Иван Федоров: как советский летчик был награжден Гитлером и Сталиным одновременно. Легенда советской авиации. Лётчика Фёдорова наградил и Гитлер, и Сталин

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1914-2011

Герой Советского Союза (05.03.1948), лётчик-испытатель 1-го класса, полковник (1943).
Родился 10 (23) февраля 1914 года в городе Харьков (Украина). С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921-1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил школу за 5 классов, в 1930 году – вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году – школу ФЗУ, в 1932 году – 1 курс Луганского педагогического института.
Работал на паровозостроительном заводе в Луганске: слесарем-инструментальщиком (в 1929-1930 годах), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (в 1930-1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах.
В армии с февраля 1932 года. В августе 1932 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком и командиром звена в Житомире (Украина).
С мая 1937 года по январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании. На самолёте И-16 сбил два самолёта противника.
После возвращения из Испании был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире. В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в должности командира истребительного авиационного полка в городе Великие Луки (Псковская область).
С мая по октябрь 1940 года – лётчик-испытатель авиазавода №21 (город Горький, ныне Нижний Новгород); испытывал серийные истребители И-16. С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод №600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем. В феврале 1942 года вернулся на авиазавод №21 (город Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1942 – старший инспектор по технике пилотирования Управления 3-й воздушной армии, в августе-октябре 1942 – командир группы штрафников (Калининский фронт); в октябре-декабре 1942 – командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт). В декабре 1942-апреле 1943 – командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт). В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В апреле 1943-июне 1944 – командир 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты); с июня 1944 – заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).
За время войны совершил 118 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5, в 15 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 2 самолёта противника.
С сентября 1945 года по сентябрь 1949 года – старший лётчик-испытатель ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания реактивных самолётов Ла-150 (1946-1947), Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла-174 (1948), Ла-174ТК (1948). В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. 11 мая 1948 года покинул аварийный реактивный самолёт Ла-174 с парашютом. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8303).
С сентября 1949 года по июль 1950 года – лётчик-испытатель ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р».
С июля 1950 года по декабрь 1953 года – лётчик-испытатель Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, МиГ-15.
С марта 1954 года – в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах – ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 – сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве.
Умер 12 февраля 2011 года, похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.
Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 4 орденами Красного Знамени (28.10.1937, 3.03.1938, 31.07.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), 4 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.01.1943, 6.06.1945, 20.09.1947, 6.04.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), Красной Звезды (30.04.1947), медалями, иностранными наградами.

Федоров Иван Евграфович (1914-2011).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948 г.), полковник.

Родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего.
С 1918 года жил в Луганске.
В 1921-1927 годах беспризорничал.
Окончил 5 классов в 1928 году. Работал слесарем — инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске.
С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа, летал на планерах.
В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году — школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
В 1932 году досрочно окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года лейтенант И.Е.Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Летал на истребителе И-16 . Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»). 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И.Е.Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. Награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937 г. и 02.03.1938 г.), медалью «XX лет РККА» (23.02.1938 г.).

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком.
С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО.
21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй.

С лета 1940 года был лётчиком-испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3 .
В июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.

В июле-сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте.
В сентябре-декабре 1942 года — командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт).
В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава.
В январе-апреле 1943 года — командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт).
В апреле 1943 года-июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты).
С июня 1944 года — заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).

За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе.

С сентября 1945 года был старшим лётчиком-испытателем ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150 , Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156 , Ла-174ТК .
В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160 .
В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15 .
В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением. Всего испытал 284 самолёта.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303)., Ил-28 . Лётчик-испытатель 1-го класса.

С 1954 года полковник И.Е.Фёдоров — в запасе. Работал на различных должностях.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948 г.);
-орден Ленина № 68028 (05.03.1948 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени (28.10.1937 г., 3.03.1938 г., 31.07.1948 г., 13.06.1952 г.);
-орден Александра Невского (16.12.1943 г.);
-четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943 г., 6.06.1945 г., 20.09.1947 г., 11.03.1985 г.);
-орден Отечественной войны II степени (14.10.1944 г.);
-орден Красной Звезды (30.04.1947 г.);
-Орден Почёта (10.08.2004 г.);
-медали.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Фёдоров Иван Евграфович.

