Значение дракона на рыцарском гербе. Геральдическое значение дракона. Драконы в Европе

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
  • 1. Герб светлейшего князя Николая Мингрельского
  • 2. Герб князя Андрея Дадиан-Мингрельского
  • 3. Герб князя Казимира-Михаила Гедройц
  • 4. Герб князя Александра Барклай-де-Толли-Веймарн, генерал-лейтенанта
  • 5. Герб светлейшего князя Николая Лопухина-Демидова, полковника
  • 6. Герб князя Ивана-Павла-Александра Сапеги
  • 7. Герб князя Николая Одоевского-Маслова, гвардии ротмистра
  • 8. Герб графов Цукато
  • 9. Герб графов Гуттен-Чапских
  • 10. Герб графа Павла Коцебу, генерал-адъютанта, генерала-от-кавалерии
  • 11. Герб графа Николая Ивелича, полковника
  • 12. Герб графа Эвальда Унгерн-Штернберга
  • 13. Герб графов Капнистов
  • 14. Герб графа Дмитрия Мавроса, генерал-майора
  • 15. Герб графа Павла Игнатьева 1-го, генерал-адъютанта, генерала-от-кавалерии
  • 16. Герб графа Михаила Лорис-Меликова, генерал-адъютанта, генерала-от-кавалерии
  • 17. Герб графа Владимира Васильева-Шиловского
  • 18. Герб баронов Сталь-фон-Гольштейн
  • 19. Герб барона Михаила Боде-Колычева, тайного советника
  • 20. Герб князя Тенишева, князей татарских
  • 21. Герб князя Баюшева, отставного штабс-капитана; князей татарских
  • 22. Герб графа Миончинского, имеющего титул Римской Империи графа
  • 23. Герб Епанчиных
  • 24. Герб Подбереского, майора
  • 25. Герб Измалкова, коллежского секретаря
  • 26. Герб Рудницких
  • 27. Герб Тарасова
  • 28. Герб Горлова, действительного статского советника
  • 29. Герб Балашева, предок Мамон Андреев владел 1652 г. недвижимым имением
  • 30. Герб Василевского, коллежского советника
  • 31. Герб Палтова
  • 32. Герб Шиманского, коллежского секретаря
  • 33. Герб Теляковских
  • 34. Герб Ивана Васьянова, действительного статского советника
  • 35. Герб Корвин-Круковского, надворного советника
  • 36. Герб Селезнева, отставного штабс-капитана
  • 37. Герб Жуковского, сенатора, генерал-лейтенанта
  • 38. Герб Букреева, статского советника
  • 39. Герб Лишиных
  • 40. Герб Каниовского
  • 41. Герб Малама, губернского секретаря
  • 42. Герб Маковеева, майора
  • 43. Герб Маркевичей
  • 44. Герб Миодушевского, действительного статского советника
  • 45. Герб Виридарского, статского советника
  • 46. Герб Голенищевых-Кутузовых-Толстых
  • 47. Герб Ушаковых, соединенный герб, находящихся в VIII, IX и X частях Гербовника гербов двух отраслей рода Ушаковых
  • 48. Герб Галкиных-Враских
  • 49. Герб Мазаракия-Дебольцева, отставного полковника
  • 50. Герб Дмитрия Шубина-Поздеева, тайного советника
  • 51. Герб Николая Буда-Жемчужникова, отставного титулярного советника
  • 52. Герб фон Тишендорфа
  • 53. Герб Акима Михайлова Серебрякова, Cанкт-петербургского 2-й гильдии купца
  • 54. Герб Карла Миллера, отставного инженера-полковника
  • 55. Герб Фриша
  • 56. Герб Плаксина, генерал-лейтенанта
  • 57. Герб Бенедиктова
  • 58. Герб Стобеуса
  • 59. Герб Немеровского
  • 60. Герб Зерваницкого
