Сколько отраслей охватывает легкая промышленность в китае. Отрасли специализации промышленности

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Промышленность

До революционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и неразвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась ее отраслевая структура.

Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разве данные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходится на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находится вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходится 21% производства топливо энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходится более 21% всей производимой промышленной продукции. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Сельское хозяйство

В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным поставщиком сырья для легкой промышленности (70%). Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того, в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком.

Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются, прежде всего, на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства. Один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство.

Основные показатели экономического развития

Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином (Deng Xiаорing), уже приносят зримые плоды.

По данным китайской статистики, с 1978 по 2002 годы ВВП страны в текущих ценах вырос в 28 раз (с 362,4 до 10.267,2 млрд. юаней, или с 43,8 до 1.240 млрд. долл. - в среднем за год на 9,8%). Фактически намеченное удвоение ВВП на 1980-2000 годы было выполнено на 5 лет ранее, а к 2001 году намеченный показатель был превышен более чем на 50%. В соответствии с обычными методиками подсчета, страна имеет шестую по величине экономику в мире. Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют (Рurchаsing-роwer Раrity) - методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, - то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США (китайское правительство не признает данный факт из тактических соображений). ВВП на душу населения увеличился в 21 раз (с 379 юаней в 1978 году до 7.977,6 юаней в 2002 году, или с 45 до 964 долл.). Тем не менее, по данному показателю Китай отстает и от развитых, и от многих развивающихся стран: например, только в 1997 году этот показатель в Китае составил 740 долл., тогда как в Японии, США и Австралии в 1993 году он равнялся 34.211, 25.385 и 15.044 долл. соответственно, причина чего состоит в большой численности населения Китая при относительно низком уровне экономического развития и высоком удельном весе сельского населения.

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны. Если в 1978 году на первичную сферу приходилось 29,8%, на вторичную - 48,2% и на сферу услуг - 23,7%, то в 2001 году 49,2, 18 и 32,8% соответственно.

За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83.700 государственных предприятий в городе и 264.700 колхозов в деревне, производивших 80,8 и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118.000, производили 33,9, коммерческие фирмы - 36,6, частные предприниматели - 12,9 и совместные предприятия - 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1.000 человек.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, величина которого была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 году до 3,3% ВВП в 2002 году, в стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции: например, если в 2002 году наблюдалась дефляция 99,2%, то в следующем году - инфляция 0,6%.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения иностранных инвестиций, достигнувшим в 2000 году 47 млн. долл.

Номинальный располагаемый доход на душу городского населения, составляющего 36% китайцев, увеличился от 1.510 юаней в 1990 году до 8.472 юаней в 2003 году, а с учетом роста цен - в 2,6 раза. Номинальный располагаемый доход на душу сельского населения вырос со 686 юаней до 2.622 юаней, в реальном же исчислении - в 3,8 раза.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в город положение с занятостью является крайне напряженным: в частности, с 1978 по 2002 годы число зарегистрированных безработных увеличилось от 5.300 до 7.500 тыс. чел., а безработица выросла от 5,3 до 7%.

Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить противоречие между среднедушевыми и абсолютными показателями экономического развития страны и проблему экстенсивного типа экономического роста, что в настоящее время обуславливает низкую по международным критериям эффективность экономики.

Основные отрасли производства можно представить в виде "Китайской модели экономики" (см. Приложение 2).

Транспорт

Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети Chinа Rаilwаys составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км).

В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.

Размер колеи 71 898 км ж/д путей - 1435 мм (18 115 км из которых электрифицированы), 3 600 км промышленных путей имеют размер 1000 и 750 мм. В 2004 году на балансе Chinа Rаilwаys числилось 15 456 локомотивов.

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км). Среди известных дорог - Каракорумское шоссе и Бирманская дорога.

В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. Суммарный оборот Китая превышает 2890 млн тонн. По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае. В 2004 году торговый флот Китая составил 3497 судов.

Длина китайских рек, озёр и каналов доступных для навигации оценивается в 140 тыс. км, по которым в 2003 году было перевезено около 1,6 трлн т груза и 6,3 трлн пассажиров на км в более чем 5100 внутренних портов.

В результате бурного роста гражданской авиации (CААC) к 2007 году Китай располагал примерно 500 аэропортами, 400 из которых имели асфальтированные ВПП. С увеличением числа аэропортов, увеличилось и число авиаперевозчиков.

Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.

Туризм

Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDР (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.

К моменту провозглашения республики Китай был отсталой аграрной страной. За последующие годы в КНР была создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, ) возникли и такие новые отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная.

По общему количеству промышленных предприятий, числу занятых в них, по парку металлорежущих станков Китай занимает 1 место в мире.

В настоящее время в тяжелой промышленности занято около 60% всех , занятых в промышленности, и вырабатывается 50% валовой промышленной продукции (т.е. существуют диспропорции между группами А и Б).

Топливно-энергетическая промышленность.

Базируется на собственных запасах , большинства и коксующегося угля. КНР по запасам и добыче железа занимает соответственно 3 и 2 места в мире. Но руды бедные 30% железа. Крупнейший бассейн — Аньшаньский. Из легирующих металлов велики запасы вольфрама (1/4 мирового производства) и марганца.

В стране производится 66 млн. т. стали и 52 млн.т. проката, однако испытывается дефицит в высокосортной стали и прокате.

Всего в Китае больше 1000 металлургических предприятий («следствие большого скачка»), но всего 14 имеют мощность более 1 млн.т. Крупные предприятия (за исключением Баошаньского) расположены в районах добычи руды и .

В КНР имеется большие запасы сырья для развития , в т.ч. алюминия, меди, оловянных руд, ртути, сурьмы, золота, редкоземельных элементов. Основные центры цветной металлургии приурочены к развитым областям (т.к. требуют энергии, сложной техники и технологии).

Машиностроение КНР обеспечивает потребности страны примерно на 75%. На экспорт идут видеокассеты, бытовая техника, оборудование для легкой, с/х машины, малые ГЭС. Но в структуре отрасли преобладают мелкие предприятия.

Станкостроение одно из самых развитых в мире (ежегодно около 1 млн. станков, в т.ч. с ЧПУ).

Быстро растет выпуск автомобилей (основные центры — Чанчунь и Шиянь), однако выпускается в основном грузовые машины. Зато в стране выпускается более 30 млн. велосипедов в год.

Представлена производством оборудования для электростанций, электроаппаратуры в большинстве приморских центров страны. По объемам выпуска электроники КНР вышел на первое место в мире (до 30 млн. телевизоров, магнитофоны, часы, ЭВМ, средства связи). Новейшие отрасли тяготеют к приморским районам.

Хорошо развито производство оборудования для швейной и текстильной отраслей.

Машиностроение ориентировано на удовлетворение крестьянских хозяйств. Китай сокращает выпуск крупных тракторов и увеличивает выпуск минитракторов. В основном их выпускают мелкие предприятия с/х районов.

В целом машиностроение развито в приморской зоне (свыше 60%), в основном в крупных городах.

В особо выделяется производство удобрений (3 место в мире).

Новая отрасль — промышленность полимерных материалов, центры которых совпадают с центрами нефтехимии.

Китай одна из немногих стран, где вырабатывается синтетический и натуральный каучук. Широко производятся красители, лекарства. Ведущую роль в производстве химической продукции сохраняет Восточный Китай.

До 25% экспорта дает развитие легкая промышленность. Важнейшая из подотраслей — текстильная ( — Шанхай, ). Производство шелка (нижнее , Шанхай, провинция Сычуань). Шерстяная промышленность исторически развивалась в Шанхае, сейчас приближается к скотоводческим районам.

КНР включает более 40 производств, среди которых ведущая — переработка зерновых и масличных культур. Постепенно расширяется производство мясопродуктов продуктов, сахарная, консервная промышленность. Заметное место занимает табачная промышленность.

Стремительное развитие промышленности Китая началось в 1978 году. Именно тогда правительство стало активно внедрять либеральные экономические реформы. Прежде всего, они касались переориентирования основных отраслей на экспорт, привлечения зарубежных инвестиций, а также создания экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом. Как результат, в наше время эта страна является одним из мировых лидеров по производству практически всех групп товаров.

Краткая история развития промышленности в Китае

Как бы удивительно это ни звучало, но вплоть до середины двадцатого века Китай представлял собой государство полуфеодального строя с неразвитой экономикой и производством. В плане индустриализации он отставал от развитых мировых стран более чем на сто лет, и выступал лишь в роли сырьевого и аграрного придатка. Ситуация начала меняться после 1949 года, когда была провозглашена КНР. После проведения в сравнительно короткие сроки индустриализации промышленность и начали бурно развиваться. Красноречивым доказательством этого можно назвать тот факт, что всего лишь за пятьдесят лет в государстве появилось около 370 тысяч новых предприятий. Объём производства за этот период времени вырос в 39 раз. Сегодня страна находится на лидирующей позиции в мире по количеству заводов и фабрик. Вся её промышленность при этом представлена 360 различными отраслями. В связи с чрезвычайно высокими темпами развития, правительство порой вынуждено даже сдерживать его. Это делается, чтоб не допустить скачков и очередного кризиса в мировой экономике. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в приморских восточных провинциях. К ним относятся Ляонинь, Шанхай, Цзянсу, Гуандунь, Шаньдунь и другие.

