Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что мы знаем о местоимении?
· Как выполнить морфологический разбор местоимения?
· Какие проблемы у нас могут возникнуть при разборе местоимения?
И вновь мы вспоминаем слово, которое мы однажды придумали – квакозябра . А вот и существо, которое мы обозначили таким словом!
Стоп, но квакозябр тут две! Какая из них наша? Конечно же, вот эта .
Мы указали на неё при помощи местоимения, ведь как раз местоимения не называют предметы, а только указывают на них.
И теперь мы можем выполнить морфологический разбор этого местоимения.
Но отдельно от предложения мы не можем разобрать ни одну часть речи.
Какое бы предложение придумать об этом надоедливом существе?
Ну, например:
Мы уже устали от этой квакозябры.
Разберём в этом предложении местоимение от этой .
Сначала нам нужно выяснить самую общую информацию . Это будет первым этапом нашего разбора. То есть, сначала нам нужно выяснить, чем эта часть речи отличается от остальных.
От этой – местоимение. Во-первых, оно указывает на предмет: от квакозябры какой? – от этой.
Теперь нужно поставить слово в начальную форму. Начальной формой будет форма мужского рода, единственного числа, именительного падежа – этот .
На втором этапе нам нужно выяснить, какие признаки есть у этого местоимения. И сначала нам нужно посмотреть на постоянные признаки . Что же в этом местоимении уже нельзя изменить?
Присмотримся как следует к этому слову. В местоимениях обычно остаётся неизменным только одно: разряд, к которому они относятся .
А мы помним, что разрядов у местоимений – целых девять. Вспомним их – личные, возвратное, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, притяжательные, указательные, определительные.
Звучит так, будто у нас проблема, правда? Как выяснить, к какому разряду относится наше местоимение?
Давайте прибегнем к логике. Вспомним, что мы знаем обо всех этих разрядах.
С личными местоимениями проще всего – это я, ты и так далее.
Возвратное одно – себя .
Вопросительные и относительные можно объединить. Это одни и те же слова – кто, что, какой и так далее.
Отрицательные – это никто, ничто и так далее.
Неопределённые , как можно догадаться из названия – некто, нечто и так далее.
Притяжательные обозначают принадлежность – наш, ваш и так далее.
Определительные – сам, самый, любой и остальные.
Что у нас осталось? Указательные местоимения. Это как раз такие местоимения, как этот, тот и так далее.
На этот раз мы нашли то, что нам нужно!
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: местоимение указательное.
Теперь нужно указать непостоянные признаки нашего местоимения . Как оно изменяется.
Дело в том, что род у местоимения может быть, а может и не быть.
И число тоже может быть, а может и не быть.
И только по падежам изменяются все местоимения.
Выясним, как у нашего местоимения обстоят дела с категорией рода. Мужской это, женский род или средний?
Этот, эта, это … Наша квакозябра, разумеется, девочка. Потому мы обозначаем ее местоимением женского рода.
Теперь обратимся к числу. Раз местоимение изменяется по родам, то будет изменяться и по числам. Но множественное число у нашего местоимения – эти .
Да и говорим мы явно об одной квакозябре. Так что местоимение – в единственном числе.
А теперь посмотрим на склонение этого местоимения, чтобы определить его падеж. Кажется, просто так нам падеж не определить… поэтому мы как всегда определяем его по падежу существительного. Устали от кого? чего? – квакозябры . Это родительный падеж. Значит, и у местоимения этой будет тоже родительный падеж.
Итак, употреблено в женском роде, единственном числе, родительном падеже – это его непостоянные признаки.
И теперь мы подошли к третьему этапу нашего разбора: нам нужно определить функцию нашего местоимения в предложении.
Что оно делает в предложении? Оно не только указывает на предмет, но и помогает показать, какой он. И отвечает на вопрос «От какой?». Значит, это определение. Нужно его подчеркнуть.
А теперь отметим это.
И теперь мы получили образец морфологического разбора.
И значит, вот что нам понадобится для разбора местоимения:
А теперь устроим небольшую тренировку!
Сегодня ко мне в гости придут друзья.
Разберём местоимение ко мне !
(Ко) мне – местоимение.
Начальная форма – я.
Во-первых, оно указывает на предмет: придут (к кому?) – ко мне.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: местоимение личное.
Употреблено в единственном числе, дательном падеже – это его непостоянные признаки.
Обратим внимание: личные местоимения не изменяются по родам, а потому род мы не указали.
