Как причаститься и исповедоваться перед венчанием. Как происходит исповедь перед венчанием? О поведении в храме во время Таинства Венчания

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Если влюблённые осознанно приходят к мысли освятить свой союз в храме, перед ними обязательно встаёт вопрос, что нужно делать перед венчанием, чтобы достойно подготовиться к священному таинству. Ведь в отличие от регистрации мирской, сосредоточенной на видимой стороне торжества, здесь недостаточно разослать приглашения гостям и позаботиться о банкете. Духовное соединение мужчины и женщины перед лицом Бога требует тщательной подготовки с чётким пониманием — для чего, собственно, всё затеяно…

Шаг 1: Собеседование

Чтобы убедиться, осознают ли потенциальные супруги всю серьёзность возлагаемых на себя обетов, и разъяснить им некоторые стороны жизни в христианском браке, в храмах заведена традиция проводить с женихом и невестой короткое собеседование перед венчанием. Занимает оно от 30 минут до 2-3 часов в зависимости от степени ответственности священника и готовности будущих мужа и жены к созданию крепкого союза и происходит за 1-2 недели до знаменательного события.

Что спрашивают на собеседовании перед венчанием?

  1. Священник может поговорить о духовной жизни брачующихся: спросить, как часто они посещают храм, регулярно ли исповедуются, давно ли причащались, а заодно дать влюблённым наставление о том, как строить отношения с Церковью, чтобы жить в соответствии с Божьими заповедями и православными традициями.
  2. Немало времени будет уделено вопросам семейной жизни. Иногда батюшка, обладающий богатым житейским опытом, сам рассказывает паре о смысле христианского брака, о том, как строить семейные отношения, сглаживать конфликты, с честью выходить из трудных ситуаций, сохраняя мир и взаимоуважение между супругами; иногда – рекомендует к прочтению подходящую литературу. Беседа призвана заставить мужчину и женщину задуматься о серьёзности предстоящих им перемен в жизни и собственной готовности к ним. Если в результате пара испугается ответственности и решит повременить с венчанием, это, конечно, печально. Но лучше, чем если бы двое соединились по легкомыслию или в порыве страсти, а через год принялись подавать прошения о снятии венцов.
  3. Под конец священник расскажет о порядке свершения грядущего таинства и подготовке к нему: говении, исповеди, причастии.

Шаг 2: Говение

Что значит говеть перед венчанием? Главный смысл освящения брака заключается в получении молодожёнами Божьей благодати для создания дружной семьи. Но такой дар нельзя обрести, лишь отстояв определённое количество минут у алтаря! Принять его способны только те, кто провёл подготовительную работу над своей душой.

  1. Выдержал строгий пост перед венчанием (или не строгий, если кто — то из новобрачных занят на тяжёлой работе или отличается слабым здоровьем). Обычно он длится от 3 дней до недели, но при желании вы можете назначить себе и испытание посложнее – например, сообща пройти через Великий пост, если торжество назначено на весну, и ли Петров пост летом.
  2. Воздерживался от пустых увеселений, курения, употребления алкогольных напитков. К слову, если будущие муж и жена живут вместе, им придётся отказаться и от интимных отношений.
  3. Посещал церковные богослужения и не забывал молиться дома. Желательно делать это вдвоём, чтобы не просто настроиться на нужный лад, но и стать ближе друг к другу. А вот читать перед венчанием молитвы-заговоры на счастливую супружескую жизнь и избавление от бед, коими полнится интернет, не стоит. Освящая союз в церкви и добросовестно готовясь к этому событию, вы уже обращаетесь к помощи Бога и полагаетесь на его защиту, так что прочие действия, а тем более, явно отдающие суевериями, не имеют смысла.

Все эти действия и называются говением, а конечной их целью являются исповедь и причащение перед венчанием, которые позволят молодым стоять у алтаря очистившимися телом и духом, освободившимися от суетных мирских помыслов и открытыми для принятия Божьей благодати.

