Неолитическая цивилизация. «Неолитическая цивилизация

25.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В X – IX тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита – нового каменного века. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной, люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние.

В III тыс. до н.э. появились колесные перевозки. Скорость передвижения людей увеличилась в 10 раз (с 3,7 до 35-38 км/ч). Появилась возможность для далеких миграций значительных масс людей и целых этносов.

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало развитие биологических знаний и в первую очередь это связано с доместикацией. Одомашнивание животных и растений предполагает использование фундаментального биологического явления – искусственного отбора (селекции). Люди были еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать этот метод для совершенствования своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколения в поколение.

Первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время): Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка, Южная Америка.

Первым злаком, который люди одомашнили был ячмень. В X – VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии и Палестине. Во второй половине VII – первой половине VI тыс. до н.э. культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох.

Скотоводство сложилось на две тысячи лет позже. В VII – VI тыс. до н.э. в Средней Азии, Северной Африке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные, поставщики мяса. Позже были одомашнены тягловые животные (осел, верблюд V тыс. до н.э., северный олень, лошадь IV тыс. до н.э.), которые были основным источником механических усилий до появления первых машин. Уже на самых начальных стадиях скотоводства стихийно возникает отбор лучших особей на племя.

Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых появилась цивилизация, а вместе с ней и наука.

Предпосылки становление науки.

Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах. Такая система впоследствии вошла почти во все ранние философские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, которое представляет собой переход от одного космического цикла к другому.

Представления о мировой космической катастрофе были связаны с новыми структурами сознания – абстрактными категориями будущего, пространства, времени и космоса.

Развитие критической функции мышления, самосознания, установки на обоснования знания, становление всеобщих понятий, категорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее», «несущее» и т.д.) выступили познавательными предпосылками генезиса науки. Эти предпосылки формировались в процессе разрешения противоречий в системе сознания:

А) между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

Б) самой системе мифологии – между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

В) между рациональными знаниями и возрастающими потребностями в таких знаниях.

Разрешение этих противоречий осуществлялось посредством:

    систематизации и логического упорядочения мифов;

    накопления обобщения и систематизации рациональных знаний;

    развития абстрактного мышления, категориального аппарата сознания;

    критической функции мозга;

    сферы самосознания.

Сложились следующие познавательные предпосылки становления науки:

    систематизация мифов;

    накопление и обобщение рациональных знаний;

(эти три предпосылки сложились уже в первых цивилизациях Древнего Востока – Древнем Египте и Древнем Вавилоне)

4. идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания – формируется в древнегреческой цивилизации.

    Биологические знания в государствах Азии и Восточного Средиземноморья.

Древнейшие (IV тысячелетие до н.э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Во многих из них приводятся списки животных и растений. Народы Месопотамии делили животный мир на «рыб», т.е. водных животных вообще, членистых, змей, птиц и четвероногих. Среди четвероногих они различали плотоядных (собаки, гиены, львы) и травоядных (ослы, лошади, верблюды). Растения подразделяли на деревья, овощи, пряности, лекарственные травы. В вавилонских и ассирийских медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, однако сведения о строении и деятельности органов человека отсутствуют. По мнению вавилонян, жизнь связана с кровью, а печень – главный орган жизни, содержащий запас крови. Органом мышления считали сердце.

Значительные успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных, в частности верховых лошадей. В XIV в. до н.э. (в Хеттском государстве) Киккули из Митаннии (область в Малой Азии в верховьях Евфрата) написал трактат о коневодстве, который является самой древней из дошедших до нас рукописей, полностью посвященной биологической теме, и вероятно, одно из самых первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора – Киккули из Митаннии.

В Месопотамии были выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота. Здесь, а также в некоторых других странах Азии и Европы скрещивали домашний рогатый скот с диким туром. Путем спаривания осла с кобылой впервые был получен мул. В Древней Месопотамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы, которое привело к получению большого разнообразия этого дерева.