Мы решили познакомиться с другими стихами этого поэта.
Разберём местоимение с другими .
(С) другими – местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: со стихами (какими?) – другими .
Начальная форма – другой .
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: местоимение определительное.
Употреблено во множественном числе, творительном падеже – это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является определением.
А здесь у нас выделяется множественное число, и поэтому не определяется род.
И, конечно, нужно обратить внимание на отличия устного разбора от письменного.
Сегодня учителю некого вызвать к доске.
Разберём местоимение некого .
Некого – местоимение.
Начальная форма – некого .
Во-первых, оно указывает на предмет: вызвать (кого?) – некого .
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: местоимение отрицательное.
Употреблено в родительном падеже – это его непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.
Здесь нужно обратить внимание на то, что некого – это начальная форма отрицательного местоимения. Потому что некто – совсем другое местоимение, неопределённое.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
· Для морфологического разбора местоимения мы…
· Сначала указываем часть речи и её общее значение.
· Затем находим начальную форму местоимения.
· Определяем его постоянные признаки, то есть разряд.
· Определяем непостоянные признаки местоимения: падеж, род (если есть) и число (если есть).
· Наконец, указываем функцию местоимения в предложении.
В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точноНе забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.
Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.
В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.
Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
– лицо (только у личных местоимений);
– число (если есть);
– род (если есть);
2. Непостоянные:
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.
I. Местоимение. Начальная форма
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные:
– разряд по значению;
2. Непостоянные:
III. Синтаксическая роль в предложении.
Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.
она ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;
2. Непостоянные – именительный падеж.
III. Подлежащее.
Меня
I. Местоимение, начальная форма – я ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;
III. Дополнение.
Любой
I. Местоимение, начальная форма – любой ;
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – определительное;
2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.
III. Определение.
Несколько
I. Местоимение, начальная форма – несколько .
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные – неопределенное;
2. Непостоянные – винительный падеж.
III. Дополнение.
План морфемного разбора местоимений:
1. Выделить основу слова и окончание;
2. Выделить корень слова;
3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).
Кто-то пришел.
1. Основа – кто-то , окончание нулевое;
2. Корень слова – кто ;
Схема морфологического разбора местоимения
1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.
2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.
3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.
4. Определить разряды местоимений :
а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;
б). лексико-грамматический разряд (указать значение);
в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).
5. Охарактеризовать морфологические особенности :
а). лицо (для личных);
б). падеж (указать средства выражения);
в). число (указать средства выражения);
г). род (если есть).
6. Охарактеризовать синтаксические особенности :
а). вид связи с другими словами;
б). роль в предложении.
Образцы анализа
Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...
(Джек Лондон)
1. Ему - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кому?
4. Разряды местоимений :
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;
6. Синтаксические особенности :
а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;
б). в предложении является дополнением.
1. Какая-то - местоимение.
2. Н. ф. - какой-то .
3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.
4. Разряды местоимений :
б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;
в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .
Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].
5. Морфологические особенности :
ая ; СС - форма сущ. тревога
ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). тревога (какая?) какая-то :
1. Он - местоимение.
2. Н. ф. - он .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 3-го лица;
Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);
в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал
После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.
1. Которая - местоимение.
2. Н. ф. - который .
3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;
б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;
в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;
6. Синтаксические особенности :
а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Я - местоимение.
2. Н. ф. - я .
3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).
4. Разряды местоимений :
а). местоимение-существительное;
б). личное: указывает на говорящего;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
а). 1-го лица;
б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;
в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;
6. Синтаксические особенности :
а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;
б). в предложении является подлежащим.
1. Иной - местоимение.
2. Н. ф. - иной .
3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.
4. Разряды местоимений
а). местоимение-прилагательное;
б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;
в). непроизводное.
5. Морфологические особенности :
б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки
в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);
6. Синтаксические особенности :
а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
б). в предложении является согласованным определением.
ДПС - дополнительное синтагматическое средство.
ОПС - основное парадигматическое средство.
СС - синтагматическое средство.
Введите слово без ошибок:
Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.
Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.
Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .
Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.
Рассмотрим примеры морфологического разбора.
Существительное
(образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Прилагательное
(образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.
Числительное (порядок разбора):
Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.
Местоимение (порядок разбора):
Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.
Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
Причастие (порядок разбора):
Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (порядок разбора):
Деепричастие (образец разбора):
Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие (порядок разбора):
Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.
Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:
Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.
Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска