Моя система саморазвития. Механизмы развития личности и основы саморазвития

28.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Представляю — система саморазвития психолога счастья — целиком в этой статье. Я раскрою все уровни и полностью. Вы узнаете что собой представляет Треугольник Саморазвития. Вам остается начать развиваться и личностно расти по системе психолога счастья.

Целостная система саморазвития

Система саморазвития — это целостное описание того, как делать, что делать, какие уровни затронуть для развития и какие инструменты личностного роста использовать.

«Саморазвитие — это целостный процесс , включающий в себя все уровни нашего бытия, а значит и система самосовершенствования тоже должна быть целостной, а не прерывистой». Психолог Счастья .

Процесс Саморазвития включает: Система саморазвития выбрана -> Цель саморазвития поставлена -> 3 кита саморазвития осознанны -> Цель разложена на Уровни саморазвития -> Выбраны Инструменты Саморазвития -> Цель саморазвития достигнута — > Новая цель саморазвития поставлена.

Вывод: Одинакового для всех Саморазвития не бывает. Саморазвитие — это всегда индивидуальный путь.

Теперь Вам не нужно перелопачивать тысячи книг по саморазвитию и сотни ресурсов, посвященных личностному росту и самосовершенствованию. Все для собственного саморазвития вы найдете на этом блоге.

Система саморазвития психолога счастья

Миссия блога Психолога Счастья >>>

Система саморазвития психолога счастья до момента написания этого обзора была представлена на этом блоге разрознено и раскидана по всем разделам ресурса.

Сегодня Вы увидите, что система эта существует и теперь не только в голове психолога счастья, но и может быть выражена и представлена Вашего вниманию схематично.

Главная цель системы саморазвития психолога счастья

Главная цель системы саморазвития психолога счастья — дать Вам все инструменты для движения из точки осознания своей проблемы (точка ) до ее поля ее решения (поле ), по возможности затронув все уровни психики.

На языке (психологии судьбы), например — это путь из Треугольника Несчастья (Драматический Треугольник) в Треугольник Счастья (Треугольник Любви).

На языке — это дорога по выходу из стресса в энергичную и наполненную смыслом жизнь.

На языке — это поиск индивидуальной формулы счастья и вживление ее в свое бытие.

На каком бы языке Вы бы не заговорили, нужно понять, что саморазвитие должно затронуть все уровни Вашей психики.

Уровни саморазвития

Саморазвитие по достижению любой цели в идеале должно затронуть все четыре уровня психики: душу, менталитет, тело и паттерны поведения.

4 уровня проблемы и 4 уровня ее решения

Поскольку почти любая проблема бывает представлена на всех этих 4-х уровнях, затрагивая и дух.

4 уровня существования и решения проблемы

Я уже подробно описывал в статье про каждый из этих 4-х уровней проблемы.

  • МЕНТАЛЬНЫЙ. Проблема и цель саморазвития всегда лежит в области мыслительных шаблонов, подсознательных установок и затрагивает воображение.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ. Это уровень души. Эмоции, чувства и состояния, которые нужно изменить в процессе саморазвития.
  • ТЕЛЕСНЫЙ. Уровень физических ощущений, симптомов тела и сновидений.
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ. Этот поведенческие привычки и стереотипы. Это уровень проявления проблемы в социуме:и на работе, дома, в отношениях

Треугольник Саморазвития психолога счастья

Если Вы давно подписаны на этот блог , то Вы наверняка обратили внимание, что я очень люблю треугольники.

На этом блоге есть Треугольник Счастья, Драматический Треугольник, Треугольник Проблемы, Треугольник Работы и…

3 кита системы саморазвития психолога счастья.

Теперь вот еще и Треугольник Саморазвития появился — все для Вашей пользы и счастья.

3 кита саморазвития — инструменты треугольника саморазвития

На картинке ниже представлены подробно инструменты саморазвития , относящиеся к каждой вершине Треугольника Счастья.

3 кита саморазвития системы психолога счастья.

Содержание блога Психолога Счастья >>>

Как Вы видите на картинке (выше) каждый из 3-х китов саморазвития (вершины Треугольника Счастья): самопознание, самотерапия и самогипноз включают в себя несколько подразделов, часть из которых образуют целые категории блога (см.в сайдбаре справа) или пока отдельные статьи.

