Символ надежды не удивительно что. хачкар- якорный крест. Вера, надежда, любовь

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В символе винограда отражается радость и красота сотворения семьи. У славян Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда наносится как на мужские, так и на женские сорочки, а также на семейные рушники.

Этот символ перешел и в христианство, где виноград также является символом многочисленного потомства. При бракосочетании ранее можно было встретить символ виноградной кисти исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…»

Гроздь винограда, что она нам может поведать о далеких временах, когда древние мудрецы облекли всю глубину своих знаний в священные символы. Для нас это далекая и уже малопонятная старина. Но если внимательно вглядеться и чутко прислушаться, можно уловить тихий шелест рассказа о чем-то давно забытом, заключенном в одном из самых древнейших символов разных культур, означающим мудрость. Потому как виноград представляет не одинокий фрукт, а множество этого фрукта, собранного в единую гроздь. Так и в жизни мы усваиваем различные аспекты одного и того же целого, впитывая каждую виноградину в себя, мы растем и развиваемся с каждым новым опытом, набирая мудрость жизни - Свет знаний. Это солнечный символ Божественного Сознания и атрибут божественного плодородия, изобилия и богатства, это все что нужно для жизни.

Вырезанная виноградная гроздь, полуптицы-полулюди, выписанные красками на синем фоне. Одна из них: СИРИН Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира в славянской мифологии. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.
Другая: АЛКОНОСТ Чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода.
О чем могут перешептываться две полуптицы, олицетворяющие собой две противоположности, одна увлекающая в подземное царство небытия, другая подымающая в поднебесье рая, но изначально в мире мифа нет противоположностей, мир представляет собой нечто цельное, просто один аспект представляет собой тьму, а другой свет, но в целом одно принадлежит другому. Две птицы помещены лицом одна к другой, как будто они взаимосвязаны. Но в то же время их разделяет виноградная гроздь и каждая птица имеет свое место, строго очерченное аркой, у каждой птицы свой небосвод. Расположение двух птиц по разным сторонам дерева - одна из наиболее распространенных символических композиций древнеславянского искусства. Она идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево иногда изображали в виде виноградной лозы, а в более позднее время, при возникновении религий, листьями винограда прикрывали половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Древо познания, на котором взращивается плод жизни, после чего оно уже предстает как древо жизни, символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра и счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

В Ветхом Завете с виноградной лозой сравнивались и народ Израиля, и грядущий мессия; для иудеев она означает мир и достаток. Так же древние евреи считали виноградное вино напитком Бога. В Ветхом Завете содержатся сведения о том, что Яхве сам повелел Моисею приносить ему в жертву вино, а также пить его на Пасху во время праздничной трапезы. Так же с виноградной лозой был связан Ной, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Виноград был взят из райского сада и был посажен в землю. И в тот же день он дал плоды, дав побеги и виноград, и он давил его, пил это вино и пьянел.
Виноград — символ жизни, плодородия и изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино — особенно красное, которое олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.
С вином, произведенным из винограда, не все так просто. С одной стороны, вино выступает символом истины и вечной жизни, радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
О виноградном вине еще говорят как о реке: Ибо когда река, проистекающая и выходящая из рая -(Высшего понимания божественной природы) - оросила Сад, Землю - она оросила ее силой знания от высшей мудрости, и оттуда распространились всевозможные всходы и побеги, что в последствии дало возможность собирать урожай непосредственно на земле.
С этого момента виноград ассоциируют с Древом Познания, ведь высший виноградник в раю - Древо жизни, там познавать нечего - все озарено светом божественной мудрости, а познание происходит в сокрытии бога, в не рая, это о запрете, который нарушил Адам, считается, что Древо Познания было виноградом. И когда согрешил Адам, оно было изгнано вместе с ним из райского сада. А Ной исправил этот изъян изгнания и снова насадил его вне райского сада, выпил вина его и опьянел. И грех его (Нойя) подобен греху Адама. Но с другой стороны можно считать, что он нашел его вне райского сада и взрастил согласно подобию свойств (то, что внизу подобно тому, что наверху), то есть привнес веру в божественное, здесь на земле. И выращенные им плоды можно рассматривать как символ соединения божественного откровения с земным пониманием, то есть он (Ной) поддерживает связь с богом. То есть говорится о том, способна ли эта земля к дальнейшему развитию. Другими словами, могут ли эти две категории мудрости, божественной и земной существовать вместе?

Виноград символизирует раскрытие света Знания, который наполняет нас, является светом жизни. Он оказывается таким большим именно потому, что человек не считает его (свет) своим (производным, собственных умозаключений), а считает его данным свыше, и этим поддерживая связь с богом.

Гроздь символизирует веру. Сначала в человеке раскрывается свет знания, и он отказывается считать его своим, то есть причиной его возникновения считать себя. Происходит понимание того, что свет который в нем раскрылся, это всего лишь одна виноградинка, даже не гроздь не говоря уже о винограднике в целом, как едином поле сознания не имеющим границ. Такое понимание позволяет человеку подняться до уровня веры. То есть с помощью раскрывшегося в нем Света приобрести силу веры, и тогда можно увидеть все то, что приготовлено Творцом для человека.

Отсюда происходит понятие, называемое «виноградное вино» — свет Сознания, который воздействует на человека в том случае, если он не считает себя мудрым, понимающим, но желая именно ее - высшей мудрости. Таким образом он находится в вере выше знания, утратив себя внутри нее. Это означает, что человек стремится опьянеть от вина. Тем самым он входит внутрь высших ступеней раскрытия, поскольку не требует понимания в разуме, а просто желает находиться на этих ступенях, представляет себе, что уже пребывает в совершенстве и вечности, готов плыть по этому течению, вкладывая в это силы.

Это означает, что, оставляя свое знание, он идет, поднимаясь над ним, как пьяный, не понимающий ничего, полностью погруженный в ощущение опьянения, нахлынувшее, захватившее его. И тогда, входя таким образом в духовное, он постепенно начинает узнавать мир, в котором находится. Из этого ощущения, что весь мир - его, не требуя ничего большего, чем просто находиться в нем, он уже начинает приобретать этот мир. Это называется работой в вере выше знания.