  • 61. Герб Аполлона Кривошеина, статского советника
  • 62. Герб Куровского
  • 63. Герб Петра Мердера, генерал-адъютанта, генерал-лейтенанта
  • 64. Герб Михаила и Николая Ивановых, полковников
  • 65. Герб Печникова
  • 66. Герб Павла Демидова князя Сан-Донато, коллежского советника
  • 67. Герб Константина Башкирцева, поручика
  • 68. Герб Ахвердова, сенатора, генерал-лейтенанта
  • 69. Герб Дайнезе
  • 70. Герб Алексея Иванова Яковлева, полковника
  • 71. Герб Отто Радлова, лейтенанта
  • 72. Герб Жандра, сенатора, действительного тайного советника
  • 73. Герб Бекера
  • 74. Герб Соловьевых, Александра Федорова, надворного советника, и семейства (внесены в третью часть дворянской родословной книги Симбирской губернии)
  • 75. Герб Защука, майора
  • 76. Герб Левковца, коллежского советника
  • 77. Герб Федора и Николая Волошиновых, подпоручиков
  • 78. Герб Сильванского, коллежского асессора
  • 79. Герб Газенвинкеля, тайного советника, сенатора
  • 80. Герб Дьяконова, отставного капитан-лейтенанта
  • 81. Герб Эртель, потомства коллежского советника Василия Андреева
  • 82. Герб Жандра, генерал-майора
  • 83. Герб Вознесенского, генерал-майора
  • 84. Герб Мейнгарда, инженера, коллежского асессора
  • 85. Герб Гунниуса
  • 86. Герб Ксенофонта Гевлича, полковника
  • 87. Герб Алексеевского, надворного советника
  • 88. Герб Цытовича, генерал-майора
  • 89. Герб Миквица, генерал-майора
  • 90. Герб фон Дервиза, действительного статского советника
  • 91. Герб Вейсмана
  • 92. Герб Безобразова, титулярного советника
  • 93. Герб Георгия Саханского, артиллерии генерал-майора
  • 94. Герб Норпе, коллежского советника
  • 95. Герб Галкиных
  • 96. Герб Рунова
  • 97. Герб Карпа Зарецкого, отставного войскового старшины
  • 98. Герб Костанда
  • 99. Герб Струговщикова, тайного советника
  • 100. Герб Болдырева, генерал-майора
  • 101. Герб Кизерицкого, надворного советника
  • 102. Герб Аксенова, действительного статского советника
  • 103. Герб Боголюбова, тайного советника
  • 104. Герб Еленева, коллежского советника
  • 105. Герб Корша
  • 106. Герб Палажченко
  • 107. Герб Еранцева, коллежского асессора
  • 108. Герб Николая Емельянова Лазарева, надворного советника
  • 109. Герб Гезена, действительного статского советника
  • 110. Герб Котляревского, статского советника
  • 111. Герб Губера
  • 112. Герб Сольского, тайного советника
  • 113. Герб Свешникова, контр-адмирала
  • 114. Герб фон Берга, статского советника
  • 115. Герб Левестама
  • 116. Герб фон Гершельмана, пастора
  • 117. Герб Гедды, сенатора, тайного советника
  • 118. Герб Кроля, действительного статского советника
  • 119. Герб Жуковых, потомства есаула Сидора Жукова
  • 120. Герб Матвея Иванова Иванова, статского советника
  • 121. Герб Бихеле, коллежского советника
  • 122. Герб Волошинского, майора
  • 123. Герб Рудакова, коллежского асессора
  • 124. Герб Беленицыных
  • 125. Герб Гешвенда
  • 126. Герб Ивана Остроумова, действительного статского советника