Родился 23 февраля 1914 года в городе Харьков (Украина) в семье рабочего. Русский. С 1918 года жил в Луганске. В 1921-1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году, а в 1929 году Луганскую лётно-планёрную школу Осовиахима. Работал слесарем-инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске. В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ.
Учился в Луганском педагогическом институте, но прервал обучение, в связи с призывом в армию.
21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1932 году.
В звании лейтенанта командовал звеном в 35-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года, был пилотом истребителя И-16.
Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»).
21 августа 1937 года получил легкие ранения лица и руки в аварии при посадке, но вскоре продолжал вылетать на боевые задания.

«…Мы сидели в кругу летчиков и говорили о мужестве, бесстрашии, героизме.
- Маневры были в том году очень сложные, - начал свой рассказ 24-летний летчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Федоров. - В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и еще одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков «противника» направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу «неприятельской» эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полета я заметил внизу автомашину. Фары ее тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? - мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолет, и решение возникло молниеносно.
Самолет «противника» шел вдоль моря. Я знал, что скоро начнется открытое пространство, на котором можно будет дать «бой». На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолета «противника», и преимущество было за мной. Я сверху атаковал «вражеский» самолет и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты «противника», конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть «противника» и уйти к морю. - Не подумают же они, - сказал я себе, - что сухопутный истребитель рискнет уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. «Вражеский» самолет был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулеметы работали безотказно…
Посредники зафиксировали в эту ночь два «сбитых» мною самолета…»
(Из газеты «Правда», 19 августа 1938 года)

Всего в Испании произвел более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолета.
В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы в Липецке, и с 1940 года стал работать летчиком-испытателем.
С ноября 1940 года по февраль 1942 года был в Китае начальником лётно-испытательной станции и лётчиком-испытателем авиационного завода № 600. В мае 1941 года, после катастрофы и гибели одного из лётчиков, был понижен в должности до рядового заводского лётчика.
После возвращения из Китая работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 21 в Горьком, испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.
С апреля по май 1942 года был на должности командира 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 июня (27 июля) 1942 года. Воевал на Калининском фронте, был старшим инспектором-летчиком по технике пилотирования 3-й Воздушной армии. Командовал отдельной штрафной эскадрильей, а с сентября по декабрь 1942 года - 157-м истребительным авиационным полком.
23 сентября 1942 года в воздушном бою был легко ранен в ногу, и на сильно поврежденном самолете Як-7 произвел благополучную посадку на своем аэродроме.
27 сентября 1942 года в воздушном бою был сбит, получил ранения лица и ног.
С декабря 1942 года (января) по апрель 1943 года командовал 256-й истребительной авиационной дивизией, а с апреля по июнь 1943 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии.
28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве, во время которой произвел 10 боевых вылетов.
К ноябрю 1943 года имел общий налет 4.700 часов.
С ноября 1943 года (июня 1944 года) был заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией.
Летал почти на всех типах отечественных и многих иностранных истребителей.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 114 боевых вылетов, в том числе на Як-7 – 84, на Як-9 – 29, на Ла-5 – 1, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 12 самолетов (11 лично и 1 в группе).
По другим данным совершил 120 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев, лично сбил 17 самолетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, с 1 октября 1945 года снова стал летчиком-испытателем и работал в ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать реактивные истребители, в 1947 году провел испытания истребителя со стреловидным крылом Ла-160, в 1948 году при испытаниях самолета Ла-168 первым в стране достиг околозвуковой скорости.
Всего испытал 284 самолета.
2 марта 1954 года в звании полковника уволился в запас.
В 1955-1956 годах работал в редакции журнала Международная жизнь, в 1956-1960 годах - ответственным референтом спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах был сотрудником посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.
Жил в городе Москва (Россия).
Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области Россия.

Список известных воздушных побед И. Е. Федорова:
00.00.1937 2 Савойя-79 Картахена лично
12.07.1942 1/гр. Ме-109 Белый в составе группы
00.08.1942 1 До-215 Ржев лично
22.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
23.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
25.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
26.09.1942 1 Ю-88 Бошарово (Ржев) лично
26.09.1942 1 Ме-109 Бошарово лично
27.09.1942 1 Ю-88 Ржев лично
27.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
02-05.1944 1 Ю-88 Белоруссия лично
02-05.1944 1/гр. Ме-109 Белоруссия в составе группы
25.04.1945 1 ФВ-190 Пренцлау лично
25.04.1945 1 ФВ-190 Битиков лично

5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полета, И. Е. Федорову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 8303).

