Что такое бражка в детской песне. Текст песни русские сказки и потешки - ладушки-ладушки

24.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

» речь про исторические корни песни «Ладушки» . Наверное, вы слышали: ладушки-ладушки, где были — у бабушки. Что ели — кашку, что пили — бражку. Менее известна книга «Исторические корни волшебных сказок » Проппа. Весьма во всех отношениях — про то, почему баба Яга — баба, а не мужик; про то, что такое избушка, и почему она действительно страшна. Но корни можно найти не только у сказок…

Исторические корни песни «Ладушки» идут в тысячелетия намного дальше, чем корни сказок. Можно сказать: в то время, когда создавались «Веды» в Индии, а египтяне только задумались о спуске с веток и другом назначении камней.

Теперь докажем.

В первой строке вопрос: где были? Ответ: у бабушки . Обратите внимание — не у дедушки, не у мамы или папы. Именно у бабушки. Чувствуете некоторую мистичность направления?

Обычно эта песня ассоциируется с гусями-ладошками: гуси-ладушки имитируются ладошками детей и их мам с бабушками. Так что на гусях мы сделаем акцент. Но нужно помнить: видовая принадлежность птиц не указывается .

Вторая строчка про пиршество: ели кашку, пили бражку .

Сначала кажестя, что это заговор против бедных русских путём создания у детишек положительных эмоций к алкоголю. Ведь о браге поёт мама, бабушка… самые близкие и любимые… Действительно, попахивает уничтожением нации посредством спаивания.

Вы можете сказать: «Да ладно, наверное, речь о другой бражке, детской». А вот и нет, что подтверждает куплет «Поели, попили, домой полетели, на головку сели «. Обычно гуси-ладошки садятся на головку ребёнку. Но где это видано, чтобы гуси (да и птицы в целом) садились на голову человеку! Кому такое вообще в голову могло прийти?

Совершенно верно. Гуси не отличаются склонностью залазить на головы. У них вообще с лазанием и усаживанием на проблемы — из-за лап с перепонками. Получается:

  • а) или автор песни набухался бражки
  • или б) автор песни имел в виду другую голову.

а) попахивает тем же заговором. Про — б) подробнее.

Факт: животные любят алкоголь.

Дикие свиньи, например, обожают подгнившие яблоки (с этанолом и этиловым альдегидом), отчего резвятся и пьяно-счастливо спят. Домашние птицы — не исключение. Так, если тем же гусям дать свежую черешню и черешню из-под наливки, то выбор — черешня из-под наливки (с алкоголем).

Ну а бухнув, гуси — как люди: совершают странные вещи. В том числе кувыркаются, крякают гусиные песни, дерутся. А если приход словлен в полёте? Тогда гуси садятся НА ГОЛОВКУ. То есть, приземляются не на лапы , а на голову. При этом мы сочетаем

  • строку, что птицы набухались перед полётом
  • факт воздействия браги на животных
  • странные слова про «на головку сели».

Теперь очевидна последовательность: птицы бражничали, словили приход в полёте и приземлились спьяну на свои головы. Теперь очевиден первый семантический пласт:

Песня про «Ладушки» на самом деле ПРОТИВ алкоголя.

И в детской, доступной форме показывает негативные последствия пьянства .

Но это лишь первый слой, потому что есть новый вопрос: «Кому вообще в голову пришло поить животных брагой?» Причём обратите внимание — речь идёт не о домашних гусях. Домашней птице ОБЯЗАТЕЛЬНО обрезают крылья. Иначе они отправятся далеко в тёплые страны, как только окрепнут. Тем не менее, в песне используются слова «попили, поели, домой полетели» — крылья не обрезаны.

То есть, у бабушки

  • а) были дикие гуси / птицы
  • б) они были пролётом.
  • в) безобразничали (пьяные) уже «дома».

Где дом у диких набухавшихся гусей? Зависит от количества выпитого. И явно рядом с гнездом разврата.

Итак, барабанная дробь……………… КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ!

Легко ли поймать пьяного дикого гуся? Так же, как ограбить пьяницу под мухой.

Таким образом, ушлая бабушка, напоив диких птиц брагой, могла с лёгкостью брать их тёпленькими.

Вы скажете: «Хороший способ охоты!» Но зачем? Ведь есть охотники, луки, стрелы, силки…

Значит, дело в другом.