3 вершины Треугольника Саморазвития

САМОПОЗНАНИЕ

Все в идеале начинается с осознания того факта, что Вас что-то не устраивает в жизни.

Инструменты самопознания, представленные на блоге:

  • — постоянно пополняющийся раздел блога, который содержит методики оценки личности, поведения и души.

  • Инструменты Сценарного и Транзактного анализа (Психология Судьбы) представлены в разделе моего блога.

Начните свое саморазвитие с этой вершины Треугольника.

САМОТЕРАПИЯ

Не всегда получается пропустить этот шаг, поскольку именно проблемы и несчастья часто толкают нас на путь самопознания и саморазвития.

Инструменты самотерапии, представленные на блоге обширны:

  • Антистресс терапия

  • Когнитивная терапия

  • Микропрактики

  • АнтиДепрессия

  • Гештальт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Симоронские практики

  • Статьи по запросу и формула счастья

  • Исцеление души

  • Сценарная терапия

Всего и не перечесть — заходите в — оно теперь с активными ссылками на статьи и читайте, комментируйте — ни один комментарий не останется без моего ответа.

Создано несколько информационных продуктов на тему самотерапии, проведено около 30 вебинаров и онлайн-встреч. Исцелено более 300 посетителей этого блога за годы его существования.

САМОГИПНОЗ

Ну вот вроде бы на предыдущем шаге все проблемы решены, душа исцелена, неужели процесс саморазвития на этом завершился?

Ничего подобного! Есть еще что улучшить и есть методики работы с подсознанием для моделирования себя нового и своей жизни счастливой.

Инструменты самотерапии:

  • Методики и техники самовнушения

  • Медитации и сеансы групповой визуализации

  • Как составлять формулы самогипноза

  • Как составлять аффирмации

  • Как использовать силу подсознания для самосовершенствования

Этот раздел моего блога (7) только начинает пополняться — Вы успели к самому началу раздачи горячих пирожков.

Система Саморазвития — послесловие…

Если В читаете эти строки, значит Вы собираетесь встать на путь самосовершенствования или уже движетесь по дороге к счастью семимильными шагами.

А значит, пришло время осознать и решить, будете ли Вы двигаться вместе со мной, на страницах этого блога, используя мою систему саморазвития.

Со своей стороны я предлагаю руку помощи и поддержки на всем этом пути, согласны?

Напишите в комментариях, насколько понятна для Вас моя система саморазвития, какие белые пятна в сознании остались после прочтения этой статьи и в какой поддержке и помощи от Вы нуждаетесь на пути саморазвития прямо сейчас?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Какие компоненты рецепта финансового успеха Вы знаете? Мое мнение однозначно - их не менее 4-х. Посмотрите видеоролик, который познакомит Вас, шаг […]

Здравствуйте, дорогие мои радиослушатели;) Я вернулся и даже скорее, чем предполагалось. Сегодняшний пост, возможно, важнейший в моем блоге . Я долго, очень долго откладывал написание данной статьи. Кратко рассказать о том, что составляет стержень жизни и саморазвития — не так-то просто. Однако в последнее время меня к этому подталкивают читатели. Вот часть одного комментария:

сложилось впечатление, что за этим стоит достаточно стройная теоретическая конструкция. Интересно, от кого она Вам досталась? Можете рассказать о своих Гуру. Может быть тему отдельную сделаете.

В общем, когда-то это просто необходимо сделать. Приступим!

Во-первых, нужно понять, что такое саморазвитие. Саморазвитие, по моему скромному мнению, это процесс такого изменения человека, в ходе которого он либо приближается к своим главным, истинным целям в жизни или создает условия для более успешной их реализации .
Это определение вряд ли занесено на страницы энциклопедий. Но я считаю его наилучшим, потому что в одном предложении содержится множество важных в практике особенностей личностного роста. Не верите? Давайте разбираться.