Биологические знания и воззрения Египта очень близки к представлениям ассиро-вавилонян. В так называемом папирусе Эберса, датируемым XVI в. до н. э., содержится уже довольно дифференцированная анатомическая терминология, связанная с описанием заболеваний различных органов. Египтяне считали, что сердце является важнейшим органом тела, а биение пульса показывает, что «голос сердца может быть услышан во всех членах». В папирусе Эберса перечислено большое число лекарственных растений, простой перечень которых, показывает, как много культурных растений было освоено в древнем Египте. Больших успехов достигло земледелие: египтяне культивировали в то время несколько видов хлебных злаков, множество различных овощей, фруктовых деревьев, лен и маслину. В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Были одомашнены одногорбный верблюд, несколько видов антилоп, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии были завезены куры. Подобно китайцам, египтяне практиковали инкубацию куриных яиц в особого рода печках.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые зоологические, ветеринарные знания и навыки. Развитие земледелия способствовало накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний.

В эпоху класообразования от системы биологических знаний постепенно отделилась медицина. Основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от природы, ее предметов и процессов, но и от других людей. Человек осознает себя как самоценное существо. В сознании появляются новые элементы, представляющие собой зачаточные формы смысложизненных ориентиров. Человек впервые сталкивается с проблемой своего существования. А это значит, что и поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность и значимость. Приоритетной сферой деятельности становится медицинская практика. Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения (травы, цветы, плоды, кора деревьев и т.д.) и средств минерального и животного происхождения (жир, части организмов животных и др.). Создаются приемы санитарии и гигиены, появляются физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургические инструменты (скальпель, щипцы и др.). Совершенствуется акушерство – одна из первых медицинских специальностей.

    Биологические знания в Индии и Китае.

Древние обитатели Индии уже в середине III тысячелетия до н.э. выращивали много культурных растений и разводили рогатый скот, собак, голубей. В Индии впервые были одомашнены куры, и уже в глубокой древности был приручен слон.

Анатомия, физиология и эмбриология вызывали к себе интерес в Индии только в связи с медициной, которая в течение очень долгого времени носила магико-религиозный характер. Но уже с VIII века до н.э. начинает проявляться тенденция к обособлению медицины от религии магии. Она получила широкое выражение в одном из главных медицинских сочинений индийцев «Аюр-веды» (VI в. до н.э.). В индийских медицинских сочинениях VI – I вв. до н.э. проводилась мысль о наличии у живых существ неизменных наследственных качеств, которыми объясняется сходство детей с родителями. Великие памятники индийского народного эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», восходящие к VI – V вв.до н.э. донесли до нас яркие образы точных описаний явлений природы. Они содержат многие сведения по экологии животных и растений, описания их образа жизни.

Уже в первом тысячелетии до н.э. в индийской философии возникли материалистические течения, согласно которым единственным источником познания мира является восприятие органами чувств предметов внешнего мира, помимо которых в природе ничего не существует. Из комбинаций четырех материальных элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы – растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы.

Одним из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных был древний Китай. В течение почти всего II тысячелетия до н.э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Разведение шелковичного червя началось здесь.

В древнейших китайских натурфилософских сочинениях, созданных в IX – VII вв. до н.э., развивались представления о том, что все вещи состоят из полярных по своей природе материальных частиц. При их взаимодействии возникают пять основных стихий, или элементов – вода, дерево, огонь, земля и металл, - которые дают начало всему многообразию мира, включая растения, животных и человека.

Анатомия в Китае вследствие действовавшего на протяжении тысячелетий строгого запрета касаться ножом как живого, так и мертвого тела была до крайности примитивной: расположение и форму органов знали лишь в самых общих чертах.

5. Неолитическая революция

Это событие почти недавнего прошлого - конец ледникового периода, начало голоцена: неолитическая революция закончилась 10-12 тысяч лет тому назад. Она также качественно изменила процесс развития рода человеческого, еще больше отделила людей от остального живого мира. Неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций. Так же, как и революция в палеолите, которая перевела эволюцию человечества в новое русло общественного развития, новая перестройка имела “техногенный характер”, т.е. определялась развитием искусственных орудий.