Дело в том, КАК дикие гуси стали домашними . То есть, как древние люди

  1. Поймали диких вольных гусей
  2. Поймали более менее невредимыми, ведь раненые птицы хуже размножаются
  3. Поймали в достаточно самцов и самок для создания потомства, забывшего свободу.

Какой-то процент птиц, возможно, и был пойман ошибками в охоте. Но это сложно, хлопотно и не престижно (все зовут мазилой). Какой-то процент найден случайно или в силках. Но нужен не процент, нужна стопроцентная работающая технология поимки диких птиц для одомашнивания.

Таким образом:

Песня «Ладушки» — древняя технология одомашнивания.

Прошедшая до нас через ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!

Вот это подарок от предков. Такая себе супер-мнемоническая техника по всем канонам:

  • и образность,
  • и тактильные ощущения,
  • и ритм,
  • и мелодия прилипчивая,
  • и учится с младых ногтей,
  • и полезная информация о технологии поимки диких животных для приручения.

Настолько удачное сочетание, что забылось всё , даже назначение стиха. А сама песня — вот она.

А вы «Ладушки… ладушки…»

(составление и обработка Олеси Емельяновой)

С самого момента рождения необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ни что другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение. Всем и каждому знакомы такие традиционные персонажи как два веселых гуся, сорока-белобока, коза рогатая, рева-корова, котик-коток, сова – большая голова и серенький волчок.

ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

* * * * *

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

* * * * *

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

* * * * *

Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!
Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

* * * * *

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

* * * * *

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

* * * * *

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * * * *

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

* * * * *

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

* * * * *

Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!

* * * * *

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

* * * * *

Баю-баю-баючок,
Спит давно в лесу волчок,
Спит без байканья,
Да без люльканья,
Без качульканья,
Без баюльканья!
Баю-баю-байка,
Ну-ка, засыпай-ка!

* * * * *

Баю-баю, баю-бай!
В дом забрался к нам Бабай!
Он забрался под кровать,
Хочет деточку забрать.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Баю-баю, баю-бай,
Уходи от нас Бабай!

* * * * *

Пусть у кошки заболит,
У собачки заболит,
Будет кошка инвалид
И собачка инвалид!
А тебе пусть повезет –
У тебя вся хворь пройдет!

* * * * *

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

КОЗА РОГАТАЯ

* * * * *

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!

* * * * *

У козы-то у рогатой
Дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет,
Молочка им принесет.

* * * * *

Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

* * * * *

Ходит по ночам коза,
Закрывает всем глаза.
Ну, а кто не хочет спать,
Станет тех коза бодать!
Быстро глазки закрывай,
Баю-баю, баю-бай!

* * * * *

Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

* * * * *

Жил-был у бабушки серенький козлик.
Раз-два, раз-два! Серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила.
Раз-два, раз-два! Очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Раз-два, раз-два! В лес погуляти!
Напали на козлика серые волки.
Раз-два, раз-два! Серые волки!
Остались от козлика рожки, да ножки,
Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

* * * * *

Шла коза-козища,
Вылупив глазища,
С бородой небритою
С рожею немытою
Кувырнулась через пень –
Встали роги набекрень.

* * * * *

Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!

РЁВА-КОРОВА

* * * * *

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются –
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

* * * * *

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

* * * * *

Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

* * * * *

У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

* * * * *

Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

* * * * *

Рано-рано поутру
Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Напои нас молоком.

СОРОКА-БЕЛОБОКА

* * * * *

Сорока-белобока,
Где была? – Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
«Детки вы, детки,
Собирайте щепки,
Наварю я кашки
Золотые чашки!»

* * * * *

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

* * * * *

Сорока-Воронушка,
На хвосте ни перышка –
По полю шныряла,
Хвостик потеряла.
Спряталась под мостик –
Отрастила хвостик,
И теперь шныряет –
Хвостик не теряет.

* * * * *

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!

* * * * *

Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки-хохочи!
Поскакушки-поскачи!

* * * * *

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти косонька до пят,
Красна девица до гряд!

* * * * *

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

КОТИК-КОТОК

* * * * *

Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

* * * * *

Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.

Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его.

Как у коти, у кота
Занавесочка чиста.
У дитяти моего
Есть почище его.

Есть почище его,
Да покраше его.

* * * * *

Тритатушки! Три-та-та!
Кошка встретила кота!
Котик кошку кличет,
Ходит и мурлычет.
Тритатушки! Три-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!

