Князь владимирский женский монастырь в филимонках. Филимонки.Погибший памятник федерального значения. Фотографии «Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках»

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Троицкая церковь бывшего Князе-Владимирского монастыря у усадьбы Филимонки. Двухэтажная церковь, находящаяся в километре от усадебного дома, построена в 1855-1861 гг. по проекту Ж.Ф. Тибо. Заказчиками были князья Святополк-Четвертинские, владевшие в это время усадьбой. Начинал строить Б.Б. Святополк-Четвертинский, завершила строительство его сестра Вера Борисовна. Нижний престол был освящен в 1861г. в честь Сергия Радонежского, верхний, Троицкий, освящен в 1888 г.

Архитектура здания сочетает черты древнерусского, византийского, романского зодчества. Высокая четырехярусная колокольня до сих пор возвышается над окружающей застройкой и видна со всех сторон на большом расстоянии. В 1891г. здесь был учрежден женский Князе-Владимирский монастырь. В 1900г. построена еще одна, Успенская церковь по проекту А.А. Латкова в псевдорусском стиле.

Обе церкви были закрыты в 1930-х гг., завершения разобраны, Троицкая церковь и колокольня частично разрушились.

Церкви сейчас находятся на территории психоневрологического интерната. В 1994г. Троицкий храм передан верующим, но остается в почти руинированном состоянии.



В XVIII в. усадьба Филимонки принадлежала семейству князей Святополк-Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени.

Князь Владимир Борисович начал строительство в Филимонках двухэтажного храма по проекту архитектора П.К. Козиха. В 1861 г. нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1868 г. был освящен верхний, Троицкий престол. Завершила строительство храма, а также соорудила высокую пятиярусную колокольню Вера Борисовна Четвертинская. Она увековечила чудесное спасение царской семьи при крушении поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в своем имении женской обители, названной в память о брате княжны в честь равноапостольного великого князя Владимира.

В 1891 г. обитель была учреждена. Вера Борисовна до 1893 г. являлась ее настоятельницей. Через год она скончалась и похоронена в обители, в семейном склепе. Долгое время В.Б. Четвертинская содержала доктора для бесплатного лечения всех нуждавшихся. Множество крестьян получали от нее ежемесячные пособия. Ее сестры: княгиня Надежда Борисовна Трубецкая, основательница Братолюбивого общества, и княгиня Наталья Борисовна Шаховская, основательница общины сестер милосердия «Утоли моя печали», — пожертвовали для монастырского храма иконостас красного дерева. 15 июня 1893 г. настоятельницей Князе-Владимирского женского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Елена Астапова).

В 1894 г. в нижнем храме был установлен новый иконостас, храм освящен после ремонта. В конце XIX в. рабочие Даниловской мануфактуры неоднократно прибывали в обитель на богомолье, принося в дар иконы и хоругви, лампады и подсвечники.

В советское время монастырь был закрыт, Троицкий храм сильно пострадал. В подклете были устроены склад и столярная мастерская дома инвалидов.

Второй храм монастыря — в честь Успения Пресвятой Богородицы — трехпрестольный, построен в начале 1900-х гг. по проекту архитектора А.А. Латкова. Храм также был закрыт в советское время и подвергся разрушениям. Все деревянные постройки монастыря уничтожены, сохранился только каменный корпус келий.

В 1994 г. Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. Началось восстановление. Придел прп. Сергия Радонежского.

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=35



Адрес сайта: letovochurch.ru Проезд: от м. "Юго-Западная" авт. № 611 до ост. "Совхоз Московский", далее местным авт. № 420 до ост. "Филимонки". Адрес: 142780, г. Москва, п.Филимонки Храм Святой Троицы в с.Филимонки построен в середине 19 века как родовая усыпальница князей Святополк-Четвертинских. В 1891 году была зарегистрирована женская монашеская община Князе-Владимирского монастыря. В 1901 году на территории монастыря построен храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1926 году монастырь был закрыт, в 50-х годах храм полностью разорили и разрушили, на территории монастыря начал действовать психо-неврологический интернат, а в 1994 году возвращен верующим. С 2007 года храм участвует в Федеральной программе по восстановлению памятников истории и архитектуры. За это время восстановлена колокольня храма, поднят крест на колокольню, отлиты колокола. http://il-blago.ru/templs/by-name/item/philimonki.html?category_id=2

