Гибкая власть. Секреты «цветных революций»: Soft Power (Елена Пономарёва). Преимущества "гибкой власти" в информационном обществе

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

а время после падения железного занавеса у нас было переведено и издано несколько трудов влиятельных западных, в основном англоязычных, авторов, формирующих политический дискурс и методологию принятия решений правящей элиты Запада. К этому джентльменскому набору настольных книг тех, кто принимает кардинальные решения в современном мире, следует отнести работы «Конец истории» Френсиса Фукуямы и «Столкновение цивилизаций» Сэмюэля Хантигтона. Не меньшим, если не большим влиянием, обладает книга Джозефа С. Ная «Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике», которая недавно вышла в русском переводе.

Об авторе и переводе

Джозеф С. Най - академический ученый, практический политик и талантливый публицист в таком же плане, в каком является политиком, ученым и постоянным автором различных СМИ хорошо известный в нашей стране Збигнев Бжезинский. Вот только Най гораздо более авторитетен в рамках той неформальной структуры, которая практически отсутствует в России, то есть экспертного сообщества. Это круг людей, создающих интеллектуальное обеспечение внутренней и внешней политики США. Существует рейтинг влиятельности и известности таких экспертов. Так вот, упомянутый Бжезинский не входит даже в первую двадцатку этого рейтинга, составленного в 2006 году, а Най на почетном пятом месте. Кстати, довольно известный у нас Фукуяма занимает в этом рейтинге двадцатое место. И такая оценка автора книги «Гибкая власть» не случайна. Достаточно посмотреть на послужной список Дж. С. Ная.

В 1993–1994 годах он был председателем Национального Совета по разведке, органа, координирующего аналитические оценки для президента США, в 1994–1995 годах работал заместителем министра обороны США, отвечал за международные дела в сфере безопасности. Что касается его деятельности в научной сфере, то Най - декан Школы государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета, избранный член Американской академии искусств и наук и престижной Дипломатической академии, почетный доктор Оксфордского университета. В свое время возглавлял институт «Восток–Запад», занимающийся исследованиями проблем международной безопасности, стоял во главе Международного института стратегических исследований. Автор многих книг и более 150 статей в различных журналах, аналитик на каналах CNN, ABC, CBS.

К сожалению, до недавнего времени мы не имели возможности познакомиться с трудами этого известного эксперта. Московские издатели почему-то обходили его стороной, как и множество других американских экспертов первого ряда, работая в привычной парадигме Бжезинский-Фукуяма.

«Гибкая власть» переведена и издана новосибирским фондом социо-прогностических исследований «Тренды», а блестящий перевод выполнен его директором, доктором философских наук Владимиром Супруном . Посвященная теоретическим вопросам книга читается без напряжения, как обращенная к широкому кругу читателей газетная или журнальная статья. И в этом заслуга не только автора, но и переводчика, книга не просто переведена, а, можно сказать, адаптирована для российского читателя. Стиль перевода легкий, но не легковесный, а некоторые весьма непростые смыслы объясняются и доводятся до сознания читателя весьма убедительно.

Что такое гибкая власть?

Понять сущность гибкой власти можно, рассмотрев дихотомию «жесткая–гибкая» власть. Сразу следует отметить, что арсенал средств жесткой власти понимается автором книги предельно широко. Это не только сила и угроза ее применения, и уж тем более это не только вооруженная сила. Най даже приводит специальную таблицу разграничения жесткой и гибкой власти. Итак, по спектру поведения жесткая власть - это команда, принуждение, понуждение, а по наиболее вероятным ресурсам - сила, санкции, проплаты, взятки. Жесткую власть можно свести к двум основным элементам - оружию и деньгам.

Соответственно, гибкая власть - это установление целей, привлекательность, кооперация, а ее наиболее вероятные ресурсы - институты, ценности, культура, искусство политики. Можно следующим образом определить различие жесткой и гибкой власти. Первая исходит из принципа: «Делай, как я сказал», а вторая предлагает иной подход: «Вам самим будет лучше, если вы будете делать так, как делаем мы».

Сразу стоит отметить, что люди, воспитанные при историческом материализме, могут сказать, что они о чем-то подобном уже слышали. И это ощущение превращается в уверенность по мере чтения книги. Най приводит таблицу с описаниями трех типов власти: военной, экономической и гибкой. И сразу вспоминается одно ныне ископаемое направление советского обществознания - научный коммунизм. Так вот, в научном коммунизме было такое положение о трех видах противостояния, борьбы и соревнования двух мировых общественно-политических систем - капитализма и социализма: военно-политическое, экономическое и идеологическое. А термин «идеологическая борьба» был одним из самых распространенных в вокабуляре советских общественных наук. И то, как Най описывает гибкую власть, делает ее во многом синонимом идеологии применительно к политике, хотя сам автор термин «идеология» не использует. На это указывает в своем предисловии к русскому изданию и переводчик книги. Он пишет: «Най по сути нигде не упоминает понятие «идеология», но ведь именно ее он имеет в виду, когда пишет о роли ценностей, так как все эти ценности прежде всего политические, то есть идеологические».

