Кратко о житие святителя макария. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец (1444), основатель Троицкого монастыря на Желтом озере. Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

О преподобном Макарии краткое слово

Угодник Божий Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. От младенчества лежало на нём особое благословение Божие. Это узнавалось потому что как только звон колокола начинал созывать верующих к службе, лежащий в люльке младенец выказывал беспокойство, но как только заносили дитя в храм, то он сразу же успокаивался и улыбался матери. Если же пытались оставить на время службы дома, начинал плакать.

В подробном житии его описано, что в детстве он отличался живым умом и превосходно успевал в обучении, но игр с детьми не любил, более предпочитая степенность и рассудительность. Много времени проводил за чтением книг. Каждый день бывал на молитве в храме.

В возрасте двенадцати лет, движимый желанием особо угождать Богу, Макарий тайно покидает родительский дом. Одевается в одежды нищего, называется жителем другого города и поступает в Печерскую обитель приняв иноческий постриг от руки святого архимандрита Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.

Спустя три года отец находит его, но Макарий отказывается видеться с ним, говоря, что он теперь более принадлежит Отцу Небесному, чем отцу земному.

Выделяясь высокой жизнью в монастыре, он обретает славу у многих, но тяготится человеческими похвалами и принимает решение уйти в безлюдное место на реку называемую Луг. Там он обустраивает хижину для уединенной молитвы, но долго скрываться ему не удалось. Сначала к нему начинают приходить люди для духовного совета, потом образуется монашеское братство и строится храм Богоявления.

Преподобный, ища более глубокой молитвы, начинает тяготиться образовавшемся многолюдством. Он оставляет одного из братий настоятелем и тайно уходит в место, называемое Жёлтые Воды, находящееся на восточном берегу Волги. Но и здесь он не смог надолго укрыться от людей.

Вначале к нему приходят иноверцы. Чуваши и мордва. Приносят дары. Мёд, хлеб, пшеницу. Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.

Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов.

В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню. Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе. Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев.

Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный - видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.

Был июль. Народ не мог идти по дорогам, но, опасаясь столкнуться с отрядами татар, углубились в лес и шли болотами по нехоженым местам. Еды было немного. Народ изнемогал. Начались скорби. Однажды, народу удалось загнать крупного лося в непроходимый тупик и поймать его. Привели к преподобному, прося благословения освежевать его и съесть. И вот тут, особо открывается в житии величие веры Богу старца Макария. Ему в то время было 90 лет. Помолившись, он велел отпустить лося, сказав: «До окончания (Петрова) поста осталось три дня. Имейте веру. В день празднования апостолов этот лось сам придёт к нам. И мы, во славу Божию, тогда съедим его. Пока же терпите». Лося, отрезав у него одно ухо, отпустили.

И действительно, в день празднования апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по вере старца вышел к ним лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками привели к преподобному Макарию, и он благословил лося в пищу. Далее, на всём протяжении их пути им попадалась различная дичь к пропитанию народа.

Наконец вышли в пределы города Унженска. (Ныне, поселок Унжа Макарьевского района Костромской области)

В городе знали о Макарии и о его святой жизни. С радостью приняли его и готовы были выделить лучший дом, но пустыннолюбивая душа преподобного и в 90 лет искала одиночества для молитвы. Макарию показали место на горе в 20-ти верстах ниже Унженска, где он поставил крест. Рядом была устроена келья. Вскоре собралась вокруг него братия. Случилось это особо знаменательное событие для города Макарьева в 1439-ом году. С этого года можно отсчитывать рождение нового, третьего основанного преподобным монастыря и впоследствии города, носящего его имя по сей день.

В это время преподобный Макарий, прослуживший Богу в монашестве 75 лет, получает дар исцеления болезней и дар изгнания демонов. Упоминается случай исцеления слепой.

Спустя пять лет, на 95 году жизни, Макарьев приходит в город Унженск, зная о дне своей кончины, прощается со всеми и (25 июля 1444 года) мирно отходит к Тому, Кому служил постами и молитвой всю жизнь.

Тут, казалось бы, можно было бы завершить краткий пересказ жития чудного русского святого… днём праведной кончины его, но невозможно не упомянуть многочисленные чудеса, обильно начавшиеся в день отхода его души ко Господу Иисусу Христу.

Город Унженск и окрестности его, в день преставления святого, наполнились чудным благоуханием. Люди - в домах и на улицах вдыхали этот аромат, бросали повседневные дела и спешили припасть к телу преподобного. Многие плакали. Тело его отнесли в монастырь и там многим Бог даровал исцеления от различных болезней.

Чудеса исцелений продолжались многие годы. Описаны случаи чудесного избавления города Унженска от нашествия татар в 1522-ом году и города Солигалича в 1535-ом году, когда осаждаемые молились преподобному находясь в значительном меньшинстве и надеясь только на Бога. И тогда по молитвам святого Макария враги без видимой причины или в панике убегали, или начинали в безумии убивать друг друга, думая что сражаются с русскими. Известны и иные случаи частной помощи в их бедах особо почитавшим преподобного Макария людям.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского (Унженского) началось вскоре после его преставления.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений у мощей преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев, и в том же году имя его было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.

Ныне мощи преподобного хранятся в Макарьевском соборе Свято-Троицкого Макарьево-Унженского мужского монастыря.

“В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки”.

Г.П. Федотов.

Преподобному Макарию Унженскому и Желтоводскому, чья жизнь и деятельность протекала на территории современных Нижегородской, Ивановской и Костромской областей, принадлежит особое место среди русских святых. Один из создателей “северной Фиваиды”, основатель трёх монастырей, два из которых оставили заметный след в истории нашего Отечества, он на протяжении столетий почитался как небесный защитник Верхнего Поволжья и покровитель находящихся в плену. Образ преподобного неотделим от его эпохи (вторая половина XIV - первая половина XV веков), эпохи жестоких татарских набегов и кровавых княжеских усобиц, бывшей однако и временем начавшегося объединения Руси, временем великого духовного подъёма, освященного именами многих духовных подвижников (не зря этот период называют и “золотым веком” русской святости), в числе которых был и преподобный Макарий.


Преподобный Макарий приходит в Вознесенский Печерский монастырь вблизи Нижнего Новгорода. Пострижение преподобного во иноческий чин.


Клейма иконы «Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский с житием». Сер. XVIII в. (Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник).

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году.* Его мирское имя нам неизвестно, отец преподобного был купцом, его звали Иоанн, мать - Марией. Согласно житию, преподобный очень рано - в 12 лет – принял монашество в находившемся вблизи от города Вознесенском Печерском монастыре. Этот монастырь, основанный в 1330 году постриженником Киево-Печерского монастыря Дионисием (будущим святителем, впоследствии причисленным к лику святых), в то время являлся одним из главных центров духовной жизни нижегородской земли. В стенах этой обители в XIV веке подвизался целый ряд русских святых. Как полагают, монах Лаврентий, составивший в 1377 году по благословению Дионисия знаменитую Лаврентьевскую летопись, был иноком именно этого монастыря. Архимандрит Дионисий и стал духовным наставником преподобного. Именно он совершил его пострижение и - в честь знаменитого христианского подвижника IV века Макария Великого, или Египетского, - нарек его новым монашеским именем Макарий (в 1374 году московским святителем Алексием архимандрит Дионисий был поставлен епископом Суздальским и Нижегородским).



Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде, в котором преподобный Макарий принял монашество. Фото 1998 г.

* Дата рождения преподобного определяется с некоторой долей условности. Согласно житию, он умер в 1444 году в возрасте 95 лет, если это сообщение верно, то преподобный Макарий родился в 1349 году.

Пробыв в Печерском монастыре какое-то время, преподобный Макарий, скорее всего, по благословению Дионисия ушёл из обители, ища уединения, на северную границу Нижегородского княжества. Он поселился на берегу реки Лух (левый приток реки Клязьмы), вблизи от впадения в неё речки Добрицы. В житии преподобного говорится, что он “прииде к реце, глаголемой Лух, и возлюби тамо место безмолвного ради пребывания и ту созда себе малу хижину и нача жительствовати един...” Вначале подвижник жил один, затем вместе с ним стали селиться другие иноки, и постепенно на берегу Луха возник небольшой монастырь. В.О. Ключевский писал, что в русском монашестве того времени господствовал взгляд, что “деятельность пастыря иноческой братии выше уединенного отшельничества, что большая заслуга - послужить спасению многих душ, чем спасти только свою. В многочисленных чудесных видениях назначение быть основателем обители даётся подвижнику свыше, как награда за долгое упражнение его сил в уединенном безмолвии”. На берегу реки преподобный “воздвиже... церковь во имя Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа чудного его Богоявления, и обитель огради, и братию совокупи”.