Во-первых, из определения становится ясно, что саморазвитие может проявляться в самых разных сферах жизни . Все, что способствует приближению человека к тому, каким он хочет быть и каких результатов добиться — это личностный рост. Вот несколько областей жизни, где есть широкое поле для саморазвития:

  • физическое состояние (Общий пример: красивый торс, чтобы соблазнять девушек на пляже; индивидуальный пример: командный голос для мечтающего о военной карьере);
  • характер (Общий пример: вырабатывать смелость/уверенность; индивидуальный пример: стремиться к максимальной подозрительности — если вы хотите стать спецагентом или политиком);
  • образ жизни (Общий пример: привыкнуть жить по режиму; индивидуальный пример: научиться вставать в 5 утра, чтобы до работы успеть попыхтеть над собственным проЭктом).

Во-вторых, как вы уже заметили, саморазвитие обязательно должно быть тесно связано с особенностями вашей личности и прежде всего — с тем, чего хотите добиться . То есть это сугубо индивидуальный процесс. Так, для кого-то вставать в 5 утра — отличная практика, облегчающая достижение целей и потому приобретение такой привычки нельзя не назвать личностным ростом. Другому подобная привычка не принесет никакой пользы помимо сознания собственной крутизны. Согласны? Тогда переходим к третьему и еще более важному аспекту. А это, конечно же….

(В-третьих) тот факт, что саморазвитие должно управляться и направляться разумом . Почему так, понять несложно: наши мечты диктуются нам эмоциями, воспитанием и текущей обстановкой, но необходима железная логика, чтобы подобрать верный и эффективный механизм для достижения мечты. Действуя эмоционально, вряд ли удастся разобраться в море разнообразных техник и методик личностного роста, причем это только одна из причин (см. ниже). Таким образом, с определением и важнейшими характеристиками саморазвития мы разобрались. Переходим к принципам, позволяющим строить самого себя более эффективно.

Принцип 1 (основополагающий…).

Личностное развитие не следует отделять от жизни. Часто говорят что-то типа «вот, в отпуске отдохну, саморазвитием займусь». Понимаете, не надо им заниматься. Надо строить жизнь так, чтобы каждый день был шагом на пути личностного роста. Ведь наилучшим образом построенная жизнь — это и есть дорога к мечте. То есть: не надо учиться ходить, надо идти. И необходимые навыки приобретать по дороге.

Это не означает, что всем надо выкинуть абонементы в качалку и уложить в портфель пару кирпичей, чтобы тренироваться по дороге в офис. Конечно, нет. Суть глубже: жизнь и саморазвитие едины. Поднимитесь на несколько абзацев вверх: одна из сфер, где необходимо расти над собой — это образ жизни. Как это работает, вам станет ясно, когда вы поймете следующий принцип.

Принцип 2 (помогающий избежать ошибок).

Естественность! Естественность! Естественность! Это довольно просто. Личность человека должна меняться под воздействием его деятельности, образа мыслей и окружения. Эти три фактора влияют на нас постоянно. Эти три фактора определяют развитие ребенка. Они естественны. Поэтому их и необходимо использовать, чтобы менять себя. Не надо изыскивать способы манипулировать подсознанием и психикой (да-да я об аффирмациях, самовнушении и т.д. Эти приемы могут быть полезны в случае нарушений психики, лечения заболеваний. Но не в повседневной жизни.)

Принцип 3 (очевидный, но часто невероятный).

Вернитесь еще раз к определению личностного роста. Заметили, без чего саморазвития не может быть вообще? Правильно, без целей! Без настоящей, глубокой, подлинной мечты, которая наполняет жизнь смыслом. Если нет личной цели, миссии, которая затрагивает струны вашей души, то любые действия по само-улучшению будут бессмысленны, разве что они не необходимы для простого выживания. Немного о том, как прийти к этим целям: .

Принцип 4 (чуть-чуть противоречивый).

Вы должны быть открыты миру, но в то же время смотреть на него трезво и критически . Первая часть принципа помогает найти новые идеи и мысли, возможности для личностного роста и достижения успеха. О колоссальной роли открытости я уже писал: . В то же время (и в статье по ссылке выше это упомянуто) к тому, что мы получаем извне, следует относиться взвешенно и объективно. Догадаться, почему — довольно просто. Потому что вокруг полно ушлых ребяток, готовых нажиться на чужой доверчивости, потому что у разных людей разные цели и стили жизни, потому что определенные проблемы решаются разными путями у разных людей, потому что есть опасность заиграться чужими идеями и никогда не придумать собственных… продолжите список сами.