Но у вина есть негативная сторона, если пить вино, производимое из «земных виноградников», то есть исходя только из «мудрости», ограничиваясь лишь пониманием только доступного и материального, и желать лишь только материальных благ, такое пьянство ни к чему совершенному не приводит. Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове, к примеру, римского Бахуса (это то же, что каждый мыслит исходя из собственного понимания, на это указывает венок «ограниченной мудрости») и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному чревоугодию.

В христианстве виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград — верующих. Лоза, изображаемая вместе со снопом пшеницы, символизирует евхаристию.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах.
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста - крестом «виноградная лоза» «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

Процветший Крест - это одно из древнейших изображений Креста, главным отличием Его являются две лозы с гроздьями винограда, исходящие из основания Креста - они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево.

Виноградная лоза - атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.

В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. В Египте виноград так же служил эмблемой жизни (виноград связывали с богом Осирисом - аналогично Христу у христиан). В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой - Дионис, в римской - Бахус или Вакх. Наиболее часто виноград ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда.
Символика винограда и вина перекрещивается. За свое свойство опьянять вино считалось средством экстатического общения с богами. Согласно мифам Древней Греции в жилах бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха, или Бахуса) текло вино, что вызывает ассоциации как со смертью, так и с вечной жизнью. Во многих культурах вино служит символом божественной любви, мудрости и истины (in vino Veritas — «истина в вине»).

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной — огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб — гармоничный результат человеческого труда и умений возделывать землю. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино — это божественный экстаз, а хлеб — доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается.

И так из всего вышеперечисленного:
Виноград это — Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни, которое часто изображали в виде лозы. Символ слияния с Божественным, символ возрождения, символ плодородия и изобилия, символ мудрости, божественной любви, а так же достатка, богатства и благополучия.
Но так же послужил поводом изгнания из рая, может указывать на чревоугодие, может являться символом ложной жизни и греха, указывает на животную природу человека, пробуждает в нем самые темные и низменные инстинкты.
Но, не стоит забывать, что все зависит от человека и его стремлений, а Виноград и Вино это сила, которая дается в помощь к возвышению, в противном случае она же и низводит человека на самое дно его прозябания в этом мире, и ведет к погибели при неправильном ее использовании.

ВИНОГРАД - это заимствование из старославянского языка является калькой готского weinagards (wein «вино»,gards «город»). Первоначальное значение – "сад".

О винограде разными народами сложено десятки, если не сотни мифов и легенд – больше, чем о любом другом растении. Одна из самых популярных - Фракийская легенда: в одном из селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

Крестьян заинтересовали перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за ним. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать его

Древнеславянская легенда повествует, что запретным деревом из рая была не яблоня, а виноградный куст. Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Говорила Легиня сребровласая:

в золотом котле Сурица варится,

ты возьми испей-испробуй Сурицы, но помни!

Первая чаша, дает силы,

изгоняет боли, усталость и немощь…

Вторая чаша, дает веселье и вечную молодость,

изгоняет гнетущую старость…

Третья чаша для людей лишняя,

она превращает человека в животное…»

«Сантии Веды Перуна».

В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни, а вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте. Виноградная лоза символизирует Христа, сказавшего: «Я есьмь Лоза, а вы ветви».

На Украину виноград пришел гораздо позже – во второй половине 17 века. Думается, именно поэтому собственно украинских мифов и легенд о нем практически нет, но в национальных традициях, обрядах виноград занимает весьма заметное и почетное место.

В представлении народа виноградный сок - это Божья кровь, виноградник – человечество, отдельная лоза - страна, виноградная кисть – это семья, а ягода - отдельный человек. Поэтому издавна на Украине к винограду было почтительное отношение: его лозу святили в Вербное воскресенье, рушниками - божниками с мотивами винограда украшали иконы. Виноградные косточки нельзя было бросать на землю, чтобы никто на них не наступил, верили, что он защищает людей от злых сил, дарует молодым любовь и брак, а скоту – плодовитость.

В народной культуре виноград символизирует семью, красоту и прочность семейной жизни, он является символом плодородия, благосостояния, богатства и трудолюбия. Дарует больным – здоровье, мужчинам – силу, женщинам – красоту. Сад- виноград - это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить, ухаживать за родословным деревом.

Из виноградной лозы плели свадебные венки, ее изображением украшали свадебные хлеба, рушники, чтоб в семье всегда были достаток и благополучие. Невесту по традиции обсыпали сушеным виноградом, орехами, зерном, чтоб у нее были дети. На Ивана Купала гадали по виноградной лозе: бросали ее в огонь, кто перепрыгнет через нее, у того скорая свадьба.

Давняя украинская поговорка гласит: «Ягода винная – еда дивная», но вырастить ее сможет не каждый, она требует большого трудолюбия. Об этом говорится в старинной украинской сказке «Лис и ленивый Нехайло».

Жила на винограднике лиса с лисятами. Пришел по весне туда хозяин по имени Нехайло, видит - выросла между лозами молодая трава. Почесал в затылке: ладно, завтра приду с серпом, всю траву срежу. Услышали это лисята, побежали к матери, торопят ее, надо скорее уходить, а то пропадут они все. Но лиса их успокоила, она давно живет здесь и хозяина этого хорошо знает, не надо им ничего бояться. Проходит неделя, другая. Пришел на виноградник Нехайло с серпом, а трава уже высокая, серпом не взять. Махнул он рукой, ладно, приду завтра с косой и всю траву выкошу. Снова побежали испуганные лисята к матери и снова она их успокоила.

Прошло пару месяцев, опять пришел Нехайло, уже с косой. Попробовал косить, а трава высокая, жесткая, никак не берет ее коса. Постоял, подумал Нехайло, а, ладно, сожгу весь сорняк. Рассказали лисята об этом матери. А вот сейчас убегаем, сказала старая лисица, уж это он это сделает.

Вино символизирует жизненное довольство, размеренность в житейском хозяйстве; напиток богов, дар Божий, кровь (Бога), гнев божества, жертву, очищение, Диониса, скрытность, причащение, благословение, эликсир жизни (вечной), саму вечную жизнь; правдивость, хитрость, вдохновение, имущество; молодость, хорошее общество, компанию, упоение, жалость, лекарство, средство для подкрепления сил, забвение; мягкость и нежность, веселье, храбрость; любовь, желание, эротику; дикость, угрозу, измену, дьявола...

