Приемы поддержания внимания во время выступления. Удержание внимания аудитории - важное условие успешного публичного выступления. Будьте искренними и скромными

19.08.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Создайте четкое, краткий обзор вашего ключевого сообщения, чтобы закончить. У вас может быть призыв к действию, который должен быть конкретным, чтобы люди не знали, что им нужно делать. Таким образом, ваши идеи останутся с ними. Следуя этим десяти советам, вы создадите взаимопонимание с вашей аудиторией, и вы займете их - и они будут помнить вас и ваш бизнес по всем правильным причинам.

Доротея Стюарт - Тостмастерс Интернешнл. Этот модуль является вторым из двух частей серии для публичных выступлений для учителей. Вы найдете дискуссию о психологии и механике речи, которая должна быть полезна для будущих лекций, переговоров о работе, обсуждения и т.д.

Самый простой и эффективный способ - это все время что-то менять в своем в выступлении.

1. Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора). Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Многие навыки экспертных публичных ораторов требуют практики и совершенствования «основных компетенций» разговора: организации, зрительного контакта, голоса, осанки и других. Развитие этих компетенций требует практических упражнений, так что, когда нужно делать официальную речь, эти навыки полностью интегрируются в нормальную практику.

В этом модуле вы найдете несколько основных советов для каждой компетенции и, где это применимо, примеры того, как практиковать каждый. Организация и структура являются одними из важнейших компонентов любой публичной речи. Структура помогает держать аудиторию в работе и помогает динамику оставаться сосредоточенным и на сообщении.

2. Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

3. Менять способ донесения информации: 3 минуты - слайды, 4 минуты - лекция, 2 минуты - история из жизни, 3 минуты - вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое - происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Общее и четко сформулированное правило поддержания эффективной структуры публичных выступлений заключается в следующем: «Скажите, что вы собираетесь сказать, скажите, а затем скажите, что вы только что сказали». Хотя это кажется повторяющимся, это полезная модель, потому что она делает прозрачным, то, что ваше сообщение, метод того, как вы будете передавать это сообщение, а затем напоминает читателю, что то, что они только что услышали, имеет свою цель. Это особенно помогает в контексте обучения: он дает учителю три разных способа обеспечить, чтобы учащийся фиксировал то, чему учат, если они были потеряны на этом пути.

Разнообразие - это общая идея. Разнообразие можно создавать следующим образом:

Один из самых простых приемов - это имитация диалога. В своем выступлении оратор начинает беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создается спектакль одного актера! Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы). Построить подобный диалог помогают фразы:

Одним из основных способов речевания может быть следующая модель. Одна из причин, по которой ораторы могут испытывать недостаток в эффективной доставке, заключается в том, что они недостаточно подвижны, чтобы каждый звук был слышен четко. Попытайтесь переучиться во время разговора; это обеспечит, чтобы вы больше двигали своим ртом, и ваши слова будут отчетливо видны.

Вовлечение слушателей в процесс выступления

Сьюз рифмуется, чтобы практиковать выступление и ясность. В повседневной речи большинство людей используют слова «сцепления» или «наполнителя», чтобы заполнить тишину, пока они пытаются оправдать то, что они скажут дальше. В результате они используют звуки и слова, которые являются общими, но отвлекают в формальной речи. Эти слова включают, но не ограничиваются.

- "Мне могут возразить…"

- "Иногда спрашивают…"

- "Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю"

- "Есть три вопроса, которые мне обычно задают…"

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

Инструмент 3: Эффективное использование голоса

Способы диагностики: используйте аудиозапись, видеозапись или у вас есть партнер, который вы говорите и используете сигнал всякий раз, когда вы используете слово наполнителя. Вы даже можете сохранить свою дружбу с вашим партнером. Это дает вам время подумать и позволить вашему мозгу догнать вашу скорость речи. Неопытные публичные ораторы часто предают одно или оба из следующих двух недостатков речи.

Всегда важно, чтобы другие слышали, что говорит публичный оратор. Это может стать проблемой в большой комнате. Речь, которую трудно услышать, никогда не может убедить или привлечь внимание аудитории. Публичные ораторы часто говорят слишком тихо из-за их основного страха говорить, или они не хотят, чтобы они «навязывали» свою аудиторию. На самом деле, члены аудитории там должны быть «навязаны», то есть они пришли, чтобы услышать, что вы должны сказать.

- "…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …" После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

Устранение: работа над проецированием вашего голоса, заблуждение на стороне слишком громкого, а не слишком тихого. Сверла, которые могут помочь вам научиться проектировать, включают использование партнера для прослушивания, когда вы говорите в комнате, когда вы беседуете с практикой. Попросите вашего партнера переехать в разные части комнаты. Пусть они сигнализируют, когда, или если вы недостаточно говорите.

Многие ораторы вступают в монотонность, когда они входят в разговорный ритм. Это происходит, когда вы читаете скрипт. Выступая в монотоне, вы теряете внимание своей аудитории и не понимаете, что вам нужно преодолеть ключевые моменты. Устранение: используйте свой мобильный телефон для записи себя или попросите партнера сообщить вам, когда вы входите в монотонную. Если вы собираетесь использовать скрипт, отметьте его подчеркиваниями, жирным шрифтом или выделите в качестве визуальных сигналов для модуляции вашего голоса.