Награжден орденом Ленина** (05.03.1948), четырьмя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 02.03.1938, 04.08.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), четырьмя орденами Отечественной войны 1-й степени (05.01.1943, 06.06.1945, 20.09.1947, 06.11.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалями «ХХ лет РККА» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многими другими.

Примечание:
* К сожалению, И. Е. Федоров, в силу своего характера, всегда был склонен к преувеличению своих заслуг. Так, по его утверждению, он в Испании совершил 286 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях и сбил 24 самолета (11 лично и 13 в группе), а также совершил 2 воздушных тарана: 18 июня над Мадридом и 21 июля (или августа) над Гвадалахарой. Ещё 2 японских самолета он приписывает себе за время пребывания в Китае, а 96 (!) сбитых самолетов (лично 49 и в группе 47 самолетов) и несколько воздушных таранов - за время Великой Отечественной войны. Совершенно завравшись, он заявляет, что участвовал также в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финляндской войне и даже в корейской войне, в которой сбил 7 американских самолетов. Всего, по его утверждению, во всех войнах он сбил 135 самолетов, в том числе 9 - в одном бою, а 7 самолетов сбил тараном. На «счету» Федорова множество и других фантастических историй, в том числе награждение его высшей наградой Испании «Лавры Мадрида», а также награждение его немецким Рыцарским крестом, якобы, врученным ему лично…Гитлером! Остается сожалеть, что многие журналисты, писатели и историки в своих многочисленных публикациях последних лет о «засекреченном асе» и «красном драконе» Федорове, с наивностью простаков, бездумно распространяют откровенную ложь человека, позорящего высокое звание Героя Советского Союза.
** Орден имел порядковый № 68028.

Биография

Ранние годы

Военная служба

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО . За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО . 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький .

26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта . В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников, затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии . В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции .

Приказом ВС Калининского фронта №: 21 от: 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета,6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 - лично).

03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».

С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской , Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях . Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945).

Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.

Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).

После войны

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени.

В 1949-1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950-1954 годах был лётчиком - испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени.

В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 - сотрудник посольства СССР в Тунисе , до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР . Жил в Москве .

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов - 13 + 1
Боевых вылетов - 264.

Память

Спорные моменты биографии Фёдорова

Сверхсекретный супер-ас

В книге Шморгун В. К . Красный сокол . (Сверхсекретный супер-ас истребительной авиации). Художественно-исторический роман. - М.: Голос-Пресс, 2005. - 256 с. / Тираж 1000 экз. ISBN 5-7117-0081-2 в Части 2. Глава 1.на стр. 58 пишется:

« В группу из четырёх тайных агентов, отплывающих на пароходе „Кооператив“, кроме Ивана Федорова, вошли Рычагов, Пумпур, Якушин.».

В наиболее полной монографии по участию советских летчиков-добровольцев в гражданской войне в Испании Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании», 2003 написано:

В Приложении 1 «Советские летчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию» читаем:

«Рычагов Павел Васильевич. В Испании с 20.10.36 по 6.02.37» стр. 342;

«Федоров Иван Евграфович. В Испании с 31.05.37 по 28.01.38» стр. 346;

«Якушин Михаил Нестерович. В Испании с 31.05.37 по 15.11.37» стр. 348.

В Приложении 3 «Летчики и авиационные советники, удостоенные за бои в Испании звания Героя Советского Союза» (стр. 351) читаем:

«Пумпур Пётр Иванович. В Испании с 09.36 по 11.05.37»

Таким образом, И. Е. Фёдоров в Испании с П. И. Пумпуром и П. В. Рычаговым в Испании даже не встречался…

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций [ ] , вызванных озвученными Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле . При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он принимал участие в Корейской войне , а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал 134 воздушные победы .

Однако имеются свидетельства, что не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

К самому Федорову неприязненно относились конструктор А. Яковлев , командарм-16 -

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    23 февраля - День защитника Отечества: Как воевали советские летчики-штрафники [обсуждение]

    Этот рассказ мы заранее планировали опубликовать к 23 февраля. Дело в том, что наш герой родился именно в День защитника Отечества. Мы хотели поздравить и его, и всех, кто защищает и защищал нашу Родину. Но, увы, до своего 97-летия Герой Советского Союза, легендарный командир летчиков-штрафников Иван Евграфович Федоров не дожил одиннадцати дней, он умер 12 февраля 2011 года.