Вот это определение, три базовые особенности саморазвития и четыре принципа — самая соль саморазвития, как я его понимаю. Необходимо помнить, что это лишь каркас, сигнальные огни маяков, а не детальная инструкция. Цель данной статьи — сориентировать вас в правильном (с моей точки зрения, разумеется) направлении. Другими словами, это — скелет, а мясо добывайте в

Если проследить биографию многих известных людей от Франклина до Джобса, можно увидеть, что почти все они в той или иной мере занимались саморазвитием. Современные исследователи пытаются выяснить все о роли везения, происхождения, врожденных качеств, но сходятся во мнении, что все эти элементы являются дополнительными, но никак не основными.

Например, Бенджамин Франклин в своей автобиографии признавался, что ставил саморазвитие во главу угла, поскольку понимал важность развития отдельных навыков для достижения успеха. В итоге он стал одним из самых влиятельных людей своего времени.

Саморазвитие – это личностный рост, умственное или физическое развитие путем самостоятельных занятий и упражнений. Занимаясь им, человек развивает свои таланты, потенциал, накапливает человеческий капитал, что способствует его трудоустройству, повышению качества жизни и реализации его устремлений. Это процесс длиною в жизнь.

Конечно, саморазвитием человек может заниматься как сам, так и при помощи наставников, учителей, тренеров и коучей (что, правда, делает приставку «само-» не очень корректной, но суть не меняет).

Из чего состоит саморазвитие?

Существует большое количество элементов саморазвития, мы же выделим наиболее важные и ценные из них:

  • самосознание;
  • повышение уверенности в себе;
  • улучшение навыков обучения;
  • повышение самооценки (или понижение, если она завышена);
  • развитие сильных сторон и навыков;
  • развитие навыков, необходимых для карьеры;
  • улучшение здоровья;
  • изучение и применение методов самореализации;
  • повышение социального статуса;
  • осуществление устремлений;
  • создание и выполнение плана персонального развития;
  • повышение социального интеллекта;
  • повышение эмоционального интеллекта;

Когда мы говорим о саморазвитии, следует также сказать, что к нему относится наставничество. Если вы усвоили педагогические приемы и умеете влиять на учеников таким образом, что они прогрессируют как личности, значит вы и сами растете.

Помимо улучшения себя, саморазвитие проявляется при помощи практики и исследований:

  • Практика выражается в поиске методов личного развития, учебных программ, систем оценок, инструментов и техник.
  • Как область исследований , темы саморазвития проявляются в журналах, книгах и на сайтах в сфере образования, менеджмента, экономики развития человеческого потенциала.

Почему стоит начать с самопознания?

Наверняка вы не один раз слышали термин «самопознание». Это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Начинать стоит с самопознания по нескольким причинам:

  • Вы сможете понять свои реальные возможности и осознаете, в какой точке развития находитесь.
  • Достигнете внутренней гармонии, узнав об особенностях своей внутренней мотивации.
  • Научитесь использовать особенности своего характера.
  • Определите свои ценности, профессиональные и творческие предрасположенности.
  • Определите свои ограничивающие убеждения и научитесь их преодолевать.
  • Выясните, что подходит именно вам.

Так уж сложилось, что в мире не существует двух абсолютно одинаковых человек. Даже если они были похожи с самого начала, опыт и восприятие у каждого свои. Это значит, что вы сначала должны понять самого себя, чтобы выяснить, куда вы хотите двигаться. Без этого внутреннего компаса появится ощущение тумана – придется двигаться наощупь.

Вы можете пройти , где с помощью психологических тестов и упражнений узнаете, чего же на самом деле хотите в жизни, поймете свои сильные и слабые стороны. Или, как минимум, начните со следующих упражнений.

Знать «Почему?»

Знать, что именно вы хотите, верить и чувствовать – это одно. А вот понимать, почему этого хотите – совершенно другое.

Большая часть философской литературы о самопознании – это знать что , но знать почему не менее интересно и важно.

