Что означает педагогика дополнительного образования. Педагог дополнительного образования: кто он

29.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

· умение стимулировать творческие способности учащихся;

· умение работать по специальному учебному плану;

· умение консультировать учащихся.

Однако, человеческая психология - важный фактор развития педагогики дополнительного образования, также, как коммуникации и информационный обмен . Это значит, что к образовательному процессу следует подходить прежде всего как к процессу развития гуманитарной системы, так как в образовательной технологии неизбежна неопределенность, а успешные попытки жесткой алгоритмизации маловероятны.

Как видно из этого краткого списка, мы не будем отклоняться, принимая эту поправку, просто присоединяясь к внешнему миру. Можно было предположить, что многие люди будут опасаться самообразования и будут неохотно учить отдыхающих. Ну, учителя привыкли к этим оговоркам, поэтому - ничего нового под солнцем. Но это шизофрения, с которой мы сталкивались уже много лет.

Мы хотим, чтобы учителя были высококвалифицированными, мотивированными и имели школу выбора, но больше, чем способ для них найти препятствия, которые мешают решению. Надеюсь, что этот подход не победит. Меня интересовало британское исследование, в котором говорилось о преимуществах отпуска для учителей. Это указывает на значительное изменение и улучшение уверенности в себе, повышение мотивации и развитие их знаний и навыков.

Поэтому не столько овладение чужими методиками решает успех дела, сколько способность педагога дополнительного образования к собственной творческой деятельности. В таких образовательных процессах акцент делается не столько на объяснение ученикам "знания", сколько на развитии их интересов и расширении индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Каждый родитель хотел бы хорошего учителя для своего ребенка, человека, который принимает канон как значимую профессию. Ставрос Лука сначала поднимается по лестнице школы Йоханнесса в Швиш-Мальмз, правой рукой вытягивая носовой платок. Он застрял в пробке, в первый день самой тяжелой части жизни, которая не должна была произойти. Когда он входит в класс 9, Луке нужна улыбка: Типичный перекос, ты думаешь, она всегда опоздает, скажем, двадцать девушек, которые понятия не имеют, что делать в следующем месяце.

Награждение проекта было ясным: класс А, согласно общенациональному сравнению одного из худших классов в Швеции, должен стать одним из лучших трех за пять месяцев. Единственная мера для достижения этой цели заключается в том, что все восемь учителей будут обмениваться на восемь «сверхдержав» - учителей из школ бакалавриата. Учителя не получают специальной награды за работу, напротив, соответственно ухудшаются условия их работы. Он смотрел телевизор целый день, успех или потерю. Что-то вроде «Гангста» с раем.

Сегодня, когда проблема воспитания стоит особенно остро, педагог дополнительного образования должен быть творцом, готовым экспериментировать, в процессе общения влиять на поступки детей, профессионально решать образовательно-воспитательные задачи. Педагогическая интуиция дается опытом и судьбой, ее не получишь, листая методички и читая брошюры. Технологии «работают» только у умного и творческого педагога. Поэтому качество образования, несомненно, зависит от культуры педагога, которая определяет его действия в конкретной образовательной ситуации. Но при этом в современных условиях нельзя делать немедленную ставку на личностную педагогику: наше общество к этому не готово. Такая педагогика - наш ориентир, не отрицающий существования технологичной педагогики, которая успешна в силу точного проектирования учебной деятельности, осуществляемой любым педагогом. Одна и та же технология может осуществляться разными исполнителями добросовестно, но любая технология опосредуется свойствами личности автора.

Проект, начавшийся в Швеции, с описанием фильма «Опасные мысли»в главной роли Ставроса Луки, семилетнего математика, возник на Кипре. Эксперимент доказал свою ценность. Что все учителя не то же самое, хотя немецкая школьная система чувствует, что это так.

Что делает Ставрос Лука, хорошо ли он? Они стараются поддерживать связь со своими учениками, они пытаются поговорить друг с другом или просто дать ему руку, прикоснуться к ней по плечу, в классе есть четкие правила, позволяющие свободно перемещаться, если люди хотят помогать друг другу и т.д. учитель никогда не говорит: никогда и не отвечает на неправильный ответ, но это новый вызов. Он не улыбается своими историями, это очень важно на фоне большого иммигранта, и он уважает каждого из них.

