Новые подкатегории прав. Как расшифровываются метки в водительском удостоверении нового образца

04.05.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чтобы водитель имел возможность управлять машиной с тяжелым прицепом , ему нужна категория BЕ в водительских правах. Если ее нет, лицо, управляющее таким транспортным средством, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ и КоАП. В связи с этим, нужно знать, на какой транспорт распространяется данная категория прав и как ее получить, чтобы не нарушать закон во время вождения ТС на дорогах РФ.

Что значит категория ВЕ в правах

Закон един для всех, и если у водителя нет необходимой категории в водительском удостоверении, позволяющей ему управлять тем ТС, за рулем которого он находится, придется заплатить штраф. Его размер может варьироваться в пределах 5 -15 тыс. руб. Также водитель отстраняется от управления ТС, а машину эвакуируют на штрафплощадку.

Если эта категория отмечена в водительском удостоверении, что это значит для водителей и транспортной полиции? Это свидетельствует о том, что их собственник имеет право водить автомобиль с тяжелым прицепом, к которому выдвигаются определенные требования.

Во время вождения такого транспортного средства необходимо иметь соответствующие навыки, позволяющие эксплуатировать автотранспортное средство в безаварийном режиме. Управление автомобилем в сцепке с прицепом относится к сложному виду вождения, требует пройти специальную подготовку и открыть категорию, подтверждающую право водителя на управление таким ТС.

ВАЖНО! Чтобы получить категорию ВЕ, нужно иметь права, в которых категория В открыта не позже, чем 1 год назад.

Требования к данной категории прав

  1. Относящиеся к категории В, имеющие сцепление с прицепом. При этом максимальной разрешенной массой прицепа считается вес более 750 кг, и превышение веса машины без какой-либо нагрузки – не важно, какой вес будет иметь тягач.
  2. Также к категории ВЕ относятся машины категории В в сцепке с прицепом, имеющим максимальный разрешенный вес более 750 кг. При этом должно соблюдаться условие, что максимальный разрешенный вес этого транспортного состава больше, чем 3500 кг.

Если подпадающие под первое требование автомобили с прицепами не вызывают у инспекторов ГИБДД никаких вопросов, то по второму пункту периодически водители попадают в неприятные ситуации и споры с гаишниками, которые «забывают» о существовании такого определения. Поэтому обязательно нужно открыть категорию ВЕ, если приходится заниматься караванингом или ездить на отдых с прицепным домиком.

Как получить категорию ВЕ

Как открыть эту категорию:

  • обратиться в одну из автошкол, которые проводят обучение на получения водительского удостоверения;
  • оплатить обучение;
  • изучить теорию и практику вождения;
  • сдать соответствующие экзамены;
  • получить ВУ с категорией ВЕ в ГИБДД.

Сделать это совершенно не сложно, особых трудностей возникнуть не должно, если уже открыта категория В. Времени этот процесс занимает мало, и стоит не дорого. В автошколах, предлагающих пройти обучение на подкатегорию ВЕ, стоимость курса может варьироваться в пределах 7-15 тысяч рублей. Все зависит от расценок конкретной школы.

Кроме того, нужно будет заплатить 1 тыс. рублей за получение медицинской справки или пройтись самостоятельно по всем очередям в поликлинике по месту жительства.

Особенности обучения на категорию ВЕ

Теоретическое обучение будет проходить на протяжении двух недель. Ходить или не ходить на занятия, каждый решает сам. Обычно после прохождения курса нужно сдать экзамен в автошколе и забрать документы о прохождении этого обучения. Их выдают всем, кто на этот курс оформился, и заплатил за обучение.

Как только документы будут получены, можно отправляться в МРЭО, к которому прикреплена автошкола, выдавшая документы об обучении. Здесь нужно узнать, когда можно сдать экзамен.

Есть еще один вариант – с документами от автошколы отправиться в любое МРЭО в своем городе, и сдать там экзамен самостоятельно.

ВАЖНО! Тем, кто торопится с получением категории ВЕ нужно знать, что экзамены на ее получение проходят не часто (также, как и на категорию СЕ), так как иметь ее желает небольшое количество людей. Приходят они в разных МРЭО в разное время. Обычно перерыв между очередным экзаменом составляет 1-2 месяца.