В период неолита наши предки не только усовершенствовали технологию обработки камня, но и создали метательное оружие - копья, лук, стрелы. Эти изобретения многократно усилили эффективность охоты и другие возможности жизнеобеспечения первобытного общества. И человек немедленно пустил в дело вновь созданное оружие. Вероятно, так поступило бы любое животное.

Если в той или иной системе появляется вид-монополист, это трагично не только для экологической системы, но и для вида-монополиста. Максимальное использование своих возможностей, стремление к удовлетворению своего сиюминутного превосходства, увы, свойство не только животных. И судьбу монополиста нетрудно предсказать. Вид-монополист достаточно быстро исчерпывает пищевые возможности своей экологической ниши, экосистема начинает деградировать, и вместе с ней вид-монополист встречает свой экологический кризис. В этих условиях возможны два исхода. Первый - вид-монополист начинает деградировать вместе со своей экологической нишей и однажды погибает.

Но возможен и другой исход. Вид-монополист находит новую экологическую нишу, адаптируется к ее возможностям и начинает новый цикл своего развития.

С человеком всегда случалось именно так: человек, становясь монополистом, находил новую нишу и становился еще более грозным монополистом! Изобретение главным образом метательного оружия превратило в конце неолита нашего предка в “абсолютного” монополиста и вызвало новый кризис. Новая перестройка характера антропогенеза стала неизбежной. Человек мог легко исчезнуть с лица планеты, поскольку к этому времени вся планета стала его экологической нишей, его ойкуменой. Но этого не случилось: человек нашел новую экологическую нишу. Вернее, он сам ее создал!

Уже во времена палеолита первобытные люди стали качественно выделяться среди остальных животных: только у них власти биосоциальных законов была противопоставлена нравственность, только у них одних возник духовный мир, а значит, появились и другие ценности, отличные от сиюминутного выживания. Наконец, наши предки “предпочли” общественное развитие биологическому, чисто индивидуальному. Но во многом они оставались еще “детьми Природы”, не отличаясь от других хищников. Они жили охотой и вписывались в естественный круговорот веществ в Природе. Чем лучше было их оружие, чем лучше была организация коллективной охоты, тем больше у них было пищи и быстрее росла численность населения. И всякий новый прием в добыче пищи ими использовался со всей той эффективностью, на которую они были способны. В этом они (впрочем, как и теперь) как раз ничем и не отличались от обычных животных. Им было чуждо думать о будущем и анализировать его.

Неолит, т.е. эпоха быстрого совершенствования технологии обработки и использования камня, превратила биологический вид homo sapiens в хищников-монополистов: создание нового оружия (главным образом, метательного) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы. Но теперь оно оказалось перед перспективой глобального голода, который, по-видимому, имел место почти на всей территории планеты.

Но эта же реальность - недостаток пищи и неизбежность глобального голода - породила еще одно следствие - жесточайшую борьбу за ресурс, и в первую очередь за оставшиеся охотничьи угодья.

И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять! Впрочем, эти оценки антропологов очень приближенные. Но уменьшение населения Земли в конце ледникового периода действительно имело место! Это показывает резкое сокращение количества неолитических стоянок, изученных антропологами, по сравнению с числом палеолитических стоянок.

Но вот однажды кризис был преодолен. Природа открыла человеку еще одну из своих тайн: он познал потенциальную возможность собственного жизнеобеспечения за счет искусственного кругооборота веществ. Люди научились возделывать землю и выращивать злаки. Это произошло вскоре после окончания ледникового периода, в самом начале голоцена. Так называется тот период межледниковья, в котором мы сейчас живем.

