А. троп – перенос наименования по сходству признаков. Типы переносных значений

12.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ВАРИАНТ 1

А. реферат, аннотация

Б. отзыв, рецензия

В. тезисы, резюме

Г. аннотация, отзыв

А. заимствованное слово;

Г. общеупотребительное слово.

А. этикетка

В. логотип

Г. бренд

А. одушевление

Б. олицетворение

В. превращение

Г. преображение

А. мировосприятие

Б. мироздание

В. умонастроение

Г. жизненное положение

В. Талантливым надо помогать – бездарные сами пробьются.

Г. Честные люди подкупают своей искренностью.

8. К аудиальным СМИ относятся …

А. радио

Б. телевидение

В. газеты и журналы

Г. документальное кино

А. проект

В. мусор

  1. Укажите неправильный вариант значения слова “гламур”

А. роскошь

Б. стиль

Г. глянец

  1. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию ненормативная лексика

А. нецензурная лексика, нецензурная брань

Б. бранная лексика, матерная лексика

В. разговорная лексика, жаргонная лексика

Г. просторечная лексика, бытовая лексика

12. Неверный синоним к слову скабрёзный:

А. похабный

Б. некорректный

В. неприличный

Г. непристойный

А. роженица

Б. кухонный

В. каталог

А. ракушка

Б. тефтели

В. инсульт

Г. средства

15. К типам плана относятся

А. назывной, вопросный, развёрнутый, тезисный

Б. простой, сложный, развёрнутый, вопросный

В. назывной, вопросный, простой, тезисный

Г. простой, развёрнутый, назывной, тезисный

сизифов труд :



А. тяжёлый труд

Б. полезный труд

В. напрасный труд

Г.долгий труд

17. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:

А. свойства

Б. сумерки

В. тапочки

Г. правила

18. Укажите, в каком варианте есть слово с переносным значением

А. военное время

Б. кричащий наряд

В. удивлённый взгляд

Г. верный друг

19. Закончите правильно предложение: Статья посвящена …

А. проблеме вредных привычек

Б. широкому кругу читателей

В. узкому кругу читателей

Г. проблемам вредных привычек

20. Закончите правильно речевое клише: Мне представляется важным …

А. сказать тот факт

Б. указать тот факт

В. отметить тот факт

Г. отмечать тот факт

ВАРИАНТ 2

1. Укажите правильный вариант определения слова “метонимия”.

А. троп – перенос наименования по сходству признаков

Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

В.троп для обозначения части всего целого

Г.троп – художественное определение

2. Резюме-вывод должен содержать от … до … предложений.

Б. 1, 3

3. Определите строку со словом, которое пишется через дефис

А. (во) первых

Б. (в) право

В. (во) преки

Г. (за) ново

4. Укажите правильный вариант значения слова «амбразура»?

А. застава, крепость

Б. прикрытие, защита

В. бойница, проём

Г. точка, опора

5. Укажите правильное значение слова “альтруизм”

А. бессердечие, равнодушие

Б. беспечность, беззаботность

В. бескорыстность, жертвование

Г. бесславие, забвение

6. Укажите правильный вариант определения термина “аннотация”

А. кратко сформулированные основные положения первоисточника

Б. сжатое изложение содержания основных положений первоисточника

В. краткая характеристика содержания первоисточника

Г. критический анализ основного содержания первоисточника

7. В каком из жанров содержится минимальное количество клише

А. в рецензии



Б. в реферате

В. в резюме-выводе

Г. в аннотации

8. Определите, недостающую часть в структуре рецензии: Предмет анализа, …,

А. назначение работы

Б. актуальность темы

В.цель работы

Г. адресат

  1. Укажите существительное, которое используется только в единственном числе.

А. информация

Б. квитанция

Г. облигация

  1. Укажите правильный вариант значения слова “инсталляция”

А. установка

Б. проект

В. выставка

Г. картина

11. Укажите правильный вариант определения термина “рецензия”

Г. корректный

13. Слово с ударением на третьем слоге:

А. танцовщица

Б. обеспечение

В. похороны

Г. средства

14. Слово, допускающее ударение и на первом, и на втором слоге:

А. щавель

Б. квартал

В. хаос

15. Укажите правильный вариант определения слова “презентация”

А. представление новых идей и проектов

Б. иносказательный язык

В. красивый язык

Г.иностранный язык

17. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию “газеты и журналы”

А. печать

Б. периодическая печать

В. аудиальные СМИ

Г. пресса

тэ:

Б. компьютер

В. террор

Г. текстиль

Нельзя усомниться …

Б. правильной точки зрения…

Г. в правильности точки зрения …

20. Укажите правильное название вредной привычки:

А. злоупотребление алкоголем

Б. употребление алкоголя

В. употребление алкоголем

Г. злоупотребление алкоголя

ВАРИАНТ 3

1. Укажите правильный вариант определения слова “синекдоха”.

А. троп – перенос наименования по сходству признаков

Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

В.мечтать

Г. засыпать

4. К видам аннотации относятся

В. продление

Г. проверка

  1. Укажите верное значение слова “промоутер”

А. покупающий

Б. продвигающий

В. продающий

Г. представляющий

Г. достаток

10.Укажите правильный вариант значения слова “мониторинг”

А. наблюдение

Б. проверка

В. контроль

Г. исправление

11. Укажите неправильный вариант синонимов к понятию первичный текст

А. первоисточник

Б. конспект

В. исходный текст

Г. оригинал

12. Укажите правильный вариант синонимов к слову жаргон

А. арго, сленг

Б. лексикон, просторечие

В. разговорная лексика, спонтанная речь

Г. ненормативная лексика, нецензурная брань

13. Слово с ударением на втором слоге:

А. каталог

В.колледж

14. Слово с ударением на последнем слоге:

Б.простыня

В. пуловер

одеть :

В. коварные дары

Г.бесполезные дары

17. Сложносокращённое слово, образованное путём сложения начальных звуков:

В. ТВ

18. Слово, в котором “ме” произносится как мэ:

А.менталитет

Б. резюме

В. мегаполис

Г. меркантильный

19. К типам тезисов относятся

А. первичные, вторичные

Б. информативные, комментарийные

В. простые, сложные

Г. информативные, оригинальные

20. Укажите вариант с написанием мягкого знака в слове:

А. Он обязательно согласит(ь)ся это сделать.