Вино - оседлая жизнь. Забота о приготовлении вина и в древности часто была открытием (началом) пути к оседлой сельской жизни. Но в то же время виноградник становился и определенным источником скрытой угрозы привыкания к пьянству. Согласно библейскому рассказу, Ионадав, сын Рехава, говорил своим родственникам в Ханаане: "Не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки; и домов не стройте и семян не сейте, и виноградников не разводите и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долго прожить на земле, где вы странниками" (Иеремия, 35: 1-10).

Вино - напиток Бога. Яхве говорил Моисею, чтобы на алтарь дважды в день приносилось жертвенное вино: "... а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца". (Исход 29: 40).

Вино - освящение, очищение, благословение, радость. Четыре бокала сладкого пасхального вина, согласно древнему обычаю, заповедано выпивать верующим евреям во время застолья на Пасху (седер). Это символ четырехкратного обетованного спасения еврейского народа Богом - через зачатие, рождение, искупление и приближение к себе всего Израиля.

Вино (одновременно с зерном) - Божий дар. Благословение Исаака: "Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина" (Бытие 27: 28).

Вино гнева - гнев Бога, Божья кара для людей и народов бунтующих против Вседержителя, неверных. "Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым я посылаю тебя" (Иеремия 25: 15-16). "Восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна опьянения, осушил" (Исайя 51: 17).

Вино, упоение вином - нагота, кровосмесительство, уменьшение и ухудшение рода; это связано с преданиями о великих катастрофах на Земле. Месопотамский герой Утнапиштим, зная о надвигающемся Потопе, построил ковчег, в который собрал жертвы богам - пищу и много вина. В предании говорилось, что к вину "боги слетаются, как мухи, почуявши знакомый запах" ("Поэма о Гильгамеше"). Ной, который на своем ковчеге приплыл к горе Арарат, и после того, как схлынула вода Потопа, и все постепенно наладилось, "начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим" (Бытие 9: 20-21). После того, как были сожжены Содом и Гоморра, Лот жил со своими дочерьми, которые напоили его, и спали с ним, чтобы иметь потомство от отца своего (Бытие 19: 30-38).

Вино молодое - молодость. Присловье: молодое вино нуждается в выдержке.

Вино в греческих мифах - божеская сущность Диониса.

Вино - вожделение, желание, сперма. "Живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино" (Песнь песней 7: 3). "С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле" (Откровение 17: 2). "Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен" (Притчи 20: 1). "Где нет вина, там нет любви" ("Вакханки" Эврипида). Лат. Sine Cerere e Baccho friget Venns, т. е. "Без еды и вина холодеет любовь".

Вино - глупость. "Вино оглупляет человека, заставляя его то петь, то смеяться безумным смехом, то говорить слова, которые говорить не следовало бы" ("Одиссея" Гомера).

Вино - веселье, радость. "И вино, которое веселит сердце человека" (Псалом 103: 15). "Итак иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим" (Екклезиаст 9: 7). "Крепкое вино развеселит сердце" ("Монахомахия" Игнацы Красицкого).
Вино - храбрость. Согласно тексту "Илиады" Гомера, Андромаха доливала вино в воду для боевых скакунов. "Вино добавило им смелости, отваги".

Вино - утешитель. "Бахус развеет грызущие человека заботы" ("Песни" Горация).
Вино - забытье. "Не царям, Лемуил, пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею, пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании" (Притчи 31: 5-7).

Вино - одурение, упоение, инспирация, поэтическое вдохновение. "От хорошего вина мысль резвее становится" ("Песни" Я. Кохановского). "Вино делает остроумие еще остроумнее" ("Свидание с землячкой" П. Збылитовского). "В вине можно обнаружить огонь Прометея" ("Анакреон" Ю. Корзака). Напиток поэтов: в Англии официальные придворные поэты за сочинение хвалебных од получали в год двести фунтов стерлингов и по бочке испанского вина. Присловье: "Вина достаточно пока, будет яркая строка!"

Вино - интеллигентность, мудрость, хитрость. "Вино делает человека мудрым" (Вавилонский Талмуд). Немецкая пословица: Wenn ich trinke Wein, so rede ich Latein, т. е. там, где пьется вино, царит ругань.

Вино - истина, правда. "Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое... " (Екклезиаст 2: 3). Лат. "In vino veritas", т. е. "истина в вине". "Вино ничего не выдумывает, только выбалтывает" ("Пикколомини" Ф. Шиллера). Пословица: "Сколько вина в голове, столько правды в слове".

Вино - жалость, печаль. "Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления" (Псалом 59: 5).

Вино - кровь виноградины. "Он (Иуда) привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздьев одеяние свое" (Бытие 49: 11).

Вино в человеческом сознании всюду воспринимается, как выпивка, хотя исторически это своеобразная замена крови кровью жертвы - в сущности, "кровь ягоды", "кровь земли", которая и рождает эти ягоды.

Вино - кровь Бога, кровь Христа. "И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божьем" (Евангелие от Марка 14: 23-25). Так говорилось на Тайной Вечере. Аллюзия, идущая от кровавой жертвы, предписанной Богом через Моисея, просматривается достаточно ясно. У античных греков вино - кровь бога Диониса.

Вино пробуждает в человеке дикость, склонность к грязи. Согласно древней раввинатской притче, Дьявол закопал среди корней самого первого, посаженного Ноем, виноградника, льва, овцу и свинью. Поэтому и человек, пьющий вино, нередко уподобляется какому-то из этих трех животных.
"Вино пей в меру, и жизнь будет размеренной... Радуй душу и сердце. Здоровьем души и тела" (Екклезиаст 31: 32-37).

Самое лучшее вино, самое наисладчайшее, рано или поздно превращается в кислейший уксус. Самые лучшие люди могут стать наихудшими, а самая горячая любовь может превратиться в сильнейшую ненависть. Бойся же обиды самого добродушного человека! (Суть пословиц у многих народов). "Вино изменчиво, сначала друг, а потом враг!" (английская пословица XVII в.). "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид"" (Притчи 23: 31-32).

Вино - враг всякой тайны. "Когда вино входит, секрет выходит" (Мидраш Раббах Личб, около 625 г.)

Вино - причина ссор и разладов. "А сколько бед и ссор из-за вина! ("Искусство любви" Овидия). "Вино, это страшный враг, с ним бороться трудно" ("Циклоп" Эврипида).