Родиной земледелия, по мнению Н.И. Вавилова, были речные долины “плодородного треугольника” на Анатолийском плато, на территории современной Турции, в истоках великих рек Ближнего Востока - Тигра и Евфрата. И эти догадки Н.И. Вавилова, великого российского биолога, ботаника и агронома, подтвердили современные раскопки. Во всяком случае, именно там возникла культура возделывания пшеницы. Это произошло 8-9, может быть, даже 10 тысяч лет тому назад. Во всяком случае, раскопки в Хаджиляре и Чатал-Куюке, сделанные американцами в 70-х годах, показали, что около 8 тысяч лет тому назад, т.е. за несколько тысячелетий до появления письменности, до возникновения великих государств древности - Египта и Шумера, в тех краях уже существовала развитая земледельческая цивилизация (Mellart J. The Neolithic of the Near Est. N.Y. 1975). И появление земледельческих поселений в Анатолии отделяет от первых фараонов такая же бездна лет, как и век фараонов от века атомного оружия! Может быть, такой факт еще отчетливее показывает скорость возрастания оснащенности человечества техническими средствами. При практической неизменности его чисто природных, биологических характеристик.

Позднее, с интервалом, вероятно, в несколько тысяч лет, на периферии земледельческого мира возникло скотоводство. Этот разрыв во времени и различие географических зон, где произошли описываемые события, чрезвычайно важны для понимания генезиса современных цивилизаций. Но это уже другая тема, и ей посвящена следующая глава. Скажу только, что это одна из причин того резкого разграничения цивилизаций на традиционные и “техногенные”, которое наблюдается и в современном мире. И одна из причин того, что дивергенция видовая (биологическая), характерная для палеолита, сменилась дивергенцией цивилизационной. И не случайно, что именно Ближний Восток сделался одним из центров формирования цивилизаций традиционного типа. Их рождали, прежде всего, географические и климатические особенности этой части Евразийского суперконтинента.

Название этой главы я завершил вопросительным знаком, а затем описал три катастрофические перестройки. А заключить главу я хочу утверждением о том, что действительно после каждой из этих катастроф возникала “новая планета” со своими особенностями планетарной жизни. Каждый раз непредсказуемая эволюция рождала новые формы организации живого вещества и особенности его развития. Организация планетарной жизни претерпевала качественные изменения. И каждая из этих катастроф была очередной ступенью восхождения ЖИЗНИ по пути становления Разума. Первая бифуркация вырвала из животного мира один из его видов, который оказался способным не просто развить свой мозг, но и начать создавать искусственные орудия и покорять огонь. На Земле возникла “вторая природа”, целенаправленно создаваемая представителями живого мира. Планета обогатилась новыми возможностями развития.

Вторая бифуркация привела к возникновению качественно нового образа поведения живого вещества. На Земле утвердился живой вид, создавший основы нравственности, вид, который “отказался” от чисто биологического совершенствования во имя развития общественных форм организации, во имя создания нового типа памяти и, в конечном итоге, во имя создания Коллективного Интеллекта, о чем мне придется еще рассказывать в последующих главах.

Наконец, третья бифуркация, когда человек снова оказался на пороге своего исчезновения с лица планеты, ознаменовалась созданием искусственных биосистем. Возник новый тип эволюционного развития, а у человечества возникла частная собственность и новые стимулы для своей активности - началась эра современных цивилизаций.

Таким образом, за сравнительно короткое время, за четвертичный период, по меньшей мере трижды происходило качественное изменение характера эволюции биосферы, и каждый раз это были ступени по пути восхождения к Разуму.

И на каждой ступени возникала “новая планета”!

Будет ли продолжен этот путь?

