В 1998-2006 годах на греческим языке были изданы пять томов «Слов» старца Паисия Святогорца, которые были переведены и выпущены в России Издательским Домом «Святая Гора». Вскоре после этого, книги, вобравшие в себя поучения блаженного старца, появились в церковных лавках и епархиальных книжных магазинах. Тогда они покорили сердца многих православных читателей и до сих пор не оставляют равнодушными тех, кто жаждет духовных наставлений. Видя эту духовную жажду, различные издательства продолжают публиковать поучения старца Паисия, чаще в виде тематической серии небольших брошюр. Такую серию книг предлагает читателям и Издательство Никея. Ее общее название – «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца».
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию четыре книги из серии «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца» . Первая из них называется – «Патерик старца Паисия» . Она содержит избранные истории из жизни самого преподобного. Тысячи людей встречались на его жизненном пути: духовники и паломники, монахи и миряне, благочестивые и не очень. Каждый из них оставил след в его памяти и обогатил старца духовным опытом. Их судьбы и отдельные эпизоды, трудолюбиво собранные преподобным, как драгоценный мёд в соты, составляют этот сборник. Рассказы старца хранят атмосферу древних патериков и говорят о великой любови отца Паисия к Богу и человеку. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Для удобства читателя редакция предложила свое название каждой истории, чтобы ее было легче найти, когда захочется к ней вернуться.
Переходим к следующей книге. Она называется - «О жизни, людях и Божественной справедливости» . Как отмечают издатели, «современная жизнь с ее скоростями и технологиями открывает перед человеком большие возможности. Человек хочет всё быстрее, больше, легче... Знания становятся самоцелью. Однако, как сказал старец Паисий, они могут довести нас «только до Луны, к Богу они не возводят». Отец Паисий жил среди нас в совсем недалёком прошлом, и видел, как менялся мир в ХХ-м веке и замечал, что не всегда эти изменения благоприятно сказывались на духовной жизни человека. Однако и сейчас происходят удивительные случаи – чудесных исцелений, спасения в безвыходных ситуациях, неоткуда взявшейся помощи, которые являют нам примеры Божественного милосердия. Но для того, чтобы действие Бога в нашей жизни стало зримым, необходимы духовные усилия самих людей.
И вот одна история из этой книги. Она называется – «Зря потратились на билеты». Старец рассказывает: «Однажды ко мне в каливу пришел человек, у которого были непорядки с психикой. У него был помысел, что я наделен даром прозорливости и смогу ему помочь. «Что ты обо мне предвидишь?» - спросил он меня. «Найди духовника и исповедуйся ему, - ответил я. - Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, которые пьешь». - «В наше время, - ответил он, - хороших духовников нет. Раньше были, а сейчас перевелись». Вот так эти люди приходят ко мне с добрым помыслом получить пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну так что же: только зря потратились на билеты до Афона», - заключает старец.
Следующая книга будет полезна тем читателям, кого волнует тема христианского брака и воспитания в детях благочестия. Она называется – «О семье и воспитании детей» . Как отмечают издатели, преподобный Паисий духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей. Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. А отрывает книгу следующие размышления старца. «В хорошей семье, - говорит он, - дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать, а те радуются, глядя на них.
6. «Любовь не ведает стыда», - говорит авва Исаак. В любви есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. В любви такого рода есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх. У кого-то есть скромность, нерешительность, но одновременно и страх, потому что настоящей скромности у него нет. А у другого человека есть скромность, но нет страха, потому что его скромность - настоящая, духовная. Когда скромность духовна, человек ощущает радость». Или вот другое наблюдение отца Паисия. ««Дети - это сплошная морока», - сказала мне одна женщина, имевшая все. Дети ей были в тяжесть! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, поскольку для матери естественно иметь любовь. Какую-то девушку до замужества мать может не будить до десяти часов утра. Однако с того времени, как сама она станет матерью и ей надо будет кормить свое дитя, мыть его, ухаживать за ним, она и ночью-то спать не будет, потому что моторчик завелся. Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяготится, а радуется».
Духовные советы преподобного Паисия Святогорца помогают тысячам верующих людей во всем православном мире. Часто старец преподносит христианскую мудрость с юмором, доброй улыбкой, а иногда и с изрядной долей юродства. Острое слово, простой и образный язык отца Паисия становятся оружием против человеческих страстей и пороков. Такие наставления составили последнюю из представленных книг. Она называется «Старец Паисий шутит» . По словам издателей, «юмористические» поучения старца Паисия читаются легко, запоминаются надолго и помогают поступать сообразно христовой вере в разных жизненных ситуациях. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Эта книга для тех, кто интересуется историями из жизни святых отцов и афонских монахов, и хотел бы найти для себя примеры подлинной христианской жизни. И вот две истории из этой книги.