Недалеко от усадьбы Валуево, на той же реке Ликове, располагается бывшая усадьба Филимонки. Село известно с ХVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись - одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно. В начале ХIХ века Д.В. Измаилов полностью перестроил ветхую усадьбу, возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических "домов Наполеона" к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти "версии" не представляется возможным... Дом Измаилова получился внушительным - с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он как "вырубленный из скалы", хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине ХIХ века досталось Святополк-Четвертинским. Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли их чем-то своим. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь.

Не имеющая аналогов Троицкая церковь строилась по проекту знаменитого архитектора П.К. Козиха. Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец учредили Князь-Владимирскую обитель. В начале 1900-х годов в обители была выстроена вторая церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырём до 1893 года, в нём же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сёстры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестёр милосердия "Утоли моя печали" в Лефортове, а Надежда Трубецкая - Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала всё своё имущество, её общество помогало и ей самой).

Троицкая церковь поражает как размерами, так и своей необычностью. Свеча колокольни видна издалека - не заметить её просто невозможно. Определить архитектурный стиль довольно сложно - перед нами фееричная квинтэссенция эклектики, тут намешаны и византийское зодчество, и романское, и русское... при большом желании можно даже готику разглядеть. Выглядело всё это в начале ХХ века, надо думать, великолепно: по обеим сторонам Ликовы раскинулись монастырь и усадьба - единый архитектурный ансамбль. Тяжеловесный, приземистый особняк "дворянского гнезда" на вершине холма, а напротив - прямо из низины - взметается ввысь этакая архитектурная ракета.

Троицкая церковь, как и Успенская в 1930-х годах были разграблены и закрыты. Венчания конечно же были сломаны, а с колокольни были сброшены все колокола. В советские годы монастырь превратили в психоневрологический интернат, храм лишился хозяйской руки и начал разрушаться. К концу ХХ века от него оставался лишь остов. В 1994 году Троицкий храм передали Русской Православной Церкви. Со временем нашлись спонсоры и благотворители. Вначале была отреставрирована колокольня, а затем и само основное здание храма. Дом скорби, правда, никуда не делся, поэтому к церкви через его территорию пропускают (за редким исключением) только на время богослужения. А вот усадебный дом ныне вообще не существует - он сгорел дотла летом 2006 года. Непостижимым образом уцелела в огне пожара лишь колоннада первого этажа. Жалкие руины восстановлению не подлежат и вряд ли кто-нибудь возьмётся их когда нибудь восстанавливать.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №71, 2014 г.

На этих выходных мы отправились в путешествие по Москве и московской обрасти в женский монастырь в Филимонках. Правда без ребёнка. Ведь мы отправляемся в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках. А с ребёнком там делать нечего. Территория будет обнесена забором, так что погулять, всё потрогать и посмотреть поближе не удастся.

В общем, сегодня мы едем на машине посмотреть хотя бы с высоты на территорию очередного монастыря. Едем на машине в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках.

Как обычно в машине я делюсь историческими моментами из истории женского монастыря. Нам очень интересна история России и Руси. Именно поэтому мы решили съездить в Филимонки, понимая что это не совсем обычный экскурсионный маршрут. Тут не будет привычных нам автобусов с паломниками и верующими, оборудованных для них мест для отдыха и парков, как например в или в . Но этим этот монастырь и интересен.

С собой мы берём квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro , чтобы полетать и отснять место с неба.

А вот что мы узнали и увидели в очередной экскурсии на машине по Подмосковью.

Экскурсия в Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках

Основание Князь-Владимирского женского монастыря приходится на конец 19 столетия. Разместился он в живописных местах Подмосковья, на побережье реки Ликовки. Неподалеку от обители находилась усадьба Филимонки, принадлежавшая в момент ее основания князьям Святополк-Четвертинским. Усадьба находится сегодня в Ленинском районе Московской области.