Преподобный Макарий в пустыне на реке Лух. Клеймо иконы «Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский с житием». Сер. XVIII в. (Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник).

Неизвестно, сколько времени провёл преподобный Макарий в основанном им Богоявленском монастыре, но, по-видимому, он жил на Лухе достаточно долго. Об этом периоде его жизни, приходящемся на великую эпоху объединения русских земель вокруг Москвы, эпоху Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, житие говорит очень мало. Через какое-то время преподобный Макарий оставил свою обитель на Лухе. Он “нарек от братии игумена... передал ему все строение и братию” и ушёл на северо-восточную границу Нижегородского княжества - на Волгу. Здесь, невдалеке от устья реки Керженец и возле озера Жёлтые Воды, преподобный основывает свой второй монастырь, в котором “созда церковь во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы и всяким благолепием украси ю”. Нам неизвестно, встречался ли преподобный Макарий с Сергием Радонежским (во всяком случае в житии об этом ничего не говорится), однако его с полным основанием можно отнести к числу учеников и последователей “игумена земли русской”, как нередко называли преподобного Сергия. Не случайно, конечно, свой новый монастырь он посвятил Святой Живоначальной Троице, широкое почитание которой на Руси началось именно с преподобного Сергия.

В житии говорится: “И бысть славна обитель преподобного отца Макария и от всюду стекахуся к нему миряне множайшие, яко ко источнику живыя воды, хотяше напаятися от него сладчайшего пития духовных словес...” В Желтоводском монастыре в это время принял монашество, а затем и сан священника выходец из галичского боярского рода Лопотовых Григорий, будущий основатель обители на вологодской земле, впоследствии причисленный к лику святых и вошедший в историю Русской Православной Церкви как преподобный Григорий Пельшемский. Место, где возник Троицкий Желтоводский монастырь, находилось на самой границе тогдашней русской земли, и, по-видимому, здесь преподобный проявил себя, в первую очередь, как миссионер, распространяющий свет веры Христовой среди черемисов, чувашей и мордвы. По преданию, он крестил представителей этих народов в небольшом Святом озере вблизи монастыря. Житие особо отмечает, что преподобный “не токмо своих единоверных христиан, но и срацин, приходящих к нему, любезно принимаше и упокоеваше” (под “срацинами”, т.е. сарацинами, подразумеваются черемисы, чуваши, мордва и, возможно, татары).

Небольшой монастырь на границе русской земли просуществовал до 1439 года. В этом году хан Улу Мухаммед, внук знаменитого Тохтамыша и основатель Казанского ханства (в 30-е годы XV века Золотая Орда распалась на несколько государств и одним из её “обломков” стало Казанское ханство), предпринял широкомасштабный поход на русские земли, в ходе которого он захватил Нижний Новгород и едва не взял Москву. В ходе нашествия татары “многи веси и села огнем пожгоша и безчисленное количество христиан изсекоша”. В это время погиб и монастырь преподобного Макария. Житие свидетельствует, что казанские татары “доидоша святыя Желтоводския обители... и нападше, до основания разориша ю, всех в ней обретшихся святыя иноки и белцы мечи, яко класы зрелыя пожаша... святую обитель... со всеми зданиями огню предаша, прочих же, иже в живых оставшихся, окаяннии в плен взяша. С ними же емше... и самого богоносного отца Макария и ведоша его к воеводе своему”.

По -видимому, личность преподобного произвела на татарского “воеводу” столь сильное впечатление, что он не только даровал ему свободу, но и когда тот “начата молити его о плененных хрис-тианех, и о женах, и о чадех их”, распорядился “вся плененныя христиани дарова ему. Бе же мирян плененных до четыредесят мужей, разве жен и детей”. Однако, отпуская преподобного, военачальник Улу Мухамеда поставил ему условие: “да не пребудет на оных желтоводских местех”. Согласно житию, он сказал: “Отыди, отче, немедля от мест сих, аможе хощеши, понеже земля та наша есть, Казанскому царству прилежащая”.

Перед тем как оставить пепелище монастыря, преподобный Макарий “избиенную братию свою и иноки и прочия христианы... честно погребе со слезами и умилением, почитая Христовы страдалцы”. После этого Макарий и освобождённые им пленники решили идти на самый север Нижегородского княжества - на реку Унжу.

Так как татарское нашествие продолжалось, то группа беженцев во главе с преподобным шла “дни многи пустынными и лесными месты и блатами непроходными, страха ради поганых варвар...” Дойдя до притока Волги, полноводной реки Унжи, они, поднявшись вверх, в праздник святых апостолов Петра и Павла, 29 июня, пришли в город Унжу - древнейший город унженского края, впервые упоминаемый в летописях под 1219 годом (ныне село Унжа Мака-рьевского района Костромской области). Местные жители тепло встретили беженцев во главе с настоятелем сожжённой татарами обители. Преподобный сразу стал искать место для нового, уже третьего по счёту монастыря. Он нашёл его на берегу Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноимённого города. Новое место отчасти напоминало топографию Желтых Вод: как и там, здесь вблизи реки находилось озеро. Придя на высокий унженский берег, Макарий “прежде честный крест водрузи и потом хижину малу на пребывание себе устрой”. Житие сообщает: “в пустыни на горе над езером близ реки Унжи... начал блаженный подвизатися постническим житием”. Вместе с ним находилось двое его учеников-иноков, скорее всего пришедших с ним с берегов Волги. На Унже преподобный прожил 5 лет. Одним из памятников пребывания его в новой пустыни является “кладезь” у подножия горы. В житии говорится, что однажды Макарий “пришед на место, идеже ныне богодаро-ванный кладезь, и, зря на восток, сотвори молитву ко Христу Богу и ко Пречистей Его Матери и честным крестом знамена место оно и взем рукама своима некое орудие и сухия земли тоя мало воскопа, и се, абие, идеже воскопа, проторжеся земля и воскипе от внутрь земли источник чист сладкия живыя и скачущия воды и потече к езеру, аки струя райская”.

Преподобный Макарий скончался в день Успения святой пра ведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, 25 июля 1444 года в городе Унже, где он находился “некия ради потребы”. Из города тело святого понесли хоронить в его пустыню, “идеже сам повеле погребстися”. Согласно житию, там, где похоронная процессия совершала остановки, позднее “поставиша молитвенные храмы, сиречь часовни... числом четыре”.

Могила преподобного Макария сразу же стала объектом поклонения местных жителей: “По погребении же начаша в пустыню ону от всюду страны тоя жители приходити ко святому гробу его... вскоре же и церковь Божию над мощми его устроиша, и начаша жительство имети иноцы, и обитель пустынную устроиша”. Как и Желтоводская, новая обитель была посвящена Святой Троице. Первоначально она называлась “Макариева новая пустыня Желтоводс-кий монастырь” (это наименование встречается в документах вплоть до конца XVII века), но постепенно за обителью утвердилось название Макариево-Унженский Троицкий монастырь.