В сознании многих опытных педагогов укоренилась уверенность, что долгие годы работы с детьми дают профессиональную культуру, а использование новых приемов работы выводит их на современный уровень преподавания. Это профессиональное самообольщение, мешающее педагогу понять изменение социокультурной ситуации в образовании, которая требует совершенно иных подходов и позиций, соответствующих современной эпохе.

Можно ли воспитывать таких «супер-игроков» в качестве стандарта, а не только как несколько оригинальных оригиналов? Профессор Юрген Баумерт, руководитель Института исследований образования Макса Планка в Берлине, опровергает мысль о том, что хорошим учителем может быть только тот, кто обладает необычайным талантом от природы и должен получить только свой опыт. С его рабочей группой он создал модель, которая содержит четыре группы основных компетенций, с другой стороны, скрывая индивидуальные способности.

В первую очередь, учитель нуждается в качественных профессиональных знаниях, дополненных дидактикой. Конечно, похоже, что в дебатах существует настоятельная потребность в том, чтобы учитель в начальной школе обладал таким совершенным навыком. Согласно Баумерту, это абсолютно необходимо, иначе учителя не поймут, почему некоторые люди ошибаются в некоторых вещах, и они не могут делать это дидактически.

Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

Профессионализм педагога дополнительного образования

Если попытаться определить наиболее важные факторы, влияющие на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования, то таким фактором будет профессионализм педагога: только рядом с мастером может вырасти другой мастер, а воспитать личность может только другая личность, кроме того, лишь у мастера можно научиться мастерству.

Эта работа требует человека, поэтому только долгосрочный консультант с ним, лучший из тех, кто имеет саморегулируемую саморегуляцию, способность не преодолевать стресс. Также можно учиться, но обычно это не часть образования учителей. Хороший учитель любит темы, которые он делает, но не только, он также может проявить энтузиазм к остальным.

Для этого необходимо иметь четкие ценности ценностей, а не выполнять свою роль и быть как друг, а развивать гармоничный профессиональный гетус. Наставник должен быть экспертом и «многозадачным», все учителя должны быть такими. Это отличает профессию преподавателя от других. У них нет обложки, как те, кто выполняет свою работу в офисе, или они могут найти агентство, которое лучше всего подходит им, включая интровертированный характер. Вот почему многие имеют свою карьеру с синдромом выгорания. Существуют различные исследования слабых учеников, но о таких звездах, как Ставрос Лука, о том, что работает лучше других, на самом деле мало что известно об этом документе.

Поэтому профессионализм педагога - основа для формирования и развития личности ребенка. В чем же заключается профессионализация? Подходов к определению этого понятия много. На наш взгляд, интересна точка зрения тех специалистов, которые рассматривают профессионализацию как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешаются специфические противоречия, присущие социализации в целом.

В этом отношении, однако, ситуация в РИ является неудачной, как это подтверждается. В Финляндии, где учителя зарплаты слишком высоки, им оказывается поддержка как школьной, так и внешкольной поддержки. Изучение финских учителей мало чем отличается от остального мира, за исключением того факта, что только 10% студентов допущены к учебе в этой области после строгих тестов. Это сопровождается тем фактом, что перед изучением какой-либо средней школы проходит значительная подготовка. В Финляндии большинство детей в академической семье изучают, хотя они очень серьезно относятся к этой системе, дети из семей, где нет традиции образования, находятся в очень невыгодном положении на этом уровне образования.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия между личностью и профессией, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого. Не зря говорят, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.

Некоторые университеты Германии также имеют смутное мнение, что студенты должны быть более избирательными. Тем не менее, нет аналогичного способа выбора закона, поскольку университеты обязаны держать всех студентов в супружеской учебной программе. Половина из них прерывается во время учебы, но они не обязательно лучше, особенно те, у кого нет другой альтернативы.

Обратные ссылки и автономные школы. Швейцарский ученый Юрген Оэлкерс обнаружил, что, например, в Германии существует 100 различных способов обучения учителей друг другу, и они не координируются вообще. Университет особенно интересуется областями обучения, которые будут использоваться учащимися, поскольку ожидается, что рефинансирование будет обладать некоторой педагогической компетенцией. Если есть какие-либо недостатки в процессе повторного приема, университет может использовать его для других студентов или может игнорировать их.