  • 127. Герб Василия Степанова, тайного советника
  • 128. Герб Орлова, герольдмейстера
  • 129. Герб Грасса, статского советника
  • 130. Герб Александра Емельянова Лазарева, тайного советника
  • 131. Герб Ордина, действительного статского советника
  • 132. Герб Мережковского, действительного статского советника
  • 133. Герб Каменецкого, статского советника
  • 134. Герб Блюма
  • 135. Герб Морица Ильина Михельсона, статского советника, и сына Алексея
  • 136. Герб Гакена
  • 137. Герб Реймерса, действительного статского советника
  • 138. Герб Скрябина, полковника
  • 139. Герб Березина, капитан-лейтенанта
  • 140. Герб Кошлякова
  • 141. Герб Гаусмана, генерал-майора
  • 142. Герб Гантовера, титулярного советника
  • 143. Герб Геппенера, статского советника
  • 144. Герб Германа Конради, коллежского советника
  • 145. Герб Осипова, статского советника
  • 146. Герб Лемма, действительного статского советника
  • 147. Герб Бирина, полковника
  • 148. Герб Лозинского, статского советника
  • 149. Герб Перетца, статс-секретаря, тайного советника
  • 150. Герб Андрея Кистера, действительного статского советника
  • 151. Герб Брагина, надворного советника
  • 152. Герб Романченко, коллежского асессора
  • 153. Герб Луцкевича, статского советника
  • 154. Герб Регеля, действительного статского советника
  • 155. Герб Андогского, коллежского асессора
  • 156. Герб Кантемирова, статского советника
  • 157. Герб Лорберга, статского советника
  • 158. Герб Кононова, майора
  • 159. Герб Геринга, подполковника
  • 160. Герб Генриха Тецнера, подполковника
  • 161. Герб Зеленского, статского советника
  • 162. Герб Степана Деньковского, генерал-майора
  • 163. Герб Стуккей, действительного статского советника
  • 164. Герб Брунста, инженер-полковника
  • 165. Герб Александра Николаева Салькова, действительного статского советника
  • 166. Герб Петра Палимпсестова, действительного статского советника
  • 167. Герб Беренса, коллежского асессора
  • 168. Герб Бруни, коллежского советника
  • 169. Герб Эрнеста-Готлиба-Юлиуса Шредера, доктора медицины, статского советника
  • 170. Герб Михаила Ремизова, действительного статского советника
  • 171. Герб Петрова, протоиерея
  • 172. Герб Василия Васильева Сутугина, доктора медицины, коллежского советника
  • 173. Герб Галатова, подполковника
  • 174. Герб Девиена, действительного статского советника
  • 175. Герб Степана Егорова, статского советника
  • 176. Герб Александра Оппенгейма, статского советника
  • 177. Герб Пекарского, действительного статского советника
  • 178. Герб Николая Николаева Соколова, титулярного советника
  • 179. Герб Курбатова, коллежского асессора
  • 180. Герб Эдуарда фон Шульца, действительного статского советника
  • 181. Герб Эдуарда Франкенштейна, надворного советника
  • 182. Герб Макулеца, надворного советника
  • 183. Герб Федора Готвиха, статского советника
  • 184. Герб Алексея Юрьева, губернского секретаря
  • 185. Герб Михаила Победимова, статского советника
  • 186. Герб Бедо, полковника