Чтобы ускорить процесс, необходимо:

  • Попытаться найти одно из МРЭО, в котором будет проходить ближайший очередной экзамен, и присоединиться к группе водителей, желающих его сдавать. Это позволит избежать ожидания с двух месяцев до одной недели.
  • Записаться на сдачу экзамена. Чтобы это сделать, нужно открепиться от МРЭО, к которому прикреплена автошкола.
  • С этой целью необходимо обратиться к специалистам этого МРЭО, отвечающим за проведение экзаменов, поставить печать на обратной стороне карточки, выданной ученику автошколы.
  • Подать документы о прохождении курса обучения, водительские права, паспорт в выбранное МРЭО и подождать даты экзамена.

Сдача экзамена

Экзамен состоит из двух этапов. На площадке выполняется 2 упражнения:

  1. Движение по прямой: автопоезд движется по прямой задним ходом и въезд в гараж задним ходом. Гараж располагается перпендикулярно к стартовой территории, по которой движется автопоезд экзаменуемого («залом прицепа на 90 0 »).
  1. По городу: в этом упражнении все выполняется так же, как и при получении кат. В, но в этом случае маршрут короче в 2 раза.

У большинства водителей проблемы возникают на площадке на втором упражнении, хотя и первое некоторым дается не с первого раза.

ВАЖНО! Прежде чем отправляться на экзамен, желательно попрактиковаться на платных тренировках, чтобы с уверенностью и с первого раза получить нужную категорию. Такие услуги предлагают во многих автошколах.

На видео о получение категории ВЕ

После успешной сдачи экзамена права с открытой категорией ВЕ будут выданы на следующий рабочий день предъявителю паспорта и с предъявлением квитанции об уплате госпошлины.

Законом предусмотрено 10 категорий и 6 подкатегорий ТС. Когда вы открываете категорию, то автоматически получаете соответствующую подкатегорию и с 2013 года категорию М.

Категория Вид ТС Технические характеристики Возраст
М Легкие квадрициклы, мотороллеры, скутеры Вес - не более 350 кг, объем двигателя - до 50 куб. см. 16 лет
А Мотоциклы, трициклы и квадрициклы Объем двигателя - более 50 куб. см, вес - до 400 кг. 18 лет
А1 (подкатегория) Мотоциклы, трехколесные ТС Объем двигателя - до 125 куб. см., для трехколесных ТС - до 50 куб.см. со скоростью не более 45 км/ч, вес - не более 550 кг. 16 лет
В Легковые автомобили Вес - не более 3 500 кг., количество сидячих мест - до 8, масса прицепа - до 750 кг. 18 лет
В1 (подкатегория) Квадрициклы и трициклы Вес - до 550 кг., объем двигателя - более 50 куб.см, скорость (для трициклов) - до 50 км/ч
ВЕ Легковые автомобили с прицепом Вес с прицепом - более 3 500 кг., количество сидячих мест - до 8, масса прицепа - более 750 кг. 19 лет + стаж вождения категории В не менее 12 мес.
С Грузовые автомобили Вес - более 3 500 кг., прицепа - до 750 кг. 18 лет
С1 (подкатегория) Вес - от 3 500 кг. до 7 500 кг., прицепа - до 750 кг.
СЕ Вес - более 3 500 кг., прицепа - более 750 кг. 19 лет + стаж вождения категории С, С1 не менее 12 мес.
С1Е Вес прицепа - более 750 кг., ТС с прицепом - до 12 тыс. кг.
D Автобусы и иные ТС для перевозки пассажиров Количество сидячих мест - более 8, вес прицепа - до 750 кг. 21 год
D1 Количество сидячих мест - от 8 до 16, вес прицепа - до 750 кг.
DE Вес прицепа - более 750 кг. или сочленный автобус 22 года + стаж вождения категории D, D1 не менее 12 мес.
D1E Вес прицепа - более 750 кг. и он не предназначен для перевозки пассажиров
Tm Трамваи - 21 год
Tb Троллейбусы -

Обратите внимание! Если вы управляете ТС без категории, то получите штраф от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП .

Категория М

Категория М распространяется на легкие квадрициклы весом не более 350 кг . и максимальной скоростью - 45 км/ч , а также мопеды, скутеры со скоростью не более 45 км/ч . Объем двигателя таких ТС не превышает 50 куб. см. Для более мощных мотоциклов предусмотрены категории А и А1.

