Мизантропия, или Что делать, если я ненавижу людей? Мизантропы. Кто это

28.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Интересен вопрос, как называется человек не любящий людей и всех ли он ненавидит? Почему такой индивидуум противопоставляет себя социуму? Как называется человек, который не хочет общаться с окружающими?

Подобная ненависть является психической болезнью, боязнью или индивидуальной особенностью вполне здорового человека? Чем вызвано такое отношение к людям? Подобное состояние имеет постоянный характер или временный?

Жизнь человека протекает в социуме, везде и повсюду нас окружают люди. Иначе и быть не может. Замечали, что есть такие личности, которые презирают людей, стараются избегать общества и любого общения. Почему такое поведение для них считается нормой? Как реагировать на таких индивидуумов и в чем глубина этого вопроса?

Как называют человека, который ненавидит людей

Чтобы ответить на вопрос: как называется человек, испытывающий антипатию к людям, необходимо узнать название такого состояния. Нелюдимость, отчуждение от народа, ненависть к другим - все эти понятия объединяет один термин - мизантропия.

Нелюдимого человека называют - мизантроп. Он может испытывать отвращение ко всем без исключения людям, либо иметь узкий круг единомышленников.

Некоторые личности являются мизантропами и это вызвано несколькими причинами:

  • недоверие к людям;
  • превосходство в интеллектуальном развитии;
  • унижения в прошлом;
  • предательство и разочарование в людях;
  • общая депрессия;
  • ненависть к самому себе.

Мизантроп: норма или отклонение

Такое состояние интерпретируется как индивидуальная черта человека, индивидуализм. Человеконенавистничество может обостряться в определенных ситуациях, но в основном мизантроп старается держать себя в рамках.

Можно сказать, антипатию вызывают действия, слабости, ошибки, суждения, которые мизантроп не принимает. Это может касаться как отдельного индивида, так и определенной группы людей. Например: рабочий коллектив, субкультура и т.д.

Если же поступки мизантропа по отношению к человечеству приобретают грубый, жестокий характер, то в этом случае необходимо говорить о мизантропии, как о психическом отклонении.

Подобные личности нуждаются в квалифицированной помощи. Важно вовремя принять меры и бороться с таким состоянием, чтобы не доходить до крайности.

Интересно, что мизантропы активно проявляют себя в творческой деятельности. Возможно, это напрямую связанно с умением проведения глубокого самоанализа, мироощущения себя.

Кстати, известные в истории личности, такие как: царь Соломон, Адольф Гитлер, Джонатан Свифт являлись мизантропами.

Наша жизнь невозможна без тесного взаимодействия между людьми. Так или иначе каждому придётся отдавать свой незримый долг обществу. Люди окружают нас на работе, в общественном транспорте, да и везде, даже в собственном доме. К сожалению, зачастую общение с хомо сапиенсами приносит больше злобы и разочарования, чем пользы и позитива. Современные люди зачастую злы, нетерпимы, наглы и жаждут наживы. Этого требует жизнь в нашем обществе, построенном на конкуренции и эгоизме. Неудивительно, что некоторым трудно приспособиться к такому положению вещей. С самого детства они слушали рассказы о добропорядочности, дружбе и любви, но, повзрослев, поняли, что людьми движут более прозаичные мотивы. Вместо того чтобы принять всё как есть, некоторые субъекты озлобились на весь человеческий род, пожирая себя изнутри собственной ненавистью. На сегодняшний день даже существует специальный термин, обозначающий, как называются люди, ненавидящие людей, — мизантропы.

Чем опасна ненависть?

Практически каждый, кто ненавидит окружающих, считает, что этим он причиняет им вред. Однако единственный, кто страдает от этого, — сам ненавистник. Обычно чувство вражды не возникает на пустом месте, для него обязательно находится причина. Но это отнюдь не означает, что эта причина имеет объективный характер. Можно искать в ненависти положительные моменты, но их нет. Именно это чувство приводит к войнам, дискриминациям, насилию и нетерпимости.

Зачастую чувство ненависти вырастает из злобы. Но если злоба носит мимолётный, взрывной характер, то ненависть остаётся надолго, принося постоянный дискомфорт своему «счастливому» обладателю. Зависть является частой причиной вражды, когда человек, вместо того чтобы принять предел своих возможностей, начинает злиться на тех, кто располагает гораздо большими ресурсами.

Многие годами живут бок о бок со своей ненавистью к кому-то или чему-то, накапливая всё больше и больше подавленной агрессии, которая уничтожает личность изнутри. Едва ли подобное отношение к своему внутреннему миру можно назвать разумным. Поэтому, какой бы приятной и праведной ни казалась ненависть, лучше своевременно избавиться от неё, чем всю жизнь мучиться в её вязких путах.

Зарождение мизантропии

Как же появляются люди, ненавидящие людей? Откуда берёт своё начало коварная мизантропия? Причин может быть масса, например, плохое детство, в котором родители, применяя сомнительные или откровенно вредоносные методы воспитания, привили своему ребёнку комплекс неполноценности, столь сильный, что он пронёс его через всю жизнь. А человек, считающий себя ущербным, неполноценным субъектом, не сможет построить счастливую и гармоничную жизнь. Ведь гораздо проще начать ненавидеть всех вокруг, чем измениться.

Зависть — чувство, нередко ведущее к мизантропии. Поначалу человек просто завидует качествам, присущим другим людям, или их материальному благополучию. Но добиться успеха непросто, гораздо проще сказать себе: «Ненавижу людей!» - и прожить остальную жизнь в этом ключе. Ненависть привлекательна тем, что не требует каких-либо усилий для своего развития. Она самостоятельно разрастается и заполоняет весь внутренний мир своей жертвы.

Негативный опыт, полученный в результате отношений с людьми, также может посеять зерно мизантропии. После предательства или измены, находясь в подавленном состоянии, человек начинает переносить свой негативный опыт на всех людей вокруг. Ему начинает казаться, что окружающие только и ждут, как бы навредить его несчастной персоне. Вместо того чтобы оправиться от удара и идти дальше, люди выбирают иной путь. Они внушают себе, что все окружающие одинаково плохи и отношения с ними не нужны. При этом внутренняя потребность в человеческом тепле и общении никуда не исчезает, порождая неудовлетворённость, на смену которой со временем приходят злоба и ненависть.