Шаг 3: Исповедь и причащение

Исповедь перед венчанием ничем принципиальным не отличается от покаяния в других обстоятельствах. Разве что священники советуют лишний раз поразмыслить о том, чем вы могли обидеть будущую «половинку» и раскаяться в этом грехе, чтобы боле его не повторять. В остальном всё происходит, традиционно: жених и невеста, как и остальные прихожане, приходят в храм к началу Божественной Литургии, исповедуются, читают молитвы и получают причастие перед венчанием. После у молодых останется около часа на то, чтобы переодеться к венчанию, пока в церкви идут молебны и панихиды.

Совет: заранее выясните у священника или служителей, есть ли в храме соответствующее помещение, где вы сможете спокойно и без спешки подготовиться к предстоящему таинству.

Обязательно ли исповедоваться перед венчанием? Да. Без покаяния нельзя причаститься Святых Даров, а без них не будет и венчания. Если вы идёте на исповедь впервые и смущаетесь, предупредите об этом священника. Наводящими вопросами он поможет вам достойно пройти через испытание, очистившись от тяжести грехов. Кстати, плохо знакомые с церковными правилами новобрачные побаиваются, что исповедоваться им придётся совместно. Это не так! Покаяние – дело глубоко личное, и присутствовать на нём будут лишь трое: вы, принимающий исповедь священник и Бог.

А когда все три шага будут пройдены, чистыми и обновлёнными отправляйтесь к алтарю, выбросив их головы посторонние мысли и настроившись на счастье. Тем супругам, которые будут готовы бороться за свою семью, любить, беречь, уважать друг друга и не бояться время от времени жертвовать своими интересами ради другого, Бог обязательно его дарует.

Заявление подать... Кольца купить... Платье выбрать... Дату назначить... Приглашения разослать... Костюм... Прическа... Расписаться... В храме договориться... Праздничный обед организовать... Хоть чуть-чуть успокоиться... Прическа, прическа! Забыть о приметах... Но как??? А потом - «один раз и на всю жизнь!»...

В рубрику «Вопросы настоятелю» очень часто приходят вопросы о том, как выбрать венчальные кольца, свечи и иконы, обязательно ли исповедоваться перед Венчанием, в каких случаях можно (если вообще можно) венчаться до регистрации в загсе. Не удивительно, что православные христиане стараются тщательно подготовиться к Таинству, чтобы понять и молитвенно прочувствовать каждое слово. Символичны и все внешние детали, сопровождающие это богослужение...На связанные с этой вечной темой вопросы отвечает прот. Максим Козлов, настоятель нашего храма.

- Как правильно выбрать дату свадьбы?

Жениться благоразумнее всего не в какой-то определенный день, а тогда, когда два человека определились в твердом намерении всю жизнь пройти рука об руку, прошли достаточный срок предварительного общения, чтобы поближе познакомиться друг с другом, чтобы понять, что их намерение твердое и окончательное, позаботились о гражданской регистрации брака, не забыли о желательности получения родительского благословения на брак и, поговев, помолившись, поисповедовавшись, причастившись Святых Христовых Таин, приближаются и к Таинству Венчания.

О том, в какие дни совершается Венчание, можно узнать в любом церковном календаре, а также в Интернете (не венчают в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) Седмице; в период Святок; накануне двунадесятых и великих праздников; накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года; накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня; накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство). Дней же гражданской регистрации Православная Церковь никак не регламентирует: расписаться можно и в Великий пост, если осознавать это лишь как подготовительный этап к созданию законного церковного брака. Счастливых и несчастливых дней для заключения брака Церковь также не различает, а ограничения на совершение Таинства Венчания связаны с постным уставом. Зависимость даты свадьбы от дней рождения также суеверное представление, которого православным христианам придерживаться не следует.

- Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе? Ведь о загсах в Библии ничего не сказано.

Безусловно, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета о загсе упоминаться не может по понятным причинам. Данное учреждение возникло в Советском Союзе через много веков после формирования книг Ветхого и Нового Завета. Тем не менее, из Священного Писания вытекает другой очень важный принцип: верующий в Бога стремится быть послушным тем заповедям и правилам, которые в Богом учрежденной Церкви установлены. И этот принцип на протяжении примерно двух тысячелетий неизменно сохраняется в Православной Церкви среди тех, кто стремится быть ее верными чадами. Если на сегодня священноначалие определяет, что в качестве предварительного акта перед Венчанием следует пройти гражданскую регистрацию брака на территории Российской Федерации, то это следует сделать, не считая себя умнее Патриарха, Синода, архиереев и епископов, которыми это правило в Церкви было установлено.