Б. Они согласят(ь)ся потом.

ВАРИАНТ 4

1. Укажите правильный вариант определения слова “эпитет”.

А. троп – перенос наименования по сходству признаков

Г. предмет анализа

  1. Укажите неправильный вариант в цепочке синонимов к понятию “фаворит”

А.избранный

Б. любимец

В.успешный

Г. любимчик

4. Укажите недостающий синоним в следующей цепочке: амулет, талисман, … .

А. сувенир

Б.подарок

Г. оберег

5. Укажите правильный вариант синонимического словосочетания к понятию

арготическая лексика

А. жаргонная лексика

Б. разговорная лексика

В. ненормативная лексика

Г. бранная лексика

6. Укажите неверное значение слова “абсурд”

Б. ошибка

В.нелепость

Г. бессмыслица

7. Резюме-вывод производит … текста первоисточника.

А. воспроизведение

Б. пересказ

В. изложение

Г. компрессию

8. Рецензия является … .

А. разновидностью конспекта

Б. одним из видов плана

В.вторичным научным жанром

Г. плановым конспектом

9. Укажите существительное, которое имеет только форму единственного числа.

В. бизнес

Г. уровень

10. Укажите неправильный вариант значения слова “визуальный”

А.понятный

Б. зрительный

В. наглядный

Г. видимый

11. Тезисы – это …

А. наикратчайшее изложение содержания первоисточника

Б. сжатое изложение основной информации первоисточника

В. США

13. Слово с ударением на последнем слоге:

А. колледж

Б. пуловер

Г. шприцы

14. Слово с ударением на втором слоге:

А. кухонный

Б.маркетинг

В. цепочка

Г. тефтели

15. Укажите предложение с неверным использованием слова одеть :

Г. метонимия

18. Слово, в котором нет буквы Ё:

А.аф(е-ё)ра

Б. ж(е-ё)лтый

В. св(е-ё)кла

Г. ж(е-ё)лчь

19. Для какого вторичного научного жанра характерно свёртывание информации по

принципу: минимум языковых средств – максимум информации?

А. для аннотации

Б. для резюме-вывода

В. для реферата

Г. для отзыва

20. Укажите правильный вариант синонимического словосочетания к понятию

арготическая лексика

А. жаргонная лексика

Б. разговорная лексика

В. ненормативная лексика

Г. бранная лексика

ВАРИАНТ 5

1. Укажите правильный вариант определения слова “инверсия”.

А. прямой порядок слов

В. мальчик

Г. тинэйджер

5. Укажите правильное значение слова “меценат”

Г. отзыв, рецензия

8. Вторичные научные жанры – это …

А. аннотация, реферат

Б. заявление, автобиография

В. монолог, полилог

Г. расписка, доверенность

8 К видам СМИ относятся …

А. характеризует произведение в определённых аспектах, рассчитана на узкий круг

специалистов

Б. даёт сведения о том, что является общим для нескольких источников на одну

Б. второй слог

В. предпоследний

Г. последний

А. простыня

Б. щавель

В. хаос (в сумочке)

Г. торты

15. Укажите правильный вариант синонимичного словосочетания к понятию

первичные тезисы

А. оригинальные тезисы

Б. простые тезисы

В. информативные тезисы

Г. тезисы глагольного строя

16. Лексическое значение античного фразеологизма вавилонское столпотворение :

А. организованный поход, движение вперёд

Б. стихийный митинг, собрание

А. одежда

Г. договор

18. Укажите вариант с написанием Й

А. факультет информационных технологи(и-й)

Б. много информаци(и-й)

В.нет полезной информаци(и-й)

Г. незнание этой технологи(и-й)

19. Закончите правильно клише: Нельзя …

А. не подчёркивать тот факт, что …

Б. не сказать тот факт, что …

В. подчеркнуть тот факт, что …

Г. не подчеркнуть тот факт, что …

20. Укажите вариант с ошибкой в написании словосочетания, называющего

одну из глобальных проблем современности:

А. проблема космоса и океана

ВАРИАНТ 6

1. Укажите правильный вариант определения термина “реферат”

А. даёт представление только о главной теме первоисточника

Б. корректной

В. безапелляционной

Г. краткой

  1. Укажите неправильный вариант синонима к слову “триумф”

А.блестящий успех

Б. выдающаяся победа

В.торжество победы

Г. неожиданная победа

4. Укажите слово, имеющее значение “божественный дар, наделённость человека

свойствами исключительности”

А. гламурность

В. респектабельность

Г. харизма

5. Укажите правильное значение слова “аутсайдер”

А. ненужный человек

Б. неудачник

В. посторонний человек

Г. неприятный человек

6. Укажите верное значение слова “браузер”

А. ликвидатор

Б. обозреватель

В. регулятор

Г. указатель

7. Укажите принцип свёртывания информации в резюме-выводе:

А. максимум смысла – минимум языковых средств

Б. минимум языковых средств – максимум логики

В. максимум языковых средств – минимум информации

Б. актуальность темы

В.цель работы

Г. адресат

9. Укажите существительное, которое имеет форму и единственного, и

множественного числа.

А. одежда

Б. мебель

10.Укажите правильный вариант значения слова “имидж”

Б. фигура

В. характер

Г. образ

6. 11. Укажите правильный вариант синонимов к понятию нецензурная лексика

А. жаргонная лексика, просторечие

В. технология

Г. инновация

13. В словах жалюзи, каталог, средства, цепочка ударение падает на …

А. последний, последний, первый, второй слоги

Б. первый, второй, первый, первый слоги

В.первый, второй, первый, второй слоги

Г. последний, последний, первый, первый слоги

14. Слово с ударением на первом слоге:

А. инсульт

Б. добыча

В. ягодицы

15. Укажите вариант предложения, в котором слово хаос с ударением на первом слоге

А. В комнате царил полный хаос.