"Юлий Цезарь" Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы. Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Сосредоточьтесь на использовании своего голоса, чтобы добавить удар в вашу речь, выделить слова, а также привлечь внимание аудитории. Еще одно предложение - рассмотреть возможность использования текста из пьесы, детской стихии или вашего любимого автора и чтения ее вслух, чтобы подчеркнуть ключевые слова или выразить определенную эмоцию.

Акцент на интересах аудитории

Есть старая цитата, которую приписывают американскому бизнесмену Филу Кросби. Это краткое заявление делает превосходный момент и делает это на языке, который каждый может понять. Потому что мы не можем вспомнить больше трех пунктов, не совсем. Дело в том, что мы часто не можем вспомнить даже многих. Жизнь слишком занята и слишком запутанна, чтобы действительно сосредоточиться на гораздо большем, поэтому, независимо от того, сколько блестящих представлений бросается в нашу сторону, мы подсознательно пытаемся выбрать только несколько, а иногда и просто одно, чтобы понять все это.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор. Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Как уже неоднократно отмечалось,

Это особенно верно, когда мы сидим и слушаем кого-то. Поскольку просто сидение и прослушивание не особенно естественны, мы часто чувствуем себя суетливыми и не сфокусированными, когда в аудитории, еще больше ограничивая количество очков, которые мы можем запомнить. Поэтому мы слушаем и привлекаем внимание всего лишь на несколько ключевых моментов - мы надеемся, что те же самые, о которых говорил оратор.

Умные публичные ораторы понимают все это врожденно и строят свои речи, так что ключевые моменты четко обозначены и не более многочисленны, чем может справиться аудитория. Многие блестящие ключевые замечания сосредоточены только на одной центральной идее, и хотя вы можете отбросить ее до двух, три часто слишком много. Говорящим о спине часто говорят делать то же самое, просто сосредоточиться на одной или двух центральных идеях. Часто, однако, они этого не делают.

особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: "Хочешь быть хорошим оратором - стань сначала хорошим человеком."

Обычно это происходит из-за страха, а именно от страха потерять аудиторию, не имея «достаточного» внимания. Поэтому неопытные ораторы, скорее всего, попытаются вставить в свои речи много и много точек, полагая, что они необходимы, чтобы держать всех настороже и интересными. Это действительно серьезная ошибка.

Это правда, что охват внимания аудитории не всегда велик. Таким образом, понятно, что небезопасный оратор попытается работать с этим, вставляя ключевой момент каждые пять минут или около того, чтобы не допустить внимания аудитории. Понятно, но очень, очень неправильно. Великие ораторы думают об этой неприятной проблеме обратным образом. Причина, по которой средние масштабы внимания настолько короткие, заключается в том, что люди часто прислушиваются к речам, которые разбросаны и страдают от какой-то аритмии.

Нельзя сказать, что нравственная позиция оратора не находила бы отражения в изобретении идей или отборе слов для их выражения. Но при произнесении кроме идей и слов оратор предъявляет слушателям и себя. И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации. Тяжелое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечают в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего. И нет никакой надежды "сделать вид", «казаться», можно только «быть». Обмануть слушателей можно, но только один раз. Другой раз не обманете. Презрение, насмешки, полное невнимание, а то и роковые крики "долой!" будут справедливой мздой обманувшему.

Конечно, вы можете сделать свою речь такой же пугливой, как самый пугливый человек в аудитории, но это сделает ваш разговор хуже и никого не поднимет. Вместо этого учтите следующее. Оптимальный уровень внимания аудитории, т.е. уровень внимания, который может удобно удерживать заинтересованный человек, участвующий в прослушивании говорящего, составляет от пяти до десяти минут. Напротив, это примерно двадцать минут. На самом деле это немного меньше, где-то в промежутке от 18 до 20, но двадцать минут - достойная и практичная грубая идея.

Некоторые люди могут держать свое внимание еще дольше, но они являются выбросами. Через двадцать минут, независимо от того, насколько мы заинтересованы, наш фокус исчерпан, и если только не будут предприняты корректирующие действия, неуклонно расти, пока мы буквально не будем больше слушать. Теперь это не означает, что люди будут автоматически фокусироваться на это время. Напротив, если они не будут тщательно ориентироваться, люди потеряют фокус через несколько минут - например, вышеупомянутые пять.

Необходимо рассмотреть те качества оратора, которые позволяют ему быть успешным в общении с аудиторией.

Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который

То, что отделяет действительно замечательных динамиков, заключается в том, что они берут на себя обещание оптимального внимания и дизайна вокруг этого. Они понимают, что вместо того, чтобы пытаться усиливать себя, они должны использовать эти двадцать минутные единицы как можно эффективнее.

Это не случайно, так как это подходящее время для хорошего оратора, чтобы получить две сильные точки. Короче этого, и это ровно один момент. Затем вы можете начать писать свой лейтмотив как не один разговор, а два связанных, в комплекте с мощным переходом.

сам в себе сомневается. Из этого следует, что оратор должен выбрать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. И если это так, вряд ли во время Произнесения такой речи он сфальшивит в голосе и жесте.

Одно из важнейших качеств оратора - дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях. И если оратор искренне положительно настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах (например, о недопустимости того или иного поведения в коллективе), если в его речи не звучит раздраженность, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза "не мечут молнии", то разговор состоится и состоится по существу, по мысли, а не на уровне отрицательных эмоций. Пример такой дружелюбной тональности речи в совокупности с убежденностью и твердостью позиции оратора дает нам Д. С. Лихачев. О чем бы он ни говорил - это еще и приятнослушать. Искренность - естественное условие существования всех свойств оратора и его успешной деятельности. Без искренности нет истинного обаяния, дружелюбия, уверенности, нет и надежды на отклик аудитории.

