Церковный Православный праздник июля

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Седьмого июля Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел напомнил читателя «Вестей» историю праздника.

Родители святого Иоанна – святые праведные Захария и Елисавета жили в одном из городов Иудеи, и будучи уже в преклонном возрасте, не имели детей. Праведный Захария был священником, и когда было время ему служить в храме, во время обряда воскурения ему явился архангел Гавриил, который прорек ему, что молитвы их (Захарии и Елисаветы) о даровании чада услышаны Господом, и вскоре родится у них сын, которого они должны наречь Иоанном (дать имя – Иоанн). Также архангел Гавриил предвозвестил, что Иоанн станет пророком, «не будет пить вина и сикера» (Лк 1.15) в знак особой посвященности Богу, многих сынов Израиля он приведет к вере.

Засомневался Захария в словах архангела Гавриила о возможности рождения в их семье сына, поскольку они были уже в преклонных летах. За сомнение в верности слов небесного благовестника – архангела Гавриила – и для вразумления, Захария в тот же момент стал глух и нем. И выйдя из алтаря к народу, он не мог сказать ни слова, а только объяснялся знаками, и народ понял, что ему было видение. В таком состоянии Захария пребывал до момента рождения сына. Вскоре Елисавета зачала, но долгое время никому не сообщала о беременности, радуясь, что Господь услышал их молитвы и снял с нее «поношение между людьми». Надо сказать, что еврейский народ в ожидании рождения Мессии ждал именно в своем роду Его появления. Поэтому семья, которая не могла иметь детей, была презираема всеми. Когда уже Елисавете настало время родить, то все родственники и соседи радовались с нею радостью великою, что Господь снял с нее поношение бесчадства (т.е. избавление от бесплодия). На восьмой день после рождения ребенка, все собрались у них, чтобы совершить согласно Закону Моисея обряд обрезания, который считался радостным семейным праздником.

Иоанн Креститель (македонская икона, XIV век)

При обрезании ребенку давали имя. И по обычаю нарекали в честь кого-то из сродников. И когда Елисавета, сказала, что нарекает его Иоанном, это вызвало недоумение у присутствующих, поскольку в их роду никого не было с таким именем. В Евангелии сказано, что это было внушением Святого Духа. И когда обратились к Захарии, то он написал на дощечке «Иоанн будет имя ему». Все удивились такому совпадению. Но в тот же момент Захария смог говорить и стал прославлять Бога за Его великие благодеяния. Также Захария поведал о словах, предсказанных архангелом Гавриилом – целях служения Иоанна, приготовлению людей к пришествии Мессии, что спасение состоит именно в прощении грехов.

Господь Божией милостью и Своей благодатью поставляет в то или иное время тех людей, которые необходимы для нашего с вами спасения. Господь посылает тех или иных светильников Своих, которые освещают человеческий жизненный путь. Таким примером, является пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Это последний из пророков и первый из мучеников, последний возвещающий о пришествии Христа и первый, я бы сказал, проповедник Евангелия и великой Божественной благодати. Но здесь главное другое, — что Господь выводит, поставляет людей, необходимых для нашего с вами спасения, когда Ему угодно. И не просто так. Жизнь родителей – Захарии и Елисаветы была строгой, в молитве, но Господь не сразу исполнил их просьбу о даровании им ребенка. Почему? Тем самым Он показывает нам, как мы должны усовершенствовать свою жизнь, чтобы достичь Тихой Пристани Царства Небесного. И когда улеглись человеческие страсти, когда человек уже не надеялся на свои силы (хотя он никогда не должен надеяться, потому что помощь наша всегда от Господа, сотворшаго небо и землю), тогда Господь вступает в действие Своей благодатью и Он дает возможность, чтобы мы поняли, что мы без Бога – никто и ничего. И в преклонном возрасте у Захарии и Елисаветы рождается Иоанн Предтеча.

Другой момент, очень важный – Господь заботиться и беспокоится о каждом человеке – согласно предания, Захария убит между жертвенником и алтарем, престолом. Праведная Елисавета уходит в пустыню, мы не знаем, как складывалась там ее жизнь, но есть предание, что до 40 дней она умерла, преставилась Богу.

На чьем попечении была жизнь Иоанна Крестителя? Кто был его воспитателем? Хочу отметить, что первый воспитатель у нас всегда Бог. Он пробуждает человеческое сердце, Он дает возможность увидеть Свою сильную и крепкую руку в нашей жизни. Второй важный момент – покровительство дала Иоанну пустыня. Наверное, его общение было со зверями (история знает множество примеров, когда подвижникам-пустынникам прислуживали звери), а пищей ему были дикий мед и акриды. Акриды – это насекомые, мошка, которые собирались роем. И сложно представить – ни горячей пищи, ни воды, ни одежды. И пустыня была его воспитателем. Он был строгий постник, и в то же время, молитва у него была от Самого Бога.