За 10 000 лет до нашей эры географическое строение Земли в общих чертах было похоже на современное. Вероятно, именно в это время океанские воды прорвали тот перешеек, где теперь находится Гибралтарский пролив, и на месте бывшей низменности образовалось Средиземное море, примерно в тех же берегах, что и сегодня. Возможно, более обширным был тогда Каспий, который мог соединяться с Черным морем севернее Кавказских гор. Вокруг этого Центрально-Азиатского моря, на месте нынешних степей и пустынь, простирались плодородные и уже заселенные земли. В общем, мир тогда был более влажным и изобильным; в европейской России преобладали болота и озера, а Азия и Америка на месте Берингова пролива соединялись перешейком. К этому времени уже сформировались современные главные расы. Теплые области тогдашнего жаркого и лесистого мира населяли смуглые народы гелиолитической культуры, предки нынешних обитателей Средиземноморья: берберов, египтян и большинства жителей Южной и Восточной Азии. Конечно, в пределах этой великой расы имелось немало разновидностей: иберийская или средиземноморская раса на побережье Атлантики и Средиземного моря; «хамитские» народы, к которым относятся берберы и египтяне; темнокожие жители Индии - дравиды; многие из населяющих Восточную Индию племен; полинезийские расы, а также маори из Новой Зеландии. Западные разновидности оказались светлее восточных. В лесах Центральной и Северной Европы появился светлый тип людей с голубыми глазами, которых теперь многие называют нордической расой. На просторах Северо-Восточной Азии расселились монголоидные народы - иная разновидность смуглого человека - с раскосыми глазами, широкими скулами, желтоватой колеей и прямыми черными волосами. В Южной Африке, Австралии, на тропических островах Южной Азии сохранялась древняя негроидная раса. Зато Центральная Африка стала областью расового смешения: почти все современные цветные африканские народы являются, вероятно, результатом смешения смуглого северного типа с негроидным субстратом.

Следует помнить, что человеческие расы могут свободно смешиваться, расходиться и соединяться, подобно облакам на ветру, а не ветвям деревьев, которые никогда не сходятся друг с другом. Это надо постоянно учитывать, чтобы не впасть в жестокие разочарования и предрассудки. Люди употребляют слово «раса» слишком свободно и основывают на нем самые невероятные обобщения. Говорят, например, о «британской» или «европейской» расе. Однако почти все народы Европы представляют собой сложное смешение смуглых, темнобелых, белых и монголоидных черт.

Именно в неолите люди монгольского происхождения перешли в Америку, по-видимому, через Берингов пролив, и двинулись далее в южном направлении. На севере они встретились с канадским оленем, на юге - с бесчисленными стадами бизонов. Достигнув Южной Америки, они застали там глиптодонтов (гигантских броненосцев) и мегатериев (неповоротливых ленивцев величиною со слона). Последних пришельцы, вероятно, истребили, так как те были столь же беззащитны, сколь и огромны.

Большая часть американских племен так и не поднялась выше кочевой жизни, присущей эпохе неолита Они не знали железа и использовали преимущественно самородное золото и медь. Впрочем, в Мексике, Юкатане и Перу условия оказались благоприятными для оседлого земледелия, и здесь около 1000 г. н. э. возникли цивилизации, в чем-то похожие (но по своему типу отличные) на более ранние первобытные цивилизации Старого Света. Здесь также широко практиковалось принесение человеческих жертв во время сева и жатвы. Но если, как мы увидим, в Старом Свете эти обычаи отмирали и уступали место новым, в Америке они развивались и невероятно усложнялись. Цивилизованными странами Америки правили жрецы, которые, как и военные вожди, сами подчинялись жестоким законам.

В астрономической науке жрецы достигли очень глубоких познаний, например, определяли продолжительность года точнее, чем вавилоняне. В Юкатане была создана изощренная и своеобразная письменность, так называемое письмо майя. Частичная расшифровка показала, что ее использовали главным образом для ведения точных и сложных календарей. Искусство майя достигло вершины около 700-800 г. н. э. Их скульптуры поражают современного зрителя невероятной пластической выразительностью, а часто и красотой, но в то же время ошеломляют гротесковой фантастикой воображения и традицией какого-то безумия, выходящего за пределы нашего понимания. В Старом Свете нет ничего подобного. Очень отдаленное сходство можно уловить в работах первобытных индийских резчиков. И тут, и там мы видим переплетающиеся перья и свивающихся змей. Многие надписи майя напоминают рисунки пациентов европейских психиатрических клиник, словно их мышление развивалось в направлении, не только отличном от Старого Света, но, по нашим понятиям, совершенно иррациональном.

