Церковь ризоположения на шаболовке. Храм Ризоположения в Леонове. Храм Ризоположения на Донской. Почитаемые реликвии и святыни

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ризоположенский храм на Донской в Москве - красивейший памятник нарышкинского барокко. Двери храма открыты для прихожан и паломников вот уже триста лет. Не закрывались они и в советскую эпоху.

В 1625 году, на втором десятилетии царствования Михаила Федоровича, на том месте, где сейчас стоит Ризоположенская церковь московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезенную персидским послом Урусамбеком.

Сам же храм на Донской , тот что стоит и сегодня, начали строить в 1701 году. Первым был сооружен придел во имя великомученицы Екатерины, освященный в 1705 году, а уж затем возводили главный храм, строительство затянулось. Освятили главный престол храма в 1716 году.

Посвящение церкви на Донской — единственное в своем роде. Других храмов, освященных в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве нет.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:18


Церковь Положения Ризы Господней на Донской принадлежит к многочисленной группе московских храмов, выстроенных в стиле нарышкинского барокко.

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями — или сосредоточивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или усиливались сказать нечто новое в области пространственных решений (не упуская из виду при этом, впрочем, и декоративной части). В последнем случае появлялись такие памятники, как или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом — храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской.

Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с «маньеристически» вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, храм на Донской композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счету, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий дает себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где «могли бы быть» закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золоченые прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранеными главами.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:29


Наибольший интерес в интерьере храма на Донской представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины XVIII века и барочной лепниной на стенах. Золоченую резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нем значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении,святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии.

Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция «Страшный Суд». Она исполнена в середине XVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. «Рама» композиции — гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:33


Храм Ризоположения на Донской был и остается одним из любимых москвичами храмов. Многие приезжают сюда издалека.

Долгое время церковь на Донской являлась одним из немногих действующих храмов советской Москвы. За воскресной обедней здесь, по воспоминаниям старых прихожан, молилось более тысячи человек, так что негде было поставить стол для запивки — его выносили из храма, и причастники, выходя из церкви, шли к ограде.

С открытием других окрестных храмов молящихся в Ризоположенской церкви несколько поубавилось, но и теперь во время богослужений он многолюден. В воскресные и праздничные дни здесь совершаются две литургии — ранняя и поздняя.

В 1990-е годы община Ризоположенского храма вернула себе в безвозмездное пользование церковный дом. В 1994 году вычинили кровлю колокольни и вентиляцию, в 1995-м — крышу храма, в 1997-м — отопительную систему. Вплоть до начала 2000-х годов шли интенсивные работы внутри храма: промывка и реставрация икон главного иконостаса, композиции «Страшный Суд», лепных деталей четверика, стенописи и иконостасов в трапезной части.

В 2000 году реставрировали купола и заново вызолотили старинные кованые кресты, венчающие их, в 2001-м — вызолотили главку колокольни.

При Ризоположенском храме уже много лет существует воскресная школа, а также действуют бесплатные курсы церковного пения и чтения. На курсах, кроме собственно музыкальных дисциплин (хор, основы вокала, сольфеджио), преподаются Закон Божий и литургика.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:40

По преданию церковь построена на месте встречи в 1625 г. московским духовенством посольства персидского шаха Аббаса,
передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь
христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 гг. в стиле московского барокко.









В древности район Калужской заставы в Москве и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошеными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея.
В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.
Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское.

Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала.
Из 46 дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь.
Но сам храм был осквернен неприятелем.
Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы.
После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.


В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий.
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 гг. был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).
Рабочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами.
В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская).
http://mittatiana.livejournal.com/2034.html#cutid1

В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля / 6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения.
http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1

К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов:
Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница).
Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — государственный деятель, дипломат полководец.


« » на Яндекс.Фотках

Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге.
А. Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774 г.) получил титул Чесменского.
В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками.
Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега.
Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845 гг.).


« » на Яндекс.Фотках

Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.
Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни.
Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III.

Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах.
История этого строительства не совсем обычна.
Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября / 7 декабря).
Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года.
Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Полным ходом шли Петровские реформы.
Гигантскими усилиями целого народа на берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево поле», москвичи строили храм.
Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности.
Поэтому храм возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала.
Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни в особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль».
В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом.




Но этому есть и другое объяснение.
Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году) со дня своего основания.
Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого.

По преданию церковь построена на месте встречи в 1625 г. московским духовенством посольства персидского шаха Аббаса,
передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь
христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 гг. в стиле московского барокко.









В древности район Калужской заставы в Москве и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошеными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея.
В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.
Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское.

Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала.
Из 46 дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь.
Но сам храм был осквернен неприятелем.
Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы.
После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.


В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий.
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 гг. был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).
Рабочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами.
В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская).
http://mittatiana.livejournal.com/2034.html#cutid1

В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля / 6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения.
http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1

К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов:
Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница).
Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — государственный деятель, дипломат полководец.


« » на Яндекс.Фотках

Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге.
А. Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774 г.) получил титул Чесменского.
В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками.
Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега.
Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845 гг.).


« » на Яндекс.Фотках

Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.
Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни.
Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III.

Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах.
История этого строительства не совсем обычна.
Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября / 7 декабря).
Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года.
Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Полным ходом шли Петровские реформы.
Гигантскими усилиями целого народа на берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево поле», москвичи строили храм.
Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности.
Поэтому храм возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала.
Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни в особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль».
В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом.




Но этому есть и другое объяснение.
Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году) со дня своего основания.
Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого.

История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.

Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты. Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.

Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора , после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.

Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.

Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 118-122

Церковь в честь Ризы Положения Господней в Успенском соборе в Москве на Донской

Донская ул., 20/6, угол Ризоположенского, ныне Выставочного, пер.

"Донская улица названа по основанному в 1591 г. Донскому монастырю, от которого она прошла в XVII в. к Калужским воротам. Выставочный переулок назван в 1924 г. как идущий к проезду на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 г. (на ее месте с 1929 г. Парк культуры и отдыха, с 1937 г. - имени Горького). Прежнее название - Ризположенский - было дано по стоящей с XVII в. на его углу с Донской улицей ц. Положения ризы Господней".

"Риза Иисуса Христа принесена воином из Иерусалима в Грузию, откуда была взята персидским шахом Аббасом и в 1625 г. прислана им в Москву в дар царю Михаилу. Часть ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, часть - в петербургском Петропавловском соборе, часть - в церкви Зимнего дворца. Празднуется перенесение ее 10-23 июля". Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие, (не путать с хитоном). Исследования конца XIX - начала XX в. подтвердили ее древность. Ныне в серебряную сень работы Сверчкова, где ранее хранилась в Успенском соборе риза, помещены мощи св. Патриарха Гермогена. Из последних публикаций о ризе см., напр..

"В 1625 г. в Москву прибыло посольство из Персии, с ним шах Аббас присылал в дар двум "великим государям" - царю Михаилу Федоровичу и его отцу Патриарху Филарету Ризу Господню, взятую персами из покоренной незадолго перед тем Грузии. Московские власти встретили послов на окраине возле Калужской заставы, и отсюда процессия проследовала в Кремль, после чего Риза Христова была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе (этому предшествовало "удостоверение" в ее подлинности - Ризу приносили к больным, множество которых исцелилось; были составлены подробные отчеты об чудотворениях от нее - см. - и только тогда Ризу объявили настоящей. - П. П.).

На месте встречи посольства был вскоре сооружен деревянный храм. О нем ныне напоминает только 4-угольный кирпичный столбик, стоящий в ограде рядом с главным алтарем (с юго-восточной стороны). Уже в начале XVIII в. (1706 г.) заведена была особая "Сборная книга", по которой и производился сбор пожертвований на построение нового каменного храма от местных "приходских людей" и от посторонних благотворителей (книга эта находилась в ризнице церкви еще в 1887 г. - см.. - П. П.). Сперва рядом с обветшавшей деревянной церковью был возведен небольшой каменный храм св. Екатерины (1705 г.). Новый Ризположенский храм строился уже в непосредственной связи с Екатерининским, предназначенным быть при нем придельным. В 1763 г. был пристроен левый придел во имя св. ап. Иакова Алфеева. Освящение главного храма было совершено осенью 1716 г. В конце XIX в. по инициативе местного прот. В. П. Рождественского было произведено капитальное возобновление, устранившее окончательно некоторую асимметричность и разностильность главного храма с приделами, после чего он уже в течение 50 лет пребывает в неизменном виде. В 1946 г. верующие отметили 230-летие существования Ризположенского храма".

"Впервые известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. В 1763 г. на средства И. Е. Дурново в трапезной устроен придел ап. Иакова. В конце 1880-х гг. по проекту А. С. Каминского к трапезной пристроен Яковлевский придел, и она перестала быть однобокой, тогда же к Екатерининскому приделу с запада пристроена ризница. Освящение было 10 сентября 1889 г. В 1923 г. буря сорвала 2 из 5 глав, но их в том же году восстановили под наблюдением Губмузея. Внутри был замечателен покров с шитым изображением Савватия Соловецкого, пожертвованный прихожанином".

"Северный придел вновь пристроен в 1886-1889 гг. по проекту архитектора А. С. Каминского". "Ограда с воротами 1897 г., архитектор А. С. Каминский".

"Придел Иакова Алфеева устроен полковником Иаковом Евстафиевичем Дурново в честь своего ангела. Тогда, однако, ограничились лишь постановкой иконостаса на левой стороне трапезной церкви, заложив арку в главный храм, отчего вид в него наполовину закрылся и трапезная имела неправильный вид. В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В. П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г.

К 1887 г. в храме находились следующие святыни:

1. Часть Ризы Господней, отделенная от лежащей в Успенском соборе; хранится за стеклом в серебряном вызлащенном ковчежце, прикрепленном к иконе положения Ризы Господней. Икона древняя, изображает в картинах всю историю Ризы Господней, начиная от метания воинами жребия подле Креста Христова вплоть до положения Ризы в московском Успенском соборе.

2. Икона с частию мощей св. ап. Иакова Алфеева и 70 частицами мощей неизвестных святых. Образ представляет церковь, под главами которой в верхней части доски врезаны три небольшие иконы: Неделя 1-я Всех Святых, Святых Отец, Лик Преподобных. В средине доски вставлена часть мощей ап. Иакова Алфеева (а именно лобовая кость) с надписью: "Мощи Святаго Апостола Иакова Алфеова". Частицы мощей 70 святых врезаны в доску внизу в мастике. Икона поступила в храм в 1857 г. 26 сентября с благословения митр. Филарета от нежинского грека Кириака Анастасиева Буба при о. В. П. Рождественском.

3. Икона Богоматери Ильинской-Черниговской. На ней с одной стороны лика Богородицы изображен Государственный Герб, а с другой надпись: "Рай Мысленный, Пречистую Деву Богородицу в иконе своей чудодействующую на триумф приносим к престолу Вашему Победоносный Монархо Православный Петре Алексеевичь: егда бо Ваше Царское Пресветлое Величество преславно над Агаряны и над Азовом триумфует, тогда и рай мысленный торжествуючи хвалится: яко кипарис на горах аермонских и яко финике вознесохся иже на примории. Кому же паче достоит хвалитися сим мысленным раем, аще не Вашему Высокопарному Орлу Царскому, иже аки Херувим стрегуще в отчине своей. Сего мысленнаго рая врагов Креста Христова от него прогоняет и яко Петр Камень веры чисто и всякаго иноверствия неприменительно в Державе своей Православие, яко зеницу ока храняще, един держит ключа рая небесного; прими же Благоверный Царю от нас Богоносцев своих сие приношение в сад живоносен в чудотворной Богородично насажденный, а сам украсивши Царский триумф свой нас Богомольцев своих под кровом своим, милостынне изволь сохранити. Нижайший Богомолец Лаврентий Ирщонович, Игумен Черниговский з братиею". Кругом иконы в нескольких картинах изображен мысленный Рай, упоминаемый в надписи, с выбранными из книг Ветхаго Завета приличными местами. На одной картине приведены слова из Римскаго историка Плиния. Икона греческого письма, в вышину 2 аршина 2 вершка, в ширину аршин с 7 вершками.

4. Икона св. Николая на полотне, на нижней доске изображены три яблока, внизу надпись: "истинное изображение образа св. Николая, находящегося в Бар-граде при мощах его". Икона сия высокаго греческаго письма".

"Внутреннее убранство и иконостас относятся к середине XVIII в.".

"Все стены до высоких сводов покрыты лепниной высокого рельефа, что редко встречается в памятниках церковного зодчества. Замысловатые картуши, сочные стебли и листья аканта, среди которых выглядывают головки ангелов, образуют стройную декоративную систему, вторящую резьбе иконостаса".

Над центральным крестом доныне находится позолоченная корона.

"При церкви состоял попечительный совет о приходских бедных и одноклассная церковно-приходская школа".

В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола остались на колокольне и звонят (недоумение вызывает лишь ядовито-зеленый цвет, в который выкрашен шатер звонницы). Беда подкралась к церкви уже в правление Хрущева, когда перед тогдашним митр. Крутицким и Коломенским Пименом, впоследствии Святейшим Патриархом, - был поставлен выбор: закрыть либо старый собор Донского монастыря, либо Ризположенскую церковь на Донской. После долгих переговоров удалось достичь уступки: власти удовлетворились тем, что оба храма обратили в один приход, а собор в Донском стал действовать только по праздникам.

Ныне здание храма летом почти полностью скрыто за чересчур разросшимися деревьями. Вместе с оградой оно стоит на государственной охране под № 19.

"На колокольне сохранился "чумной" колокол, отлитый в 1771 г. Иконостас шестиярусный. На царских вратах главного престола выточены фигуры евангелистов, а по сторонам - коленопреклоненные Василий Великий и Иоанн Златоуст (т.е. составители литургий, наиболее употребительных в церкви. - П. П.).

Сохранились и образа: положения Ризы Господней в особом киоте за правым клиросом; Иакова Алфеева с частицами мощей святых в левом приделе; на западной стороне левого столба трапезы - образ св. Николая, копия с находящегося в г. Бари; на северной стене главного храма над образом Троицы икона Богоматери неизвестного наименования, необычайная по композиции: Божия Матерь изображена восседающей на воинских знаменах и орудиях разного рода, на вершине крепости. Образ, по-видимому, западного происхождения, ибо русские иконописцы не прибегали к подобным темам (вероятно, это упомянутый в 1887 г. образ Богоматери Ильинской-Черниговской, однако в 1945 г. говорилось, что он "аналойного" размера. - П. П.).

На стенной штукатурке южной стены главного храма чтимая икона Богоматери "Взыскание погибших", а за левым клиросом главного храма стоит Донской образ Божией Матери. На западной стороне правого столба трапезы хорошим письмом начала XVIII в. начертан Архистратиг Михаил.

Фактическим настоятелем храма в 1945 г. был преосвященный Макарий, еп. Можайский, отдавший его благоукрашению много сил. Он хиротонисан здесь 14 мая 1944 г. Патриархом Сергием во время последней литургии, отслуженной Святейшим накануне его кончины".

В последнее время храм приписывается знаменитому зодчему Якову Бухвостову.

"Ныне наиболее чтимые храмовые святыни - аналойная икона "Положение Ризы Господней в Москве", в середину которой вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1951 г.; образ-складень, содержащий частицу мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малых частиц других святых.

Достопримечательностью храма является белокаменный памятный обелиск у церковной ограды, установленный на месте, где, по преданию, в 1625 г. посольство персидского шаха Аббаса I передало в дар Патриарху всея России Филарету и царю Михаилу Феодоровичу честную Ризу Господню - "срачицу", которая затем хранилась в Большом Успенском соборе Московского Кремля".

Александровский, № 147.

Рукопись Александровского, № 419.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 478.

Синодальный справочник.

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 160.

По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 369.

Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 548-549.

Мидовский Н., прот. Московская Ризположенская близ Донского монастыря церковь. (К 200-летию ее существования). М., 1916. 16 с.; I ил.

Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание ц. Положения Ризы Господней на Донской ул. М., 1892. 20 с.

Материалы. С. 901.

Последние материалы сайта