    В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм». …Секретное сообщение (от 26 мая 1941 года!) начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенанта Голикова на имя народного комиссара авиационной промышленности СССР Шахурина пышет негодованием: «Кроме того, имеются сведения, что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам. Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды…»

    Меня всю жизнь считали нарушителем и хулиганом, - объяснил мне Герой Советского Союза И. Е. Федоров. - Не раз понижали в званиях, выгоняли, сажали под арест, но, слава богу, крыльев не лишали…

    Когда Громов грянул

    Впервые об Иване Федорове мне рассказал другой выдающийся наш летчик - Михаил Михайлович Громов. С ним я познакомился в середине восьмидесятых годов прошлого теперь уже века. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Громов увлеченно работал над рукописью своих мемуаров. Увы, о своем фронтовом подчиненном Иване Федорове и летчиках-штрафниках даже Громов в открытой печати поведать тогда не мог: цензура, соображения секретности. И я, занеся фамилию штрафного летчика в журналистский блокнот, на многие годы забыл об этой «нецензурной» записи. А события были удивительные…

    С первых же дней Великой Отечественной войны летчик-испытатель Иван Федоров стал забрасывать все мыслимые инстанции требованиями об отправке на передовую. Настойчивые его рапорты оставались без ответа. Впрочем, иного и быть не могло: на авиазаводе в Горьком он ставил на крыло новые самолеты, которые после обкатки сразу улетали на боевые позиции. «Броня от фронта» была непробиваемой. И однажды он решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель, взял курс на запад.

    М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского фронта): «На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит моторы, счастливая улыбка до ушей: «Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров прибыл в ваше распоряжение…»

    Особисты вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода, - прокомментировал мою давнюю журналистскую запись Иван Евграфович. - Но спас Громов.

    Тогда Иван Федоров, конечно, не знал, что спас его, объективно говоря, не Громов, а сам Иосиф Сталин! Вернее, знаменитый и беспощадный сталинский приказ № 227 от 28 июля 1942 года, который однозначно потребовал: ни шагу назад! Приказ детально определил: «Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».

    До сих пор самым весомым аргументом опровергателей «летающего штрафбата» является такой: как же они дрались «без присмотра», почему не улетали к немцам? Да потому!

    Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял и собственной головой рискнул. Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и приказал: «Пиши отчет, предлагай, что делать со штрафниками». И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам.

    После войны летчик-испытатель Федоров работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной авиации. Испытывая новейшие самолеты, Федоров попутно установил несколько десятков рекордов.

    Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался при встрече. «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот, - подтолкнул он к вождю Ивана. - Фронтовик. Неоднократно представлялся к званию Героя…» Сталин задумался, с интересом буравя Федорова своим тяжелым взглядом, попыхал трубкой. Потом пообещал: «Разберемся!» Так в марте 1948 года Иван Федоров получил давно заслуженную награду - Золотую Звезду Героя.

    Засекреченный Герой

    Многие годы Иван Федоров был абсолютным секретоносителем. Официальное о нем упоминание случилось только в перестроечные времена: в 1988 году его имя впервые появилось в открытой печати - в биографическом словаре «Герои Советского Союза». В официальном издании были перечислены, например, его награды - ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и т. д., при этом как-то туманно и обтекаемо говорилось о количестве сбитых самолетов врага. Почему? Да потому, что по количеству уничтоженных во время войны вражеских самолетов И. Федоров значительно превзошел наших самых прославленных воздушных асов. И при личной с ним встрече я не мог не задать прямого вопроса: сколько сбил?

    Иван Евграфович ответил буднично: «134 самолета. Шесть из них - таранил. Это за все военные конфликты…» Для сравнения: на официальном победном счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина 59 сбитых фашистских самолетов, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета.

    И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои, - сказал Иван Евграфович. - Но на фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей…

    Серое словечко «показатели» в нашем разговоре возникло не случайно. Дело в том, что «социалистический учет» у советских летчиков был организован чрезвычайно жестко и ему сопутствовали совсем непростые условия. У немцев хватало доклада пилота, чтобы его победа в воздушном бою была признана и отмечена. Личные показания наших летчиков в расчет не принимались. Исключительно «подтверждение с земли» имело документальное значение.

