PR в мифологии Междуречья. Забытая реальность

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот











И?штар (Истар, Ашторет, Анунит, Нана, Инанна) - в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне.

Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
«Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. «Ты возлюбила льва, могучего и крепкого», — говорит герой Гильгамеш Иштар, — «и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут.» Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и — если верить Гильгамешу — эта любовь стала причиной смерти Таммуза»

Иштар была дочерью Нинурты. Ей особенно поклонялись в северной Месопотамии, в ассирийских городах Ниневия, Ашур и Эрбиль. Кроме львов на воротах её символом также является восьмиконечная звезда. (Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.)

Миф о Нисхождении Иштар. Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана. Иштар спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит #богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый #бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по #аналогии с #шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).

Главный миф об #Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею - богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской - Инанна. https://goo.gl/QUxBq5

Отголоски древних религий и культов явственно ощущаются во многих современных философских течениях. Человеческие общества, разделённые временными и пространственными границами, в разные эпохи своего существования никогда не жили обособленно. Взаимопроникновение и взаимовлияние различных цивилизаций наглядно можно проследить, если изучить их мифологию и культовые обряды.

Богиня любви

Один из самых известных персонажей старинных культов - богиня Иштар. Её имя встречается в древнеперсидском, греческом языках, семитском наречии и иврите. В Египте она известна как Астарта, в Греции рассматривалась как одно из воплощений Афродиты, у иудеев существовала как Ашторет. В любой своей ипостаси богиня Иштар олицетворяла сексуальную энергетику, высшее выражение эротизма, присущее прекрасному полу. Страсть, соблазны плоти, всевозможные наслаждения, получаемые при половой близости, в том числе и низменные, извращённые, сам акт совокупления, возведённый в ранг священного ритуала, - всё это атрибуты и определяющие категории, с которыми связана богиня Иштар. Именно поэтому в астральном плане её связывали с Венерой, которая в астрологии символизирует женскую суть и является покровительницей любви.

Богиня-воительница

Но ещё одна сущность богини - кровожадная воительница, демон жестокости и распрей. Очевидно, причиной столь широкой трактовки образа стали отголоски матриархата и легенд об амазонках.

Кроме того, богиня Иштар считается женой самого Ваала - верховного божества древних израильтян, шумеров, ассирийцев и многих других народов. Он символизировал начало мужское, создателя всего сущего, считался богом-оплодотворителем. посвящённые Ваалу и Астарте, часто превращались в настоящие сексуальные оргии, сопровождались «свальным грехом», человеческими, в том числе и детскими жертвоприношениями.

Древняя география

Чтобы выяснить, Иштар - богиня какой страны, следует вспомнить тысячелетней давности. В 7-5-м веках до нашей эры на территории современного Ирака существовал ряд государств. Данные земли назывались Междуречьем, или Месопотамией, и населяли их жители Шумерского, Ассирийского, Аккадского. Это важно помнить, определяя, Иштар - богиня какой страны, ведь влияние культа распространялось практически по всей ближневосточной территории. Сведения о ней мы находим в эпосе о Гильгамеше - самом древнем в мире литературном источнике, создававшемся на протяжении полутора тысяч лет.

Уникальный памятник шумерской культуры и цивилизации, содержащий элементы античной космогонии, состоит из первобытных мифов и исторических легенд. Богиня любви Иштар является одной из главных героинь, воплощением сладострастия, соблазнов, плодовитости, рождающей новую жизнь, и одновременно облагораживающего чувства. Низменной, первобытно-дикой и возрождающей, возвышающей считали любовь шумерцы. Потому столь противоречивым получился у них образ богини, основным центром поклонения которой было Аккадское царство.

Вавилон - город блудниц

Помимо всего прочего, Ашторет считается покровительницей блудниц, куртизанок, женщин лёгкого поведения - всех представительниц древнейшей профессии и продажной любви. А так как в Вавилоне в 7-м веке до нашей эры, да и в последующие века, равно как и на всей территории Малой Азии, было действительно большое скопление проституток, её культ считался одним из главных. Более того, существовала даже храмовая проституция. Т. е. ежедневно несколько жительниц города должны были садиться на специально отведённые места близ святилищ Афродиты (Венеры, Астарты) и ждать, пока проходящий мимо мужчина не заплатит ей монету и не совокупится тут же. Только после подобного обряда женщины могли свободно жить в городе год, чувствовать себя в нём хозяйкой. Затем ритуал повторялся.

Божественные врата

Именно поэтому при императоре Навуходоносоре, известном развратнике, в Вавилоне были выстроены грандиозные ворота богини Иштар - монументальное сооружение поразительной красоты. Сейчас в городе стоит их небольшая копия. Оригинал же был вывезен из страны более ста лет назад, ещё в начале 20-го века. Через них в глубокой древности проносили вавилоняне статуи своих богов, когда отмечали празднование израильского Нового года. Через ворота богини Иштар по «дороге процессий» был ввезён в город и гроб с телом Великого Александра (Македонского). Кстати, тоже большого сердцееда и любителя женщин! Так что вполне символичное шествие.

