Сократ о том что нужно говорить. Сократ - афоризмы, цитаты, высказывания. Истинный Сократ – это Сократ, описанный в ранних диалогах Платона

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сократ всегда предпочитал диалог письму, так как считал беседы лучшим способом докопаться до истины. Благодаря этой традиции философ не оставил после себя никаких трудов, что стало серьёзной проблемой для ученых в установлении его подлинного образа. Какой была личность Сократа? Кем он был: скверным и склочным афинянином или мудрым харизматичным человеком с пытливым умом? Скотти Хендрикс делает небольшой экскурс в историю формирования образа философа таким, каким мы знаем его, и рассказывает о противоречиях, которые встречаются в дошедших до нас источниках.

Сократ – один из величайших философов всех времен. Его имя известно даже тем, кто совсем не интересуется философией. Детали его жизни вкупе с его взглядами и мыслями уже давно покинули башню из слоновой кости и вошли в массовое сознание.

Тем не менее существует один факт о Сократе, о котором знают далеко не все.

Сократ, как и многие древние мыслители, никогда ничего не писал, так как считал, что письмо уступает диалогу в качестве способа познания истины. Обо всем, что мы знаем о Сократе сейчас, поведали нам в своих трудах другие философы, некогда его знавшие. Однако некоторые описанные ими факты расходятся друг с другом.

Что известно из источников

Самым первым письменным источником, упомянувшим Сократа стала пьеса древнегреческого комедиографа Аристофана. Комедия «Облака» была написана в 423 г. до н. э., когда Сократу было 47 лет. В ней философ изображен как эксцентричный интеллектуал, постоянно избегающий оплаты счетов. Он руководит маленькой школой «мыслильней», посвящённой науке, и зарабатывает деньги на обучении молодых людей тому, как изводить своих родителей и отбиваться от сборщиков налогов риторикой.

Эти два факта, кстати, послужили основанием для обвинения философа, в результате чего Сократа приговорили к смерти.

Еще одним источником стал историк и писатель Ксенофонт. Он знал Сократа в жизни как своего учителя и сослуживца в афинской армии. Однако его сократические диалоги оставляют желать лучшего: во-первых, Ксенофонт не присутствовал на судебном процессе Сократа, хотя и написал об этом произведение; во-вторых, во время протекания некоторых исторических событий он был еще совсем ребенком, хотя позже описывал их с подозрительной детализацией.

Он выдвигает нам свою версию «Апологии», в значительной мере отличающейся от Платоновской. Тогда как Платон предполагает, что Сократа устраивала возможность быть преданным смерти из-за стремления к познанию, Ксенофонт отмечает, что непоколебимость Сократа была связана с тем, что тот стареет – философ сказал, что скорее умрет, чем станет немощным.

А вы знали? «Апология» - первый сохранившийся текст Платона, написанный вскоре после суда (397 или 396 год) и единственное его произведение, написанное не в форме диалога.

Большую часть того, что мы знаем о Сократе, поведал нам его ученик Платон, писавший множество диалогов с речами своего учителя. Созданный им образ Сократа является основой наших представлений о философе. И часто образ, созданный Платоном, называют «истинным» Сократом, несмотря на все противоречия.

Сократ, согласно Платону, меняет свои взгляды на протяжении всей жизни. В то время как «ранний» Сократ заявляет, что не имеет представления о смерти и нравственности, в более поздних диалогах Сократ уже заявляет о бессмертии души и делает некоторые утверждения о моральных проблемах, относительно которых он ранее признавал свое невежество.

Платон к тому же изображает Сократа как слишком идеального человека – отличный солдат, человек, который мог перепить кого-угодно во время споров за столом, придумать за ужином образ идеального государства и был настолько благороден, что скорее предпочел бы смерть предательству. Тут необходимо еще упомянуть, что Платон и Ксенофонт были на сорок лет моложе Сократа и знали философа только последнюю часть его жизни. Именно поэтому стоит относиться скептически к их описаниям ранних лет его жизни.

Как решить проблему?

Во многих отношениях вопрос об истинном образе Сократа остается неразрешимым. Мы вряд ли обнаружим какие-либо новые источники о его жизни в ближайшее время, а те источники, которыми мы пользуемся сейчас, изучались на протяжении многих веков в поисках заветного ответа. Однако это не мешает историкам и философам продолжать искать выход.

К решению проблемы существует четыре основных подхода, но у каждого из них есть свои недочеты.

1. Настоящий Сократ – это личность, черты которой достоверно описывают Платон, Ксенофонт и Аристофан.

Проблема: согласны они друг с другом далеко не во всем. В общем, из их слов мы бы смогли заключить, что Сократ был скверным афинянином, и, одновременно, очень ярким и любознательным человеком.

2. Сократ – это тот человек, который говорит, что «знает, что он ничего не знает», и всегда пытается узнать больше, тем самым борясь со своим невежеством; человек, который не обучает истине, а сам ее ищет.

Проблема: хотя во многих диалогах в основном подчеркивается акцент Сократа на обучении, а не преподавании, там же он делает некоторые заявления, которые можно расценить как твердые знания. Если отбросить диалоги, у нас остается совсем мало источников, с которыми можно было бы работать. Но, что еще хуже, это предположение опровергает некоторые диалоги, которые считаются более правдоподобными.

3. Истинный Сократ – это Сократ, описанный в ранних диалогах Платона.

Проблема: у нас нет точной информации, в каком году был написан каждый диалог. Когда как примерную дату некоторых из них мы можем установить по описанным в них историческим событиям, даты написания других до сих пор остаются под вопросом. Образ Сократа в последних чаще воспринимается как «подлинный».