Чтобы применять это упражнение, вам всего-навсего нужно постоянно задаваться вопросом о мотивах своих поступков. И отвечать желательно письменно, ведь так есть возможность скрупулезно размышлять на бумаге.

Что любопытно, важно не только выяснять свои глобальные мотивы, но и более мелкие:

  • Почему я вчера именно так отреагировал на слова Миши?
  • Почему я люблю чай, а не кофе?
  • Почему зеленый – мой любимый цвет?
  • Почему чтение блогов и небольших статей мне дается легче, чем книги?

Так вы не только лучше узнаете себя, но и, что не менее важно, сможете определить ошибки в своем поведении и мышлении. Станете принимать лучшие решения и научитесь себя мотивировать.

Наблюдать за собой

Это один из самых лучших методов для самопознания, если его правильно применять. А «правильно» означает лишь наблюдать за собой и записывать всю информацию, не пытаясь прилепить ей какой-нибудь ярлык.

Этот метод принципиально отличается от предыдущего, поэтому советуем использовать их по очереди. Начните наблюдать с собой с утра до вечера и просто фиксировать свои мысли, реакции, поведение, эмоции, убеждения.

Достаточно одной недели самонаблюдения. В результате у вас будет массив информация о самом себе, проанализировав которую можно будет сделать конкретные выводы. Может оказаться, что отличное настроение у вас по утрам, а вечером приходит озлобленность при мысли о нереализованности своего потенциала. Или окажется, что определенные люди влияют позитивным образом на ваши творческие способности. Словом, в конце недели проанализируйте полученную информацию и сделайте выводы.

Неделя правды

Самопознание порой должно быть болезненным, если вы не хотите прожить всю свою жизнь, зарыв голову в песок. Что это значит? Проведите одну неделю, будучи полностью честным и откровенным с самим собой.

Вы можете выяснить:

  • Что на самом деле очень обидчивы, если люди не признают ваших заслуг.
  • Что нуждаетесь в новых знакомствах, хотя утверждаете обратное.
  • Что являетесь экстравертом, а не интровертом, как полагали.
  • Что терпеть не можете свою нынешнюю работу. Но лучшую не заслужили, потому что совершенно ничего для этого не делаете.
  • Что изучаете английский язык просто потому, что так делают все. На самом деле, вам это совершенно не нравится.

Это все откровения, которые могут вас ошеломить, если вы станете честны с самим собой. Все люди на планете переживают последствия когнитивного диссонанса. Но только самые мужественные пытаются выяснить, почему это происходит. Другие же придумывают себе отговорки. К примеру, вместо того, чтобы признать свою лень, вы можете выдумать причину, по которой не занимаетесь ничем полезным на протяжении месяца.

Поэтому выделите одну неделю, вооружитесь ручкой и блокнотом – и перестаньте врать себе хотя бы семь дней.

После того, как начнете познавать себя (это не конечный процесс, а длящийся всю жизнь), можете переходить к использованию различных методов саморазвития.

Методы саморазвития

Методы, которые используются для саморазвития, вы можете применять как по отдельности, так и вместе. Наблюдайте за своими ощущениями, проводите эксперименты, выясняйте, что работает, а что – нет.

Персональное видение

Персональное видение частично пересекается с самопознанием (как и другие методы саморазвития, впрочем). Для применения этого метода необходимо задать себе следующие вопросы:

  • Какие десять вещей я люблю делать?
  • Какие три вещи я должен делать во время своей работы, чтобы ощущать себя счастливым и понимать, что двигаюсь в правильном направлении?
  • Каковы пять моих основных ценностей?
  • Напишите по три цели в каждой из следующих областей: физическая, духовная, карьерная, семейная, социальная, финансовая, личностная, сфера развлечений.
  • О чем я могу пожалеть перед смертью?

После того, как вдумчиво ответите на все эти вопросы и выясните, какие цели у вас есть в каждой сфере, приступайте к созданию персонального видения. Это ваш личный документ-заявление о намерениях. Некоторые эксперты рекомендуют около 50 слов или даже меньше. Однако мы советуем забыть о рамках и полностью сформулировать видение своей жизни и будущего.