    Надо было ехать на место боя, искать, доказывать, - вспоминает о процедуре «учета» Федоров. - Добирается туда комендантская команда, а пехота говорит: это мы сбили. У зенитчиков, артиллеристов - свои претензии. Никто не дает необходимую справку. В контакт входили и добивались доброго расположения традиционным российским способом - вынимали бутылку спирта…

    А спирта, если честно, было жалко, - признался, смеясь, Иван Евграфович.

    Сегодняшние недоброжелатели Федорова соглашаются признать, словно на рынке торгуясь, «до семнадцати» его личных боевых побед. Пусть эта цифра останется на совести тыловых счетоводов. Ведь даже в английских источниках (например, в энциклопедии «Асы Сталина») другой приведен счет: по версии англичан, в годы Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и 47 - в группе.

    К этой «бухгалтерии» Иван Федоров всегда был равнодушен, а сенсационную цифру сбитых им самолетов врага назвал мне совершенно мимоходом: ты спросил, я ответил.

    Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип Маэстро из культового фильма «В бой идут одни «старики»), который в официальной иерархии самых результативных советских летчиков Великой Отечественной войны значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте, никогда не скрывал, что считает себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: «Любой бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня виртуозный летчик-истребитель Иван Федоров...»

    Стыдная история

    Первые мои журналистские публикации о командире группы летчиков-штрафников состоялись в год 60-летия Победы. И были они написаны со слов Михаила Громова и самого Ивана Федорова. Тем не менее газетный рассказ о «живой встрече» с командиром летчиков-штрафников был замечен на самом верху. Журналисты самых разных изданий стали добиваться у героя «эксклюзивных интервью». Возможно, все эти обстоятельства и послужили началом уже другой, стыдной истории… В редакции центральных газет, на телевидение вдруг стали приходить «протестующие письма», которые можно было бы объяснить обыкновенной человеческой завистью и не обращать на них внимания, но уж больно громкие фамилии стояли под «опровержениями». Я не буду сегодня вспоминать эти фамилии, скажу только, что отцы возмущенных «подписантов» были в свое время кремлевскими вельможами-небожителями и сталинскими приближенными. Претензия сводилась к тому, что летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда!

    И пришлось мне несколько лет заниматься «архивными изысканиями». Наша история - самая таинственная в мире, и многие грифы секретности, наштампованные еще бериевскими сотрудниками, продолжают оставаться действующими… Легче всего оказалось подтвердить авиационные рекорды. Приведу самую последнюю строку из представления И. Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: «В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости». Ниже подпись: главный конструктор Лавочкин.

    В конце концов я добрался и до наградного листа, подписанного зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: «Федоров И. Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах.

    За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мною. - В. В.) летного состава».

    А вот свидетельство из другого наградного листа, подписанного в октябре 1944 года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой. За организацию и руководство ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мной. - В. В.) и командование дивизиями Федоров И. Е. награжден орденом Отечественной войны I ст. и орденом Александра Невского…»

    И еще цитата. Из наградного представления к ордену Отечественной войны I ст., подписанного командующим 3-й ВА Громовым 27 декабря 1942 года: «За период с 23 июня 1942 г. тов. ФЕДОРОВ имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Тов. ФЕДОРОВ провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. ФЕДОРОВ получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. ФЕДОРОВ сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. ФЕДОРОВ сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. ФЕДОРОВ был сбит сам и получил ранение лица и ног».

    Никаких комментариев, по-моему, не требуется. Но обратите внимание на разночтения в документах: если у Громова зафиксировано, что 12.7.42 г. Федоров уже сбил самолет врага, то в первом процитированном представлении к награде он назван участником войны… с 27.7.42 г. В этих безобразных штабных ошибках тоже Федоров виноват?!

    Что касается «количества сбитых самолетов» (а штрафникам их особо и не считали), то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому, что плохо искал, а потому, что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в простой «правительственной командировке». А отважно там дрался и побеждал фашистов (по разным сведениям, проверить которые сегодня не представляется возможным, «испанский счет» составил 24 сбитых самолета) некий «капитан Жан», которого испанцы прозвали Диабло Рохо - Красный дьявол.