Со второй половины XV века почитание преподобного Макария, постепенно распространяясь по всему течению реки Унжи, охватывает весь огромный Галичский уезд (включавший в себя тогда примерно половину современной Костромской области). Извес тно, что уже в начале XVI века чтимые иконы с образом преподобного имелись в храмах городов Унжи, Соли Галицкой (Солигалича) и, вероятно, Галича. Весь период 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI вв. унженские и галичские земли непрерывно подвергались опустошительным набегам казанских татар. В это время местные жители стали почитать преподобного Макария как небесного защитника и “крепкого хранителя” края. При татарских набегах жители Унжи и Соли Галицкой молились пред образами преподобного, взывая к нему как к хранителю их городов. В 1532 году, после разгрома татар три дня осаждавших Соль Галицкую, в Успенском соборе этого города был устроен Макариевский придел. Судя по всему, уже со 2-й половины XV века преподобного Макария стали почитать и как покровителя находящихся в плену (вспомним эпизод, когда в 1439 г. он не только сам избежал плена, но и освободил других пленников: из всех русских святых к тому времени, пожалуй, только унженский подвижник имел в своей биографии такой случай). Именно с этим связаны широкое почитание преподобного Макария, канонизированного в 1619 г. в качестве общерусского святого, и расцвет Мака-риево-Унженского монастыря, превратившегося в XVII в. из небольшой скромной обители в один из самых знаменитых в России. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Известно, что поздней осенью 1612 года сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, едва выйдя из осады в Московском кремле, мать и сын Романовы - инокиня Марфа и её сын Михаил, будущий царь Михаил Федорович Романов - направились на Унжу помолиться у гроба преподобного об освобождении главы семьи, митрополита Филарета, с весны 1611 года находящегося в плену у поляков. Братия Макариева монастыря во главе с игуменом Иоасафом, возглавлявшим обитель с 1607 года, с почетом встретила московских гостей. Расположенный на высоком берегу Унжи монастырь был в то время достаточно скромным. Центральное место в его ансамбле занимали два храма: летний - во имя преподобного Макария, построенный, видимо, в XVI веке и к 1612 году сильно обветшавший, и зимний - Троицкий, с приделом во имя святых Флора и Лавра, на высоком подклете, с трапезою, построенный в 1601 году. Оба храма были шатровыми - вероятно, это были монументальные сооружения, взмывавшие с высокого берега над окрестными далями. С шатрами храмов перекликалась шатровая “осьмистенная” колокольня, на которой висело семь колоколов. Главной святыней монастыря являлись мощи преподобного, покоившие под спудом в Макариевом храме. Большую часть времени, проведенного Романовыми в монастыре, они, конечно, провели в этом храме, “молящеся богоносному отцу да поможет им своим ко Христу ходатайством в печалех их и да сподобит я видети блаженного воистину и много добродетельного преосвященного Филарета...” Тогда, поздней осенью 1612 года, это казалось едва ли сбыточной мечтой, ведь война с Речью Посполи-той продолжалась, и ни о каком освобождении главы семьи Романовых не могло быть и речи. Через несколько месяцев, 21 февраля 1613 года, на Земском соборе М.Ф. Романов был избран царем, что знаменовало собой долгожданное восстановление российской государственности. Война с Речью Посполитой продолжалась, и только в конце 1618 года было заключено перемирие. Летом 1619 года, после восьмилетнего пребывания в плену, митрополит Филарет обрел свободу. 14 июня 1619 года торжественно встреченный святитель въехал в Москву. Через несколько дней церковный собор избрал его Патриархом Московским и всея Руси. Вскоре, 24 августа 1619 года, царь Михаил Федорович и инокиня Марфа отправились из столицы с благодарственным паломничеством на Унжу. Высокие паломники ещё не доехали до Макариево-Унжен-ского монастыря, когда произошло прославление преподобного Макария в качестве общерусского святого. Последние 20 верст пути от Спасской Унженской пустыни, “что на Красной горе” (ныне село Красногорье) “великий государь со всеми своими князи и боляры шел до обители чудотворца Макария пеши. А в монастырь чудотворца Макария пришел он, великий государь, месяца октобрия в 2 день к вечеру”. Во время пребывания в монастыре Михаил Федорович “нарече... преподобного отца Макария великим чудотворцем”.

Трагические события Смутного времени начала XVII века окончательно утвердили почитание преподобного Макария как небесного защитника Нижегородского и Костромского Поволжья. Во втором десятилетии XVII века, в местах недавних сражений с поляками, один за другим возникают монастыри, построенные местными жителями по обету и посвященные преподобному Макарию: в селе Пурех, в селе Решме, на устье р. Нёмды напротив г. Юрьевца.*"* В 1624 году после почти двухвекового перерыва был возрожден Макариево-Желтоводский Троицкий монастырь,* ставший вскоре одним из наиболее известных и почитаемых на Волге. Предварительно возобновитель монастыря о. Авраамий посетил Макариеву обитель на Унже, чтобы “честному... и чудотворному поклониться гробу” и попросил у игумена Зосимы образ преподобного. Игумен и братия “дароваша ему икону” и благословили на возрождение Желтоводского монастыря (принесенная Авраамием с Унжи икона стала главной святыней обновленной обители, на поклонение которой во множестве стекались паломники).


Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (икона XVII века)

* Ныне - п. Макарьево Лысковского района Нижегородской области.

Храмы во имя преподобного Макария в XVII веке возводятся по всему Нижегородскому и Костромскому Поволжью, особенно много их было в современных Макарьевском, Мантуровском, Кологривском, Чухломском, Солигаличском и Галичском районах Костромской области.

Во второй половине XVII века, когда страна в основном залечила раны, нанесенные Смутным временем, в Макариево-Унжен-ском монастыре, благодаря покровительству первых Романовых, началось большое каменное строительство. Один за другим взамен деревянных вставали каменные храмы. В 1664 году при игумене Нафанаиле заложили соборную каменную церковь Святой Троицы. Пятиглавый трехабсидный храм был освящен в 1670 году. В том же 1670 году над местом погребения преподобного началось сооружение каменного Макариевского храма (при рытье рвов под фундаменты в первых числах июля были обретены мощи преподобного Макария, позднее, в 1675 году, вновь погребенные на том же месте).в возведении храма участвовало население всего унженского края, вносившее деньги через своих священников, в числе жертвователей были царь Алексей Михайлович, который как и его отец Михаил Федорович очень почитал преподобного Макария, а также целый ряд представителей московской знати. Пятиглавый Макариев храм освятили в 1674 году. В 1677-1680 гг. был возведен третий каменный храм - Благовещенская церковь с монументальной шатровой колокольней. В 1685 году над Святыми вратами освятили четвертый каменный храм - одноглавую Никольскую церковь. Таким образом, к концу XVII века на высоком берегу над Унжей возник архитектурный ансамбль (в 1735 году его дополнил пятый каменный храм - церковь Успения Божией Матери), относящийся к числу лучших в России, не зря обитель в то время нередко называли “лаврой преподобного Макария”. К тому же надо учесть, что храмы монастыря тогда - в период расцвета самобытного русского зодчества - выглядели иначе, чем сейчас: их главы украшала зеленая поливная черепица, а своды имели позакомарное (а не четырехскатное, как сейчас) покрытие, по-иному выглядели и интерьеры храмов с их тябловыми иконостасами, украшенными тонкой резьбой и росписью.

В конце XVII века Макариев монастырь был отмечен деятельностью ещё одного русского святого: в 1675-1682 гг. обителью управлял игумен Митрофан. Будущий святитель, в миру Михаил, родился в с. Антилохове под Суздалем, служил священником. Овдовев, в 1663 году он принял монашество в Золотниковской Богородицкой пустыни близ Суздаля, откуда его перевели настоятелем Яхромского Козьмодемьянского монастыря. В годы его игуменства в Макариево-Унженском монастыре был возведен и освящен 23 июля 1680 года Благовещенский храм с шатровой колокольней. В 1682 году, когда в России был образован ряд новых епархий, игумена Митрофана поставили первым епископом Воронежской епархии. До конца своих дней святитель Митрофан хранил память о монастыре преподобного Макария. В сентябре 1682 года из Воронежа он прислал своему преемнику, игумену Ионе, грамоту, в которой, в частности, писал: “...а мы за дом Живоначальныя Троицы и чюдотворца Макария ныне и впредь ради заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословение с вами да есть и буди ныне и во веки...” В память о преподобном незадолго до своей кончины в 1703 году святитель принял в схиме имя Макарий.

Во второй половине XVII века быстро росло и значение возрожденного Макариево-Желтоводского монастыря. В это время на берегу Волги встал замечательный каменный ансамбль, состоящий из монументального пятиглавого Троицкого собора (1658 г.), Успенской церкви (1651 г.), колокольни (1651 г.), могучих крепостных стен и башен (1662-1667 гг.) и надвратной церкви Михаила архангела (1670 г.). В начале XIX века ансамбль дополнила небольшая Макариевская церковь, построенная в стиле классицизма (1808 г.). Ярмарка, традиционно собиравшаяся у стен монастыря и называвшаяся “Макарьевской”, уже к середине XVII века стала одной из крупнейших в стране. В 1817 году её перенесли в Нижний Новгород и вскоре Нижегородская Макарьевская ярмарка превратилась в главную ярмарку России.

Вплоть до революции Макариево-Унженский монастырь сохра нял значение одной из главных святынь костромской земли. В 1778 году из Подмонастырской слободы, существовавшей вблизи монастыря, вероятно, уже с XV века, и находящегося рядом села Коврова был образован город, получивший название Макарьев. В 1797 году Макарьев стал центром обширного Макарьевского уезда Костромской губернии. Ядром города стал древний Макариев монастырь. Особую роль сыграла обитель и в деле духовного просвещения унженского края: с 1802 по 1880 гг. в её стенах пребывало Макарьевское духовное училище. Когда в 1832 году произошла канонизация Митрофана Воронежского, то в 1833 году в Благовещенской церкви монастыря, освященной в свое время самим святителем, был устроен придел святого Митрофана Воронежского. В 1837 году, впервые после 1619 года, Макариево-Унженский монастырь увидел в своих стенах представителя Дома Романовых: 15 мая 1837 года обитель посетил наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II), совершавший большую поездку по стране. Сразу по прибытии в Макарьев Александр Николаевич проследовал в монастырскую Макариевскую церковь, где приложился к мощам преподобного. 4 февраля 1847 года над местом, где покоились мощи преподобного Макария, была установлена серебряная рака (вес 1 пуд 37 фунтов), выполненная московскими серебряных дел мастерами и украшенная чеканными изображениями сцен из жизни святого. В начале 1854 года произошло ещё одно событие, подтвердившее высокое положение Макариево-Унженс-кого монастыря: он был возведен в ранг первоклассного, т.е. отнесен к числу наиболее почитаемых русских монастырей (до этого в Костромской епархии имелся только один первоклассный монастырь - Ипатьевский в Костроме, - особо чтившийся правящей династией Романовых и являвшийся духовно-административным центром епархии).