Суть этого метода в том, чтобы получить письменное обязательство, что вы будете заниматься саморазвитием всю свою жизнь. Известный мотивационный спикер Брайан Трейси говорит, что вы в несколько раз повысите шансы достичь своих целей, если запишете их.

План персонального развития

План персонального развития (ППР) – отличный метод саморазвития, который позволяет на нескольких страницах уместить все то, чего вам нужно придерживаться в ближайший год или несколько лет. Мы писали об этой технике несколько раз:

ППР означает:

  • Отображение уровня ваших знаний, успехов и достижений.
  • Планирование вашего личного, образовательного и карьерного роста.
  • Ведение заметок о достижениях в саморазвитии.

ППР помогает:

  • Повысить свое самосознание: кто вы и что хотите.
  • Определить навыки и опыт, которые у вас уже есть и выяснить, какие нужны.
  • Создать план приобретения навыков (книги, аудиокниги, курсы, онлайн-курсы).
  • Вести учет своих достижений для сохранения мотивации.

Существует много способов создать план персонального развития, поэтому нет правильного или неправильного. Вот из чего он может состоять у вас.

  1. Создайте список областей, в которых вы хотите развиваться: карьера, финансы, отношения, взаимоотношения, эмоциональная жизнь, дом, духовность, характер.
  2. Повышение мотивации. Сила воли – ресурс ненадежный, поэтому вам нужно научиться себя мотивировать. А это задача невероятно сложная. Как с ней справиться. Первое: создавайте план на неделю и держите его перед глазами. Второе: установите цели по SMART. Третье: создайте документ персонального видения (мы говорили о нем выше).
  3. Тут же начинайте воплощать план в действие. Даже если ваш план не идеален, ничего страшного – вы сможете его корректировать по ходу дела.

Метод песочницы

Метод песочницы – это непрерывный процесс самообразования, основанный на последних научных исследованиях. Суть его в том, что не нужно запоминать факты, формулы или другие мелочи. Вместо этого нужно развивать интуитивное понимание наших навыков, изучать большое количество информации об умении и постоянно добиваться улучшения. Все это можно делать как в одиночку, так и с наставником.

Шаг первый: создайте свою песочницу

Песочница – это область, в который вы можете свободно играть со своим навыком, не беспокоясь о том, чтобы серьезно к нему относиться. Она позволяет вам проводить исследования, экспериментировать, терпеть неудачи и при этом не ставить на кон деньги, будущее и репутацию. Это идеальная среда для быстрого обучения.

Песочница должна:

  • Быть бесплатной или обходиться дешево: это позволит сразу начать обучение.
  • Иметь низкую степень риска: вы не боитесь проиграть или показать свою работу.
  • Быть публичной.

Некоторые примеры:

  • Программирование: завести аккаунт на сайтах вроде GitHub.
  • Фотография: камера и аккаунт в Instagram.
  • Письмо: завести блог.

Помните, что если вы не сможете быстро получать обратную связь, то будете учиться значительно медленнее.

Шаг второй: исследования

В Интернете есть огромное количество материалов, посвященных практически любому навыку саморазвития. Для начала идеальным вариантом будет простой и понятный рецепт или формула. В нашем случае это просто некая последовательность шагов, которая помогает достичь какого-либо результата. Вы тут же сможете включить это знание в свою песочницу.

Выделите один день на поиск всех возможных ресурсов. Это могут быть книги, подкасты, видео, статьи, онлайн-курсы, вебинары и многое другое. Создайте базу вкладок под названием саморазвитие.

Также ведите заметки, чтобы понимать, что работает лучше, а что – хуже. Материала много, а времени всегда мало.

Шаг третий: внедрение и практика

Времени мало не только на теорию, но и на практику. Поэтому нужно выбирать самое лучшее и эффективное, ведь неудачные методики могут забрать у вас недели и даже месяцы работы над собой. Это приводит к так называемой наивной практике, когда человек обманывает себя, считая, что учится чему-нибудь, хотя на самом деле стоит на месте.

Для того, чтобы целенаправленно повышать свой навык, нужно:

  1. Честно оценить свои пределы и выяснить, что необходимо улучшить.
  2. Задать себе цель, которая находится за пределами вашей зоны комфорта.
  3. Получать обратную связь.