Особенно просто стать мизантропом в юношеском возрасте, когда максимализм и чувство собственного превосходства над окружающими наиболее сильны. В этот период очень легко попасть под пагубное влияние своих заблуждений, став мизантропом на долгие годы. Итог сей ошибки юности может быть весьма печален: ненависть к людям останется и в сознательном возрасте, постепенно разъедая изнутри человека, который может даже не помнить, почему он так не любит людей. Разочарования также не заставят себя долго ждать, ведь взрослая жизнь быстро расставит всё по своим местам. Вдруг окажется, что привычное превосходство — всего лишь плод воображения, а это может привести к постоянной фрустрации и лишь усилит ненависть.

Известные мизантропы

Можно подумать, что мизантропия - удел неудачников и неуверенных в себе особ. Но как же быть с теми, кто вполне успешен, богат, знаменит, при этом оставаясь человеконенавистником? Видимо, современное общество порождает настолько огромное количество неприятных, омерзительных индивидов, что даже те, кто, казалось бы, должен радоваться жизни и любить всех вокруг, ненавидят людей.

Среди известных деятелей науки и искусства нередко встречаются мизантропы. Яркие примеры — Билл Мюррей, Егор Летов, Варг Викернес, Фридрих Ницше, Стэнли Кубрик и многие другие. Их пример показывает, что люди, ненавидящие людей, совсем необязательно завидуют им или прячут за мизантропией свои старые обиды. Очевидно, есть немало объективных причин испытывать вражду ко всему человечеству. Множество титанов мысли видели в обществе в целом и людях в частности лишь зло, порочность, глупость. Взглянув на мир вокруг, с ними нетрудно согласиться. Войны, идущие ради обогащения горстки миллиардеров, голод в одной части планеты и повальное ожирение в другой. Очевидно, что с этим миром что-то не так, и в этом виноваты только люди.

Разновидности мизантропов

Мизантроп-неудачник является одной из наиболее распространённых разновидностей человеконенавистников. Такие люди благодаря своей слабости и неприспособленности не смогли стать успешными. Не в силах добиться расположения окружающих и занять высокое положение в обществе, бедняги пытаются внушить себе, что подобные вещи им не нужны. В итоге неудовлетворённость собой и окружающими перерастает в ненависть. Такие мизантропы никогда не зададут себе вопрос «Почему я ненавижу людей?», ведь тогда обнажится их неприглядная натура.

Есть и более интересный вид мизантропов. Они сознательно отвергают общественные устои, занимаются саморазвитием, пытаясь подняться над серой массой, стать лучше. Огромное влияние на это движение оказал Фридрих Ницше и его идеи о сверхчеловеке. Человеконенавистники такого плана обычно хорошо эрудированны, независимы и действительно не нуждаются в компании. При этом обычно они всё же поддерживают общение с определённым количеством людей, понимая, что им не выжить в одиночестве.

Ещё можно выделить так называемых технарей-мизантропов. Это очень умные, иногда даже гениальные люди, имеющие проблемы с общением. Для них характерна увлечённость своим делом и восприятие окружающих как помехи в достижении цели. Этот тип мизантропов можно встретить везде, где используется труд технических специалистов. Они незаметны, потому что молча копаются в своих железяках, не обращая внимания на людей вокруг. Однако навыки подобных людей столь хороши, что коллеги готовы терпеть их скверный характер.

Можно выделить также тех, кто пытается стать мизантропом под влиянием фильмов, идеологий или книг. Они думают, что образ циничного человеконенавистника сделает их интереснее и привлекательнее. Они говорят: «Ненавижу людей!», но в их словах не чувствуется уверенности, их неприязнь носит надуманный характер. Со временем такие мизантропы обычно возвращаются в своё нормальное состояние либо же настолько проникаются своим новым образом, что становятся настоящими человеконенавистниками, от чего обычно сильно страдают.

Ненавижу людей. Что делать?

Не все мизантропы наслаждаются своим состоянием. Большинство из них так или иначе несчастны. Поэтому со временем некоторые озлобленные личности пытаются вырваться из порочного круга ненависти, ведь она несёт негатив в любом случае, какими идеями её ни украшай. Если вы задались целью побороть свою неприязнь к людям, то полдела сделано! Ведь немногие мизантропы готовы расстаться со своей злобой, получая удовольствие от текущего положения дел. Если вы задумались над тем, как перестать ненавидеть человека или группу людей, то будет не так уж сложно заново полюбить человечество.

Для начала необходимо осознать, насколько вредна ненависть. Как только вы поймёте, сколь разрушительно её влияние, желание избавиться от этого вредоносного чувства твёрдо поселится в вашей голове. После этого просто задайте себе вопрос: «Почему я ненавижу людей?» Ответ на него должен поставить всё на свои места, если вы были честны с собой. Обычно истинная причина ненависти к людям кроется в качествах характера, им присущим, или же в материальном положении. После этого хорошо бы научиться принимать людей такими, какие они есть, или заострять внимание на их положительных сторонах, а не на негативных.

Если принять или полюбить людей вокруг себя выше ваших сил, а от негатива и злобы избавиться хочется, то можно попробовать останавливать себя в моменты гнева, просто повторяя какую-нибудь фразу или ведя отсчёт. Вы удивитесь, сколь беспочвенными и глупыми кажутся причины злобы, если всего лишь немного подождать.

Любовь порождает ненависть?

Деятели искусства неоднократно подмечали тесную связь между любовью и ненавистью, выражая этот, казалось бы, парадоксальный союз в своих произведениях. Вспомните случаи из своей жизни: разве можно сильно злиться на незнакомого, безразличного вам человека? Зато сила ненависти между возлюбленными может быть столь велика, что толкает людей на необдуманные, безумные поступки. Многие философы и психологи тесно связывают любовь и агрессию между собой, признавая, что, чем глубже отношения между людьми, тем сильнее будет взаимная неприязнь между ними в случае конфликта.

Всегда ли любовь приводит к ненависти?

Зачем тогда любить кого-то, если в итоге останется только злоба? Любовь совсем необязательно влечет за собой негативные чувства. К ним приводит неудовлетворённость человеческого эго, которое стремится превратить любые отношения в самолюбование. Естественно, в таком случае возникают обиды и недопонимание, ведь гипертрофированное эго всегда найдёт причину для недовольства: то его любят слишком слабо, то относятся хуже, чем оно заслуживает. Самолюбование будет серьёзно мешать постройке гармоничных и тёплых отношений.