«Процесс профессионализации проходит несколько стадий, - отмечает (г. Ярославль), - где осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности может свидетельствовать тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносятся изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Тем самым можно говорить не только о прямой зависимости способностей и деятельности, но и обратной, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения».

Обратная связь с практикой совсем отсутствует. Возникает вопрос: кто несет ответственность за эту систему, чтобы гарантировать, что будущие учителя получат качественное образование? Каждый может притворяться неудачниками других, без необходимости иметь дело со своими.

Как работает хорошая школа, это зависит от того, кто это делает и кто над этим работает. Но хорошая работа ведется только по вашей воле. Ученые и аккредитованные учителя имеют возможность систематически улучшать процесс обучения, а некоторые из них это делают. Если они будут работать под землей, ничего не произойдет. Они исследовали, при каких условиях учителя и высокие исполнители.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности и профессионализма. выделяет некоторые особенности личности, необходимые для выполнения им профессиональной деятельности:

1) Способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества.

Они сочли возможным использовать три основных принципа обучения: автономию, обратную связь и конкуренцию. Независимость работает только с хорошей обратной связью. Это необходимый сравнительный тест, информативный для родителей и учеников и общедоступный. Конкурс собирается улучшиться. Создайте рейтинг родителей и учеников, которые могут отдавать предпочтение другим школам.

Школьная система не может быть лучше, чем ее учитель. Как фильм Швидзи сыграл главную роль с Ставросом Лукой? Необходимо преодолеть различные кризисы. Одним из самых важных был протест родителей, которые чувствовали, что их дети были перегружены. Затем появилось первое в равной степени решение уравнения, первое испытание рок-музыканта, первый успех в статьях. И на самом деле она действительно пробилась на третье место в Швеции и в математике под руководством Ставроса Луси сначала на мгновение. Все дети могут продолжать на более высоком уровне дальнейшего образования.

2) Знания и навыки, необходимые для работы. Это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

3) Склонность и желание работать, к чему относятся такие качества как воля, мотивация. При этом следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

И у него было много зрителей, и это была значительная часть дебатов об образовании. Эксперимент показал, что учителя могут компенсировать семейный дефицит у каждого ребенка, но они должны быть достаточно хорошими. Экономическое образование Хендрик Юрген и Керстин Шнайдер также нашли в своих исследованиях, что: «Если у ребенка плохая финансовая среда в течение пяти лет очень хорошего учителя, то его образовательный шанс равен шансу ребенка из экономически сильной семьи с учителем среднего класса».

Не имеет значения - преподаватель языка Мастер профессионального образования Учитель досуга Педагогический психолог Преподаватель педагогических предметов Преподаватель средней школы Учитель начальной школы Учитель детского сада Учитель преподавателя университета.

Кроме этого следует учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, высокое развитие которых свидетельствует о большом профессионализме работника. выделяет следующие:

«достаточная скорость работы...»

«достаточная точность работы...»

«безвредность работы для психофизиологического организма человека...». Здесь имеется в виду такая безвредность, при которой нет истощения сил, т. е. человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Предложения работы - Образование и образование

Это не имеет значения - Чехия Другие государства Словацкая Республика. Лекторы дополнительного образования Лекторы курса управления проектами. Требуемое образование: бакалавр. Надлежащая практика, опыт чтения лекций и университетского образования являются условием.

Глава министерства также добавил, что «везде есть дополнительные рабочие места». «Каждая работа, каждое место работы является приоритетом», - сказала Залевская.

Обратите внимание, что есть другие моменты, другие действия. Затем премьер-министр Туск закрыл год, открыл новый.

отмечает, что «важным является и наличие у специалиста позитивной самооценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке работника со стороны коллег . Критериями того, что человек считает себя профессионалом, может служить степень зависимости от внешнего признания его профессионализма (публичные благодарности, признание руководителей, грамоты, чтобы все приветствовали и т. п.). Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм». Высокая экспертная оценка, безусловно, является показателем профессионализма человека. Критериями этого может быть занятие у этого специалиста детей сотрудников, приход детей или взрослых по рекомендации коллег, консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

В чем разница между обзором Туска и обзором Койота? Когда будут написаны новые учебники на основе новых учебных планов? Готовы ли новые учебники? Для видеопроигрывателя браузер должен быть включен в браузере. Но суть программы все еще находится в консультации.