Переход - это сигнал аудитории, что вы перешли от одной части своей беседы к другой, и нужно установить, что аудитория может перевести дух, отпустить свой предыдущий фокус и создать новую. Такие переходы не должны быть длинными, поскольку они существуют прежде всего как своего рода ментальная пауза. Моя предпочтительная техника - немного более длинная история или шутка, которая, возможно, даже не казалась бы связанной с целым, - вы пытаетесь привлечь внимание зрителя к затишью, а не вводите новую ключевую точку.

Вы хотите сделать длинное введение или перейти прямо к проблеме. Вы хотите, чтобы обе части вашей речи были структурно подобны, чтобы дать им своего рода гармоничный ритм, или вы сознательно хотите изменить курс в середине, чтобы дать речи ощущение динамической энергии?

Внешний облик и манера поведения оратора тоже очень важны, а подчас имеют и решающее значение в деле воздействия на аудиторию. Здесь необходимо обратить внимание на то, что все рекомендации, которые обычно можно почерпнуть из риторических пособий, рассчитаны исключительно на один случай риторической практики: оратор выступает с научно-популярной лекцией или докладом перед незнакомой аудиторией. Ср., например: "Позаботьтесь о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления - темно-синий занавес… Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов… Не рекомендуется выступать на фоне цветов… Перед началом выступления лучше не показываться публике… Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят - пусть обо всем заботится организатор… Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной…" Для этого вида общения высказанные

Это 20-минутное правило заключается в том, что оно заставляет вас серьезно относиться к структуре вашего разговора. Вместо того, чтобы конструировать для наихудшей версии аудитории, вы разрабатываете ее для лучшей версии. Это сложнее, абсолютно, но это также заставляет вас думать о совершенстве и повышать свои очки, а не только выживать по пять минут за раз. Так что, если вместо 45 минут у вас будет только 30? Вы можете сделать медленное введение, возможно, представившись более подробно, поговорите с одним сильным словом, а затем сделайте спокойный и неторопливый выход.

пожелания совершенно разумны и правильны. Однако их нельзя воспринимать как универсальные рекомендации, поскольку в реальной практике человек может выступать перед знакомой аудиторией (в своем коллективе), в рабочей обстановке, на улице и т.п.- и в этом случае многие из высказанных пожеланий теряют всякий смысл. Поэтому в том, что касается обстановки и действий оратора до начала выступления, необходимо руководствоваться ситуацией общения, вести себя естественно и непринужденно, так, как принято именно в этом месте. Так, если речь идет о научно-популярной лекции, нужно воспользоваться советами пособий; но если планируется выступление на собрании родного коллектива - бессмысленным выглядит совет "не показываться публике…"; если учитель готовится к выступлению перед своим классом - нельзя воспользоваться советом "не берите в свои руки организацию и управление…"; если готовится выступление на планерке у директора - возможно излишним окажется даже совет обязательно стоять, если на таких планерках принято высказываться сидя и т.д.

Особенно важен внешний вид оратора в тех случаях, когда предполагается небольшая по объему, но важная речь, и у человека нет возможности полностью показать себя в речи. Ведь в этой ситуации говорящий не сможет раскрыть себя обычными для риторики способами, и важно обеспечить благоприятную самоподачу всеми доступными ему средствами. Хорошее впечатление, произведенное на слушателей с первого взгляда, может оказаться важным компонентом успеха. Ср.:(Доктор биологических наук, профессор добивается предоставления Дальневосточному институту, которым он руководит, острова для лаборатории в океане. Для этого ему необходимо получить согласие военно-морского ведомства. Он добивается трехминутной аудиенции у высокого военного начальства, от которого зависит решение проблемы).

“Разумеется, прежде всего надо было заинтересовать, показать, что будет иметь от этой островной лаборатории флот, а отсюда и ведомство; затем

выразить полную уверенность в том, что пришедший с официальным визитом ученый убежден в высокой культуре и глубокой научной эрудиции чиновника, в том, что тот просто не может не заботиться о развитии науки. Причем все это надо было выразить так, чтобы не было никаких "прямых лобовых атак" - корректно и в основном средствами подтекста, интонации, мимики, жеста… Вместе с тем наш оратор понимал, что военный человек и важный сановник не станет терпеть долгой и витиеватой речи. Ее стиль должен быть привычен для работника ведомства, но вместе с тем отвечать представлениям об ученом. Ведь чиновник перед встречей рисует себе образ просителя и заранее эмоционально настраивается на встречу. Именно поэтому мы все стараемся, чтобы нас предварительно представили, рекомендовали как можно более доброжелательно. Но никакой рекомендатель не сможет управлять эмоциональной оценкой и контактом взаимодействующих в общении - это дело только «субъекта» и «объекта», где, разумеется, инициатива принадлежит «субъекту». Поэтому наш директор продумал все моменты, которые ему надо предусмотреть, чтобы контакт возник сразу. "Я знал,- рассказывал директор,- министр не любит «штафирок», разболтанности в одежде и походке, что свойственно нам, биологам, большую часть жизни проводящим в условиях полевых экспедиций. Поэтому я немало времени уделил отработке походки и осанки - они должны были являть решительность и энергию (хотя лично мне свойственны медлительность и некоторая "вальяжность"). Любимая моя одежда - рубашка с закатанными рукавами и открытым воротом, мягкие бесформенные штаны и стоптанные сандалии. Поэтому перед визитом я приобрел в первый раз в жизни черный (!) костюм, белую рубашку и темный галстук и долго тренировался, чтобы держать себя в этих «латах» нестесненно. Нечего говорить, что трехминутная речь в течение двух недель отрабатывалась и в словесных выражениях и в интонации так, чтобы звучала она совершенно свободно и убедительно."[Иванова С.Ф. Искусство диалога или Беседы о риторике, 132–133].

Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Иначе общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состояться вовсе. Конечно, внутренние свойства оратора важнее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую - нас встречают "по одежке" и еще до того, как мы начнем говорить, нас уже "одобряют или порицают". "Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента."[Стернин А.И. Практическая риторика, 29] Поэтому одно из важнейших дел оратора - продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение. Обычно все пособия по риторике предлагают выступать исключительно в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь. И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы. (Ср., например: "Деловой стиль одежды. Особенно это важно для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное - серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин - это темный костюм."[Стернин А.И. Практическая риторика, 33])

Однако не следует забывать, что риторические высказывания возможны и в других ситуациях, для которых рекомендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора самоубийственными. Поэтому лучше сказать, что в выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться (как впрочем и во всех других случаях) соответствием ситуации и потребностям аудитории. Так, если бы Семен Давыдов явился на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке, его никогда не выбрали бы председателем колхоза, поскольку он был бы абсолютным чужаком в казачьей среде. Аналогичное впечатление произведет оратор в "лекторской форме" на современном полевом стане или в цехе завода. С другой стороны, если человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации, где соберутся "новые русские", он не может воспользоваться рекомендацией относительно простоты и скромности костюма, поскольку таковой совершенно не соответствует предполагаемой ситуации. И черный костюм «лектора» из фильма "Карнавальная ночь", рассуждающего на новогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе, и грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения должны быть одинаково отвергнуты. В первом случае усугубляется комичность ситуации, а во втором - чувство недовольства выступающим.

Юлия Валерьевна Cyxoвеpшинa, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Московской открытой социальной академии говорит о том,что «слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.

Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего

изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы».

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора - меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

Завершение выступления.

Не менее сложно удачно завершить свою речь. О том, каким должно быть заключение, писал А.Ф. Кони: "Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего."[Кони А.Ф. Избранные произведения]

В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: "Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего."[Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и завоевывать друзей, выступая публично, 52] Именно для того, чтобы так и случилось - чтобы последние слова, а вместе с ними и главные идеи запоминались надолго, следует знать, что и как для этого сделать.

Задачи и функции заключения состоят в следующем. Первое требование - речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать разработку новой проблемы. Это обусловливает специфику именно риторического заключения - быть речью о предшествующей речи. Эту особенность риторического заключения подметил А.Ф. Кони и изобрел очень точный термин - речь должна «закругляться», т.е. возвращаться мыслью к началу, как бы напоминая слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли. Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух и слушатели не

могут «заглянуть» в начало, где им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание этого после прослушанного обоснования, разбора разнообразных аргументов и т.п. помогает слушателю связать все воедино и испытать чувство удовлетворения от продуктивного общения. С точки зрения расположения риторических элементов, в заключении следует подвести итог обоснованию тезиса и прояснить сверхзадачу, если она имелась в речи, важна для оратора, но он не очень уверен, что слушатели ее восприняли: “Выводы и выход в решение задачи и сверхзадачи - удел заключительной части выступления. Кратко суммируется все, что успел сказать оратор, выделяется главное, ради чего было организовано общение, желательно в такой форме, которая запоминается."[Минеева С.А. Основы мастерства устного выступления. Как подготовить полемиста, 22]

Конечно, когда мы говорим о расположении, нас интересует именно форма, в которой будут реализовываться главные задачи заключительной части: подведение итогов, закрепление и усиление впечатления.

Н. Н. Кохтев в заключительной части речи, как и во вступительной, выделяет два элемента: заключение и концовку. При этом заключение понимается как содержательное завершение речи, концовка же представляет собой мало связанную с содержанием речи часть, содержащую этикетные формулы, посторонние замечания или информацию и т.п., помогающую оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе. Наличие или отсутствие концовки, видимо, зависит от реальных обстоятельств, в которых произносится речь. И если так, то ее, как и рассмотренный ранее зачин, нет смысла включать в структуру речи. Таким образом, в дальнейшем необходимо рассматривать рассматривать только заключение как смысловой итог речи.

Конкретные речевые формы заключения, наиболее распространенные в современной общественной практике, особенно в агитационной речи зависят от целей, которые может ставить перед собой оратор в заключении и каким образом он будет их реализовывать?

1.Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи. Ср.: "…Давайте же сделаем выводы из нашего страшного прошлого, чтобы такое не повторилось в будущем. Необходимо выработать конституционные гарантии категорической неприкосновенности народов как этнического целого, категорической недопустимости депортации народов по каким бы то ни было политическим, государственным, расовым причинам и мотивировкам во имя равной для всех справедливости. Место каждого народа должно быть там, где он произрос." (Ч. Айтматов)

2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи. Ср.: "…Экология наряду с экономикой и национальными отношениями стала одной из главных болевых проблем страны. Мы считаем, что комплекс мер, кратко обозначенный в этом выступлении, ознаменовал бы важный шаг в резком улучшении экологической обстановки. Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все социальные проблемы теряют свой смысл. И «левые» и «правые» за то, чтобы немедленно решать экологические проблемы. А мы обязательно должны искать пути консолидации нашего общества." (А.В. Яблоков)

3. Повторить основные этапы развития темыс тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Ср.: "…Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя." (А.Ф. Кони)

4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие.Ср.: "…В заключение вот что еще хочу сказать. Сегодня в обществе существует значительная напряженность. Она выплескивается в дискуссиях, на митингах, даже в работе Съезда. Но я уверена, что выход есть, и он - в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только

высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил." (З.П. Пухова)

5. Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла речи. Речь в прениях должна обязательно содержать такое предложение по разрешению проблемы, иначе все выступление оказывается беспредметным, и нередко место этому предложению отводится именно в заключении, это своеобразное резюме из сказанного в основной части, где обосновывалась важность поднятого вопроса. Ср.: (говорит о тяжелом положении экономики и жизни в Сибири) "…Прошу рассматривать мое выступление как постановку вопроса о повышении поясного коэффициента для сибиряков. Убежден, что приоритетный подъем жизненного уровня населения в районах Сибири не только отвечает принципам социальной справедливости, но и является необходимым условием осуществления важнейших общесоюзных экономических программ." (В.В. Казарезов)

6. Высказать пожелания аудиторииили обратиться к ней с прямым призывом. Ср.: "…И наконец, я обращаюсь ко всему советскому народу. Люди, облагоразумьтесь, митингами страну не накормишь. Выйти из создавшегося положения можно только честным трудом, светлым умом. На заводах, предприятиях, в организациях, в колхозах и совхозах дорога каждая минута. Не теряйте времени!" (Н.А. Касьян)

Конечно, возможны и другие типы заключений. Причем несколько конкретных целей могут совмещаться и переплетаться в одной концовке. Однако важно помнить, что в заключении не следует высказывать совершенно новые мысли и идеи, чтобы избежать «выхода» в новую речь. Все должно свидетельствовать о том, что обсуждение проблемы завершено.

Что касается формы заключения, то прежде всего важно отметить, что здесь должны появляться топосы и даже прямая похвала аудитории. Особенно важно это в конфликтных аудиториях и в тех случаях, когда оратор выступает с призывающей речью, требуя от аудитории выполнения сложных или

трудоемких действий. Эти и подобные средства позволяют усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся, что особенно важно в агитационной речи. Поэтому здесь часто появляются различные средства выразительности, позволяющие усилить воздействующую силу речи. Ср.:

– цитаты, ср.: "…Те, у кого есть настоящий запал в сердцах и желание трудиться по-настоящему, - те и будут расти преодолевая все и всяческие трудности, стоящие на пути большого искусства. Помните, как говорил Маяковский: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтоб протоптаннее и легче?”. " (А.А. Фадеев);

– сравнения, ср.: "…Почему мы выиграли Великую Отечественную войну? Потому что у всех нас было и желание общей победы, и чувство общего врага. Не будем искать сейчас врагов друг в друге, ибо у всех нас общие враги - это угроза ядерной войны, страшные стихийные бедствия, национальные конфликты, экономический кризис, экологические беды, бюрократическая трясина. Перестройка - это не только наша духовная революция, это наша Великая Отечественная война. Мы не имеем права не победить в ней, но эта победа не должна нам стоить человеческих жертв." (Е.А. Евтушенко);

– парадоксы, ср.:"…Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я никогда ничего не прошу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство - самое страшное преступление именно потому, что оно зверское, что в нем исчезает образ человеческий. А между тем, как это ни странно, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем." (С.А. Андреевский);

Лозунги и призывы, ср.: "…Никогда не забывайте, что для того, чтобы распахнуть двери к свету и знанию для всех вас без исключения и навсегда оставить эти двери открытыми, много положили сил и много пролили

крови ваши предки, ваши деды, отцы и матери, старшие братья и сестры. Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!" (М.А. Шолохов)

Наиболее удачным для публичного выступления является связь зацепляющего внимания крючка из вступления с выводом в конце речи, которая удается оратору. Это делает композицию еще более яркой и выразительной. Ср., например: "Уважаемые народные избранники! Сегодня в программе «Утро» доктор В.И. Лебедев показал на опыте с котом Пашкой, как в условиях постоянного стресса слабеет, заболевает и гибнет организм. И он же рекомендовал во избежание обострения болезни убрать источник постоянного стресса - и организм будет выздоравливать. Нечто подобное происходит и с нашим обществом, где источником постоянного всеобщего стресса являются не столько отношения двух или трех ветвей власти, сколько отношения двух заглавных фигур нашего общества … (далее говорит о недопустимости конфронтации между президентом и спикером парламента и предлагает в качестве пути разрешения конфликта немедленные досрочные выборы парламента и президента)…Не сомневайтесь, досрочные выборы пройдут, новая Конституция будет принята, и рынок не погибнет, но стрессовое состояние явно ослабнет, и организм государства российского начнет выздоравливать. А пока жить уже невмоготу. Больно, горько и стыдно за Русь великую. Поймите это и примите мудрый совет опытного доктора Лебедева: снимите стресс. Россия этого ждет." (В.Н. Егоров)

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса, предпринятому в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, "зацеплять страсти", рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно - разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав наиболее оптимальный вариант, краткий по форме, емкий по содержанию, помогающий оратору решить все проблемы разом, как говорил

М.М. Сперанский, "делать заключения сухие и холодные значит терять плод своего слова."[Сперанский М.М. Правила высшего красноречия // Об ораторском искусстве]

Вы наверняка слышали выражения: «Первое впечатление всегда самое сильное» или «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Уверен я и в том, что вы слышали поговорку: «Хорошее начало полдела откачало».

