Таинство венчания правила. Правильная подготовка к таинству венчания – что нужно для обряда. Стоимость венчания в православной церкви

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно - из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей - Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I - начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» .

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» – Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение – Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва – «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 (“Блажени вcи боящиися Господа”) - своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма – Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) – Венцы на головах молодоженов - символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие – Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных – одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» – Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого - как и Причастия - в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить – В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари. – Тропари («Исаия ликуй…» и «Святии мученицы…») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

Во времена СССР венчание в церкви стало не только необязательным, но и запретным обрядом. Поэтому сегодня люди забыли, что нужно для венчания и каким образом к нему следует подготовиться. Однако все чаще молодые, помимо регистрации в загсе, стремятся обвенчаться. Такое вступление в семейную жизнь запечатлевает чистые устремления жениха и невесты провести супружество в верности друг другу и в соответствии с законами Божьими, а церковь благословляет этот союз перед Иисусом Христом.

Что необходимо для венчания в церкви - духовная подготовка и символические детали

Подготовка к совершению церемонии начинается с беседы со священником. На ней он не только назначает дату венчания, но и может предложить брачующимся воссоединиться с церковью через исповедь и покаяние, а также причаститься Святых Христовых Тайн. Это позволит подготовиться к венчанию должным образом, но делать это или нет, решают только жених с невестой. Перед обрядом исповеди нужно придерживаться духовного и физического поста: не есть пищи животного происхождения, не гневаться и не вступать в половую связь.

к оглавлению

Подготовка подобающих венчальных нарядов

Венчальное платье - первое, что нужно для венчания в православной церкви невесте. Оно существенно отличается от свадебного некоторыми важными деталями:

  • длиной - даже короткое платье должно закрывать колени;
  • рукавом - целомудренность невесты принято подчеркивать закрытыми руками;
  • скромным вырезом - заменяет глубокое декольте;
  • цветом - платье может быть не только белым, но и пастельного оттенка.

Если венчание назначено сразу после росписи, то свадебное платье можно преобразить при помощи удлиненных перчаток, пелерины или шубки. Эта хитрость не поможет, если в качестве свадебного наряда выступает брючный костюм, потому что женщинам в брюках, как и с непокрытой головой, вход в церковь запрещен.

Волосы можно скрыть элегантной шляпкой, но не надо ее закреплять шпильками или создавать высокую прическу - в некоторых церквях брачный венец принято не держать, а сразу надевать на голову.

Идеальным вариантом является фата, но необходимо продумать длину - с одной стороны, она символизирует долгий семейный путь, а с другой - ее нужно беречь от свечей в церковном зале. Невесте не стоит обувать туфли на высоком каблуке, а жениху - узкую неудобную обувь, поскольку в приходской церкви церемония длится не менее часа, а в монастыре и того дольше.

Венчальный дресс-код жениха весьма прост, для него оптимален классический костюм светлого цвета. Повседневная одежда и спортивный стиль крайне нежелательны.

к оглавлению

О важности чувства меры - главное находится в душе

К соблюдению традиций и подбору атрибутов для священнодействия стоит подойти ответственно, но без фанатизма. Правильному отношению к этому вопросу способствует чтение соответствующей церковной литературы или беседы с батюшкой, которые помогут разобраться в значении скрытой символики священного ритуала. Хотя бы частично понимая подоплеку процесса, можно отсеять устаревшие требования церковных приличий от действительно важных духовных моментов.

Например, сегодня уже не требуется соблюдать традицию подбора колец. Раньше было обязательным жениху иметь золотое кольцо, а невесте - серебряное. В церкви они обменивались ими, а в супружеской жизни муж носил серебро, а жена - золото. В настоящее время кольца обычно приобретают согласно вкусам и материальным возможностям молодых.

Также не стоит особо беспокоиться, нужны ли свидетели при венчании, так как их присутствие не относится к требованиям церкви, а только - к рекомендациям. На протяжении всего действа шаферы должны держать венцы над головами будущих супругов, и в случае их отсутствия нужно продумать, кто сможет заменить свидетелей в этом деле. Возраст и семейное положение дружек также не имеет значения - прошли те времена, когда в их задачу входило духовное руководство новой семьей.