Первой организацией женской духовной общины занялась княгиня Святополк-Четвертинская В. Б. в 1890 году, и уже спустя год община была в статусе монастыря. Основным храмом обители в тот период стала Троицкая церковь, которая на тот момент уже существовала, а была возведена она в 1855-1861 гг. Строение имело оригинальную архитектуру, будучи выполненным в духе романтизма середины 19 столетия.

Вторым храмом обители стала Успенская церковь, возведенная в 1900 году. Проект для нее был разработан Латковым А. А., а стиль, в котором был построен храм, являлся псевдорусским. В основание проекта церкви легло современное на тот момент видение древнерусского зодчества.

При церкви было устроено два придела – Михаило-Архангельский и Князь-Владимирский. На сегодняшний день при монастыре сохранились лишь эти два Божьих дома – Троицкая и Успенская церкви. При обители в былые времена были и другие строения, преимущественно деревянные, но до наших дней они не сохранились.

Проект Троицкого собора разработал Ж. Ф. Тибо, а в роли заказчиков возведения храма выступили князья Святополк-Четвертинские. Начало строительства было инициировано Святополк-Четвертинским Б. Б., а завершено оно было при поддержке его сестры Веры Борисовны.

Церковь представляет собой двухэтажное сооружение, расположенное примерно в 1 км от усадебной постройки. Освещение нижнего престола было осуществлено в 1861 году во имя Сергия Радонежского. Верхний престол освятили в 1888 году. Под церковью находилась усыпальница княжеской семьи Святополк-Четвертинских.

В архитектуре сооружения можно узреть сочетание тенденций романского, византийского, древнерусского зодчества с примесью неоготики. Высокая колокольня в 4 яруса, устроенная здесь в 19 столетии, увенчивает сооружение. Увидеть ее можно задолго до подъезда к самому храму.

Сегодня Князь-Владимирский женский монастырь вместе с церквями относится к РПЦ, но храмы его располагаются на территории психоневрологического интерната, который был открыт еще во времена СССР. Чтобы попасть в храмы, необходимо пройти через КПП этого учреждения. В настоящее время Троицкий храм восстановлен, его переосвящение состоялось в 2015 году. В Успенской же церкви сегодня ведутся реставрационные работы. Ее включили в Федеральную программу, согласно которой в России восстанавливаются архитектурные и исторические памятники.

В настоящее время в Троицком соборе отреставрировали колокольню, устроив на ней новый крест, а также изготовили и подняли колокола. Служители храма говорят, что на данный момент есть необходимость в приобретении для церкви новой мебели, церковной утвари. Храм не отказывается от помощи в этом вопросе со стороны всех неравнодушных и желающих помочь. Нуждается собор сегодня и в помощи по обустройству Воскресной школы, изготовлении икон.

В храмах в настоящее время проводятся богослужения, на которых могут присутствовать желающие, согласно расписанию.

Как добраться до Князь-Владимирского женского монастыря?

Можно воспользоваться общественным транспортом, а именно автобусом, отходящим от ст. метро «Юго-Западной». Доехать нужно до остановки под названием «Совхоз Московский». С этой остановки на местном автобусе, следующем по маршруту №420, нужно добраться до остановки с названием «Филимонки».

Это самый простой способ для жителя Москвы и Подмосковья. Или на машине оринтируясь на маршрут 420 — го автобуса. Мы так и сделали, отправившись в женский монастырь на своём автомобиле.

Историческая справка о женском монастыре в Филимонках

Усадьба в Филимонках появилась в 18 столетии, и за относительно недлительный срок сменила немало хозяев. В 40-х гг. 19 столетия ее владельцами стала княжеская семья Святополк-Четвертинских, и по настоянию супруги глава семейства начал возведение храма неподалеку от их имения (в 1 км от него).

Изначально ему была отведена роль фамильной усыпальницы, и к 1861 году его строительство было завершено. Нижний его престол освятили, а спустя несколько лет был освящен и верхний престол.

Строение имело впечатляющие размеры, благодаря которым завидеть его можно было издалека. Представляло оно собой усыпальницу в цоколе, над которой высилась центрическая крестообразная церковь. Разместившиеся вертикально роскошные арки, которые пронизывали колокольню, делали акцент на вертикальной расположенности композиции, ее стремлении вверх.

