Проповедь называется нагорной потому что. Нагорная проповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Нагорная проповедь

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея. После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною. Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви. В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5, 17). ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. 1. "Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное." (Матф.5:3) Нищии духом (смиренные) - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные. Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности - всё есть дар Божий. Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати. Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах…" Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством. Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство - тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства. Нищим духом Господь обещает великую награду - Царство Небесное. 2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4) Плачущие (о грехах своих) - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: “Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25). Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством. “Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13). 3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю." (Матф.5:5) Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном. Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении. Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь. 4. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.” (Матф.5:6) Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы. 5. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут." (Матф.5:7) Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия. 6. “Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.” (Матф.5:8) Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его. 7. “Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими.” (Матф.5:9) Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу. 8. “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.” (Матф.5,10) Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное. 9. “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” (Матф.5:11-12) Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства). После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово. О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ (Матфея 6:25-34; Луки 12:22-31) Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы. "Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам". Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 6:26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 6:33 Ищите же

Нагорная проповедь Иисуса Христа – полный текст и толкование наставлений Сына Господа Вы сможете найти в данной статье!

П.Басин. Нагорная проповедь.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7)

(4:25 И шли за Hим многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;

2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:

3 “Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное.

4 Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены.

5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены.

7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы.

8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога.

9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.

10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.

11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.

13 Вы – соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.

14 Вы – свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.

15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.

16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах.

17 Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить.

18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется.

19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном.

20 Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное.

21 Вы слышали, что было сказано древним: “не убий”, – а если кто убьет, даст ответ перед судом.

22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: “рака!” – даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: “безумный!”- даст ответ в огне Геенны.

23 А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,

24 оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.

25 Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец – судье, а судья – тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:

26 истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.

27 Вы слышали, что было сказано: “не сотвори прелюбодейства”.

28 Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.

29 Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн – вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.

30 И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн – отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.

31 Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство.

32 Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.

33 Еще вы слышали, что древним было сказано: “не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”.

34 Я же говорю вам: не клянись вовсе – ни небом, ибо оно есть престол Бога,

35 ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя;

36 и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.

37 Hо да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от Лукавого.

38 Вы слышали, что было сказано: “око за око, и зуб за зуб”.

39 Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,

40 и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,

41 и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.

42 Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.

43 Вы слышали, что было сказано: “возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего”.

44. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,

45 чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.

46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?

47 И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?

48 А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.

6:1 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.

2 Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

3 Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

5 И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

6 Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

7 А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.

8 Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.

9 Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,

10 да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный подай нам сегодня,

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,

13 и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого.

14 Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Hебесный;

15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.

16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

17 Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,

18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят;

20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;

21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;

23 но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!

24 Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.

25 И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?

26 Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?

27 И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?

28 И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле – не трудятся, не прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них./

30 Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, – насколько же более вас, маловеры?

31 Итак, не хлопочите, говоря: “что нам есть?”, – или: “что нам пить?”, – или: “во что нам одеться?”

32 Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.

33 Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.

34 Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.

7:1, Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:

2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.

3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?

4 Или как скажешь ты брату твоему: “разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза”, – а у самого в глазу бревно?

5 Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.

8 Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.

9 Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?

10 Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?

11 Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, – насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?

12 А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.

13 Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.

14 Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.

15 Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри – волки хищные.

16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника – виноград, или с репейника – смоквы?

17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.

18 Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое – приносить добрых плодов.

19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.

20 Итак, по плодам их вы распознаете их.

21 Hе всякий, кто говорит Мне: “Господи! Господи!” – войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./

22 Многие станут говорить Мне в оный День: “Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?”

23 И тогда объявлю Я им: “Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!”

24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;

25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – а он не рухнул, ибо основание его было на скале.

26 Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;

27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – и он рухнул, и разрушение его было велико.”

Примечания по стихам Нагорной проповеди

Проповедь Иисуса Христа по внешним чертам своего оформления примыкает к весьма древней библейской традиции пророческой речи. Речь эта была ритмической и пользовалась множеством созвучий; и ритмы, и созвучия (особенно заметные при попытках обратного перевода речений Христа на арамейский язык) имели, между прочими, утилитарную мнемотехническую функцию, помогая ритмико-синтаксическому отрезку задержаться в памяти слушателя. У древней проповеди – особая интонация, решительно непохожая, например, на ту интонацию чуть ли не митингового ораторствования, которая так характерна для известного фильма Пазолини “Евангелие от Матфея”. Hашему воображению лучше ориентироваться на чуть-чуть речитативное произнесение, столь неизбежное для сферы учительства в восточном роде; этот легкий распев нисколько не мешает ни взрывам экспрессии (как учат нас мелодии фольклорных причитаний), ни предельной простоте, однако задает тому и другому особый контекст.

Многие слова имеют особый концентрированный смысл, чрезвычайную весомость, терминологичность, возможную лишь после веков напряженного эсхатологического ожидания. Мы старались регулярно выделять такие слова. Поэтому читатель встретит так много существительных с большой буквы. Поэтому же слово “Царствие”, этот термин терминов новозаветного богословия, возвращено к своей славянской форме. Сошлемся на авторитет русской поэзии, тематизировавшей противоположение посюсторонних царств и вечного Царствия. Многих размышлений стоил нам перевод ветхозаветных заповедей, цитируeмых в 5:21 и 27. Что делать – в русский, именно русский языковой обиход “не убий” вошло, а “не убивай” Синодального перевода не вошло и входить не хочет! (Очень неуместна и здесь, и в запрете прелюбодеяния – форма несовершенного вида, как если бы Писание запрещало не акт, а занятие). Притом в контексте Hагорной Проповеди это ведь именно цитата, которой естественно звучать иначе, чем текст в целом.