Скутер, для управления которым требуется категория М. Источник: www.tomahawkmotorsports.com/product/new-speed-50/

Важно! Категория М проставляется автоматически в водительском удостоверении при открытии любой другой. Но если вы сдали на права до 2013 года, то её не указывают, что не является запретом на управление ТС категории М согласно п. 7 ст. 25 № 196-ФЗ .

Вы имеете право пройти обучение в автошколе на категорию М с 14 лет, сдать экзамен - с 16. Если кандидат в водители является несовершеннолетним, то для оформления прав категории М понадобится согласие его родителей или законных представителей.

Категория А

При наличии категории А в водительском удостоверении вы имеете право управлять двухколесными или трехколесными мотоциклами, в том числе с коляской. Объем двигателя таких ТС - более 50 куб.см. , а максимальная скорость передвижения - не менее 50 км/ч.

Также к категории А относятся квадрициклы и трициклы, масса которых без учёта необходимых технических жидкостей составляет 400 кг , для грузовых - 550 кг , двигатель не мощнее 20,4 л.с. Важно, чтобы руль и посадка были такие же как на мотоцикле.

Мотоцикл категории А. Источник: 4strokes.net/en/Kymco/Quannon-125- (E3)/

Вы имеете право пройти обучение на категорию А с 16 лет, но получите водительское удостоверение по достижении 18 лет. При открытии категории А предоставляется право на управление ТС категории А1 и В1, которые оборудованы мотоциклетным рулем.

Подкатегория А1

Кроме того, при наличии подкатегории А1 вы вправе управлять трехколесными ТС мощностью не выше 50 куб. см. и скоростью передвижения не более 45 км/ч. Для ТС подкатегории А1 ограничен вес - без технических жидкостей не больше 400 кг (для грузовых - 550 кг ).

Мотоцикл, которым вы имеете право управлять при наличии подкатегории А1. Источник: 2bike.ru/gallery/mototsikl_yamaha_r/

Вы имеете право оформить права на подкатегорию А1 с 16 лет. Такой возраст был введен для того, чтобы дать подросткам возможность стать полноправными водителями.

Категория В

Категория В предназначена для управления автомобилями, вес которых с полной загрузкой не превышает 3 500 кг , а количество сидячих мест, предназначенных для пассажира и водителя, составляет не более 8 . Под это определение подходят легковушки, лёгкие грузовики и некоторые микроавтобусы.

Открытая категория В позволяет управлять ТС с прицепом весом не более 750 кг. Однако, даже если масса прицепа превышает 750 кг., то вы имеете право ездить с ним на автомобиле с категорией В, если общая масса ТС и прицепа не превышает 3 500 кг.

Подкатегория В1

Трицикл - это ТС, у которого есть три колеса, расположенные симметрично относительно продольной средней линии (например, два колеса спереди и одно сзади или наоборот). Мощность его двигателя составляет более 50 куб. см. К трициклам относят:

  • Трайк - мотоцикл или мотороллер на 3-х колесах.
  • Сверхлегкие автомобили с 3 колесами.
  • Грузовые велосипеды или велотрайки, имеющие 3 колеса.

Канадский трицикл Electra Meccanica Solo. Источник: test.drive.ru/news/57d285cfec05c46d64000043.html

Квадрициклы - это четырехколесные мотоавтомобили, которые весят в ненагруженном состоянии (заправочные жидкости тоже не считаются) меньше 400 кг , а если они предназначены исключительно для перевозки грузов - не более 550 кг.

Объем двигателя таких ТС превышает 50 куб. см. , а мощность составляет не более 15 кВт .

Электроквадрицикл Renault TWIZY. Источник: die-manns.info/renault-twizy-speed/renault-twizy-speed-awesome/

Категория ВЕ

Категория ВЕ дает право управления ТС с прицепами, вес которых превышает 750 кг. При этом количество пассажирских мест в автомобиле не превышает 8, а общая масса ТС с прицепом составляет более 3 500 кг .