«Спас Ли Юань - красную змейку, И наградой ему - супруга.
За помощь дракону Сунь И получил Рецепт от любого недуга.
Советуем всем: никогда не губите Диковинных странных тварей.
Их гибель вам принесет несчастья, Но всегда зачте
«Золотой угорь» (Сб.«Заклятие даоса» М.: Наука, 1987)

Основные правила западно-европейской геральдики

Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, - общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба


Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая - добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита



Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А. Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы геральдических существ

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

«Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

«Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа - немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

«Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.

Дракон

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»

Грифон

Griffin , Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные ; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва ; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями

Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции - те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, - также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев , часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», - это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste - поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, - это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.


При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений» ).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Исландия

На геральдическом щите изображен рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей. Основой для их вхождения в государственный герб послужил отрывок из произведения «Круг земной» известного исландского скальда, историка и политика Снорри Стурлусона, созданного ок.1230 г.

Сага об Олаве сыне Трюггви рассказывает о том, как конунг Дании Харальд, сын Горма, совершая поход против ярла Норвегии Хакона, решил совершить поход против Исландии в отместку за хулительные стихи, которые все исландцы сочинили о нем по решению Альтинга. «Харальд конунг велел одному колдуну отправиться в чужом обличьи в Исландию на разведку и потом ему донести. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он отправился на запад и обогнул стану с севера. Он увидал, что все горы и холмы полны там духами страны, большими и малыми. А когда он проплывал мимо Оружейного Фьорда, он заплыл в него и хотел выйти на берег. Но тут вышел из долины огромный дракон и за ним - множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Колдун поплыл прочь и направился на запад вдоль берега к Островному Фьорду. Но когда он заплыл в этот фьорд, навстречу ему вылетела птица, такая громадная, что крылья ее задевали горы по обоим берегам, а за ней множество других птиц, больших и малых. Колдун поплыл оттуда прочь и направился сначала на запад, а затем, огибая страну, на юг к Широкому Фьорду и заплыл в него. Но тут навстречу ему вышел огромный бык и пошел вброд по морю со страшным ревом, а за ним шло множество духов страны. Колдун поплыл прочь и направился на юг, огибая Мыс Дымов, и хотел выйти на берег у Викарскейда. Но тут навстречу ему вышел великан с железной палицей в руке. Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним. Оттуда колдун поплыл вдоль берега на восток. Но там, как он сказал, нет ничего кроме песчаных отмелей, и негде пристать, и сильный прибой, и море, такое огромное между странами, что на боевых кораблях туда не переплыть».

Таким образом, четыре эти фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.

© Снорри Стурлусон. Круг Земной. (Snorri Sturluson "Heimskringla"). "Наука". Москва, 1980. © Перевод, статьи, примечания Издательство "Наука", 1980 г. Издание подготовили: А.Я.Гуревич, Ю.К.Кузьменко, О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский.

Англия

На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов - дабы вселить ужас в войско неприятеля.

Столица Англии, а затем и Великобритании - Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было большое поселение бриттов - Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии. Но городская печать Лондона известна лишь с XIII в. - времени развития городского совета. Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, потому что святой Георгий Победоносец - покровитель Англии. По одной из многочисленных версий родиной этого полководца и христианского мученика называют Британию. Крест на печати дополняет меч апостола Павла - покровителя Лондона. Эти же символы закрепились в гербе города, утвержденном впервые в 1380 г. В XVI - XVII вв. сложился большой герб Лондона - с двумя драконами-щитодержателями (дракон - традиционный персонаж иконографии святого Георгия), рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).

Уэльс

В Уэльсе, подчиненном английским королям в XI - XII вв., города долгое время не имели утвержденных гербов. Узаконенное развитие местной геральдики начинается примерно с XV в., когда появились многие частновладельческие гербы и усилилось значение городов.

Основой герба столицы Уэльса - Кардиффа - стало знамя последнего самостоятельного принца Уэльса Гламоргана Иестина-ан-Гверганта - красное с тремя серебряными стропилами. В городском гербе 1906 г. его держит красный дракон - древний символ кельтских племен Британии, страж подземных богатств центра угольных копий. Красный дракон изображен и на флаге Уэльса. В углу гербового щита - цветок лука-порея, один из местных национальных символов. Серебряный щит и зеленая трава соответствуют цветам уэльского флага.

У другого крупного города Южного Уэльса - Суонси городская печать известна с 1548 г., а герб утвержден в 1843 г. На нем присутствует личный герб уэльского и валлийского рода Браое, расположенный на щите над серебряными приоткрытыми воротами замка в лазоревом поле. Над башнями - флаги с красным драконом.

Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам и к Генриху VII.