(5:3) и далее. лаженны, греч. makarioi – со времен Септуагинты нормальная передача древнеевр. >ashrej (всегда только в форме status constructus pluralis, т.е. множественного числа семитской грамматической конструкции “сопряженного состояния”; см., например, в ряде псалмов, начиная с 1:1). Древнее выражение с неясной этимологией имеет отчетливый формульный характер. Тем более в лексической системе новозаветного греческого языка это маркированный библеизм, цитатно окрашенный, отсылающий и к семитской лексике, и к Септуагинте. Поэтому мы сочли уместным сохранить традиционный перевод как знак формульности выражения.

Нищий, греч. ptochos – традиционная передача весьма обильного коннотациями евр.ebjon “согбенный, угнетенный, убогий”. В ветхозаветных контекстах оно означает того, для кого нет иной помощи, кроме помощи Бога, но который именно потому под непосредственной защитой Бога более, чем кто-либо другой (Втор 24:14). Так именуется, например, израильтянин, сохраняющий свою веру в условиях вавилонского пленения (Ис 25:4 и др.). В условиях “века сего” всякий праведник, отказывающийся от неправедных преимуществ и предпочитающий быть жертвой, но не источником агрессии, может быть обозначен этим словом; характерно, что оно стало самоназванием иудеохристианской группы (так наз. эвиониты).

По велению духа этот перевод греч. pneumati основывается на некоторых кумранских параллелях; подобное понимание известно и святоотеческой экзегезе (например, в Кратком Правиле св. Василия Великого, 205, см. Migne, Patrologia Graeca 31, 1217); ср. также Исх 35:21, где идея добровольного и доброхотного пожертвования выражена следующим образом: “И приходили… все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии”. В только что описанной семантике слова ebjon идея добровольности имплицитно уже присутствует, и постольку никого не должно смущать то обстоятельство, что в параллельном месте у Луки (Лк 6:20) слово “нищие” дано без всяких разъяснений, а Евангелие от Матфея, напротив, раскрывает импликацию. Толкование, из которого исходит наш перевод, не находится в противоречии ни с акцентированием темы смирения, выходящей на передний план у свв. Иоанна Златоуста, Григория Великого и некоторых других Отцов (ибо добровольно избрать себе участь ebjon, несомненно, есть акт смирения), ни с пониманием “духа” как Духа Божия, встречающимся, например, у бл. Иеронима (ибо человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа). Древние тексты, как известно, не знали написания слова с прописной или строчной буквы. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: “духом” и “Духом”.

(5:4) Скорбящие – греч. penthountes, cлово, семантика которого связана с оплакиванием и трауром, т. е. с такой скорбью, которая является не просто эмоцией, но и долгом, а отказ от нее – предательством. Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру. Согласно Ис 61:2, мессианское утешение посылается “сетующим на Сионе”. Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место подчеркивает напряженный, волевой, активно-аскетический характер этой скорби, весьма отличной от пассивного огорчения, печали. Однокоренное слово penthos (в традиционной передаче “плач”) стало важнейшим термином православной аскетики.

(5:5) Ср. Пс 36:11.

(5:15) Под сосуд – в старых домах Ближнего Востока принято было гасить светильник, непременно накрывая его сосудом, чтобы дым от тлеющего фитиля не наполнил плохо проветриваемое помещение.

(5:17) Греч. plerosai значит одновременно и “исполнить”, и “восполнить”. В данном контексте особенно важен второй смысл: мессианское время раскрывает всю полноту смысла предварительного Откровения.

(5:22) Гневается на брата своего – ряд рукописей добавляет “напрасно”. Рака – арамейское бранное слово (“пустой человек”). Безумный – в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: “Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”).

Геенна – первоначально название долины (евр. Хинном или БенХинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в Ветхом Завете эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: “…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти” (Ис 66: 24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.

(5:26) Кодрант (лат. quadrans “четвертушка”) – очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.

(5:31) Ср. Втор 24:1.

(5:37) “Да, да”, “нет, нет”: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого – или “от лукавого”, т.е. “от зла”.

(5:39) дарит тебя в правую щеку – ритуальный удар тыльной стороной ладони по правой щеке в традиции ближневосточных народов – одно из самых страшных оскорблений, несравненно более тяжкое, чем пощечина.

(5:47) Со своими – буквально “с братьями вашими”; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг – родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.

(6:2) Лицедеи – греч. hypocritai, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод – “лицемеры”. Однако слово “лицемер” несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера “Тартюф, или Лицемер” – это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется. Что вести себя так – дурно, любой иудей и любой язычник знали и без Hагорной Проповеди; и фарисеи времен Господа, всерьез озабоченные пунктуальным и скрупулезным выполнением буквы Закона, примерно как наши старообрядцы, едва ли заслуживают одного имени с Тартюфом. Hо в том-то и состоит духовный радикализм Hагорной Проповеди, что она отвергает всякое поведение “на публику”, всякое исполнение социальной роли (даже “добросовестное”) и всякое актерство, даже перед самим собой и перед Богом, как играет фарисей из притчи в Евангелии от Луки (Лк 18:10-14).

(6:6) В некоторых рукописях добавлено: “явно”.

(6:7) Hе бормочите – в подлиннике тоже звукоподражательный глагол battologein.