Выходя на сцену, вы должны приложить все усилия к тому, чтобы первое впечатление аудитории о вас было позитивным. Так вы привлечете ее на свою сторону, и она будет готова слушать и воспринимать ваши слова.

«Начало – самая важная часть любой работы, особенно для молодой и незрелой личности: в это время характер только формируется, и желаемое впечатление будет воспринято более благоприятно», – .

Знакомство со слушателями

Если вы выступаете с презентацией, перед началом которой кто-нибудь представляет вас слушателям, то его слова как раз и закладывают тот фундамент, на котором вы будете строить свое выступление. Задача официального представления – вызвать у публики определенные ожидания. Цель – заставить слушателей мысленно и эмоционально податься вперед, вам навстречу, чтобы узнать, что именно вы собираетесь им сообщить. Поэтому следует заранее внимательно спланировать свое знакомство с аудиторией.

В идеале в начале официального представления спикера описываются его достижения. Затем оглашается тема или название презентации. И наконец, сообщается имя выступающего. В зависимости от темы и длительности выступления представление может быть кратким или развернутым.

Вот пример краткого представления: «Наш сегодняшний гость является основателем двадцати двух компаний, восемь из которых сделали его миллионером. Сегодня он расскажет нам, как мы можем “преуспевать в бизнесе, полагаясь лишь на собственные силы”. Пожалуйста, поприветствуйте мистера ».

Развернутое представление будет включать в себя больше деталей из биографии спикера и его достижений, особенно в областях, связанных с темой выступления. Задача стоит всегда одна – вызвать у аудитории доверие к оратору и сформировать определенные ожидания от встречи с ним, чтобы слушателям не терпелось узнать, что этот человек собирается им сказать.

Итак, вас представили. Что дальше?

С момента окончания официального представления и до того, как вы начнете свою презентацию, должно произойти очень многое. Поэтому запомните следующие пять пунктов и, выходя на сцену, следите за их выполнением – так вы произведете благоприятное впечатление на аудиторию и зададите верный тон для общения с ней.

Ступайте уверенно

Когда прозвучит ваше официальное представление, выйдите на сцену и поздоровайтесь с ведущим за руку. Можете даже слегка обнять его, если посчитаете такой жест уместным. Позвольте ему уйти со сцены и затем повернитесь к аудитории.

Начните с паузы, чтобы дать слушателям время успокоиться и сосредоточиться. Улыбнитесь и в течение нескольких секунд медленно обведите взглядом зал, как будто вы и вправду счастливы, что оказались здесь, среди всех этих людей.

Пока вы будете стоять на сцене и, улыбаясь, держать паузу, аудитория быстро успокоится, замолчит и направит все свое внимание на вас, предвкушая начало выступления. После того как все смолкнут и воцарится напряженное ожидание, произнесите сильное, ясное, дружественное, интересное, мгновенно захватывающее воображение аудитории вступление, которое вовлечет слушателей в презентацию и будет перекликаться с вашими заключительными ремарками.

Выглядите подобающе

В отношении внешнего вида действует одно железное правило: ничто в вашей одежде, аксессуарах, прическе и макияже не должно отвлекать внимание от вас самих и вашего послания. Люди принимают решение о том, чего можно от вас ожидать, в течение первых тридцати секунд после вашего появления на сцене. Поэтому все в вашей внешности имеет огромное значение.

Своим видом вы говорите аудитории, что думаете о себе и как себя чувствуете. Внешний вид выражает ваше представление о самом себе, о своем имидже. Но и это не все: ваш внешний вид выдает также ваше отношение к аудитории. Правило здесь одно: то, что не помогает, – мешает.

Многие спикеры ошибаются, думая, что если они выйдут к аудитории небрежно одетыми, как будто только что закончили заниматься своим садом, то будут выглядеть крутыми. На самом деле подобный внешний вид говорит аудитории другое: что вы не уважаете ни ее, ни себя. Если у слушателей сложится подобное впечатление, что бы вы затем ни говорили, ваши слова не будут иметь для них той ценности, которую несут.

Мои клиенты, как правило, проводят годовые собрания в красивых курортных местечках на юге и западе страны. Они обычно сообщают, что все будут в одеты в стиле кэжуал и что я тоже могу прийти в повседневной одежде. Я никогда не принимаю подобных предложений. Хороший тон требует одеваться так же, как аудитория, или лучше ее. Запомните: вы всегда должны выглядеть как профессионал.

У меня есть друг, хороший начинающий спикер. Но он вырос в бедной семье. Поэтому не очень хорошо разбирается в вопросах стиля одежды и аксессуаров. Кто-то подарил ему на Рождество массивное золотое кольцо. Он носил его на мизинце даже во время выступлений, поскольку ему казалось, что перстень красивый.

Так длилось до тех пор, пока после очередного семинара организатор мероприятия не отвел его в сторонку, чтобы сказать: «Вы хороший человек, и у вас хорошее выступление. Но когда человек носит такое кольцо на мизинце, он становится похож на сутенера».

Парню и в голову не приходило, что он производит подобное впечатление. Конечно же, он сразу снял кольцо и больше никогда его не надевал.

Создайте позитивные ожидания

Создавать ожидания – ваша первоочередная задача. Вам же хочется, чтобы аудитория чувствовала себя счастливой от того, что получила возможность попасть на вашу презентацию. Вам важно, чтобы она мечтала послушать вас, внимая каждому слову.