Ниссан Патрол с прицепом категории ВЕ. Источник: www.tractorfan.ru/picture/1046966/

Категория ВЕ открывается только при наличии категории В в водительском удостоверении. Для этого требуется пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД. Законом предусмотрены особые требования для кандидатов в водители на категорию ВЕ:

  • 19 лет - возраст, по достижении которого вы имеете право получить категорию ВЕ.
  • Не менее 12 мес. - водительский стаж по категории В для категории ВЕ.

Категория С и подкатегория С1


Валдай категории С1. Источник: be.wheelsage.org/gaz/valdaj/gaz-33104_valdaj/pictures/270342/

Наличие категории В не является основанием для льготного получения категории С или С1. Чтобы открыть данные категории, вы сдаете экзамен в ГИБДД в общем порядке, а перед ним учитесь в автошколе от 4 мес. до 6 мес.

Категория СЕ и подкатегория С1Е


Подкатегория С1Е предназначена для езды на грузовых автомобилях массой от 3 500 кг. до 7 500 кг . с прицепом весом более 750 кг. , но не превышающим массу ТС. Максимальная масса состава ТС - до 12 тыс. кг.


Автомобиль категории С1Е.

Люди, не имеющие водительских прав, часто считают, что последние имеют только три категории «А», «В» и «С». На самом деле, в этом вопросе все значительно сложнее и водительское удостоверение имеет значительно больше разновидностей. Разберёмся какие имеются категории водительских прав на 2018 год с расшифровкой последних.

Что такое категории водительских прав и какие они бывают

Итак, каждый водитель обязан иметь водительское удостоверение, позволяющее ему управлять транспортным средством. А категория этого документа указывает, какой именно тип транспорта доступен для вождения гражданину.

На 2018 год гражданин РФ имеет право получить права 5 основных категорий:

  • А – мотоциклы разных моделей;
  • В – легковые автомобили;
  • С – грузовой транспорт;
  • D – автобусы и маршрутные такси;
  • М – мопеды.

Помимо основных делений, первые четыре разновидности имеют дополнительные ответвления А1-D1, соответственно. Вспомогательные категории предусматривают возможность управления транспортом аналогичного типа, но с некоторыми различиями. Также нередко встречаются категории прав с дополнением в виде буквы Е, последняя означает, что к основному транспортному средству может быть прикреплён прицеп. Без дополнительной буквы в удостоверении водитель с большегрузным прицепом получит штраф.

Автовладелец допускается до управления транспортом, соответствующим указанной категории. Если инспектор ГИБДД увидит несоответствие, то автомобилист получит штраф в размере 5-15 тысяч рублей.

Категории водительских прав 2018 с расшифровкой

Поговорим подробнее о том, каким именно транспортом может управлять водитель каждой категории. Нужная информация указывается в специальной таблице на обороте водительского удостоверения. Один человек может иметь несколько открытых категорий по желанию.

Категория А - мотоциклы

Водитель этой категории имеет право водить мотоциклы с люлькой или без неё. Также допустимо управление квадрациклами и мотоколясками, последние встречаются сегодня крайне редко. Важное условие, что транспорт в снаряжённом состоянии не должен превышать вес в 400 кг, в противном случае требуются права другой категории.

Подкатегория А1 подходит для вождения лёгких маломощных мотоциклов объем двигателя не более 125 кубических сантиметров, и мощностью не более 11 кВт. Если у водителя открыта основная категория, то второстепенная в данном случае также ему доступна. Особенность этих прав в том, что они выдаются гражданам в возрасте от 16 лет.


Наличие таких прав не означает, что водителю доступно управление мотоциклом. Эти права позволяют водить следующий транспорт:

  • автомобили с массой не более 35 центнеров, количество сидячих пассажирских мест в котором не более 8;
  • автомобили с прицепом, максимальная вместимость последнего не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, нагрузка которого выше 750 кг, но не более массы самого транспортного средства без дополнительной нагрузки, а общая масса состава не более 3,5 тонн.

Таким образом, сюда входят, легковые автомобили, внедорожники и микроавтобусы, соответствующие выставленным требованиям.

Права В1 необходимы для управления трициклами и квадрициклами. Не путайте последний с квадроциклом, это принципиально разный транспорт.


Продолжаем описывать категории водительских прав 2018 с расшифровкой. Владелец этой разновидности имеет право управлять большегрузными машинами. Это средние и тяжёлые грузовики вес которых варьируется от 3500 до 7500 кг и более, сцепленные с прицепом грузоподъёмностью не более 750 кг или без него.