Предположение о всеобщей умственной «сдвинутости» этих американских народов находит свое подтверждение в их маниакальной приверженности к пролитию человеческой крови. Особенно отличалась этим мексиканская цивилизация, где жрецы вспарывали грудь еще живым жертвам и вырывали из нее бьющееся сердце. Общественная жизнь и народные празднества концентрировались вокруг этих фантастически-ужасающих действ.

Повседневное существование простых людей в таких обществах соответствовало тому, что мы видим у других земледельцев на стадии варварства. Они хорошо делали посуду, ткали и красили ткани. Письмена майя не только вырезались на камне, но и наносились цветными красками на шкуры и другие материалы. В музеях Европы и Америки хранится немало загадочных рукописей, почти не прочитанных, за исключением упомянутых в них дат. Похожая письменность зарождалась и в Перу, но была вытеснена совершенно другим способом - завязыванием узелков на веревках. Нечто подобное употребляли китайцы тысячи лет назад.

В Старом Свете четыре-пять тысяч лет назад существовали подобные первобытные цивилизации. Основой их служило святилище с многочисленными кровавыми жертвоприношениями и жрецами - искушенными астрономами. Но в Старом Свете цивилизации взаимодействовали друг с другом, и их развитие привело к образованию современного мира, а американские цивилизации так и не покинули первобытного состояния, поскольку каждая из них замыкалась в своем маленьком мирке. По всей видимости, до появления европейцев Мексика ничего не знала о Перу: например, главный продукт питания перуанцев - картофель - был там совершенно неизвестен.

Век за веком эти народы поклонялись своим богам, жрецы совершенствовали календарь и ритуалы жертвоприношений, но во всем остальном практически ничего не менялось.

- 93.50 Кб

Неолитическая цивилизация: общая характеристика

Введение

Приблизительно 13-10 тысяч лет назад в жизни древнего человечества происходят глубокие изменения, без которых и наша нынешняя цивилизация оказалась бы совершенно невозможной. Бродячий охотник и собиратель, кочующий за стадами диких животных и питающийся главным образом их мясом, в эти переломные тысячелетия превращается в оседлого земледельца и в пастуха-скотовода.

Некоторые из основанных в X тысячелетии до н. э. поселений и поныне являются обитаемыми, например прииорданский Иерихон или североаравийская Бейда. Этот глубинный сдвиг в образе жизни человека именуют «неолитической революцией», которая произошла во времена Неолитической цивилизации.

Неолит (от нео... и греч литос - камень), новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды.

Цель нашей работы – дать характеристику Неолитической цивилизации.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • Рассмотреть земледелие и скотоводство эпохи неолита.
  • Описать процесс отделения ремесла от земледелия в Неолитической цивилизации.
  • Узнать, как появились центры раннеземледельческих культур и кратко описать их.
  • Рассмотреть культуру Неолитической цивилизации.
  1. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности – важнейшее достижение Неолитической цивилизации

Неолит - завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией . Неолитическая революция - это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Значение этого события подчеркивал Н.Н. Моисеев: «Неолитическая революция качественно изменила характер общественного развития рода человеческого. И ее последствия были таковы, что уже позволяют говорить о начале истории... Неолитическая революция многократно ускорила развитие общества, создав качественно новые стимулы для развития - стимулы, которых принципиально не могло быть в предыдущей эпохе». Ученый считал, что «неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций» . Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений . Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит - период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных, и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда: земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.

В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если в конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводства и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

  1. Второе общественное разделение труда в Неолитической цивилизации – отделение ремесла от земледелия

Неолит - время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать. Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев. Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.

Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов.

Появление керамики - великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком . Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа, когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.

К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля . Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества. Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.

С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.

Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда: ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.

  1. Закрепление оседлости, появление центров раннеземледельческих культур

Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни . С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление - мегалиты. Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.

