Какие бывают духовные ценности у человека. Духовность. Типы духовных ценностей. Проверьте свои знания

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вернуться назад на

Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность - явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности.

Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.

Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.

Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.

Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности.

Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей.

В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.

Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.

Мир ценностей - это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность.

Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести.

В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.

Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение - это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.

Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности — это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности — это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них — богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

В современном обществе существуют различные философские концепции духовности человека. Ведущее место в их выявлении и изучении принадлежит философско-антропологическому анализу, который предполагает познание природы, сущности и перспектив развития человека с учетом естественнонаучного и социального знаний о нем. При этом внимание концентрируется и на эпистемологическом, и на аксиологическом аспектах концепции духовности человека.

По выражению известного мыслителя Бертрана Рассела (1872-1970), "философия представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". И действительно, такой феномен как "духовность" еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но тезаурус понятия "духовность" так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.

Такие авторы как Л.А.Мясникова, Д.В.Пивоваров и Л.А.Шумихина изначально соотносят феномен духовности с трансцендентным, религиозным основанием. Мы, однако считаем более важным рассмотрение духовности в ракурсе аксиологическом: как стремление к высшей целесообразности, которая может стать системообразующим мировоззренческим фактором современности. Такое представление нашло отражение в работах молодых ученых, участников всероссийской научной конференции "Духовные ценности в науке, культуре, образовании", проходившей на базе ЯрГУ им.

На современном этапе духовность раскрывается как самостоятельное сущностное свойство мира (целесообразность), в процессе овладения которым человек развивается и совершенствуется.

Духовность - это новый этап разумного регулирования отношений человечества с миром, для которого характерно формирование человека как целеустремленного, самосовершенствующегося существа. Она может рассматриваться как сфера раскрытия резервов организации человека и модификации его природы, стремление к осуществлению высшей целесообразности. Этот критерий можно считать системообразующим для духовности. То есть, выявляя в каждом движении главное, основное, то, что ведет не к случайной цели, а к цели, которая образует систему высшего порядка, язык высшего уровня, мы выявляем дух (духовную интенцию).

Существуют определенные признаки и свойства духовности человека: созидательность, ответственность, способность духовного человека органично вписываться в мир и др.

Духовное, деятельное поведение человека требует разработки многозначной логики, в рамках которой получат обоснование понятия "высшая целесообразность", "высшие ценности".

В концепции духовного человека нашло отражение, на наш взгляд, становление современного человека в меняющейся среде взаимодействия: глобализации общения, потери идентичности, новой виртуальной культуре.

Кризис духовности сегодня непосредственно связан с проблемами аксиологии: проблемой природы ценностей, проблемой ценностных абсолютов и их критериев, проблемой понимания и усвоения ценностных смыслов, вопросом о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т. д.

Кризис духовности (целеполагания) в этике связан также с именем Канта, у которого вся область нравственности, долженствования, свободы, нравственного идеала представляет собой некую сверхъестественную и даже божественную реальность, о которой наука может лишь догадываться на основании косвенных свидетельств - внутренних переживаний.

Н.И.Шевченко пишет: "Духовные ценности - вершители человеческого благополучия. Они - созидательные и конструктивные механизмы, работающие на стабилизацию общества, на предотвращение его разрушения, в этом заложена их закономерность".

Г.А. Аванесова отмечает, что в современных западных работах об обществе и культуре почти не прибегают к понятию "духовная культура", а термин "духовность" обычно используется в мировой литературе религиозно-философского содержания.

Понятие "духовная культура" традиционно соотносится с представлением о "материальной культуре". В качестве "предметов" духовной культуры выступают явления сознания, продукты его деятельности: язык, обычаи и нравы, искусство, наука, и т.п.

Духовная культура нередко определяется как система духовных ценностей. На наш взгляд, правильнее ее определять как систему целей, становящихся причиной движения.

Культуру можно разделить на две составляющие: мертвую и живую. Первая материальна, статична, вторая духовна, динамична. Но и в духовной составляющей культуры может быть своя культура, свое ценностное ядро.

Понимание духовности как системы движущих начал позволит анализировать как возвышенные устремления людей, - сокровенные психологические переживания, связанные с религиозной ориентацией, так и проявления повседневной культурной практики - атеистические позиции, движения души индивидуалистической направленности.

Духовность следует связывать не с "высшими оценками" человеческих качеств, а с "высшими целями", которые человек преследует.

Г.А. Аванесова отмечает, что советская аналитическая мысль в большинстве случаев под духовным понимала идеальное, но ряд историков, философов, литературоведов (Д.Лихачев, С.Аверинцев, А.Лосев, М.Бахтин и др.) развивали ценностно-понимающий подход к исследованию духовной культуры, когда под духовным видится синкретическая устремленность человека и общества к высокому и совершенному состоянию.

Господствующие в обществе ценности различны по своему предметному содержанию.

Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами:

Эстетизм (господствующая ценность - красота);
- теоретизм (господствующая ценность - истина), традиционно подразделяется на материализм и идеализм;
- этизм (господствующая ценность - добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность.

Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным, Р.Л.Лившицем, В.Г.Федотовой.

Религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога);
- политизм (стремление к власти).

Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости.

Все названные типы духовности представляют собой реальные жизненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютизацией различных сторон духовной деятельности.

Духовность человека "нового времени" предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты.

Основными критериями такой духовности могут стать:

Интенциональность т. е. направленность "во вне" на что-то или на кого-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является вернейшим показателем духовно развитой личности;
- рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе;
- свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
- творчество - понимаемое и как самотворение, направленное на реализацию своего смысла жизни;
- развитая совесть - это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире.

(Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.)

Представленные типы духовности основаны на концепте "ценность", значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874-1928) и Н.Гартман (1882-1950) в своих книгах, посвященных этике. После введения в этику концепта "ценность" все этические проблематизации стали фокусироваться на нем.

Концепция духовности человека - система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это иерархия ценностей, где главными являются "высшие ценности" духа, подчиняющие ценности плоти.

Культура - совокупность всех видов преобразо­вательной деятельности человека и общества, а также результа­ты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-

ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо по­требности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этиче­ские, эстетические и другие системы. Системы ценностей ис­торичны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Под­черкивая разницу между материальными и духовными ценно­стями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.

Под материальной культурой понимается совокупность ма­териальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.

Духовную культуру определяют как совокупность всех зна­ний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обуслов­лен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. По­этому с философской точки зрения неверно то обыденное по­нимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это не­культурный человек, ему неведомо, что такое культура». Гово­ря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть соци­альное существо, а общество без культуры не существует. Лю­бое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зави­сит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.

Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе со­циализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем

«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жарго­не, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.

Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. На­родная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социаль­ных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее про­дукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.

Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие раз­личные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, на­зывают субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкульту­ры воздействуют на формирование личности членов подгруп­пы.

Культурная регуляция человеческой деятельности осуще­ствляется через систему ценностей. В отличие от норм, кото­рым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, кото­рые определяют статус человека в обществе. Ценности помога­ют обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеаль­ное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедли­вое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

7.6. Духовные ценности человека

Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремле­ние, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно пони­маются социально обусловленные влечения, связанные с со­циально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае осталь­ные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение инте­ресов.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признавае­мым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхож­дение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоя­тельствах, действиях соперников или врагов или в своей недо­статочной активности и эффективности деятельности. Клас­сический пример драматического расхождения между цен­ностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то си­туативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном коро­лем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевско­го «Преступление и наказание» Родион Раскольников не толь­ко убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не име­ет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и по­ведением является воля, снимающая колебания и неуверен­ность и заставляющая человека действовать. Воля может про­являться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.

Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся соци­альные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-

Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценно­стей:

О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благо­состояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;

о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дис­циплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, лич­ная независимость, активное участие в жизни общества, ори­ентированность на прошлое или будущее, локальная (почвен­ная) или сверхлокальная (государственная, интернациональ­ная) ориентация;

о политические - свобода слова, гражданские свободы, государ­ственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;

о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, чест­ность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благо­дать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;

О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразно­го), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание пре­стижной заимствованной моде.

Последние материалы сайта