Представляется, что американский политолог считает этот термин неподходящим в качестве одного из синонимов гибкой власти. В этой связи стоит сказать, что еще в 1960 году американский социолог Дэниел Белл выступил с теорией отмирания идеологии, деидеологизации общества. Затем теория деидеологизации была подхвачена рядом других западных авторов, и с того времени многие западные, а теперь и российские гуманитарии испытывают идиосинкразию к самому термину «идеология». Но это несправедливо. Термин изобретен не советским агитпропом, а появился много раньше. Кстати, сам Белл уже в 90-е годы ХХ века заговорил о процессе реидеологизации, идущем в современном обществе. Примерно тогда же Хантингтон ввел понятие «столкновения цивилизаций». Возможно, это преувеличение, но ценностное и культурное соперничество цивилизаций (например, Запада и ислама) в современном мире - реальность. И описывается это соперничество, на наш взгляд, лучше всего именно термином «борьба идеологий». А гибкая власть в таком случае - это технология использования идеологии в политической борьбе.

Эффективность гибкой власти

История СССР дает бесспорное подтверждение значимости и эффективности идеологии и вытекающей из нее гибкой власти во внутренней и внешней политике. Если взять первые десятилетия существования советского государства, то с точки зрения ресурсов жесткой власти оно значительно уступало ведущим мировым державам, но ее влияние в мире базировалось на идейной привлекательности создаваемого социалистического общества, на идеологии. К 60–70 годам прошлого века Советский Союз достиг военного паритета с Западом, создал вторую в мире по мощи экономику, то есть нарастил ресурсы жесткой власти, при этом внутри страны начался глубокий ценностный, идеологический кризис. Можно даже сказать, что история Советского Союза показала удивительный пример наличия некоего сообщающегося сосуда жесткой и гибкой власти. Чем больше нарастал объем ресурсов жесткой власти (масштабы промышленного производства, количество дивизий и ядерных боеголовок), тем меньше становилось ресурсов гибкой власти (вера советских людей и самого правящего слоя в ценности коммунистической идеологии, их энтузиазм и готовность к самопожертвованию, привлекательность образа СССР в мире). В конце концов Советский Союз рухнул, находясь в зените могущества своей жесткой власти, но утратив многие из источников гибкой власти.

В то же время стоит отметить, что концепция гибкой власти Ная интересна прежде всего с точки зрения политического анализа. Этому как раз и посвящена большая часть книги. В рамках статьи невозможно рассмотреть все аспекты прикладного значения концепции гибкой власти в политике. Но на одном, имеющем непосредственное отношение к современной России, хотелось бы остановиться чуть подробнее.

В книге Ная в основном анализируется использование гибкой власти в американской внешней политике, но отдельная глава посвящена и другим странам. Интересно, какие страны в этом плане приводит в пример американский политолог. В первую очередь это объединенная Европа. Най пишет: «В настоящее время основным конкурентом Соединенных Штатов в области ресурсов гибкой власти является Европа». Он также отмечает наличие значительных элементов гибкой власти во внешней политике Японии, Китая и Индии.

Что же касается нашей страны, то Най отдает должное использованию механизмов гибкой власти во времена СССР. Он признает: «Во времена холодной войны главным американским конкурентом в сфере гибкой власти был Советский Союз, который проводил широкую кампанию по убеждению всего остального мира в привлекательности своей коммунистической системы». Но современную Россию автор книги ни разу в этом ключе не упоминает и не приводит в качестве примера. И это свидетельствует о том, что инструментарий гибкой власти российской внешней политикой практически не освоен. Нельзя же, в самом деле, считать проявлением гибкости в политике избирательное повышение цен на газ или запрет на импорт молдавского и грузинского вина (причем не лучшее по качеству украинское вино под запрет не попало, видимо, в нашем МИДе ждут, чем закончатся переговоры о формировании украинского правительства). Хотя на постсоветском пространстве у России сохранились уникальные рычаги для реализации гибкой власти - общее культурное наследие, близкие системы ценностей, язык, наличие огромного количества межличностных связей.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Преимущества "гибкой власти" в информационном обществе

Политологи сегодня заговорили о новом важном качестве политической власти в информационном обществе – так называемой гибкой власти. Долгое время приоритет жесткой силы в политике был очевиден: власть армии и власть денег неумолимо заставляли принять определенные правила игры. Жесткая сила – сила материальная, которая давит своим весом и своей неминуемой очевидностью. "Железный кулак" армии, техники, экономических санкций действовал с неотвратимостью рока, грубо и зримо уничтожая противников. Главное правило минувшей эпохи жесткой силы было сформулировано с циничным детерминизмом: "слабость провоцирует".