4. Сократ сместил фокус греческой философии с природы реальности на этику и не говорил о теории форм.

Проблема: некоторые из диалогов Сократа, посвященных этике, все еще либо рассматривают метафизику, либо указывают на существование форм, которые позднее разработал Платон.

Тайна о том, какой на самом деле была личность Сократа, может так и остаться нераскрытой. Так как сам философ ничего не писал, источники, из которых мы можем хоть немного узнать о нем – это труды других мыслителей. Но, несмотря на это, Сократ сумел оказать огромное влияние на всю западную цивилизацию. Мы все являемся наследниками той интеллектуальной традиции, которую он продвигал, и мы все пользуемся плодами проделанной им работы. Какой на самом деле была эта работа, мы уже никогда не узнаем.

По крайней мере, мы знаем, как мало мы знаем. И это (вероятно) все, что он хотел донести до нас в первую очередь.

О Сократе говорить довольно-таки сложно. Сложно в том плане, что философия Сократа и его жизнь составляют одно целое и тот метод, который мы ранее применяли, изучая жизнь и сочинения, располагая по какой-то системе учение философов, для Сократа совершенно не годится. Хотя именно таким методом излагается его учение в большинстве учебников по истории философии.

Преувеличить роль Сократа в истории философии очень сложно. Дельфийский оракул назвал Сократа в качестве ответа на вопрос: «Кто самый мудрейший из людей?» С тех пор минуло более двух тысяч лет, но Сократ назы-вается в качестве умнейшего и мудрейшего среди людей до сих пор.

Годы жизни Сократа 469-399. Отца Сократа звали Софрониск. Он был скульптором, как указывают — каменотесом. Сократ перенял у отца эту профессию. У Диогена Лаэртского указывается, что несколько статуй на Парфе-ноне принадлежат Сократу. Мать Сократа — Финарета была повивальной бабкой, акушеркой. Это Сократ использовал в своей философии, называя ее майевтикой, или повивальным искусством. Каков смысл этого, я поясню позднее. Сократ, в отличие от предыдущих философов — Демокрита и других, из Афин почти никуда не выезжал. В диалоге «Федр» Платон доводит до нас слова Сократа. На вопрос: «Почему ты никуда не выезжал?», он говорит: «Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в городе». А если сопоставим это с его тезисом «Познай самого себя», то станет понятно, что путешествия Сократу были совсем не необходимы. Единственно, когда он выезжал из Афин, это для участия в военных действиях в качестве тяжеловооруженного воина — гоплита. Сократ, как указывает Диоген Лаэртский, показал себя достаточно храбрым, так что даже в отступлении Сократ отступал последним, храбро отражая натиск врага.

Занимался Сократ и политической деятельностью, о чем он говорит сам в «Апологии Сократа» у Платона, и ушел из политической сферы, потому что уви-дел, что его принуждают делать то, что он не хочет. Он был в Совете во времена 30-ти тиранов. И в последующем Сократ вел вольный образ жизни, пропадая на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя с людьми, проповедуя свое собст-венное учение, так что впоследствии софисты Анит, Милет и др. обвинили Сократа в том, что он развращает юношей, учит о том, что нет богов, и подали на него в суд. После судебного заседания Сократ был приговорен к смертной казни. Он дол-жен был выпить чашу с ядом — цикутой (по-нашему, болиголовом), что он и сделал через несколько дней и таким образом умер. Вот внешняя канва жизни Сократа. Как видите, она ничем особым, кроме смерти, не примечательна. Больше, быть может, нам скажут о Сократе те его мысли и высказывания, которые мы найдем в книгах Диогена Лаэртского и Платона.

Сам Сократ ничего не писал и указывал, что письменность есть одно из наиболее вредных изобретений человечества. Человек, записывая свою мысль, забывает ее, доверяя мысль бумаге. А для того, чтобы думать, нужно все мысли помнить. Так что человек, изобретая письменность, разучается думать. Письменность обрекает не на мысль, а просто на собирание фактов. Поэтому Сократ никогда не излагал свои мысли письменно, и все, что мы знаем о Сократе — это воспоминания о нем Диогена Лаэртского и Ксенофонта, и главным образом — диалоги Платона.

Платон был наиболее талантливым учеником Сократа, и все свои произведе-ния он изложил в форме диалогов, в которых обязательным действующим лицом является Сократ, и устами Сократа Платон излагает свое собственное учение. По-этому отличить, где излагаются мысли подлинного исторического Сократа, а где — самого Платона, представляется крайне сложным. Считается, что в ранних диало-гах чаще излагаются взгляды Сократа, а в более поздних диалогах мы читаем само-го Платона. Платон, как наиболее гениальный ученик Сократа, лучше всех понял суть его учения, и поэтому изучать Сократа как философа лучше всего по произведениям Платона.

Ксенофонт также издал свои воспоминания о Сократе, но сам Ксенофонт, ви-димо, не до конца понял смысл философии и учения Сократа, поэтому иногда он приписывает Сократу мысли, которые тот вряд ли высказывал — мысли об эконо-мике, о физике, о природе, т.е. о том, что Сократа интересовало в самой меньшей степени. Так что лучше всего читать Платона. Скажем, три речи Сократа на судебном процессе описаны в платоновской «Апологии Сократа». В диалоге «Критон» описываются события, происходившие, когда Сократ уже находился в тюрьме в ожидании смертной казни. Критон, подкупив стражников, пришел к Сократу и предложил бежать из темницы. Сократ отказался это сделать, поскольку всю свою жизнь он учил людей добру, а нарушать законы не подобает добро-порядочному гражданину. Поэтому, согласившись на бегство, Сократ перечеркнул бы тем самым всю свою жизнь. В диалоге «Федон» изображается последняя беседа Сократа с его учениками. Этот диалог относится к поздним, так что там больше излагаются идеи самого Платона, нежели Сократа. Но сюжетная линия все же исторична, и из этого диалога мы можем узнать, каковы были последние часы жизни Сократа.