- Могут ли быть исключения из правила о предварительной регистрации брака?

В Православной Церкви Венчание без регистрации допускается в порядке абсолютного исключения, в экстремальных случаях: перед операцией с угрозой для жизни, при отправке на Северный полюс и т. д. Во всех остальных случаях супруги должны зарегистрировать свой брак в загсе и только после этого приступить к Таинству Венчания. Вот что мы читаем об этом вопросе в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел Х - «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания... Так, Афинагор в своей «Апологии к императору Марку Аврелию» (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам». «Апостольские постановления», памятник IV века, увещают христиан заключать брак в согласии с законом.

Церковь не рассматривает светский брак, государственно зарегистрированный, как нечто, вовсе ничего не значащее, а считает его некоторым необходимым предварением Венчания. Одним из свидетельств того, что люди ответственно подходят к Венчанию, является то, что они уже прошли все необходимые формальности, связанные с гражданской регистрацией своего союза.

Все же Церковь отделена от государства, и непонятно, почему в храме требуют свидетельства о регистрации брака.

Церковь, несомненно, от государства отделена. Смысл здесь скорее педагогический: ныне за таинствами церкви обращаются люди с разной степенью ответственности и серьезности к ним подходящие. Все мы знаем это на примере таинства Крещения, когда из миллионов людей, крещеных в последние 15-20 лет, лишь относительно небольшой процент стал теми людьми, о ком можно сказать, что они являются воцерковленными, сознательно верующими православными христианами. То же самое в определенной мере наблюдается сегодня и в отношении таинства Венчания. Часто люди, желающие повенчаться, руководствуются не стремлением строить семью как малую Церковь, а соображениями эстетического, традиционалистского или какого-то иного рода. И в этом смысле наличие перед таинством Венчания гражданской регистрации брака является хотя бы каким-то свидетельством о серьезности их намерений в строительстве семейной жизни. А церковному человеку, которому очевидна преимущественная значимость Венчания перед гражданской регистрацией, не может быть затруднительно пройти и последнюю с тем, чтобы то, что совершается пред Богом, имело бы законный характер и перед людьми и обществом.

- Как относиться к брачному контракту?

Как к контракту, понятному для людей неверующих и не уверенных в том, что сегодняшнее их сожительство (употребляю это слово в терминах римского права) является окончательным и что своему сегодняшнему спутнику жизни можно во всем доверять. И действительно, если у тебя много-много денег и ты предполагаешь, что, быть может, те материальные выгоды, которые через тебя вступающий с тобой в брак человек приобретает, привлекают его больше, чем ты сам, тогда почему бы себя не застраховать?! Но понятно, что такого рода отношения не могут иметь места в устройстве православной семьи. Если мы исходим из того, что моногамия - единственная норма для христианина и что Венчание соединяет мужа и жену навсегда, то о какого рода оговорках в их имущественном положении может идти речь?

- Обязательно ли исповедоваться и причащаться перед Венчанием?

Нельзя сказать, что это абсолютно обязательно, но лучшей подготовки к Венчанию, чем молитвенная, покаянная, быть не может. Приступая вместе к Чаше, молодые люди уже могу начать понимать, что такое - строить Малую Церковь.

- Нередко Венчание для неверующих молодых людей становится лишь частью свадебного обряда.

Даже в такой ситуации венчаться все-таки лучше, чем не венчаться, ведь благодать Божия умудряет людей. Но конечно, семена сеются, а взращивать их должен сам человек. Важно, чтобы молодые осознавали, что в Таинстве Венчания произносятся клятвы, которые нарушать нельзя.

- Какова роль свидетелей на Венчании?