Первая называется - «Про политику и аппетит». У старца спрашивают: «А как, геронда, можно отсечь привычку много есть?» На это старец отвечает: «Надо себя маленько притормаживать. Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечь аппетит, потому что потихоньку-полегоньку «гумно» становится все больше и больше. Потом желудок - этот, как говорит авва Макарий, «злой мытарь» - постоянно просит еще и еще. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, однако потом тебе хочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пищу одного вида, это помогает отсечь аппетит». «Геронда, - снова спрашивают старца, - а если на столе разнообразие блюд, однако в малых количествах, то человек встречается с той же самой трудностью?» «Э-э, - говорит старец, - трудность та же самая. Только партийные фракции невелики, и поэтому они не могут сформировать правительство!.. Когда есть разнообразие блюд, это похоже на то, что в животе собирается много политических партий. Одна партия раздражает другую, они сцепляются, бьются между собой - и начинается несварение желудка…» И напоследок, совсем маленькая история: «Спросили как-то раз верблюда: «Какая дорога тебе больше нравится - в горку или под горку?» - «Ну а ровное-то место куда подевалось?» - спросил в ответ верблюд».
Преподобный Паисий - один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Родился он 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем - в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. «Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека». Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире, а его советы и наставления звучат камертоном среди внешнего шума нашего времени и помогают настроиться на внутреннее делание.
КАЛИБКА
Мы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.
Тропинка то сужается, то расширяется, и мы то поднимаемся в гору, то спускаемся вниз. Наконец, мы дошли до калибки старца Паисия. Калибка - это маленький домик, в котором живут монахи поодиночке.
Отец Паисий сидит во дворе, под открытым небом, а рядом, на пенёчках и деревянных чурбачках расположились его посетители - те, кто пришёл за наставлением и утешением,- и слушают его рассказы. В этих простых рассказах много мудрых мыслей.
Вот и мы сядем на деревянные чурбачки.
Старец всем раздаёт на благословение орехи, которые ему кто-то принёс.
И нам досталось по ореху. Давай посидим и послушаем.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
Не видела я здесь никаких лилий!
Как? - воскликнула пчёлка.-;Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
Цветов я тут не видела,- пробурчала муха.- А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
Вот видишь,- сказал отец Паисий.- Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где - ирис, а где - гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.
А ты на кого хочешь быть похожим?
Когда любишь животных,- сказал отец Паисий,- они это чувствуют и смотрят на тебя как на друга.
Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а они слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга.
Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему.
Расскажу вам один случай.
Жил старец в одиноко стоящей каливке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.
Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.
В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:
Убери эту змею!
А простой старец сказал:
Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!»
Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе.
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?
Отец Паисий говорил:
Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
А что такое Божественная справедливость? - спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример:
Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет,- дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
Да, справедливо! - сказали все.
Но это - человеческая справедливость,- заметил отец Паисий.- Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит их, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу осилить только одну».
Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,- заключил свой рассказ старец.
Старец Паисий повторял:
Бог заботится о нас! Он знает, в чём мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.
Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и даёт каждому столько, сколько нужно.
Давайте не будем относиться к этому равнодушно, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!» Будем благодарить Бога за всё!
И старец рассказал такую историю.
На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь помнишь, что калибка - это домик монаха?) стояла одиноко.
Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.
Вдруг монах увидел большой белый гриб.
Слава Тебе, Боже! - подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.
Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.
Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.
Слава Тебе, Боже! - снова сказал он.- Значит, мне хватит и половинки!
Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?
Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.
Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.
Утром он вышел из каливы, и - о, чудо!- повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!
Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!
Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.
Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»
Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.
Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? - думала она.- Почему другие звери выглядят лучше меня?
Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.
«Какой он большой!» - подумала она и воскликнула:
Хочу быть буйволом!
Другие лягушки стали отговаривать её:
Будь такой, какой сотворил тебя Бог!
Ни за что! Хочу быть буйволом! - заупрямилась лягушка и стала дуться.
Дулась-дулась, дулась-дулась - и… лопнула!
Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.
Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.
Будем же за всё благодарны Ему!
Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.
Он сказал старцу Паисию:
Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.
Старец внимательно выслушал его и сказал:
А ведь ты глупее ящерицы.
Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:
Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.
Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.
Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.
Тут учёный растерялся и заплакал.
А старец сказал ему:
Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.
Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.
Один студент пришёл к старцу Паисию и сказал:
Бога нет. Я в Него не верю!
Старец Паисий пожалел неразумного юношу и ласково сказал ему:
Подойди сюда и послушай! Слышишь, как стрекочет кузнечик? Он разговаривает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котёночка? Такого нет даже у царицы!