к оглавлению

Сокровенный смысл атрибутов православного обряда

Чтобы торжество прошло согласно обязательным канонам, необходимо позаботиться о действительно важных атрибутах:

  1. Обручальные кольца нужны для венчания, а точнее - для таинства обручения, которое проводится непосредственно перед главной церемонией. Они символизируют вечную и неразрывную связь обрученных.
  2. Венчальные свечи держатся молодыми во время обручающего обряда, как символ несгораемой любви будущих супругов. Иносказательный смысл этого действа - молодые учатся оберегать от жизненных неурядиц душевную теплоту так же, как защищают от затухания огонь этих свечей.
  3. Два белых рушника (полотенца) или отрезов ткани, один из которых необходим для обрамления икон. На втором, символизирующем долгий совместный путь, стоят молодые перед аналоем. В старину его богатой вышивкой украшала невеста, готовя свое приданое.
  4. Два или четыре носовых платочка нужны жениху и невесте, чтобы держать свечи, а также свидетелям для удержания венцов.
  5. Кагор - символ Христовой крови. Сладкое вино наливают в чаши в конце обряда и троекратно дают пригубить молодоженам, как напоминание о горе и радости, которые они обязались отныне делить пополам.
  6. Хлеб (или каравай) - символ тела Иисуса, может оставляться в некоторых церквях в виде благодарности. Каравай также является первым блюдом, вкушаемым после венчания. Раньше его пекли матери жениха и невесты, а доверять столь важное дело посторонним людям было не принято.
  7. Освященные иконы Спасителя (жениху) и Божьей Матери (невесте) вручаются батюшкой после кругового хождения, знаменующего вечное шествие супругов рука об руку. Образа передавались из поколения в поколение и служили оберегом всего рода. Современные верующие люди стараются возродить забытую традицию и с этой целью заказывают создание икон мастеру-иконописцу.

В канцелярии церкви или со священником стоит обсудить список, что нужно для венчания, более подробно. В каждой церкви могут быть незначительные дополнения.

к оглавлению

Как молодым и гостям следует вести себя во время венчания

Неосведомленность в том, что нужно делать перед венчанием и во время церемонии, а что не стоит, приводит к состоянию излишней скованности и неловкости у большинства присутствующих. Некоторые, наоборот, начинают шуметь, вести видео- и фотосъемку в неположенном месте и отвлекать присутствующих от таинства обряда. Проявить уважение к церковным служителям и держаться увереннее поможет знание простых правил:

  • к церкви лучше прибыть минут на 15 раньше до назначенного времени;
  • на женихе и невесте должен быть нательный крестик, желательно, полученный при крещении;
  • во время обряда нельзя громко смеяться и разговаривать с окружающими;
  • мобильный телефон стоит отключить;
  • в церкви не принято оборачиваться спиной к иконостасу;
  • скамейки предназначены для престарелых и немощных прихожан;
  • держать руки в карманах неприлично;
  • не стоит уходить раньше завершения обряда - так можно обидеть молодых.

Несмотря на множество условностей, в церкви, прежде всего, важно слушать свое сердце. Особенно этот совет касается новоиспеченных супругов. Не отвлекаясь на волнительные мелочи, они смогут запомнить все подробности счастливого дня, когда перед лицом Бога их назвали мужем и женой.

Свадьба - это ритуал, в процессе которого парень и девушка одновременно поднимаются на несколько ступеней - ставятся мужчиной и женщиной, и начинают именоваться супругами. Глубинное таинство происходит не в загсе, а в церкви. Не дама из государственной организации переводит молодых через невидимую грань священного союза, а духовное лицо - священник. Будущие молодожены должны серьезно подходить к обряду венчания, правила подготовки которого требуют от пары осмысленности и духовной ответственности.

Что нужно знать о венчании

Непонимание всей глубины ритуала можно восполнить, готовясь к происходящему не только в организационной части, но и в духовной. Для этого можно поговорить с парами, прошедшими этот этап, со священником или другими людьми, которые являются образцом православного послушания.

к оглавлению

Мотивы для таинства

Всех молодых людей, которые хотят во время свадьбы провести обряд венчания, можно условно разделить на 3 группы:

  • те, кто желают красивое и пышное торжество со всеми пунктами праздника - это роспись, венчание, застолье;
  • те, у кого один из пары понимает всю глубину предстоящего, а второй соглашается «за компанию»;
  • те, кто в своей парной целостности (и невеста, и жених) являются духовно наполненными личностями и со всей ответственностью планируют это таинство.

Обряд венчания в православной церкви выполняется для того, чтобы будущий союз получил благословение Божье. Это мир в семье, поддержка и понимание друг друга, силы пережить кризисные моменты, сохранить верность и родить здоровых детей.