С точки зрения смысла Таинства Венчания и его обрядовой стороны, так называемые свидетели - более точно называть их «друзьями жениха» - не играют никакой сакраментальной, то есть значительной с точки зрения содержания роли в чинопоследовании. Они вовсе не то, что восприемники при таинстве Крещения. Кстати, нужно указать, что распространившаяся ныне практика, что венец над женихом держит мужчина, а над невестой девушка, является прямым заимствованием из практики загса. До революции венцы всегда держали мужчины, что и понятно, ибо это и физически непросто - достаточно длительное время на вытянутой руке держать не самый легкий венец. Часто задают вопрос о том, создается ли между свидетелями духовное родство, которое может стать препятствием к их последующему браку. Однако понятно: если в традиции оба свидетеля - мужчины, то запрета на их последующий совместный брак существовать не может. Таким образом, ничто не препятствует юноше и девушке или мужчине и женщине, бывшими свидетелями на Венчании, в будущем создать семью.

Благоразумно приглашать в свидетели только православных христиан, а прочее рассматривать с практической точки зрения: роста и физической выносливости «друзей жениха».

- Как выбрать храм, в котором совершится Венчание?

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, обычно не стоит. Конечно, Таинство совершается в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.

Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день.

- Что нужно для совершения Венчания?

Для совершения Венчания необходимы кольца, так называемая венчальная пара икон - с изображением Спасителя и Божией Матери, венчальные свечи и рушник. Безусловно благоразумно и правильно поступят те жених и невеста, которые перед Венчанием придут на исповедь и причастятся Святых Христовых Таин за некоторое время до Венчания.

- Какими должны быть венчальные кольца?

Традиционным для Православной Церкви является использование венчальных колец без камней и украшений. Принципиальным образом цвет колец, то есть металл, из которого изготовлены кольца, к существу Таинства Венчания не имеет ровным счетом никакого отношения. Впрочем, если молодожены непременно желают использовать кольца с камнями или с молитвой, что ныне входит в моду среди вступающих в брак, им следует посоветоваться в приходе, где они предполагают совершить Таинство Венчания, о возможности употребления конкретных выбранных перстней.

- Важно ли, какая именно икона Богородицы будет использована в качестве венчальной?

Может быть использован любой канонический образ Божией Матери. Чаще всего это Владимирская, Казанская, Феодоровская, Донская иконы. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания - женихом и невестой.

- По традиции, после Венчания все собираются за праздничным столом. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, не пришлось, как часто бывает, краснеть за безудержное веселье, а с другой - чтобы оно не превратилось в скучные посиделки?

Для этого нужно к праздничной трапезе готовиться. И не столько самим молодым, которым естественно сосредоточиться на другом, сколько любящим их близким и друзьям. Родственники должны позаботиться о том, чтобы количество алкоголя на душу населения на брачном пиру не превышало той меры, о которой говорит Священное Писание, когда «вино веселит душу человека». Именно веселит, а не вводит в состояние отупения или бессмысленной эйфории или, тем более, перемещает в горизонтальное положение.

Быть может, даже нужно позаботиться о некотором сценарии свадебного дня, в котором пожелания от близких и друзей должны сочетаться с негреховными развлечениями. Это могут быть и взаимные испытания жениха и невесты на знание друг друга, которое, конечно же, по большей части обернется незнанием и тем самым уроком для них самих. Это могут быть добрые песни, которым так естественно звучать на свадьбе. Это могут быть какие-то общие игры. Главное, чтобы не создалась атмосфера, которая обычно бывает на концертах популярной музыки, атмосфера торжествующего коллективного бессознательного, когда те, кто только что были нормальными личностями, сливаются в единую, незнамо что творящую, многоликую, многоязыкую, но туповатую массу. Избежать этого на брачном пиру крайне важно.

В добрых традициях ряда минувших столетий было принято, что жених и невеста присутствуют только на первой части свадебной трапезы, а затем оставляют ее. В XVI-XVII веках это было очень красиво и торжественно. В последующие века это уже вышло и из обрядовой, и из бытовой области жизни. Хотя, как правило, жениху и невесте не надо было досиживать за столом до ухода последних гостей.

На мой взгляд, сегодня доброй практикой становится, разумеется, если есть такая возможность, отправиться новобрачным непосредственно со свадебного бала на корабль, или на самолет, или на поезд, оставить обычные житейские попечения, торжествующих близких и родных и некоторое время побыть только вдвоем. Если нет средств отправиться куда-то далеко, то можно поехать пожить к друзьям на дачу либо к кому-то в пустую квартиру, лишь бы некоторое время новобрачных никто не беспокоил.

Последние материалы сайта