К началу XX века преподобный Макарий по-прежнему почитался во всем Нижегородском и Костромском Поволжье. Память о подвижнике XIV-XV веков хранили основанные им монастыри на Волге и Унже. Одной из главных святынь Кинешемского уезда оставалась Макариево-Решемская обитель.** Всего в пределах Костромской епархии на начало XX века, престолы во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского имели около 60 храмов, в их числе - соборы Унжи и Кологрива, Парфеньева и Судая, Галича и Солигалича. Немало храмов с престолами во имя преподобного было и в Нижегородской епархии. Место покоения мощей святого - Макариево-Унженский монастырь - являлось постоянным местом паломничества жителей Костромской и соседних губерний, представителей властей, историков и художников. Монастырь имел богатейший архив, на основе которого протоиерей И.К.-Херсонский (1843-1912), около 25 лет прослуживший смотрителем Макарьевского духовного училища, написал в конце XIX века книгу “Летопись Макариева Унженского монастыря” - фундаментальный труд, посвященный преподобному Макарию и основанному им монастырю.

* Точно неизвестно, когда был упразднен и превращен в приходскую церковь Богоявленский монастырь на реке Пух. На этом месте сменилось несколько деревянных храмов, а в 1841 году на берегу Пуха освятили каменный Богоявленский храм, один из престолов которого был посвящен преподобному Макарию.

** Два других монастыря, основанных во имя преподобного на исходе Смутного времени, в начале XVII века, к этому времени не существовали. Монастырь в селе Пурехе упразднили и обратили в приходскую церковь в 1764 году. Макариев монастырь на устье р. Нёмды упразднили в 1708 году, взамен его был устроен Макариевский погост, в котором в 1798 году построили каменный храм во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского.

Течение мирной жизни было прервано летом 1914 года, когда Россия оказалась вовлеченной в 1-ю мировую войну. Война полыхала в Белоруссии и Галиции, а на Унже у гроба преподобного Макария вновь, как и столетия назад, женщины, старики и дети молили святого защитить их отцов, мужей, сыновей, оградить и спасти Россию... В Макариево-Унженском монастыре, как и во всех монастырях епархии, с которыми имелась связь по железной дороге или по воде, был открыт лазарет для раненных воинов. Революция 1917 года положила конец прежней жизни обители: новая власть открыто объявила войну Церкви и религии. В 1919 году в Костромской губернии была закрыта первая группа наиболее чтимых монастырей, в том числе и Макариево-Унженский. Его братию выселили, а здания заняли под различные учреждения и жильё. Однако, монастырские храмы закрыть тогда ещё не решились, и монахи, поселившись в городе и в соседних селениях, продолжали вести в них службу, и фактически обитель преподобного Макария продолжала существовать. В 1922 году по монастырю нанесли новый удар: в ходе всероссийской экспроприации церковных ценностей, происходившей под предлогом помощи голодающим Среднего и Нижнего Поволжья, из храмов обители вывезли накопленные за столетия сокровища, являвшиеся, в основном, вкладами, - золотые и серебряные оклады для икон, лампады, священные сосуды, серебряную раку с гробницы преподобного... В 1926 году был закрыт первый храм монастыря - надвратная Никольская церковь, в которой открыли “клуб физкультуры”. Окончательное наступление на монастырь началось через два года. 8 декабря 1928 года в уезд ной газете “Крестьянский край” была опубликована статья “За монастырской стеной”, обливавшая грязью прошлое и настоящее обители. Статья послужила сигналом к развертыванию массовой антимонастырской кампании. Во всех учреждениях Макарьева и уезда в экстренном порядке были проведены собрания, принимавшие резолюции с требованиями закрытия монастыря. В течении трёх недель под этими резолюциями подписалось около 2 тысяч человек (при том, что население тогдашнего уезда приближалось к 200 тысячам). Решающие события произошли 27 декабря 1928 года, когда в Макарьеве состоялся расширенный пленум горсовета, на который был приглашен партийный, профсоюзный и комсомольский актив, а также - для видимости - допустили и представителей верующих. Надеясь, что их голос в защиту монастыря будет услышан, некоторые крестьяне пришли в город из самых дальних уголков уезда. С докладом о необходимости закрытия Макариева монастыря выступил председатель уездного совета Союза воинствующих безбожников Н.П. Тимофеев. В прениях депутаты горсовета, профсоюзные и комсомольские активисты поддержали докладчика и требовали “раскопать” мощи преподобного Макария. Верующие пытались защитить обитель... Конечно, весь этот пленум с его полемикой служил только ширмой, а судьба монастыря была уже предрешена властями. При решающем голосовании 54 депутата проголосовали за закрытие монастыря, 1 воздержался и 2 депутата всё-таки решились голосовать против. Пленум горсовета постановил: “Расторгнуть договор с правлением монастырской общины, изъять церковные здания и общину ликвидировать”. 28 декабря 1928 года президиум Макарьевского уисполкома утвердил это постановление и отправил его на утверждение в губисполком. Казалось, вопрос был решен, однако верующие обратились с жалобой во ВЦИК и процесс ликвидации обители неожиданно застопорился, что привело в неистовство местных безбожников, требовавших скорейших закрытия монастыря и вскрытия мощей преподобного. В начале января 1929 года газета “Крестьянский край” писала: “Почему же остается неприкосновенным наш мнимый Макарий? Чем он заслужил себе такое снисхождение, что до сих пор, в течение 12 лет существования советской власти, в его “святой обители” при помощи тунеядствующих монахов продолжается одурачивание нашего крестьянства, разносится зараза всевозможных болезней и ведётся антикультурная и антисоветская пропаганда. (...) Вскрытие “мощей” поможет крестьянину и рабочему поскорей порвать всякую связь с религиозными предрассудками и пополнит ряды безбожников новыми кадрами”.

В конце марта 1929 года постановление о необходимости закрытия монастыря вынес XV-й уездный съезд Советов. В нём говорилось: “Основываясь на наличии множества фактов, которые характеризуют монастырь, как очаг разврата и источник антисоветского и антикультурного влияний, XV-й уездный съезд, вполне солидаризуясь с широким общественным движением за закрытие его, единодушно присоединяется к этому движению и категорически настаивает на его скорейшем закрытии”.

В начале апреля 1929 года “Крестьянский край” писал о монастыре, что “дальнейшее существование его в советской стране на 12 году революции, противоречит социалистическому укладу нашей жизни, являясь большим тормозом на пути к культурной революции. Так решили все общественные и профсоюзные организации города. Так решил хозяин уезда - пятнадцатый уездный съезд советов. Этого настоятельно требуют и все трудящиеся нашего уезда, осознавшие вред религии”. В той же публикации с гневом говорилось о том, что “разные антисоветские элементы, состряпав от имени крестьян несколько подписных листов в защиту Макарьевской цитадели мракобесия, с подложными, никем не заверенными подписями послали их в Москву для того, чтобы помешать закрытию монастыря”.

Задержка с закрытием была вызвана, судя по всему, и происходившими административно-территориальными изменениями: как раз в это время Костромская губерния упразднялась и её территория включалась в гигантскую Ивановскую область. По-видимому, Костромской губисполком не успел утвердить решение макарь-евских властей, а у заваленного делами Ивановского облисполкома до унженской обители всё никак не доходили руки. Подобная бюрократическая волокита вызывала законное раздражение у воинствующих атеистов. На страницах “Правды” сам Е. Ярославский метал по этому поводу молнии, требуя скорейшего закрытия “гнезда черных воронов”, как председатель Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б) и Союза воинствующих безбожников называл Макарие-во-Унженский монастырь.

Час обители преподобного Макария пробил в конце 1929 года. Одновременно с начавшейся в районе, как и по всей стране, коллективизацией она была закрыта. 12 декабря 1929 года погасли лампады над гробницей святого: при большом стечении народа произошло кощунственное вскрытие мощей преподобного...