Душа студента смягчилась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.
Старец Паисий жил в Греции, и не просто в Греции, а на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров, на котором расположено множество мужских монастырей. Здесь живут только монахи! Так Святая Гора Афон выглядит, когда подъезжаешь к ней с моря.
Отец Паисий, как было сказано в самом начале книжки, жил здесь в одиноко стоящей калибке.
Душа старца была переполнена такой любовью, что он готов был страдать вместо всех тех, у кого было множество скорбей и болезней. Именно поэтому, по причине великой любви старца к Богу и ближним, Господь и посылал к нему столько страдающих людей. Они постоянно приходили к нему за духовной помощью и утешением и всегда получали их. Многие обращались с вопросами, а многие - с просьбой помолиться. А так как старец Паисий был монахом, он считал молитву своим главным делом и своей главной обязанностью.
В 1994 году старец перешёл из нашего мира в мир небесный. Он и теперь продолжает свою молитву за нас. А ещё у нас осталось множество наставлений старца, которые были записаны теми, кто любил его. Когда вы подрастёте, то обязательно прочитаете их.
Перед смертью, которая для всех христиан - только переход в другую жизнь, он написал стихотворение, которое выбито теперь над его могилкой.
Здесь жизни кончен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох последний прерван мой,
В душе же - свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, смирённой нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он принесёт Христу моленья.
Мы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.Когда мне приносят вкусные сладости, я не даю их взрослым. Взрослых я угощаю лукумом. Когда мне приносят хорошие сладости, я берегу их для детей Афониады. И здесь, в монастыре, я тоже посадил вчера карамельки и шоколадки, а сегодня они уже расцвели!
Вы заметили? Ну а почему нет: погода солнечная, земля хорошая, вскопали вы ее хорошо, поэтому шоколадки и расцвели так быстро! Вот увидите, какой я вам устрою цветник! Нам уже не надо будет покупать детям конфеты и шоколадки. А что вы думаете? Будем снимать свой собственный урожай!
Старец Паисий Святогорец
Геронда, паломники увидели, как из грядки торчат конфеты и шоколадки, и удивились. «Наверное, это сделал кто-то из детей», - сказали они.
Что же ты не сказала им, что это сделал один большой ребенок?
Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница», отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело?»
А у меня, геронда, нет сердца…
Есть у тебя сердце! Но как только твое сердце хочет что-нибудь сделать, твой рассудок зажимает ему рот. Постарайся приобрести сердечно здравый смысл, приобрести веру, любовь.
А как я могу этого достичь?
Чтобы потерять рассудок, начни вот с чего: босиком пройди по Салоникам маршем протеста! Пусть люди скажут, что ты свихнулась! Ты, милая, всё хочешь рассчитать с математической точностью. Ты что - астроном? Чтобы ты смогла трудиться над собой, прекрати мыслить рационально.
Люди потихоньку идут к тому, чтобы ни от праздников, ни от Предания ничего не осталось. Видишь как: для того чтобы забылись святые, изменяют даже христианские имена. Василику превращают в Вику. Из Зои делают Зозо, а получается-то ведь не одно животное, а целых два!
Придумали праздник матери, 1 Мая, 1 Апреля… Скоро скажут: «Сегодня День артишока, завтра - праздник кипариса, послезавтра - память изобретателя атомной бомбы или того, кто придумал футбол…»
Но, несмотря ни на что, Бог нас не оставляет.
Однажды я спросил пришедшего ко мне в каливу американца:
«Чего вы достигли, будучи столь великим народом?» - «Мы, - отвечает он, - слетали на Луну». - «А она, - спрашиваю, - далеко?» - «Ну, скажем, полмиллиона километров», - отвечает он.
«И сколько же, - говорю, - вы потратили миллионов, чтобы на нее слетать?» - «С 1950 года и до сего дня мы потратили на это так много, что утекли целые реки долларов», - отвечает американец.
«А что же до Бога-то, - спрашиваю, - не долетели? Бог далеко или нет?» - «Бог, - говорит, - очень далеко!» - «Ну, вот видишь, - отвечаю, - а мы долетаем до Него на одном сухаре!..»
Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» помысл.
Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне старец мычал „м-м-ме… м-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!»
Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу старца Харалампия.
«Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!..“» - «Там в зарослях, - показал мне старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Радуйся, Невесто Неневестная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Радуйся, Невесто Неневестная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…»
Видишь как! А другой увидел все это и принял старца за колдуна!..
