Психическое напряжение завышенный уровень психология. Нервно-психическое напряжение и его последствия. Внутреннее напряжение: что это такое

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Психическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.

Психическая напряженность по своим основным психологическим признакам целостна, как целостна психология самой личности. Она структурна и многокомпонентна как и психология личности, и не может быть отдельным процессом или некоторой суммой элементов психики. Она включает в единстве и взаимосвязях мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные проявления.

Характеристики психической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Во внутренних характеристиках психической напряженности много больше специфически-личностного и специфически-ситуативного нежели стандартного, энергетического, что характерно для психологического стресса.

Психическая напряженность бывает разной продолжительности: кратковременной (измеряемой минутами), длительной (сохраняться часами и сутками) и очень длительной (длиться месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и в большей степени, индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности.

По степени интенсивности психическая напряженность (напряжение) бывает:

Слабая;

Оптимальная;

Перенапряженность;

Предельная;

Запредельная.

Степень интенсивности психической напряженности отражается на эффективности действий и достижении целей, преследуемых человеком. В начале XX в. Р. Йеркс и Дж. Додсон экспериментально доказали, что при повышении активности нервной системы успешность реакций повышается, но после достижения определенного уровня она начинает падать. Обобщение данных научных разработок и практики действий в экстремальных ситуациях позволили уточнить зависимость между интенсивностью психической напряженности (напряжением) и успешностью действий человека (рис. 5).

Рис. 5.
от интенсивности испытываемого им психического напряжения

А) - утрата творческих проявлений, б) - появление неточностей и ошибок,

В) - умножение ошибок и появление грубых

Пока психическая напряженность не превышает предела полезности (Пп), она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Человек, как говорят спортсмены, «схватил кураж» - ему все удается и все получается наилучшим образом.

Когда человек испытывает более высокую психическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряженность (перенапряжение), которая, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В познавательных компонентах напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, потеря мысли, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации. Для психомоторики характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия. Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50% и более.

Когда напряженность, испытываемая индивидом, еще больше и переходит мотивационный предел (Пм), она характеризуется как предельная, а негативные изменения, характерные для перенапряжения, умножаются. Качественно новым здесь является ослабление мотивации достижения, стремления к успеху, возникновение борьбы мотивов, приобретение активностью иной направленности (усиление мотивации самосохранения), колебаний при совершении действий, растерянности, боязливости, робости. Возможны срывы в поступках: откровенное проявление трусости, отказы от выполнения опасных заданий, обман, забота только о личной безопасности даже ценой жертв других и т.п. Возникают грубые, неспровоцированные ошибки в действиях (так, при внезапно возникшей на дороге опасной ситуации водитель автомашины, вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом никак не может объяснить почему он сделал такую ошибку).

Дальнейшее нарастание психической напряженности, переходящее предел максимума переносимости (Пмакс), приводит к полному срыву психической деятельности; возникают аффективные состояния, острые психозы, сопровождающиеся утратой человеком осознания происходящего и себя в нем.

Оценивая неоднозначное влияние интенсивности психической напряженности на активность человека в экстремальных ситуациях, следует отметить, что все пределы (полезности, мотивационный, максимума переносимости):

Не одинаковы у разных людей;

Находятся в зависимости от особенностей личности, а не только от психофизиологии и особенностей нервной системы человека;

Различны для разных действий: для простых (в основном -, двигательных) - повышены (т.е. эти действия, навыки их выполнения более устойчивы), а для сложных (требующих тонкого расчета, связанных с решением мыслительных задач) - понижены;

Различны для разных видов деятельности: простых (преимущественно физических или исполнительских) и сложных (интеллектуальных, творческих): сложные менее устойчивы;

Снижаются под влиянием утомления, изнурения, страха, предшествующих неудач, неготовности, расслабления и др.;

Повышаются под влиянием целенаправленного их укрепления по особым психолого-педагогическим технологиям при экстремальной подготовке, а также сильной мотивации достижения, долга, ответственности, высших чувств патриотизма, коллективизма, любви и дм

В отдельных случаях под влиянием иных психологических причин могут возникать парадоксальные феномены.