Поэтому, если вы решили строить отношения с другим человеком, задумайтесь, готовы ли вы не только брать, но и отдавать. Сможете ли вы сбросить своё избалованное эго с трона, начать заботиться о ком-то другом так, как о себе самом? Только сильная, уверенная в себе личность может позволить себе такую роскошь, как полная самоотдача. Для большинства же близкие отношения со временем заходят в тупик, оставляя лишь скуку и непонимание. Многие женщины, испытывая сильную ненависть к мужу, впоследствии переносят её на весь мужской род. Счастливы ли они? Вряд ли.

Счастливые мизантропы - существуют ли они?

Прочитав всё, написанное выше, можно решить, что все человеконенавистники — несчастные, больные люди. Но встречаются личности, гармонично сочетающие в себе неприязнь к людям и любовь к себе. То, может ли быть счастлив мизантроп, во многом зависит от причин, толкнувших его на эту жизненную позицию. Если человек испытывает постоянное чувство фрустрации от окружающих или зависть к более состоятельным членам общества гложет его, то едва ли он сможет стать счастливым, не избавившись от этих разрушительных чувств.

Совершенно иначе обстоят дела с мизантропом, презирающим общество, но стремящимся стать выше его, подняться над серой массой. Идейный человеконенавистник не испытывает фрустрации или зависти, просто он предпочитает одиночество, не зависит от окружающих. Такой человек не кричит «Ненавижу людей!» на каждом шагу, просто он предпочитает пореже с ними сталкиваться. Среди счастливых мизантропов можно отметить многих успешных, приличных людей. Они не грубят окружающим, не совершают асоциальных поступков, проявление ненависти кажется им большой глупостью. Однако столь сознательные мизантропы встречаются крайне редко, хотя большинство из тех, кто ненавидит людей, причисляют себя именно к этой группе.

Мизантропия сегодня

В современном мире модно быть мизантропом. Многочисленные герои фильмов, книг и телесериалов подают пример подрастающему поколению человеконенавистников. На экране персонажи, ненавидящие людей, представлены самодостаточными и циничными, но в целом хорошими людьми. Даже если мизантроп — негативный персонаж, он всё равно обладает собственным шармом, вызывает симпатию своей харизмой. Сегодня каждый знает, как называются люди, ненавидящие людей, ведь вокруг каждый второй твердит, что ненавидит окружающих, называя их стадом, быдлом и прочими неприятными словами.

Конечно, среди модников и подражателей скрывается немало истинных извергов, желающих гибели каждому представителю человеческого вида, но таких персонажей не так уж много, что не может не радовать.

Лютая, животная ненависть — признак несчастного человека, который просто не может выразить свою боль иначе. Конечно, есть огромное количество субкультур, сделавших мизантропию неотъемлемой частью своих идеалов. Некоторые из них пропагандируют неприязнь к людям другой расы, иного вероисповедания или ориентации. В этом случае ненависть объединяет членов субкультуры, делает их связь крепче и надёжнее. Но, к сожалению, заигрывания с мизантропией могут привести к ужасающим актам насилия, войне, геноциду. Расовая дискриминация во многих странах — отличный тому пример.

Конечно, злоба всегда была верным спутником нашего вида. Люди ненавидят друг друга испокон веков. Агрессия — один из важнейших механизмов нашей психики, обеспечивший выживание человечества, но ведь сегодня её проявляют без какой-либо необходимости, просто потому, что не могут контролировать. Несмотря на весь научный прогресс, сам человек остался всё тем же жестоким дикарём, которым был тысячи лет назад.

Итог

Что же мы имеем в итоге? Стоит ли избавляться от мизантропии, если вы обнаружили её у себя? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если вы счастливы, то нет смысла лишать себя радости, пытаясь понять, как перестать ненавидеть человека или всех людей. Если же жгучая ненависть пожирает вас изнутри, разрушая внутренний мир, превращая в раздражительного и злого субъекта, то самое время избавиться от столь зловредных эмоций. Нельзя сказать, хорошо или плохо быть мизантропом, ответ для каждого свой, нужно лишь разобраться в своём внутреннем мире.

Отнюдь не каждый человеконенавистник становится Брейвиком или Гитлером, и далеко не каждый, кто заявляет, что любит людей, действительно хороший человек. Не стоит забывать, что крупнейшие войны и массовые убийства беззащитных людей всегда проходили во имя очередной благой цели. Кровавые диктаторы и убийцы не говорили: «Ненавижу людей!» Наоборот, из их уст лились лишь сладкие речи о добре и человеколюбии. Поэтому стоит судить о человеке по его поступкам, неважно, мизантроп он или примерный христианин. Ведь очень часто слова и поступки людей полностью противоположны друг другу.

  • Перевод

И как заставить его думать по-другому

Ребёнком я увидел версию фильма «Планета обезьян» от 1968 года. Как будущий приматолог я был им заворожён. Много лет спустя я нашёл анекдот о съёмках этого фильма: в обед люди, игравшие шимпанзе, и люди, игравшие горилл, ели отдельными группами.

Говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делят людей на два типа, и те, кто не делят». На самом деле первого вида людей гораздо больше. И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.

Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.

Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.

Сила идеи «своих» против «чужих»

Существенные данные свидетельствуют о том, что разделение мира на своих и чужих глубоко укоренилось в нашем мозге, и является древним эволюционным наследием. Для начала отметим, что мы определяем различия между своими и чужими с потрясающей скоростью. Засуньте человека в фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) – сканер мозга, обнаруживающий активность в различных участках мозга при определённых обстоятельствах. Быстро показывайте ему фотографии так, чтобы каждая из них задерживалась всего на 50 миллисекунд – 1/20 секунды – это едва превышает уровень распознавания. Примечательно, что даже в такой ситуации мозг будет обрабатывать изображения чужих не так, как своих.

Этот эффект всесторонне исследовали по отношению к разным расам. Быстро показывайте человеку фотографии людей своей или другой расы, и, в среднем при просмотре изображений людей другой расы у человека возбуждалась мозжечковая миндалина, участок мозга, связанный со страхом, волнением и агрессией. Более того, лица людей других рас меньше активируют веретеновидную кору , специализирующуюся на распознавании лиц. Кроме этого, люди хуже запоминают лица других рас. Просмотр фильма, в котором руку человека кололи иглой, вызывает «изоморфный рефлекс», в котором активируется часть двигательной области коры, связанной с движениями руки, и рука смотрящего дёргается – если в фильме не показана рука человека другой расы, в случае чего такой эффект заметно слабее.