(6:9) Cвятить Имя – ходовое иудейское выражение, обозначавшее то, что верующий ведет себя безупречно и тем побуждает неверующих хвалить его веру и его Бога.

(6:11) Насущный – греч. слово epiousios вызывало затруднения уже в древности. Оно может значить а) “необходимый”, б) “на этот день” и в) “на грядущий день”.

(6:12) Простили – в поздних рукописях “прощаем”.

(6:13) См. примеч. к 5:37.

(6:24) Богатству – в подлиннике арамеизм “мамоне”.

(6:25) Hе хлопочите – греч. глагол merimnao акцентирует эмоциональный момент тревоги и напряжения сильнее, чем русское “забочусь”. Осуждается не рассудочная мысль о завтрашнем дне, но вкладывание в заботу своего сердца, – которое должно быть всецело отдано Богу и Его Царствию.

(6:27) сроку жизни своей – подлинник допускает и другое понимание: “к росту своему”.

(6:28) Цветы в поле – собственно, анемоны (в традиционном переводе – “лилии”).

(7:12) Так называемое Золотое Правило. Аналогичная, но отрицательная его формулировка – чего не хочешь для себя, не делай другому – приписывается некоторым талмудическим авторитетам (Гиллелю Sab. 31a; рабби Акибе Ab. R. Nachm. xxvi, f. 27 a). Для евангельского учения характерна формулировка положительная – не просто воздержание от зла, но активное добро.

(7:22) В оный День – терминологическое обозначение Страшного Суда.

В основе перевода лежит издание: Novum Testamentum Graece post E. Nestle denuo edid. K. Aland, M. Black, C. M. Martini, B. M. Metzger et A. Wikgren, 26. Aufl., 10. Druck, Deutsche Bibelgesellschaft Stuttgart 1979.

Перевод и примечания С.Аверинцева

  • свт.
  • свт.
  • прп.
  • блаж.
  • прп.
  • прп.
  • свт.
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт.
  • свт. Филарет (Дроздов)
  • свт.
  • свт.
  • прот. Александр Глебов
  • архим.
  • прот.
  • проф.
  • Троицкий листок
  • проф. С.М. Зарин
  • А.Д. Троицкий
  • свящ. Владислав Кумыш
  • Наго́рная про́поведь – проповедь , в которой выражена сущность новозаветного нравственного закона (нравственного учения) и его отличие от .

    Нагорная проповедь была произнесена на холме близ Капернаума в Галилее, вслед за призванием 12 . Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея гл. 5-7 и Луки гл. 6, 17-49.

    Нагорная проповедь

    протоиерей Александр Глебов

    Библейская история Нового Завета

    Только в Евангелие от Матфея есть связная речь Христа, состоящая из отдельных изречений. Эти изречения касаются нравственной жизни человека и его поведения. Называется эта речь – Нагорная проповедь. Нагорная проповедь представляет собой очень тщательную композицию. Она изложена единым блоком у евангелиста Матфея в пятой, шестой и седьмой главах, то есть занимает три главы. Но, конечно, она не была произнесена так, как это описано у евангелиста Матфея. Скажем, у евангелиста Луки темы, которые затрагивает Нагорная проповедь, разбросаны по всему Евангелию, что, наверное, более соответствует тому, как Христос и произносил свои нравственные поучения. Мы не можем говорить о Нагорной проповеди так, как будто это была отдельная проповедь, произнесенная в одном месте. Есть веские и убедительные доводы в пользу того, что Нагорная проповедь намного больше, чем лишь только одна проповедь. Просто евангелист Матфей для удобства собрал все изречения Спасителя, которые касаются нравственной жизни человека и взаимоотношений между людьми, и объединил их в одну композицию. Например, любой человек, слушающий Нагорную проповедь в первый раз в ее изложении у Матфея, был бы просто переутомлен еще задолго до ее окончания. В ней заложено слишком много, чтобы это можно было усвоить за один раз. Ведь одно дело – сидеть и читать, задерживаясь, останавливаясь при чтении, осмысливая прочитанное. И совсем другое – слушать ее впервые в устной форме. Читать мы можем так, как привыкли, с привычной для нас скоростью, а слышать ее в первый раз, значит быть перегруженным избытком информации, а значит упустить из вида многое важное, что в этой проповеди содержится.

    Евангелие от Матфея – это, прежде всего, Евангелие христианского учения. Для Матфея характерно, что он собирает учения и деяния Христа в отдельные блоки. Есть раздел, посвященный притчам, есть – чудесам, есть – учению о конце света. Вот по такому принципу и нравственное учение Христа Матфей собрал воедино для удобства его изучения. В Евангелии от Луки Нагорная проповедь следует сразу за избранием двенадцати апостолов. В лице апостолов Христос выбирает себе помощников, но чтобы эти помощники могли успешно и эффективно выполнять свою работу, их надо сначала научить. Поэтому в Нагорной проповеди Господь дает наставления своим апостолам, а через них и всем нам. Поскольку Господь сам ничего не записывал, все, что мы о нем знаем, дошло до нас от его учеников, поэтому и называется «Апостольская». Поэтому один богослов назвал Нагорную проповедь: «проповедью по случаю посвящения в сан двенадцати». Точно так же, как перед впервые приступающим к служению молодым священником должна быть поставлена задача, так и Христос произнес перед двенадцатью учениками проповедь, перед тем как они приступили к исполнению своих задач. Есть такое предположение, что, окончательно избрав двенадцать апостолов, Христос удалился с ними на неделю, может быть даже больше, в какое-то спокойное место и учил их в течение этого времени, а Нагорная проповедь – это уже краткое изложение того учения. Но это, конечно, только предположение.