* * * * *

Кошка бросила кота,
Откусила полхвоста,
А коту обидно –
Полхвоста не видно.

* * * * *

Пошел котик во лесок, во лесок.
Нашел котик поясок, поясок.
Чтобы люльку подцепить, подцепить.
В люльку Катю положить, положить.
Катя будет крепко спать, крепко спать.
Котик Катеньку качать, да качать.

* * * * *

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.

* * * * *

Кот, кот, котаруй!
Ты дыханье не воруй,
Нашего дитятю
Не души в кровати!

* * * * *

Вышла кошка-кабысдошка
Из открытого окошка,
Вниз по воздуху пошла
В землю штопором вошла.
Так и надо кошке
Кошке-кабысдошке.

* * * * *

Икота, икота,
Перейди-ка на кота!
А с кота на Якова,
С Якова на всякого!

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

* * * * *

Совка, совушка, сова,
Удалая голова,
Черненькие ножки,
На ногах сапожки,
По лесу летала –
Мышку напугала.
По двору летала –
Кошку напугала.
Ты, сова, к нам не летай,
Нашу детку не пугай!

* * * * *

Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.

* * * * *

Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлюшке
Эту капризулюшку!

* * * * *

Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!

* * * * *

Кокли-мокли! Кокли-мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать,
Хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке
Квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу!

* * * * *

Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!

* * * * *

Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются!

© Составление и обработка. Олеся Емельянова. 2001 г.


Здравствуйте, уважаемый читатель! Уверен, Вы слышали детскую песенку, которая начинается со слов:

«Ладушки, ладушки,

А знаете ли Вы, что означает слово «ладушки»? Наверное, подавляющее большинство ответит: «Конечно знаю! Это же ладошки!»

Дело в том, что раньше я думал ровно так же. Однако это неверный ответ.

Это не ладони

Слово «ладушки» — это ласкательное от слова «лада», а не от слова «ладони».

А что такое «лада»? Лада – это возлюбленный или возлюбленная. Говоря в общем, это милый (или милая) сердцу.

«Лада» — очень древнее русское слово. Достаточно сказать, что оно встречается еще в «Слове о полку Игореве», написанном в 1185 году.

Соответственно, ладушки – это не описание процесса битья в ладоши, не «хлоп-хлоп» и не «бац-бац». Это не что иное, как ласковое прозвище маленьких деток. Именно их и спрашивают в песенке о том, где же они были. А они отвечают, что гостили у бабушки.

Таким образом, в песенке нет никаких ладошек. Нет, Вы, конечно, можете хлопать в ладоши, когда её поёте. Однако «ладушки» — это детки, а не ладошки.

Что ж, теперь Вы знаете чуточку больше, чем две минуты назад, верно?

К слову, сегодня у нас 14 февраля. Поздравляю Вас с Днём всех влюблённых! Самое главное, что есть в жизни, — это любовь к Вам со стороны тех, кто Вам дорог, и ответная Ваша любовь к своим родным и близким! Я искренне желаю Вам, чтобы у Вас была именно такая, обоюдная любовь!

Мы живем в прогрессивное время глобализации и информатизации, время, когда народы, их язык и культура смешиваются друг с другом и образуют такой коктейль, что разобраться «откуда растут ноги» уже очень и очень не просто. И наша страна в этом смысле мало отличается от остальных. Однако есть кое-что, что пришло к нам из глубины веков и до сих пор передаётся из поколения в поколение и путешествует из уст в уста. Это детские песенки и потешки. Кто из нас не слышал про сороку-белобоку и не играл в ладушки? Но задавались ли вы вопросом, почему у этих потешек такие слова? Кто их придумал? Мы попытались найти истоки детского фольклора.

«Смотри, какая лялечка маленькая!», - говорит женщина пятилетнему ребенку и указывает на крошку в коляске, - «ты тоже такой лялькой был, а сейчас уже вон какой большой». «Ты моя ляля», - умиленно улыбается молодая мамочка, держа на руках младенца. Откуда же взялось это слово? Такое нежное и мягкое. Его легко запоминают детки, оно приятно ложится на язык.

Существует мнение, что слово это было в ходу еще у древних славян, произошло оно от имени Лели - богини весны и любви. Отсюда и колыбель называют «люлькой», а нежное отношение к ребенку передают словом «лелеять». То есть ему уже не одна тысяча лет и несет оно в себе не только память о прошлом, но и удивительно добрый и светлый посыл, служит самым настоящим оберегом для наших крошек.