«Уэльсский Дракон» - «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом Подкладочном шелке» - был одним из флагов, предоставленных Генриху VII в Соборе Святого Павла в благодарственном молебне после его победы в Босфоре. Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, великого уэльсского короля, которого называли «последний король Британии», символ которой - олицетворяющий храбрость и свирепость дракон - был принят позднее уэльсскими принцами.

Самое раннее упоминание о красном драконе как о национальной эмблеме Уэльса появляется в «Истории Бриттов», где рассказывается известная история о сражении красного и белого драконов, которые бушевали ниже участка крепости Вортиджерна в Снойдония, и красный дракон, сначала имеющий худшее положение в конце концов преодолевает белого. Бой был использован для того, чтобы показать в символической форме борьбу между англами и саксами и Мерлин предсказал, что англичане после долгих лет притеснения, однажды оттеснят саксов за море. С того времени красный дракон символизировал великих уэльсских принцев, и, вполне определенно, он должен был, в конечном счете, быть выбран Королевской Эмблемой Уэльса.

Дракон входил в герб династии Тюдоров и найден в Тюдоровских рукописях, на Тюдоровской печати и даже, согласно Королевскому Монетному двору, на лицевой стороне золотых суверенов Генри VII.

В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.

Уэльский флаг состоит из двух равных горизонтальных полос, белой над зеленой, поверх которых расположен большой красный дракон, идущий с поднятой правой передней лапой.

На первоначальной версии флага был изображен дракон, стоящий на зеленых холмах. Постепенно это изображение трансформировалось в современную версию.

Изображение Красного дракона использовалось при чеканке золотых монетах Генри VII, единственного британского монарха, использовавшего дракона как марку монетного двора. На всех остальных монетах если и присутствовали драконы, то только повергаемые Св. Георгием.

Знаменитый красный дракон Уэльса был скопирован Норманом Силлманом с рисунка Геральдической палаты для воспроизведения на фунтовой монете. Как и копии 1985 и 1990 годов, новая уэльская монета носит надпись по краям «PLEIDOL WYF, I"M - GWLAD», взятой из уэльсского государственного гимна и означающей «я верен моей стране». До настоящего времени этот знаменитый дракон появился на фунтовых монетах 1995 и 2000 годов.

Гербы г. Банкомпанья




В основу взят родовой герб семейства,
проживавшего в городе Бонкомпанья
Maison Buoncompagni
De gueules, au dragon issant d"or.

Maison Buoncompagni - Prince de Piombino
De Buoncompagni, au chef de Gonfalonier de l"Eglise.

De Buoncompagni, a la plaine de Ludovisi.

Ecartele: 1 et 4, de Ludovisi; 2 et 3, de Buoncompagni,
au pal de Gonfalonier de l"Eglise, brochant sur l"ecartele.

Милан

Согласно древней легенде, в первом крестовом походе, родоначальник рода Висконти (первых герцогов миланских) убил на дуэли предателя и взял себе его щит, на котором был изображен змей, держащий в пасти ребенка. В дальнейшем этот герб стал гербом города Милана, символизируя силу и победы города. В середине XV века миланский престол вместе с гербом перешел к династии Сфорца. Дочь герцога Галеаца Сфорца, ставшея через замужество Великой Княгиней Литовской привезла этот герб в Белоруссию, в город Пружаны .


Loska dolina

Rogasovci (Словения)

Sentjur pri Celju (Словения)

Duplek (Словения)

Kamnik (Словения)

Kozje (Словения)

Krsko (Словения)

Postojna (Словения)

Radlje ob Dravi (Словения)

Любляны (Словения)

Ziri (Словения)

Ljutomer (Словения)


La komunoma
blazono de Sencur
en Slovenio

Donji Miholjac (Словения)

Sveti Jurij (Словения)




Senj


Senj (Словения)





Jena

Герб г. Тараскон

Эльзас, Франция













Zeitz













Melfi

Jesolo

Португалия, XVIII век

Последние материалы сайта