    Наверное, нет в Евангелии другого такого материала, который бы столь тщательно обсуждался, как Нагорная проповедь. Споры начались уже с первого века христианства и продолжаются до сих пор. Одни понимают заповеди буквально, другие – символически, и множество разделений произошло в христианстве из-за разного понимания слов Нагорной проповеди. Некоторые течения, возникшие под влиянием Нагорной проповеди в русской культуре, нам хорошо известны, например, толстовцы – последователи религиозного учения великого русского писателя, графа Льва Николаевича Толстого. Толстой по-своему понимал некоторые положения Нагорной проповеди, например, о непротивлении злу. Толстой воспринимал это буквально и многое другое, чем он противопоставил себя официальной Церкви. Одни видят в заповедях Нагорной проповеди требования, которые невозможно исполнить в полной мере, и поэтому говорят о символическом значении заповедей. Другие видят конкретные указания и говорят об их буквальном значении. При чтении Нагорной проповеди мы не должны забывать и наш личный опыт. Вряд ли существует какой-то другой евангельский текст, который предъявлял лично нам, нашей совести, такие требования, как Нагорная проповедь. Мы должны учесть, что Нагорная проповедь была произнесена не для нашего конкретного общества, а была произнесена в определенной исторической обстановке. Ведь не христиане слушали эту проповедь, а иудеи. Необходимо помнить, что заповедям Нагорной проповеди предшествовала тысячелетняя религиозная история иудейского народа – культовый закон, этический закон. Поэтому слова Нагорной проповеди обращены не просто к первому встречному, но к людям, которые прошли уже долгий путь религиозного и нравственного развития. Это надо учитывать, когда мы читаем Нагорную проповедь.

    Поговорим о форме Нагорной проповеди. Евангелист Матфей пытается подражать Торе. Христос восходит на гору перед произнесением Нагорной проповеди, откуда Он и дает людям заповеди, провозглашает свой нравственный закон. В сознании иудеев все это ассоциировалось с дарованием ветхозаветных заповедей Моисею на горе Синай. Здесь евангелист Матфей показывает Христа как нового Моисея. Христос начал учить, когда сел. Это очень важно. Христос сел на кафедру как учитель. Во время официального учения иудейский раввин всегда сидел. Греческое слово «кафедра» значит «сидение», и во многих европейских языках до сих пор говорится, что стол профессора – это и есть кафедра. Кстати, папа римский, когда он говорит ех cathedra, со своего сидения, со своего трона, когда он говорит с кафедры, тогда он провозглашает учение. Именно на этом зиждется догмат о папской непогрешимости. Раввин часто учил, расхаживая или прогуливаясь, но официальное учение он начинал, усевшись на свое место, на кафедру. Таким образом, само указание на то, что Христос сел, прежде чем начал учить своих учеников, указывает на то, что это учение занимает центральное место и является как бы официальным.

    Прежде чем рассмотреть само содержание Нагорной проповеди, надо задуматься о том, как понимать сказанное в ней Христом. Это важный вопрос, ибо очевидно, что Христос здесь предлагает свое учение совершенно иначе, чем учебники этики и даже иначе, чем то, как простые люди выражают те же мысли. Будучи хорошим учителем, Христос естественно использует формы языка и выражения, которые много значат для тех, кто слушает Его. Его учение содержит, как минимум, три отличительных свойства.

    Первое. Бо’льшая часть Нагорной проповеди – стихи, хотя нам это трудно распознать как поэзию, поскольку наша поэзия строится на эффекте рифмы и ударения. Еврейская поэзия была иной. Она строилась на эффекте параллелизма, то есть соответствия мысли. Сходства мысли или ее различия. Европейская поэзия и ближневосточная, в том числе еврейская, строятся на совершенно разных принципах. Мы привыкли к, так называемой, слоговой, ритмической поэзии. Любое наше стихотворение делится на слоги, на слоги падает ударение и получается какой-то определенный ритм: «Мороз и солнце, день чудесный…». Слоговая ритмика создает нашу европейскую поэзию, она как бы происходит из музыки. Но совершенно иная поэзия в Библии, а Библия пронизана поэзией. Там очень много стихов, но мы, когда читаем Библию, Ветхий Завет, не замечаем этого, потому что мы привыкли к другой поэзии. В Библии не ритм слогов, а ритм понятий, ритм слов, ритм символов, и происходит это следующим образом. Например, любой псалом – это стихи. « Псалом» значит «песня». Он делится на строчки, и когда вторая строчка по смыслу повторяет первую строчку либо отрицает ее, то эти строки параллельны либо антипараллельны. Когда вторая строка по смыслу повторяет первую, то это называется – синонимический параллелизм. И в псалмах, и в других поэтических разделах Ветхого Завета этому много примеров. Любой псалом, например, самый известный, 50-ый псалом начинается так: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – это первая строчка. «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» – это вторая строчка. Они похожи по смыслу, просто в разных словах выражается одна и та же мысль. «Наипаче омый мя от беззакония моего» – первая строчка. «И от греха моего очисти мя». Но «омый от беззакония» и «очисти от греха» – это же одно и то же. Это называется в поэзии параллелизм или ритм по параллелям. Такая структура пронизывает практически всю Библию, потому что вся Библия очень поэтична. В Нагорной проповеди Господь следует этой поэтической традиции своего народа. Например, Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Перед нами подлинная еврейская поэзия, в которой вторя строка повторяет мысль, то есть параллельна первой, но использует просто иной образ. Псалом состоит из строф, в каждой строфе две строчки, но каждая из строчек может быть не только параллельна, но и антипараллельна другой. Антипараллельный тип еврейской поэзии называется антитетический параллелизм. Примеров антипараллельности также очень много. Например: «Всякое доброе дерево приносит плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» или «Верующий в Меня имеет жизнь вечную, а неверующий идет в погибель». Обе строки содержат похожие уроки, но мысль выражена с использованием прямо противоположных концепций. Такая поэзия также часто встречается в Ветхом Завете. Даже молитва Господня может быть расположена поэтически.

    Второе свойство учения Христа – это его образность. Иногда учение дается в форме притч, в других случаях это просто живые иллюстрации из повседневной жизни. Многие притчи преподают нравственные уроки, но Нагорная проповедь использует больше образов из реальной жизни. Мы чаще говорим об этике абстрактно, а Христос всегда оперирует конкретными вещами. Например, мы можем сказать так: «Материализм может быть помехой духовному росту». А Христос сказал так: «Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и мамоне», то есть более конкретно.

    Третье. Христос учит очень живо. Он часто прибегает к преувеличениям, чтобы оттенить смысл. Например, Он говорит, что «лучше вырвать глаз или отсечь руку, чем впасть в прелюбодеяние». Понятно, что Христос не призывает нас к членовредительству, но Он использует столь экстравагантный язык, чтобы вызвать у слушателей чувство серьезности Его вести. Или, например, «кто соблазнит одного из этих малых, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и утопили его в морской глубине». Конечно же, это не призыв к убийству. Здесь речь идет о повышенной ответственности тех, кто своими словами или действиями может поколебать веру в людях. Еще Он говорит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Но это не значит, что степень своей веры надо проверять таким способом – повелевать горам, чтобы они вверглись в море. Господь этим сравнением дает понять, какой силой обладает вера в Него. Для незыблемой веры нет ничего невозможного, потому что для Бога нет ничего невозможного. Когда мы читаем Нагорную проповедь, то необходимо иметь в виду эти различные приемы, используемые Христом в своем благовести. Распознание различных форм может помочь нам лучше понять, что Христос имел в виду и о чем Он говорил.

    Итак, какую этику предложил Христос? Какие принципы поведения должны руководить теми, кто принимает божественную волю в своей жизни? Есть два момента, которые отличают этику Нового Завета от большинства других этических систем.

    Первое. Этическое учение Христа совершенно неотделимо от Его учения о власти Божьей в жизни людей. Без понимания этого, очень трудно понять смысл Нагорной проповеди. Все этические системы имеют фундамент, на котором они строятся. Этическое учение Христа основано на заявлении, что Бог, сотворивший все и действовавший в истории Израиля в Ветхом Завете, может быть познан действительным, личным образом. Поведение и образ жизни Его последователей являются путем познания Бога. Этот принцип всегда занимал центральное место в иудаизме. Сам Ветхий Завет был основан на начале, которое фундаментально для учения Христа и в Новом Завете. Этой основой является то, что доброта человека имеет свое начало в Боге. Центральным положением одного раздела ветхозаветного закона было утверждение: «Святы будьте, ибо Свят Я, Господь Бог ваш». И Христос говорит в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В Ветхом Завете Господь призывает людей к святости, но зачем призывает? Почему люди должны быть святыми? Потому что Бог свят, а люди должны быть подобны Ему. «Святы будьте, ибо Свят Я, Господь Бог ваш». И Христос дает то же самое обоснование своему нравственному учению: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», то есть мы должны быть совершенны, потому что Бог совершен. Этические нормы, которых требуется достигать людям Божьим, были не менее как отражением характера самого Бога. Нам важно понимать, для чего нам дан нравственный закон. Совершенно неправильно думать, что если мы будем исполнять заповеди, то, когда умрем, получим за это награду, как ребенок за хорошее поведение поощряется родителями. А если мы не будем исполнять, то в будущем нас ждет расплата. Конечно, воздаяние существует, и каждый из нас получит то, что он заслужил, но божественное воздаяние – это не приговор судьи преступнику за совершенное преступление. Бог в юридическом смысле не наказывает и не поощряет. Он просто выявляет внутренний мир каждого человека и состояние этого мира либо обрекает человека на страдание, либо открывает ему радость общения с Богом. В Евангелии есть рассказ об исцелении Господом бесноватого человека. Интересно, что когда Христос стал к нему приближаться, то бесноватый закричал: «Не мучай меня». Значит Бог, который есть любовь, явился источником мучений для беса, которым был одержим человек, а значит, если люди уподобляют себя темной силе, если они творят волю дьявола, а не волю Божию, то предстояние перед Богом станет для человека мучением. Не в том смысле, что Бог начнет мучить человека, а в том, что человек ощутит свою полную несовместимость. Ведь каждый чувствует себя комфортно только в соприродном себе мире, среди единомышленников. Для каждого нормального человека, случайно оступившегося, попадание в тюрьму будет мучением, потому что он попал в совершенно чуждый ему мир: со своими законами, понятиями, лексикой, взглядами на жизнь и так далее. Но с другой стороны, когда закоренелый рецидивист выходит на свободу, то он не может найти себя среди нормальных людей. Этот нормальный мир ему чужд, он в нем мучается. Такие люди часто вновь совершают преступления не для наживы, а только для того, чтобы вновь попасть на нары, в мир несвободы, который так пугает любого человека, но для преступника он естественен. Он в камере как рыба в воде. Это, конечно, сравнение и хотя каждое сравнение грешит неточностью, но все-таки оно может помочь нам понять природу страданий грешной человеческой души, когда она предстает перед Богом. Для того чтобы страдания не было, чтобы мир Бога стал близок миру человека, надо взять на себя труд по формированию в себе мира Божия. И вот заповеди и вообще все нравственные положения евангельского учения, изложенные в Нагорной проповеди, являются теми механизмами, теми инструментами, с помощью которых человек формирует в себе качества Бога. Бог – это не нечто аморфное, Бог – это живая личность, а значит, у Него есть характер, есть какие-то качества, свойства. В цикле наших бесед я уже упоминал, что человек создан по образу и подобию Божию. Подобие – это цель человеческого бытия. В результате жизни человек должен уподобиться Богу, стать похожим на Него. Совершив грех, люди утратили эту способность, поскольку порвали связь с Богом, но во Христе сообщение между Богом и людьми было восстановлено. Бог вошел в мир силой своей благодати, и цель богоуподобления стала опять реальной. Дар благодати – это то, что Бог сделал для нас, а в Нагорной проповеди Господь говорит, что нам надо делать для достижения этой цели. С помощью нравственного закона человек – образ Божий – развивает себя до богоподобия. Исполняя заповеди, человек вырабатывает в себе качества Бога, Его характер, поступает так, как поступал Христос, а, как известно, подобное познается подобным. Представая после физической смерти перед лицом Божьим, человек попадает в близкий и соприродный ему мир Царствия Божия.