Г. ВУЗ

18. Слово, в котором “те” произносится как тэ:

А.терроризм

Б. телеграф

В. свитер

19. Укажите неправильный вариант синонимов к словосочетанию компрессия текста

А. сокращение текста

Б. свёртывание текста

В. пересказ текста

Г. сжатие текста

20. Укажите вариант с неправильно заданным вопросом.

А. Посмотрев на мои часы, он спросил: “Который час?”

Б. Я поинтересовался: “Сколько времени будет идти лекция?”

ВАРИАНТ 1

1. Укажите правильный вариант определения слова “метафора”.

Б.троп для обозначения явлений, тесно связанных друг с другом.

В.троп для обозначения части всего целого

Г.троп – художественное определение

2. Укажите, какие жанры предполагают критическую оценку работы:

А. реферат, аннотация

Б. отзыв, рецензия

В. тезисы, резюме

Г. аннотация, отзыв

  1. Укажите правильный вариант определения слова “варваризм”

А. заимствованное слово;

Б. устаревшее слово, вышедшее из активного употребления;

В.иностранное слово, не полностью освоенное языком;

Г. общеупотребительное слово.

4. Какое из слов имеет значение «марка»?

А. этикетка

В. логотип

Г. бренд

5. Укажите правильное значение слова “аватар”

А. одушевление

Б. олицетворение

В. превращение

Г. преображение

  1. Укажите неверное определение понятия “менталитет”

А. мировосприятие

Б. мироздание

В. умонастроение

Г. жизненное положение

7. Укажите предложение, в котором есть антонимы:

А. Серость и посредственность – родные сёстры зависти.

Б. В нём угадывался незаурядный, неординарный человек.

Способы переноса значений слова

В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета присваивается другому, различают три типа полисемии: метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора (гp. metaphora - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному: они могут быть похожи по форме (кольцо 1 на руке - кольцо 2 дыма ); по цвету (золотой 1 медальон - золотые 2 кудри ); по функции (камин 1 - "комнатная печь" и камин 2 - "электрический прибор для обогревания помещения"). Сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост 1 животного - хвост 2 кометы ), в их оценке (ясный 1 день - ясный 2 стиль ), в производимом ими впечатлении (черное 1 покрывало - черные 2 мысли ) также нередко служит основанием для наименования одним словом разных явлений. Возможны сближения и по другим признакам: зеленая 1 клубника - зеленая 2 молодежь (объединяющий признак - "незрелость"); быстрый 1 бег - быстрый 2 ум (общий признак - "интенсивность"); тянутся 1 горы - тянутся 2 дни (ассоциативная связь - "протяженность во времени и пространстве").

Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.

Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой 1 старик - седая 2 древность - седой 3 туман; черное 1 покрывало - черные 2 мысли - черная 3 неблагодарность - черная 4 суббота - черный 5 ящик (на самолете).

Метафоры, расширяющие полисемантизм слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют "сухими", "мертвыми": колено трубы, нос лодки, хвост поезда . Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля . Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств; пожар голубой .

Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова ; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал ); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры - достояние художественной речи, их создают мастера слова.

Метонимия (гр. metonymia - переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.

Так, метонимическим является перенос названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро - Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро ); названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория - Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора ); названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо - вкусное блюдо ); названия действия на его результат (заниматься вышивкой - красивая вышивка ); названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы - подземный переход ; защита диссертации - играть в защите ); названия предмета на его обладателя (тенор - молодой тенор ); имя автора на его произведения (Шекспир - ставили Шекспира ) и т.д.

Как и метафора, метонимия может быть не только языковой, но и индивидуально-авторской. Последние часто встречаются. в художественной речи, например, у А. С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале ; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Синекдоха (гр. synekdoche - соподразумевание) - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша 1 - "фруктовое дерево" и груша 2 - "плод этого дерева"; голова 1 - "часть тела" и голова 2 - "человек умный, способный"; вишня созрела - в значении "вишни"; мы люди простые - так отзывается говорящий о себе самом.

На синекдохе основаны переносы значения в таких, например, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. Например, слово платье обозначает "одежду, которую носят поверх белья": магазин готового платья ; ...Вынь ему что-нибудь из моего платья . Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп (П.). Однако в результате сужения понятия это же слово может употребляться и в другом значении - "женская одежда особого покроя": Она была в белом платье с розовым поясом (Л. Т.). Слово основа вначале имело узкое значение: "продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани", но со временем объем значения этого слова расширился и оно стало означать - "главное, на чем строится что-либо, сущность чего-нибудь". Однако сужение этого, нового, значения придает слову терминологический характер: основа - "часть слова до окончания".

Появление новых значений приводит к расширению семантического объема слов, а следовательно, и к увеличению их выразительных возможностей, способствует развитию лексико-семантической системы языка в целом. Однако для русского языка характерно и сужение семантической структуры слова. Некоторые значения слов архаизуются, выходят из употребления. Например, слово натура имеет следующие значения:

  • 1. "Природа" [Натура призывает меня в свои объятия (Карамз.)].
  • 2. "Характер человека, темперамент" (пылкая натура ).
  • 3. "То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия и т. п. в отличие от изображенного" (рисовать с натуры ).
  • 4. "Тот, кто позирует перед художником" - спец. (рисовать натуру ).
  • 5. "Товары, продукты как платежное средство взамен денег" (расплачиваться натурой ).