Ошибки мозга, связанные с делением на Нас и Них также демонстрирует гормон окситоцин. Он известен своим участием в социальной активности – он заставляет людей становиться более доверчивыми, отзывчивыми и щедрыми. Но так он влияет только на ваше поведение по отношению к людям вашей группы. По отношению к аутсайдерам он действует прямо противоположно.

Автоматическая, бессознательная сущность реакции свой/чужой свидетельствует о глубинной природе этого механизма. Это можно продемонстрировать при помощи чертовски хитроумного теста на скрытые ассоциации. Допустим, вы сильно настроены против троллей, и считаете, что в развитии они находятся ниже людей. Это можно обнаружить при помощи теста на скрытые ассоциации, где испытуемые смотрят на изображения людей или троллей, совмещённые со словами позитивного или негативного характера. Эти пары могут поддерживать вашу склонность (допустим, лицо человека и слово «честный», лицо тролля и слово «коварный»), или могут идти вразрез с нею. И у людей уходит немного больше времени, некая доля секунды, на обработку противоречивых пар. Это происходит автоматически – вы не приходите в ярость по поводу бизнес-практик тролльских кланов или тролльской жестокости в Битве при Гдетобурге в 1523 году. Вы обрабатываете изображения и слова, и ваша антитролльская склонность заставляет вас подсознательно останавливаться из-за диссонанса, связывающего тролля с «красивый» или человека с «вонючий».

Мы не одни, кто делит всех на своих/чужих. Не секрет, что другие приматы могут проводить жестокие разделения на свой/чужой. Шимпанзе собираются вместе и систематически истребляют самцов соседней группы. Недавние работы, адаптирующие теста на скрытые ассоциации к другим видам, свидетельствуют, что даже у других приматов есть скрытые отрицательные ассоциации с чужими. Макаки-резус смотрят либо на изображения членов своей группы, либо на изображения чужаков, спаренные с картинками вещей с позитивным или негативным подтекстом. Макаки дольше смотрят на пары, не соответствующие их склонности (к примеру, изображения членов их группы, спаренные с изображением пауков). Эти макаки не просто дерутся с соседями за ресурсы – они связывают с ними негативные ассоциации. «Те ребята похожи на гадких пауков, а мы, мы похожи на ароматные фрукты».

То, насколько сильно концепция свой/чужой укоренилась в мозге, проявляется через: скорость и минимальный набор стимулов, необходимый для обработки групповых различий мозгом; тенденцию к построению группы на основании произвольных критериев, и наделение этих критериев якобы рациональным смыслом; бессознательная автоматизация подобного процесса; его рудименты у других приматов. Как мы увидим, что обычно мы думаем о своих, но не о чужих, достаточно прямолинейно.

Природа своих

У разных культур и на протяжении всей истории людей, входящих в группу своих, рассматривают в превосходящем ключе – мы самые правильные, умные, высокоморальные и достойные. Также сюда входит раздувание преимуществ особенностей, присущих своим – рационализация того, почему наша еда вкуснее, музыка более вдохновляющая, язык более логичный или поэтический.

Принадлежность к своим подразумевает наличие обязательств по отношению к представителям группы – к примеру, во время исследования на спортивном стадионе учёный, притворявшийся фанатом и одетый в свитер одной из команд, с большей вероятностью получал помощь от другого фаната этой команды, чем от фанатов противника.

Внутригрупповой фаворитизм поднимает главный вопрос – нужно ли нам, чтобы у своих было всё хорошо путём максимизации уровня благосостояния, или просто лучше, чем у чужих, путём максимизации разницы между нами и ними?

Обычно мы заявляем о стремлении к первому варианту, но при этом можем тайно желать второго. Это может быть благом – в сложной гонке проигрыш ненавистного соперника третьему лицу будет таким же желанным, как победа своей команды, и у спортивных фанатов оба варианта одинаково активируют мозговые участки, отвечающие за вознаграждение и выработку нейротрансмиттера дофамина. Но иногда выбор «лучше чем» вместо «хорошо» может приводить к катастрофе. Вряд ли стоит радоваться выигрышу в Третьей Мировой войне, если у нас осталось две глиняные хижины и три факела, а у них – только по одному того и другого.

Одно из самых социально направленных наших действий по отношению к членам группы – готовность прощать им проступки. Когда чужие делают что-то не так, срабатывает эссенциализм – это потому, что они такие по сути, всегда были и всегда будут. Когда ошибаются свои, мы склоняемся к ситуационным интерпретациям – мы-то обычно не такие, и вот вам смягчающие обстоятельства, объясняющие, почему мы поступили так. Ситуационные объяснения проступков объясняют, почему адвокаты подыскивают присяжных, которые будут рассматривать подзащитного как одного из своих.

Нечто совсем другое и довольно интересное может произойти, когда чей-то проступок открывает грязное бельё своих, подтверждая отрицательный стереотип. Внутригрупповой стыд может привести к жестоким наказаниям, от которых выигрывают аутсайдеры. Взять Рудольфа Джулиани [американский политический деятель, мэр Нью-Йорка в 1994-2001 годах от Республиканской партии – прим. перев.], выросшего в Бруклине в итальяно-американском анклаве, где заправляла организованная преступность (отец Джулиани сидел за вооружённое ограбление, а потом работал на мафиозного ростовщика). Джулиани прославился в 1985 году в качестве прокурора, обвинявшего глав «пяти семей» на суде против мафии , что, в результате, уничтожило их. Ему очень хотелось опровергнуть стереотип, по которому «итальянский американец» был синонимом организованной преступности: «Если успешного обвинения будет недостаточно, чтобы устранить связанное с мафией предубеждение, то, вероятно, уже ничто не поможет его устранить». Если вы хотите, чтобы кто-нибудь свирепо судил члена мафии, найдите гордого итальянского американца, которого злят стереотипы, создаваемые мафией.

Таким образом принадлежность к своим несёт с собой целый список ожиданий и обязательств. Возможно ли переключаться из одной категории своих в другую? Это легко сделать в спорте – когда игрок переходит в другой клуб, он не служит пятой колонной, плохо играя специально для того, чтобы его старая команда получила преимущество. В центра контрактных взаимоотношений лежит равноценность нанимателя и нанимаемого.

