Сложносочинённое предложение. Сложносочиненное предложение

12.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В соответствии со структурно-семантическим подходом к анализу сложносочиненных предложений обязательным является характеристика структуры предложения. По мнению В. А. Белошапковой, все сложносочиненные предложения делятся на предложения открытой и закрытой структуры, а в рамках этих структурных групп выделяются структурно-семантические подгруппы.

Сложносочиненные предложения открытой структуры могут состоять из двух, трех и более частей, поэтому они многочленные. Сложносочиненные предложения закрытой структуры только двучленные.

Между этими двумя типами сложносочиненных предложений В. А. Белошапкова указывает следующие различия: «Сложно­сочиненные предложения закрытой структуры, минималь­ные конструкции которых представляют сочетание обяза­тельно двух предикативных единиц, по данному различи­тельному признаку однотипны со сложноподчиненными предложениями (последним они противопоставлены по признаку сочиненности/подчиненности) и вместе с ними противостоят сложносочиненным предложениям открытой структуры, минимальные конструкции которых представ­ляют сочетания неопределенного количества предикатив­ных единиц. Сложносочиненные же предложения откры­той структуры противопоставлены сложноподчиненным предложениям не по одному различительному признаку, а сразу по двум: по признаку сочиненности/подчиненности и признаку открытости/закрытости»1

Особенности структуры конкретных сложносочиненных предложений и тех грамматических отношений, которые они выражают, создаются за счет союзов.

В организации сложносочиненных предложений открытой структуры принимают участие одиночные и повторяющиеся соединительные и разделительные союзы, причем первые, выражая значение одновременности или следования, в отличие от вторых, не являются необходимым строевым элементом. Поэтому отношения соединительного перечисления могут быть выражены как союзами, так и бессоюзно. Например: «И мчимся в осенние дали, / И слушаем дальние трубы, / И мерим ночные дороги, / Холодные выси мои..» (А. Блок). (Сравним: Мчимся в осенние дали, слушаем дальние трубы, мерим ночные дороги, холодные выси мои...» ).

Соединительные союзы в составе открытых структур лишь подчеркивают смысловую однотипность частей и цельность предложения. Например: «И воздух тут чистый, и солнце, и холодком от речки веет».

Разделительные союзы, напротив, являются необходимым элементом структуры сложносочиненного предложения, т. к. именно они вносят в предложение значение выбора предполагаемого явления из открытого ряда, которое составляет сущность отношений разделительного перечисления и отличает разделительные сложносочиненные предложения от перечислительных. Именно поэтому разделительные отношения не могут быть выражены в бессоюзных сложных предложениях. Так, союз то... то выражает отношение повторяющегося чередования ряда событий. Например: стихотворение А. А. Ахматовой «Любовь» начинается со сложносочиненного чередования открытой структуры, предикативные части которого соединяются повторяющимся разделительным союзом то... то, выражающим отношение следования одного явления за другим: «То змейкой, свернувшись клубком, / У самого сердца колдует, / То целые дни голубком / На белом окошке воркует, / То в инее ярком блеснет, / Почудится в дреме левкоя... / Но верно и тайно ведет / От радости и от покоя» (А. Ахматова).

Другие разделительные союзы – одиночные или повторяющиеся – или, диалектно-просторечный али, книжный либо, неповторяющиеся не то... не то, то ли... то ли выражают значение взаимоисключения, при котором перечисляется ряд предполагаемых явлений и реальное существование одного из них исключает все остальные. Например: « Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов).

Сложносочиненные предложения закрытой структуры весьма разнообразны и по средствам связи, и по грамматическим отношениям. Тем не менее их объединяет общий признак – двучленность. В качестве средств связи выступают союзы широких и отвлеченных значений и, а, но и союзы узких дифференцированных значений не то... но и, а именно и др., которые в некоторых могут соединяться с другими выразителями смысловых отношений между предикативными частями. Это местоименные наречия поэтому, потому, оттого, модальные слова следовательно, значит, частицы ведь, все-таки, все равно и др., которые конкретизируют и уточняют общее грамматическое значение ССП. Например, противительное грамматическое значение в предложении «» (Симонов) осложнено уступительным значением, которое выражено союзным элементом все-таки, а в предложении«Обладая более твердым шагом, мулы хорошо ходят в горах и невзыскательны на корм, но зато они вязнут в болотах» (Арс.) это же противительное значение осложнено значением возмещения, которое выражено союзным элементом зато.