Вино - Дьявол. "Дьявол скрывается в каждой виноградине!" (Коран). "О ты, невидимый дух вина! Если ты еще не имеешь имени, то назовись дьяволом!" ("Отелло" У. Шекспира).

Вино жизни, эликсир жизни, бессмертия. Поэтому античным грекам запрещалось жрецами устраивать возлияния в честь подземных богов. Впрочем, было достаточно и тех богов, которых можно было восславлять с помощью вина.

Превращение воды в вино. Согласно древнегреческой легенде, самый первый виноградник бог Дионис посадил на острове Андросе, в Эгейском море, но перед этим заменил в ручье воду на вино. И жители острова, увенчанные виноградными листьями, пили это волшебное вино, пели, плясали и славили Диониса. На этот сюжет есть картина Тициана, которая находится в музее Прадо в Мадриде.

Чудо в Кане Галилейской: в разгар свадебного веселья, когда оказалось, что вино вдруг закончилось, Иисус превратил воду в вино. (Евангелие от Иоанна 2: 1-11).
Вино в христианской традиции - эмблема сообщества единомышленников, тайной Вечери, дня святого Мартина, и т. д.

Вино и хлеб - последний дар умирающему: кровь и тело Христовы.

Опрокинутый бокал вина - атрибут святого Бенедикта из Нурсии. По легенде, когда его хотели отравить, то бокал сам собой опрокинулся, и отравленное вино вылилось.
"Vinum theologicum" (лат.) т. е. "вино богословское" - вино высшего качества, намек на то, что монахи любят хорошо выпить и закусить.
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Евангелие от Матфея 9: 17). В переносном смысле: новые идеи не воспринимаются старыми формациями, требуют нового подхода.

"Венок на вино, веху на пиво, крест на мед" (Вацлав Потоцкий). Обозначение товаров для продажи вместо вывески - так делалось в старину в Польше. Отсюда возникла поговорка, что "доброе вино в венке не нуждается!"

Опорожнить наполненный бокал - консеквенция (предметная сущность) выражения: "Если вино налито, его нужно выпить". По-французски: "Le vin est verse: il faut le oire". Эти слова сказал императору Наполеону I министр иностранных дел Талейран, когда был обманом захвачен герцог Энгиенский. Несколько дней спустя он был расстрелян, и Талейран снова повторил слова о вине.

"И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше" (Евангелие от Луки 5: 39).

Вино - бесценный клад. Немецкая пословица гласит, что "Der Wein ist mehr als Kronen wert. Das hat ein Kaiser mich gelert", т.е. вино выше короны.

Скисшее вино - горечь утраты, смерть.

В гадании по снам: вино - счастливая старость.

Вино и хлеб вместе являются евхаристическими элементами и могут быть представлены в виде стакана (кувшина) вина и буханки хлеба, как это имеет место в Ужин в Еммаусе или эмблематическом натюрморте.

Дионис / Вакх. См. Тайная вечеря; Mесса, Виноград / (ная) лоза; Трапеза, Андрианы,
Его празднества - вакханалии - были сценами пьяного веселья.

Вино, выливающееся из разбитого стакана, - атрибут Бенедикта.

Амбивалентный символ - как и сам бог Дионис. С одной стороны, вино, в особенности красное, символизирует кровь и жертвоприношение; с другой стороны, оно означает юность и вечную жизнь, - как то божественное опьянение души, воспетое греческими и персидскими поэтами, которое дает человеку возможность на один краткий миг находиться в состоянии бытия, обычно присущего богам (17). [КЕРЛОТ]
Обычным было употребление его с водой.

В традиционной символике редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло подлинно "духовный напиток", наполненную жизненным огнем жидкость.
В некоторых культурах (дионисийско-вакхических) обычай употребления вина сверх меры был культово закреплен, - считалось, что в экстазе опьянения можно достигнуть единения с божеством.

Вино должно было разрушать всякое колдовство ("истина в вине"), срывать маски лжи, а также услаждать покойных, если им приносить жертву посредством возлияния земле, сквозь которую оно может просочиться к ним.

Как "кровь гроздьев винограда" вино часто рассматривается в тесной связи с кровью и не только в христианском святом причастии. В описываемом смысле оно могло заменять жертвоприношение кровью, которое приносилось мертвым.

Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара (она обнаружена уже ок. 3000 г. до н. э. и называлась "эрпи"; темные виноградные гроздья обозначались как "глаза Гора" - бога света). Праздники в этих культурах никогда не обходились без вина (первым чудом, сотворенным Иисусом на "свадьбе в Кане", было превращение воды в вино).

В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников - с ее ветвями.

Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда - как символ Страшного суда в конце времен.

В отрицательном смысле описывается чрезмерное опьянение в связи с опьянением Ноя. Непочтительность его сына Хама расценивается как предвосхищение такого же поведения солдат, которые арестовали Иисуса на Масличной горе.

В средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" (ок. 1300) об этом говорится так:
Ной нашел дикий виноград, который называли лабруска - по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким... Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются.
О "свинских" последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно.

Для Хильдегард Бингенской (1098-1179) вино имеет большое значение в качестве лечебного средства, но также и как символ. Она связывает это с библейским рассказом о Ное и пишет:
Как только принесла земля, удобренная ранее кровью Авеля, сок нового винограда, мудрость снова начала свою деятельность.
Злоупотребление вином, несмотря на его негативное действие, все-таки придает его оглушающей силе большую тайну.

"Хлебное зерно и виноград растут благодаря тайной силе ростка, которую человек не может постичь". Эта сила также действует в святом причастии, превращая хлеб и вино в тело и кровь Иисуса Христа. "Так, вино есть новый сок земли, сок, в котором смерть и жизнь" (Шиппергес, 1957).

В исламе имеет место двойственное отношение к вину. Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада. Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют "вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные". Также в райском потоке течет "вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна".
В глубинно-психологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовно-душевным содержанием личности, а не об "алкоголе" в реальном смысле. "

Религиозные переживания возвышают вино до подобия божественной крови.
Вино - это возбуждение и сила духа, которые преодолевают земную тяжесть и окрыляют фантазию... Там, где золотое или темно-красное вино сверкает в хрустальном бокале мечты, там есть положительность и значительность жизни. Чудо вина, увиденное из души, - это божественное чудо жизненного превращения растительного земного бытия в окрыляющий дух".