Неолит - это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья, т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена.

В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры, которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс. К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара, и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!) . Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.

В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия. Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек . Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды. Заключение 16
Список литературы 18

В течение позднего неолита, а также на различных стадиях эпохи раннего металла в разных регионах мира начали проявляться симптомы разложения первобытного общества. Это были не единичные мимолетные явления, а сложные длительные процессы, которые затрагивали различные аспекты действительности. В ряде случаев эволюция прерывалась и словно возвращалась назад. Суть разложения первобытного общества и формирования основных механизмов классообразования заключается в том, что общинно-родовой строй, как утверждал Ф. Энгельс, "был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы". Если классические первобытные общества основываются на коллективном характере единого нерасчлененного производства, то позже "в этот производственный процесс медленно проникает разделение труда. Он подрывает коллективный характер производства и присвоения, делает определяющим правилом присвоения отдельными лицами и вместе с тем порождает обмен продуктами производства между ними. Постепенно товарное производство становится господствующей формой ". Таким образом, в основе классообразования лежали процессы (обмен, имущественное неравенство, эксплуатация), обусловленные прогрессом производительных сил и развитием общественного разделения труда. При этом определенную роль играли природно-климатические, демографические, ритуально-религиозные, социологические, технико-эко-номических и другие факторы.

неолитическая революция

Основные предпосылки

В Х-их тыс. До н.э. начался переход к качественно новому этапу в развитии каменного века, получивший название неолита - нового каменного века. Неолит характеризуется, прежде всего, значительным усовершенствованием техники обработки камня. Благодаря этому обстоятельству были созданы новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудия из дерева и костей. Было изобретено технологии производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно возросла производительность труда. В то же время охоты и собирательство постепенно вычерпывали свои возможности - им на смену пришли раннеземледельческих культуры. Все эти и другие связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получивший название неолитической революции.

Переход от присваивающей экономики к воспроизводящей (продуктивной ")

Содержание этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к воспроизводящей (продуктивной), то есть произошел переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились выращивать хлеб - это обеспечивало бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно давала мясо, молоко, кожу, шерсть и др. Жизнь родовой общины стало более обеспеченным, стабильным: зависимость людей от природной среды стала меньше, значительно повысился уровень общественного благосостояния. Неолитическая революция была первым звеном в очереди последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном итоге, возникла цивилизация, а вместе с ней - и наука.

Первичными очагами земледелия и скотоводства были (в разное время), кроме государств Древнего Востока, Центральная Америка и индейский регион Южной Америки. Наиболее древний из них - Передняя Азия, ее лесостепные и предгорные области. Первым окультуренные злаком был ячмень. В X-VIIИ тыс. До н.э. его уже сеяли в Малой Азии, на западных склонах Иранского нагорья и в Палестине. Кроме того, культивировали пшеницу, горох и другие виды растений (около 14 наименований). Но в горных условиях земледелие малопродуктивно. Только в результате миграции в речные долины субтропического пояса земледелие получило простор для своего победного развития. Основным орудием древних земледельцев была сначала палка-копалка для рыхления почвы. Позже (хотя и не везде) появилась мотыга (палочной-мотыжное земледелие).

Становление скотоводства произошло на два тысячелетия позже. Однако земледелие, несомненно, никогда не было единственной формой хозяйствования. На ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой. Помощником человека на охоте был одомашненный еще в верхнем палеолите собака. В VII-VI тыс. До н.э. в Средней Азии, Северной Америке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные - поставщики мяса (мелкий рогатый скот, свиньи, козы, овцы и др.). Чуть позже было одомашнены крупный рогатый скот, тягловых животных (осла, верблюда, северного оленя, лошади), ставших основным источником механической энергии до появления первых машин. Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству - достаточно длительный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни - речь идет о переходе к оседлости. Понятно, что сначала новые формы хозяйствования (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), играя второстепенную роль как вспомогательный уклад.