Диоген Лаэртский пишет, что Сократ был слушателем Анаксагора. По всей видимости, именно это и ввело в заблуждение Ксенофонта, когда он стал вкладывать в уста Сократа мысли о природе. Может быть, в раннем возрасте Сократ и следовал Анаксагору, изучая природу, но в последующем он от этого отказался, считая, что философия должна быть учением о человеке, а не о природе. Сократ поставил новую проблему перед философией. Если до Сократа философия занималась природой, была натурфилософией, то с приходом Сократа философия коренным образом изменяет свой предмет и главной задачей ставит исследование человека.

Для Сократа, как я уже говорил, философия и жизнь были одним и тем же. Вот некоторые высказывания Сократа и события его жизни из книги Диогена Лаэртского. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще — осмеивали и поносили. Он принимал все это не противясь. Однажды даже, получив пинок, он и это стерпел. А когда кто-то подивился, он ответил: Если бы меня лягнул осел, стал бы я на него подавать в суд?» У св. Василия Великого в его «Беседе к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями» приводится сходный эпизод из жизни Сократа: «Некто, нападая на Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: «делал такой-то»; и тем отомстил». «Этот поступок Сократа, — продолжает св. Василий Великий, — сходен с той заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую».

Сократ держался настолько здорового образа жизни, что когда Афины охватила чума, он один остался невредим. В других источниках написано, что Сократ во время военных действий и зимой мог ходить обнаженным, переносил всякие тяготы и часто говаривал: «Большинство людей живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить». Он говорил, что чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. «Удивительно, — говорил он, — что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы придать им подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня». Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе, его жене, было стыдно за свой обед. «Не бойся, — сказал он, — если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».

«Ты умираешь безвинно», — говорила ему жена, когда его обрекли на смерть. Он возразил: «А ты хотела, чтобы заслуженно?» Когда Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы умереть, он отказался: «Неужели мой собственный плащ годится, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?»

В «Апологии Сократа» Платона рассказывается о суде над Сократом. В древней Греции существовала такая практика: прежде чем вынести приговор, на суде сначала выслушивали обвинителей, а затем давали слово обвиняемому; после того, как суд определит, виновен подсудимый или нет, тот мог вновь сказать несколько слов в свое оправдание, после чего определялась мера наказания, в выборе которой также мог принимать участие обвиняемый. Таким образом, обвиняемый мог произносить на суде до трех речей. В первой своей речи Сократ разбирает обвинения в свой адрес. Обвинители говорили, что Сократ «преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому». Сократ же указывает, что он никогда не мог этому обучать, и рассказывает в качестве примера следующий случай. Некто Харифонт пошел в Дельфы и обратился к оракулу с вопросом: «Кто самый мудрый из лю-дей?» Пифия ему ответила, что нет никого мудрее, чем Сократ. До Сократа донесли эту мысль, и он задумался: «С одной стороны, я, конечно, не считаю себя мудрее всех людей и поэтому не могу никого учить. Но, с другой стороны, я верю богам и не думаю, что прорицательница могла сказать неправду. Но мне все же хотелось показать, что это не так, и я пошел к одному из государственных мужей. Я подумал, что он — гораздо более умный человек, чем я, и, разговаривая с ним, я смогу в этом убедиться. Однако из разговора с ним я понял, что он отнюдь этой мудростью не обладает и лишь думает, что он мудр. И когда я ему это стал доказывать, он на меня обиделся и выгнал меня. Пошел я к поэтам. Поэты, наверно, будут превосходить меня своей мудростью. Однако и поэты, оказалось, пишут свои произведения по некоторому вдохновению, а откуда берется в них эта мудрость — они и сами не знают. Пошел я к ремесленникам, думая, что уж эти-то люди наверняка мудрее меня, ибо они делают своими руками множество вещей. Но оказалось, что ремесленник так возомнил о себе, что стал считать, что, разбираясь в своем ремесле, он может разбираться во всем, и поэтому он также не может быть мудрым. Становилось ясным, что никто мудростью не владеет. Но все обижались на меня за то, что я открывал им на это глаза, доказывая, что они ничего не знают. Они не знают даже того, что они ничего не знают. Поэтому, по всей видимости, пифия и хотела сказать, что Сократ умнее всех людей, потому что он знает хотя бы то, что он ничего не знает». Знает все лишь Бог. Человек же может стремиться к знаниям, в действительности же он ничего не знает. Знать человек может лишь то, что он ничего не знает.

В. С. Соловьев в «Жизненной драме Платона» по-евангельски трактует это положение Сократа и считает, что нищие духом, о которых говорится в первой за-повели блаженства, это люди, которые знают, что они ничего не знают. И Сократ был первым человеком, который известил человечество об этом. Однако, как ука-зывает Соловьев, Сократ не останавливается на этом и не довольствуется тем, что он ничего не знает. Он стремится познать, исследуя самого себя, поэтому Соловьев констатирует, что Сократ подошел ко второй заповеди блаженства: «Блаженны плачущие», ибо у Сократа есть и плач по своему собственному невежеству. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», т.е. те, кто хочет найти истину, стремятся к ней, — это тоже свойственно Сократу.