В Восточной Азии (Япония) западному вину соответствует рисовая водка "сакэ", собственно, скорее разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12-16%). Она служит в качестве ритуального напитка при праздновании свадеб и Нового года, а также как символ закрепления заключенных договоров и ее пьют из маленьких лакированных красных деревянных чашечек.

Согласно мифу, Изида, отведав гроздь винограда (космическая лоза - дерево жизни), забеременела и родила Гора. По другой версии, подобным партеногенезисом был зачат Озирис. "Хозяином вина" был Озирис ("Тексты Пирамид", 820); в магическом греческом папирусе вино рассматривается как существенная часть бога растительности. В качестве сохраняющего жизнь напитка дает умершему вино бог виноградного пресса Шесму, грешникам он отрывает головы и давит их в своем прессе. О Горе говорится, что он в вине пьет кровь своего противника.

Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни (которое часто изображали в виде лозы).

Виноградная лоза и вино тесно связаны с мифом о Дионисе, источнике жизни и боге вина, которое, как считалось, приводит своих почитателей в состояние божественного опьянения, сверхчеловеческого бытия и свидетельствует о несомненном присутствии в них божества.

Вино служило символом божественного откровения, а виноградная лоза - символом бессмертия, к которому готовили посвященных обряды, предназначенные, в первую очередь, для возобновления плодородия почвы. Ведь обрел же бессмертие и возродился бог лозы Дионис, которого расчленили на куски и превратили его кровь в вино, что пьют вакханки и менады.

Миф о Дионисе, прошедшем через страдания и возрождение, напоминает историю Иисуса, изрекшего: "Я есмь истинная виноградная лоза", в полном соответствии с теми многочисленными традициями, где воплощением бога служила лоза. Сок ее - это Свет Духа, ягоды - Святое причастие, а вино - кровь Христова.

Означает влагу жизни, откровение, истину (in vino veritas), жизненность, но также и кровь жертвы при жертвоприношении.
Вино и кровь - взаимозаменяемые символы во всех религиях, кроме зороастризма.
Вино может также превращаться в огонь.
В таинстве причастия вино - это напиток мудрости, который предлагается божеству в специальной чаше, или Граале. Это вино становится кровью божества, приобщающей инициируемого к его духовной силе, а также служит напоминанием о принесенной этому божеству жертве. Вино и зерно, оба имеют солнечную, божественную природу и символизируют тепло и юность.

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной - огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб - гармоничный результат человеческого труда и умений в области сельского хозяйства. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино - это божественный экстаз, а хлеб - доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается.
Выливание вина на землю олицетворяет возлияние хтоническим силам, а во время похоронных ритуалов - мертвым.

Вино на свадьбах является символом плодородия.
В греческой мифологии вино преимущественно ассоциируется с Дионисом (Бахусом). Его способность опьянять рассматривалась как проявление присутствия божества.
В христианстве вино и хлеб причастия символизируют двойственную природу Христа и являются напоминанием о его жертве.
В исламе вино - райский напиток для избранных, в противоположность воде, которая предназначается для простых верующих.
Жизненная сила, духовное благословение, спасение, радость, исцеление, истина, преображение.

Кроме своей ценности в качестве застольного, питательного и лечебного напитка, сок раздавленного винограда имеет таинственную способность превращаться в нечто большее, чем средство утоления жажды и опьянения, - и изменять тех, кто его пьет. Это, а также кровавый цвет вина - основа его священного символизма.

Вино изготавливали на Ближнем Востоке по крайней мере еще 5000 лет назад, и оно широко ценилось как божественное благословение, доказательство силы природы и ее благотворного, оживляющего духа.

В иудейском ритуале вино служило напоминанием о благословении, которое дал своему народу Бог Иегова.

Ислам уточнял, что это благословение для тех, кто достиг рая, - Пророк запрещал не вино, а злоупотребление им.

В Средиземноморье вино повсеместно связывали с плодородием и жизнью после смерти (смысл традиции, по которой несколько капель вина выливают на землю).
В культе древнегреческого бога Диониса (в римской мифологии Бахуса) вино было символом экстатического союза с самим богом, а в орфических ритуалах оно приравнивалось к жертвенной крови.

Христианство придало этому символизму новую поэтическую силу: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Евангелие от Иоанна, 6:56). Символизм евхаристии и Грааля в том, что сосуд с жертвенным вином представляет Чашу с искупляющей кровью Христовой. Средневековые изображения Христа, стоящего или преклонившего колени в винном прессе, представляют собой иллюстрации слов святого Августина (354-430 гг. н. э.) о Христе, как о "грозди винограда, положенной под пресс".

Грозди винограда - похоронные эмблемы спасения.
Напротив, кровь, текущая из раздавленного винограда, символизирует гнев Господень, как в Откровении (14:20).

Вспомогательный символизм вина состоит в том, что оно рождает истину и "открывает сердце рассудку" или развязывает язык лжецам и лицемерам.

В Ветхом Завете виден довольно терпимый взгляд на пьянство, как на человеческую слабость. Ноя скорее стыдят, чем обвиняют в этом пороке. "Эти люди пьяны от нового вина", - говорили насмешники, когда апостолы начали проповедовать.

Однако полный бурдюк иногда встречается как эмблема греха.

Вино: Виноград как символ терпеливого ожидания. Эмблема на меди. В.X. Фон Хохберг. 1675 г.

Вино: Пьяный силен на осле. В. Картари, 1647 г.

См. Дева Мария, Натюрморт.

Виноград, в христианском искусстве символ евхаристического вина и потому крови Христа, особенно с колосьями зерна
Атрибут Викентия Сарагосского.

Кисть винограда, свисающая с жерди, горизонтально лежащей, на плечах двух мужчин, - Виноточило мистическое.

В светском искусстве гроздья винограда являются атрибутом бога вина и персонификации Осени. Сцены сбора винограда относятся к сентябрю.

Виноградная лоза - oбщепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на библейской метафоре, в частности, в притче Христа о виноградной лозе: "Я семь истинная виноградная доза..." (Ин., 15:1-17).

Виноградная лоза постоянно использовалась в качестве декоративного мотива в религиозном искусстве и архитектуре. Ее можно найти на древних христианских саркофагах, на фресках в римских катакомбах, на византийских мозаиках и средневековых витражах и каменной скульптуре.
Опьяненный Ной изображается сидящим голым в виноградной беседке.