В соответствии со сказанным устанавливаются три уровня членения сложносочиненных предложений на разряды (и подразряды). На первом уровне вы­деляются два разряда: 1) предложения, допускаю­щие второй союзный элемент, 2) предложе­ния, не допускающие второго союзного элемента.

На втором уровне членения сложносочинен­ные предложения, допускающие второй союзный элемент, по реальному наличию/отсутствию его делятся на два подразряда: 1) предложения без второго союзно­го элемента, 2) предложения со вторым со­юзным элементом; Сравним: 1) Он знак подаст – и все хлопочут (Пушкин); 2) Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить, с вол­нением, с ожиданием чего-то нового в этом году (Пришвин).

Предложения без второго союзного эле­мента далее делятся по тому, каким именно союзом ор­ганизуются: максимально широким по значению союзом и или более специализированными противительными со­юзами а, но и синонимичными им.

Предложения со вторым союзным элемен­том делятся на подразряды по семантике второго союз­ного элемента, который является главным, определяющим слагаемым значения всего предложения. На этом основа­нии выделяются шесть подразрядов: 1) следствия – вывода (с союзными элементами поэтому, потому, от­того, следовательно, значит и т. п.); 2) противитель­но-уступительные (с союзными элементами все-таки, тем не менее, между тем и под.), 3) противи­тельно-возместительные (с союзным элементом зато),

4) ограничительные (с союзными элемен­тами только, лишь и под.),5) отождествительно-соединительные (с союзными элементами тоже, также) ,

6) соединительно-дополнительные (с союзными элементами еще, вдобавок и под.). Например: Наверное, это была несправедливая мысль, но она все-таки пришла ему в голову (Симонов); Дочь училась дома и росла хорошо, и мальчик то­же учился недурно (Л. Толсой).

Предложения, не допускающие вторых союзных эле­ментов, по семантике союзов делятся на два подразряда: 1) пояснительные (с союзами то есть, а именно), например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса готовился воевать (Сергеев-Ценский) и 2) градацион­ные (с союзами не только... но и, да и я под.).

Градационные предложения по характеру союзов в свою очередь делятся на собственно градационные и уси­лительные. Собственно градационные предло­жения образуются союзами расчлененного типа: не толь­ко... но и, не то чтобы... но и под., например: Не только что нашего клуба не было, или фонарей на улицах, но и лавок на весь город было только две (К.). Усилитель­ные предложения образуются союзом да и, например: Здесь мой голос на резком ветру огрубел, Да и сердце мое огрубело (А. С).

1.3. Средства связи предикативных частей

в сложносочиненном предложении

В сложносочиненном предложении средствами связи предикативных частей являются, прежде всего, сочинительные союзы. Но их состав может осложняться за счет так называемого второго союзного элемента, представляющего собой местоименные наречия типа поэтому, потому, оттого , модальные слова следовательно, значит , частицы ведь, все-таки, все же, все равно, тем не менее, между тем и др., которые присоединяются к сочинительным союзам с широкой семантикой: и, а, но.

Кроме союзов, функцию связки могут выполнять и «аналоги союзов». Это слова других частей речи. Например: продуктивные частицы-союзы же, ли, только, лишь, лишь только ; наречия-союзы еще, вдобавок, напротив, однако и некоторые др.

Языковой знак, как утверждал Фердинанд де Соссюр, не только симметричен, но и асимметричен. Применительно к служебным частям речи это следует понимать так: сочинительные союзы в структуре сложных предложений могут выражать и сочинительные, и подчинительные связи. Разграничить сочинение и подчинение можно с помощью формального критерия, разработанного А. М. Пешковским: в сложносочиненном предложении средства связи находятся между предикативными частями или перед каждой из них, а в сложноподчиненном предложении входят в придаточную часть. Например: Ты сер, а я, приятель, сед ...(Крылов) > Я, приятель, сед, а ты сер и Он отвернулся, потому что не мог поступить иначе В последнем предложении изменение порядка следования предикативных частей возможно лишь теоретически, да и то с обязательным присутствием союза в придаточной части. Но есть переходные конструкции между сочинением и подчинением, возникающие при асимметрии между содержанием, т. е. грамматическими отношениями предикативных частей сложного предложения, и формальным выражением этих отношений. Например, в структуре сложного предложения сочинительный союз и выражает причинно-следственные отношения, типичные для сложных предложений с подчинительными отношениями. Сравним: Все ждали сильного половодья потому, что зима была снежная. Следовательно, сложное предложение Зима была снежная, и все ждали сильного половодья – это переходная конструкция между сочинением и подчинением, так как наблюдается асимметрия между грамматическим значением предложения и способом его выражения.

