Мусоросжигательный завод будущего! Архитектура: Мусоросжигательный завод Шпиттелау в Вене

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев:

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

District Heating Plant Spittelau Вена, Австрия

Пожалуй, почти каждый человек, живущий в век индустриализации, хотя бы раз, хотя бы издалека видел заводы. Поэтому, при упоминании слова «завод» в голове без труда вырисовывается его образ и, как правило, не особо привлекательный. А если к этому слову добавить «мусоросжигательный», то вряд ли мысленная картина приукрасится – скорее наоборот. Но доказательством тому, что подобные ассоциации - это всего лишь печальный опыт и заскорузлые стереотипы, является уникальный Мусоросжигательный завод Шпиттелау, реконструированный по проекту неподражаемого художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Как заядлый приверженец экологии, Хундервассер сначала не хотел связываться с мусоросжигающим заводом, стоя на позиции, что необходимо максимально использовать технологии вторичной переработки мусора. Но настоятельные просьбы Венского бургомистра Гельмута Цилька и тот факт, что тепло, выделяемое при сжигании мусора, будет использоваться для отапливания десятков тысяч венских жилищ и нескольких тысяч предприятий, заставили художника изменить свое решение. При этом Хундертвассеру дали слово, что при сжигании мусора будут использоваться самые высокие экологические стандарты и самые лучшие технологии, которые и до сих пор являются образцовыми и востребованными во всем мире. В итоге, с художником удалось договориться, и на рубеже 1990-х годов современный экологический завод-котельная обрел новый неповторимый внешний вид, превративший унылый индустриальный объект в яркую достопримечательность.

Глядя на это диковинное сооружение, трудно даже представить, что за его красочными фасадами скрывается мусоросжигательный завод. Высокая труба-башня, крыши-короны и пестрящие стены делают промышленный объект похожим на сказочный замок. Отдельного внимания заслуживает выдающаяся заводская труба. Она обложена керамической плиткой синего цвета и имеет золотистый «набалдашник», который является отнюдь не декоративным элементом, а средоточием современных фильтров, которые были установлены по настоянию самого Хундертвассера, вызвав удорожание проекта чуть ли не вдвое.

Обновленный завод стал своего рода культурным центром. Его вестибюль служит местом проведения художественных выставок произведений современного искусства. А начало лета ежегодно отмечается проведением фольклорного фестиваля в заводском дворе. Хундертвассер в очередной раз доказал, что везде есть место творчеству, превратив действующий Мусоросжигательный завод Шпиттелау в достопримечательность мирового уровня.

September 18th, 2017 , 04:58 pm

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, . Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9го района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да ещё и по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987м году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к ставшему популярным пропагандисту идей об гармонии природы и архитектуры, Фриденсрайху Хундертвассеру, с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора, в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды, архитектор пересмотрел своё решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершённом в 1992м году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своим стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц "Алисы в стране чудес" или "Волшебник Изумрудного города". Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовать свою теорию о "свободе окон", никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, жёлтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живёт в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают жёлтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несёт в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Чёрный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углём и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

"Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью."

На Шпиттелау перерабатывают до 250000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдаёт при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать ещё 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать ещё одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлечённым "зелёными" технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноимённой станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создаёт ощущение сказки.

В комментариях к посту про дом Хундертвассера взгляды читателей на такую авангардную архитектуру разделились, как и у жителей Вены. Одни уверяли, что дом - полная безвкусица и ужас, жить там невозможно, и врагу такого "счастья" не пожелаешь, другие считали, что архитектор создал нетривиальный арт-объект и даже шедевр, заслуженно пользующийся вниманием гостей столицы Австрии. Что скажете про завод Шпиттелау? Keep it locked!

Другие посты о Вене :

Кампус экономического университета
Мусороперерабатывающий завод в Центре ВЕНЫ.

Красивое здание не выпускает ни молекулы вредных газов или молекул. Это престижный район, потому что все тепло от переработки мусора от этого завода отапливает этот район бесплатно.

Переработка мусора уже давно стала не только насущной необходимостью более-менее цивилизованного человечества, но и выгодным бизнесом. В России с этим пока все не очень хорошо. Мусор вывозится в основном на полигоны, т.к. это обходится дешевле.

Например, тот же вывоз строительного мусора в Балашихе или вывоз ТБО из Железнодорожного на полигон на востоке Московской области обойдется всего в 400 руб. и 3300 руб. соответственно.

В Европе цены на вывоз мусора намного выше. Но и уровень переработки мусора там находится на очень высоком уровне. Заводы по утилизации также выглядят не в пример нашим, российским. И, наверное, самым известным и эталонным среди них по праву является переработке мусора в Вене. О нём и пойдет сегодня речь.

Завод по переработке мусора в Вене перевернул все наши представления о мусоросжигательных заводах. Мало того, что он разместился в самом центре столицы Австрии, неподалеку от университета, так его необычайный архитектурный стиль привлекает всё большее количество туристов. Такими почестями завод обязан своему проектировщику - Фриденсрайх Хундертвассеру. Будучи самым эксцентричным архитектором, обладая опытом проектирования мусороперерабатывающих заводов, Фридрих Штовассер не сразу согласился проектировать завод по сжиганию мусора в Вене. Лишь получив обещания, что здесь будут использоваться новейшие технологии, архитектор согласился.