    Вторая основа новозаветной этики – в чем она состоит? Один ученый, суммировав все положения Нагорной проповеди, описал библейскую этику как «науку человеческого поведения, как она определяется божественным поведением», то есть люди должны поступать так, как поступает Бог. Одна из самых характерных черт действия Бога в опыте Израиля – это Его готовность заботиться о людях, которые о Нем даже не думают. Авраам был вызван из Месопотамии, ему была дана новая страна, но не по причине какого-то его нравственного или духовного превосходства, которым бы он обладал, а просто потому, что внимание и любовь Божьи были излиты на него. Впоследствии Израиль был сохранен во всех трудностях исхода из Египта и того что за этим исходом последовало, не за его собственное нравственное совершенство, а просто благодаря заботе любящего Бога. На основании этих незаслуженных действий милости Бог предъявил определенные требования своему народу. Ведь десять заповедей начинаются положением: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» и так далее. Это та предпосылка, на которой основаны заповеди. Поскольку Бог сделал нечто для своего народа, он должен Ему отплатить любовью и послушанием. То же можно найти и в других местах ветхозаветного закона: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь Бог твой, потому Я сегодня и заповедаю тебе…», дальше то, что Он уже заповедает. Новозаветная этика имеет точно такую же основу. Например, поразительно, что апостол Павел, желая остановить раздоры, продолжающиеся в Филиппийской церкви, призывает не к обычному здравому смыслу, чтобы разрешить проблему, но именно к тому же аспекту характера Божия, который мы видели в Ветхом Завете. Он приводит пример того, как Бог во Христе отдал Себя для нашего спасения. Я зачитаю этот отрывок: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Вот что делает апостол Павел основой своего нравственного призыва к читателям: поскольку Христос для нас отказался от всего, то мы должны быть готовы пожертвовать нашим эгоизмом, чтобы быть угодными Ему. Мы должны поступать так же, как поступал Христос: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». В другом месте апостол скажет, что мы должны иметь «ум Христов» (). Имеется в виду, конечно, не Божественная Премудрость, а человеческий ум Христа. Мыслить надо в тех категориях, в которых мыслил Он. А что эта за категории ясно из заповедей и этического учения Нагорной проповеди.

    Значит, есть два момента, на которых основывается новозаветная этика. Первое: мы должны быть совершенны и святы, потому что Бог совершен и свят, а люди должны быть подобны ему. И второе: мы должны относиться к Богу так, как Он относится к нам. В конечном итоге это то, что Сам Христос провозгласил как высшую и двуединую заповедь о любви к Богу и ближнему. Через любовь к ближнему проявляется наша любовь к Богу. Когда мы любим ближнего, то пытаемся отнестись к Богу так, как Он относится к нам.

    (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

    После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от своих болезней. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

    Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном. Это Он изложил в девяти заповедях блаженств. Господь также преподал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорной.

    Заповеди блаженства

    Господь и Спаситель наш Иисус Христос указывает пути или дела, через которые все ищущие того могут войти в Царство Небесное. Первый шаг к тому – осознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, смириться.

    Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

    Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (то есть дано им будет) Царство Небесное.

    «Нищии духом» – те, кто смиренно осознают свою духовную нищету, свои грехи и недостатки душевные; кто понимают, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а потому ничем не хвалятся, не гордятся, но смиряются.

    Блажени плачущии, яко тии утешатся.

    Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

    Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, препятствующие им вступить в Царство Небесное, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Господь простит им грехи и подаст еще здесь, на земле, утешение, а на Небе – вечную радость.

    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

    Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

    Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, то есть делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая возникнет после разрушения этого тленного мира, «землю живых».

    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

    Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды), потому что они насытятся.

    «Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто усердно желают правды, просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдания перед Богом); «они насытятся» – достигнут той праведности, которая дает искреннее стремление во всем исполнять волю Божию.

    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

    Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

    «Милостивые» – люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем могут. Милостивый Бог требует от людей милосердия – добродетели, которой достигают искренне стремящиеся жить по Его воле. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая Божия милость.

    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

    Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

    «Чистые сердцем» – те, кто не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистой, хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душой чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве Небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

    Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

    «Миротворцы» – те, кто не только не любят ссор и стараются жить со всеми мирно, но стремятся дружелюбно и других примирять друг с другом. Миротворцы – это и те, которые учением обращают врагов Божиих. В этом они уподобляются Сыну Божию, примирившего человека с Богом, принесшего мир человеческой душе. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божиими».

    Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

    Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

    Под «изгнанными за правду» разумеются исповедники Православной веры Христовой, а также и те, кто заступается за обижаемых, гонимые за праведность и вообще всякую добродетель, потому что под словом «правда» имеется ввиду любая добродетель. Гонят и воров, и убийц, но они, однако, не блаженны, так как гонимы они не правды ради, а ради своих злодеяний.

    Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

    Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

    Здесь Господь говорит: если за вашу веру в Меня вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить) и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас за то ожидает большая награда на Небесах.

    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 5, 6, 7. Лк. 6, 12-41.

    Знаменитая нагорная проповедь Иисуса суммирует все учение христианства. Если у человека нет времени читать всю Библию или даже один Новый завет, или даже одно Евангелие (благовествование), он может читать Нагорную проповедь. Человек найдет в ней емкое, завершенное понимание христианства, которое сможет постоянно углублять.

    Мы надеемся, что эта книга принесет пользу и тем, кто только интересуется духовной жизнью, и тем, кто уже достаточно развит в этом плане.

    Нагорная проповедь названа так потому, что провозглашена с горы. Большинство проблем человечества исходят из-за духовного голода, и слушая о Всевышнем Господе, создателе всего сущего, можно утолить эту главную потребность жизни.

    Иисус обращался к людям с горы, расположенной недалеко от Капернаума, но Он мог говорить и с любой другой горы. Сегодня те, кто хорошо усвоил идеи духовной жизни, могут говорить с таких "гор", как интернет-сайты, радио, телевидение, газеты и так далее.

    В полном виде Нагорная проповедь содержится только у евангелиста Матфея (Левия), который первый и записал Его учение. Части Нагорной проповеди встречаются также у Луки. Записав Евангелие, Матфей долгое время проповедовал в Палестине среди евреев, а затем распространял духовное послание в других странах, и был убит в Эфиопии.

    К сожалению, материальный мир населяют живые существа, стремящиеся забыть о Боге, для строительства своего отдельного личного счастья. Поэтому обитателям этого мира особо никогда не нравится слышать, что существует кто-то более великий и могущественный, чем они. Как и другие проповедники истории Иисус и многие его ученики были гонимы и казнены.

    Тем не менее, главное, ради чего пришел Сам Иисус - Его послание - осталось. И даже спустя две тысячи лет каждый может извлечь из него то же самое благо, как если бы говорил с Иисусом лицом к лицу.

    Глава 1 (5)

    1-2
    «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
    Для получения любого знания нужно пойти к опытному человеку, который уже сведущ в нем. Точно так же духовной жизни можно научиться у духовного учителя, который в какой то степени, или в идеале - в полной - усвоил принципы вечной жизни. Духовное образование похоже на обычное. Учитель объясняет желающим о Боге, и слушатели стараются понять, и если им что-то не вполне ясно, задают вопросы. Опытный духовный учитель видит, что могут и чего не могут понять конкретные люди, и дает им уроки соответственно их способностям.

    3-4
    «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
    Блаженны (счастливы) - так как обретут награду. Нищие духом - означает, смиренные, терпеливые, то есть достойные принять дар, обрести. Общий смысл таков, что если человек желает духовной жизни, Бог помогает ему.

    5-6
    «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
    Те, кто желают - получают. Мир реален, поскольку его источник также реален, и познаваем. Хотя Бога невозможно познать полностью, так как его Величие безгранично, принципиально понять Его можно. И поскольку Всевышний Господь Величайший, говорить о Нем, познавать Его - самое важное дело в жизни. Нет ничего важнее этого.

    7
    «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
    Что посеешь - то пожнешь, таков закон справедливости. Те кто милостивы (милосердны) к другим в материальном отношении, получают материальное вознаграждение. А те кто милосердны духовно, то есть говорят о Боге - получают все виды вознаграждений: и духовное и материальное.

    8
    «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
    Всевышнего Господа можно увидеть с помощью духовного зрения. В писании есть утверждения, что Бога видеть невозможно - для материалистичных людей, жаждущих увидеть Его материальными глазами. Новичкам в духовной жизни нужно понять, что Бог нематериален, и когда они понимают, что существует дух, духовная форма, тем же людям говорится, что видеть Бога возможно.

    9
    «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
    У Всевышнего Господа много сыновей, о чем многократно упоминается в Библии. Бог – вечный Отец всех живых существ, и в широком смысле, все Его сыновья. Тем не менее, когда человек осознанно стремится понять Бога, Он сам помогает ему, признавая его таким образом.

    10
    «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
    В материальном мире все более или менее относительно, тем не менее, духовные ценности или духовная правда, абсолютна. Царствие Небесное или духовный мир – не аллегория, он существует, и те, кто думают о нем, достигают его по милости Господа.

    11-12
    «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
    Материальное царство все находится более или менее в компетенции дьявола, или безбожия. В какой бы стране или момент времени не появился проповедник, основная масса людей считает его помехой своим планам. Не стоит этому удивляться, это закономерно.