Для анализа особенностей структуры сложносочиненного предложеня необходима структурная характеристика средств связи, которая предполагает сообщение о том, является ли союз простым или составным, непроизводным или производным, одиночным или повторяющимся. При этом повторяющиеся союзы ни... ни, то... то, не то... не то и др. следует отличать от омонимичных одиночных союзов, которые могут повторяться в тексте. Например: в предложении Ни денег в кармане, ни мысли в голове употреблен повторяющийся союз ни... ни. Во втором предложении Мелькнет в бурьяне булыжник, или перебежит дорогу суслик союз или одиночный неповторяющийся. И в третьем предложении Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять употреблен одиночный повторяющийся союз или.

С учетом семантики к традиционно выделяемым трем группам сочинительных союзов, различных по структуре (соединительных, разделительных и противительных), относятся еще две: пояснительные союзы то есть, а именно ) и присоединительные (да и, да и то, и притом ), например: Время стояло самое благодатное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Нагибин); В один день было можно много сработать, и притом время бежало быстро, незаметно. (Лесков).

Большинство союзов однозначные, то есть семантические, или союзы узких дифференцированных значений. Но есть союзы многозначные, семантические, то есть синтаксические, или союзы широких и отвлеченных значений, получающие определенное смысловое наполнение в конкретном предложении. Так, самый частотный союз и, обладая широкой семантикой, способен выражать соединительные отношения (например: Далеко за двором кричали лягушки и пел соловей ), соединительно-результативные (Позвольте мне говорить о своей любви, и это одно будет для меня величайшим счастьем... ) и даже противительные (Я не хотела сделаться начальницей, и все же мне пришлось ). Как показывает языковой материал, отвлеченное значение союза и наполняется конкретной семантикой за счет грамматических отношений между предикативными частями, которые организуют структуру конкретного сложносочиненного предложения.

Способы выражения грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения разнообразны, и, кроме союзов и союзных слов, выделяют грамматические, лексические, структурные и интонационные.

К грамматическим средствам относят определенное соотношение видовременных форм сказуемых, неполноту второй или следующей предикативной части, наличие детерминанта. Детерминант в сложносочиненном предложении всегда стоит в начале предложения, в отличие от простого предложения, в котором он может находиться и в конце предложения. Так, соединительно-перечислительные отношения одновременности могут быть выражены и грамматическими формами глаголов-сказуемых в настоящем и прошедшем времени, и детерминантом. Сравним: В лодке сидела Елена с Рендичем и стоял длинный ящик, покрытый черным сукном (Л. Толстой). Его здесь никто не любит и все боятся. (И. Г.).

В выражении определенных грамматических отношений могут принимать участие и лексические средства. Это слова, например, одной тематической группы, выступающие как языковые или контекстуальные антонимы в сложнопочиненных предложениях с сопоставительно-противительными отношениями: Он шел с косой, а она – с граблями или Он аристократ - а я смиренная демократка (П.). Резкое противопоставление в последнем предложении, которое выражается прежде всего лексически, объясняет постановку тире.

Порядок следования предикативных частей составляет одну из особенностей структуры сложносочиненного предложения. В сложном предложении различают два типа расположения частей: свободный (нефиксированный) и несвободный (фиксированный). Для сложносочиненного предложения характерен свободный порядок следования предикативных частей, обусловленный их относительной смысловой и структурной самостоятельностью.

Однако имеет место и фиксированный порядок. В этом случае его нужно рассматривать как способ выражения соответствующих грамматических отношений. Например: Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно... (Чехов). В этом предложении причинно-следственные отношения выражаются несвободным (фиксированным) порядком следования предикативных частей: в первой части называется причина (Приближалась осень ), во второй ее следствие (и поэтому в старом саду было тихо...).