и нефти

Страна может похвастаться довольно богатыми недрами. Несмотря на это, перерабатывающие Китая развиты намного лучше, чем Как бы там ни было, размер запасов природного газа, обнаруженных в южных и восточных регионах страны, по оценкам исследователей, составляет более 4 тысяч миллиардов тонн. По состоянию на сегодняшний день разведанными являются менее 4 % из них. Что касается нефтедобычи, то на неё приходится одна пятая часть от производства топливно-энергетических ресурсов Поднебесной. Запасы чёрного золота, которым обеспечивается 16 % экспортных валютных поступлений, здесь составляют около 64 миллиардов тонн.

В настоящее время в стране функционируют 32 предприятия, специализирующихся на добыче нефти. Крупнейшие местные заводы по её переработке находятся в провинциях Цайдам, Юймень, Даган и Шаньдун.

Легкая промышленность

Ещё в дореволюционные времена легкая промышленность Китая играла ведущую роль в структуре его экономики. Очень важной для развития страны эта сфера остаётся и сейчас. И правда, на пищевую и текстильную отрасли приходится почти 21 % от всей промышленной продукции, производимой в государстве. Ведущие предприятия, которые её выпускают, разбросаны по всей стране. Пищевая промышленность больше всего развита на юго-западе Поднебесной. В северо-западных регионах в основном находятся предприятия, которые специализируются на животноводстве и переработке хлопка. Северо-восточные компании в основном заняты бумажным, масломолочным и сахарным направлением такой отрасли, как легкая промышленность Китая. В общем на территории государства насчитывается более 23 тысяч текстильных компаний, на которых производство и переработка сырья характеризуются чёткой ориентированностью, а также около 65 тысяч предприятий пищевой индустрии. Не стоит забывать при всём этом и о производстве бумаги. Оно хоть и не является таким масштабным, как предыдущие две отрасли, но всё-таки играет очень важную роль в развитии страны.

Тяжелая промышленность

Аналогично прочим довольно высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Для специализирующихся на ней предприятий после длительного подъёма в последние несколько лет характерным стало некоторое сокращение объёмов производства. Вместе с этим, согласно мнению многих мировых аналитиков, это никак не связано с качеством продукции и ценообразованием. Дело в том, что сейчас страна имеет избыточные мощности, которые на фоне замедления потребления не только в самом государстве, но и во всём мире, просто необходимо сокращать. Наиболее рентабельными, как показывает практика, по состоянию на сегодняшний день в данной отрасли являются небольшие предприятия. Эксперты утверждают, что так долго продолжаться не может, поэтому в ближайшем будущем рынок обязательно перераспределится, после чего примерно 5 % компаний в этой отрасли обанкротятся либо будут поглощены крупными фирмами.

Машиностроение

До середины прошло века оно не играло никакой роли в развитии экономики Китая. Промышленность страны практически не изготовляла машин и механизмов с комплектующими деталями, самолётов, тракторов, автомобилей и так далее. По сути, машиностроение после революции 1949 года в Китае было создано по-новому. Только на протяжении на территории страны было возведено более 60 заводов (третья часть из них была построена благодаря активной технической поддержке со стороны СССР). Как результат, сейчас ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время отрасль выпускает более 53 тысяч наименований продукции и полностью обеспечивает внутренние нужды государства. К самым крупным центрам машиностроения относятся Пекин, Шэньян, Шанхай и Тяньцзинь.

Металлургия

Как уже было отмечено выше, страна очень богата природными ресурсами. Благодаря этому довольно развитой является и металлургическая промышленность Китая. Почти в каждой провинции или автономном районе присутствуют предприятия чёрной металлургии, общая численность которых превышает отметку в 1,5 тысячи. Государство производит более тысячи разновидностей стали, в том числе сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, и высоколегированные сорта с заранее заданными характеристиками.

Главным недостатком, который характерен для большинства компаний в этой сфере, стал сравнительно низкий технический уровень производств и слабое их оснащение современными технологиями. Более того, около 70 % таких предприятий вообще не оборудовано очистными сооружениями. Что касается то условия для её развития можно с уверенностью назвать благоприятными, поскольку в недрах земли имеются богатые залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и многих прочих руд. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что всего несколько десятилетий назад активно развивалась добыча только некоторых из них, а сама разработка выполнялась хаотично, без соблюдения элементарных правил безопасности.