Подкатегории СЕ и С1Е, аналогично предыдущему описанию, позволяют водит тот же транспорт составом с большегрузными прицепами (более 750 кг). Для С1Е существует ограничение в общем весе состава - не более 12 тонн.


Такое водительское удостоверение позволяет управлять пассажирским транспортом с количеством мест более 8 с маленьким прицепом. То есть это маршрутные автобусы, маршрутные такси и большие туристические автобусы. Сочленённые автобусы и «гармошки» в эту категорию не попадают. Также как троллейбусы и трамваи, для последних в 2018 году выделены отдельные категории прав.

Для сочленённых автобусов требуется категория прав DE. Также она необходима в случае буксирования большегрузного прицепа автобусом или маршруткой.

Подкатегории D1 достаточно, если водитель планирует управлять транспортом с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Допустимо сцепление с прицепом общим весом не более 750 кг. То есть эта категория прав как нельзя кстати подойдёт водителям маршруток и небольших автобусов РАФ-2203, именуемых в народе «Рафиками».

Категория D1E необходимы для вождения пассажирского транспорта в сцеплении с прицепом весом более 7,5 центнеров. При этом прицеп не должен использоваться для перевозки пассажиров. А общий вес состава не должен превышать 12 тонн.


Такие права необходимы для управления мопедами и лёгкими квадроциклами. Водители, имеющие любую другую категорию прав могут управлять всем транспортом, относящимся к данной разновидности.

Права категории Tb и Tm открывают возможность управления трамваем и троллейбусом. Ранее этот транспорт отдельно не выделялся, а право на вождение определялось специальной пометкой в соответствующей графе.

Это все категории водительских прав 2018 с расшифровкой . Водитель имеет право открыть доступ к вождению хоть для всех видов транспорта. Для этого достаточно пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД, но в целом ничего нового.

Категории прав вождения были придуманы, чтобы разделить все транспортные средства на полтора десятка различных видов, различающихся грузоподъемностью, мощностью двигателя, количеством колес и пассажирских мест.

Невозможно или крайне сложно научиться водить абсолютно все транспортные средства, да это и не нужно рядовому водителю. Зачем уметь водить тяжелый грузовик с прицепом, если хватит и стандартной категории B для управления семейным авто?

Категории упрощают жизнь водителя, разрешая ему сдавать экзамен в ГИБДД на управление только тем транспортом, которым он действительно будет пользоваться. Ранее в России было всего несколько категорий, но после принятия в 2014 году новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ появилось множество новых категорий.

Общая информация

В 2019 году существует всего 16 категорий и подкатегорий прав, которые позволяют управлять любым транспортным средством – от мопеда и квадроцикла до грузовиков с прицепом и троллейбусов.

Чтобы получить одну или несколько из них, потребуется сдать соответствующий теоретический и практический экзамен в ГИБДД.

Но имеются и исключения. К примеру, категорию М (мопеды, скутеры и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см) получают все водители, открывшие любую другую категорию прав.

Таблица категорий и подкатегорий 2019 года

Категория, подкатегория транспортного средства Расшифровка категории С какого возраста можно открыть Эксплуатационные характеристики
A Мотоциклы С 18 лет Объем двигателя превышает 125 куб. см
A1 Легкие мотоциклы С 16 лет Объем двигателя менее 125 куб. см
B Легковые автомобили С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн и с количеством пассажирских мест до 8
Be Легковые автомобили с прицепом С 18 лет Автомобили с массой до 3.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
B1 Трициклы и квадрициклы С 18 лет Объем двигателя свыше 50 куб. см
C Грузовики С 18 лет Масса грузовиков – более 7.5 тонн
C1 «Легкие» грузовики С 18 лет Масса – от 3.5 до 7.5 тонн
Ce Грузовики с прицепом С 18 лет Масса прицепа – более 750 кг
C1e «Легкие» грузовики с прицепом С 18 лет Масса грузовиков – от 3.5 до 7.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг
D Автобусы С 21 года Количество пассажирских мест – от 16
D1 Малые автобусы С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16
De Автобус с прицепом С 21 года Масса прицепа – более 750 кг
D1e Малые автобусы с прицепом С 21 года Число пассажирских мест – от 8 до 16, масса прицепа – более 750 кг
M Мопеды и квадроциклы С 16 лет Объем двигателя – до 50 куб. см
Tm Трамвай С 21 года
Tb Троллейбус С 21 года

Категории M, A и A1

Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».

Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.

Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см.

  • A – категория, разрешающая управлять классическими мощными мотоциклами с объемом двигателя свыше 125 куб. см, которые могут быть при необходимости доукомплектованы боковой коляской. Категория A выдается только при достижении 18 лет;
  • A1 – подкатегория, разрешающая управление легкими мотоциклами с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см. Открывается она с 16 лет, как и категория M.

Категория B1

Новая категория B1 дает право на управление квадрициклами и трициклами. Квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с автомобильной посадкой (кресло или диван) и круглым автомобильным рулем, которые обычно имеют подобие салона, то есть оснащены крышей. Трициклы отличаются от квадрициклов только количеством колес (в трицикле их 3).

Масса квадрициклов и трициклов должна превышать 400 кг (550 кг с грузом), а мощность двигателя быть более 15 кВт, именно тогда для их управления потребуются права с подкатегорией B1. В противном случае транспортное средство будет приравнено к мотоциклу, и для управления им потребуется стандартная мотоциклетная категория A.

Важно! Если квадрицикл или трицикл оснащен двигателем с объемом до 50 куб. см, то управлять им можно с категорией M (мопеды, легкие квадроциклы и квадрициклы, скутеры).

Категории B и Be

Категории B и Be дают право управления легковыми автомобилями с максимальной массой до 3.5 тонн и количеством сидячих мест не более 8. Это наиболее распространенные категории. Разница между B и Be в том, что категория B разрешает перевозить на легковых автомобилях прицепы с массой до 750 кг, а категория Be – прицепы с массой более 750 кг. В последнем случае максимальная масса прицепа не должна превышать массу самого автомобиля без нагрузки, а общий вес (автомобиль и прицеп) не должен быть более 3.5 тонн.

Категория С1

Категория C1 стала обозначать грузовые автомобили с массой более 3.5 тонн, но не более 7.5 тонн (так называемые «легкие» грузовики). Она позволяет подсоединять к грузовикам и прицепы с массой до 750 кг. Если же прицеп превышает указанную цифру, то потребуется получить особую категорию – C1e. В этом случае максимальная масса грузовика и прицепа не может превышать 12 тонн.

Если у водителя имеется старший класс C – грузовики с массой более 7.5 тонн, то он может водить и более легкие грузовики, подпадающие под категорию C1. Аналогично и категория Ce дает право управлять «легкими» грузовиками с прицепом более 750 кг (категория C1e).

Категории D, D1, De и D1e

Категория D дает право управления профессиональным пассажирским транспортом с количеством мест от 16 и более. Новая подкатегория прав D1 выделила в отдельный тип малые автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Категории De и D1e позволяют управлять «большими» и малыми автобусами с прицепами, если масса последних свыше 750 кг.

Важно! Открыть любые категории, разрешающие вождение автобусов, разрешается только с 21 года.

Категории Tm и Tb

Новые категории Tm и Tb стали необходимы тем, кто по роду профессиональной деятельности управляет трамваем (Tm) или троллейбусом (Tb). До недавнего времени оба этих вида общественного транспорта не выделялись в отдельную категорию, а информация о том, что водитель имеет право ими управлять, вносилась в специальную графу водительских прав (в качестве особых отметок).

Особые отметки новых водительских прав

В водительском удостоверении современного образца на оборотной стороне есть пункт под номером «12» — особые отметки. Какими они могут быть? Речь идет прежде всего об отметках AS и MS.

Пометка AS разрешает водителю управлять соответствующим видом транспорта (категория B1) с автомобильной посадкой (кресло, диван) и автомобильным круглым рулем. Буквы MS означают, что водитель вправе управлять транспортом (B1) с посадкой мотоциклетного типа («верхом») и мотоциклетным (велосипедным) рулем.

Особая отметка AT разрешает управление транспортом только с автоматической трасмиссией. Обозначение ML говорит о том, что у водителя имеется ряд медицинских ограничений на управление транспортом соответствующей категории (к примеру, при вождении требуется использовать очки или контактные линзы).

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.

Последние материалы сайта