Несвободный порядок расположения предикативных частей характеризует двучленные закрытые структуры сложносочиненного предложения, в которых семантика второй части не самостоятельна от связи с первой. Это зачастую подчеркивается наличием в ней анафорических слов с неопределенной семантикой, соотносимых со словами конкретной семантики в предшествующей предикативной части. Например.: Море было спокойное, и все же входить в него было почему-то страшно (Ант.). Уступительно-противительные отношения выражаются фиксированным порядком слов, о чем свидетельствует наличие во второй части личного местоимения, соотносимого с существительным море. Аналогичное наблюдается и в предложении с соединительно-результативными отношениями. Например: Через год в городе уже совершенно забыли про Ивана Дмитриевича, и книги его, сваленные хозяйкой под навесом, были растасканы мальчишками (Чехов).

Анализ конструктивных элементов в структуре сложносочиненного предложения позволяет говорить о свободных и несвободных моделях или схемах, по которым строится конкретная разновидность сложных предложений.
Наиболее продуктивны и стилистически нейтральны свободные модели, а в живой разговорной речи могут употребляться сложносочиненные предложения, построенные по несвободным моделям. Они двучленны. Особенностью их структуры является какой-либо устойчивый нечленимый лексикализованный компонент в первой части или устойчивые соотносительные компоненты, расположенные в обеих частях. Например: Чего другого, а болот в Мещоре хватает (Паустовский), Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (Пушкин) и т. д.

Интонация – универсальный, а потому не основной способ выражения грамматических значений в сложносочиненном предложении.. Тем не менее вместе с рассмотренными средствами связи интонация оценивается как достаточно конкретный выразитель соответствующих грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения.

Например, сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительно-перечислительными отношениями произносятся с интонацией перечисления, которой окрашивается также простое предложение, осложненное однородными членами с бессоюзной связью. Например:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман (Пушкин)

Осинник зябкий, да речушка узкая,

да синий бор, да желтые поля.

Ты всех милее, всех дороже,

русская суглинистая, жесткая земля (Сурков)

Сложносочиненные предложения с противительными и разделительными союзами произносятся с интонацией сопоставления. Она наиболее очевидна и выразительна в двучленных предложениях закрытой структуры. При наличии отношений сопоставления или противопоставления первая предикативная часть произносится с некоторым или заметным повышением голоса, что соответствует тире. Перед второй предикативной частью делается пауза различной степени длительности в зависимости от знака препинания, а опорные слова в обеих предикативных частях произносятся с повышением тона. Например: Езжали вы сюда, / а лошадей держал я в этой роще (Пушкин).

В сложносочиненном предложении с присоединительной связью чем отчетливее присоединительный характер связи между предикативными частями, тем слабее цельность предложения. В устной речи это выражается значительной длительностью паузы перед присоединительными союзами, понижением голоса и интонацией незавершенности. Присоединяемая часть проговаривается на полтона ниже. Например: Постояльцы с ним не заговаривали, да и сам он не любил тратить попусту слова (Паустовский).

1.4. Грамматические отношения в сложносочиненном предложении

Грамматическое значение сложносочиненного предложения складывается из грамматического значения союзов и конкретной семантики компонентов предложения, поэтому в синтаксической науке вопрос о грамматических отношениях в ССП решен по-разному. В одних источниках грамматические отношения представлены описательно (например, у Валгиной), в других – в виде классификационной системы (например, у Бабайцевой и Максимова.

При определении грамматических отношений нужно исходить из того, что обозначают предикативные части и как они относятся друг к другу семантически. Например: в сложносочиненных предложениях с соединительными союзами выражаются прежде всего соединительные отношения, которые могут быть определены более конкретно: как соединительно-перечислительные отношения одновременности, например: Сентябрь засыпал все тропинки листвою желтой, как всегда, и тоненькие паутинки развесил, словно провода . (Бр.), как соединительно-перечислительные отношения последовательности: Уже окончен день, и ночь надвигается из-за крыш (Багр.), как соединительно-распространительные отношения, например: Чародейкою-зимою околдован лес стоит, и под снежной бахромою неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит (Тютчев), как соединительно-результативные отношения: Ночью буря разозлилась, и крыша снегом опушилась и т. д. При определении грамматических отношений в структуре сложносочиненного предложения можно обнаружить случаи синкретизма, т. е. наложения значений. Например: сочинительные союзы то есть, а именно выражают общее значение пояснения. А в структуре конкретных сложносочиненных предложений они могут способствовать формированию синкретичных пояснительно-присоединительных грамматических отношений. Например: Он был офицер, то есть с детства, с кадетского корпуса, готовился воевать (Сергеев-Ценский);