При закрытии монастыря много говорили о том, что на месте “очага мракобесия и религиозного дурмана” будет создан подлинный очаг культуры. Однако действительность оказалась иной. Сразу после закрытия в Макариевской церкви был устроен склад овса, а в Троицкой и Благовещенской церквях - зерносклады. Вскоре в бывшем монастыре разместили Макарьевскую машинно-тракторную станцию (МТС): ей были переданы Макариевская и Успенские церкви, а в братском корпусе устроено общежитие для трактористов. В 30-е годы процесс разграбления и уничтожения монастыря шел непрерывно: с колокольни Благовещенской церкви сбрасывали колокола, жгли иконостасы и иконы, стирали с лица земли монастырское кладбище, вырубали фруктовый сад. Вся территория монастыря была изъезжена тракторами, местами превращена в свалку. Для постройки городской бани разобрали окружавшую монастырь стену. Погибли богатейшие архив и библиотека... А вокруг оскверненного монастыря завершалась насильственная коллективизация, за Унжей вставали вышки “Унжлага”, в чьи лагерные пункты за колючей проволокой везли арестованных со всех концов страны, чтобы их руками вырубать приунженские леса...

Подобная судьба выпала в то время и Макариево-Желтоводскому и Макариево-Решемскому монастырям: оба они были закрыты в 1927 году, в их стенах устроены детдомы. Но если ансамбль Желтоводского монастыря в основном уцелел, то решемская обитель утратила большую часть своих строений, в том числе и Троицкий собор с приделом преподобного Макария (через несколько лет после закрытия почти всех бывших решемских монахинь арестовали и, обвинив в контрреволюционной пропаганде, сослали в казахстанские лагеря). Во второй половине 30-х годов закрыли большую часть церквей, имевших престолы во имя преподобного Макария (в их числе был и Макариевский храм, преемник Макариева монастыря в устье р. Нёмды, в 1956 году руины храма поглотили воды Горьковского водохранилища).

Отрезвление приходило долго... Как известно, во время Великой Отечественной войны, во второй половине 1943 года произошло частичное смягчение государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви. В связи с этим верующим г. Макарьева удалось добиться возвращения закрытой в 1937 году церкви Рождества Христова (так называемого “старого собора”): в сентябре победного 1945 года в ней было возобновлено богослужение. При восстановлении оскверненного храма его главный престол посвятили преподобному Макарию и церковь стала называться Свято-Макариевской. Таким образом, сразу после окончания страшной войны в Макарьеве открыто возобновилось почитание небесного защитника края, память о котором ещё совсем недавно подлежала искоренению. В начале 1947 года вновь открылась Макариевская церковь в селе Унже - месте преставления преподобного. Ещё через десятилетие начала меняться к лучшему и судьба Макариева-Унженского монастыря. В конце 50-х годов из его стен была выведена МТС (в связи с ликвидацией последних во всей стране). В 60-е годы началась реставрация монастыря, в реальных условиях того времени шедшая крайне медленно и некачественно.

Лишь на рубеже 80-90 годов всё стало возвращаться на круги своя... В это время, произошло второе обретение мощей преподобного Макария. В конце 1989 года стало известно, что мощи сохранились и находятся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области (а ведь жители Юрьевца издавна почитали преподобного как покровителя и защитника своего города) После нескольких месяцев хлопот Министерство культуры РСФСР разрешило вернуть мощи Костромской епархии. 14 мая 1990 года в Юрьевецком музее состоялось поистине историческое событие: заведующая музеем Т.В.Жилянина и епископ Костромской и Галичский Александр подписали акт о передаче Костромской епархии “в постоянное пользование” экспоната с учетным номером ЮКМ-51/1-43, т.е. мощей преподобного Макария (заметим, что это был один из первых случаев возвращения Церкви мощей в новейшей истории России). Мощи святого были перевезены в Кострому и помещены в алтаре тогдашнего кафедрального собора епархии - церкви Воскресения на Дебре. В том же 1990 году, 7 августа, в день памяти преподобного Макария, впервые за много десятилетий, в Макарьеве состоялся возглавляемый епископом Александром крестный ход к источнику преподобного. Пройдя к оскверненным храмам обители, владыка и духовенство отслужили заупокойную литию по братии монастыря... Возвращение мощей святого на Унжу состоялось 7 августа 1991 года, когда люди, собравшиеся у Свято-Макариевской церкви, присутствовали при передаче епископом Александром ковчега с мощами причту храма во главе с настоятелем протоиереем о. Александром Огиевичем. После литургии состоялся крестный ход с мощами к источнику преподобного. Мощи внесли в часовню над источником и владыка Александр обратился к присутствующим со словом о святом Макарии - защитнике и молитвеннике Костромской земли.

Возвращение на макарьевскую землю мощей преподобного ста ло и первым шагом к восстановлению Макариево-Унженского монастыря. В начале июля 1993 года Костромской епархиальный совет принял решение о восстановлении обители в качестве женского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. 7 августа 1993 года на службе в Свято-Макариевской церкви владыка Александр объявил о начинающемся возрождении монастыря и представил присутствующим его первую настоятельницу - игумению Людмилу (Охотникову). 15 ноября 1993 года глава администрации Костромской области В.П.Арбузов подписал постановление о передаче Костромской епархии комплекса Макариево-Унженского монастыря (за исключением Никольской церкви, в которой с 1971 года находился районный музей). В соответствии с этим постановлением 17 января 1994 года состоялась окончательная передача епархии строений монастыря. С этого времени на плечи первых насельниц во главе с матушкой Людмилой лег тяжелейший труд возрождения обители. Монастырь над Унжей был возвращен Церкви в “обычном” состоянии: внутреннее убранство храмов уничтожено, Благовещенскому храму трещины угрожали разрушением, разобранная стена ограды восстановлена реставраторами только частично, бывшие кельи заняты под жильё и учреждения. Однако появление хозяев не могло не положить начало подлинному восстановлению монастыря: уже 7 августа 1994 года произошло торжественное освящение владыкой Александром Макариевской церкви - первого возродившегося храма обители. В этот день в своем слове, посвященном 550-летию преставления преподобного Макария, владыка Александр, обращаясь к присутствующим, в частности, сказал: “Сердечно приветствую Вас с днем памяти преподобного отца нашего Макария Унженского и Желтоводского. Это один из самых почитаемых в Костромском Поволжье Божиих угодников, основатель возрождающегося ныне Макариева монастыря. Сам город носит имя своего небесного покровителя.

И скорбно видеть сегодня тяжелые следы долгих лет безбожия и власти ложных идей. Куда ни глянь - оскверненные святыни... Ныне пришло время исправлять всенародно злодеяния, время принести покаяние, время собирать камни... Сегодня исполнилось 550 лет со дня преставления великого подвижника благочестия - преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Преподобный Макарий дивен своим молитвенным подвигом, духовной целостностью, устремленностью к безмолвию и отшельничеству. В тоже время преподобный не оставлял никогда душепопечения и многих своих современников привел ко Христу... Ныне восстанавливается монашеская жизнь в основанной им обители. Воссоздание этой великой христианской святыни - наше общее дело, наш долг перед прошлым и будущим. Каждый, кто может, должен внести свою лепту от сердца, подражая нашим благочестивым предкам. Как знак духовного возрождения монастыря и всего края, среди многих печалей и испытаний, омрачающих нашу жизнь, Всемилостивый Господь даровал нам великое утешение: 4 года назад после долгих лет сокрытия вновь были обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Макария. Сегодня все мы с горячей молитвой припадем к мощам преподобного, моля: преподобие отче Макарие, моли Бога о нас!”

В последние годы в России возрождены многие места, связанные с жизнью и подвигами преподобного Макария, места его почитания: возобновлен Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде, в котором преподобный принял монашеский постриг (1994 г.), возродился Макариево-Желтоводский (1991 г.), восстанавливаются Макариево-Решемский и Вознесенский Макари-евский (близ г. Свияги) монастыри. В Нижегородской, Ивановской и Костромской епархиях возобновляется богослужение в целом ряде храмов, посвященных преподобному Макарию.

Большая работа идет и в Макариево-Унженском монастыре, где ныне вновь пребывают мощи преподобного Макария: на наших глазах на месте оскверненного “памятника архитектуры”, каким обитель формально числилась в последние десятилетия, восстанавливается живая святыня - одна из великих православных святынь России.

1. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1, СПб., б. г., репринт: М., 1992, стб. 744.

2. ГАКО, ф. 558, оп. 2, ед. хр. 336, л. 60.

3. Ключевский В.О. Отзывы и ответы. М., 1914, с. 44.

4. ГАКО, ф. 558, оп. 2, ед. хр. 336, л. 61.

6. Там же, л. 63.

7. Там же, л. 64.