к оглавлению

Три важных вопроса по ритуалу

Избежать неприятной заминки, которая возникает после вопроса: «Зачем вы венчались?», можно, зная смысл такого торжественного таинства, как обряд венчания в церкви. К тому же, есть нюансы, о которых должны узнать молодые до прихода в храм.

Вопрос № 1: «Кому можно венчаться?»

Ответ: «Крещеным прихожанам, которые накануне заключили брак в официальных государственных органах. Девушке должно исполниться 16 лет, а молодому человеку - 18».

Вопрос№ 2: «Допустимо ли девушке быть в это время беременной»?

Ответ: «Да, поскольку церковь за то, чтобы дети рождались в союзе, благословенным Богом».

Вопрос № 3: «Кому нельзя венчаться»?

Ответ: «К обряду не допускаются: пары, в которых один из супругов вступает в четвертый официальный брак; пары, где кто-то кому-то приходится крестным или крестником; кровные родственники».

к оглавлению

Подготовка к церковному торжеству

Пары, ни разу не присутствующие на подобном мероприятии, всегда интересуются, как проходит обряд венчания. К ритуалу нужно серьезно готовиться. Это включает в себя организационный и духовный этапы. Не менее важен облик молодых.

к оглавлению

Организационная подготовка к обряду

  1. Поиск церкви: можно обойти те, что есть поблизости. Важно прислушаться к себе и выбрать ту, в которой спокойно и уютно по внутренним ощущениям.
  2. Беседа с батюшкой, в ходе которой согласовывают дату (есть ограничение по дням и праздникам), получают разрешение на съемку, узнают, сколько длится обряд венчания в церкви и как определяется его стоимость. В одних местах есть фиксированная цена, а в других она основывается на добровольном пожертвовании.
  3. Выбрать кандидатуры поручителей - они должны иметь опыт законной супружеской жизни и быть крещенными. Если таких людей нет среди хороших знакомых, то можно обойтись и без них.

В правилах обряда венчания нет ничего сложного, но их нужно строго придерживаться.

Готовят венчальный набор - это кольца, 2 свечи, иконы (образы Христа и Богородицы), платки для свечей и рушник, символизирующие жизненную дорогу пары. Перечисленные предметы остаются в семье навсегда.

к оглавлению

Духовная подготовка и внешний вид

Пара должна молиться, пройти обряды причащения и исповеди. Обязателен пост, как в плане пищи, так и в плане тела (отказаться от еды животного происхождения и секса). Этого придерживаются не менее трех дней. Важно, чтобы у невесты и поручительницы не было «критических дней». Для этого просчитывают цикл и корректируют дату обряда.

Общие правила относительно приемлемого для посещения храма облика сохраняются и в этой ситуации. Для невесты - это:

  • закрытые колени, плечи и грудь;
  • отсутствие помады на губах;
  • покрытая голова (фата или косынка).

К мужчине особых требований нет, поскольку свадебный костюм вписывается в необходимые рамки.

к оглавлению

Как проходит церемония венчания

Волнения пары относительного того, как проходит обряд венчания в церкви, уходят, если они знают, что их ждет в стенах храма. Таинство состоит из 2 этапов - это обручение и непосредственно венчание.

Пара на входе после благословения священника получает зажженные свечи. Они находятся в руках до конца ритуала. Потом звучит молитва, во время которой происходит троекратный обмен кольцами с руки девушки на руку мужчины и наоборот. Только после обручения они могут называться женихом и невестой.

Церемония разворачивается в центре храма. Мужчина и женщина становятся на рушник. Батюшка задает вопросы на предмет того, добровольное ли это решение и есть ли препятствия для церковного брака. После полученных ответов священник начинает молитву, в процессе которой поручители держат над головами пары венцы.

В конце обряда эти венцы нужно будет поцеловать, испить за 3 раза вино из чаши и сделать по приглашению священника обход вокруг аналоя. У Царских ворот муж целует икону Христа, а жена - Богородицы и после этого они становятся супругами перед самим Богом.

Поцелуй иконы - выражение уважения и смирения

Это не просто ритуал, а духовный обряд, несущий огромную силу. Благодаря ей, супруги сохраняют свой союз даже в водовороте самых трудных испытаний. И это не говоря о повседневных мелочах, о которые, спотыкаясь, невенчанные пары рушат свой брак.

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Последние материалы сайта