Встреча Христа с Иоанном Предтечей (миниатюра XV века)

Тем самым, Господь показывает, что никто не забыт у Бога, и, если лишь только мы хотим спастись, Господь всякими путями нам поможет спастись. Это касается, как раз, сегодняшнего времени, когда мы начинаем суетиться, пытаемся что-то сделать и думаем – вот это нужно сделать, туда пойти, то сказать… Вначале направьте свои стопы по-евангельски. Вначале прислушайтесь к голосу Иоанна Крестителя – покайтесь! Потому что Царство Божие, оно не в пустыне, не в царских палатах, а оно в нашем с вами сердце. И лишь только нужно свою жизнь вручить в руки Богу, тогда Господь пошлет и наставников, и учителей, и путеводителей. Потому, что Его благодать всегда будет сопутствовать, нашего ради спасения. Так Господь возлюбил мир, что посылает Своего Единородного Сына на крестные муки и страдания, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную.

Сегодня мы празднуем великий праздник, который не имеет ничего общего с так называемым праздником Ивана Купала. Ивана Купала – это не праздник, а языческие традиции, которые часто, к сожалению, сливаются с традициями Святой Православной Церкви. В этот день девушки хотят знать, выйдут они замуж или не выйдут, бросают венки на воду – естественно, венок поплывет, если есть сильное течение. А может быть, диавол где-то приостановит, чтобы мы поверили не Богу, вручая свою жизнь Господу, а вот этим языческим предсказаниям. Следующее языческое явление – это то, что в этот день прыгают через горящий костер. Если бы это были забавы и игры, то это не является унизительным для христианина. Потому что мы в детстве всегда прыгали через костер, когда пасли скотину, бросали венки просто так, не предавая этому какой-то магической силы или значения. Поэтому эти все языческие обряды не дают никакого счастья человеку, а наоборот заводят в заблуждение. Иоанн Креститель с этим ничего не имеет общего.

Иоанн Креститель (византийская икона, XIV век)

Конечно, к сожалению, это пошло с западных регионов Украины. Я, как выходец из региона Западной Украины понимаю и помню, как это было у нас. И я не участвовал никогда, но был зрителем этих событий. Я их не одобряю. Потому, что, еще раз повторюсь, если это ради спортивного интереса, то можно прыгать целый год через огонь и бросать венки. Но если мы хотим узнать свою судьбу, то она уже написана, мы ее делаем сами – своими поступками, делами добрыми или злыми, своим отношением к окружающим. Как мы постелим кровать, так мы и выспимся. Как мы назовем корабль, так он и плывет. Поэтому, не надо этому придавать большого внимания.

Но в этот день мы должны просить пророка и Предтечу Иоанна Крестителя, чтобы он пробудил нашу совесть своими словами покаяния – Покайтесь, потому что Царство Божие приблизилось к нам! Чтобы мы услышали голос, обличающий нашу жизнь, но не поступали, как поступил Ирод с Иродиадой и дочь их Соломия, которая плясала, и которой посоветовали в качестве награды за танец попросить голову Иоанна Предтечи. Принимать такие решения можно только в исступлении ума. Они попросили голову Иоанна Предтечи, но совесть свою они не заглушили. И получили возмездие – получили родители на тарелке голову своей дочери Соломии (переходя реку по тонкому льду, раскололся лед, и голову ей срезало льдиной). И земля расступилась и поглотила прямо в преисподнюю земли Ирода с Иродиадой. Это согласно предания – история их жизни. Поэтому, еще раз подчеркиваю, что Рождество Иоанна Предтечи нам дано для того, чтобы мы приготовили свой путь к пришествию Христа. Господь пришел, Он родился в мире, но сегодня нужно дать место Ему в своем сердце, в своей жизни. Предтеча – Предвестник Христа, он всегда взывает – покайтесь! И когда мы изменим свою жизнь – измениться общество. Когда мы изменим свою жизнь – Господь пошлет нам все блага, потому что все блага даны Высшему творению, Венцу творения – человеку. Господь сотворил видимый и невидимый мир, для служения человека. И Он хочет от нас не рабского повиновения, а хочет сыновней любви, уважения друг к другу, и чтобы мы помнили – Он – Отец, а мы – дети. А Церковь – наша мать, которая всегда спасала и спасает нас по жизни.