1888 год ознаменовался происшествием, оказавшим немалое влияние на судьбу усадьбы и всего села. В октябре этого года неподалеку от Харькова произошла авария с участием императорского поезда, в которой 19 человек погибли. Вагон, в котором путешествовала императорская семья, с рельсов не сошел, благодаря чему никто из ее членов не пострадал. В нем обвалилась крыша, и Александр III, имевший мощное телосложение, удерживал ее своими плечами.

По случаю чудесного спасения императорской семьи во многих селах и городах возводили часовни, церкви. Княжеская семья Святополк-Четвертинских приняла решение приурочить к этому событию организацию монашеской общины. В 1890 году был учрежден ее штат, ей было дано название Князь-Владимирской – его княгиня Вера Борисовна дала в честь своего к тому моменту уже усопшего брата Владимира Борисовича. Уже в 1891 году община вошла в статус монастыря.

Княгиня Святополк-Четвертинская стала не только основательницей обители, но и ее настоятельницей. Она проявляла всяческую заботу как к сестрам монастыря, так и к жителям близлежащих населенных пунктов. Княгиня организовывала лечение больных, а крестьяне ежемесячно получали от нее денежные пособия. Сестры Веры Борисовны – Шаховская Н. Б. и Трубецкая Н. Б. преподнесли обители дар в виде иконостаса, выполненного из красного дерева. Сестры настоятельницы общины были частыми гостьями в обители и усадьбе.

Княгиня В. Б. Святополк-Четвертинская была настоятельницей монастыря до 1893 года. Спустя год ее не стало в живых, а захоронили ее в родовом склепе при созданном ее семьей храме, где она почивала вместе со своими усопшими родителями и братьями.

С 1893 года в Князе-Владимирской женской обители настоятельницей была монахиня Анастасия (в миру Елена Астапова), которая приняла сан игуменьи в 1901 году. Родилась Анастасия в семье купцов в 1833 году. С 1876 года она была учреждена в сестры Борисо-Глебской Аносиной обители. В 1879 году Анастасия была острижена в монахини, а спустя несколько месяцев ее перевели в Московский Ивановский монастырь. С 1885 по 1888 гг. Елена Астапова была помощницей казначеи в Московском Вознесенском монастыре. С 1888 года она пребывала в Казанско-Головинском монастыре.

В 1894 году в нижнем престоле храма был устроен новый иконостас, а саму церковь освятили после произведенного в ней ремонта.

В 1894 году работниками прядильно-ткацкой Даниловской мануфактуры обители были подарены новые одежды, хоругви, церковная утварь, жертвенник, которые были приобретены на собранные предприятием средства. В этом же году, но немногим позже, рабочими этой же фабрики обители была подарена большая икона Божией Матери Млекопитательницы, а также 2 хоругви и еще 20 образов.

В конце 19 столетия работники мануфактуры не единожды совершали паломничество в монастырь, принося новые дары.

В 20-х гг. 20 столетия монастырь был закрыт, но проживавшие в нем монахини оставались при церквях вплоть до 30-х гг. прошлого столетия. В это время соборы закрыли, а их помещения были отданы под нужды сельского хозяйства. Корпус, в котором располагались сестринские кельи, был отдан под жилые помещения для мирских. Деревянные строения были разрушены.

Предалась уничтожению и княжеская родовая усыпальница Святополк-Четвертинских, могилы которой были вскрыты. По окончанию войны в обители организовали психоневрологический интернат, который функционирует и до сих пор.

В 1994 году Троицкую церковь вернули верующим. В течение длительного времени после этого события монастырь продолжал представлять собой руины некогда величественных сооружений, а для богослужений приходилось использовать подклет. Тем не менее со временем здесь начали производить реставрационные работы, в храмы вернулась духовная жизнь, и множество неравнодушных людей помогли и до сих пор помогают в восстановлении соборов монастыря.

Об остальных наших путешествиях по России читай , а о всех путешествиях — .

Фотографии «Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках»

Вот какие фотографии мы сняли квадрокоптером DJI Phantom 4 Pro . С такого ракурса мало кто видел этот храм. Да и монастырь обнесён проволокой. Мы сами внутрь не полезли. Вообще, я считаю что это не то место куда можно отправляться с ребёнком. Ведь рядом находится психоневрологический интернат. Что мешать людям. Да и территория монастыря не такая большая и не приспособлена для пикников и прогулок.