Виноградная лоза - атрибут персонификаций Осени и Чревоугодия.

Ствол погибшего вяза, поддерживающий виноградную лозу: Даже по смерти он остается моим другом.
Символ выбора таких друзей, с которыми нас не разлучит ни время, ни смерть.

Свисающая до земли виноградная лоза, у которой сломан черенок: Лучше уж смерть.
Символ вдовства - долгого безутешного состояния по-настоящему любящих людей, для которых смерть была бы предпочтительнее жизни. Ведь они не только потеряли предмет своей любви, но и лишились привычной обстановки - их оторвали от Корней и вынудили проводить остаток своей жизни в безутешном и печальном состоянии.

Виноградная лоза, подающая без опоры: Символ безбрачия или одинокой жизни (ос. по отн. к незамужней женщине). Как невозможность содержать себя без поддержки

Плачущая виноградная лоза: Слезы приносят свои плоды.
Печаль может угнетать нас ночью, но утром приходит радость. Плач надломленной лозы считался признаком плодовитости.
Отягощенная плодами виноградная лоза, опирающаяся на мертвый вяз: Я не покину тебя даже мертвого.
Символ олицетворяет верного друга, которому сама смерть не в состоянии помешать делать для друга добро, насколько хватает сил.

Готовая упасть виноградная лоза, растущая без опоры: Мне нужна помощь.
Символ безрассудства и опасности воображения себя независимыми или способными стоять в одиночку, или действовать открыто, не имея поддержки или милости бога, благодаря которому мы существуем.

Виноград, часто изображаемый в гроздьях, одновременно символизирует плодородие (происходит от его качества плода) и жертву (потому что из него делается вино и, в частности, вино цвета крови).

В барочных аллегориях Божественного Агнца Агнец изображается между колючками и гроздьями винограда. [КЕРЛОТ] .

Грозди винограда с колосьями пшеницы иногда использовались в качестве символа вина и хлеба святого причастия.

Присутствие на картинах людей, трудящихся на виноградниках, иногда указывает на труд праведных христиан в винограднике Господа Бога: виноградное вино или виноградный лист используются в качестве символа Спасителя.

Виноградная лоза - один из самых ярких символов Библии: он отражает отношения между Богом и Его людьми. Иногда лоза упоминается в связи с виноградником, защищенным местом, где Бог (Виноградарь) нежно заботится о своих чадах - о цветущих виноградных лозах. "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его" (Исаия 5:7). Виноградная лоза используется в качестве символа Церкви Божьей, ибо лишь в ней эта связь существует.

Значение виноградной лозы как символа Христа выражено в Его словах о том, как посредством Него человек по-новому будет общаться с Богом. "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь... Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего... Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Ин. 15:1, 5, 8).

Символ мудрости (in vino veritas).

Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства.
Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.

Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда.
Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу.

Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую, жизнью молодость.

Виноградная лоза. Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях - Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам.

Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза - лживость и вероломство.

В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень.

В христианстве Христос - истинная лоза, а последователи - ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию.

В Египте виноградная лоза посвящена Озирису, вино также посвящено Аполлону.

У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом - мир и изобилие.

В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Один из самых старых символов природного плодородия на древнем Ближнем Востоке и более важный символ духовной жизни и возрождения в языческом и христианском мирах.
В Ветхом Завете виноград - эмблема плодов земли, равноценная Древу Жизни.

Неизменная важность вина в иудейских ритуалах основана на символической связи между виноградом и Божьим благословением избранному народу. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после Потопа, а в книге Исход - первым знаком того, что израильтяне достигли Земли Обетованной.

Подобно более ранним сельскохозяйственным божествам Месопотамии, древнегреческий Дионис (в римской мифологии Бахус) ассоциировался с лозой и виноградом.
Под влиянием орфизма его культ приобрел священное значение.
Виноград стал духовным символом возрождения, а в таинстве евхаристии вино почитается как кровь Христова.
Виноградные мотивы были распространены в христианском искусстве и архитектуре,
в Египте служили эмблемой жизни (виноград связывали с богом Осирисом).

Виноград и зерно - евхаристические символы.

Агнец в окружении боярышника и винограда представлял Христа.

Плети винограда были символами спасения в погребальном искусстве, а также традиционной эмблемой гостеприимства, юности, Золотого века, щедрости осени.

Связанный с пирами Бахуса и Силена и их свиты, виноград может также символизировать алчность и пьянство.

В прошлой статье мы рассмотрели значение символов, связанных с Иисусом Христом . Давайте поговорим о других христианских символах, их значения также важны и очень интересны.

Конечно, стоит рассказать о главных евхаристических символах .

Евангельский образ Христа, как единого источника жизни для человека, которую Он дарит нам через причастие. Также лоза символизирует Церковь: ее члены - ветви ; а виноградные грозди , которые нередко клюют птицы, суть Причащения - способа жизни во Христе.

Хлеб еще один евхаристический символ. Обычно изображается в виде колосьев или нескольких хлебов. Евхаристические символы часто изображались на сосудах, предметах обихода первых христиан, в росписях стен и надгробий.


Также стоит отметить символ Голубя Духа Святого . Из Евангелия мы помним, что во время Крещения Господнего, на Него сошел Дух Святой в виде Голубя: «…и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Матф.3:16). Эта птица ассоциируется с чистотой и миром. Кстати, именно голубь принес веточку маслиничного дерева в клюве, когда уставший от долгого Потопа Ной с надеждой выпустил птицу в поисках суши.


Кроме Голубя есть и другие символы в виде птиц. Например, (некоторые считают ее Павлином) – это символ возрождения к новой жизни, Воскресения. Феникс означает воскресение, победу над смертью. – символ самопожертвования Христа, распятого на кресте. Существует легенда, в которой птица поит детенышей собственной кровью, чтобы их спасти. В этом смысле пеликан символизирует и святое причастие. Петух – пробуждение к жизни, воскресение.

Очень распространенным символом у первых христиан был – знак надежды на будущее Воскресение, символ стойкости в вере. Об этом говорит апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20).

С символом Якоря тесно связан и . Он является образом Церкви, которую «ведет» Христос как кормчий к вечной пристани. А каждый христианин подобен кораблику, плывущему по волнам житейского моря под знаком креста (мачты на изображениях древних символов образуют форму креста), и стремящемуся к Богу. Стоит сказать, что многие храмы строят по подобию кораблей.