Преподобный Макарий, названный Великим, — один из Святых Отцов Церкви, составивший множество молитв и оставивший многие труды в назидание православным. Он был отшельником, пустынником, который подвизался в Синайской пустыне и опытно познал всю духовную жизнь, одновременно наставляя людей своими беседами и писаниями.

Труды преподобного Макария, которого называют также Египетским, поскольку именно из долины Нила он был родом, — образец святоотеческих сочинений, род наставлений, которыми православные христиане в духовной жизни руководствуются и сегодня. Его житие полно многочисленных поучительных историй и чудес.

ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО: КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО?

Образ святого Макария трудно выделить среди изображений других пустынников, Будьте внимательны при выборе иконы: она должна быть подписана именем Макария рядом с ликом святого или у его подножия.

Известнейший образ Мария Египетского — это фреска, то есть икона, написанная на стене по сырой штукатурке, авторства Феофана Грека (ок.1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени — Кафе и Галате. Сейчас на их месте — крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, и среди наиболее хорошо сохранившихся — образ преподобного Макария Великого. Даже существующая фрагментарно и реставрированная в наши дни, эта фреска — один из прекраснейших образцов мирового искусства. Находится она на хорах Троицкого придела храма, и прекрасно отражает экспрессию, выразительность и самобытность манеры письма Грека (кроме этого образа, в храме также сохранился ряд фресок: Троица, Богоматерь, пророки и самая известная — Спас Вседержитель в куполе).

Икона Макария Великого — монохромное (черно-белое) изображение высокого и сильного старца с темным от загара в пустыне ликом. На нем видна только шапка седых волос и длинная борода. Вся его фигура с первого взгляда кажется покрытой волосами — но присмотревшись, человек видит, что пустынник стоит словно осиянный, облитый столпом Света. Широкими мазками белой краски, «скорописью» обрисована фигура святого; черным выделен лик и ладони — это отсутствие деталей и словно сияющий с необычной иконы цвет производят потрясающее впечатление.

Отметим, что и на других иконах святой Макарий изображается в одежде серого цвета из шерсти диких коз. Но преподобный Феофан Грек осмыслил образ святого совершенно иначе: во вспышке света, словно в мистическом сиянии сошедшей на него Божией благодати, изображенной свободными мазками, которая как бы сжигает греховное и выделяет лик святого, приковывая внимание к нему.

В иконе святого Макария Феофана Грека и на других его изображениях присутствует совсем небольшое количество цветов: такая скупость цветовой гаммы обозначает аскетическое отречение самого Макария от мира, его разнообразия и многоцветия, поддержанную иконописцем и отраженную им визуально сосредоточенность на Едином необходимом — сияющей Божией благодати. Именно Макарий Великий положил начало индивидуальному, личностно ориентированному духовному деланию в Православии и монашескому подвижничеству по послушанию наставникам, духовникам, опытным старцам.

На темном лике Макария Египетского острее видны «пробела» — черты белой краски на лике, выселяющие черты лица и символизирующие свет Божией благодати, изменяющий человека и материю вообще, созидающий его в ином, духовном состоянии. Такие же пробела на его ладонях: на иконе они обычно подняты вверх, или же поднята только одна рука, а в другой святой держит крест. Жест раскрытия ладоней означает принятие молитвы обращающегося к святому, а также ниспослание покоя на молящегося. Видна в этом жесте сила и уверенность в миротворческой силе: так часто правители городов и стран, всходя на трибуну, лишь жестом останавливают шум в зале. Поза же святого Макария призывает к душевному миру и словно сразу посылает его каждому, обращающемуся к нему. Каждый молящийся ощущает тишину духовную, сердечное успокоение внутри.

Обратитесь и вы с молитвой к иконе любящего людей и посылающего им Божию благодать святого Макария.

ПУТЬ К МОНАШЕСТВУ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Известно место и время рождения будущего великого подвижника, одного из основоположников христианского монашества: около 300 года святой Макарий появился на свет в селе Птинапор Нижнего Египта. Воспитанный в христианском послушании, несмотря на желание посвятить свою жизнь Богу, он по воле родителей женился. Однако Бог вскоре взял его жену к Себе. Святой трудился, помогал родителям и много изучал Священное Писание. Уйти в монашество он смог только после смерти родителей, не желавших его отпускать в обитель.

Уже тогда в Египетской (Синайской) пустыне существовала община отшельников под руководством святого Антония Великого — основателя монашества. Как и святой Макарий, этот преподобный почитается в основных христианских конфессиях: Православии и Католичестве.

Преподобный Макарий раздал все свое наследство бедным и отправился в пустыню, чтобы под руководством только духовного отца молиться Богу. Этот неизвестный святой — а возможно, и Ангел — наставлял его в духовной жизни, богослужении, посте и молитве. Кормились они плетением корзин, жили в двух небольших шалашах в пустыне. Со временем святой Макарий поселился в монастыре под управлением Антония Великого, где жил в монашеском общежитии, став последователем и одним из близких учеников святого Антония. Спустя годы Макарий Великий покинул и эту обитель по благословению своего духовного отца Антония, отправившись на Северо-Запад Египта в Скифский монастырь. Именно здесь он сам стал духовным наставником, прославившись подвигами и мудростью так, что уже в возрасте тридцати лет заслужил прозвание «юноша-старец», словно монах-схимник. По правилам, установленным святыми апостолами, человек не может принять священный сан до возраста Христа: 33 лет. Но святого Макария еще раньше сам епископ Птинапора хотел рукоположить в клирика — сам же Макарий предпочел скорее удалиться в пустую, чтобы избегнуть такой чести.

Много даже зримых напастей от бесов терпел преподобный Макарий, но именно по своему смирению святой всегда обессиливал дьявола. Так, бесы много раз пытались избить его; однажды, еще когда он жил один в пустыне, одна девушка, забеременев, обвинила святого в соблазнении ее. Односельчане девушки чуть не убили святого. Но тот даже не нарушил обета молчания: Макарий продолжил плести корзины, а все вырученные деньги отдавал на прокормление девушки. По Божиему промыслу она долго не могла разрешиться от бремени и, поняв, что наказана Самим Всевышним, указала на истинного отца ее ребенка.

Когда святому Макарию было около сорока лет, он был при кончине аввы Антония Великого, получив от него как благословение путевой жезл, и приняв благодать от святого: как говорили ученики святых Макария и Антония, он принял благословение, как пророк Елисей милоть (одежду) от пророка Илии. Известно, что после этого святой Макарий стал молитвой своей творить чудеса и исцеления — так, что слава о нем разошлась по городам Египта и народ стал стекаться к нему отовсюду.

Святой Макарий же избегал славы и искал уединения в молитве. Поскольку он не мог покинуть ни монахов своей обители, ни людей, жаждущих его помощи, он вырыл под своей обычной монашеской кельей тесную и глубокую пещеру, чтобы молиться и изнурять плоть аскезой. Своей молитвой он по благодати Божией стал даже воскрешать мертвых, но оставался столь же смиренным, добрым и тихим человеком. Преподобный Макарий имел Дух Святой в себе: закоренелые злодеи, только лишь поговорив с ним, каялись в преступлениях, обращались в христианство и даже постригались в монашество. Множество историй о чудесах святого хранят древние Отечники — сборники историй из жизни святых.

Достигнув возраста зрелости по меркам общества того времени — сорока лет, святой Макарий принял сан священника. Отныне он помогал людям и совершением Таинств Церкви, и также руководил монашеской общиной.

Во время правления императора-еретика Валентина (364- 378 гг.) святой Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским был изгнан из пустыни приспешником царя — впавшим в ересь епископом Лукой. Святых, уже пребывавших в преклонных годах, арестовали и на корабле увезли на безлюдный остров, где обитали язычники. Однако и там святой Макарий Великий смог совершить чудо, исцелив дочь главного языческого жреца и крестив всех жителей острова. Узнав об этом, епископ-еретик устыдился своего поступка и вернул старцев в их обители

Заступничество перед Богом преподобного Макария еще при его жизни спасло многих от опасностей, соблазнов и пороков. Милосердие святого Макария, его доброта были столь велики, что вошли в поговорку среди монахов Синайской пустыни, которые говорили, что как Бог благодатью Своей покрывает Землю, так и авва (то есть отец, духовный наставник) Макарий покрывал согрешения. Он прощал грехи, помогал воспрять духом и как бы не слышал и забывал прегрешения человека в дальнейшем общении с ним после исповеди.