Есть еще мнение, что праздники православные установлены в противоречие языческим праздникам. Но хочу обратить ваше внимание, что все праздники языческие являют символику явления Христа Спасителя. Потому что все ждали какое-то Божество, все ждали какого-то изменения. Даже Иосиф Флавий говорит, что даже если бы Бог пришел во плоти, то не было бы красивее мальчика. Все ждали, что придет Бог. Поэтому делали божества. Например, поклонялись солнцу. В практике Церкви – Христос называется Солнцем Правды. Преподобный Антоний обращается к солнцу: «Солнышко, ты не восходи для того, чтобы я увидел Христа – Солнце правды, Который сотворил тебя и согревает меня Своей любовью».

То, что Иоанн Предтеча родился в этот день, этому есть исторические доказательства. А все заговоры, заклинания языческого мира – это жалкое подобие человека, который низводит себя в самую низшую степень творения. Не надо в это углубляться, а нужно жить по Евангелию и знать хоть немного историю.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Рождество святого славного пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Иоанна Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Православные и Церковные праздники в июле.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – один из великих праздников Русской Православной Церкви, отмечается ежегодно 7 июля (24 июня по старому стилю).

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос свидетельствовал о нем «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). О его рождении было предвозвещено пророком Исайей еще за 700 лет до самого события. Исайя говорил, что перед пришествием в мир Сына Божия явится в Израиле пророк, который будет Его Предтечей, возвестит людям о Нем, уготовит сердца их к Его пришествию: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему… и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» (Ис. 40:3, 5).

Рождество Иоанна Предтечи описано евангелистом Лукой. Согласно этому рассказу, отцом святого Иоанна был праведный священник Захария, который принадлежал к чреде Авиевой; матерью – праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова, родственница Пресвятой Богородицы. Жили они в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского». Захария и Елисавета были люди, испытанные в благочестии, поступающие всегда и во всем по указанию заповедей Божиих. Дожив вместе до преклонного возраста, супруги не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» – испытание самое чувствительное для верующего израильтянина, который в каждом новорожденном видел залог обещанного Мессии. Несомненно, праведные супруги постоянно воссылали слезные, пламенные молитвы к Богу о разрешении их неплодства.

Однажды во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который предсказал ему рождение сына Иоанна. По обетованию архангела Гавриила, сын его «не будет пить вина и сикера» в знак своей особой посвященности Богу и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».

Захария выразил сомнение в возможности рождения ребенка, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем. В этом состоянии праведный Захария пребывал до момента наречения имени новорожденному младенцу. Между тем, стоявший все святилища народ пришел в смущение: священник долго не возвращается из храма. После того как Захария вышел к ним, по его внешнему виду и немоте – Захария «объяснялся… знаками» – все догадались, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, избавившему ее от бесплодия. На шестой месяц в городе Назарете архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира. Чтобы излить Свою надежду и радость, Святая Дева Мария сразу же пошла к Своей родственнице Елисавете и приветствовала ее. Лишь только это скромное приветствие коснулось слуха Елисаветы, взыграл младенец во чреве ее (как и предсказал архангел Гавриил Захарии в храме); и Елисавета исполнилась Святого Духа и пророчески сказала: «благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Едва кончила свою хвалу Елисавета, как начинает Дева Мария известную всему миру песнь «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:42–43). Три месяца прожила Пресвятая Богородица у Елисаветы и возвратилась домой.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники радовались вместе с ней и в восьмой день собрались в ее доме, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в их родстве. И тотчас, по предсказанию архангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении стал прославлять Бога и предрекать своему сыну будущее: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк. 1:76–77).

По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. Рассерженный Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Несмотря на угрозы, Захария не выдал местонахождения Иоанна, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне и готовился к своему служению строгим постом и молитвой до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

глас 4

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод: Пророк и Предтеча пришествия Христова, достойно восхвалить тебя не можем мы, с любовью почитая тебя; ибо бесплодие родившей и немота отца окончились славным и священным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия миру возвещается.

Велчание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

ЕВАНГЕЛИЕ

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения,- тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́ , что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, ка́ к бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. (чтение на Литургии – Евангелие от Луки 1:5–25, 57–68, 76, 80)

Рождество святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Часто задают вопрос: когда праздник Ивана Купалы по славянскому календарю? Задают и не знают, что празднуется этот день дважды: 24 июля – в самый длинный день в году – и 7 июля, когда приходит к нам религиозный праздник Рождества Иоанна Крестителя.

Почему так причудливо переплелись эти праздники? Отправляемся вглубь истории…

Древний праздник Ивана Купалы

До христианства наши предки молились языческим богам. Культ язычества – древний, связанный с силами природы и магической мощью родной земли. Славяне издревле молились многим богам, каждый из которых символизировал стихии.

Праздник Ивана Купайлы – это гимн Солнцу, прославление лета и его даров. Приходил он на праздник в летнее солнцестояние, что спускалось на землю в конце июня. Самый длинный день и самая короткая ночь – вот повод отчертить границу лета. Славяне .