В экстремальных ситуациях любой человек проявляет себя как личность, в своих главных, свойственных ему особенностях. Главные личностные особенности обеспечивают полную самоотдачу человека в возникновении той актуальной психической деятельности, которая обеспечивает достижение главных жизненных целей, решительную защиту ценностей и которой приглушено все другое.

У цельных, социально-развитых и воспитанных людей, избравших достойный путь в жизни и хорошо подготовленных, при попадании их в экстремальные ситуации возникает психическая деятельность, для которой характерно:

Отсутствие борьбы мотивов и установка на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;

Устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;

Понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;

Готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;

Оптимальная психическая напряженность;

Боевитость, увлеченность, азарт;

Повышенная устойчивость к риску, опасностям, демобилизующим, расслабляющим факторам;

Бдительность, осмотрительность и разумная осторожность;

Собранность и готовность к неожиданностям;

Быстрота реакции на изменения обстановки;

Полное владение собой.

Дополнительными стимулами в достижении и поддержании положительного психического состояния и преодолении трудностей в особо опасных и значимых для человека ситуациях, выступают и такие чувства как гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. Однако они могут быть конструктивны тогда, когда направляются сознанием, надситуативным мышлением, социально зрелыми мотивами. Факты говорят и о том, что не очень сильный страх перед физической опасностью, угрозой наказания в случае плохих действий, осуждения другими людьми, общественным мнением, страх потери авторитета и престижа и др., положительно сказывается на мобилизации человека и приложении им усилий для должного поведения. Известный отечественный психолог Л.П. Гримак пишет: «регуляция поведения посредством отрицательных эмоций является филогенетически более ранней и в значительной степени ориентирована на избегание личных последствий».

Приведенные характеристики психического состояния, нередки для экстремальных условий, свидетельствуют не просто о положительных изменениях в психике, но и в проявлениях достоинств личности в них. Это психология личности в экстремальной ситуации в своих главных достоинствах; это особое личностное состояние, возникающее у многих людей - состояние высокого личностно-деятельностного настроя, называемое в разных видах деятельности рабочим, деловым, служебно-боевым или боевым («боевым духом»)

Экстремальные ситуации стимулируют выработку конструктивных, ведущих к успеху стратегий поведения - комплексов последовательно осуществляемых действий, ориентированных на конечную цель преодоления экстремальной ситуации.

Избираемые успешные стратегии отличаются по:

Характеру активности - преобразующая или приспособительная;

Степени инициативности - наступательная или оборонительная;

Степени решительности - решительная (смелая) или осторожная;

Степени самостоятельности - самостоятельная, конформная (подражательная) и исполнительская (строгое соблюдение предписаний, указаний и рекомендаций);

Степени оригинальности - творческая или стандартная;

Стабильности - постоянная или гибкая.

Наиболее успешны активно-преобразующая, наступательная, решительная, творческая и гибкая стратегии.

Любопытные, хотя и не бесспорные, выводы о типах профессионалов и присущих им стратегиях поведения в условиях антитеррористической операции в Чечне делает известный отечественный специалист по стрессам Л. Китаев-Смык. К положительным, успешно адаптировавшимся к условиям вооруженной борьбы, он относит такие типы:

. «неистовые воины». У них нормальная страсть к работе, но измененная боевой обстановкой-.. Они стойки, выносливы и смелы Служат примером и опорой для многих. Когда ты с ними, тебя не пугает опасность. Они становятся «неистовыми» только в критической боевой ситуации. Это - «победители страха». Постоянным преодолением страха смерти, люди постоянно доказывали себе свое мужество. Они хотят еще и еще испытывать свою стойкость и смелость даже ценой своей жизни;

«безработные вояки». Это люди, втянутые в боевые действия как в профессиональное дело, они научились побеждать при минимальном риске погибнуть. Для этого нужен талант, и он проявился у таких людей;