Это расписание, зафиксированное издателями. Означает ли это, что основы консультаций могут все еще меняться, и уже мы готовим к ним учебники? Возможно, вы заметили, что было что-то вроде предварительной концентрации, когда, например, было такое утверждение, что теории Дарвина не было. Но в консультации внимание - и довольно сильное - даже министерство правительства Беаты Сыдло.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Поскольку высокий интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют применять этот интеллект. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К конфликтным особенностям относятся постоянное подсчитывание кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно пытаются предлагать решение проблемы. Их личная позиция чаще всего бывает пассивного характера, т. е. дальше возмущения дело не идет. Психологами установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или неудовлетворенных деятельностью, используя систему личностных критериев (то есть это вещь субъективная). Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет: выше, чем ниже уровень притязаний. Здесь мы опять возвращаемся к тому внутреннему состоянию и ощущению себя как профессионала и личности. Внешнее поведение и состояние полностью зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена довольно сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал, что она в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы это все происходило, необходимо в этом направлении предпринимать какие-то действия. пишет, что 5-10 минутная тренировка центральной нервной системы должна стать для педагога делом привычным, как утренняя гимнастика. Каким образом можно регулировать свое психическое состояние?

1) Саморегуляция эмоциональных состояний может осуществляться через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключается от причины эмоции на их проявление - выражение лица, позу и т. д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствует снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливают эмоциональные переживания.

2) Умение управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое делание «рож» перед зеркалом,

3) Управление тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся медитативные техники, тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4) Управление темпом психических процессов. Сейчас разработан и довольно эффективен комплекс дыхательных упражнений; лучше, конечно, заниматься этим в группе и под руководством тренера, однако можно и самостоятельно «продышать» психическое напряжение. Наличие в арсенале человека быстрых и медленных темпов движения также способствует регуляции психического состояния и поддержанию психического здоровья. При волнении лучше выбирать медленный темп движения и высказывания. Не следует откладывать сегодняшние дела на завтра.

5) Необходимо создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, физические нагрузки, хобби - все, что может помочь восстановить душевное состояние.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребенка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования - проблема внешкольной педагогики. Профессиональные и человеческие качества педагога-внешкольника в отсутствии науки «внешкольная педагогика» являлись и продолжают являться критерием эмпирики, ориентирами для подрастающих поколений человеческой доброты, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».

Наиболее ярко и точно дал характеристику профессионального портрета педагога-внешкольника: «Педагог-внешкольник - это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».

Тарифно-квалификационная характеристика педагога дополнительного образования

Под квалификационной категорией понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной сложности.

6- 14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизиологической целесообразности. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников). Участвует в разработке и реализации образовательных программ , несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников). Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Повышает свою профессиональную квалификацию.

· Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены и общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических задач.

· Методику и организацию учебно-воспитательного процесса в УДО.

· Программно-методическую документацию.

· Правила охраны труда.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществляет руководство кружком, клубом, секцией, студией и другими формами внешкольной работы:

· комплектует состав коллектива, принимает меры по его сохранению в течение срока их работы;

· составляет планы и программы с учетом дифференцированного подхода к обучающимся (или осуществляет подбор типовых программ);

· обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизиологической, социально-экономической целесообразности;

· обеспечивает соблюдение санитарно - гигиенических норм в течение учебного процесса;

· систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

· участвует в деятельности методических объединений учреждения.

2.2. Пропагандирует детское творчество:

· выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;

· поддерживает одаренных и талантливых воспитанников;

· организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творческих отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.;

· оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

· осуществляет связь с другими коллективами по своему профилю деятельности.

2.3. Участвует в финансово - хозяйственной деятельности в пределах компетенции:

· обеспечивает совместно со службами УДО развитие и укрепление материальной базы коллектива;

2.4. Ежемесячно отчитывается о работе учебного объединения перед заведующим отделом, периодически перед администрацией УДО.

2.5. Выполняет правила внутреннего трудового распорядка.

2.6. Участвует в общей работе коллектива, посещает педагогические советы и производственные совещания.