Автомобилестроение

Важную роль для экономики страны играет автомобильная промышленность Китая. Результативность политики, проводимой правительством страны в этом направлении, очень высока. Прежде всего она выражается тем, что в государстве успешно развиваются совместные со многими ведущими автопроизводителями компании. По состоянию на сегодняшний день Поднебесная самостоятельно обеспечивает практически все внутренние потребности в транспортных средствах. При этом их импорт не превышает отметки в 10 %. Такая ситуация во многом связана с тем, что правительство не ставит задачу автомобилизации населения (собственные машины имеет только 1% жителей). Ряд налогов, ограничений и пошлин привёл к тому, что авто здесь является предметом роскоши.

Строительная промышленность

Далеко не на последнем месте по уровню развития находится строительная промышленность Китая. Это и не удивительно, ведь на территории страны имеются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды. Наиболее массовым среди всех видов строительных материалов стало производство цемента, которое налажено в северо-восточном регионе страны. Большинство из компаний по изготовлению керамической плитки сконцентрировано в Бошане, Цзянси, Урумчи и Шеньяне, а кирпичные заводы - неподалёку от Пекина. Город Сычуань славится мощными асбестовыми предприятиями.

Химическая промышленность

Несмотря на большие запасы газа, угля и фосфатов, в Поднебесной долгое время не уделялось внимание многим отраслям. Некоторые из них попросту заново создавались после революции. Не стала исключением и химическая промышленность Китая. В первой половине пятидесятых годов прошлого века здесь появились 33 крупных компании, специализирующиеся на данном направлении. При этом за такой короткий промежуток времени номенклатура продукции выросла в десять раз, до отметки в 900 наименований.

Крупнейшие химические предприятия находятся в Нанкине, Шанхае, Харбине, Шеньяне и Цзилине.

Сельское хозяйство

Постоянное увеличение количества населения приводит к росту потребления продовольственной продукции. В связи с этим правительство Поднебесной называет одной из приоритетных задач обеспечение дальнейшего активного развития таких отраслей, как пищевая промышленность и сельское хозяйство Китая. В стране проводится политика всесторонней поддержки крестьянства с целью улучшения уровня его жизни и повышения урожайности культурных растений. В частности, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других платежей. Кроме этого, гражданам, которые заняты в этой отрасли, предоставляются всевозможные субсидии, дотации, выгодные кредиты и даже безвозмездная помощь.

Практически во всех провинциях на законодательном уровне государство гарантирует закупку урожая у крестьян. Отдельных слов заслуживает вклад местных учёных-селекционеров, которым удалось вывести ряд культур с урожайностью, в несколько раз превышающей аналогичный показатель традиционных сортов.

Заключение

В данной статье кратко описаны лишь основные отрасли промышленности Китая. Вне всякого сомнения, Поднебесная достигла огромных успехов и в других областях экономической деятельности. К ним можно отнести развитие информационных и биологических технологий, фармацевтики, безотходных производств, связи, совершенствование вычислительной техники, освоение новых источников энергии, сокращение загрязнения окружающей среды и многие другие направления.

Китай занимает первое место во всем мире по количеству промышленных предприятий. В настоящий момент около 3/5 всех трудовых ресурсов индустрии работают в тяжелой промышленности. Китай не отстает от других стран мира и по внедрению в производство новых технологий.

Промышленность Китая сосредоточена в приморских провинциях на востоке страны, где расположены основные индустриальные центры. Это Цзянсу, Шаньдун, Шанхай и многие другие. В крупных городах, население которых превышает 500 тысяч человек, находится более половины фондов гос. Промышленности. То есть это 13,1% от всех предприятий промышленности, около 10% пищевой промышленности и машиностроения, около 5% текстильной промышленности.

Китай занимает четвертое в мире место по добыче нефти. Нефть различна по качеству – от тяжелой парафинистой до легкой малосернистой.

В Китае есть запасы природного газа и железорудного сырья мирового значения. В стране есть месторождения вольфрама, молибдена и марганца. Однако они не могут полностью обеспечить потребности отрасли.

В сфере машиностроения очень развиты станкостроение и транспортное машиностроение. Строительство автомобилей в стране стремительно развивается, в том числе и выпуск автомобилей на совместных производствах.