Считалось, в эту ночь полевая и лесная зелень особенно сильна и наполнена животворящей, магической силой. Травы и цветы, плоды, собранные в ночь на Ивана Купалы – самые целебные. Солнце растворилось в соках и наполнило растения волшебством.

Именно тогда появилось предание о цветке папоротника, что расцветает на Ивана Купалы. И если влюбленная пара найдет его, увидит этот огненный цветок, подаренный самим Ярилой-Солнцем, – будет счастлива, богата и проживет долгую радостную жизнь.

Говорят, тот, кто сможет хотя бы увидеть этот дивный цвет, открывает для себя сверхвозможности: слышит голоса птиц и животных, видит сквозь стены и толщи земные, находит клады и повелевает силами природы. Потому-то так искали его деревенские ведуньи и называли папоротник разрыв-травой – травой, что помогает преодолеть все препятствия, разбить оковы, разорвать реальный мир и увидеть потустороннее…

Непрост путь поиска. Вся лесная нечисть выходит из своих убежищ и чинит препятствия смельчакам, но самые смелые, самые отважные, рискуют – и находят желаемое.

Не спите с 6 на 7 июля – Купальская ночь полна неожиданностей. Вышедшие из водоёмов русалки, кикиморы и водяные, из лесов – лешие, оборотни и ведьмаки шатаются окрестностями, пугают народ, наводят миражи, порчу и болезни на домашних животных.

Потому-то так сильны на Купалу магические обряды и ритуалы. Они охранят, очистят, омоют и дадут силу телу и духу. Все купальские обряды связаны с растениями, огнём и водой. В эту ночь прыгайте через костёр, купайтесь в реках и озёрах, собирайте травы и украшайте ими головы, дома, пристройки. А на утренней заре раздевайтесь догола – и вперед, по утренней росе. Да так, чтобы тело горело, забирая силу и здоровье самой матушки-земли…

В эту ночь гадайте. На суженых да ряженых, на желания да на будущую жизнь. Кто знает, как действуют силы природы и почему они иногда действительно предсказывают?..

Длятся до дня Петра и Павла – 12 июля, так что если вы опоздали сделать это в ночь на Ивана Купала, можете не расстраиваться.

Рождество Иоанна Крестителя
Он появился на свет в далёком Иерусалиме. Сын Елизаветы и священника Захария изначально был предназначен для великого.

Пожилая семейная чета уже не надеялась на счастье отцовства. Но Ангел сошел с небес и сказал Захарию, что скоро родится у него сын. Захарий не поверил ангелу, за что на его уста ангел наложил безмолвие.

Иоанн родился ровно за полгода до рождения Иисуса. Его немой отец написал его имя на дощечке, подтверждая, что нарекает его Иоанном, и тут же смог снова говорить: речь вернулась к нему, чтобы он мог прославлять Бога.

Иоанну выпала удивительная жизнь, полная лишений и странствований по пустыне, пророчеств и истинного служения Богу.

В своё время он явился миру и выполнил великую миссию – крестил Иисуса в реке Иордан.

Он был великим из пророков, что не боялись говорить правду даже о сильных мира сего. За свою позицию он был схвачен и заточен в темницу. А позже – обезглавлен царём Антипой. За пляску Саломии, дочери Иродианы, которую обличал Иоанн в своих проповедях, царь приказал отсечь Иоанну голову и преподнести на блюде жестокой красавице.

Фигура Иоанна Крестителя – велика в религиозном мире. На нём заканчивается Ветхий Завет и начинается Новый, повествующий о деяниях Иисуса Христа.

7 июля – великий религиозный праздник – Рождество Иоанны Предтечи или Крестителя. Его отмечают верующие христиане во всем мире.

Почему язычество шагает рядом с христианством?

После крещения Руси искоренялось язычество. Но так ли это просто: вырвать глубокие корни и заменить их новым деревцем?.. Так ли это просто отбросить всё старое и насадить новое?

Язычество уходило постепенно. С болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно.

Поэтому и переплелись истинно народные празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения.

Истинные славяне продолжают праздновать, например, День Ивана Купала 24 июня. А когда менялся старый стиль на новый, перекочевал этот праздник в 7 июля и совпал с Рождеством Иоанна. Так и идут они рядом – религиозный и народный праздник, сплетенные самой жизнью и историей.

Когда праздновать Ивана Купала? По календарю славян или по общепринятому? Это каждый решит сам для себя. Тем более, что купальские обряды и празднования не ограничиваются одним днем. И для тех, кто любит праздники, есть повод продлить очарование лета плясками и играми у костра Купальца, гаданиями и поиском удивительного цветка папоротника…

Последние материалы сайта