На другом конце шкалы находится принадлежность к своим, не подлежащая обсуждению. Люди не переходят из шиитов к суннитам , из иракских курдов к саамским оленеводам . Редкая курдка захочет быть саамкой, а её предки, вероятно, перевернутся в гробах, когда она прикоснётся к своему первому оленю. Перебежчикам часто мстят те, от кого они откололись – Мериам Ибрагима приговорили в Судане к смерти в 2014 году за то, что она приняла христианство – и с подозрением встречают те, к кому они присоединились.

Природа чужих

Осознанно или эмоционально мы не любим чужих?

Когнитивное оправдание деления на своих/чужих легко формулируется. Правящие классы совершают удивительные кульбиты для оправдания своего status quo. Также приходится прилагать усилия к тому, чтобы оправдать хорошего чужого, помогшего нам в чём-либо: «А, этот чужой отличается от остальных».

Для представления чужих в угрожающем свете требуются когнитивные тонкости. Боязнь быть ограбленным чужим изобилует притворством и партикуляризмом. Но для того, чтобы бояться того, что чужие заберут наши рабочие места, будут манипулировать банками, разбавлять наш генофонд и т.п., требуется экономика, социология и псевдонаука.


Когда генерал Конфедерации был ранен во время гражданской войны в США, он подал секретный масонский знак, распознанный офицером Союза, защитившим его и отправившим его в Союзный госпиталь.

Несмотря на роль рассуждений, суть деления на своих/чужих эмоциональна и автоматическая, и это описывается заявлениями типа: «Не могу сказать точно, почему, но неправильно, когда чужие делают это». Джонатан Хаидт из Нью-Йоркского университета показал, что часто рассуждения оказываются оправданиями испытанных в прошлом чувств и интуиции, и нужны, чтобы убедить себя в рациональности нашего выбора.

Это можно продемонстрировать в исследованиях с использованием снимков мозга. Когда человек видит лицо чужого, его миндалина активизируется. И это происходит гораздо раньше (на временной шкале работы мозга) активизации коры, отвечающей за сознательные рассуждения. Эмоции срабатывают первыми.

Самым убедительным доказательством того, что отрицательное отношение к чужим появляется во время эмоциональной, автоматической обработки, служит то, что якобы рациональными рассуждениями о чужих можно подсознательно манипулировать. Вот вам примеры результатов проведённых экспериментов. Покажите испытуемым слайды с фотографиями малоизвестной страны; если между слайдами будут появляться лица людей, выражающие страх, причём на такие короткие промежутки, что их можно воспринять только подсознательно, то у испытуемых останется более негативное впечатление о стране в целом. Нахождение рядом с неприятно пахнущим мусором заставляет людей более консервативно относится к особенностям представителей чужих групп. Христиане хуже отзываются о тех, кто не принадлежит к этой религии, если они только что прошли мимо церкви. В другом исследовании люди, добирающиеся на работу на поезде, на остановках транспорта, находящихся в местах, где проживает преимущественно белое население, заполняли анкеты по поводу политических пристрастий. Затем на половине станций в течение двух недель ежедневно появлялись пары мексиканцев. Они были консервативно одеты и тихо разговаривали. Интересно, что наличие таких пар привело к тому, что люди стали больше поддерживать уменьшение легальной иммиграции из Мексики и закон, назначающий английский язык официальным, и меньше поддерживать амнистию нелегальных иммигрантов. При этом их отношение к азиатам, неграм или арабам не менялось. В другом исследовали выяснилось, что женщины во время овуляции более негативно относятся к мужчинам.

Иначе говоря, наши интуитивное и эмоциональное отношения к чужим обусловлено скрытыми силами, о существовании которых мы не подозревали. А затем наше сознание стремиться догнать эмоциональное «я», создавая набор фактов или достоверную фальшивку, объясняющую, почему мы ненавидим чужих. Это своего рода вриант такого когнитивного искажения, как склонность к подтверждению своей точки зрения : запоминать подтверждающие точку зрения факты лучше, чем опровергающие; проверять вещи так, чтобы результаты поддерживали, но не опровергали гипотезу; более скептически относиться к результатам, которые вам не нравятся, чем к тем, что вам нравятся.

Неоднородность чужих

Конечно, различные типы чужих вызывают различные чувства (и различные нейробиологические реакции). Чаще всего чужие видятся угрожающими, злыми и недостойными доверия. В экономических играх люди относятся к представителям других рас как к менее достойным доверия или взаимности. Белым людям кажется, что лица негров злее, чем лица белых, и чаще склонны относить злые лица неопределённой расы к расе, отличной от своей.

Но чужие вызывают не только чувство угрозы; иногда это отвращение. Тут вступает в игру часть мозга под названием островковая доля , или островок. У млекопитающих она реагирует на вкус или запах гнили, и вызывает спазмы желудка и рвотный рефлекс. Иначе говоря, она защищает животных от ядовитой еды. Однако у людей она управляет отвращением, связанным не только с ощущениями, но и с моралью – если испытуемые вспоминают какой-либо свой мерзкий поступок, или видят изображение отталкивающих с моральной точки зрения действий, у них активируется островок. Поэтому нет никакой метафоры в том, что нас тошнит от отвратительных с моральной точки зрения вещей. И чужие, вызывающие отвращение, активируют островок не меньше, чем миндалину.

Сложно испытывать неприятные чувства на интуитивном уровне по отношению к чужим; островку тяжело справляться с отвращением, связанным с абстрактными верованиями другой группы. Маркеры свой/чужой предоставляют основу для этого. Вот если мы говорим о том, что наше отвращение по отношению к чужим связано с тем, что они едят отвратительные, священные или очень милые вещи, обливают себя отвратительными ароматизаторами, вульгарно одеваются – такие характеристики островок проглотит с лёгкостью. Говоря словами психолога Пола Розина из Пенсильванского университета: «Отвращение служит этническим маркером или признаком принадлежности к группе». Решение о том, что чужие едят отвратительные вещи, облегчает решение, что у чужих есть отвратительные идеи, допустим, в области деонтологии .

А ещё бывают чужие, которых можно высмеивать – то есть, использовать юмор как оружие. Когда чужая группа высмеивает нашу группу – это оружие слабых чужих, пытающихся ослабить субординацию. Но когда наша группа высмеивает чужую – это укрепляет негативные стереотипы и иерархию.

Чужих также часто рассматривают как более однородную массу, чем свои, с упрощёнными эмоциями и уменьшенной чувствительностью к боли. К примеру, будь то Древний Рим, средневековая Европа, имперский Китай или довоенный Юг, у элиты есть оправдательные стереотипы для рабов – они тупы, похожи на детей, неспособны на независимость.