* «искатели приключений» - лихие бойцы, веселые, разгульные. Для них война как праздник... Начало боя - это уже торжество предстоящей победы. Опасность срывает их с тормозов, влечет к себе, потому что пробуждает ясность ума, остроту однозначной цели, безошибочность действий, волю к победе…


Нервно-психическое напряжение в зависимости от его интенсивности и длительности для каждой личности может приводить либо к незначительным и кратковременным, либо к серьезным и стойким расстройствам регуляции функций организма. Эти сдвиги могут быть совершенно безвредными, физиологическими, могут находиться на границе между физиологией и патологией, а могут привести и к патологии.

Кратковременные, приспособительные эмоциональные реакции у здоровых людей не требуют применения психотропных средств - они естественны и сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

По мнению академика П. К. Анохина, эмоции не что иное, как приспособительные реакции, возникшие в процессе эволюции, для сохранения жизни особи и продления его рода. Эти субъективные состояния сопровождаются целым рядом объективных биохимических и физиологических изменений в нашем организме.

Эмоции помогают быстро определить опасность, вред или пользу внутренних и внешних воздействий на организм, часто бывают двигателем поступков, плохих и хороших. Известный нейрофизиолог П. В. Симонов считает, что эмоции - как бы дополнительный инструмент для познания окружающего мира и быстрого приспособления организма к меняющимся условиям среды. Понятно, что искусственное (химическими средствами) подавление эмоциональных реакций противоречит целесообразности, совершенству и универсальности их как приспособительного механизма.

Успехи психофармакологии не должны заслонять возможностей другой, более тонкой, естественной и физиологичной регуляции нервных процессов, осуществляемой простыми приемами аутогенной тренировки .

Но как к этому подойти? С эволюционной точки зрения биохимические и физиологические изменения в организме, наблюдающиеся при эмоциональном напряжении, эмоциональном стрессе (выброс в кровь адреналина, повышение артериального давления, учащение сердцебиения и другие), являются результатом естественного отбора и приспособления, длившихся миллионы лет. Эти изменения имеют определенное значение для выживания организма, который, по словам английского физиолога Кэннона, «готовится к борьбе или к бегству».

Понятно, что реакции, подготавливающие организм к «борьбе или бегству», для первобытного охотника могли иметь определенную ценность. Но можно утверждать, что они менее полезны, а иногда и прямо вредны для современного человека. Действительно, часто ли мы видим, что после эмоционального стресса культурный человек вступает в физическую борьбу или пускается в бегство, если этого не требует соответствующая ситуация? Значит, повышение артериального давления, напряжение мышц и другие сдвиги оказались неоправданными, а иногда - у больного гипертонической болезнью, например, - и просто вредными? Более того, природа человека такова, что он реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее.

И даже на символы опасности. Уже одно представление об опасности приводит в движение все указанные выше физиологические механизмы. По данным шведского ученого Леннарта Леви, треть невыходов на работу по болезням оказалась связанной не с самой болезнью как реальным фактом, а лишь с представлениями о возможном заболевании.

Как же бороться с последствиями нервных перегрузок ? Можно ли регулировать эмоции, не прибегая к химическим препаратам? Известно, что при функциональных нарушениях благотворно влияют отдых, санаторно-курортные факторы, водные процедуры. Многие люди снимают эмоциональное напряжение переключением эмоций, своеобразной индивидуальной разрядкой: длительной прогулкой, спортом, охотой, рыбалкой, коллекционированием и т. д.

Но есть возможность иной, более глубокой разрядки эмоционального напряжения.

И не только разрядки, и даже тонкого и сознательного управления своим нервно-психическим состоянием. Эту возможность дает аутогенная тренировка. Ее популярность среди врачей обусловлена простотой лечебных приемов, эффективностью не только при нервных, но и некоторых внутренних, кожных и других болезнях.

Под влиянием аутогенной тренировки нормализуются высшая нервная деятельность и вегетативные функции организма. При этом личность больного активно привлекается к процессу лечения, что выгодно отличает ее от методов гипнотерапии.