Первое значение, с которым слово натура было заимствовано из французского языка в конце XVIII в., в современном русском языке устарело (в словарях к нему дается помета: стар. ). Остальные значения развились на этой основе и в наши дни активно функционируют. Таким образом, расширение семантического объема слова определяет развитие многозначности и преобладает над процессом утраты словом его отдельных значений.

Санкт-Петербург

Реферат по русскому языку

Тема: Использование переносного значения слова для создания художественных тропов

Ивлев Андрей

2003г .

I. Вступление

II. Использование переносного значения слова для создания художественных тропов

1. Многозначность слова. Понятие “внутренняя форма” слова

2. Прямое и переносное значение слова

3. Типы переносов

а) Перенос по сходству - метафор а

б) Перенос по смежности - метонимия

в) Третий тип переносных значений

4. Художественный стиль. Понятие тропов

5. Использование тропов в художественной литературе

а) Метафора

б) Метонимия

в) Синегдоха

г) Гипербола

д) Литота

е) Символ

III. Заключение

IV. Исполь зованная литература

V. Приложение

Всемирно известный деятель культуры XX в., художник и философ Н. К. Рерих говорил: “Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество - нераздельны”.

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке “все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…”. Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, великий критик В. Г. Белинский отмечал: “Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий”.

Одним из доказательств богатства и гибкости русского языка является многозначность слов и их переносное значение.

Многозначность слова . Понятие “внутренняя форма” слова.

Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).

Большое количество слов имеет несколько (два и более) значений.

Так, слово кольцо имеет значения:

1) “предмет из металла, имеющий форму круга”, например: “Проголодавшегося медведя запрут бывало в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо

(А.C. Пушкин);

2) “то, что имеет форму такого предмета”, например: “Петр Иванович закурил сигару и пустил кольцо дыма”

(И.А. Гончаров).

Слово кипеть обозначает:

1) “бурлить, испаряясь от сильного нагревания” (о жидкостях), например: “В нем [котле] кипит уха”

(А.П. Чехов);

2) “развиваться, проявляться бурно, стремительно”, например: “Дело кипело с необычайной быстротою”

(А.И. Герцен).

Слово золотой обозначает:

3) “сделанный из золота”, например: “На руках золотые перстни”

(А.С. Пушкин);

4) “цветом или блеском похожий на золото”, например: “Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца”

(А.С. Пушкин).

Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью , или полисемией (от греческого poly – много и sema – знак). Многозначность возможна потому, что предметы, действия и признаки имеют какие-то общие стороны и свойства – это позвjляет использовать для их обозначения одно слово.

Многозначным словам свойственна так называемая “внутренняя форма”. “Внутренняя форма” многозначного слова - это или сохраненное или утраченное им первоночальное значение, на базе которого могли возникнуть все другие значение данного слова.

Например, слово ручной имеет следующие значения:

1) “предназначенный, приспособленный для руки (рук)” - ручное полотенце ;

2) “изготовленный ручным способом” - ручная вышивка ;

3) “приводимый в действие с помощью рук” - ручной станок ;

4) “легкий, негромоздкий, удобный для переноски” - ручная кладь ;

Перечисленные значения слова ручной имеют смысловую основу, которую можно определить словами: “имеющий какое - либо отношение к руке (рукам)”. Эта общая смысловая основа является первичным значением слова ручной и служит его “внутренней формой”.

Многозначность способствует обогащению лексики русского языка.

Прямое и переносное значение слова .

У многозначного слова одно из значений бывает основное, прямое , т.е. только называющее предмет, действие или признак; другие значения - переносные , связанные с прямым значением по смыслу.

Так, слово сеять имеет прямое значение "разбрасывать семена в почву для посева", например: "Наступила весна, надо было сеять яровые и клевер"

(А.П. Чехов).

У этого же слова есть и переносные значения:

1) "разбрасывать, распылять" (о снеге, дожде и т.п.), например: "Низко нависшие тучи сеяли снег"

(Л. Андреев);

2) "распространять среди людей" (слухи, сведения), например:"Сейте разумное, доброе, вечное..."

(Н.А. Некрасов).

Переносное значение слова возникает на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.п.) на другой, в чем либо сходный с ним. Таким образом, переносное значение слова отражает связь между словом и называемым явлением действительности не прямо, а через сопоставление с другими словами. Например, прямое значение слова дождь - "атмосферные осадки в виде водяных капель", а переносное - "поток мелких частиц чего нибудь, сыплющихся во множестве".

Одно слово может иметь несколько переносных значений. Так у слова гореть следующие значения:

1) быть в жару, в лихорадчатом состоянии – больной горит ;

2) краснеть от прилива крови – щеки горят ;

3) сверкать, блестеть – глаза горят ;

1) испытывать какое - нибудь сильное чувство – гореть любовью к поэзии .

Типы переносов .

Существуют два типа переноса наименования:

1) по сходству (метафора );

2) по смежности - реальной связи объектов (метонимия ).

Перенос по сходству - метафор а.

Чем-то похожие друг на друга объекты начинают называться одним словом.

Сходство между предметами может быть:

1) внешнее:

а) форма: лента дороги , пузатый чайник ;

б) цвет: медные волосы , серый человек ;

в) расположение: горло залива , цепь гор ;

г) размер, количество: море слез , гора вещей ;

д) степень плотности: стена дождя , кисель дорог ;

е) степень подвижности: быстрый ум , машина ползет ;

ж) характер звучания: дождь барабанит , скрипучий голос ;

2) функциональное: дворники машины , брачные оковы ;

3) в восприятии человеком: холодный взгляд , кислое выражение лица ,

Перенос по смежности - метонимия .

Два явления, реально связанных друг с другом (пространственно, ситуативно, логически и т. д.), получают одно наименование, называются одним словом.