Таким образом, различные чужие бывают разных видов, но с одной сущностью – они угрожающие и злые, отвратительные и отталкивающие, примитивные и недифференцированные.

Холодные и/или некомпетентные

Важная работа Сюзан Фиск из Принстонского университета изучает систематику чужих, находящуюся в нашем сознании. Она обнаружила, что мы пытаемся делить чужих на категории по двум осям: теплота (принадлежит ли личность или группа к врагам или друзьям, желает блага или зла) и компетентность (насколько эффективно может личность или группа выполнять задуманное).

Эти оси независимы. Попросите испытуемого оценить кого-либо; если давать ему намёки на статус человека, это влияет на рейтинги по шкале компетентности, но не теплоты. Если давать ему намёки на конкурентоспособность, эффект получается обратный. Две этих оси образуют матрицу с четырьмя углами. Сами мы оцениваем себя высоко как по шкале теплоты, так и по шкале компетенции (В/В). Американцы так оценивают обычно добрых христиан, негров-профессионалов и средний класс.

Есть и другая крайность, низко оцениваемая по теплоте и компетентности (Н/Н). Такие рейтинги присваиваются бомжам и наркоманам.

Существует область высокой теплоты и низкой компетентности (В/Н) – люди с психическими проблемами, инвалиды, дряхлые старики. Низкая теплота и высокая компетентность (Н/В) – то, как люди из «развивающихся стран» оценивают колонизировавших их европейцев (здесь компетентность – не набор навыков или знаний, а эффективность, с которой люди, допустим, крадут землю ваших предков), и то, как многие меньшинства США относятся к белым. Это враждебный стереотип, с которым к азиатам относятся в США, к евреям в Европе, к индусам в Восточной Африке, к ливанцам в Западной Африке, к китайцам в Индонезии, к богатым бедные – они холодные, жадные, замкнутые в своём кругу, но если вы серьёзно заболели, идите к такому доктору.

Каждый крайний случай вызывает стойкие ощущения. В/В (к примеру, свои) – гордость. Н/В – зависть и возмущение. В/Н – жалость. Н/Н – отвращение. Просмотр людей категории Н/Н активирует миндалину и островок, но не веретенообразную извилину, отвечающую за распознавание лиц; то же самое получается, допустим, от просмотра фотографии раны, поражённой личинками. Наоборот, просмотр изображений людей категорий Н/В или В/Н активирует эмоциональную и познавательную часть лобной коры.

Места, расположенные между крайностями, вызывают свои характерные реакции. Люди, вызывающие чувства между жалостью и гордостью, вызывают стремление помочь. Между жалостью и отвращением живёт желание унизить и выгнать. Между гордостью и завистью находится желание привлечь и получить выгоду. Между завистью и отвращением – самое враждебное желание атаковать.

Больше всего мне нравится смена чьего-либо деления на категории. Самые понятные изменения – это смена статуса высокой теплоты и высокой компетентности (В/В)

  • От В/В до В/Н: один из родителей, скатывающийся в деменцию, вызывает желание заботиться о нём.
  • От В/В к Н/В: бизнес-партнёр, многолетнее воровство которого только что раскрылось. Предательство.
  • От В/В к Н/Н: редкий случай, когда у успешного знакомого случилось страшное, и теперь он бездомный. Отвращение, смешанное с удивлением – что пошло не так?
Ещё бывает переход от Н/Н к Н/В. Когда в 60-х я был ребёнком, местническое отношение американцев к Японии относилось к первой категории. Тень Второй Мировой порождала неприязнь и презрение, а лейбл «Сделано в Японии» относился к дешёвому пластиковому барахлу. А затем внезапно «Сделано в Японии» стало означать преимущество над американскими автопроизводителями.

Когда бездомный человек тратит много усилий на то, чтобы вернуть чей-то кошелёк, и вы понимаете, что он честнее ваших друзей – это переход из Н/Н в В/Н.

Интереснее переход из Н/В в Н/Н, вызывающий злорадное ликование и помогающий объяснить, почему с гонением групп Н/В обычно связано унижение и низведение их до статуса Н/Н. Во времена Культурной революции в Китае представителей отвергнутых элит сначала обрядили в шутовские колпаки, а потом направили в трудовые лагеря. Нацисты избавлялись от психически больных людей, уже принадлежавших к категории Н/Н, просто убивая их; по контрасту, в обращение с евреями (Н/В) перед смертью входило ношение жёлтых нарукавных повязок, обрезание бород, оттирание тротуаров зубными щётками на виду у глумящихся толп. Когда Иди Амин выгнал десятки тысяч индо-пакистанских граждан (Н/В) из Уганды в 1970-х годах, сначала он предоставил своей армии возможность грабить, избивать и насиловать их. Самые варварские случаи поведения человека связаны с переводом чужих из категории Н/В в категорию Н/Н.

Сложностей с разделением чужих на категории полно. Существует феномен ворчливого уважения, даже чувства товарищества с врагом. Апокрифическим примером будут асы Первой Мировой, где между людьми, пытающимися убить друг друга, проскакивает «своя» искра. «О, месье, в другое время я бы с удовольствием обсудил с вами аэронавтику за бутылочкой хорошего вина». «Барон, для меня большая честь, что именно вы собьёте меня». А ещё есть сложности с разделением экономических и культурных врагов, новых и старых, далёких чужеземных и местных, живущих по соседству. Хо Ши Мин [первый президент Демократической Республики Вьетнам – прим. перев.] во время американских военных действий во Вьетнаме отверг помощь китайцев, утверждая: «Американцы уйдут через год или через десять, а китайцы, если их пустить, останутся на тысячу лет».

А ещё есть удивительный и странный феномен, когда член группы чужих приносит с собой негативные стереотипы, связанные с его группой, и предпочитает членов вашей группы. Его продемонстрировали психологи Кеннет и Мэми Кларк в своём «исследовании с куклами», проведённом в 1940-х годах. Тогда чернокожие дети, как и белые, предпочитали играть с белыми куклами, а не с чёрными, и давали белым более позитивные характеристики. В судебном разбирательстве Брауна против Министерства образования было упомянуто, что такой эффект сильнее всего проявляется у чернокожих детей в школах с сегрегацией. Или рассмотрите случай человека, резко протестующего против прав геев, который оказывается скрытым гомосексуалистом – лист Мёбиуса в мире патологий, обозначающий осознание того, что ты принадлежишь к клану страшных чужих. Мы далеко обгоняем даже такие сложные проявления психики обезьян, как связь чужих обезьян с пауками, когда потакаем своим психологическим капризам, связанным с делением мира на своих и чужих.