  • В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.ИСПРАВЬТЕ ошибку и запишите слово правильно
  • Выпишите номера предложений, в которых выделенное слово является предлогом
  • Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару)
  • Из предложений 2-4 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару)

  • В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

    Классификация ССП

    Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

    Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

    1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
    2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
    3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
    4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
    5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

    Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

    Виды сочинительных союзов

    Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

    • соединительные: и, да и, тоже ;
    • разделительные: либо, не то… не то, или ;
    • противительные: однако, зато, а, но .

    Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

    Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

    Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

    Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

    Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

    Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

    Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

    Основные правила пунктуации

    Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

    Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

    Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

    Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

    Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

    Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

    Точка с запятой и тире

    В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

    Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

    В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

    Удар - и он упал.

    Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

    Когда знаки препинания не ставятся

    Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

    1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
    2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
    3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
    4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

    Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

    Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

    Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

    Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

    Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

    Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

    Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

    Ирония судьбы, или С лёгким паром!

    Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

    Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

    Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

    Примеры упражнений

    Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

    Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

    Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

    Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

    Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

    Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

    Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

    Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

    Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

    Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

    Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

    Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

    В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

    Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

    Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

    (1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

    (5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

    Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

    ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

    Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

    Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

    Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

    • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
    • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
    • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
    • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
    • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
    • Схема имеет вид: […], и […].

    Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

    Сложное предложение - это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

    Основные виды сложных предложений.

    Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

    Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

    Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

    сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

    Сложносочиненное предложение (ССП)

    простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

    В ССП простые предложения равноправны.

    Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

    Сложноподчиненное предложение (СПП)

    простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

    В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

    Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

    Бессоюзное предложение (БСП)

    простые предложения связываются без союзов, интонацией.

    Наступила ночь, в домах зажглись огни.

    Сложносочиненное предложение.

    Сложносочиненные предложения бывают:

    Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

    Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

    Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

    Сложноподчиненное предложение.

    Особенности СПП:

    Строение СПП:

    Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

    По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
    - придаточные предложения с однородным подчинением;
    - придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
    - придаточные предложения с последовательным подчинением.

    Придаточные предложения с однородным подчинением.

    Особенности :

    2) отвечают на один и тот же вопрос;
    3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

    Пример :
    Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

    Пояснения :
    1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался :
    Он радовался (чему?), что праздник удался.
    Он радовался (чему?), что гости довольны.
    Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

    2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему ?
    3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что .
    Это однотипные придаточные предложения.

    Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

    Особенности :
    1) относятся к одному и тому же главному предложению;
    НО!
    2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

    Пример :
    Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.

    Пояснения :
    1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть ;
    НО!
    2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии ? Второе – на вопрос что ?
    То есть отвечают на разные вопросы.
    Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

    Придаточные предложения с последовательным подчинением

    Особенности :
    1) главному предложению подчинено одно придаточное;
    2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.

    Пример :
    Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

    Пояснение :
    К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже . А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах ) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
    Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах .


    ПРИМЕЧАНИЕ
    : нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

    Знаки препинания в СПП.

    Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

    Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

    В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

    Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

    Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

    Тип ССП Союзы Примеры
    1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

    Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
    Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
    Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
    Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

    2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

    Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
    Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
    Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
    Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
    Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
    Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

    3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

    Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
    Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
    То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

    Обратите внимание!

    1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

    Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

    2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

    Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

    Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

    Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

    Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

    3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

    Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

    4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

    Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

    Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

    Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

    Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

    Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

    По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

    1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

    б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .

    в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .

    2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

    То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

    3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

    4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
    значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток , но [он слишком де ятельного характера ] (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели , заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

    5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

    6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

    Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

    Схема разбора сложносочинённого предложения

    1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

    2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

    3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

    4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

    5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

    6. Объяснить расстановку знаков препинания.

    Образец разбора сложносочинённого предложения

    [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

    То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).

    То , то .

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

    [Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

    И , и .

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

    Последние материалы сайта