Поэтому Сократ и говорит, что ему понятно, почему он становится ненавист-ным для всего города. Именно потому, что он доказывает, что люди ничего не знают. Далее в «Апологии» Сократ рассуждает о том, как он относится к суду над ним. Он говорит, что даже если суд и вынесет ему смертный приговор, то, тем не менее, даже это не заставит Сократа отказаться от того образа жизни, который он вел. Во-первых, бояться смерти — не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Никто из смертных людей не знает, что такое смерть, не знает, что нас ждет после смерти. Однако все боятся смерти, как будто знают, что их ждет впоследствии. Но не это ли самое позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь. Впоследствии, в «Федоне» Платон в уста Сократа вложит следующую мысль: философия — это искусство умирать. Философия познает вечные истины, а мы в нашей жизни познаем лишь текучие временные вещи, следовательно, постигая вечные истины, мы всегда стремимся освободиться от чувственного мира, т.е. стремимся к смерти. Поэтому Сократ перед смертью и говорит своим ученикам: «Если я всю жизнь стремился к смерти, неужели вы считаете, что теперь я от этого откажусь?» Поэтому на суде он говорит судьям: «Я слушаться буду скорее Бога, чем вас. Пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать, убеждать каждого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что тут наговорил. Отпустите меня или нет, поступать иначе, чем я поступал, я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз».

Сократ на суде упомянул об одном интересном факте из своей жизни. В каче-стве подтверждения того, что он поступает правильно, совершенно отказываясь от просьбы о помиловании, Сократа рассказывает о некотором внутреннем голосе. Этот голос часто говорил ему, что он не должен делать. Он никогда ему не предпи-сывал, что нужно делать, но всегда останавливал, когда Сократ хотел сделать что-нибудь не так. Так вот, говорит Сократ, ни вчера, ни сегодня, ни сейчас, мой внутренний голос ничего мне не говорит. Это значит, что я поступаю совершенно правильно.

В чем же смысл философии Сократа? Во-первых, Сократ положил начало но-вому направлению в философию, открыл новую проблему для философии — проблему человека. Мы видели, что уже софисты отказались от познания природы, но этот отказ показал Сократу и последующим мыслителям, что нужно обращать внимание прежде всего на самих себя. Метод размышления Сократ также взял у софистов — метод убеждений, метод спора. У Еврипида в комедии «Облака» Сократ выводится как некий софист, таким образом даже многие современники не поняли, что Сократ не только не является софистом, а их злейший враг. Сами софисты это поняли, и поняли, что его нужно казнить. Отличала Сократа от софистов прежде всего уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. И именно в познании этого блага и состоит смысл философии. Поэтому для Сократа совершенно чужд прагматизм софистов, ибо Сократ уверен, что существует и объективная нравственность, и объективная истина. Доказать, что она существует, и познать ее — вот истинная задача философии. Сократ только поставил проблему. Одна из заслуг его ученика — Платона и состоит в том, что Платон увидел, понял и творчески развил эту мысль Сократа. Опять же, Сократ предложил и метод реализации этого философского замысла — метод самопознания. Познавать объективную истину и объективное благо невозможно, познавая природу. Еще софисты доказали, что различные философские системы противоречат друг другу, поэтому все эти разговоры о природе не могут привести ни к чему положительному, они могут привести лишь к появлению новых и новых философ-ских школ.

В других платоновских диалогах Сократ говорит, каким образом он помогает людям познавать самих себя и в самих себе искать истину, искать благо. Сам Сократ говорил лишь то, что он ничего не знает и поэтому научить ничему не может. Он может лишь показать людям то, что они сами могут прийти к открытию в себе истины. Поэтому Сократ уподобляет свое собственное философское искусство искусству повивальной бабки: он сам не дает истину, но помогает человеку ее родить. Для этого Сократ и вступает в беседы с людьми. В этих разговорах Сократ не назидает, не поучает. Конечно, люди не любят, когда их поучают. Любой разговор он начинает с того, что признается в своем незнании и просит собеседника, чтобы тот его научил. Собеседник с радостью начинает учить Сократа, и Сократ начинает задавать вопросы, которые помогли бы ему еще лучше узнать об интересующем собеседников предмете. И вот тут выясняется, что он тоже ничего не знает. И тогда Сократ, задавая новые вопросы, сначала как бы очищает душу собеседника от мнимого знания и затем помогает своему собеседнику самому найти правильный ответ. Этот метод последующие философы назвали иронией Сократа. Сократ часто иронизирует и над собой, и над своим собеседником, и эта ирония часто выводила из себя тех, кому он доказывал их собственное незнание.
До Платона философские произведения писались или стихами или прозой. Платон, стремясь донести до людей живую мысль Сократа, нашел наиболее адекватную форму произведения — диалог, в котором и сейчас еще чувствуется дух сократовской философии. Читая диалоги Платона, мы начинаем мыслить вместе с Сократом. Сократ не давит своим авторитетом, а воздействует только аргументами и силой мысли. Нас убеждает не Сократ, а те мысли, те аргументы, которые мы сами в себе обнаруживаем.

Итак, Сократ верит в то, что человек может познать истину. И если истина существует объективно, то существуют объективно и законы мышления. Если со-фисты могут убеждать и могут аргументировать, то потому, что существует абсолютный и объективный разум. Вспомним, еще Гераклит говорил, что люди мыслят так, как будто у каждого свой собственный разум. Сократ развивает эту мысль и говорит, что разум и законы его объективны, существуют независимо. И Аристотель, основатель формальной логики, говорит, что начало формальной логике положил Сократ. Именно Сократ впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Именно в этом русле будет развиваться философия и у Платона, и у Аристотеля: в том, что познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение. Многие диалоги Платона построены именно по этому принципу. Со-крат, встречаясь с тем или иным своим собеседником, выбирает тему (скажем, что такое прекрасное, или что такое храбрость, или что такое справедливость). И далее, восходя от конкретных примеров, Сократ вместе со своим собеседником восходят к некоторому абстрактному определению. Аристотель впоследствии будет учить, как нужно строить определение по родо-видовому принципу, но способ нахождения сущности вещи через определение, открытие его принадлежит Сокра-ту.

Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к еще одному положению: к тому, что люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро. Мысль кажется на первый взгляд странной. Мы знаем массу гениальных людей, которые творят зло сознательно. И тем не менее, мы знаем, что Бог есть истина и Бог есть любовь, и, в конце концов, постигая Бога, мы постигаем Его как истину и как благо. И Сократ сам часто именно об этом говорит.

Еще одно положение Сократа: «Познай самого себя». Мысль эта встречается еще у семи мудрецов, но лишь у Сократа она приобретает вид методологического принципа философии. До Сократа философия развивалась лишь как философия природы. Человек размышлял о том, что существует вне его, и поэтому приходил к противоречивым положениям. Сократ предложил людям исходить из другого принципа, ведь еще элеатами, а впоследствии Анаксагором и Демокритом было доказано, что чувства вас могут обманывть. И если чувства вас обманывают, а истина все-же существует, то искать ее следует не посредством чувственного познания. Истину мы можем постичь лишь в себе. И вся последующая философия развивается главным образом как отыскание человеком истины в самом себе. Изучая Платона, мы увидим, как происходит это удивительное открытие истины человеком в самом себе.

Сократа можно считать родоначальником европейской философии. Он первым заговорил о необходимости изменения человека как такового и его образа жизни. До него философы рассуждали о природе мира, строили разные «научные» умозаключения, а он сделал поворот на 180 градусов и наиболее важным утвердил то, что происходит внутри человека.

Несколько интересных фактов о жизни Сократа:

— Примерная дата рождения 469 год до н.э., дата смерти 399 год до н.э.

— Был дважды женат. Первая жена Ксантиппа о злобности которой ходили легенды и на которой Сократ оттачивал своё непоколебимое терпение. Вторая — Мирта. Всего имел трех детей (сыновей).

— Первым начал преподавать искусство риторики. Причём платы с учеников не требовал.

— Сократ был учителем Платона, не менее известного и выдающегося древнегреческого философа. Но образы жизни у них были различны. Сократа интересовала прежде всего практическая сторона философии, нравственность образа жизни и поведения, а Платона — теоретические модели.

— Как и Христос он не делал никаких записей своих речей и поучений. И вообще не много читал. Все известные его цитаты и высказывания были позже записаны учениками, — в основном Ксенофонтом Афинским и Платоном.

— Имел чрезвычайно высокоразвитую интуицию с которой соизмерял все свои поступки. Если чисто рационально дело казалось 100% верным, но интуиция ему противилась — Сократ от него отказывался. И такое случалось регулярно.

— Питался исключительно простой, дешевой пищей (опять же, подобно христианским монахам), причём редко и в малых количествах, от секса старался воздерживаться, ходил босиком и регулярно занимался физическими упражнениями. Что в итоге сделало его здоровье необычайно крепким, а дух стойким. Это было часть его программы «философской жизни».

— Одно время занимался торговым «бизнесом», покупая и перепродавая товары.

— Был настолько сильным оратором, что в итоге Тираны ему даже запретили преподавать свое искусство.

— Пифия прорицательница произнесла известную цитату, что «Сократ выше всех в своей мудрости».

— Взбучки Сократ получал не только дома от Ксантиппы, но и от побежденных в словесных диспутах. Также тренировки ради ходил в злачные места где его оскорбляли женщины легкого поведения.

— Не любил путешествовать (возможно это было частью его практики философского образа жизни).

— Щедрые подарки друзей Сократ с благодарностью отклонял, считая более высоким благом независимость.

— Из видимых жизненных благ более всего ценил друзей.

— Не стеснялся учится чему то новому. Так в старости изучал искусство игры на лире.

— Когда он уже собирался пить ядовитую цикуту (в качестве смертного приговора вынесенного судом), друг Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. «Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?» - сказал Сократ.

Известные цитаты и высказывания Сократа

Без добрых взаимных чувств общение между людьми не имеет пользы.

Самообразование занятие трудное, но нет ничего более важного в жизни чем разумное воспитание самого себя и своих близких.

В ясном различении полезного и вредного - корень мудрости.

/Эта цитата параллельна высказыванию признающему знание величайшим достоянием человека./

Слово добродетельного человека прочно и дорогого стоит. В его случаи громкие обещания и клятвы совершенно излишни.

Каждый порядочный человек должен руководствоваться в своих поступках простым критерием - справедливо ли то, что я собираюсь сделать, и принесет ли это благо людям.

Когда человек внимательно и бережно относится к своему здоровью, то не найти врача, который определит лучше него, что полезно для его здоровья.

Мудрость - величайшее благо, глупость - страшнейшее несчастье.

Если хочешь жениться - женись. С хорошей женой будешь счастлив, с плохой - научишься философствовать.

Чтобы я понял каков ты человек - заговори!

Как нельзя вылечить глаза, позабыв о голове, так невозможно вылечить и тело, не позаботившись о душе.

Возможно ли, быть здоровым телом и духом оставаясь при этом рабом наслаждений?

/Что губит наше здоровье как не страстная привязанность к чревоугодию и сексу?!/

Коль хочешь мир ты изменить,
Себя сперва переработай.

Чем жить в позоре и бесчестье
Погибель лучше избери.

Девичья любовь куда опасней мужской вражды. Яд тем хуже, чем он приятней.

В богатствах, наслаждениях и роскоши люди видят источники счастья. Но мне кажется, что отсутствие желаний - вот подлинное счастье, вот где божественная услада. Поэтому человек, которому для жизни нужно меньше всего благ - бывает наиболее счастливым.

Огонь распаляется ветром, а страсть — близостью.

Сделанное второпях редко бывает сделано качественно.

Самым богатым я считаю того, кому нужно меньше других.

Добрый друг дороже любых сокровищ.

/В этой цитате Сократ говорит, что друзья могут заменить деньги, а деньги друзей - нет./

Чем меньше нужно человеку,
К богам тем ближе он.

/Цитата вольная. Высказывался он, разумеется, не в поэтической форме./

Люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить.

Приятнее всего кушать тогда, когда проголодался.

Для меня несносная супруга это тоже самое, что для наездников дикие жеребцы. Одолев их, они запросто справляются с другими. Вот и я в общении с Ксантиппой обучаюсь искусству взаимодействия с другими людьми.

Здоровье это ещё не всё - но без него, всё ничто.

Будь доволен тем, что есть. Но и к лучшему стремись.

Реализация наших самых страстных желаний часто приводит к самым большим неприятностям.

/В современных религиях множество цитат с подобным смыслом. Даже есть народная мудрость — «Бойся своих желаний»./

Обман не только отвратителен сам по себе, но он также пагубно влияет и на душу человека.

Испытывать на себе зло, лучше, чем делать его самому.

Чтобы стать многознающим будь любознателен.

Как много есть в мире разных вещей,
Легко без которых можно прожить!

/Афоризм призывающий нас к умеренности, в противовес потребительской культуре. Видно ещё 2.5 тысячи лет назад она вполне себе процветала./

Богатство и известность не делают человека лучше. А иногда даже наоборот.

— Твои любимые сограждане осудили тебя на смерть.
— Ну а природа осудила на смерть их самих.

Забавно, что пропавшего раба мы искать не ленимся, а поиск добродетель пускаем на произвол судьбы.

Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, - настолько они не в цене.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается и с мелочи.

/Напоминает высказывание из о том, что длительный путь начинается с одного небольшого шага. /

Когда ему сообщили, что кто-то высказывается о нем дурно. «Это потому, что его не научили говорить хорошо».

Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Антисфену: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие».

Когда кто-то сообщил ему, что Антисфен родился от фракиянки, Сократ ответил: «А ты думал, что такой благородный человек мог родиться только от полноправных граждан?

/Цитата указывающая, что Сократ был толерантным человеком (во времена процветающего рабства). И уж достоверно известна его преданность демократическим ценностям./

Математику изучать следует лишь в такой мере, чтобы уметь пользоваться ей в быту и торговле.

Однажды Сократ позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было стыдно за свой обед. «Не бойся, - сказал он, - если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет».

Сократ

Рождение ученого. Дата рождения Сократа до сих пор не известна, и во многих исследованиях ученых никак не могут сойтись на каком-то конкретном числе. Известно одно, он появился на свет в 5 веке до н.э.

Ему посчастливилось родиться в семье каменотеса. Профессия была свободной, то есть отец был человеком свободным, не рабом, работал сам на себя и, судя по всему был человеком весьма зажиточным. Это подтверждает и то, что через 40 лет Сократ отправился на войну в качестве воина, собранного по всем правилам. Древнее общество не имело полноценной армии. Каждый воитель должен был прибыть на поле боевых действий, на своем коне и полностью экипированный, а стоило обмундирование очень-очень дорого.

Мать Сократа была повитухой и принимала роды у всех женщин близ лежащих домов и селений. В дальнейшем Сократ скажет, что он тоже принимал роды, но не у женщин, а у мужчин. Благодаря Сократу, они могли в муках родить из своей души мысли. Обучал Сократа Анаксагор - один из самых известных философ того времени, который также учил и Перикла. Так что с образованием Сократу также повезло, у этого учителя получать знания почитали за честь, а он еще и был другом семьи.

Главная мысль. Главная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что у него верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным. Стандарт нравственности должен быть величиной уникальной, считал Сократ, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на общественное мнение. С этим связаны критические замечания Сократа об афинской политике и принятой практике решения управленческих вопросов большинством голосов. Подобные критические умозаключения были учтены на суде, закончившемся для Сократа смертным приговором. Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности. Через 20 лет после рождения Сократа на Грецию обрушилась чума. Целые города уничтожала эта страшная болезнь. После того как прошла эпидемия, на Грецию обрушилась новая напасть. Спарта объяснила Греции войну, Сократ пошел на войну, вернувшись победителем. О том, как он узнал о своем предзнаменовании до сих пор ходят легенды. Многие считают, что Сократ несколько преувеличивает значение оракула, предсказавшего ему судьбу философа и ученого. Но такой факт в биографии Сократа имеет место быть. Известный всем ученым дельфийский оракул на вопрос, кто мудрее всех на свете, сказал, что все ученые мудрые и справедливые. Но всех мудрее Сократ. После этого изречения дельфийского оракула Сократ сказал лишь одно - я знаю то, что ничего не знаю. Сократ не оставил после себя никаких мыслей, изречений и других записей, сделанных на камне или папирусе. Но изречение дельфийского оракула он высек на своем медальоне, который с детства носил на груди. Предзнаменование оракула сбылось. До сих пор Сократ считается одним из самих мудрых и великих ученых. О философских взглядах Сократа мы знаем, благодаря его ученикам. Его учениками были такие великие философы, как Платон, Ксенофонт. Так кто же он, Сократ? Сократ, воплощенный идеал истинного мудреца в истории человечества. С его именем связано первое традиционное деление истории античной философии. Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими учениками и местными гражданами. К нему прислушивались политики и обыватели, друзья и незнакомые. Темы, которые он выбрал для рассуждений и трактовок волновали и продолжают волновать умы и сердца многих людей, потому что они вечны как жизнь и смерть. Что есть добро и что - зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа - Ксенофонту и Платону. Личность философа весьма не однозначна и окутана ореолом тайны и мистики. Мало того, что никто не знает точно, когда он родился, а соответственно, сколько ему было лет на самом деле. Мистика проходит через всю жизнь Сократа, начиная с предсказания Дельфийского оракула. «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь», - говорится в смертном приговоре, но для этой молодежи Сократ навсегда останется гениальным ученым, давшим ответы на вечные вопросы и приблизившим к тайнам бытия. Много-много лет назад древнее общество было сотрясено раскатом голоса обвинителя одного из самих великих ученых. Имя этого ученого было Сократ, а обвиняли его в том, что он возомнил себя мудрым, фактически небожителем. Такого богохульства приверженцы великого культа, поклоняющегося богам, не могли простить никому.

По великой афинской земле прокатился слух, что якобы есть где-то «муж, утверждающий, что он знает все и про явления природы, и про землю, и про небо». Если бы Сократ не коснулся святая святых - небожителей, возможно, его и не призвали к ответу. Но суд начался, Сократу пришлось держать ответ за свои многочисленные смелые утверждения. Сегодня личность Сократа оценивают как личность ученого, положившего начало всем естественным наукам и гуманитарным. Сократ был и философам, и поэтом. Область его интереса была просто неограниченна. Более того, появления стандартной системы образования мы обязаны именно этому греческому философу. Математика, логика, геометрия - вот далеко не все науки, в которых был компетентен этот гениальный и великий человек, ученый, осмелившийся впервые высказать предположение, что бога нет, а есть некая космическая субстанция. Стандартно указывают на три отличающих черты философии Сократа:

1) разговорный характер;

2) определение понятий через индукцию;

3) этический рационализм, выражаемый рациональным утверждением «добродетель есть знание».

Диалогизм учения Сократа заключается в следующем: убеждение философа в том, он «ничего не знает» помогло ему выйти среди аналогичных персон на первое место. Чтобы стать мудрым, не нужно быть умным, главное вовремя признать, что ты чего-то, как и обычный смертный, можешь недопонимать и не знать. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Сократ постоянно делает упор на том, что он помогает «рождению» знания, но сам не является его источником. Каждый вопрос, по мнению ученого всегда предполагает ответ, и в этом есть истина. Собеседник, чувствую, что его мыслями интересуется оппонент невольно начинает думать и это и есть процесс рождения мысли.. Обычные приемы ведения диалога у Сократа - это опровержение через отрицание, построенное на иронии. Сам Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, никогда не стеснялся учиться у собеседников и с удовольствием внимал всему, что говорили умные, по его мнению, люди. Через некоторое время Сократ снова проявил свою нетерпимость и неприятие произвола властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться приказу Тридцати тиранов, только что пришедших к власти в Афинах, арестовать невиновного человека, которого правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости. За столько явную позицию против существующего режима власти Сократа приговорили к смертной казни, приговор был приведен в исполнение незамедлительно.

Мало кто знает, что Сократ очень настороженно относился к новым знакомствам. Более того, он старался их всячески избегать, чтобы не вступать в контакт с новыми людьми, а соответственно, не испытывать новых эмоций. В этом случае считал ученый и философ, личная аура человека остается нетронутой, а цельность дает ощущение гармонии. Тем не менее, в его жизни были люди, которые на протяжении долгих лет оказывали на него влияние, были друзьями, соратниками, как бы мы сейчас сказали, коллегами. Во-первых, к главным людям в его жизни можно было отнести учеников, среди которых были известные всему миру Платон, Аристофан и Ксенофонт. Они продолжали прославлять своего великого учителя даже после его смерти. Кроме того, Сократ был женат. Женщину он выбрал себе красивую, но отличающуюся дурным нравом. Как только что-то было не по вкусу красавицы, она принималась пилить своего мужа и делала это очень изощренно. К сожалению более подробных описаний семейной жизни Сократа летописи не дают. Известно только одно в браке с этой женщиной Сократ прижил троих детей, которые впоследствии стали очень известны своими смелыми утверждениями и подвигами. Наверное, поэтому столько внимания в своих изречениях Сократ уделял семейной жизни.

Сократ. о дружбе. Все мы мечтаем о дружбе, о настоящих, доверительных отношениях, о близких, родных людях, которые понимали и, главное, принимали бы нас такими, какие мы есть. Иногда нам кажется, что это невозможно, что настоящая дружба и великая любовь только в романах и кино, а в жизни... Нет, жизнь -- это другое. Странная вещь получается. Время, в которое мы живем, -- время побед в области средств коммуникации. Мобильные телефоны, Интернет, электронная почта -- все есть, пользуйся на здоровье... Но отчего-то эти технические средства, раздвигающие границы пространства и времени, не делают нас ближе, а наоборот, мы становимся более закрытыми и, сами того не замечая, в стремительной гонке нашей жизни привыкаем довольствоваться поверхностными отношениями. А как же мы тогда узнаем себя, кто скажет правду, которая иногда хоть и неприятна, но, как горькое лекарство, полезна? «Исцеляю Дружбой» -- такое объявление мы вряд ли прочтем в какой-нибудь газете.