Символы богини

Ворота, о которых писалось выше, выкрашены в ярко-синий, и это неспроста. Иштар, богиня Вавилона, носит имя, в переводе с шумерского означающее «ясное чистое небо». На их стенах множество барельефов с фигурами животных (575 штук), выполненных необычайно реалистично, с большим изяществом и художественной правдой. Особенно часто встречается образы львов и быков. Кстати, статуи Иштар, найденные при раскопках древних храмов, изображались в окружении этих хищников. Символический знак шумерского божества представляет собою круг, оплетённый лентой, с шестиконечной (восьмиконечной) звездой внутри. Этот круг является небом, а звезда - солнцем. Всё вместе и символизирует то самое ясное небо, воплощением которого и является Иштар. «Голубая богиня», «небесная богиня» - это всё о ней.

Дитя ночи и греха

Астарта - достаточно противоречивый мифологический образ. С нею связана не только ясная синева, но и мрак ночи. Статуя богини Иштар украшена, кроме львов, изображениями сов, расположенных слева и справа от неё. Имея в любовниках людей, животных, богов, беспрестанно меняя их, отличаясь ненасытной похотью и поразительным непостоянством, Иштар губит недавних партнёров своей страстью. Её любовь порабощает, становится узами, тяжкими, как кандалы. Даже боги теряют волю, становятся жалкими подобиями некогда всесильных и неустрашимых обитателей неба. Знакомство с Иштар заканчивается плохо для всех, кто познал огонь её ласк и трепет тела. Бесчисленно количество возлюбленных богини - неудивительно, что проститутки и гомосексуалисты избрали её своей предводительницей! Впрочем, учитывая сакральную значимость образа и то, что у шумеров храмовая проституция защищалась и дозволялась законом, о грехе в данном случае говорить не стоит. Ведь самому процессу соития придавался божественный смысл.

Иштар и гомосексуализм

Почему богиня Иштар, фото изображений которой можно встретить в разнообразных пособиях по древним религиям и другой культурологической литературе, считается покровительницей не только куртизанок, но и гомосексуалистов? Причина столь широкой «сферы влияния» кроется, опять-таки, в религиозных обрядах и культах шумерской и более поздних цивилизаций. В Ханаане, об этом пишется в Библии, при храмах Иштар церемонии совершали не только женщины, но и юноши. Они вступали в связи с мужчинами, таким образом воздавая богине почести и славя её. Обряд олицетворял священное плодородие и торжество жизни во всех её проявлениях. Что тоже вполне соотносится с сакральностью образа.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди - размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует

Имя: Иштар (Inanna)

Страна: Древняя Месопотамия

Создатель: мифология

Деятельность: вавилонская царица

Семейное положение: не замужем

Иштар: история персонажа

Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар - львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.

История происхождения


Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером - это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское - Астар, или «утренняя звезда», и женское - Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской - два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность - признаки и мужского, и женского полов. Иштар - богиня одновременно войны, секса и деторождения.


Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.


Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.


Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.


Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.


Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия - «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Иштар в культуре

Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов - Нергал и Иштар - сошлись в бесконечной битве.


Образ богини Иштар присутствует в романе «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.

Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.

Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.


Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar - древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.

Иштар Иштар

Характеристики

Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:

Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. "Ты возлюбила льва, могучего и крепкого", - говорит герой Гильгамеш Иштар, - "и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут." Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза , бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Миф о Нисхождении Иштар

Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).

Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».

Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.

Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль , что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе . Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.

Точка отсчета человеческой государственности лежит в долинах рек Тигр и Евфрат. На Земле существовали области более пригодные для жизни и хозяйственной деятельности людей, но первые цивилизации появились именно в Междуречье.

В отличие от Египта в Месопотамии не было единого центра власти, здесь, чаще всего, спорили между собой отдельные небольшие царства или самостоятельные города. В этой борьбе кто-то проигрывал, кто-то подчинял себе остальных. Были периоды, когда определенное государство покоряло все другие и возникала ненадолго деспотия, например, Египта.

Во всех древних цивилизациях исключительную роль играла религия и ее служители. Жречество аккумулировало все существующие знания и накопленный опыт. В каждом городе были свои боги и храмы, вокруг которых циркулировала повседневная жизнь.

Естественно, некоторые культы переходили от народа к народу. Почитание богини Иштар относится к аккадским племенам и к вавилонянам. Аналог этого культа существовал и у шумеров, только в этом случае звали богиню Инанна.