Дополнения к должностным обязанностям педагога дополнительного образования 2 квалификационной категории

Имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического и другого профессионального труда в области педагогики, психологии, физиологии, а также базового содержания преподаваемого предмета.

Владеет и применяет в своей деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих вариативность образовательного процесса.

Практика работы педагога способствует сохранению контингента обучающихся, с которыми он взаимодействует.

Определяет перспективы развития своего коллектива и обеспечивает их реализацию.

Обеспечивает устойчивые положительные результаты в образовательном процессе.

Обеспечивает участие воспитанников в городских смотров, конкурсах и соревнованиях.

Участвует в обмене передовым педагогическим опытом внутри подразделения УДО.

Участвует в методической работе УДО по своему профилю.

Дополнения к должностным обязанностям педагога дополнительного образования 1 квалификационной категории

Имеет знания и умения, позволяющие вести преподавание на разных уровнях.

Владеет современными методами психолого-педагогической диагностики.

Владеет и применяет в практической деятельности современные педагогические технологии.

Владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету.

Умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития, способностей, здоровья и т. д. категориями обучающихся, применяя профильные и разноуровневые программы.

Участвует работе творческих групп УДО по выработке педагогических принципов и приоритетов.

Обеспечивает высокую результативность образовательного процесса.

Реализует на практике свои педагогические разработки.

Готовит призеров городских, региональных и международных конкурсов, смотров, соревнований и т. д.

Использует в работе опыт педагогов дополнительного образования по профилю.

Дополнения к должностным обязанностям педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

Осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики.

Осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания детей.

Самостоятельно разрабатывает и применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к применению.

Владеет исследовательскими методами обучения и воспитания обучающихся.

Участвует в экспериментальной работе УДО.

Разрабатывает новые педагогические технологии.

Готовит призеров всероссийских, международных конкурсов, смотров соревнований и т. д.

Предоставляет базу своего коллектива для проведения смотров, конкурсов, выставок, конференций, олимпиад, семинаров с детьми и педагогами по профилю.

4. ПРАВА

4.1. Педагог дополнительного образования имеет права, предусмотренные законом “Об образовании” и типовым положением об учреждении дополнительного образования, а также права, предусмотренные в уставе учреждения.

Педагог дополнительного образования имеет право:

· предлагать администрации УДО и руководителю отдела изменения в программе своего объединения.

· вносить предложения в дирекцию по улучшению педагогической деятельности УДО.

· получать от администрации информацию о работе УДО.

· пользоваться в установленном порядке имуществом УДО.

· участвовать в самоуправлении УДО.

· участвовать в экспериментальной деятельности.

· составлять удобное для детей расписание.

· издавать свои педагогические разработки.

· привлекать родителей для работы с детьми.

· участвовать во внебюджетной деятельности УДО.

· получать установленные надбавки и доплаты в УДО.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность за качество работы с детьми, за соблюдение прав и свобод обучающихся, правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм в период проведения занятий.

5.2. Педагог дополнительного образования несет ответственность за выполнение своих трудовых обязанностей в соответствии с КЗоТ РФ.

Материалы предоставлены кандидатом философских наук,
главным методистом Центра развития систем дополнительного образования детей
Министерства образования РФ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»

(МАОУ ДОД «ДДТ №1»)

652150, Кемеровская обл., г.Мариинск, ул.Ленина,8

Тел:8(384-43) 5-29-33. E-mail: [email protected]

Разработка методического совета "Педагог дополнительного образования – профессионал. Какой он?"

Составитель: Шишлянникова

Наталья Николаевна, методист

дополнительного образования

Мариинск

2013

Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе МАСТЕРА.
Те, кто в жизни постичь смогли
Щедрость камня, душу металла,
Свежесть формулы,
Соль земли….

Р. Рождественский

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии - педагог дополнительного образования. "Труд, творчество, талант" - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога-мастера. Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства приходит в дополнительное образование со своей уникальной профессией - "Успехом творчества" и постигает педагогику через самообразование. Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следует вкус к жизни, умение общаться с людьми.

Методический совет на тему

“Педагог дополнительного образования – профессионал, какой он?”

Цели методсовета:

  1. Выявить представление педагогов “Дома детского творчества №1” о понятии “педагог-профессионал” и согласовать их в коллективе.
  2. На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный “портрет” современного педагога-профессионала и сравнить его с “портретом”, который сформулирован в нормативных документах.