Отрасли промышленности Китая затрагивают и химическую промышленность. Например, Китай занимает первое место в мире по производству минеральных удобрений. Сырьевую базу обеспечивает горно-химическая промышленность, где добывается поваренная соль, фосфориты, пириты и многие другие вещества.

Но сильнее всего развита легкая промышленность. Именно она имеет огромное влияние на внутренний товарооборот, развитие сельского хозяйства и занятость населения. Самые важные подотрасли – текстильная, швейная, обувная, трикотажная, кожевенная.

Кроме того, Китай давно держит лидерство по выпуску чайной продукции, табака, а в последние годы еще и пива. Хотя по производству чая Китай несколько уступает Индии. Но на экспорт идет только чайная продукция.

Но самыми главными остаются текстильная и пищевая отрасли легкой промышленности. На них приходится почти 22 % всей производимой продукции. Большая часть этих предприятий расположена в Северном, Восточном и Центрально-Южном районах.

Пищевая промышленность Китая развита на Юго-Западе страны. В пищевой промышленности задействовано более 70 тысяч предприятий. Текстильная промышленность четко разделена. На севере страны производят шерсть, на юге – шелк, кенаф и джут. Всего в текстильной промышленности 25 тысяч предприятий.

Машиностроение в Китае тоже развито. Основные предприятия по машиностроению сосредоточены в Шанхае, Чаньчуне, Харбине, Пекине, Далянь. Потребности Китая в автомобилях практически полностью обеспечиваются собственным производством. Очень развиты совместные производства с другими странами – Ниссан, Ситроен, БМВ, Тойота и прочие.

Сельское хозяйство в Китае развито очень хорошо. Настолько, что позволяет обеспечить продукцией все многочисленное население Китая и еще отправлять товары на экспорт.

Гуанчжоу – один из самых крупных промышленных центров Китая

Легкая промышленность Китая сосредоточена в крупнейшем промышленном центре Гуанчжоу. Здесь находятся сотни тысяч промышленных фабрик, заводов, предприятий и рынков. Именно здесь дважды в год проходит Кантонская ярмарка. Это открытый город, экспортирующий товары в другие города и страны. Многие брендовые заводы расположились именно здесь.

Шанхай

Шанхай является очень важным промышленным центром Китая. Основными промышленными отраслями этого города являются машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство электробытовых приборов, производство средств коммуникации и связи и установок для электростанций, металлургия.

Пекин

Столица Китая и крупный промышленный центр. Автомобильная промышленность Китая сосредоточена именно здесь. Самым крупным предприятием по производству автомобилей является Beijing Automotive Import & Export Corporation. Филиалы этой компании работают в 26 городах Китая. В год они выпускают порядка 700000 автомобилей. Большую их часть составляют джипы, минивэны и легкие грузовики. Также они занимаются выпуском запчастей для этих автомобилей.

Также в Пекине развита фармацевтика. Предприятие, расположенное в этом городе обеспечивает больницы Пекина на 30% лекарственными средствами и медицинским оборудованием.

Пекин является крупнейшим промышленным центром в сфере информационных технологий. В этом городе зарегистрировано более 3500 компаний, занимающихся программным обеспечением.

Также в Пекине есть металлургические и химические заводы, заводы по производству транспортного оборудования и телекоммуникаций.

Чунцин

Чунцин является крупным промышленным центром Китая. Во-первых, он является одним из главных производителей алюминия. Во-вторых, в нем очень развита и растет с невероятными темпами автомобильная промышленность. Есть предприятия, занимающиеся совместным выпуском автомобилей, таких как Форд и Сузуки. Этот город ежегодно выпускает с конвейеров до 1,3 миллионов единиц автомобилей. Всего в Чунцине расположено более 20 автомобильных заводов.

Текстильная промышленность Китая также очень развита в Чунцине. Она стабильно продолжает развиваться.

Кроме того, в этом городе сосредоточились крупнейшие производители информационных технологий. Всего в городе более 260 исследовательских центров, колледжей и университетов.

Нанкин

Крупный центр культуры, промышленности и важнейший транспортный узел Китая. Промышленность этого города представлена машиностроением, турбиностроением, станкостроением и прочей тяжелой промышленность. Также развита химическая промышленность Китая, текстильная, пищевая.

Китай – уникальная страна, все возможные отрасли производства развиты в ней в полной мере и постоянно продолжают совершенствоваться. В этой статье мы назвали только самые крупные промышленные центры Китая. Помимо них, есть еще огромное количество центров чуть меньших по размеру, но не последних по значимости.

Последние материалы сайта