Не забывайте, что все присутствующие желают вам успеха. Они уже и так на вашей стороне и искренне хотят, чтобы выступление получилось хорошим. Ваши первые слова должны укрепить их в вере, что так и будет.

Очень важно, чтобы вы понравились слушателям с самого начала. Чем привлекательнее вы будете казаться людям, тем более открыто они воспримут ваше послание и тем меньше станут противиться вашим предложениям, которые, возможно, противоречат их представлениям и убеждениям.

Сразу берите управление в свои руки

Выходя на сцену для выступления, вы становитесь лидером. Люди, сидящие в зале, хотят, чтобы вы контролировали ход событий. Они желают, чтобы вы взяли управление залом в свои руки. Действуйте так, как будто помещение принадлежит вам и все присутствующие работают на вас. Они будут выполнять ваши команды.

После того как вас официально представят, немедленно пройдите туда, откуда собираетесь говорить. Шагайте, расправив плечи, с улыбкой на лице, с широко открытыми глазами и закрытым ртом. Двигайтесь бодро, уверенно, энергично и решительно.

Начиная говорить, сфокусируйтесь на одном-единственном человеке в аудитории, как будто заводите теплую и непринужденную беседу лично с ним. А затем плавно переведите взгляд на другого слушателя, потом еще на одного и еще. Такой прямой зрительный контакт «притормозит» вас, поможет успокоить нервы и наладить связь с людьми, сидящими в зале.

Будьте искренними и скромными

Самый лучший способ понравиться аудитории – быть собой и говорить искренне и скромно. Чтобы продемонстрировать свою искренность, ведите себя открыто и будьте самими собой. Можете показать, что немного растеряны и взволнованы пристальным вниманием и интересом со стороны аудитории. Улыбнитесь тепло и широко и обведите зал взглядом.

А как показать скромность? Просто не надо принимать вид всезнайки или человека, в чем-то превосходящего своих слушателей. Иногда, если ведущий, представляя меня, оказывается особенно щедр на комплименты, в ответном слове я говорю ему что-нибудь в духе: «Спасибо! Ты прочитал все, что написала моя жена обо мне, слово в слово. Но если честно, я до сих пор не могу заставить детей ложиться спать вовремя».

Длинный перечень возможных вступлений

Итак, вы стоите в свете софитов. Что делать далее, какими словами начать выступление? Существует несколько способов дать своей речи эффективный старт. Все они направлены на то, чтобы сразу завладеть вниманием аудитории и не позволять ей отвлекаться на посторонние дела до конца презентации.

Поблагодарите организаторов

Вы можете начать свою речь с благодарности в адрес слушателей – за то, что они пришли, а также в адрес организаторов – за приглашение выступить. Упомяните человека, который вас представил, или одного, а может, и нескольких руководителей организации, сидящих в зале. Им будет лестно и приятно, и вы почувствуете, что контакт с аудиторией уже установлен – что вы воткнули вилку в розетку.

Начните с позитивного утверждения

Похвалите слушателей

Можно также начать с похвалы в адрес аудитории, только говорить нужно искренне и очень уважительно. Улыбнитесь, как будто действительно безмерно рады оказаться среди собравшихся, будто все они ваши старые друзья, с которыми вы давно не виделись.

Скажите об аудитории нечто такое, что активизирует ее

Нередко, выступая перед членами какой-нибудь организации или группы предпринимателей, я начинаю так: «Спасибо вам за приглашение. Я только что узнал, что сегодня буду выступать перед залом, полным миллионеров, которые заработали свое состояние собственным трудом». После этого заявления я делаю паузу, улыбаясь и оглядываясь вокруг, давая аудитории время проникнуться моими словами. И затем продолжаю: «Насколько я понял, каждый, кто сейчас здесь присутствует, или уже является селфмейд-миллионером, или собирается им стать в ближайшем будущем. Я прав?»

Такие слова обычно вызывают в ответ дружное «да!». Все начинают улыбаться и соглашаться с тем, что их цель – стать миллионерами. После подобного начала они «просыпаются», приободряются и уже с нетерпением жаждут услышать, что еще я собираюсь им сказать.

Упомяните некое актуальное событие

Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка – вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли – привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Вспомните некое историческое событие

На протяжении многих лет я всерьез занимался изучением военной истории. Особенно меня интересовала жизнь и боевые подвиги выдающихся полководцев и военачальников, а также решающие битвы, которые они выигрывали. Конечно, среди моих любимых героев есть и Александр Великий.

Однажды меня попросили выступить на тему лидерства перед группой менеджеров компании, входящей в перечень «Top-500» журнала Fortune. Я решил, что история военной кампании Александра Македонского против царя Персии Дария отлично подойдет в качестве иллюстрации лидерских качеств одного из величайших полководцев в истории человечества. Свое выступление я начал следующими словами:

Жил-был когда-то молодой человек по имени Александр. Он вырос в бедной стране, но амбиций ему было не занимать. Еще с юных лет он решил, что хочет завоевать весь известный в то время мир. Но имелась одна маленькая проблема. Значительная часть этого мира находилась под властью огромной многонациональной империи под названием Персия, во главе которой стоял царь Дарий ІІ. Чтобы реализовать свои амбиции, Александру необходимо было отнять у лидера «рынка» его «рыночную долю». Дарий же был решительно настроен на что, чтобы отстоять свои права.