С наступлением информационной эры мощь информационных потоков в формировании и реализации пространства власти серьезно сместила роль жесткой силы с приоритетных позиций в политике. Начало этому процессу положила холодная война, впервые переведя политическое противоборство в символическое пространство. В 1990 г. Джозеф Най предложил термин "soft power", что иногда переводится как "мягкая власть", но более точно все-таки говорить о "гибкой власти", поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков, власти подвижной и гибкой .

Биографическая справка

Джозеф С. Най (р. 1937), американский политолог, эксперт по международным вопросам, почетный профессор международных отношений в Школе управления им. Кеннеди при Гарвардском университете (с 1995), является одним из основателей влиятельной в США неолиберальной школы международной политики. Автор популярной теории "гибкой силы" (Soft Power).

"Гибкая власть" не означает слабость и мягкость – это скорее способность получить желаемое через привлечение, а не через подавление. В основе ее лежит стратагемный подход к силовому противоборству: заставить противника захотеть сделать то, что вам нужно, используя стратегию обольщения, а не противоборства. Для государства "гибкая власть" – это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир.

Мнение эксперта

Американский генерал Уэсли Кларк сказал об этом с откровенностью завоевателя: "Гибкая власть дала влияние в намного большем масштабе, чем преимущество жесткой силы в традиционной политике баланса сил" .

В политике "выиграть" мир всегда труднее, чем выиграть войну, и искусство "гибкой власти", которое направлено на победу в мирное время, является более сложным, чем военные маневры, а потому и затраты здесь выше. Парадокс состоит в том, что сегодня правительства в силу инерции мышления все еще склонны тратить в 400 раз больше на жесткую, чем на "гибкую" власть. Вот почему так важно окончательно развенчать миф о преимуществе жесткой силы в современной политике и обозначить тайные пружины "гибкой власти", заставляющие противника сдаваться без боя.

Три источника "гибкой власти" – три составные части информационного доминирования

Джозеф Най обозначил три базовых ресурса "гибкой власти":

  • культура;
  • политические ценности;
  • внешняя политика, имеющая моральный авторитет. Символический капитал культуры , несомненно, способен обладать высокой притягательной силой не только для народа собственной страны, но и для других стран, если ценности национальной культуры включают в себя универсальные символы, которые понимают и принимают другие народы. Способность привлекать других и управлять общественным мнением является существенным элементом власти в мировой политике. Если культурные достижения страны способны вдохновлять другие народы, пробуждать мечты и устремления, формировать вкусы и пристрастия, то лидерам этой страны проще убедить другие народы в значимости своих политических целей. Если культурные ценности и идеология страны привлекательны, то и другие страны могут с готовностью последовать за ними.

Пример

Все это относится не только к высокой культуре , обращенной преимущественно к элитам, такой как искусство, литература, образование, но и к поп-культуре , которая направлена на массовое развлечение. Российская высокая культура обладает колоссальной "гибкой властью": русский балет, литература, классическая музыка известны во всем мире и создают привлекательный образ нашей страны за рубежом. СССР умело использовал массовую культуру для пропаганды "социалистического образа жизни": советские песни "Катюшу", "Калинку", "Подмосковные вечера" знали и любили во всем мире. К сожалению, отечественная поп- культура создает преимущественно негативные и карикатурные образы, высмеивая и пародируя все и вся, что рождает ощущение вымученного декаданса, распада системы ценностей, поругания идеалов. Между тем, по оценке международных экспертов, именно благодаря поп-культуре образ Америки стал таким привлекательным в глазах других стран, поскольку американская поп-культура создает образ США как "волнующей, экзотической, богатой и мощной страны – передового рубежа современности и инноваций" .

Система образования, визитов и обменов – еще один важный канал транслирования культуры. Получение образования за границей формирует у молодого поколения элиты менталитет, восприимчивый к ценностям другой страны, что является важным проводником культурного влияния. Гарвард, Оксфорд и Кембридж вот уже несколько столетий являются кузницей транснациональной элиты, что, несомненно, усиливает влияние западной культуры во всем мире. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных студентов, что в пять раз больше, чем в современной России.