Воплощение богини – планета Венера. Иштар имела андрогинные черты, как считают исследователи, из-за того, что изначально люди верили в существование двух отдельных божеств мужского и женского пола, которые со временем слились в одну ипостась.

Поэтому богиня могла в зависимости от ситуации проявлять свои разные сущности. Она являлась покровительницей плодородия, богатых урожаев, плотской любви. По одному из мифов, Иштар родилась из яйца, выпорхнув из него голубкой, отсюда и крылья в ее иконографике. На многих сохранившихся скульптурных изображениях, у нее гипертрофированы бедра, что является символом производительных сил.

Ритуалы, связанные с плодородием, во всех земледельческих народах играли наиважнейшую роль. Один из таких обрядов назывался иерогамия – священный брак, он символизировал любовь между небом и землей и рождение мира. Это было таинством, изложение такого рода событий не дозволялось. Поэтому письменные источники (в случае Месопотамии – это клинописные глиняные таблички) лишь намекают на то, что происходило во время таких мистерий. Этот ритуал проводился два раза в год во время весеннего и осеннего солнцестояния, также обязательным был час вступления нового правителя на престол. По данным клинописных текстов, Инанна в этот час призывала «распахать ее лоно», чтобы травы «высоко поднимались вокруг» и, чтобы сады пышно расцветали рядом с ним. Таким образом, Иштар наделяла царя продолжительным и достойным правлением, множила его богатства, обеспечивала обильные урожаи.

Богиня символизировала телесную любовь, что породило соответствующий культ: служение часто сопровождалось оргиями. Как считают историки, существовала и религиозная проституция в честь нее. Богиню почитали прежде всего женщины и в знак поклонения они раз в своей жизни отдавались первому попавшемуся, который за это платил, поднося подаяние в храм. Центр сакрального поклонения - город Урук. Греческий историк Геродот, побывав в Междуречье в V в. до н.э., описывал эти обряды в своей «Истории».

До нашего времени дошло несколько мифологических рассказов, связанных с Иштар. Один из них содержится в поэме «Нисхождение Иштар в преисподнюю», которая сохранилась не полностью, но отрывки весьма красноречивы. У Инанны был супруг верховный бог Ашшура, но она, как известно, в том числе, была богиней любви. Предания свидетельствуют о многих фаворитах богини. Например, Думузи, легендарный правитель Ассирии и бог пастухов, его образ почитался вместе с культом Инанны, олицетворял умирание и воскрешение.

Поэма описывает смерть Думузи, плач Иштар, по погибшему любовнику, ее решимость спуститься в подземное царство, где правит ее сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. Сойдя в подземный мир и переправившись через реку, Инанна предстает перед роскошным дворцом, стучится и просит впустить ее. Эрешкигаль возмущена поведением сестры, она позволит ей войти, но пусть сделает это как все смертные. Иштар проходит через семь врат, у каждых из них остается часть ее одежды, пересекая последние врата, она остается обнаженной и бессильной, как и все люди перед смертью. Ярость сестры обрушивается на несчастную. Она приговаривает ее к жизни в вечной тьме, оставляет ее и Думузи навсегда в подземном мире.

Пока богиня находится в плену у Эрешкигаль, на земле ничего не растет, ничего не рождается. Слезы и смерть в государстве. Земные божества делают все для того, чтобы вызволить Инанну и Думузи из царства смерти. В конце концов заключается договор, по которому полгода Думузи проводит в обители мрака, полгода – на земле с любимой.

Легенда относится к так называемым календарным мифам, которые повествуют о постоянном круговороте в мире. Большинство мифологий разных народов и цивилизаций содержат легенды об умирающем и воскресающем боге, который воплощает цикличность природы.

Каждой весной совершался обряд священного брака Думузи и Иштар, природа при этом акте любви оживала, зацветала и плодоносила. Свадьба богов обязательно сопровождалась карнавалами, песнями, ритуальными сражениями, самоизувечениями и совокуплениями. Считалось, что эти обряды могут ублажить сверхъестественные силы, увеличить их действие.

В этих представлениях был сконцентрирован опыт и знания о природе и ее законах. Аналоги мифа были и в других народах. В Египте был культ Осириса и Исиды, в Греции - это Кибела и Аттис. Все они связаны с постоянной сменой сезонов.

Можно утверждать, что Иштар – главное женское божество, Богиня-Мать. На уровне абстракций – это созидательное начало мира, без которого ничего не рождается. Но у этих сил есть и обратная сторона – разрушительная мощь, которой в природной стихии предостаточно. Здесь и наводнения, и землетрясения, и многочисленные болезни, и борьба за выживание, и чудовища. Таким образом, мужская сущность богини Иштар отразилась в покровительстве войны и разрушений. Поэтому часто ее изображали вооруженной, стоящей на оскалившемся льве. В таком воплощении ее особенно любили яростные ассирийцы.

Последние материалы сайта