В 1963 году IV Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров рекомендовал аутогенную тренировку для медицинской практики, и сейчас она используется во многих лечебных учреждениях страны.

Все большее число людей (и очень часто без рекомендации врача) стремится к самостоятельному овладению методом с самыми различными целями - от лечебных до психогигиенических и сугубо профессиональных. И это понятно.

Интерес к методу объясняется не только массой популярных публикаций. Овладение собственными эмоциями, тренировка памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету - это именно те качества нервной системы, вырабатываемые аутогенной тренировкой, в которых нуждается каждый человек, занятый в особо сложных и напряженных профессиях.

Очевидно также, что коррекция этим методом неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, заторможенность, медлительность, сниженное внимание и прочее) и чрезмерных вегето-сосудистых сдвигов (потливость, бледность, сердцебиение и т. д.) может наряду с психопрофилактикой ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе «человек - машина».

Казалось бы, интерес к аутогенной тренировке оправдан, и ее приемы, за редкими исключениями, могут быть рекомендованы любому. Но, как говорит французская пословица, «Каждый порок есть чуточку продленная добродетель»: не намечается ли в последнее время излишнего увлечения методом?

Аутогенная тренировка относится к системам психического самовоздействия, психофизиологической саморегуляции и разумна в своей основе. Становясь же модой, особенно при самодеятельном ее применении, она неминуемо подвергается опасности искажения и рискует утратить значительную долю своей полезности.

Неправильно поставленная цель тренировки и неверно выполняемые упражнения могут принести вред и разочарование, хотя по своей сути аутогенная тренировка безвредна и высокоэффективна.

Мода в медицине, точнее в самолечении, встречается не реже, чем в покрое платья, но требует гораздо большей осмотрительности. На наших глазах увлечение гимнастикой йогов сменяется буддийским комплексом «Цен», лечебное голодание - сыроядением, магнитные браслеты идут на смену «лечебным» украшениям из янтаря. Нам приходилось видеть, например, нарушения мозгового кровообращения и подвывих в шейном отделе позвоночника после выполнения одной из йоговских «асана»(стояния на голове).

Весь наш врачебный опыт свидетельствует против такой неразумной самодеятельности. Мы убеждены, что любыми попытками самовоздействия с лечебными целями должен руководить опытный профессионал.

Каждый ученик должен иметь наставника.

Это утверждение относится и к такой многоцелевой системе психофизиологической саморегуляции, как аутогенная тренировка. Вот почему, рассказывая об аутогенной тренировке, мы не хотим давать рекомендации по самостоятельному практическому применению ее упражнений.

Сразу же оговоримся: мы принципиально против написания «самоучителя самолечения» и ограничим свои задачи ознакомлением читателя с физиологическими и психологическими основами аутогенной тренировки. Что же касается практических упражнений, то они будут посвящены психогигиеническим аспектам метода. Лечебные же приемы могут быть разными в зависимости от характера расстройств. Их проведение всегда требует совместной работы врача и больного.

Касаясь механизмов аутогенной тренировки, следует отметить, что некоторые авторы связывают сознательное регулирование высшей нервной деятельности и неуправляемых волей вегетативных процессов при этом методе с самовнушением и возникновением самогипноза. Они считают, что при аутогенной тренировке речь идет о преднамеренном самопогружении человека в состояние, близкое, но не идентичное гипнотическому, с сохранением самоконтроля и самоуправления.

Такие представления о механизмах аутогенной тренировки, согласно нашим данным, не имеют под собой фактических оснований.

У больных неврозами и у здоровых, если они находятся в состоянии эмоционального возбуждения, всегда напрягается мускулатура. Связь функционального состояния центральной нервной системы с тонусом и активностью мускулатуры обоснована и доказана учением классиков отечественной физиологии И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Мимика, интонация речи, пантомимика (выразительные движения тела) - внешние проявления чувств человека - объективно отражают состояние психики, движение мыслей и чувств. «Секрет» психологических опытов В. Мессинга и М. Куни и состоит, в частности, не в «чтении мыслей», а в «чтении движений», нередко незаметных для нетренированного человека.

Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Известно, что мышечное напряжение является внешним выражением эмоции страха и других неприятных эмоций. Мы можем, впервые встретив человека и не расспрашивая его ни о чем, увидеть, что он чем-то огорчен, расстроен, взволнован. Его внутреннее состояние выдают напряженное, «окаменевшее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «застывание», «оцепенение», «столбняк», «нервная дрожь». Все это суть выражения, показывающие напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

Примечательно, что релаксация (расслабление) мышц служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Доброе, открытое лицо, мягкая улыбка обусловлены расслаблением мышц лица. Вспомните выражение «смеяться до упаду». При искреннем смехе мышцы расслабляются настолько, что руки опускаются, ноги подгибаются, и человек испытывает потребность присесть или даже лечь («упасть»). Расслаблением мышц, часто сами того не сознавая, мы ежедневно пользуемся для углубления отдыха, для ускорения засыпания. Иначе говоря, мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну. Оно отмечается также и при пробуждении после освежающего сна.

Из житейских самонаблюдений мы можем сделать вывод, что между состоянием нервной и мышечной систем есть прямая связь: нервная система - мышцы. Но существует и механизм обратной связи: мышцы - нервная система. Стало быть, в более современных модификациях аутогенной тренировки очень важное место занимают упражнения в расслаблении мышц. Релаксация имеет двоякое физиологическое значение: во-первых, как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность; во-вторых, как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну. В механизме седативного (успокаивающего) действия расслабления мышц на нервную систему нет ничего от самовнушения или самогипноза.

В опытах на животных было показано, что после введения препаратов, блокирующих мышечные импульсы и вызывающих расслабление мышц, развивалась сонливость, изменения биотоков мозга были такими же, как во время сна или наркоза, и даже снижались реакции животных на болевые и эмоциогенные воздействия. Отсюда и понятно успокаивающее влияние многих лекарств, обладающих периферическим миорелаксирующим действием (мепробамат, эуноктин и другие), благотворное действие теплых ванн (расслабление мышц, сонливость и ослабление эмоциональной реактивности) или же мышечное расслабление.

С позиций физиологии высшей нервной деятельности необходимо обратить внимание еще на одну сторону тренировки саморасслабления. Произвольная релаксация мышц, удерживающаяся на протяжении некоторого отрезка времени, согласно методике занятий, сменяется их волевым напряжением. В утренние и дневные часы сеанс аутогенной тренировки заканчивают энергичными движениями, чтобы снять с себя дремотное состояние. Систематическое чередование расслабления - напряжения есть не что иное, как использование физиологических механизмов для тренировки подвижности основных нервных процессов: торможения и возбуждения. Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеническое значение. Особенно для людей инертных, с заторможенной инициативой, людей нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

О других механизмах аутогенной тренировки и о подготовительных упражнениях в мышечной релаксации мы расскажем в следующей статье.


Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

1.Состояние психологической напряжённости.

Психическая напряженность - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень психической напряженности определяется многими факторами, важнейшими из которых являются сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих психическую напряженность, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты. В ряде интерпретаций психическая напряженность совпадает с понятием психологического стресса.

Степень напряженности деятельности так же определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д.

Состояния напряженности : 1) специфическое - определяет динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и

2)неспецифическое - характеризует общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующие условия:

– достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

– необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;

– допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;

– наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

– конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.

Б.Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:

1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.

2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работу системы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.

4. Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативность результатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.

5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.

6. При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.

Толочек.

Профессиональный стресс

Стресс - термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.).

Стрессорами могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.

Феномен стресса был открыт канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Стадии стресса:

1.Тревога – мобилизация адаптационных возможностей организма, сопротивляемость стрессу падает ниже нормы.

2.Сопротивление – признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости повышается.

3.Истощение – запасы адаптационной энергии истощаются, возникает тревога и может наступить смерть.