Святой Макарий дожил почти до ста лет и прожил в подвижническом делании, отшельничестве и монашеских обителях около 60 лет, умерев для мирской жизни, жизни для себя, но живя для Бога и людей. И тем не менее, всю жизнь он продолжал беседовать с Богом в молитве, вновь и вновь возрастая духовно, открывая в себе и людях новое, узнавая новое о Боге и созданной им Земле. Он продолжал каяться в каждом греховном движении своей души и радовался духом о Божием милосердии. Незадолго до кончины ему явились Святые Отцы монашества: Антоний и Пахомий Великие, сказав, что вскоре он с миром отойдет в Царство Небесное. Радостно сказал святой Макарий о грядущей кончине своим ученикам, благословив всех, дав последние наставления и скончавшись в 391 году, предавая свою душу в Божии руки.

РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОГО МАКАРИЯ

Святой прославился своей простотой и милосердием — так, что в древних Отечниках (патериках), сборниках поучительных историй из жизни древних святых, сохранились многие удивительные истории об этих его качествах:

    • Увидев у своей кельи вора, святой сам помог ему нагрузить украденные корзины и небольшие деньги, сбереженные на пропитание подвижника, на осла — только бы не судить человека и решив, что Бог дал — Бог и взял.
    • Однажды святой шел по пустыне и увидел череп, лежащий на земле. Помолившись, он смог поговорить с душой человека, которому череп принадлежал при жизни — жреца. Тот поведал, что по злобе своей находится в адском пламени, но благодарен святому Макарию: ведь подвижник молится за весь мир, живых и усопших, и при молитве этот жрец и подобные ему, горя в пламени, могут хотя бы немного видеть друг друга.
    • Однажды Ангел Божий поведал святому Макарию, что он не достиг того духовного совершенства, каким обладают… две женщины, живущие в городе неподалеку. Святой не исполнился зависти, но пошел в город, чтобы поучиться у этих женщин. Оказалось, что это две жены двух братьев, которые живут в мире между собой и вместе с супругами живут христианской жизнью посреди мира, полного соблазнов. Этот эпизод из жизни святого Макария дан в утешение и наставление всем православным: можно достичь святости и не будучи монахом, как святой Макарий, но пребывая в молитве и любви с ближними.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО

Свой опыт духовного делания и подвижничества святой Макарий описал прекрасным литературным языком. Его творения читают православные христиане по сей день, изучая богословское наследие святого и руководствуясь его советами как мудрого духовного наставника. Около пятидесяти духовных бесед и менее десятка наставлений и посланий осталось человечеству после святого как жемчужины его мудрости. Они разделены и озаглавлены по таким темам, как христианская Любовь, разум, его свобода и его вознесение к Богу, духовное совершенство, молитва, терпение, сердечная чистота.

Святой показывал, насколько преходяща земная жизнь и как в ней можно приготовить душу к Царству Божиему на Небесах: нужно воспитать в душе родство с Богом. Ведь если нам не нравится добродетель, мы не любим Бога и молитву — рядом с Богом мы просто будем сожжены Его благодатью, будучи иноприродны ей и неспособны к общению со Христом, в раю нам будет скучно и мы будем сами там мучиться. Святой Макарий говорил, что нужно измениться, отвергнув пороки и изменив свое состояние, свою природу на добрую, чистую. Мы можем сами стать причастниками Божественной природы Господа, соединяясь с ним, в первую очередь, в Таинстве Святого Причастия.

Человек будет наследовать Царство Божие «по справедливости и по милости Божией» — то есть Бог добр, но Он будет следовать воле самого человека, показанной его поступками и земной жизнью. Умение молиться и стремление к Богу становятся векторами жизни каждого человека, любящего Христа. Главное основание духовной жизни — вера, затем жизнь по Заповедям Божиим, без смертных грехов.

Труды святого Макария переведены, пожалуй, на все языки мира. Русская Православная Церковь с самого своего основания руководствуется ими в наставлениях духовной жизни: святой писал просто и ясно, поэтому и сегодня многие православные христиане стараются следовать его советам.

Житие самого святого Макария также служит примером для многих православных христиан, особенно монахов. Его жизнь и чудеса описаны священником Руфином, знавшим святого лично: он описывал жития многих своих современников, но отдельную главу в книге о них отвел преподобному Макарию. Житие святого в том же веке написал епископ Нижнего Египта Серапион, что послужило к канонизации (официальному прославлению в лике святых) Макария Великого. Из записей отца Руфина и владыки Серапиона ясно, что святой Макарий пользовался авторитетом и почитанием среди всех египтян. Монашеские же общины Египта, в свою очередь, дали начало всему монашеству Восточной христианской Церкви, со временем получившей название Православной.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ МАКАРИЮ ВЕЛИКОМУ?

Преподобный Макарий Египетский прославился строгостью жизни, умением властвовать над своими страстями и многими чудесами, совершенными по просьбам людей. Поэтому и сегодня ему молятся во многих нуждах. Икона преподобного Макания довольно редка, но многие монастыри почитают его как великого наставника и имеют образ святого в храмах внутри обители. Вы также можете приобрести образ святого в церковной лавке — поскольку образ редок, нужно искать его продающимся при кафедральном (главном) соборе вашего города или в монастырях. Перед образом зажгите свечу, перекреститесь дважды, поцелуйте руку святого на иконе, вновь перекреститесь и поклонитесь, а затем начинайте читать молитву — можно своими словами.

Просить святого Макария Великого можно:

    • О просвещении светом истины, помощи в принятии жизненно важных решений;
    • Об укреплении веры и умение молиться;
    • Об исправлении жизни, видении своих грехов и избавлении от них в душевной чистоте;
    • Об утешении в бедах и помощи терпении;
    • О мире душевном и спокойствии;
    • Об избавлении от напастей диавола, избавлении от колдовских воздействий;
    • О мудрости и выборе верного жизненного пути.

День памяти Макария Великого — 1 февраля, в этот день читаются особые молитвы святому за вечерним богослужением и утренней Литургией, зачастую после нее читается акафист святому.

Почитая преподобного Макария, не забывайте его заветов: сделайте своей привычкой утренние и вечерние молитвы по его текстам, читайте его наставления, общайтесь с Богом и вы услышите Его голос в своем сердце, Он будет направлять вас на жизненном пути.

Вот вечерняя молитва, составленная самим святым Макарием более полутора тысяч лет назад и переведенная на русский язык. Можно читать ее онлайн ежедневно:

Боже Вечный, Царь всех созданий, помогший мне дожить до этого времени, прости мне грехи, которые совершил я сегодня мыслями, словами и делами, и душу мою очисти, Господи, от всех пороков и скверн тела и духа! И помоги мне, Господи, этот ночной сон прожить в мире, чтобы, встав от моего скромного ложа, угождал я благими и добрыми делами и мыслями Тебе во все дни жизни моей, и побеждал моих врагов видимых — людей злых — и невидимых — духов злобы. И избавь меня, Господи, от мыслей суетных и желаний порочных и лживых. Ты можешь все, и вся Земля — Твое царство, сила и слава Троицы Святой: Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

О, святой начальник обители монашеской, преподобный отец наш, блаженный и праведный ава Макарий! Не забудь совсем нас, бедных рабов Божиих, но вспоминай нас в святых твоих и добрых молитвах ко Господу. Вспомни стадо монашеское, о котором ты, как добрый пастырь, заботился, не забудь твоим посещением твоих духовных детей. Молись за нас, о добрый и свято подвижник Божий, ведь ты имеешь возможность говорить лицом к лицу с Царем Небесным — не умолчи о нас, грешных, и не отвернись от нас, с любовью почитающих тебя.
Поминай же нас у Престола Божьего, потому что тебе дана Им благодать молиться о нас. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но остаешься живым и после смерти. Не отходи от нас духом, защищай от стрел врагов и всех искушений бесовских, и козней стаканы, о наш добрый пастырь! Хотя мощи твои перед нами и всеми людьми мира положены, но душа твоя святая с Ангельскими Силами и воинами Небесными, стоя рядом с Престолом Бога Вседержителя, радуется вечно.
Зная тебя как живого и после смерти, мы приходим к тебе и молимся: проси о нас Бога Всесильного, о пользу наши телам и душам, чтобы мы спокойно перешли от земной жизни к небесной, были избавлены от препятствий властителей сатанинских полчищ, от вечной муки и пламени адского, но сподобились войти и унаследовать Небесное Царство Божие, где со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Которого всегда славят и чествуют люди и Которому поклоняются вместе с Отцом Его Предвечным и Духом Святым, Благим и Жизнь Дающим, вечно. Аминь.

Молитвами преподобного Макария да хранит вас Господь!

Особенность православной веры - в почитании святых отцов, их трудов, составленных для потомков. Одним из них был Макарий Великий, житие которого полно поучительных историй. Прославился он не только чудесами, но и многочисленными душеспасительными сочинениями.