Связь явлений бывает:

1) пространственная – помещение и люди, находящиеся в нем: класс опоздал , зал аплодировал ;

2) временна́я – действие и предмет – результат этого действия: подарочное издание , набор инструментов ;

3) логическая:

а) действие и место этого действия: вход , остановка ;

б) действие и люди, его производящие: защита , нападение (защитники, нападающие);

в) материал и изделие из этого материала: носить золото , меха ; выиграть золото , серебро , бронзу ;

Разновидностью этого типа переноса является перенос наименования с части на целое и с целого на часть

(синекдоха ):

1) с части на целое: в семье прибавился лишний рот (= человек), стадо в сто голов скота (= животных), номер в гостинице (= комната);

2) с целого на часть: соседи купили машину (= автомобиль); но машиной называется и целый класс механизмов: стиральные, швейные и др. машины.

Третий тип переносных по происхождению значений характеризуется тем, что их образность не ощущается (в лингвистике их называют “сухими”): ножка стула, шляпка гриба, гусеницы трактора, солнце зашло , часы идут . Эти значения являются основными наименованиями определенного предмета, признака или действия: переносные по происхождению, они являются прямыми с точки зрения использования в современном языке и не имеют в словаре пометы переносное . Например, слово нос теперь употребляется в прямом значении, если речь идет и об органе обоняния, находящемся на лице у человека или на морде животного, и о передней части судна.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте: капля – капля воды (прямое), капля жалости (переносное); ненасытный – ненасытное животное (прямое), ненасытное честолюбие (переносное); золотай – золотой перстень (прямое), золотая осень (переносное);

Переносное значение является одним из значений многозначного слова и дается в толковых словарях с пометой перенос .

Многозначность слова, его способность употреблятся в переносных значениях широко используются писателями и публицистами как средство, позволяющее представить явления более конкретно и наглядно, например: "Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли."

(Л.Н. Толстой)

Кой-где висят тумана клочья ,

Но горизонт зарей объят ,

И всходит солнце белой ночью,

Березы белые кипят ...

(А. Прокофьев)

Художественный стиль . Понятие тропов .

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

Художественный стиль характеризуется некотрыми выразительными средствами, одно из которых тропы.

Тропы это обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Троп может быть средством украшения художественного изображения и речи.

К тропам относят обычно метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу, литоту и др. Особое место среди них занимает символ. С некоторыми оговорками к тропам можно отнести и эпитет.

При образовании тропов активную роль играет ассоциативное мышление.

Степень образности и распространенности в языке у разных переносных по происхождению значений различна.

Часть переносных употреблений не используется нами в речи и существуют лишь в тексте определенного автора. Это индивидуальные (авторские) метафоры и метонимии: медные кишочки автомобиля (И. Ильф и Е. Петров), скула яблока (Ю. Олеша). Образность их максимальна, употребление связано лишь с авторским текстом. В словарях эти переносные значения не отражаются.

Другие метафоры и метонимии являются общеупотребительными, они не связаны с определенным текстом и употребляются носителями языка в разных ситуациях (обычно в разговорной речи): стена леса, море слез, звезда экрана, пилить (ругать). Их образность меньше, чем у авторских, но отчетливо ощущается носителями языка. Они отражаются в словаре и имеют помету переносное .

Метафора .

Метафора (греч. metaphora – перенос) – это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия объекта, сходного с первым в чем то. Это как бы "смещенное" переносное название предмета.

Большой мастер поэтической метафоры – И.С.Тургенев. Вот несколько примеров из "Бежина луга": "Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изретка и смутно мерцая обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругомменя... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света ..."

Картину летней ночи, когда река кажется стальной и холодной, сменяет бурный рассвет, целые потоки света нарастающей яркости, тепла. Они текут, подобно водяным потокам, предвещая жаркий летний день.

Метафора бывает не только одинокой: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, а во многих случаях охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Обычное употребление слова благодаря его образному осмыслению становится основной разветвленной, многоплановой метафорой.

Именно так обстоит дело с глаголом надевать и связанными с ним по смыслу словами в стихах для детей "Не забудь" А.Вознесенского.В первой строфе этот глагол употреблен в своем основном (прямом) значении (надевать трусы, майку, джинсы и т.д.):

Человек надел трусы,

майку синей полосы,

джинсы белые, как снег,

надевает человек.

Человек надел пиджак,

на него нагрудный знак

под названием "ГТО".

Сверху он надел пальто.

Процесс "одевания" человека предстает далее как фантастический, а сам глагол надевать , получая необычную сочетаемость, становится основой метафор. Процесс "одевания" воспринимается уже не только в обычном, но и в переносном смысле как обрастание вещами, всем созданным на земле, покорение космоса:

На него, стряхнувши пыль,

он надел автомабиль .

Сверху он надел гараж

(тесноватый - но как раз!),

сверху он надел наш двор,

как ремень надел забор ,

сверху наш микрорайон ,

область надевает он.

Опоясался как рыцарь

государственной границей .

И, качая головой,

надевает шар земной .

Черный космос натянул,

крепко звезды застегнул,

Млечный Путь - через плечо,

сверху кое-что еще...

Но человек забыл о времени! Бытовое представление об оставленных где-то дома часах перерастает в символическое Время, имеющее глубокий филосовский, гражданский, гуманистический смысл как воплащение лучших идеалов Человечества:

Человек глядит вокруг.

у созвездия Весы

он вспомнил, что забыл часы.

(Где-то тикают они

позабытые, одни?..)

Человек снимает страны ,

и моря и океаны ,

и машину , и пальто .

Он без Времени - ничто.

Совмещение двух указанных планов - прямого и переносного, иносказательного - создает в последней строфе стихотворения подтекст нравоучительного содержания:

Он стоит в одних трусах,

Держит часики в руках.

На балконе он стоит

И прохожим говорит:

По утрам, надев трусы,

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ЧАСЫ!"

Метонимия.

Метонимия (греч. metonymia – переименование) – это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношением. В отличие от метафоры метонимия не предпологает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами, явлениями или признаками. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание предмета, явления, события, при котором из содержания мысли художественно выделяется тот или иной характерный признак.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск , и шум , и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

(А.С. Пушкин)

Один из приемов художественной изобразительности здесь – метонимическое употребление слов, которые обозначают блеск, шум и говор высшего света (людей) на балах, перушку холостых, молодых людей, шипенье пенящегося вина в бокалах.

