Богородицы. Строился он долго, и был освящен лишь в 1405 году.

С этого времени Рождественская стала скитскою – рядом с ней располагалось несколько келий, где жили старцы, пожелавшие остаться на прежнем месте. А старый официально стал назваться Рождественским, что на Лисьем пруду. С этой обителью связано много известных имён. В частности, здесь работал иконописец Дионисий, а возможно (не установлено достоверно), и Андрей Рублёв.

А тем временем Успенский храм стал соборным. В 1470-х годах в его купол ударила молния, после чего перестраивать его взялся сам Аристотель Фиораванти. Тогда же построили и кирпичную ограду вокруг монастыря – первую в Москве. Это не удивительно, ведь обитель стояла на страже столичных рубежей, поэтому пользовалась особой благосклонностью государей.

А деревянный стоял до тех пор, пока его не перестроил Алевиз Фрязин в 1509-1510 годах. Он сохранился до сегодня. В XVIII ст. возле храма были найдены захоронения прмчч. Александра Пересвета и Андрея Осляби, а также других героев Куликовской битвы.

Нужно сказать, у Симоновской обители судьба была непростая. В 1612 году, во время Русско-Польской войны её разграбили литовцы и поляки, в 1812 году – войска Наполеона, которые разместили в церковном здании лошадей. Что касается храма Рождества Богородицы, участь его была не лучше – он в это время находился под перекрёстным огнём.

В 1785-1787 гг. при Рождественской церкви были построены каменные трапезная и колокольня (взамен деревянных); в 1849-1855 гг. их перестроил Нарцисс Збожевский. В трапезной устроили два придела – Никольский и Сергиевский. В последнем в 1870 г. установили надгробие Александра Пересвета и Андрея Осляби.

В 1928 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове был закрыт. Через несколько лет оказалась на территории завода «Динамо», когда тот расширялся. Обитель не уничтожили, потому что жалко было крепких стен, которые ещё можно было использовать в работе. Колокольню снесли, а чугунное надгробие вышеупомянутых героев пустили на металлолом, выручив 317 рублей и 25 копеек. Поскольку церковное здание использовали в качестве производственного помещения, и в его полу был установлен мощный мотор, сотрясающий стены, храм быстро пришёл в негодность.

В 1987 г. завод передал Историческому музею. В 1989 г. она вернулась верующим и была переосвящена. В 2006 г. была восстановлена колокольня – до этого прихожане тешились небольшой звонницей. Губернатор Брянской области – родины Пересвета и Осляби – подарил храму колокол «Пересвет» весом в 2200 кг.

Что касается архитектуры, основной объём Рождественской обители бесстолпный (хотя, скорее всего, так было не всегда). Его нижняя часть сохранилась со времён древнего храма, построенного Алевизом. А вместе с ней - и красивые порталы четверика с «дыньками». Закомары не сохранились, и были заменены четырёхскатной крышей. Венчает куб храма луковичная глава на глухом барабане, украшенном аркатурным поясом и кокошниками. Барабан на колокольне выполнен весьма необычно - он имитирует несколько ярусов. Церковные стены украшают пилястры и резные карнизы, витиеватый орнамент и поребрики; привлекают внимание карниз основного объёма храма и конхи апсид.

Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове – это объект культурного наследия и памятник архитектуры.

21 сентября 2005 года наша страна отмечала одно из значимых событий в истории государственности – победу на Куликовом поле ополчения великого князя Московского Дмитрия Иоанновича над войском Мамая. Что дало силу русским воинам, переломившим ход истории и положившим начало освобождение Руси от гнета татаро-монголов – над этим вопросом не устают спорить историки.

А за 10 лет до Куликовской битвы игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский благословил своего племянника Феодора основать на месте Симоново, на Москве-реке, монастырь. Первый храм Сергий срубил и освятил пророчески - в ознаменование Рождества Пресвятой Богородицы. А самому Феодору Симоновскому через несколько лет, в кризисные для Руси годы, предстояло стать духовником великокняжеской четы: Евдокии Дмитриевны и Дмитрия Иоанновича. Именно по его совету великий князь Дмитрий направился перед Куликовской битвой в Троицкий монастырь к игумену Сергию за благословением. Сергий Радонежский постарался утешить великого князя и послал с ним иноков, а в прошлом брянских бояр, схимонахов Андрея Ослябя и Александра Пересвета.

Начать битву на Куликовом поле выпала честь Александру Пересвету, где схимонах сразился с доселе непобедимым Мурзой Челубеем – эту историю многие знают по школьным учебникам. Выиграв 300 поединков, Челубей не смог справиться с духовным богатырем. А русские воины одолела могущественных варваров и с тех пор поверила бесповоротно в свои силы. С благословения преподобного Сергия и по повелению великого князя тела обоих схимонахов, погибших в битве, были погребены в Старом Симоново , близ храма Рождества Пресвятой Богородицы .

На месте деревянного храма в 1509 году был построен каменный, который сохранился и поныне. После пристройки к храму в XVIII-XIX веках трапезной части, место погребения Пересвета и Ослябя, героев Куликовской битвы, оказалась внутри храма. Колокольня, по проекту архитектора Тона, была пристроена в конце XIX века. На Руси места погребения героев всегда почитались. Есть свидетельства посещения могил героев Куликовской битвы царственными особами. После коронации Императрица Екатерина II выделила на надгробную сень для героев Кулаковских сражений большие средства.

Новый Симонов монастырь и церковь Рождества Богородицы в 1930-х годах были почти полностью разрушены. Значительно пострадали надгробия Осляки и Пересчета. В храме расположился заводской цех, а вся округа стала огромной промзоной. О церкви вспомнили только к 60-м годам, появились статьи, призывающие вернуть церкви прежний облик, но они ни к чему не привели. И только к 600-летию Куликовской битвы церковь решили передать Историческому музею, разместить в ней экспозицию, посвященную самой битве.

Однако закончилось это только удалением из храма моторов. И только в 1989 году церковь была открыта для посещений прихожан. Медленно, но успешно, началась реставрация силами церковной общины. Поверху прохода бывшего склада провели галерею. Только к 2006 году на месте разрушенной колокольни закончилась реставрация небольшой каменной звонницы. Сейчас , практически восстановлена. Глядя на новое и резное надгробие Осляби и Пересвета, трудно представить, что церковь начала оживать только 16 лет назад.

Чудотворные иконы, много раз спасавшие Русь - Казанская, Тихвинская, Иверская, Влахернская Богоматерь, образ Богородицы с частицей Ризы - святыни . Вы их можете увидеть, просмотрев наши приделов и . Давно забытый образ Петровской Богоматери, который напоминает о священной истории православной Москвы, был также восстановлен и размещен в этом храме.

Последние материалы сайта