Шаг четвертый: обратная связь

У каждого человека есть пробелы в знаниях, какой бы навык он ни пытался освоить. А значит, нужно всегда и везде получать обратную связь. Это один из основных принципов самообразования.

Желаем вам удачи!

Выбор за нами, ведь только мы можем показать, кто мы на самом деле. Ведь на самом деле мы гораздо больше своих возможностей.

Дж. Роулинг

Итак, в предыдущих разделах мы охарактеризовали субъектность человека как важного условия осуществления саморазвития, показали, что основным инструментом в этом процессе является сознание, а функцией - активность. Закономерно возникают вопросы, как это все работает, какие механизмы обеспечивают человеку саморазвитие, как осуществляются конкретные акты саморазвития?

Механизмы, наряду с фактами и закономерностями психической жизни, являются предметом психологии как науки. В психологии описано и изучено множество механизмов функционирования психики. К наиболее известным из них относятся такие, как интериоризация и экстериориза- ция, прогнозирование, планирование, перенос, идентификация, рефлексия, интерполяция и экстраполяция, стереотипизация, эмпатия, а также многие другие.

Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство машины, аппарата, прибора, приводящее их в действие. Применительно к психике, механизм - это то, что обеспечивает функционирование ее как системы. Необходимо отметить, что если говорить о саморазвитии личности, то механизмы его многообразны и изучены еще в недостаточной степени. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее важные из них. К ним мы относим самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование личности.

Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека - непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если рассматривать личность человека во временном аспекте, то следует отметить, что способом ее существования является процесс непрерывного построения себя, который носит в некоторых случаях сознательный, а чаще всего неосознанный характер.

Термин «самопостроение личности» не является распространенным в психологии. Тем не менее он употребляется и классиками отечественной психологии, и современными учеными. Так, С. Л. Рубинштейн, характеризуя творчество, говорил о нем как о «строительстве человека». Человек в творчестве, прежде всего, сотворяет этот судьбоносный путь и самого себя как путника [Рубинштейн, 1973J. Понятие «самостроительство» используется Ф. Е. Василюком при характеристике типов жизненных миров .

Как отмечает Е. Е. Сапогова , способность к индивидуальному осмысленному самопостроению является признаком взрослости и описывается традиционно в науке с использованием таких терминов, как целепо- лагание, самопроектирование, планирование, самокоррекция.

Самопостроение личности - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Отсюда становится понятным, что выявить суть механизма самопостроения личности можно только через конкретный анализ актов саморазвития.

Остановимся на этой проблеме подробнее. Смысл развития самого себя становится понятным, если представить, что во внутриличностном пространстве существуют два «Я»: то, которое развивает, и то, которое развивают, т.е. «Я-развивающее» и «Я-развиваемое». При этом «Я-развивающее» - это активная но своему залогу конструкция, «Я-развиваемое» - пассивная.

Рис. 2.1.

Структура акта саморазвития представлена на рис. 2.1.

Сделаем необходимые пояснения. Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, входе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность , направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Личность как объект развития может быть описана как некая часть внутреннего мира личности, на которую, во-первых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта.

Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами.

Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности все больше определяется фактором самодетерминации («Я-влияния»), а развитие перерастает в саморазвитие - и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию факторов и генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. И такая борьба может продолжаться в течение всей жизни.

Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), по и с самой собой, что может снижать результативность саморазвития.

Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т.е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, леность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования. Поэтому при раскрытии механизма саморазвития важным является выделение в структуре будущего «Я», к которому стремится саморазви- вающаяся личность, двух образов, которые представляют его варианты - альтернативные образы будущего личности.

Первый из них - образ «Я», который человек создает, проектирует как возможный результат саморазвития, образ того, каким я могу стать, если буду целенаправленно развивать себя: работать над собой, делать постоянные планомерные вложения в себя.

Второй - образ «Я», который человек представляет как результат такого жизненного пути, при котором он пустит свое развитие на самотек, не будет управлять своим развитием, не будет прилагать осознанных усилий к самоизменению, переложит ответственность за ход жизни на волю судьбы, других людей и иные силы помимо своего «Я». Согласно результатам наших исследований [Щукина, 20151, процесс саморазвития получает достаточную побудительную силу при осознании человеком большей привлекательности образа (состояния) «Я», который может сложиться в результате устий по саморазвитию, в сравнении с образом, который сложится без приложения таких усилий.