Метонимия может быть основана не только на пространственных и временных, но и на других ассациациях, например на причинно-следственных: дожить до седин обыкновенно имеет значение до старости (седина – следствие старости) и т.п.

Языковая образность заметно усиливается когда в тексте каламбурно сталкиваются прямое и переносное метонимические значения. Рассмотрим разговор персонажей “Недоросля” Д.И. Фонвизина, обсуждающих успехи Митрофана:

Г-ж а П р о с т а к о в а. Что, каково, мой батюшка?

П р о с т а к о в. Какого, мой отец?

П р а в д и н. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Г-ж а П р о с т а к о в а. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

С к о т и н и н. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй . Мастер, собачий сын, откуда что берется.

Существительное история выступает здесь в двух разных значениях – наука о развитии человеческого общества и рассказ, повествование, происшествие.

Комизм ситуации – в их столкновении.

Синегдоха .

Синегдоха (греч. synekdoche – соотнесение) – разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.

Синегдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое – подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы “додумывается”, воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу :

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу .

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

(А.С. Пушкин)

Классический пример синегдохи – “Все флаги в гости будут к нам”: флаг употребляется здесь как обозначение корабля, флота, плавающего под определенным флагом. В более широком смысле это может быть обозначением целой страны, определенного государства. Употребление единственного числа вместо множественного рассматривается также как синегдоха: шведу , т.е. шведам, соседу вместо соседям, ногою вместо ногами.

Гипербола .

Гипербола (hyperbole – преувеличение) – это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.

Гипербола может представлять собой чисто колличественное преувеличение:

Х л е с т а к о в: Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

(Н. В. Гоголь).

В большинстве случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(М. Ю. Лермонтов)

Как и другие названия тропов, термин гипербола употребляется еще в античных поэтиках и риториках. Аристотель усматривал в гиперболе разновидность метафоры.

Литота.

Литота (греч. litotes – простота, малость, умеренность) – образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величены, значения изображаемого, имеющее цель эмоционально воздействовать на читателя:

И шествуя важно, в спокойсивии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапагах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок !

(Н. А. Некрасов)

К литоте обычно относят и выражения, смягчающие обозначения какого-нибудь качества или свойства: нелеггкий (вместо трудный) , неплохо (вместо хорошо) , неумно (вместо глупо) и т. п.: ”Злость еще пуще глупила неумное его лицо” (Л. М. Лермонтов).

Символ .

Символ (греч. symbolon – знак, примета) – предстовляет собой глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности. Это не наглядное отображение, а иносказательное объяснение, в котором используется намек и создается определенное настроение. Буревестник Горького – символ грядущей пролетарской революции, сосна Лермонтова, одиноко стоящая “на севере диком” и мечтающая во сне о пальме, “где солнца восход”, - символическое выражение настроения одинокого человека, его дум и сокровенных чувств.

Слово-символ, обозначая конкретный предмет, заставляет читателя задуматься о его другом, иносказательном смысле, который (в отличии от метафоры) не дан конкретно, а должен разгадываться, приводя читателя в состояние более сильного интеллектуального и эмоционального напряжения.

. . .

Иногда в современной поэтике все бесконечно различные тропы объявляются метафорами. Это имеет свои основания в самой этимологии слова: метафора и значит перенос. Но для того, чтобы по достоинству оценить различные приемы метафоризма, необходимо наметить хотя бы условные границы между тропами. О чем и говорилось в выше изложенном тексте.

Исполь зованная литература.

1. В. В. Бабайцева. Русский язык. Теория. Москва. Просвещение 1992г.

2. А. В. Дудников. Русский язык. Раздел : Лексика и фразеология . Москва Просвещение ”. 1974г.

3. E. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Часть 3. Лексикология и лексикография
Copyright © 2000-2002 БСМП “ЭЛЕКС-Альфа”

5. И. Э. Савко. Весь школьный курс русского языка . Минск. “Современный литератор ”. 1999г.

6. Л. А. Чешко. Русский язык. Для подготовительных отделений вузов. Москва Высшая школа . 1990г.

Методы переноса значений слова

Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическим значением слова именуется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового вида слова с тем либо другим явлением реальности.

Прямое (либо основное, главное) значение слова - это такое значение, которое прямо соотносится с явлениями беспристрастной реальности. К примеру, слово стол имеет последующее основное значение: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на больших опорах, ножках».

Переносные (непрямые) значения слов появляются в итоге переноса наименования с 1-го явления реальности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д. Так, слово стол имеет немного переносных значений: 1. Предмет специального оборудования либо часть станка схожей формы (операционный стол, поднять стол станка ). 2. Питание, еда (снять комнату со столом ). 3. Отделение в учреждении, ведающее каким-либо особым кругом дел (справочный стол ).

Зависимо от того, на каком основании и по какому признаку заглавие 1-го предмета переносится на иной, различают три класса переноса значений слов: метафору, метонимию и син кдоху . Некие языковеды выделяют ещё перенос по сходству функций .

1. Метафора (гp. metaphora - перенос) - это перенос наименования с 1-го предмета на иной на основании какого-нибудь сходства их признаков .