Завод приобрел нынешний вид в начале 90-х прошлого столетия. Он появился после реконструкции комбината по термической обработке ТБО «Шпителлау». Очистные сооружения завода занимают более 2/3 его территории. Каждый год здесь уничтожается 250 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Тепло, выделяемое при сжигании мусора, идет на отопление более 60 000 квартир. Таким образом, завод по переработке мусора в Вене решает сразу две насущные проблемы - отопление части жилых домов и экологичное уничтожение мусора.

На заводе используется Австрийская технология сжигания мусора. Отходы доставляется на завод 250 единицами транспорта каждый день с семи утра до трех часов дня. Машины с мусором проходят процедуру взвешивания на двух платформах, после чего вываливают содержимое через люки в общий контейнер объемом 7 тыс. м3. Здесь работают два крана, каждый по 4 м3, которые хватают мусор из большого контейнера и отправляют на конвейер для прохождения процесса очистки. Пройдя гидравлический пресс, отходы следуют к растапливающей решетке.

Благодаря трем ступеням очистки, системе снижения уровня токсичных веществ в выхлопных газах, завод минимизировал вредные для природы и человека выбросы и занял лидирующую позицию среди предприятий по сжиганию мусора. Дым сначала очищается от пылевых компонентов трехпольным электрическим фильтром, после этого проходит через специальную жидкость, в ней он освобождается от вредных примесей, там же производится его охлаждение и насыщение парами воды. Первая ступень фильтра задерживает пыль, хлористый и фтористый водород, частицы тяжелых металлов. Второй этап фильтрации очищает дым от сернистого газа. На последнем шаге фильтрации осаждаются разного рода примеси. Таким образом, прохождение печного газа через системы очистки с катализаторами позволяет почти полностью избавить выбросы ведущего мусоросжигательного завода Вены от многих вредных химических веществ.

На первый взгляд, может показаться, что сжигание мусора не решение глобальной проблемы нарастания отходов. Но использование новейших очистных технологий, слежение уровня выброса завода в реальном времени (над воротами завода установлено световое табло со значениями выбросов), позволяют сжигать отходы без вреда здоровью населения и окружающего мира. Доказательства тому, город Вена, которая является одним из самых чистых столиц в Европе.

************************

Мусоросжигательный завод Шпиттелау


Мусоросжигательный завод Шпиттелау — редкое сочетание практичности и красоты

Мусоросжигательный завод Шпиттелау — творение Хундертвассера, яркий пример того, как вредное для окружающей среды предприятие может быть не только экологически чистым, но и при этом еще обогревать квартиры горожан. Архитектура завода авангардна: золотые купола-фильтры на высокой башне-трубе и пестрые стены.

Каждое творение архитектора Фриденсрайха Хундертвассера выглядит оригинальным и своеобразным. Неподготовленный наблюдатель вряд ли догадается, что же скрыто за фасадом красочного чудо-дворца в Вене?

В здании с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами находится мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau).

Известный архитектор не сразу согласился работать над этим проектом. Как заядлый поборник экологии, Хундертвассер считал, что мусор необходимо не сжигать, а максимально перерабатывать, извлекая из этого пользу. Венскому бургомистру Гельмуту Цильку пришлось заверить, что тепло от горения мусора будет использовано для отопления предприятий и жилья. Также архитектору было обещано строжайшее соблюдение мер экологической безопасности на новом предприятии.


Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)

Завод был построен в 1989 году, на месте бывшего предприятия по переработке мусора, закрытого после пожара. Зеркальные золотые шары, венчающие заводские трубы - это не просто броский архитектурный декор, а эффективные фильтры, которые удаляют из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы. Эти устройства обошлись казне очень дорого (стоимость проекта возросла из-за них почти вдвое), но на их установке настоял сам автор проекта. Теперь в окрестностях завода нет никаких неприятных запахов.


Золотые шары, венчающие заводские трубы

Трубы предприятия облицованы блестящей синей керамической плиткой, стены выложены весёлым мозаичным декором. Фасад здания в летнее время скрывается за зелёными насаждениями.


Офис Fernwarme Wien

Завод может утилизировать 265 000 тонн мусора ежегодно. Электроэнергию для своих нужд он вырабатывает самостоятельно. Кроме этого, он подаёт тепло в 60000 венских квартир. Возле предприятия в едином с ним стиле выстроен офис Fernwarme Wien — это компания, распределяющая тепло.

Завод Шпиттелау стал органичным элементом городского пейзажа, образцом высоких экологических стандартов и популярным туристическим объектом. В вестибюле здания часто проводятся художественные выставки, а во дворе каждое лето проходят фольклорные фестивали.

Как добраться
Ехать метро U4, U6 до станции Spittelau.

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Александр Шевченко показал необычное здание завода в стиле модерн со всех сторон.

(Всего 10 фото)

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

Последние материалы сайта