Институты гражданского общества выступают важным источником "гибкой власти". Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей "гибкой властью", которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Вот почему внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение находить точки соприкосновения с общественностью внутри страны – важная составляющая "гибкой власти". Если страна охвачена волной протестов и забастовок, это серьезно подрывает ее авторитет в мире, какие бы благие цели во внешней политике она ни преследовала.

Внешняя политика также способна серьезно усиливать "гибкую власть", если она проводит идеи, которые воспринимаются мировой общественностью как прогрессивные . Детищем теории "гибкой власти" стала публичная дипломатия.

Публичную дипломатию часто определяют как деятельность, нацеленную на отдельных людей и организации, набор разнообразных частных взглядов в качестве дополнения к взглядам правительства. Этот новый вид коммуникации нельзя свести к простой пропаганде или связям с общественностью: публичная дипломатия подразумевает строительство долговременных отношений, создавая благоприятную среду для проведения политической стратегии. Это новый важный канал политического влияния, который пока недооценивается российскими политиками.

Выделяются три функции публичной дипломатии. Все они важны и требуют различных пропорций между прямой правительственной политикой и долгосрочными связями с мировой общественностью.

  • 1. Повседневная коммуникация, которая должна объяснить контекст решений в области внешней политики, обосновать систему геополитический притязаний. После принятия различного рода решений многие политики сосредоточиваются на внутренней прессе, хотя самым важным компонентом является именно корпус прессы иностранной, который может быть использован для создания международного имиджа страны. Повседневная коммуникация включает также готовность к немедленному отпору внешних информационных нападений.
  • 2. Стратегическая коммуникация. Для реализации этой функции разрабатывается долгосрочная стратегическая информационная кампания в целях продвижения центрального курса правительственной политики. Основная задача – создать благоприятное общественное мнение вокруг геополитических приоритетов страны.
  • 3. Разработка долгосрочных взаимоотношений с ключевыми общественными фигурами и группами влияния. Это происходит в течение многих лет через систему различных культурных и академических контактов, сопряженных с доступом к средствам массовой информации.

Каждый из трех параметров публичной дипломатии играет важную роль в создании привлекательного образа страны и ее геополитических приоритетов и способен улучшить ее перспективы для достижения желаемых результатов, хотя, разумеется, даже самый привлекательный образ не может продать непопулярный продукт. Эффективная публичная дипломатия – улица с двухсторонним движением, которая подразумевает как умение слушать, так и умение говорить, а "гибкая власть" базируется на разделении ценностей. Учитывая современное недоверие к властям, правительства зачастую обращаются к негосударственным фондам, общественным и культурным деятелям для поддержания контактов с общественностью, ведь частным действующим лицам зачастую доверяют больше . Поэтому современная политика должна находить опору в публичной дипломатии, что способно серьезно усилить ее влияние в мирное время.

Важно также подчеркнуть, что информационная революция разворачивается в нестабильном, стремительно глобализирующемся мире, где с помощью информационных технологий необычайно усилились взаимозависимость и взаимопроникновение разнородных политических систем, произошло стирание жестких политических границ и разбалансирование формализованных прежде политических систем. Новая встреча цивилизаций и культур в условиях информационной революции необычайно накалила вольтову дугу межкультурных, межэтнических и межконфессиональных противоречий, что привело к распространению множества конфликтов низкой интенсивности по всему миру. Справиться с этими конфликтами мирными методами – важная задача "гибкой власти".

  • См.: Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ "Тренды", 2006.
  • Цит. по: Най Дж. Указ. соч. С. 19.
  • Rosendorf N. М. Social and Cultural Globalization: Concepts, History, and America"s Role // Governance in a Globalizing World / eds. S. Nye, J. D. Donahue. Washington: Brookings Institution Press, 2000. P. 123.
  • См.: Най Дж. Указ. соч. С. 41.
  • См.: Най Дж. Указ. соч. С. 151–154.


7.1. "Гибкая власть" в информационном обществе: концептуализация понятия

Долгое время приоритет жесткой силы в геополитике был очевиден: власть армии и власть денег заставляли принять определенные правила игры. Жесткая сила - это сила материальная, которая давит своим весом и своей неизбежной очевидностью. Железный кулак армии, техники, экономических санкций действовал с неотвратимостью рока, грубо и зримо уничтожая противников. Главное правило минувшей эпохи жесткой силы сформулировано с циничным детерминизмом: "слабость провоцирует".

С наступлением информационной эры значимость информационных потоков в формировании и реализации пространства власти серьезно сместила роль жесткой силы с приоритетных позиций в геополитике. Начало этому процессу положила холодная война, впервые переведя геополитическое противоборство в символическое пространство. В 1990 г. Джозеф С. Най предложил термин "soft power" что иногда переводится как "мягкая власть", но более точно все-таки говорить о "гибкой власти", поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков - власти подвижной и гибкой.

В то же время "гибкая власть" не есть слабость и мягкость; это скорее способность получить желаемое через привлечение, а не через подавление. В основе ее лежит стратагемный подход к силовому противоборству: заставить противника захотеть сделать то, что вам нужно, используя стратегию обольщения, а не противоборства. Для государства -"гибкая власть" - это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир.

Американский генерал Уэсли Кларк сказал об этом с откровенностью завоевателя: "Гибкая власть дала влияние в намного большем масштабе, чем преимущество жесткой силы в традиционной политике баланса сил"-.

В геополитике выиграть мир труднее, чем выиграть войну. Искусство гибкой власти, которое направлено на победу в мирное время, является более сложным, чем военные маневры, поэтому и затраты здесь выше. Парадокс состоит в том, что сегодня правительства все еще склонны тратить в 400 раз больше на жесткую, чем на гибкую власть, - такова сила инерции мышления. Вот почему так важно окончательно развенчать миф о преимуществе жесткой силы в современной геополитике и обозначить тайные пружины "гибкой власти", заставляющие противника сдаваться без боя.


7.2. Три источника "гибкой власти" - три составные части информационного доминирования

Дж. С. Най обозначил три базовых ресурса "гибкой власти": 1) культура; 2) политические ценности; 3) внешняя политика, имеющая моральный авторитет.

Несомненно, символический капитал культуры способен обладать высокой притягательной силой не только для народа собственной страны, но и для других стран, если ценности национальной культуры включают в себя универсальные символы, которые понимают и принимают другие народы. Способность привлекать других и управлять общественным мнением является существенным элементов власти в мировой политике. Если культурные достижения страны способны вдохновлять другие народы, пробуждать мечты и устремления, формировать вкусы и пристрастия, то лидерам этой страны проще убедить другие народы в значимости своих политических целей. Если культурные ценности и идеология страны привлекательны, другие страны могут с готовностью последовать за ними.

Это относится нс только к высокой культуре, обращенной преимущественно к элитам, такой как искусство, литература, образование, но и к так называемой поп-культуре, которая направлена на массовое развлечение. Российская высокая культура обладает колоссальной "гибкой властью": русский балет, литература, классическая музыка известны во всем мире и создают привлекательный образ нашей страны за рубежом. Когда-то СССР умело использовал массовую культуру для пропаганды социалистического образа жизни: советские песни - "Катюшу", "Калинку", "Подмосковные вечера" - знали и любили во всем мире. По. к сожалению, отечественная ион-культура создает преимущественно негативные и карикатурные образы, высмеивая и пародируя всё и вся, что рождает ощущение вымученного декаданса, распада системы ценностей, поругания идеалов. Между тем, по оценке международных экспертов, именно благодаря поп-культуре, образ Америки стал таким привлекательным в глазах других стран, поскольку американская поп-культура создает образ США как "волнующей, экзотической, богатой и мощной страны - передового рубежа современности и инноваций".

Другой важный канал трансляции культуры - система образования, визитов и обменов. Получение образование за границей формирует у молодого поколения элиты менталитет, восприимчивый к ценностям другой страны, что является важным проводником культурного влияния. Гарвард, Оксфорд и Кембридж вот уже несколько столетий являются кузницей транснациональной элиты, что, несомненно, усиливает влияние западной культуры во всем мире. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных студентов, что в пять раз больше, чем в современной Росси.

Важным источником гибкой власти сегодня выступает гражданское общество. Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей гибкой властью, которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Именно поэтому внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение достигать взаимопонимания с общественностью внутри страны - важная составляющая гибкой власти. Если страна охвачена волной протестов и забастовок, это серьезно подрывает ее авторитет в мире, какие бы благие цели она ни преследовала во внешней политике.

Внешняя политика способна серьезно усиливать гибкую власть, если она проводит идеи, которые воспринимаются мировой общественностью как прогрессивные1. Именно поэтому публичная дипломатия стала детищем теории "мягкой власти". Она часто определяется как деятельность, нацеленная на отдельных людей и организации, набор разнообразных: частных взглядов в качестве дополнения к взглядам правительства. Этот новый вид коммуникации нельзя свести к простой пропаганде или связям с общественностью: публичная дипломатия подразумевает строительство долговременных отношений, создавая благоприятную среду для проведения геополитической стратегии. Это новый серьезный канал геополитического влияния, который пока недооценивается российскими геополитиками.

Существует три функции публичной дипломатии, все они важны и требуют различных пропорций между прямой правительственной политикой и долгосрочными связями с мировой общественностью.

Первая функция - повседневная коммуникация, которая должна объяснить контекст решений в области внешней политики, обосновать систему геополитических притязаний. После принятия различного рода решения многие политики сосредоточиваются на внутренней прессе, хотя самым важным компонентом является именно корпус прессы иностранной, который может быть использован для создания международного имиджа страны. Повседневная коммуникация предусматривает также готовность к немедленному отпору от внешних информационных нападений.

Вторая функция - стратегическая коммуникация. Ее реализация предполагает разработку долгосрочной стратегической информационной кампании для продвижения центрального курса правительственной политики. Основная задача - создать благоприятное общественное мнение вокруг геополитических приоритетов страны.

Третья функция публичной дипломатии - разработка долгосрочных взаимоотношений с ключевыми общественными фигурами и группами влияния в течение многих лет через систему различных культурных и академических контактов, сопряженных с доступом к средствам массовой информации.

Каждый из трех параметров публичной дипломатии играет важную роль в создании привлекательного образа страны, ее геополитических приоритетов и способен улучшить ее перспективы для достижения желаемых результатов, хотя, разумеется, даже самый привлекательный образ не может продать непопулярный продукт. Эффективная публичная дипломатия - улица с двухсторонним движением, которая подразумевает как умение слушать, так и умение говорить, а гибкая власть базируется на разделении ценностей. Учитывая современное недоверие к властям, правительства зачастую обращаются к негосударственным фондам, общественным и культурным деятелям для поддержания контактов с общественностью, ведь частным лицам зачастую доверяют больше. Именно поэтому современная геополитика должна находить опору в публичной дипломатии, что способно серьезно усилить ее влияние в мирное время.

Понятие "мягкая сила" ("soft power")

Джозефу Наю принадлежит понятие "мягкая сила" ("soft power"), разрабатывавшееся с 1980-х годов и ставшее одной из основополагающих теорий в мировой политике, экономике и дипломатии.

Най разделяет мощь государства на две крупных составляющих:

· "жесткую силу" ("hard power");

· "мягкую силу" ("soft power").

Под "жесткой силой" Дж. Най имеет в виду совокупную политическую, экономическую и финансовую мощь, а "мягкая сила" характеризуется тремя основными компонентами: культурой, политической идеологией и внешней политикой Мёрден, С.У. Проблема силы: борьба на глобальном поле боя: [Текст] / С.У. Мёрден. - Боулдер, Лондон: Линн Реинер Паблишерс, Инк., 2009. - С. 34. .

"Мягкая сила" - это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить". Однако это "не то же самое, что воздействие или влияние, "мягкая сила" - больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важными элементами этой силы. "Мягкая сила" - это также способность привлекать, и привлечение часто ведет к взаимопониманию. Проще говоря, в поведенческих понятиях, "мягкая сила" - это привлекательная сила" Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике: [Текст] / Джозеф С. Най. - Нью-Йорк: Паблик афферз, 2004. - С. 19. .

"Жесткая" сила, или "жесткое" могущество, - это способность к принуждению, обусловленная военной и экономической мощью страны. Мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами Давыдов, Ю.П. "Жёсткая" и "мягкая" сила в международных отношениях: [Текст] / Ю.П. Давыдов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 1. - С. 5. . Жесткая сила не теряет ключевого значения в мире, где государства стремятся оградить свою независимость, а внегосударственные группы, такие, как террористические организации, готовы прибегать к насилию. Но мягкая сила обретает все большее значение для сужения круга новых сторонников терроризма, а также для решения вопросов, требующих многостороннего сотрудничества Астафьева, Е.М. "Жесткое" влияние "мягкой силы": [Текст] / Е.М. Астафьева // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2009. - № 12. - С. 17. .

Суть понятия "мощь" (power) Най сравнивает с погодой, от которой зависит все, но влияние которой не всегда поддается рациональному объяснению или математическому исчислению Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 25. . В целом имеются в виду те инструменты и ресурсы, которые позволяют участникам международных отношений добиваться поставленных целей.

При этом к hard power государств относятся экономическая и военная мощь. А soft power характеризуется тремя основными компонентами: во-первых, культурой (определяемой как набор значимых для общества ценностей, не сводимый к массовой культуре - продукции Голливуда и фаст-фуду), во-вторых, политической идеологией, в-третьих, внешней политикой (понимаемой как дипломатией в широком смысле слова). Первые два компонента - исторически сложившееся наследие нации, третий - субъективный фактор, привносимый находящимися в данное время у власти политиками. Параметры последней составляющей soft power подвержены значительно большим флуктуациям, нежели первых двух ее компонентов.

Как отмечается в книге, soft power - это не только собственно влияние (influence), но и "привлекательность" (attractive power). Ресурсами soft power в мировой политике выступает все то, что "вдохновляет и привлекает" к источнику соответствующего воздействия, позволяя тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 26. .

Конституирующей основой и hard power, и soft power субъекта международных отношений выступает способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов. Разница между ними заключается в инструментах: проецирование hard power происходит через принуждение и навязывание своей воли (посредством экономического ресурса или угрозы силой), тогда как эффективное действие soft power формируется через механизмы согласования внешнеполитических акций и вовлечение в сотрудничество более широкого характера, как правило, на базе единых ценностей, такому сотрудничеству благоприятствующих.

Важнейшей характеристикой "мягкой мощи" является ее относительно более заметная независимость от непосредственно государства и правительства страны, такой мощью обладающей. "Жесткая мощь" гораздо сильнее привязана к государственной политике. Поэтому власти относительно сложней манипулировать первой и гораздо проще - второй. Как следствие, эффект от действия "мягкой мощи" - в отличие, к примеру, от экономических санкций или военной акции - оказывается более аморфным и им его труднее точно планировать Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 33. .

Внешняя политика государства может лишь усиливать или ослаблять действенность soft power - например, война в Ираке нанесла, по мнению Дж. Ная, удар по привлекательности всего американского в большей части мира. Аналогично интервенции СССР в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) негативно повлияли на восприятие СССР народами стран даже "социалистического лагеря".

Сергей Хелемендик полагает, что Soft Power - это не "мягкая сила", а это "американская технология взятия власти в чужой стране и ее передачи нужным в данный момент людям. Технология переворотов. Технология ненасильственная - и это главное, что отличает Soft Power …" Хелемендик, С. Soft Power - мягкая сила "made in USA": [Электронный ресурс] / С. Хелемендик // inosmi.ru. - С. 1. .

Дж. Най постигает субстанцию власти в таких ее признаках - "гибкость" и "жесткость". Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны). Но, несмотря на свою близость к военно-промышленному комплексу, Най меньше всего интересуется именно этой формой власти. И не потому, что он романтик, а потому, что прагматик. Потому как именно гибкая форма власти получает больше шансов в современных условиях. А все оттого, что полем боя становится информационное пространство. И по нему движутся не танки, а ценности морального и эстетического свойства. "Гибкая ("мягкая") власть" (soft power) Дж. Ная - это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Опирающийся на "гибкую власть" использует власть ценностей.

"Мягкая сила" как форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости ее сила. Гибкая власть, в понимании Дж. Ная, это "способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие "проплаты"" Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 41. . Эта власть основана на привлекательности культуры.

"Мягкая сила - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек" Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 45. . Най развивает эту мысль и очень рационально замечает: "Каждый хорошо знаком с жесткой властью. Мы знаем, что военная или экономическая сила может заставить других изменить свою позицию. Жесткая сила может основываться на побуждении (пряник) или угрозах (кнут). Однако иногда вы можете добиться желаемых результатов и без осязаемых угроз или выплат. " Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 47. .

Одними из главных противников Д. Ная являются неоконсерваторы, что, впрочем, вполне естественно, ввиду того, что сам он является одним из основных идеологов неолиберализма Зеленев, И.В. Геополитика и геостратегия: [Текст] / И.В. Зеленев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 156. .

Также иногда критикуется его теория "мягкой силы". Суть этой критики состоит вот в чём: главное преимущество "мягкой силы" перед военной или финансовой мощью государства Джозеф Най видит в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления.

Най рассматривает три компонента, с помощью которых государство способно оказывать воздействие:

· культура (там, где она популярна, как в случае американской поп-культуры или французской "от кутюр"),

· ценности (причем не только их декларирование, но и следование им),

· внешняя политика, как таковая Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 51. .

Но умозаключения американского исследователя вызывают неоднозначную реакцию. Многие справедливо указывают на то, что американская публичная дипломатия нередко напоминает пропаганду, особенно в том, что касается войны в Ираке Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 54. .

Сам Джозеф Най неоднократно критиковал официальную риторику Госдепартамента США. По мнению ученого, провалы в американской публичной дипломатии объясняются как раз тем, что настоящая "мягкая сила", которой обладают Соединенные Штаты, подменяется неэффективной государственной пропагандой Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 59. .

Сегодня Джозеф Най разрабатывает новую концепцию smart power - "умной силы". Вот как сам ученый объясняет, в чем суть этой концепции: "Вообще, сила - это возможность влияния в целях достижения нужных результатов. "Мягкая сила" делает это с помощью убеждения, притяжения и сотрудничества, "жесткая сила" - с помощью принуждения и вознаграждения. Сегодня же важнейшее значение имеет "умная сила" - способность координировать и комбинировать возможности и ресурсы "мягкой" и "жесткой" сил" Рогозин, А. Коммерческий пиар и политические технологии объединяются (Беседа члена Молодежной общественной палаты, аспиранта МГИМО (У) МИД России Алексея Рогозина с Дж. Наем о НАТО, России и "умной силе"): [Электронный ресурс] / А. Рогозин // www.apn.ru›Публикации›article20896. htm. - С. 1. .

Как представляется, это идеально подходит НАТО, состоящему из взаимодействующих между собой военной и гражданской структур. И Най отмечает: "Да, для НАТО "мягкая сила" означает способность выйти за рамки чисто военной деятельности и сделать свою миссию привлекательной для общественности" Там же. .

Най оценивает НАТО как своеобразную страховку для его членов, подтверждение того, что они сталкиваются с угрозами безопасности не в одиночку. В этой связи Най высказывается за более тесное сотрудничество НАТО с Россией.

Кроме того, Най подчеркивает, что общественная дипломатия, "мягкая сила" всегда были важнейшими в мировой политике, и не только для НАТО. Тем более это имеет большое значение сегодня, в век информации.

При этом Най не считает реальной угрозу того, что другие страны могут влиять на мнения граждан США так, что это будет приводить оказывать негативное влияние на независимость и безопасность Америки. Он не знает какой-либо страны, которая могла бы представлять сегодня серьезную угрозу Америке.

Най расширяет сферу применения своей концепции, указывая на необходимость сочетания у всякого лидера "жесткой силы" (средства давления) и "мягкой силы" (привлекательность, умение склонять на свою сторону, компромиссность). По мнению автора, именно искусством такого гармоничного баланса и отличаются харизматичные лидеры Павлов, А. "Мягкая сила" в контексте лидерства: [Текст] / А. Павлов // Русский журнал. - 25. 10.2008. - С. 22. . Пытаясь найти ответ на вопрос, что же делает лидера харизматичным, Най останавливается на его "внутренних качествах", объясняя их с точки зрения психологии и быстро меняющихся социальных факторов.

С точки зрения Ная, феномен лидерства включает в себе три составляющих: это сам лидер, его последователи и весь тот контекст, в котором лидерство осуществляется. В свою очередь, контекст, по мнению Ная, включает в себя внешнее окружение и ту совокупность целей, которые преследует группа, возглавляемая лидером в конкретной ситуации. Именно контекст, как это ни удивительно, и формирует феномен лидерства, поскольку список требований, который последователи лидера предъявляют своему вожаку, зависит от конкретной ситуации. Несмотря на то, что лидер в большой степени зависит от группы своих последователей, существует качество, которое его отличает от остальных. А именно, каждый лидер должен обладать качеством "концептуального интеллекта". Это качество помогает лидеру понимать изменения окружающей среды, капитализировать тенденции и использовать события для реализации собственных стратегий.

При этом, Най уверяет: "Вы не сможете лидировать, если у вас нет силы". Но какой именно силой - "мягкой" или "жесткой" - должен обладать лидер, чтобы добиться успеха? В идеале необходимо оптимальное взаимодействие. Однако, как указывает Най, "мягкая сила" все же предпочтительнее. Ведь она представляет собой "способность формировать у других предпочтение того, что хочет лидер". Тем самым нивелируется чувство попранной справедливости, рождающей ненависть.

Тем не менее, "мягкая власть" не есть благо сама по себе. Как пишет Най, "никто не любит чувствовать, что им манипулируют, даже если манипулируют с помощью "мягкой силы". Часто лидеру приходится прибегать к приемам "жесткой власти".

В сущности, полагает Най, лидер должен обладать соответствующими навыками, чтобы использовать третий тип силы - "умную силу". Именно этот вид, представляющий комбинацию "мягкой" и "жесткой" силы, дает возможность решать сложнейшие проблемы управления.

Таким образом, смысл силы как таковой ("жесткой" или "мягкой") Най определяет как возможность добиться от других желаемых результатов. И зависит эта возможность, кроме всего прочего, от наличия у данного конкретного режима тех или иных ресурсов осуществления власти, умения их применять, а также от "контекста", то есть от условий для их эффективного применения.

Последние материалы сайта