Уважаемые жители!
Мы уже рассказывали о подготовке к изданию книги об истории поселения Московский. Для книги необходима дополнительная информация об интересных фактах, памятных датах, фотографии из жизни школ №1 и №2 п. Московский (ныне школа 2065) в 70-е и начале 80-х годов.
Материалы просим предоставить в администрацию поселения Московский (1 микрорайон, дом 19А, кабинет 17), либо на электронную почту: [email protected]

Участники пройдут по местам исчезнувших деревень и отправятся на поиски незаметных артефактов.
Экскурсовод расскажет, куда пропало сельцо Негонцев, почему Мешково было «самой женской» усадьбой в округе, бывал ли на Шаляпинском роднике Шаляпин и где шла средневековая Староникольская дорога. Кроме того, жители узнают какое отношение к местам Московского имеет художник Василий Тропинин.
Запись на экскурсию обязательна. Связаться с сотрудниками библиотеки жители смогут по телефону: 7 499 146 90 40. Место встречи сообщат после записи.


У въезда в Московский, рядом с Киевским шоссе, установлен памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. Его перенесли сюда с Передельцевского кладбища в 1985 году вместе с останками солдат, захороненных в братской могиле. Сейчас основная скульптурная композиция памятника покрашена золотой краской. Поблизости золотятся купола Тихоновской церкви.
В свою бытность Владимир Высоцкий пел, что «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал...». Вероятно, золотая краска на памятнике нужна для того, чтобы его было видно издалека, чтобы привлекать внимание жителей. Я сознательно выбрала прежнее изображение, без позолоты, чтобы обратить внимание не на внешний облик, а на его содержание.
Самая многочисленная группа фамилий на памятнике - солдаты, похороненные в братской могиле.
Снова вспоминается Владимир Высоцкий, только уже слова другой песни:

На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают…

В братской могиле на Передельцевском кладбище были похоронены солдаты, умершие от ран и болезней в госпитале.Это более ста человек.Во время войны в Передельцевской больнице действовал инфекционный госпиталь 2393 и 467 ППГ.
В списках погибших некоторые графы содержат запись «Доставлен умершим».Раненных бойцов не всегда успевали довести до госпиталя и оказать помощь.У кого-то при себе не было документов, или они были в плохом состоянии -залиты кровью, повреждены осколком снаряда и т. д. Поэтому несколько человек остались неизвестными.
Госпиталя периодически переводили в другие населённые пункты, из-за этого иногда возникала путаница - кто и где похоронен. Например, на памятнике в Московском есть запись - Мамбровский Ф.К. На самом деле - Малобровский Франц Карлович, 1921 г, по официальному паспорту захоронения погребён в братской могиле санатория Валуево.
В других случаях в списках умерших содержалось несколько фамилий без инициалов и дат. По книге «Они погибли под Москвой в 1941-42 гг» удалось восстановить полные данные некоторых человек:
Поздняков Пётр Иванович, красноармеец, 49 сп 50 сд 1905 г.р., г.Кимры Калининской области. Умер от ран в январе 1943 г
Понедельников Антон Михайлович, красноармеец, 122 сп 201 сд 1904 г.р., Татарская АССР.
Умер от ран в декабре 1941 г.
Так выглядит полная запись о бойце по фамилии Григорьевский:
Всем, что было связано с историей жителей деревни Передельцы в период войны, занималось много людей. Это главный редактор газеты «За изобилие» Вера Александровна Рунова. Старожил Тамара Ивановна Привалова.Представители совета ветеранов поселения. Благодаря им в Московском увидят в этом году обновлённые таблички на памятнике - это 40 человек, которые ушли на фронт, и которым не суждено было вернуться обратно на родную землю.
Я тоже решила внести свою лепту в эту историю, и добавить в список несколько имён и фамилий.Верю, что настанет день, когда они займут своё законное место на памятнике:

Зюзин Пётр Иванович 1921 г - пропал без вести в 1943 г
Калугин Степан Андреевич 1906 г - пропал без вести в 1942 г
Соков Иван Александрович 1904 г - умер в госпитале в 1943 г
Ярощук Данила Михайлович 1900 г - погиб в 1942 г
Ерёмин Фёдор Васильевич г.р. неизвестен - погиб в 1942 г
Кумерин Егор Иванович 1910 г - пропал без вести в 1942 г Фрагмент из Книги памяти по Московской области, том 20, 2001 г. издания

Война разбросала жителей подмосковной деревни по всем уголкам нашей некогда великой и необъятной Родины - Советского Союза. А некоторые оказались далеко за её пределами.
Погибли и похоронены:

Машистов Михаил Егорович - в Калининградской области
Семёнов Пётр Петрович - в Латвии
Соков Иван Александрович - в Казани, Татарстан
Дадалин Пётр Алексеевич - в Белоруссии
Бутышов Александр Васильевич - в Ленинградской области
Сухорученков Николай Михайлович - на Украине
Семехин Дмитрий Фёдорович - с.Зван-Сложине, Чехословакия
Паршин Василий Афанасьевич - в г. Шпротава, Польша Боевой путь Николая Михайловича Сухорученкова на карте. Источник - сайт ОБД Мемориал

Война закончилась много лет назад. Но многие погибшие до сих пор считаются без вести пропавшими. Возможно родственники передельцевских солдат посылали запросы в архив Министерства обороны и смогли узнать подробнее о судьбе своих близких.Я брала данные только по открытым источникам, и там многие по прежнему числятся в списках без вести пропавших.
Последние годы рассекречены данные о потерях в Великой Отечественной Войне, много оцифровано и выложено в открытый доступ, например на ОБД Мемориал, Память народа и т. д. Но поиски погибших и пропавших без вести порой очень затруднены - книги памяти, архивные документы военных лет, различные электронные источники содержат пропуски, ошибки и неточности. Например, деревня Передельцы Краснопахорского района Московской области записывалась как Передевца, Передельна, Перефольцево, Персусинцы и так далее.
Многие из тех, чьи фамилии вы видите на памятнике у Тихоновского храма, за годы войны неоднократно награждались орденами и медалями за свои подвиги:

Холодков Александр Матвеевич, Дадалин Пётр Алексеевич и лейтенант Федулов Николай Сергеевич - медалью «За боевые заслуги»,
Кротов Виктор Степанович и Машистов Михаил Егорович - медалью «За отвагу»
Из наградного листа ефрейтора Машистова М.Е.: « В бою 16.08.1943 г под деревней Никитинка Жиздринского района Орловской области огнём из ПТ-ружья подавил две пулемётные точки противника, чем обеспечил продвижение нашей пехоты. 19 августа 1943 г в бою западнее деревни Дедная забросал гранатами вражеский миномёт, уничтожив трёх гитлеровцев».
Паршин Василий Афанасьевич награждался медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды.
Василий Иванович Кумерин - орденом Красной Звезды. Из текста представления к награждению: « Кумерин Василий Иванович в боях при освобождении Тамани действовал смело и храбро. В бою 14 сентября 1943 года скрытными путями, под сильным огнём противника, пробрался к переднему краю и на протяжении целого дня держал под обстрелом расположенные вблизи огневые точки противника.В этот день товарищ Кумерин подавил огонь 6-ти точек и уничтожил станковый пулемёт с его «прислугой». В боях при преследовании противника на Таманском полуострове тов.Кумерин проявил себя смелым и стойким воином».
Многие из тех, кто прошёл всю войну и вернулся после Победы в родные Передельцы, тоже были представлены к наградам:
Зюзин Виктор Павлович -орден Красной Звезды Наградной лист Зюзина В.П. Источник - сайт "Память народа"
Дважды награждалась медалью «За боевые заслуги» Клавдия Михайловна Бутышова - в 1944 и 1945 гг.
Дадалин Владимир Иванович и Романов Михаил Александрович - медаль «За боевые заслуги»,
Бутышов Василий Иванович и Шеванков Сергей Александрович -медаль «За отвагу»
Зюзин Константин Иванович - медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды,
Шеванков Василий Михайлович - медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды,
Буравчиков Сергей Петрович и Бутышов Николай Иванович -орден Отечественной Войны II степени,
Буланов Николай Степанович - медаль «За отвагу» и орден Славы II степени.
И это не полный список жителей и перечень наград.Просто сделала выборку по некоторым фамилиям.
Два жителя Московского - Пётр Николаевич Нешта и Михаил Васильевич Кузнецов - были участниками Парада Победы в 1945 году. Михаил Васильевич Кузнецов