Многообразие своих

Также мы признаём, что другие люди принадлежат к различным категориям, и меняем представления о том, какие из них имеют наибольшее значение. Неудивительно, что большая часть таких раздумий связана с расой, и мы пытаемся понять, действительно ли такое разделение на категории превалирует над остальными.

У превосходства расы есть притягательность народной мудрости. Во-первых, раса – атрибут биологический, бросающаяся в глаза идентичность, вызывающая рассуждения в духе эссенциализма. Более того, люди эволюционировали в условиях, в которых отличающийся цвет кожи явно говорит о принадлежности к чужим. И далее, в большом проценте культур до контакта с Западной цивилизацией существовало статусное деление по цвету кожи.

Тем не менее, доказательства говорят об обратном. Во-первых, хотя в различиях рас есть и очевидные биологические моменты, раса – это биологический континуум, а не чёткая категория. К примеру, если только вы специально не подберёте свои данные, то генетические вариации внутри расы обычно будут такими же сильными, как различия между расами. И в этом нет ничего удивительного, если задуматься над многообразием внутри расовых категории – сравните, допустим, сицилийцев и шведов.

Кроме того, раса не справляется с ролью фиксированной классификации. В разное время истории США мексиканцев и армян считали расами; южных итальянцев и северных европейцев классифицировали по-разному; человек с одним чёрным прапрадедом и семью белыми считался белым в Орегоне, но не во Флориде. Такая раса – продукт культуры.

Неудивительно, что расовая дихотомия свой/чужой часто отступает перед другими классификациями. В одном исследовании испытуемые смотрели на изображения людей, белых или чёрных, связанные с утверждениями, а затем им нужно было вспомнить, какая раса была связана с каким утверждением. Расовая категоризация была автоматической – если испытуемый путался в принадлежности цитаты, то правильные и неправильные лица, скорее всего, принадлежали к одной расе. Затем половина чёрных и белых на изображениях были одеты в одну и ту же заметную жёлтую рубашку, другая половина – в серую. Теперь испытуемые чаще всего путали утверждения согласно цвету рубашки. Также половая переклассификация подавляет бессознательную расовую категоризацию. Ведь расы в истории гоминидов появились сравнительно недавно (возможно, всего несколько десятков тысяч лет назад), а все наши предки, почти вплоть до инфузорий-туфелек, по-разному относились к разным полам.

Важное исследование Мэри Уилер, изучавшей активацию миндалины изображениями людей другой расы, показало, как изменяется категоризация. Когда испытуемых просили смотреть на точку, которая видна на каждом изображении, лица других рас миндалину не активировали. Вторая группа должна была оценить, насколько лица на изображениях старше определённого возраста, и в этом эксперименте миндалина активировалась. Третьей группе перед фотографией лица показывали изображение овоща, и предлагали оценить, нравится ли человеку этот овощ. В результате миндалина оставалась в покое.

Почему? Вы смотрите на чужих и думаете о том, какая пища им нравится. Вы представляете, как они делают покупки или заказывают еду в ресторанах. В лучшем случае вы решите, что вы с ними разделяете пристрастия к овощам – произойдёт небольшое сближение своих и чужих. В худшем вы решите, что различаетесь с достаточно мирным чужим – в истории вряд ли найдутся примеры пролитой крови из-за вражды между приверженцами брокколи и цветной капусты. Самое важное, что вы, представляя чужого за обедом, наслаждающегося едой, думаете о нём, как о личности – это наилучший способ ослабить автоматическую категоризацию свой/чужой.

  • В Битве при Геттисберге, генерал конфедератов Льюис Армистед был смертельно ранен. Лёжа на поле брани, он подал секретный масонский сигнал, надеясь, что его распознает другой член этого общества. И его узнал офицер Союза Хирам Бингэм, защитивший его и доставивший в госпиталь Союза. Мгновенно категории свой/чужой по шкале Союз/Конфедерация померкли перед масон/не масон.
  • Во Второй Мировой британские коммандос похитили немецкого генерала Генриха Крайпе на Крите, а затем последовал опасный 18-дневный переход к берегу для встречи с британским кораблём. Однажды отряд заметил снег на высочайшем пике Крита. Крайпе пробормотал про себя на латыни первую строку из оды Горация, посвящённой заснеженной горе. Британский командир Патрик Ли Фермор тут же продолжил цитату. Два человека осознали, что, по выражению самого Ли Фермора, «пили из одних и тех же фонтанов». Рекатегоризация. Ли Фермор проследил, чтобы Крайпе вылечили раны и обеспечил его безопасность. Они общались и после окончания войны, а несколько десятилетий спустя встретились на греческом телевидении. «Без обид», – сказал Крайпе, похвалив их «дерзкую операцию».
  • Наконец, в рождественское перемирие в Первой Мировой воевавшие друг с другом солдаты в траншеях провели день в песнопениях, молитвах и развлечениях друг с другом, играли в футбол, обменивались подарками и всячески пытались продлить перемирие. Понадобился всего один день, чтобы противостояние британцев и немцев сменилось пониманием того, что это противостояние солдат и офицеров, находящихся в тылу, заставляющих нас убивать друг друга.
В нашем сознании живёт множество дихотомий, и те, что кажутся неизбежными и критичными, в нужных обстоятельствах могут мгновенно исчезнуть.

Уменьшая влияние деления на свой/чужой

Как же мы можем избавиться от этих дихотомий? Есть варианты.

Контакт. Длительный контакт с чужими может влиять на работу категоризации свой/чужой. В 1950-х психолог Гордон Олпорт предложил «теорию контакта». Её неправильный вариант: соберите своих и чужих вместе (допустим, подростков из двух враждующих наций в летнем лагере), и тогда враждебность будет исчезать, а сходство начнёт преобладать, и все превратятся в «своих». Более правильный вариант: соберите вместе своих и чужих в конкретных условиях и либо произойдет что-то подобное, либо ситуация взорвётся и станет только хуже.

Пример эффективных конкретных условий: стороны примерно совпадают по численности, ко всем относятся одинаково и однозначно, контакт длится долго и на нейтральной территории, существуют осмысленные задачи, над которыми все трудятся вместе (допустим, превращение луга в футбольное поле).