Сходство предметов, получающих одно и то же заглавие, может проявляться по-разному:

  • предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке - кольцо дыма , с пелое яблоко - глазное яблоко );
  • по цвету (золотой медальон - золотые кудряшки , шоколадный батончик - шоколадный загар );
  • по функции (камин - печь и камин - электронный прибор для обогревания помещения, крыло птицы - крыло самолёта );
  • по нраву звучания (завыл пёс - завыл ветер );
  • сходство в расположении 2-ух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного - хвост кометы , нос человека - нос корабля );
  • сходство в оценке предметов (ясный день - ясный стиль );
  • сходство в производимом воспоминании (темное покрывало - темные мысли );
  • вероятны сближения и по другим признакам: зеленоватая клубника - зеленоватая молодежь (объединяющий признак - незрелость); быстрый бег - быстрый разум (общий признак - интенсивность); тянутся горы - тянутся дни (ассоциативная связь - протяженность во времени и пространстве).
  • Метафоризация значений нередко происходит в итоге переноса свойств, параметров, действий неодушевленных предметов на одушевленные: стальные нервишки, золотые руки, пустая голова, и напротив: нежные лучи, рев водопада, говор ручья .

    Часто случается так, что главное, начальное значение слова метафорически переосмысляется на базе сближения предметов по различным признакам: седоватый старик - седоватая древность - седоватый туман; темное покрывало - темные мысли - темная неблагодарность - темная суббота - темный ларь (в самолете).

    Метафоры, расширяющие многозначность слов, принципно отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор . 1-ые носят языковой нрав, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником появления у слова нового значения, в большинстве собственном необразны, потому их именуют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда . Однако могут быть и такие переносы значения, при которых частично сохраняется образность: расцветающая девушка, железная воля . Но выразительность схожих метафор существенно уступает экспрессии личных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье эмоций; пожар голубой .

    Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова ; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал ); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры - богатство художественной речи, их делают мастера слова.

    2. Метонимия (гр. metonymia - переименование) - это перенос наименования с 1-го предмета на иной на основании их смежности.

    Так, метонимическими являются переносы наименований:

  • наименования материала на изделие, из которого оно сделано (золото, серебро - Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро );
  • наименования места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория - Класс готовится к контрольной работе; Аудитория пристально слушает лектора );
  • наименования посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо - вкусное блюдо );
  • наименования действия на его итог (заниматься вышивкой - прекрасная вышивка );
  • наименования действия на место действия либо тех, кто его делает (переход через горы - подземный переход; защита диссертации - играть в защите );
  • наименования предмета на его носителя (тенор - юный тенор );
  • имя создателя на его произведения (Шекспир - ставили Шекспира ) и т.д.
  • Как и метафора, метонимия может быть не только лишь языковой, да и индивидуально-авторской . Последние нередко встречаются в художественной речи, к примеру, у А.С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, эмоций изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой .

    3. Син кдоха (гр. synekdoche - соподразумевание) - это перенос наименования целого на его часть, и напротив . К примеру, груша - фруктовое дерево и груша - плод этого дерева; голова - часть тела и голова - человек умный, способный; вишня созрела - плод; мы люди обыкновенные - говорящий о для себя самом.

    На синекдохе основаны переносы значения в подобных, к примеру, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

    4. Переносы по сходству функций появляются тогда, когда предметы делают однообразные функции: дворник - «человек, убирающий двор» и «стеклоочиститель на автомобиле»; сердечный клапан -клапан насоса .

    Со временем переносные значения могут стать прямыми .

    Найти, в каком значении употреблено слово, есть возможность исключительно в контексте :

    Мы посиживали на углу бастиона, так что в обе стороны имели возможность видеть всё. - В Тараканове, как в самом глухом медвежьем углу , не было места тайнам.

    В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу» , «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу - в отдалённой местности, медвежий угол - глухое место.

    В толковых словарях прямое значение слова даётся первым . Значение, зафиксированное в качестве переносного идёт с пометой «перен.» .

    Пример словарной статьи:
    Деревянный , -ая, -ое. 1. Изготовленный из дерева. 2. перен. Недвижный, маловыразительный. Древесное выражение лица .Древесное масло - дешёвый сорт оливкового масла.

    Упражнения к теме « Методы переноса значений слова: метафора, метонимия, синекдоха »

    Упражнение 1. Обусловьте значения слов: прямое либо переносное (метафорическое, метонимическое, на базе многофункционального переноса).

    Большая волна , волна гнева, заезд в город , город оборонялся от противников, город задумывался, потолок скорости, побелить потолок , сливки общества, техника вышла в поле, техника письма, фабрика выдвинула представителей, сочинение текста для рекламы, школьные сочинения , прямой ответ, вход в метро, вход бесплатный, каталог древнего стекла , хвост поезда, прохладный прием , всю тарелку съел, перебить все тарелки , нестись стрелой , проверить изложения , подробное изложение текста, прочесть текст изложения , окно в расписании, старинное серебро, серебро на висках, выставка серебра , добыча серебра , сердечный клапан , клапан первого котла, время спешит , пожар в душе, пожар разгорается, экранизация Чехова , повесть Чехова .

    Упражнение 2. Обусловьте типы переносного значения слов: метафора, метонимия, синекдоха.

    Не хватает рабочих рук , уколоть самолюбие, хвост кометы, красноватая кофта , подождите!, разжечь страсти, на площадь вываливали блузки , кислое настроение, в сердечко Рф, он - светлая голова , встать: трибунал идет!, золотые руки, лохматое солнце, комиссия постановила, мягенький человек, чайник вскипел, цепь рассуждений, 1-ая скрипка оркестра, влиятельное лицо , испить стакан молока, излишний рот в родне, после кафе пошли гулять, кольцо садов, отчаянная голова , замораживание цен, весь факультет находился, темные дни, костер рябины, институт объявил набор, музей фарфора , заря жизни, кидать слова, 2-ая ракетка мира, 1-ый раунд переговоров, зал рукоплескал.

    Упражнение 3. Назовите случаи, в каких метафоры утратили образность, сохраняют образность, являются индивидуально-авторскими.

    Неправильный глаз, море смеялось, ушко иголки, горечь обид, огнь губ, корень слова, страна березового ситца, березы белоснежные бурлят, часы идут, бисерный почерк, револьверный лай, надергать цитат, близкая подруга, бег времени, весь как есть искусан злостью, алмазные брызги, дым волос над пожарами глаз, дождь прошел, солнце садилось, глаза страничек, усталые капли пота, спит дорога, шепчется листва.