Еще один христианский символ Лилия - знак чистоты. По преданию в день Благовещения Архангел Гавриил явился Деве Марии с белой лилией. Многие святые мученики изображаются с этим цветком как символом чистоты, невинности и преданности Богу.

Вспомним также Восьмиконечную Рождественскую Вифлеемскую звезду - знак рождения Спасителя. Именно «звезда Его» привела волхвов к месту рождения Иисуса Христа: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода , пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» . (Мф. 2:1-2).

Виноград, одна из основных сельскохозяйственных культур в библейские времена, выращивался в виноградниках для производства вина, и земля с многочисленными виноградниками символизировала изобилие и процветание. В большинстве библейских упоминаний о винограде имеется в виду преуспевающее сельское хозяйство, и самым ярким образом в этом плане служит огромная гроздь, которую двенадцать разведчиков принесли из обетованной земли в качестве доказательства ее плодородия (). Когда родственники Гаала решили устроить праздник, они «вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники» (). Суть образа подчеркивается, например, обетом назорея, который «ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (). Сам вид винограда приятен для глаз: в приглашении невесты, высказанном своему возлюбленному в Песни песней, прозвучали слова: «Поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза» (). По словам Амоса, в грядущем золотом веке будет такое изобилие, что «топчущий виноград» застанет сеятеля (следующего посева винограда) ().

В Библии богатый или бедный урожай часто связывается с послушанием или непослушанием, с наградой в виде Божьего благословения или с Его наказанием. В этой схеме присутствует и виноград. Несозревание винограда означает бедствие для земли. Соответственно пророчества о суде в Ветхом Завете нередко включают в себя предсказания, что непослушный народ будет лишен удовольствий и продуктов питания, связанных с виноградом (; ; ), а преждевременная смерть нечестивца сравнивается с виноградной лозой, сбросившей недозрелую ягоду (). В другом варианте этого образа Бог изображает своенравную Иудею в виде посаженного Им виноградника, который должен был приносить добрые ягоды, но принес дикие (; ср. ; ). В нескольких пророческих местах для изображения греха и его плачевных последствий используется образ «кислого винограда», набивающего на зубах оскомину (; ), и это отрицательный образ, хотя он используется в Библии нечасто.

Еще один образ – отжимание винограда в точиле во время сбора урожая. Он встречается в Апокалиптических видениях грядущего века как образ Божьего благословения (ср. , с картиной такого обильного урожая винограда, что люди будут еще собирать его, когда наступит время сеяния следующего, и что даже горы будут источать виноградный сок), но также и как образ Божьего суда (; ; ). Наивысшего выражения эта тема достигает в , где ангел с острым серпом обрезает грозди винограда на земле и бросает их в точило Божьего гнева.

Кроме образа виноградной грозди и собственно ягод, в Библии широко используются образы виноградной лозы и виноградника. Израиль – страна виноградников. Даже сегодня, путешествуя по центральным холмам Израиля в соответствующее время года, можно видеть множество плодоносных лоз. Плод лозы – это, разумеется, виноград, сок которого после ферментации превращается в вино.

Неудивительно, что виноградная лоза и виноградник, столь важные для сельскохозяйственного процветания региона, символизируют саму землю. Не случайно большая часть исследований библейского образа виноградника начинается с :

Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.

У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы.

И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,

и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его,

и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды ().

В притче о винограднике, как часто называют этот текст, Израиль описывается как Божий виноградник. Он принадлежит Богу не только потому, что Бог любит его, но потому что Он приложил усилия для подготовки земли и насадил его. Он также позаботился о его защите. Так, в притче описано избрание Богом народа Израиля () и Его провиденческая забота о нем. В случае с виноградником винодел ждет, что его труды приведут к получению обильного урожая.

– еще один известный пример развития темы виноградника в Библии. В псалме описан исход с использованием образа виноградника:

Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее.

Очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. ().

Израиль, виноградная лоза, был перенесен из Египта в землю обетованную, где быстро распространился по большой территории ().

Быстрый рост и обильный урожай лозы – символ Божьего благословения, дарованного Его народу. Мы видим эту тему в благословении Иакова, обращенном к потомкам двух его сыновей, Иуды и Иосифа:

[Иуда] привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда

сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою,и в крови гроздов одеяние свое.

Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока ...

Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником;

ветви его простираются над стеною. ().

Испорченная лоза . В притче Исаии о лозе после слов о том, что виноградарь ждет хорошего урожая, делается печальное заявление: «А он принес дикие ягоды» ().

Несмотря на усилия Бога, Израиль испортился. Другие пророки поддерживают Исаию, говоря о невероятной греховности Израиля:

Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя;

как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? ().

Осия описывает, как Израиль опустился до поклонения идолам, из-за чего лоза стала приносить плохие плоды ().

В том, что лоза приносит плохие плоды, виноват не виноградарь, который старательно посадил растение и заботился о нем (). Лоза виновата сама. Она принесла плохой виноград, несмотря на все свои преимущества. В результате плохая лоза должна быть уничтожена.

Суд: уничтожение виноградника. В притче Исаии Израиль отождествляется с виноградником, посаженным Богом. Плоды, которые приносит этот виноградник, нехороши, поэтому Бог предпринимает следующие шаги:

Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:

отниму у него ограду, и будет он опустошаем;

разрушу стены его, и будет попираем,

и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,

– и заростет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды –

любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия,

но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль ().

Иначе говоря, Бог придет с судом и уничтожит виноградник. Уничтожение виноградника – частый мотив у пророков (напр., ; ; ; ).

Предсказание уничтожения виноградника – лишь один из способов использования образа виноградника в контексте суда. В пророчестве против Иерусалима Бог объявляет:

До конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею,

как обиратель винограда, наполняя корзины ().

Образ обрываемой лозы явно говорит о полном разрушении города.

Михей также использует образ виноградника, описывая разрушение Самарии – когда Самария будет снесена, на освободившемся месте посадят виноград: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда» ().

В одном из пророчеств о суде Софония говорит, что виноградники будут посажены и будут плодоносить, но, несмотря на все старания, народ Божий не сможет насладиться плодами трудов своих, по причине своего греха. Пророк объявляет об Иудее:

И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение: они построят домы,

а жить в них не будут, насадят виноградники,а вина из них не будут пить ().