И даже тогда эффект обычно ограничен – свои и чужие быстро теряют связи, изменения бывают кратковременными и иногда получается, что «Я ненавижу этих чужих, но один из них, с кем я познакомился прошлым летом, в принципе нормальный парень». Фундаментальное изменение отношений происходит при действительно длительных контактах. Тогда происходит прогресс.

Подход к подсознательному. Если вы хотите уменьшить влияние неосознанной категоризации свой/чужой, один из способов – предоставить контрпример стереотипу (например, всеми любимая звезда из лагеря чужих). Другой подход – сделать скрытое явным; укажите людям на их когнитивные искажения. Ещё один мощный инструмент – разговор с другого ракурса. Представьте, что вы – это они, и расскажите, чем вы недовольны. Что вы чувствуете? Почувствуете ли вы обиду, некоторое время проведя на их месте?

Замена эссенциализма индивидуацией . В одном исследовании белых испытуемых спрашивали, как они относятся к расовым различиям. Половину изначально склонили к эссенциализму, объявив, что «учёные нашли генетические подтверждения различию рас». Другая половина узнала, что «учёные нашли, что у различия рас нет генетического базиса». И члены второй половины выразили меньшее согласие с неравенством рас.

Уменьшение иерархии. Слишком развитые иерархии усиливают различия свой/чужой, ибо те, кто наверху, оправдывают свой статус, наговаривая на нижних, а последние рассматривают правящий класс с отношением низкая теплота/высокая компетентность. К примеру, существует культурный троп говорит о том, что бедные люди более беспечны, они ближе к реальной жизни и способны наслаждаться её простыми удовольствиями, а богатые – несчастны, испытывают стресс и находятся под давлением ответственности. Точно также миф «они бедные, зато полны любви» относит бедных к классификации высокой теплоты/низкой компетентности. В одном исследовании 37 стран выяснилось, что чем больше разрыв между доходами богатых и бедных, тем сильнее богатые поддерживают такую точку зрения.

Заключение

От чрезмерного варварства к мелким неприятностям, доставляемым микроагрессией, деление на своих и чужих приводит к большому количеству неприятных последствий. Но я не думаю, что целью должно стать «излечение» от привычки делить людей на категории свой/чужой (не говоря уже о том, что при наличии миндалины это невозможно).

Я сам склонен к одиночеству – много времени я провёл, живя в палатке в Африке, изучая другой вид. Но самые мои счастливые моменты связаны с ощущением того, что я среди своих, что меня принимают, что я в безопасности и не один, что я – часть чего-то большего и окружающего меня, чувство, что я нахожусь на верной стороне и у меня всё хорошо. За некоторые разделения свой/чужой я – заумный, кроткий, аморфный пацифист – готов и убить, и умереть.

Если мы примем, как данность, что разные стороны будут всегда, очень трудно находиться на стороне «хороших». Не доверять эссенциализму. Помнить, что рациональность – часто лишь рационализация, попытка догнать подсознательные силы, о существовании которых мы не подозреваем. Сфокусироваться на общих целях. Практиковать взгляд со стороны. Заниматься индивидуацией. И вспоминать, как часто в истории реально злонамеренные чужие прятались и подставляли некую третью сторону. Добавить метки

Говоря о популярных в последнее время образах масс-культуры, нельзя обойти вниманием мизантропов . В связи с тем, что многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев личностей именно этого типа, данное слово употребляется все чаще, но не всегда правильно, и не все представляют себе, что скрывается за этим термином. Предлагаем разобраться, кто такой мизантроп и что означает мизантропия .

Что значит быть мизантропом?

Если социофобы в тех или иных случаях общества боятся, то мизантропы его ненавидят, причем постоянно. Это слово произошло от греческих «мизос» (ненавидеть) и «антропос» (человек) и, таким образом, мизантропию можно перевести как «человеконенавистничество». Такие личности не любят человечество как вид и зачастую стремятся противопоставить себя обществу, в чем сближаются с эксцентриками . Однако в таком стремлении они преследуют разные цели. Эксцентрики не обязательно ненавидят общество, они просто хотят выделиться из толпы.

В свою очередь, мизантропы не любят человечество — в его общей, безликой, глобальной массе , особенно в той части, что касается общественных и религиозных правил, предписаний, догматов и тому подобных ограничений. Их раздражают человеческие слабости и то, что люди все время допускают какие-либо ошибки и промахи. При этом мизантропы могут испытывать вполне позитивные чувства к своим друзьям (как правило, немногочисленным) и близким. Обычно люди данного типа предпочитают иметь несколько друзей на века, чем знакомиться с кем-то новым.

Подытожим важные отличительные черты мизантропов :

  • не любят человечество в целом, социальные, религиозные и пр. нормы;
  • часто противопоставляют себя обществу (в т.ч. в вызывающих формах);
  • положительно относятся к немногочисленным друзьям и близким.

Мизантропы и социопаты. В чем разница?

Конечно, главное отличие социопата и мизантропа в том, что социопатия — нарушение психики, расстройство личности, иными словами, серьезная патология, тогда как мизантроп — это больше состояние души. Мизантропы сторонятся общества, избегают его и часто противопоставляют себя ему, что со стороны иногда проявляется как нелюдимость. И все же мизантропия — это не психиатрический диагноз.

Мизантропы, в отличие от социопатов, не страдают «клиническим отсутствием совести» — они способы сочувствовать, сопереживать и испытывать все прочие чувства, которые положено испытывать человеку. При этом, несмотря на то что рассматриваемые личности ненавидят человечество и различные установленные им правила, они не идут убивать всех подряд, потому что вполне в состоянии контролировать себя, отличить хорошие поступки от плохих, правильное от неправильного (напомним, что социопаты руководствуются только своими желаниями и именно ими меряют правильность действий).

Однако есть у мизантропа и социопата общая черта — как правило, оба типа считают себя исключительными личностями, а всех остальных — серой безликой массой , стадом (хотя мизантроп, возможно, вычленит из такого стада не только себя, но и некоторых других людей). К тому же мизантропы также плохо реагируют на свои ошибки, как и на ошибки чужих, тогда как социопаты уверены, что они безупречны.

У нас на сайте нет теста на мизантропию, однако есть 16-факторный тест Кеттела , который на самом деле расскажет о вашей личности по 20 факторам.

Последние материалы сайта