Итак, в структуре «Я-будущего» можно выделить четыре представления о своем развитии:

  • 1) каким я хочу стать;
  • 2) каким я не хочу стать;
  • 3) каким я буду, если не стану прилагать никаких особых усилий к достижению желаемого будущего;
  • 4) каким я буду, если буду прикладывать усилия к достижению желаемого будущего.

Именно готовность личности потратиться, вложиться в достижение желаемой будущности является, на наш взгляд, определяющей для устремления к саморазвитию. Только если человек верит, что при планомерной, последовательной - пусть трудоемкой и рискованной - работе над собой он придет к желанному будущему, саморазвитие может получить достаточную побудительную силу. В иных случаях, когда, например, человек согласен на любое будущее, лишь бы не принимать на себя ответственность за него, либо не верит в то, что в состоянии достичь желаемого будущего, саморазвитие не может состояться.

Для пояснения отношений между субъектом и объектом в структуре саморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функциях субъекта. Как было указано ранее, при описании явлений типа «само-» (в том числе саморазвития) субъектный модус выступает в качестве источника активности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качестве области ее приложения. Содержание активности конкретизируется через отглагольное существительное (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.), которое является частью конкретного понятия группы «само-». Однако из сказанного неверно будет заключить, что функция субъекта обусловливается модальностью той активности, которую он осуществляет. По отношению к сялюактивности функция субъекта внемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивное управление (самоуправление ).

Центральной функцией субъектности является обеспечение возможности осуществления созидательно-преобразующей активности. «Деятельность субъекта - преобразовательная. Объектом при этом может высгунать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвития личности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой).

Другой значимой для понимания саморазвития является функция субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится к описанию процессов саморегуляции. В психологии различают понятия «саморегуляция» и «самоуправление», самоуправление обычно понимается как более общая категория.

В данном случае мы предпочитаем использовать термин «самоуправление». «Субъектное самоуправление личности - это комплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодаря самосознанию и обеспечивающий разработку и приведение себя самого к определенной структуре и режиму активности, включающим самоунорядочивание, самосохранение, самосозидание, самоизменение, саморазвитие собственного функционирования как целостной системы в различных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с. 303].

Крайне важным является подчеркивание с помощью обращения к нада- даптивной функции субъекта [В. А. Петровский] возможности нададап- тивного характера саморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития, которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами, те случаи, когда личность меняется не вынужденно, а сама ставит себе задачи по изменению в направлении роста, совершенствования. Проявляя самодетерминированную активность, субъект управляет не только объектом (частью субъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект.

Направленность на самого себя является существенным, но не достаточным для полного понимания процессов группы «само-» - саморегуляции, самомотивации, самореализации. В таких феноменах важно не только то, что субъект осуществляет определенную активность, но и то, что он управляет ею. Например, самопознание личность может инициировать или блокировать, она задает критерии истинности познания, выбирает или отвергает средства познания, контролирует его ход, оценивает его успешность и т.д. Тем самым процессы группы «само-» подчеркнуто характеризуются участием самой личности в их детерминации. Они могут быть описаны как организованные, управляемые, регулируемые самой личностью. Управление активностью со стороны самой личности предстает как центральный атрибут феноменов группы «само-». Для саморазвития корректным будет утверждение, что в ходе саморазвития «Я-развивающее» управляет развитием (т.е. качественным, направленным изменением) «Я-развиваемого». Таким образом, управляемость развития самой личностью предстает как основной критерий саморазвития личности. Личность при этом понимается одновременно как «лицо», исполняющее функции управляющего реализацией авторского «Я-проекта», и как объект развития.

Принимая во внимание вышесказанное, сущностно саморазвитие личности определяется как качественное , необратимое , направленное изменение личности , осуществляемое под управлением самой личности , единицей которого является управляемый акт перевода «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее».

Итак, мы охарактеризовали механизм самопостроения личности через описание осуществления акта саморазвития. Такие акты в своей совокупности и образуют специфическую деятельность по развитию себя.

Последние материалы сайта