Афины, пятый век до нашей эры -- время Перикла и Фидия, Софокла и Калликрата, золотой век греческой культуры. В бедной, по афинским меркам, семье каменотеса и повитухи родился мальчик, Сократ. Кто тогда мог предположить, что имя это станет известно не только в Афинах, но и далеко за пределами славного города, что многие, отправляясь в дальний путь, будут мечтать встретиться, а если посчастливится, и побеседовать с этим человеком? Поразительно, что при всей популярности Сократ всегда оставался простым человеком: он никогда не записывал свои мысли, не менял скромного образа жизни и не любил, когда его называли учителем. У Сократа был один бесценный дар -- дар собеседника. Умение слушать и слышать, задавать вопросы, отыскивать единственно верный путь в лабиринтах мысли и, после долгого «путешествия» по ним, вместе с человеком открывать истину -- все то, что потом назвали искусством диалога. Разными путями приходили к Сократу его друзья и ученики.

Как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, он поинтересовался:

Куда нужно идти за мукой и за маслом?

На рынок! -- бойко ответил юноша.

А за мудростью и добродетелью?

Иди за мной, я покажу! -- пообещал Сократ.

С этого вопроса началась история отношений Сократа и Ксенофонта. Который стал не только ревностным, внимательным и любящим слушателем, но и биографом, другом и учеником философа.

«Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы... он приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу» -- под этими словами Алкивиада могли бы подписаться многие собеседники Сократа. Повезло же жителям Афин -- с ними рядом был такой друг!

Простота и скромность -- это лишь внешние черты Сократа, но за ними чувствуется огромное стремление помочь найти ответы на, может, даже не до конца сформулированные вопросы. Есть вопросы о разном, а есть о главном: «кто я?», «куда иду?», «для чего пришел в этот мир?», «как стать счастливым?». Сократ учил задавать вопросы, не убегая в абстракции, не прячась за общепринятые истины. Разговор всегда начинался, на первый взгляд, с незначительного (как с Ксенофонтом). Но во время диалога Сократ помогал собеседнику прийти к очень важному осознанию: часто, думая, что знаем, мы имеем лишь поверхностное представление или мнение о чем-то, а опыт и знание -- это совсем другое. Девиз Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» поможет, если действительно хочешь узнать что-то по-настоящему. «Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, познавать -- означает восстанавливать знания, тебе уже принадлежавшие. Называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон, «Федон»). Помощь Сократа в припоминании состояла в еще одном умении, очень редком сейчас, -- умении слушать. Слушая, услышать то, что хочет сказать тебе собеседник. Не перебивать, не торопиться высказать свою точку зрения. Все это и называется диалогом.

Диалог от Сократа -- это путешествие по лабиринту своей души с тем, кто не будет путать тебя еще больше, а, наоборот, покажет путь, хотя он вряд ли окажется легким. В детстве, не умея ходить, мы всегда держались за руку наших родителей, которые бережно, с любовью и терпением, учили нас делать первые шаги. Это и есть метод Сократа: помочь научиться познавать себя -- шаг за шагом, не боясь при этом увидеть те или иные недостатки, относясь с юмором к временным неудачам, у которых, как у монет, есть и другая сторона -- опыт. Единственное, что дает знание жизни, а не теоретическое представление о ней.

Нравственная философия . Сократ по праву считается создателем первой в европейской истории нравственной философии. Очень часто в разных местах Афин можно было лицезреть удивительную картину. Сегодня бы мы оценили это зрелище, как «городской сумасшедший». Сократ с всклокоченными волосами ходил по Афинам и что-то бормотал себе под нос. Или с неухоженной бородой, в заплатанном хитоне философ беседовал о сокровенном с согражданами, впоследствии становившимися его учениками. В этих беседах Сократ пытался понять естественные непреходящие истины и донести их до других. Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека. Проблема смысла жизни - вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Вопросы, выбранные Сократом для своего учения, стали и являются основными для каждого человека. В этом и заключается уникальность Сократа. По сути дела, Сократ стремился познать истинное содержание общепринятых в Древней Греции истин. Гражданские добродетели, моральные ценности - это далеко не все, чем увлекался Сократ. Он старался придать этим истинам абсолютное, непреходящее значение. Поэтому Сократа считают человеком, своего рода совершившим революцию, переворот в древнегреческом сознании. Две темы, которые волнуют любого человека - это любовь и дружба. Сократ уделял им большое внимание. Можно даже сказать больше, его философия целиком пронизана идеями этой философии. Любовная тема была на протяжении всего существования планеты Земля важна как психологическое обоснование тождества истины и добра. Желать лучше узнать. Основное при этом, чтобы и быть влюбленным в безусловно расположенный на взаимное чувство предмет обожания. Только любя человека можно обрести и наибольший смысл существования, так как любовь к конкретному человеку имеет огромную энергетику. Точнее, по Сократу, к «его душе, - в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому». В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть темная сторона, бесконечная борьба добра и зла. Сократ, например, слышал голос своей темной силы, предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Впоследствии эти мысли, и поступки были признаны нечистыми

– афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой . Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализм, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Последние материалы сайта