Сегодня вы и ваши основные конкуренты на рынке находитесь точно в такой же ситуации. Вам придется применить все свои лидерские качества и умения, чтобы выиграть величайшие маркетинговые битвы будущего.

Процитируйте слова известного человека

Начать выступление можно и с или печатного издания, которые недавно выступили с важным заявлением. Например:

Сегодня мы поговорим о том, почему некоторые люди зарабатывают больше, чем другие. Недавно лауреат Нобелевской премии по экономике Гари Беккер написал в своей работе, что неравенство доходов в США почти целиком является результатом разрыва в уровне знаний и умений различных групп людей. В следующие несколько минут я собираюсь показать вам, как можно восполнить дефицит знаний и умений, чтобы сократить этот разрыв и в ближайшие годы стать лидером в своей области.

Приведу еще пример. Одна из тем, которых я регулярно касаюсь в своих выступлениях, связана с необходимостью постоянного личностного и профессионального роста. Обычно я говорю что-нибудь в духе: «В XXI веке знания и ноу-хау имеют ключевое значение для успеха. Или, как сказал баскетбольный тренер Пэт Райли: “Если ты не становишься лучше, ты становишься хуже”».

Перескажите недавний разговор

Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление

Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Приведите данные новейшего исследования

Еще вы можете начать с цитаты из недавно проведенного исследования, например: «Как отмечалось в статье, вышедшей на днях в журнале Business Week, в 2007 году в Америке насчитывалось больше девяти миллионов миллионеров, большинство из которых заработали свое состояние собственным трудом. К 2015 году их количество удвоится».

Дайте слушателям надежду

Французский философ Густав Лебон писал: «У человечества всегда была, есть и будет одна религия – надежда».

Когда вы выступаете эффективно, то, как правило, даете слушателям некую надежду. Помните: конечная цель любого выступления – вдохновить людей на изменение своего образа мыслей, чувств и поведения. Вам нужно мотивировать их и воодушевить на такие действия, на которые иначе они не отважились бы. Все, что вы говорите, должно быть связано с тем, на что вы хотите подвигнуть слушателей, а также с причинами, по которым им следует это предпринять.

Начните с анекдота – если уместно

Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Среди лучших профессиональных спикеров есть люди, которые умеют начать с шутки, причем настолько уместной и колкой, что она буквально взрывает аудиторию и завладевает ее вниманием без остатка. Но такое умение сродни искусству. Не всем дано использовать юмор эффективно.

Следует учитывать и еще один важный момент. Начать с анекдота вообще-то совсем не сложно. Раньше я так и поступал почти в каждой речи. Но затем осознал, что первоначальные замечания задают тон всему выступлению и формируют определенные ожидания. Если я начинаю с шутки, аудитория решает, что и все мое выступление будет забавным и смешным. И когда я затем перехожу к более серьезным вопросам, многие люди теряются и чувствуют себя разочарованными. Будьте осторожны с юмором!

Позабавьте аудиторию

Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой – с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну – одновременно всем присутствующим. Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос

Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Поднимите руку, чтобы показать людям, чего вы от них ожидаете. Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?»

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!»

После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом – с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте так, чтобы слушатели заговорили друг с другом

Вы можете попросить людей в зале повернуться к своим соседям и обсудить некую конкретную тему, например: «Расскажите человеку, сидящему рядом с вами, какие знания вы хотели бы получить на этом семинаре». О чем бы вы ни попросили аудиторию – в пределах разумного, конечно, – она это сделает. Слушатели будут готовы принимать ваши распоряжения и лидерское положение до тех пор, пока вы будете вести себя уверенно.

Начните с проблемы

Выступление можно начать также с описания проблемы, которую необходимо решить. Если это будет актуальная для всех проблема, вы незамедлительно и безраздельно завладеете вниманием аудитории. Например, вы можете сказать:

Почти 63 процента людей, относящихся к поколению беби-бумеров, неумолимо приближаются к пенсионному возрасту, не располагая достаточным количеством средств на весь остаток жизни, который собираются прожить. Мы должны немедленно заняться этой проблемой и принять меры к тому, чтобы каждый человек, выходя на пенсию, мог жить комфортно до конца своих дней.

Сделайте заявление и задайте вопрос

Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Какой бы вопрос вы ни задали, люди инстинктивно, почти машинально стремятся на него ответить, пусть даже только про себя.

Если вы спросите: «Кто из присутствующих хотел бы удвоить свой доход в следующие один-два года?» – то почти все сидящие в зале машинально поднимут руки или отзовутся как-то иначе.

Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. На самом деле тот, кто задает вопросы, контролирует беседу и того человека, который на вопросы отвечает. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще. Иногда в качестве иллюстрации этого факта я задаю какой-нибудь простой вопрос типа: «Какого цвета ваш автомобиль?»

Каждый сидящий в зале автоматически задумывается над ответом. Я спрашиваю: «Какой у вас адрес?» – и люди тут же, моментально задумываются об этом. Когда человека спрашивают, он не может не ответить.

Начните с истории

Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были…».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Начиная со слов «Давным-давно жили-были…», вы даете аудитории понять, что начинается некий сказ. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина…»

Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией

Одна из самых важных задач вступительной части речи – налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня – или когда-то в прошлом – вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе

Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление – даже если семинар длился целый день – и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

Резюме

Умение придумать мощное, яркое начало для выступления перед любой аудиторией – дело наживное. От того, как вы структурируете вводную часть своей речи и как выйдете на сцену, зависит судьба вашей презентации. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света. В этом и состоит ваша цель.

Последние материалы сайта