    13
    «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
    Проповедь - самая сложная, но самая важная часть духовной жизни. В какой-то посильной мере каждый человек должен учиться слушать о Боге и проповедовать.

    14-16
    «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
    Нет никого больше, чем Бог, или равного Ему в чем-либо, поэтому знание о Нем – лучшее и из всех обретений. Оно сравнивается со светом, или например, прекрасным плодом, который нужно обязательно раздавать другим.

    17
    «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
    Дух един и духовное знание едино. Принципиально все пророки и святые говорят об одном и том же – что Бог существует и нужно стремиться познать и полюбить Его. Однако, люди с узким мышлением, впечатляясь разницей в некоторых фразах, считают, что пророки говорят о разном, или даже о противоположном. Такие люди ошибаются.

    18
    «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
    Прейдет, то есть закончится. Священное писание описывает мир объективно, в отличие экспериментального человеческого знания, которое ошибочно в той или другой степени. Тем не менее, самонадеянные люди, беря за истину относительные «научные» данные, считают, что они правы, а Библия например, или другое священное писание, полно ошибок.

    19
    «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
    Истина и критерий истины – у Бога, или в Царстве Небесном, а не у людей. По этой причине развитые в духовном плане личности заботятся о соответствии оценкам священного писания, и не особо заботятся об оценках людей с мирскими интересами.

    20
    «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
    Книжники – имеющие формальное образование переписчики, и фарисеи – направление в религии, особо выделявшие моральный облик, "безупречность". Ставить превыше Бога относительное мирское образование или даже нравственность – достаточно типичные заблуждения, наблюдаемые и сегодня. Хотя и образование и нравственность достаточно важны на определенном этапе личного развития, Абсолютную истину с их помощью не понять даже в теории. Господь - источник всего, и не зависит ни от чего. Его можно понять, лишь внимая Ему Самому.

    21-22
    «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "негодный", подлежит Верховному судилищу; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (ад)».
    Бог справедлив и создал справедливые законы. Справедливость - означает мера за меру. Сколько человек отнимает, столько он и должен вернуть. Так в справедливом государстве убийца должен быть казнен, и любое незаслуженное действие в отношении другого, наказуемо соответственно ущербу.

    23-24
    «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
    У каждого существа собственная индивидуальность, свои собственные отношения с Богом, окружающим миром. Поэтому стоит быть осторожным, чтобы не притеснить кого-то понапрасну. Если такое произошло, свою вину нужно заглаживать перед конкретным человеком. Не стоит думать, что можно намеренно грешить против других и потом получить прощение у Бога. Господь может простить за действия в свой адрес, но не за действия в отношении других.

    25-26
    «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (мелкая монета)».
    Примирение с другими хорошо даже для обычной спокойной жизни. Бог справедлив, поэтому в Его детях, обычных людях, также есть это стремление к справедливости. Они пытаются поймать и изобличить того, кто творит нехорошее. Жизнь праведников наполнена счастьем, а грешников - полна тревог.

    27-28
    «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
    И чистота, и загрязнение исходит из ума. Если человек, например, смотрит на женщину без вожделения, то он чище того, кто смотрит с вожделением, или даже того, кто находится вдали от женщин, и не смотрит, но думает о них с вожделением. Целомудрие – это больше состояние ума, чем тела.

    29-30
    «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (ад). И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
    Очень логично. Свои разум, глаза, руки, ноги и все остальное необходимо употреблять для познания Всевышнего Господа, источника всего сущего. Так наш разум, руки, ноги и остальное становятся оторваны от эгоистической занятости для себя, или соблазнения, и наша жизнь очищается.

    31-32
    «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
    Если жена не верна мужчине, и не желает исправляться, он может оставить ее. Но если она верна ему, ли, по крайней мере, старается, но мужчина просто ищет более комфортной жизни где-то в другом месте, и оставляет жену, он поступает неправильно.

    33-36
    «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно
    престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
    В более древнее время люди могущественнее и мудрее, поэтому давали клятвы, которые могли исполнить. Со временем из-за увеличения безбожия, они в ощутимой мере потеряли разум и хорошие качества, и, соответственно, способность держать слово. Когда человек слаб, ему лучше не клясться вовсе.

    37
    «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (сатана)».
    Если человека спрашивают о том, что он может или не может сделать, лучше отвечать кратко и ясно, например – да, нет.

    38-39
    «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;
    Способность прощать можно рассмотреть как проявление силы. Слабый или материально заинтересованный человек не может по-настоящему прощать, тогда как для достаточно возвышенного человека это возможно. Нецивилизованного человека возвышает принцип справедливости, или «мера за меру», и когда он становится цивилизован, далее он может понять еще более возвышений принцип – прощение. Эти принципы продолжают один другой.

    40-42
    «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся».
    Если человек стремится ко все большим материальным обретения, ему рекомендуется жертвовать другим хотя бы часть своего имущества. Помогать нуждающимся - благородно, плюс к этому человек обретает опыт того, что счастье исходит изнутри, от души, а не от количества имущества.

    43-44
    «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
    С духовного уровня человек видит, что все живые существа – сыновья одного Высшего Отца, так что он в целом хорошо относится к каждому.

    45
    «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
    Господь беспристрастно смотрит на материальные богатства и никому не завидует. Такие же качества обретают его слуги.

    46-48
    «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
    Всевышний Господь в совершенстве мудр, великодушен и независим, нет никого выше или равного Ему в совершенствах.

    Последние материалы сайта