Путь к монашеству святого Макария

Будущий святой родился в самом начале 4 столетия, в Египте, отчего его имеют Египетским. В молодости Макарий был женат, правда очень скоро стад вдовцом и посвятил себя изучению Священного Писания. Повинуясь слову Божиему, он не уходил в монахи до тех пор, пока были живы его родители, заботился о них. Житие Макария Великого как инока началось только после их смерти. Тогда он ушел в пустыню, где пробыл несколько месяцев в одиночестве.

Затем он исполнил свою давнюю мечту - стал учеником св. Антония (оба святых почитаются как православными, так и католиками, потому что жили задолго до разделения церквей). Макарий Великий был радостно принят в монашескую семью. Через несколько лет по благословению духовного отца снова ушел в пустыню.


Житие Макария Великого

Согласно апостольским правилам человек не может быть священником, пока не достигнет возраста 33 лет. К сожалению, сейчас эти древние устои не всегда соблюдаются, но во времена первых подвижников к ним относились очень серьезно. Хотя святой Макарий Великий был очень мудрым, отличался смиренным нравом, его до 30 лет называли «юношей». Тогда люди понимали, что духовное возрастание - дело всей жизни, и дойти до верхних ступеней могут лишь единицы, избранные Богом.

  • Макарий стяжал себе настолько мирный дух, что даже разбойники обращались ко Христу после разговора с ним. Об этом составлено много историй, которые записаны в древних патериках.

Достигнув 40-летнего возраста (он раньше считался зрелостью), святой был посвящен в сан священника. Также он стал руководителем общины, в которой жил. В эти годы часто посещал св. Антония, многому сумел у него научиться.

Макарий Великий точно знал - молитва, вот единственный путь к Богу. Он сам составил многие молитвы, которые входят в ежедневные для православных христиан. Узнать их просто - тексты короткие, но емкие, полные смирения и раскаяния. Несколько вы найдете в конце этой статьи, обязательно читайте их. Пусть на сердце пока нет ощущения покаяния - молитва со временем растопит сердце, и верующий сможет прочувствовать всю свою низость перед Творцом, но также осознать Его благость и любовь.


Беседы Макария Великого

Для тех, кто ищет спасения души, Макарий Великий оставил свои сочинения - Беседы, Наставления и Послания. Духовные беседы разделены по темам:

  • о сохранении чистоты сердца;
  • о молитве;
  • о там, как стать терпеливым;
  • как достичь духовного совершенства;
  • про любовь и свободу.

Сочинения Макария Великого переведены на многие языки, в том числе и на русский. Слова мудрого старца дают большую пищу для размышлений, несут душе много пользы. Например, учит он, что первым делом надо обрести твердую веру. Затем принуждать себя к жизни по заповедям, даже если сердце этому противится. Макарий Великий писал достаточно простым языком, поэтому каждый желающий сможет понять его наставления.

О самом Макарии Великом писал его собрат Руфин, в сочинении о жизни монахов. Там ему отведена отдельная глава. Она состоит из нескольких эпизодов. Из повествования понятно, что уже тогда старец пользовался почетом и среди населения, и среди отшельников. Египетские монастырские общины были весьма многочисленны, они играли очень важную роль в становлении вселенской Церкви.

О чем молятся святому

Войдя в зрелый возраст, монах удостоился от Господа дара чудотворения. Однажды он даже воскресил покойника, чтобы переубедить человека, который отрицал возможность воскресения (даже часть иудейских религиозных школ в это не верила).

Хотя в те времена христианство уже было достаточно известно, но все еще гонимо. Император Валент, правивший до 378 г., сослал Макария Великого на остров, где обитали одни язычники. Преподобный был со своим товарищем. В то время, как они прибыли на место ссылки, заболела дочь вождя. Преподобный исцелил девочку, что заставило всех свидетелей чуда обратиться в христианство.

Когда слухи об этом дошли до властей, обоим монахам разрешили вернуться в свою обитель. Преподобный Макарий Великий дожил до весьма преклонных лет. Считается, что святые переходят на некий иной уровень бытия, начинают буквально питаться энергией Творца (собственно, об этом указывается в Библии, что верующий жив будет Словом Божиим). Отошел ко Господу он в 391 г. Мощи его пребывают частью в Италии, частью в основанной им обители.

Просить святого следует, прежде всего, о помощи в спасении души. Можно помолиться также о телесном здравии, обучении истинам Писания.

Молитва св. Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Видео о святом Макарие

Святой Макарий Великий - житие, молитва, беседы, слово о чистоте was last modified: Июнь 22nd, 2017 by Bogolub

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский​ - Православный монах, который прожил почти 100 лет - с 1349 по 1444 год. Основал несколько монастырей на Руси, самый знаменитый из которых - Свято-Троицкий на берегу речки Унжи, притока Волги. Обитель стали именовать Макариево-Унженским монастырем, а слобода, заселенная неподалеку, стала городом, названным также в честь преподобного Макарьевым.

После смерти Макарий Желтоводский был канонизирован в лике преподобных.

Житие преподобного Макария Желтоводского

Сохранилось довольно подробное жизнеописание преподобного, составленное, предположительно, в 1552 году монахами Макариево-Унженского монастыря. Житие повествует, что двенадцатилетним подростком Макарий покинул отчий дом и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от Дионисия, архиепископа Суздальского. Уходя из дома, он не предупредил близких, куда идет и зачем. Лишь через три года отец отыскал его в одном из монастырей. Но Макарий не решился показаться отцу на глаза, хотя тот слезно умолял выйти и повидаться с ним. Макарий разговаривал с ним через стену и единственное, что пообещал, - встречу в загробной жизни.

Уже на исходе жизни, избегая мирской славы, Макарий скитался по пустынным местам и, наконец, уединился в пещере на берегу озера Желтые Воды. Потихоньку к нему прибились единомышленники, для которых он и устроил обитель во имя Пресвятой Троицы.

Макарий проповедовал христианство местным жителям, которые в большинстве своем являлись тюркоязычными чувашами и исповедовали ислам, крестил их в озере. Возможно, благодаря Макарию сегодня основная часть чувашей исповедует православие.

Некий казанский хан с войском разорил обитель Макария, а преподобного посадил в темницу, но ненадолго. Согласно Житию, из почтения к благочестию подвижника хан очень быстро отпустил его, а с ним и еще несколько сотен плененных христиан. Правда, хан запретил им селиться на берегу озера Желтые Воды.

Однажды во время долгих скитаний, когда Макарий и его спутники совсем обессилили, поскольку не удавалось добыть пищу, одна из молитв преподобного возымела действие - путникам удалось поймать лося. Но было время Петрова поста, и Макарий запретил убивать животное. Он приказал отпустить зверя, но пообещал, что через три дня, на праздник апостолов Петра и Павла, лось обязательно вернется. Макарий сказал:

«Не скорбите, но молитесь Господу. Он, питавший манною Израиля 40 лет в пустыни, может и вас пропитать невидимо в настоящие дни. Имейте живую веру на Того, Который пятью хлебами и двумя рыбами пропитал пять тысяч мужей, кроме жен и детей».

Так и вышло. Во время праздника Макарий отошел от спутников и молился Господу. Неожиданно дикий зверь чудесным образом явился, но уже не диким, а кротким.

Чудеса Макария

Житие святого Макария Желтоводского наполнено многочисленными чудесами. В 1619 году специальная комиссия по поручению патриарха Филарета занялась подробным изучением биографии Макария и выяснила, что более 50 человек благодаря его молитвам исцелились от болезней.

Из Жития мы узнаем и о многочисленных чудесах преподобного Макария, большинство из которых произошли после смерти праведника. Среди них имеется рассказ о спасении города Солигалича от татар, об исцелении от болезни царского воеводы Ивана Выродкова, о спасении некой Марии от плена и позора, об избавлении другой женщины - Елены - от греха самоубийства.

По одному из преданий, благодаря покровительству свт. Макария избежал гибели первый из Романовых - Михаил Федорович. И позже государь совершил паломничество в Макарьевский Унженский монастырь, где по сей день покоятся мощи преподобного Макария Желтоводского. Здесь же хранится и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери, правда, не оригинал, а список, сделанный незадолго до смерти Макария, в 1442 году.

Мощи Макария Желтоводского


В 1444 году Макарий Желтоводский заболел и преставился. Было ему 95 лет. Его похоронили в основанном им Свято-Троицком монастыре. Сегодня мощи преподобного покоятся в этой святой обители, над местом погребения возвели храм - Макариевский. А чтобы почтить память преподобного Макария Желтоводского, была написана икона.

Тропарь Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 5:

Днесь град твой Галич тобою хвалится,
в концех бо его пресветло,
яко велие солнце, возсиял еси
и чудесы твоими, преподобие Макарие, вся озарил еси.
И ныне молися Господеви
избавитися душам нашим от прелести вражия
и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Последние материалы сайта