    Источники:

  • Глава «Способы переноса значений слова» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»
  • Глава 2.1.3. «Многозначность. Методы конфигурации значений» в пособии О.Л. Рублевой«Лексикология современного российского языка»
  • Глава «Семасиология. Лексическое значение. Многозначность» в пособии «Лексический анализ в школе и вузе» (составители Л.М. Кольцова, Е.В. Сидорова) (ссылка на скачка)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое неоднозначные слова?
  • Как различать омонимы и неоднозначные слова?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов и неоднозначных слов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с недопониманием значения слова?
  • Способы переноса значения слов

    1. Метафора – перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения и др.
    Размещено на реф.рф
    Это наиболее распространенное средство образования новых значений – большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. К примеру, прямое значение золото драгоценный металл желтого цвета͵ употребляемый как мерило ценностей и в драгоценных изделиях . Метафоры: золото волос – перенос наименования по сходству цвета; руки у него – золото! – перенос наименования по ценности. Или мычать – прямое значение издавать звуки, кричать (о корове, быке) ; переносное метафоричное, основанное на звуковом сходстве - невнятно говорить, издавать нечленораздельные звуки . Из всœех типов полисемии метафора чаще всœего встречается в речи юристов: грубое нарушение общественного порядка, строгое (мягкое) наказание, холодное оружие, вредные последствия и т.д. Это метафоры, утратившие образность и выполняющие только номинативную функцию. Образные метафоры вообще недопустимы в официально-деловом стиле.

    Метафоры бывают языковые и художественные (индивидуальные). Языковая метафора отражает социальный опыт, имеет системный характер употребления, воспроизводима и анонимна (зелœеный юнец, бархат южного неба ). Художественная метафора индивидуальна, невоспроизводима, имеет авторство и выполняет образные эстетические функции (Прямо рядом с номером лифт выплюнул партию пассажиров (Калинин)).

    2. Метони мия – перенос наименования одного предмета͵ признака, процесса и т.д. на другой по смежности. Основой метонимии служат причинные, следственные, пространственные, временные и др.
    Размещено на реф.рф
    отношения, возникающие вследствие сопредельности явлений.

    Так, переносным метонимичным значением к слову золото (прямое значение см. выше) будет монеты или изделия из этого металла . К примеру: из квартиры было похищено всœе золото (ᴛ.ᴇ. золотые украшения, изделия); гимнастам на чемпионате досталось золото (ᴛ.ᴇ. золотые медали). Или прокуратура здание, в котором находится орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности ; метонимический перенос – работники этого органа .

    3. Сине кдоха – перенос значений слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).

    Лицо – 1) передняя часть головы человека - прямое значение (к примеру, румяное лицо ); 2) человек, личность – синœекдоха (к примеру, лицо , совершившее преступление, несет уголовную ответственность ). Или: приметы преступника: волос черный, вьющийся (разᴦ.); подсудимая Иванова показала, что ее сожитель Яковлев часто говорил о ее сыне: “Мне не нужен лишний рот .

    Многозначные слова могут функционировать в тексте без особого стилистического задания или же выполнять следующие стилистические функции.

    1. Актуализация – такое намеренное использование потенциальных возможностей языка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимается как необычное и в связи с этим привлекает к себе внимание. Такой стилистический прием часто встречается в каламбурах, анекдотах. К примеру:

    Один русский монарх при посœещении желœезной дороги поинтересовался у желœезнодорожника, откуда тот идет.

    – Из депа! – последовал ответ.

    – Дурак! Разве депо склоняется ?

    Все склоняется перед вашим императорским величеством!

    2. Олицетворение - ϶ᴛᴏ такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана (Лермонтов); Улыбнулись сонные березки, распустили шелковые косы (Есенин).

    3. Сравнение - ϶ᴛᴏ сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим: Золотые ладьи облаков (Блок).

    Употребление многозначного слова без учета его семантических возможностей приводит к нарушению точности речи, двусмысленности, что недопустимо в процессуальных актах. Нередко такие ошибки приводят к неуместному в официально-деловой речи комизму: Лашуков с неустановленным лицом совершил ограбление гр-на Юшко (нужно: Лашуков и неустановленное лицо или Лашуков совместно с неустановленным лицом); по дороге мы растерялись – я вышла на Сурикова, а они поехали дальше (нужно: потеряли друг друга ); потерпевшая Рюмина показала, что различные прохожие лица закрывали своими головами лица виновных лиц, а потому она почти ничего разглядеть не могла (следует убрать первое слово лица и форму лиц ).

    § 2. Омонимы . Их функции в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением

    От многозначных слов следует отличать омонимы, которые внешне напоминают многозначные слова по произношению и написанию, но не имеют ничего общего в значении.

    Омонимы (от греч. homos – “одинаковый” и onyma – “имя”) – слова, одинаковые по звучанию и / или написанию, но не связанные по значению: блок (союз) и блок (простейшая машина для поднятия тяжестей); ключ (родник) и ключ (металлический стержень особой формы, служащий для отпирания замка).

    В отличие от многозначных слов омонимы - ϶ᴛᴏ разные слова, совпадающие по форме.

    Различают полные и неполные омонимы.

    У полных (лексических) омонимов всœе грамматические формы (падежи, единственное и множественное число) совпадают: гриф (птица), гриф (длинная узкая часть струнных инструментов), гриф (печать, штемпель).

    Неполные (частичные, лексико-грамматические) омонимы обладают разным числом грамматических форм: у слов лук (оружие) и лук (растение) совпадают формы единственного числа, а форма множественного числа есть только у первого слова этой пары.

    Наряду с омонимией обычно рассматривают смежные с ней явления, относящиеся к грамматическому, фонетическому и графическому уровням языка.

    Способы переноса значения слов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы переноса значения слов" 2017, 2018.

    Последние материалы сайта