В зависимости от вида стрессора различают стресс физиологический и психологический.

Психологический стресс : 1) эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.)

2)информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений).

Психология во второй половине XX в. активно искала решение проблемы профессионального

Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

♦ изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития

♦разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

♦ разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

♦ моделирование «трудных» психологических состояний человека;

♦ изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустойчивости.

В практическом плане выделяют четыре субсиндрома стресса.

Когнитивный - проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

Эмоционально-поведенческий - состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

Социально-психологический - проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

Вегетативный - проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

Человеку жизненно необходимо уметь быстро и эффективно снимать нервное напряжение и восстанавливать душевное равновесие.

Вред продолжительных отрицательных эмоций был доказан еще в XI веке Авиценной, великим таджикским ученым и врачом. Он провел оригинальный и убедительный опыт:

два барашка из одного помета были помещены в одинаковые условия, но возле одного был привязан волк. Барашек, видевший хищника, отказался принимать пищу, ослабел и вскоре умер. Другой, напротив, развивался и рос нормально.

Человеческая более пластична, чем у барашков, и способна адаптироваться к разным стрессовым ситуациям, но возможности ее не беспредельны.

Любая сильная эмоция порождает организма и должна быть кратковременной, чтобы наша психика и весь организм имели возможность восстановиться.

Как быстро снять нервное напряжение

По утверждению врачей, любая физическая нагрузка - лучший и эффективный метод устранения нервного напряжения.

Пешая прогулка

Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят:

нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.

Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.

Физкультурная пауза

  • Сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7.
  • Соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
  • Сядьте на краешек стула, руки свободно опустите, голову поднимите вверх. Считайте до 10. Затем сделайте вдох, а на выдохе склонитесь к коленям. Вдохните, на вдохе распрямитесь медленно.

Если вы испытываете в конце рабочего дня эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы. Запишитесь в спортзал, займитесь фитнесом, сделайте пешие прогулки привычкой.

Выпускаем пар

Если эмоции зашкаливают и вы можете уединиться, дайте выход чувствам, не сдерживайте их ни в коем случае! Способов сделать это много, выберите подходящий вам: покричите во весь голос, побейте подушку или другой предмет, разбейте, швырните что-нибудь и т.д.

Кстати, немецкие ученые доказали: женщины, которые кричат во время семейной ссоры и бьют посуду, снижают во много раз риск преждевременной смерти от инфаркта или инсульта.

Дыхательные упражнения

Положите руки на талию. Вдохните глубоко носом, считая до 8 и надувая живот. Затем выдыхайте через рот, считая до 16, язык при этом прижимайте к небу, как бы произнося «Ссссс», это делает выдох равномерным. Повторите не менее 3 раз. Желательно делать это упражнение 15 минут.

Выдох через напряжение снимает все спазмы, расслабляет все мышцы, устраняется не только нервное напряжение, но и усталость.

Упражнения животом

Втянуть-выпячить, напрячь-расслабить, сделать волну и т.д.

Займите руки кропотливой работой

Перебирайте мелкие вещички, печатайте на компьютере, подержите в руках анти стрессовую игрушку или . Кончики пальцев снабжены множеством нервных окончаний, стимуляцией которых мы снимаем напряжение.

Экстремальная еда

Если позволяет ваше здоровье, съешьте кусочек красного острого перца. По утверждению доктора Фурмана, американского ученого, это вызывает прилив эндорфинов, гормонов радости.

Прикосновение

Попросите кого-нибудь из близких вас. Объятия помогут вам подпитаться положительной энергетикой, и восстановить душевное равновесие.

Секс

Действенный и очень полезный способ, не имеющий побочных эффектов. Гормоны удовольствия, выделяемые в процессе, положительно влияют на нервную систему, снимают спазмы и напряжения мышц, которые всегда сопутствуют длительному нервному напряжению .

Корчим рожицы

Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.

Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.

Зеваем

При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно . Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.

При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.

Чайная релаксация

Чай является отличным природным транквилизатором, оказывая на организм успокаивающее действие, он снимает напряжение и тревогу. Эти свойства объясняются наличием в чайном листе уникальных элементов (катехинов, флавоноидов, витаминов Е и С, каротина), которые укрепляют и поддерживают нервную систему. Особенно полезен для успокоения зеленый чай.

Смешайте 1:1 черный и зеленый чай, добавьте цвет липы, смородиновые листья или ягоды, траву полевого хвоща или зверобоя (или любые другие травы, о целебных свойствах которых вы знаете). 2 столовые ложки сбора залейте стаканом кипятка, 20 минут настаивайте. Процедив, добавьте ложечку меда. Такой чай прекрасно успокаивает.

Успокаивающие ванны

Отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна:

  • Листья шалфея, мяты и березы (по 2 столовые ложки) смешать и залить кипятком (2 литра). 4-6 часов настаивать в тепле (можно в термосе), процедить и вылить настой в ванную.
  • 5 столовых ложек тысячелистника обыкновенного залить кипятком (2 литра). Настаивать предыдущим способом.
  • Трава тысячелистника, ромашки, шалфея (по 2 ст. ложки) смешать и приготовить настой вышеописанным способом.

Такие ванны оказывают сосудорасширяющее, спазмолитическое, и расслабляющее действие.

Точечный массаж (акупрессура)

Стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки:

  • массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против нее.
  • Разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.

Улыбаемся и смеемся

Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении , то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.

Дело в том, что существует прямая зависимость между кровоснабжением мозга и активностью мышц лица.

Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.

Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.

Многие ученые считают смех - отличной естественной , ее эффективность сравнима с медитацией.

Постоянно ищите , читайте юмористические рассказы и посещайте веселые сайты, смотрите комедии и общайтесь с позитивными людьми, способными «заразить» вас хорошим настроением.

Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей.

Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!

Психическая напряженность

психическое состояние, возникающее в сложных условиях социально-профессиональной деятельности и обусловленное ожиданием неблагоприятного для личности развития событий и ситуаций социального и бытового характера. Такое психическое состояние сопровождается чувством общего дискомфорта (психического и соматического), переживанием тревоги, иногда страха. В отличии от собственно тревоги, П.с. в большей степени повышает готовность человека к активным и адекватным действиям, активирует механизмы психологической защиты, побуждает его к принятию адекватных решений и поиску выхода из сложившейся ситуации. Выраженность П.с. зависит от многих факторов, но наиболее значимыми среди них являются: сила мотивационных процессов (мотивации), значимость для личности возникающих событий и явлений, умение действовать, социально-нравственные установки и нормы, предшествующий опыт подобных переживаний, подвижность функциональных систем организма и личности, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Важную роль в развитии П.н. играют объективно или субъективно непреодолимые трудности, переживание неудач, чрезвычайных ситуаций, конфликты, смерть близких, тяжелое заболевание, смена социальной обстановки или изменения социального статуса. По характеру влияния на деятельность и на ее эффективность выделяют состояния операциональной и эмоциональной П.н.. Операциональная оказывает мобилизирующее влияние на человека и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Эмоциональная, сопровождаясь негативной эмоциональной окраской, изменениями мотивационной структуры деятельности, ведет к снижению ее эффективности и к дезорганизации поведения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Психическая напряженность" в других словарях:

    ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи …

    Психическая напряженность - Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком то компоненте психики что то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует… … Энциклопедия современной юридической психологии

    напряженность психическая - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Н. п. сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть… …

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика… … Педагогический словарь

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… …

    Напряженность психическая - одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности уровень и стабильность (устойчивость) определяются наличием возможностей для наилучшей… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    фактор риска - психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения… … Большая психологическая энциклопедия

    Фактор риска - – в медицине фактор, существенно увеличивающий вероятность развития заболевания, но не являющийся единственной или основной его причиной. Например, это роль конституционального фактора в развитии болезней предрасположения, к которым относятся… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА - – положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Последние материалы сайта