В разных районах земледелие развивалось в неодинаковых природных и социально-культурных условиях. Поэтому и первоначальные системы земледелия были разными. Наиболее продуктивным было лиманное земледелие, развитие которого обусловил в VII в. до н.э.

возникновения традиционного земледелия. Кроме лиманного, развивалось также богарное земледелие (когда сев проводили накануне дождей). В некоторых регионах для повышения плодородия почвы травы и кустарники предварительно выжигали - так закладывались основы палов земледелия, впоследствии в лесистых зонах превратилось в подсечно-огневое земледелие.

Дальнейшее развитие земледелия было связано с его интенсификацией - появлением новых приемов земледелия (чередование посевов разных культур, применение удобрений, совершенствование рыхление почвы, возникновение огородничества, садоводства и т.п.), переходом от палочной-мотыжного земледелия к пахотного (V- IV тыс. до н.э.). Мжладнення земледельческой техники и всего земледельческого производства обусловило более широкое привлечение к земледелию мужской части населения общины. Более интенсивно начала использоваться детский труд.

Параллельно и в тесной связи с земледелием развивалось скотоводство. На ранних этапах уход за скотом был минимальным, скот находилась преимущественно на свободном выпасе. Позже появилось стойловое содержание скота, и уже относительно поздно - кочевничество (номадизм). Доместикация животных способствовала развитию транспортных средств. Уже на ранних стадиях скотоводства стихийно возникает искусственный отбор лучших особей на племя.

Настоящий переворот в транспортных средствах состоялся только с появлением колесных повозок. Считают, что их родиной является Передняя Азия, возможно Месопотамия (III тыс. До н.э.). Кроме того, глиняные модели колес было найдено в энеолитических поселениях карпато-дунайской ареала, причем самые древние из них датируются концом V тыс. До н.э. Сначала в повозки запрягали быков, а иногда и ослов. Но уже в III тыс. До н.э. на юге Средней Азии их постепенно заменили верблюды-бактрианы. Со второй половины II тыс. До н.э. начала широко применяться конная упряжка. Древнейшим видом телег были колиснищ, попавшие в Египет вместе с "народами моря" в XIII в. до н.э. Согласно традиции пришельцев, эти колесницы использовались здесь во время войны, охоты, в них запрягали прежде всего лошадей. Цивилизация Нового Света колесного транспорта не знала. Обмен продуктами труда в Тропической Африке осуществлялся благодаря особому виду транспорта - это были караваны людей, нагруженных поклажей. С изобретением колесного транспорта скорость передвижения больших коллективов людей увеличилось почти в 10 раз. Возникли предпосылки для дальних миграций значительных масс людей и даже этносов. В этот период наблюдается возникновение развитых форм номадизма.

Образ жизни и быт земледельцев претерпели значительные изменения: сложилась оседлость, совершенствовалось жилье, появились первые письменные памятники, например, "Авеста" (II тыс. До н.э.) - священная книга древнеперсидского религии зороастризму.и "

Важнейшим экономическим следствием перехода к системе воспроизводящего хозяйства было возникновение постоянного избыточного продукта. Первобытная родовая община была способна производить продукт, который только минимально обеспечивал жизнедеятельность людей, то есть необходим для поддержания такого существования членов коллектива, при котором человеческий организм не испытывал патологических изменений, а коллектив не вымирал. Избыточный продукт превышает минимально необходимые потребности человека и поэтому может свободно отчуждаться, а не обрекая общину на гибель. Появление избыточного продукта была крупнейшим революционным актом в развитии производительных сил; она создала предпосылки для конкретного преобразования всей системы общественной жизни, для перехода к цивилизации, основанной на общественном разделении труда, эксплуатации. Важнейшими последствиями этого революционного акта были возникновения частной собственности, классов, отделения духовного производства от материального, становления основных форм духовной культуры, в том числе и науки, в частности естествознания. Появление избыточного продукта, рост обмена и т.п. привели к значительному увеличению народонаселения. Этот рост народонаселения получило название первой демографической революции.

Последние материалы сайта