С уверенностью можно сказать, что многим детским потешкам, пестушкам и пальчиковым играм лет не меньше.

Сегодня мы учим своих деток, растим и воспитываем. Много лет назад все эти понятия были объединены словом «пестовать». Когда-то наши предки, не зная таких умных слов, как медицина и психология, смогли придумать игры, которые по сей день считаются правильными и полезными, необходимыми для полноценного развития ребенка, для развития его мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи.

В старину, как и сегодня, малышами занимались с самого рождения, рассказывали им истории, и чем младше был малыш, тем проще язык изложения, элементарнее рифма, короче слова. Потом к словам присоединялись движения - от простого к сложному. Ведь для полугодовалого крохи умение пользоваться пальчиками, ручками и ножками - это целая наука, и чтобы постигнуть её, нужна помощь взрослого. Взять, к примеру, ладушки. Вот наиболее распространенный вариант этой потешки:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленна,

Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Казалось бы, все просто, но откуда в детской песенке взялась бражка? Кто такие ладушки? Кто куда полетел и на чью голову сел?

Оказывается, что многие детские потешки имеют обрядовые корни. «Ладо-ладушки» припевка множества весенне-летних обрядовых песен, и происходит она от имени богини любви плодородия Лады.

Присказка «шу-шу полетели, на головушку сели» берет начало от праздника встречи прилетающих по весне птиц. К этому дню, как правило, пекли печенье в виде птичек, а дети и молодые девушки играли с ними, подбрасывали в воздух и клали себе на голову, а затем рассаживали на проталинах, заборах, верхушках стогов. Пели песни веснянки, закликали весну.

В тексте Ладушек нашли отражение и родильные обряды. Бабушка-повитуха угощает деток кашей, да не простой, а ритуальной, ели такую при рождении и на крестинах, а так же на годовых праздниках в честь повитух, рожениц и маленьких детей. Да и брага была вполне ритуальным напитком.

Все эти обряды проводились, хранились и передавались из поколения в поколение женщинами, потому и перекочевали постепенно в детские песенки да прибаутки, адаптировались, перефразировались, но сохранили глубокий смысл. Надо только почувствовать его и попытаться понять.

Не менее удивительна и любимая нами с детства сорока-белобока. Давайте вспомним, как в нее правильно играть.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:

Сорока - белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец)
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят)
Он дров не рубил
оду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!

А вот продолжение уже мало кто слышал, но оно есть и несет в себе урок.

Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:

Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(«Топаем» своими пальцами от большого пальчика по руке ребенка до запястья, затем на сгибе локотка останавливаемся и нежно, но отрывисто постукиваем)
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике)
Здесь водица теплая,
(
Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок)
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.

Есть и другие варианты, сорока может варить кашку не для деток, а для гостей, но движения остаются всегда одинаковыми. И кто же эта сорока?

Птица-колдунья. Считалось, что она предвещает что-то плохое, ведь «сорок» - число вредоносных сил. Смысл же потешки связан с праздником «Сараки». Его справляют на весеннее равноденствие 22 марта. В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время принято поминать предков. И есть для этого 5 поминальных дней (как пять пальцев), которые требуют строгого поведения, проведения особых ритуалов и в том числе приготовления поминальной каши, «дедушек кормить» (в потешке детушек или гостей). А сорока здесь - сила, которая несет вред или пользу, в зависимости от того, уважили люди предков или нет.

А если человек дров не рубил (ветер), воду не носил (вода), печку не топил (огонь) и кашу не варил (земля), значит, предков он не помнит и «ничего не получает». Вот и приходится нашему пальчику-мальчику исправляться.


Таким образом, в генетическую память, в подсознание народа с рождения закладывались нравственные и культурные основы и сегодня они тоже здесь, лежат на самой поверхности. Просто нужно их разглядеть, ухватить кончик и размотать клубок удивительных знаний наших предков. Не нужно обижаться на бабушку, которая назвала вашего ребенка лялькой. Не надо заменять «бражку сладеньку» на «Фанту» и тогда мы сохраним ту часть себя, о которой почти не помним, но которая связывает нас с нашими корнями. Наши пра-прабабушки смогли создать удивительно мудрые, точные и правильные игры, нам остается только сберегать этот культурный пласт, хранить его для своих детей, внуков и правнуков.

Анастасия Александрова

Последние материалы сайта