Что мы знаем о тех, кто ушёл из этих краёв на фронт и погиб, защищая родную землю? О тех, кто прошёл всю войну и вернулся домой с Победой? Судя по всему, не так много.А могли бы знать больше.
Последние годы всё, что связано с памятью о войне принимает формы официоза, а порой и показухи. 9 мая у нас везде идут Бессмертные полки, гремят салюты, развеваются георгиевские ленточки. «Спасибо деду за Победу» ….Ура Ура… а 10 мая обо всём забыли, и так на целый год.
Наша память о войне - тонкая незримая ниточка, что связывает нас с историей прошлых поколений, наших предков.Если она оборвётся - мы просто улетим однажды в небо как воздушный шарик, исчезнем без следа.
Когда-нибудь наступит время и эта страшная война станет просто частью нашей истории. И новые поколения будут воспринимать её так, как мы воспринимаем сейчас Первую Мировую или Отечественную войну 1812 года - без надрыва и горечи.
Но пока живы мы, потомки и наследники Победителей, никто не вправе разменивать Победу по мелочам и предавать забвению их Подвиг. Автор благодарит за консультацию члена Совета ветеранов п.Московский - Владимира Николаевича Кузнецова Автор - Ирина Гаврилина

(можно пройти пешком) на той же реке Ликове располагается усадьба Филимонки . Село известно с XVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись — одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно.

В начале XIX века Д.В. Измайлов полностью перестроил ветхую усадьбу Филимонки , возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических «домов Наполеона» к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти «версии» не представляется возможным... Что говорить, красивому зданию — красивая история. Дом Измайлова получился внушительным — с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он, как «вырубленный из скалы», хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине XIX века досталось Святополк-Четвертинским.

Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли своими. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь.

Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец, учредили Князь-Владимирскую обитель. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырем до 1893 года, в нем же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сестры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортове, а Надежда Трубецкая — Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала все свое имущество, ее общество помогало и ей самой).

Троицкая церковь поражает как размерами, так и своей необычностью. Свеча колокольни видна издалека — не заметить ее просто невозможно. Определить архитектурный стиль довольно сложно — перед нами фееричная квинтэссенция эклектики, тут намешаны и византийское зодчество, и романское, и русское... при большом желании можно даже готику разглядеть.

Выглядело все это в начале XX века, надо думать, великолепно: по обеим сторонам Айковы раскинулись монастырь и усадьба — единый архитектурный ансамбль. Тяжеловесный, приземистый особняк «дворянского гнезда» на вершине холма, а напротив — прямо из низины — взметается ввысь этакая архитектурная ракета.

К сожалению, Троицкая церковь сейчас пребывает в плачевном состоянии — в советские годы монастырь превратили в психоневрологический интернат, храм лишился хозяйской руки и начал разрушаться. К концу XX века от него оставался лишь остов. Сейчас колокольня внешне отремонтирована, но сама церковь своим видом по-прежнему напоминает римский Колизей. Тем не менее, храм — действующий (насколько позволяет аварийное состояние), его возвратили верующим в 1994 году. Дом скорби, правда, никуда не делся, поэтому к церкви через его территорию пропускают (за редкими исключениями) только на время богослужения. Признаться, это довольно тяжелое ощущение: идти к храму через сумасшедший дом... Тяжелое и символичное.

А вот усадебный дом ныне вообще не существует — он сгорел дотла летом 2006 года. Непостижимым образом уцелела в огне пожара лишь колоннада первого этажа. Жалкие руины восстановлению не подлежат — можно только выстроить «реплику», но кому же это надо?.. Это ведь просто «домики», как их презрительно называют модные архитекторы современности — адепты стекла и бетона.

Последние материалы сайта