    И в Китае согласно официальным документам в 1940 - 1941 годах Иван Федоров, надо полагать, тоже мирно летал-развлекался. Именно об этом его летном периоде сообщалось в донесении начальника Разведывательного управления Красной Армии наркому авиационной промышленности СССР.

    Да, по горным козам стреляли! - сразу же согласился с «вопиющим фактом» и объяснил секретную переписку Иван Евграфович. - Потому что жрать летчикам было нечего…

    У историка Вячеслава Родионова, который много лет скрупулезно исследует биографию Федорова, свое видение «победной проблемы» летчика-штрафника: «Почему вообще у некоторых завистников возникает сомнение в количестве сбитых Иваном Евграфовичем самолетов? Это в штабах должны были фиксировать уничтоженные им цели. Домысливать ничего не буду, но напомню мелкий в масштабах военной истории факт: в это же время на Калининском фронте летал Василий Сталин. И авиадивизия, к которой сын вождя был приписан, просто поражала своей победной результативностью. Как тут не вспомнить ломоносовское: «Если где-то убавилось, то в другом месте обязательно присовокупится…»

    Сколько Звезд Ивану «недодали»?

    В годы Великой Отечественной войны для летчиков были определены специальные наградные «расценки»: 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0299 (НКО СССР) «О порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». Согласно этому приказу к званию Героя Советского Союза летчик представлялся за десять сбитых самолетов врага. К концу войны, когда отлегло, «наградную планку» приподняли, и Звезду стали давать за десять лично сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов других типов.

    Мы не будем делить «на пятнадцать» 134 самолета, которые, я твердо в этом убежден, завалил отчаянный летчик-штрафник, а возьмем нижний предел - 17 (который допускают даже недоброжелатели летчика) уничтоженных им целей. И получается, что по любому счету положена Ивану Евграфовичу еще одна Золотая Звезда Героя - именно за военные заслуги. И соответственно бюст от государства на родине героя. Бюст положен, но Федорову он не требуется. Он сам себе установил памятник! На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и участницы войны, с которой летал в одном фронтовом небе и рядом с которой теперь вот упокоился. Памятник по нынешним временам весьма скромный: вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела. Год смерти мужчины на могильной плите многие годы не был обозначен, пустовала строка…

    ВОПРОС ДНЯ

    Завтра в России будет отмечаться День защитника Отечества.

    Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

    Считаю это военным праздником, хотя сложилась традиция поздравлять в этот день всех мужчин. Но я принципиально не поздравляю тех, кто не был в армии. Считаю, что защитник Отечества - тот, кто прошел хотя бы срочную службу.

    Владимир СОЛОВЬЕВ, ведущий телепрограммы «Поединок»:

    Это реликтовая дата. Она осталась с тех времен, когда в России была великая армия и народ ее уважал. Когда 23 февраля не было выходным днем, но люди чувствовали праздник. Сейчас это день выступления ряженых артистов, никогда не служивших в войсках.

    Лидия СИМАКОВА, прапорщик, Волгоград:

    Это мой профессиональный праздник: я защищаю Отечество, работая связистом в воинской части. Что особенно радует, в отличие от большинства женщин России в этот день я не сбрасываюсь на подарок для мужчин. Наоборот, дарят мне!

    Лев ЛЕЩЕНКО, народный артист России:

    Если без вранья, то никаких чувств этот праздник у меня уже давно не вызывает. Не в том я возрасте, чтобы относить себя к защитникам Отечества.

    Марина ГОЛУБ, актриса, телеведущая:

    Отношение к 23 февраля у меня не более чем формальное. Ощущение такое, что празднуют с каждым годом все больше, а защитников становится все меньше. Вот для моего отца, прошедшего войну, - это действительно праздник! Его я искренне поздравлю.

    Александр ПЕСКОВ, пародист:

    Для меня эта тема святая. Я - внук героя Великой Отечественной войны, сам два года отслужил в Таманской дивизии, так что право называться мужчиной я, наверное, имею.

    Елена, слушательница радио «КП» (частота в Москве - 97,2 FM):

    Это день носков, дезодорантов и пенок для бритья!

    Сергей, посетитель сайта KP.RU, Москва:

    Это день славы некогда могучих Вооруженных cил, праздник настоящих мужчин, прошедших службу и продолжающих служить. Еще теплится надежда, что все возродится..

    Последние материалы сайта