В одном из наиболее интересных случаев использования образа виноградника в Библии, во Второзаконии, не только подчеркивается идея суда, но прослеживается органическая связь между грехами Божьего народа и грехами печально известного города Содома:

Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских;

ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие. ().

Плач по поводу грядущего суда описан как плач в винограднике. Согласно , «исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют» (см. также ). Ирония заключается в том, что место, которое обычно было местом ликования, превращается в место плача.

Эти отрывки – пример использования образа виноградника в контексте суда. Речи пророков о суде часто основаны на проклятиях завета, и показывает, что это верно и в данном случае. После изложения сути отношений Бога с Израилем и заявления об ответственности последнего перед законом, Второзаконие завершается рядом благословений и проклятий, которые будут следствием исполнения или неисполнения закона. В двух местах упоминается виноградник. Согласно , нарушившие закон Божий «виноградник насадят, и не будут пользоваться им». Та же мысль повторяется во .

Образ уничтоженного виноградника, разумеется, связан с тем фактом, что при военных вторжениях часто уничтожалась сельскохозяйственная продукция. Иначе говоря, Божий суд часто включал в себя буквальное уничтожение виноградников ().

Благословение и возрождение: плодородие лозы . Если Божий гнев и суд представлены в образе уничтоженного виноградника, то Божье благословение и возрождение, что вполне понятно, описываются в образе виноградника плодоносящего. Пророки предвидели не только Божий суд, но и возрождение, возвращение к здоровым и плодоносящим виноградникам. В так называемой «книге утешения» () пророк говорит Божьему народу:

Снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари,

которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими (; см. ).

После резкого осуждения поведения Израиля Амос завершает пророчество обещанием:

И возвращу из плена народ Мой, Израиля,

и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники

и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них ().

Особенно запоминается библейская фраза о виноградной лозе, в которой описывается процветание тех, кого благословляет Бог: они живут, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (; ; ). Это картина безопасности и мира. Не нужно далеко ходить, чтобы питаться замечательными плодами.

Виноградник в Песни песней . Плодородные лозы приносят прекрасный виноград, приятный на вкус и опьяняющий в перебродившем виде. Если принять во внимание общее использование сельскохозяйственных образов для описания человеческой сексуальности, неудивительно, что образ лозы часто появляется в наиболее чувственной из всех библейских поэм, Песни песней. Неожиданным может показаться лишь многообразие способов, которыми поэт использует данный образ.

В первую очередь, виноградная лоза и ее плоды сравниваются с женским телом. В мужчина уподобляет свою любимую цветам лавсонии с виноградников из оазиса в Енгеди. В поэме, описывающей физическую красоту женского тела, мужчина предвосхищает, как высшее благословение, Прикосновение к ее груди: «Груди твои были бы вместо кистей винограда» ().

Образ виноградника как метафора женского тела, вероятно, лежит также в основе двух отрывков, которые сначала казались загадочными. В женщина просит дочерей Иерусалима не смотреть на нее, потому что она «собственного виноградника... не стерегла». Потом, в конце книги, заходит речь о «винограднике Соломона», и женщина заявляет: «А мой виноградник у меня при себе» (). Большинство комментаторов сегодня считает, что женщина говорит этим: только она сама может отдать свое тело кому-либо.

В других местах Песни виноградник символизирует уже не женское тело, но место, в котором мужчина и женщина разделяют свою любовь. Виноградник, наряду с садом, полем и ореховой рощей, – сцена, на которой развивается их страсть (). Ароматный и цветущий виноградник – это также признак приближения весны, самого подходящего места для эротической любви ().

Другие варианты использования в Ветхом Завете . Виноградник предстает как место действия в рассказе об опьянении Ноя. После потопа Ной «начал возделывать землю, и насадил виноградник» (). Злоупотребление плодами своего труда привело Ноя к тому, что он напился пьяным и предоставил Хаму, своему младшему сыну, возможность согрешить перед собой. Это привело к проклятию Ноя в адрес Ханаана, сына Хама, в результате чего хананеи, потомки Хама, оказались в подчинении у израильтян, потомков Сима.

В Книге Притчей состояние виноградника – признак лени или трудолюбия. Первый пример мы видим в , где описан неухоженный виноградник ленивца, в то время как благородная женщина в «насаждает виноградник» усердным трудом ().

В Авимелех успешно убивает всех своих братьев, кроме Иофама, которому удается бежать. Авимелех провозглашает себя царем. Иофам появляется, чтобы рассказать притчу, как все плодоносящие растения, в том числе виноградная лоза (положительная черта которой – производство вина, ), отказались от предложения стать царем растительного мира. Только бесполезный терновник согласился править. Став правителем, терновник возомнил себя полезным и превосходящим даже могучий кедр.

Образ виноградника в Новом Завете . В Новом Завете тема виноградника, начатая в Ветхом Завете, продолжается, но приобретает новый смысл. Виноградник Божий – это уже не этнический Израиль, а Царство Божье. Это можно видеть из притчей Иисуса о винограднике (). Притча о виноградарях () больше всего похожа на . Владелец виноградника, явно символизирующий Бога, насаждает и защищает виноградник, а потом передает его виноградарям, которые в итоге начинают причинять зло его слугам. Притча завершается угрозой против тех, кто злоупотребляет властью над виноградником.

Из видно, что даже в конце канона образ виноградника может использоваться для описания Божьего суда над теми, кто сопротивляется Богу. В отрывке описан Ангел, который собирает «грозды винограда на земле» и бросает их в «великое точило гнева Божия», после чего «потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».

Возможно, самое впечатляющее из всех использований данного образа в Новом Завете связано с Иисусом. Иисус провозглашает ученикам: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (). Отождествляя Себя с лозой, Он утверждает, что участие в Царстве возможно только для тех, кто «пребывает в Нем». Те ученики, которые в Нем, принесут много плодов.

В свете этого отрывка вполне уместным представляется обряд Вечери Господней, который Иисус учреждает накануне смерти и который предполагает вкушение «от плода виноградного» (; см. также ; ).

См. также: ВИНО, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, КРОВЬ, ОПЬЯНЕНИЕ, ПОДРЕЗКА, ТОЧИЛО, ЧАША.

Последние материалы сайта