Сформулированные цели затрагивают один из важных вопросов:

  1. Соответствует ли квалификация педагога дополнительного образования и его реальная деятельность требованиям времени?

В ходе методического совета каждый педагог имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие с ним коллег.

Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в нашем учреждении дополнительного образования, является не столько желание администрации учреждения и ее обоснованная управленческая деятельность, сколько педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.

Образно говоря, наше учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое объединение - отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.

Хороший педагог в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура нашего учреждения в целом создает необходимые условия для того, чтобы ее выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Задача первого этапа методсовета: “Составить профессиональный портрет современного педагога дополнительного образования”.

Попробуем составить портрет в ходе деловой проективной игры “ Портрет ” (время работы 5 - 6 минут).

Для удобства и скорости работы на этом этапе каждому участнику педагогического совета ранее была предложена анкета для самостоятельного заполнения, которая включает следующие вопросы: что должен знать и уметь педагог, качества личности педагога, мнение о современном педагоге дополнительного образования.

Задача второго этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представления педагогов о понятии «педагог-профессионал».

Руководитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию группы, объясняя, почему то или иное качество, свойство, значение должны быть присущи педагогу-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задавать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В сводной таблице (таблица 1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством педагогов

Профессиональный портрет современного педагога

Уважаемые коллеги, обратите ваше внимание на таблицу, которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.

Должностные обязанности педагога

Педагог должен знать

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их разнообразную творческую деятельность.

1. Конституцию РФ.

2. Комплектует состав обучающихся объединения и принимает меры по сохранению его в течение срока обучения.

2. Законы РФ.

3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

3. Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования.

4. Соблюдает права и свободу обучающихся.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

5. Педагогику.

6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения.

6. Психологию.

7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса.

7. Возрастную физиологию и гигиену.

8. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию.

8. Методику поиска и поддержки талантов.

9. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

10. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.

10. Программы занятий объединений.

11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

11. Основы детских коллективов.

12. Повышает профессиональную квалификацию.

12. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выводы:

Наши знания о самих себе поверхностны, что может быть помехой в определении.

  1. Для успешной деятельности необходимо переосмыслить свои представления о себе как о профессионале;
  2. Следует четко знать квалификационные требования, которые предъявляются к педагогу в ходе аттестации;

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  1. быть чутким и доброжелательным;
  2. понимать потребности и интересы детей;
  3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  4. обладать широким кругом интересов и умений;
  5. быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  6. быть активным;
  7. обладать чувством юмора;
  8. располагать творческим потенциалом;
  9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Любому педагогу важно уметь регулировать свое психо-эмоциональное состояние. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать автогенная тренировка, медитация, тренинги. Я предлагаю вам зачитать несколько педагогических настроев.

(каждый участник методсовета получает педагогические настрои, затем каждая группа зачитывает по одному настрою)

Настрой на учебное занятие.

Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящее занятие. Мысленным взором я охватываю всех детей, находящихся в кабинете. Я хорошо чувствую атмосферу и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план занятия и что я должен на нем сегодня делать. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время занятия я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещен улыбкой.

Настрой на проверку.

Сегодня ко мне на занятие придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как не приятно бывает всегда, когда тебя кто-то контролирует. Я знаю свой материал хорошо, план занятия я держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собран и спокоен.

Если же я почувствую, что от присутствия проверяющего начинаю терять самообладание, я тут же надвину на него матовый стеклянный колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать его. Так что вперед, к победе!

Настрой на серьезный разговор.

Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт.

Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер я могу держать удар.

Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  1. способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  2. знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  3. склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. исследовательская деятельность;
  3. освоение новых педагогических технологий;
  4. различные формы педагогической поддержки;
  5. активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. обобщение собственного педагогического опыта;
  7. использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;
  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

  1. педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
  2. педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
  3. педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
  4. педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
  5. педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Литература

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1993.

Кондаков И. М. Внутренняя мотивация профессионального развития // Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996.

Леонтьев В.Г. Основные направления изучения активности личности // Психология и педагогика активности личности. - Новосибирск, 1992.

Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии, 1987, № 4.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры. // Вопросы психологии, 1997, № 4.


Последние материалы сайта