Как-то раз ко мне пришел один знакомый и сказал: «Геронда, такой-то человек дал мне эти вещи, чтобы я передал их вам. И еще он просил помолиться, чтобы от него ушла душевная тревога». - «Чтобы от него ушла, а ко мне пришла? - сказал я в ответ. - Лучше забирай-ка ты эти вещи и уходи. Я уже старик: ходить по людям и разносить им подарки мне не по силам».
Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима. Что такое православие, они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, - спросили они меня, - монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?»
«А разве, - ответил я, - маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей - свое».
После последнего пожара на Святой Горе туда приехало несколько высоких чиновников из ЕС посмотреть, в чем есть нужда, и выделить помощь.
Были они и у меня в каливе. Во время беседы я сказал им следующее: «Мы пришли сюда давать, а не брать». - «Такое мы слышим впервые», - признались они и тут же записали услышанное в блокнотик.
Один мой знакомый посетил некую обитель, а потом рассказывал: «Да там настоящее ателье! А матушка игуменья что за диво! Торгуй она пуговицами в Монастираки в Афинах, так вот была бы на своем месте! Уж такая у ней в этих делах хватка!»
То есть монастырь - это ателье. Потом он превращается в фабрику, потом в супермаркет, а потом в ярмарку!
Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком.
Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник». - «Если Богу угодно, пойдешь», - сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно, - ответил он, - а я пойду».
Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. «Кто там?» - спросила жена. «Если Богу угодно, - ответил он, - то это я, твой муж!»
Ранее недоступные для многих монастыри открывают свои сайты с ценными библиотеками. Например, недавно был запущен сайт (http://www.pemptousia.ru) одного из самых известных монастырей Ватопед, расположенного на святой горе Афон. Многие жившие тут монахи канонизированы, в том числе старец Паисий Святогорец. «АиФ» предлагает подумать над двумя его притчами.
Часто старца Паисия спрашивали: что такое справедливость?
Отец Паисий отвечал:
Есть справедливость человеческая, а есть - Божественная. Представьте, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказались десять слив. Один из них съел восемь, а другому достались две. Это справедливо?
Нет, - дружно ответили все.
Отец Паисий продолжал:
Тогда так. У двоих друзей были десять слив. Они поделили их поровну и съели. Это справедливо?
Да, справедливо!
Но это человеческая справедливость, - заметил отец Паисий.- Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. Смогу осилить только одну».
Отдай другому то, чего он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость.
В беседе с монахами о. Паисий часто рассказывал такую историю: «Как-то пришел ко мне один юноша и поведал: «Сейчас мне двадцать шесть лет, и большую часть своей жизни я провел в тюрьме. С детских лет мне было очень больно видеть несчастных людей. Я поименно знал всех, кто страдает и испытывает нужду в нашем приходе. Наш священник и староста прихода все собирали и собирали деньги, расходуя их на строительство различных зданий, благоустройство храма и тому подобное, а нуждающиеся семьи оставались совершенно никому не нужными. Я не берусь судить, была ли действительно нужда во всех этих постройках, - я просто говорю о том, что видел множество обездоленных. Вот тогда я и стал тайком брать собранные на пожертвования деньги. На ворованные деньги покупал продукты, необходимые вещи и оставлял их под дверями бедняков. Сразу после этого, не желая, чтобы по подозрению в краже схватили ни в чем не повинного человека, я приходил в полицию и говорил: «Я украл деньги из церкви и потратил». Больше не говорил ничего. Так продолжалось несколько лет. В нашем городе тридцать тысяч жителей, все они обо мне слышали и иначе как «шпаной» и «вором» не величали. А я молчал и… испытывал радость. Иногда меня сажали по одному лишь подозрению в краже - без вины с моей стороны. Поэтому я много лет провел в тюрьмах».
Выслушав его рассказ, я сказал: «Вот что, парень. Хотя все, что ты мне рассказал, и кажется на первый взгляд благим, но на самом деле ничего хорошего в этом нет. Больше так не делай. Я тебе кое-что посоветую. Из своего родного города тебе нужно уехать. Начни работать и по мере сил помогай обездоленным, делясь с ними последним куском хлеба, потому что это имеет большую цену, чем то, что ты делал до сих пор. Но даже если человеку нечего дать нищему и у него болит из-за этого сердце, то он дает ему милостыню высшего порядка - милостыню кровью своего сердца. Ведь если человек дает милостыню из того, что имеет, то при этом он испытывает и радость, а вот если ему нечего дать, то он чувствует в сердце боль». Выслушав меня, юноша пообещал послушаться моего совета и ушел в радостном состоянии духа.
Несмотря на то что его сажали в тюрьму часто без вины, считали вором, не зная истинных мотивов, срамили и стыдили, он заботился не о том, как восстановить свою репутацию, но о том, как помочь другим».
Подготовила Анна КРЮЧКОВА
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска