Где простота там ангелов до ста. Из воспоминаний о старце амвросии. В монастырской тишине

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Философия есть наука
о заблуждениях человеческой мысли.**

Жили-были Простец и Мудрец. Мудреца прозвали так за ум и обширные познания в науках. Простец же такой образованности не имел. Он хоть и любил послушать умные речи Мудреца о различных явлениях жизни, сам мало чего в этом понимал.

Однажды шли они по дороге к Храму. Сначала дорожка была ровная и удобная, идти по ней было легко и приятно. Но потом на пути стали появляться ямы, колдобины, лужи и грязь. Идти становилось всё тяжелее и тяжелее.

Разве дорога к Храму может быть такой заброшенной? - удивился Мудрец. - Наверное, люди в Храм ходят другим путем.

Но другого я не вижу, - ответил Простец. – Слева – непреодолимая топь, справа – дремучий Философский лес, там заблудиться недолго.

Какой же он дремучий? Посмотри, сколько в нем тропинок! Одна из них обязательно приведёт к Храму, - возразил Мудрец.

А как ты узнаешь, какая именно правильная тропинка?

По компасу, конечно. Азимут определю – и не заблужусь. В этом лесу так хорошо, посмотри, какая красота! Пошли!

Нет уж, в этих компасах и азимутах я не разбираюсь. Больше своим глазам доверяю, чем всяким там ученым штучкам. Когда по дороге идешь, то Храм всегда впереди себя видишь, а в лесу – одни деревья вокруг! Поэтому пойду я прямо, а все трудности, надеюсь, одолею с Божьей помощью.
- Ну как знаешь! Хочется тебе грязь месить – дело твое. Видимо, это дорога специально для таких как ты – простаков и неучей.
И пошли они каждый своей дорогой. Простец – по прямой, но тяжелой дороге через ямы да ухабы пробирается, лужи, грязь обойти старается. Хоть и тяжела дорога оказалась, но вскоре к Храму привела. Омыл Простец в ручейке грязь придорожную да вошел в Храм.
А Мудрец по лесу прогуливается, цветочками любуется, птичек слушает, да малинку кушает. Хорошо, приятно по лесным тропинкам идти – ни грязи, ни пыли, только травка-муравка зеленая ноги щекочет да глаз радует. А тропиночек этих сколько! Одна заманчивее другой! Мудрец дорогу не абы как выбирает, а по научному: с компасом сверяется, по азимуту идти старается. Пошел по одной дорожке – да вскоре она свернула совсем в другую сторону. Пошел по второй – опять не та. Уж много дорожек исходил, но ни одна к храму так и не привела. Пригорюнился Мудрец: столько времени потратил на поиски нужной дороги – и все зря. В лесу, конечно, приятно находиться, но в Храм тоже очень хочется попасть. Простец-то, невежа, уже, небось, давно в Храме стоит, молится. А он, такой мудрый и образованный, всё в лесу мыкается, тропинку нужную отыскать не может. Надоело это Мудрецу в конце концов, взмолился он: «Господи, помоги мне до Храма дойти!». Да и пошел по нужному азимуту напрямик, через чащу непроходимую, бурелом, да болота. Одежду всю изорвал, ноги и руки исцарапал, в болоте чуть не утонул, но добрался-таки до Храма с Божьей помощью. Слава Богу!

_________________

* – Название притчи содержит в себе первую часть изречения преподобного Амвросия Оптинского «Где просто – там Ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

** – В качестве эпиграфа взяты слова ученого архиепископа Владимира, бывшего раньше инспектором и профессором в СПб. Академии. Процитирую эту историю полностью:

Приехал архиепископ в семинарию на экзамен по философии. Вызвали лучшего ученика. Он смело ответил по своему билету. А потом архиерей задал ему вопрос:
- Скажи ты мне: что такое философия?
Лучший ученик сразу припомнил определение ее в учебнике и бойко начал: "Философия есть наука о бытии и его сущности", - и т.д., и т.д.
- И ты все это учил?
- Да, - в недоумении ответил молодой философ.
- И зубрил?
Семинарист промолчал.
- Так забудь ты все это. Я тебе скажу, что такое философия. Философия есть наука о заблуждениях человеческой мысли.

3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

В ся жизнь есть див-ная тай-на, из-ве-ст-ная толь-ко од-но-му Бо-гу. Нет в жиз-ни слу-чай-ных сцеп-ле-ний обс-то-я-тельств - все про-мыс-ли-тель-но. Мы не по-ни-ма-ем зна-че-ния то-го или дру-го-го обс-то-я-тель-ства, пе-ред на-ми мно-же-ст-во шка-ту-лок, а клю-чей нет. Бы-ли та-кие лю-ди, ко-то-рым отк-ры-ва-лось это...

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

август ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Последний фотоальбом

Память обретения мощей преподобных старцев Оптинских

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

И ван Михайлович Концевич во время войны в 1915 г. провел летние каникулы в Оптиной Пустыни. Ежедневное хождение в скит всегда было поучительно для молодого студента, но старцы, занятые приезжими посетителями, которые к ним приходили со всякими скорбями, специально не уделяли времени юному пришельцу. Они отдали его «на воспитание» отцу Иосифу (Полевому), опытному в духовной жизни, прожившему в Оптиной десятки лет. В миру — директор банка, он был широко образованным человеком. В течение двух месяцев, проведенных И. М. в Оптиной, часто, после церковных служб, о. Иосиф приглашал И. М. в свою келью. В беседе с ним перед молодым студентом раскрывался духовный мир.

От о. Иосифа И. М. услышал случай из жизни старца Амвросия, не попавший в его жизнеописания. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!», и лошадь послушно поднялась на ноги.

Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания.

Например, «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог».«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото».

Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Она залилась слезами, бросилась Старцу в ноги, и призналась в своем грехе. «Праведных ведет в царство Божие Апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная».

В день всех святых Батюшка сказал: «Все они были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова». На замечание, что мы все смотрим назад, Батюшка пояснил: «за то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Осуждавшей других Старец сказал: « ... у них, может быть, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки, и которых ты не видишь. В тебе же много способности к жертве. Но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы. А милости-то у тебя и мало... Свои жертвы видишь и ими превозносишься. Смиряйся больше духом, — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Богу». Такими и многими другими словами поучал и спасал старец приходящий к нему народ.

Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).Беседы с батюшкой

«Где просто, там ангелов со сто…»
В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь.

Беседы с батюшкой http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53267 ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА

Архимандрит Мелхиседек (в миру Павел Дмитриевич Артюхин; 2 мая 1962, Москва) - архимандрит Русской православной церкви, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

– Наш гость – настоятель подворья монастыря Оптина Пустынь в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Отец Мелхиседек, 6 июня было 25 лет со дня прославления преподобного Амвросия Оптинского (1988 год), и Вы, как настоятель подворья в Москве, наверное, лучше других можете рассказать о духовном смысле этого события.
– Мне посчастливилось быть участником Собора 6 июня 1988 года в Троице-Сергиевой Лавре. Это как раз был юбилейный год – тысячелетие со дня Крещения Руси. На этом Соборе преподобный Амвросий был причислен к лику святых, как и святитель Феофан Затворник, и епископ Игнатий (Брянчанинов) – всего 8 святых Русской Православной Церкви.
В монастыре Оптина Пустынь первая Литургия была 3 июня, на Владимирскую икону Божией Матери, на день памяти святых равноапостольных Константина и Елены. После Литургии мы тут же вернулись в Лавру на Поместный Собор. Было выбрано четыре пары иеромонахов, которые должны были на Поместный Собор вносить 8 икон этих прославляемых святых. Я был в паре с ныне архимандритом Алипием, он сейчас возглавляет Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Нам досталось нести две иконы – Феофана Грека и преподобного старца Амвросия Оптинского. Я вручал ее Патриарху Пимену, Патриарх осенял иконы, а в это время хор под управлением архимандрита Матфея пел тропарь, кондак и величание тем святым, которые причислялись к лику святых. Это памятное событие было ровно 25 лет назад, в 1988 году.
Следует помнить наследие преподобного Амвросия, старца Оптинского, который во все времена будет являться духоносным наставником всех людей, ищущих спасения. Преподобный Амвросий сам о себе говорил: «Как я на людях родился, так на людях и живу».
Из его жизнеописания известно, что он родился на день памяти Александра Невского в 1812 году – в прошлом году было 200 лет со дня рождения преподобного Амвросия. «Как на людях родился, так на людях и живу» – в тот день был день рождения его отца, полная изба была людей, а мама была на сносях, она вынуждена была уйти в баню; он родился вот так, на людях. Он видел все слои дореволюционной Руси, и крестьян, и мещан, и дворян, и семинаристов, и архиереев. Вся православная России пребывала в келье преподобного старца Амвросия Оптинского. О нем, кстати, Достоевский писал – он побывал у старца после смерти своего единственного сына Алексея, по совету жены. Он предпринял это огромное путешествие, тогда ведь не было ни «Сапсанов», ни самолетов: от Москвы Оптина Пустынь находится в 250 километрах и 700 километров от Санкт-Петербург. Почти 1000 километров Достоевский ехал к старцу Амвросию и потом сказал: «Я зашел к нему одним, а вышел другим».
В его гениальном романе «Братья Карамазовы» многие литераторы видят в образе старца Зосимы образ старца Амвросия Оптинского, хотя это не совсем так. Для тогдашней России такое положительное отношение к Церкви, к старчеству, к монастырю было совершенно невероятным. Это было совершенно тогда немодно – либеральные движения вовсю развернулись, борьба за демократию и прочее, прочее. «Свобода, равенство и братство» – вот лозунги, которые витали тогда в умах русской интеллигенции. Старец Амвросий Оптинский близок был каждому человеку – и такому интеллигенту и высочайшему писателю, как Достоевский, и простой крестьянке.
Мы должны в своей жизни хотя бы несколько книжек наставлений преподобного Амвросия перелистать, с ними познакомиться. Вспоминаются его простые, но емкие, убедительные наставления, которые он давал людям, приходившим к нему. Вот, например, одно из них: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
Вот мы все по жизни мудрим, то есть не хватает ни душевной, ни духовной простоты, мы все о себе большого мнения, мы все думаем, что мы семи пядей во лбу. Из-за этого мы ни с кем не советуемся, дети не советуются с родителями, родители не советуются с такими же родителями, у которых такие же проблемные дети… Вспоминается одна история, она была на нашем приходе. Девочка 12-ти лет, родители ее учат, а у нее переходный возраст, бунтарский дух, это для семьи ответственный период, который надо пройти вдумчиво, вместе с ребенком. Надо все внимание в этот момент оказать ему, чтобы оградить от влияния улицы. И девочка говорит: «Я вырасту и начну делать ровно все наоборот, что мне говорите, а сейчас я смиряюсь, поскольку мне 12 лет». А отец и говорит: «Начинай сейчас, давай два пальца в розетку». Это пример чего? Пример такого бунта: ничего слушать не хочу. Не хочет человек ни слушать, ни советоваться...
«Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного». В 7 лет девочка говорит: «Мама все знает», в 12 лет девочка говорит: «Мама кое в чем разбирается», в 17 лет девочка говорит: «Мама совсем отстала от жизни», в 25 лет девочка говорит: «Лучше бы я слушалась маму». Так и получается: умные на чужих, а дураки на своих ошибках учатся.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. (старец Амвросий Оптинский)

На острове северном, дальнем три старца молились в слезах:
"Вас Трое на Небе, нас трое. Помилуй, спаси, Боже, нас!
Ещё не забудь Ты несчастных, вдовиц и больных, и сирот.
Помилуй нас, Господи, падших, кто руки к Тебе воздеёт!"

С утра и до ночи три седеньких стоят на коленях в слезах.
И молятся, молятся, молятся за мир, что грехами увяз.

Плыл по морю как-то корабль,торговый. На нём архиерей.
В злачённых крестах и наградах, к обители плыл он своей.

И тут распознал,вдруг, про старцев. Он вмиг к капитану спешит.
"Уважьте! Вовек не забуду, про чудо народ говорит!"
Доплыли до острова, значит. Выходит священник. И вот:
Три старца в оборванных платьях, слепят сединою бород.

Упали священнику в ноги, и руки лобзают его.
Но батюшка поднял их: "Что вы! Житьё расскажите своё!
Как здесь на далёком, забытом,на острове, кормитесь вы?
Глаголете все ли молитвы? Какие поёте псалмы?"

Глаза опустили сердешные, и тихо один говорит:
"Псалмов мы не знаем, владыко. Молитва же наша проста:
О, Троица Животворящая! Спаси этот мир до конца!"

"И всё? – архиерей в удивлении.- Ну что же, я вас научу
Молитве главнейшей, Господней, сия же подобна лучу!
И в холод она согревает, в жару послабленье даёт.
Врагов, словно меч отсекает, и к Истине прямо ведёт".

И вот через час, через два ли, вернулся корабль на курс.
А старцы молитву читали, крестя уплывающих в путь...

На палубе славно, покойно, быть время вечерней заре.
Задумался строгий священник, тихонько присев на корме.

Всё смотрит и смотрит он в море. И мысли плывут в тишине.
"А что там за точечка светлая, всё ближе и ближе ко мне?
Да что ж там за облако яркое за нами как будто бежит?
Как чудно оно разгорается, как лучик небесный, светИт!

Царица Небесная, Матушка! Три старца бегут по воде!
Спаси и помилуй Всевышний. Все трое идут по волне!"

Дошед по воде до кораблика, священника кличут. Кричат:
"Прости стариков ты презренных, прости ты нас ради Христа!
Забыли молитву мы Главную, ведь память то нас подвела.
Уж ты повтори её, батюшка, напомни Святые Слова!"

Упал на колени священник, лицо аж в слезах, и гласит:
"О,старцы смиренные чудные, не мне вас, однако, учить.
ДохОдна и Ваша молитва, Господь вас услышал давно!
Молитесь по-прежнему, братья. Так Богом, видать суждено."

Откланялись старцы смиренно, и снова пошли по воде.
А над ними,лучами сверкая, сиянье светилось во мгле.

2015 год

Рецензии

Нина, здравствуйте! Буквально на днях посмотрела ролик православного канала с притчей на эту же тему! Очень понравился. А сегодня ваше замечательное произведение, спасибо! Спасибо вам за стихи, за все, что вы делаете с Божьей помощью! Храни вас Господи!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Последние материалы сайта