Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Гражданское законодательство и иные гражданско-правовые нормативные акты

27.04.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодательным органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к «иным правовым актам (подзаконным).

Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

«Иные федеральные законы» - в отличие от Гражданского кодекса содержат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского права (например, "О несостоятельности (банкротстве), "Об автономных учреждениях" и др.).

Иные (отельные) федеральные законы должны соответствовать гражданскому кодексу.

Иные нормативно-правовые акты» - это Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского законодательства, а также акты министерств и ведомств.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законодательства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной вла- стью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае про- тиворечия Указа Президента или постановления Правительства за- конодательству (Гражданскому кодексу или другому закону) - при- меняется соответствующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основании и во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между «иными правовыми актами» есть субординация.

К гражданско - правовым актам относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут приниматься лишь в случаях и пределах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами президента или правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конституция в понятие «законодательство» вкладывает более широкое содержание), кроме жилищного, находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы. Жилищное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Особенности гражданско-правовых нормативных актов.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные гражданско - правовые акты.


2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма- это норма, «которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» п.4 ч.2 ст. 421 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед нормой права: стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение аналогии закона и аналогии права (ст.6 ГК РФ).

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если они не противоречат императивным нормам или договору) - ст.5 ГК РФ.

5. В гражданском праве действует особое правило о допустимости обратной силы актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ ).

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

Нормативные акты являются основными источниками гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации внес достаточную ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. В качестве исходно важного положения следует отметить, что ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права). Подтверждением тому является само название статьи 3 ГК РФ. Это позволяет утверждать, что в современный период не перешло «по наследству» понимание законодательства в узком смысле (собственно законы) и в широком смысле (законы в совокупности с необъятным количеством подзаконных актов разного уровня). Нельзя согласиться с мнением о том, что термин «гражданское законодательство» в действующем праве по-преж­нему применяется в двух смыслах. Такое мнение обосновывается ссылкой на ст. 71 Конституции Российской Федерации . Однако такая ссылка несостоятельна, так как ст. 51 Конституции не дает для такого утверждения никаких оснований. Следует также учесть и то, что понимание гражданского законодательства в широком смысле слова привело в советское время к последствиям, которые никак не совместимы с идеей правового государства и принципом верховенства закона. Такое понимание гражданского законодательства как бы прикрывало ведомственный нормотворческий произвол. Например, в отношениях по поставке существовали два Положения, принятые Советом Министров Союза ССР, масса Особых условий поставок различных видов товаров народного потребления и продукции прозводственно-технического назначения, которые принимались различными ведомствами. Производственное объединение «Дальрыба» принимало даже собственный нормативный акт о поставке рыбной продукции. Суды руковод­ствовались не Гражданским кодексом, а ведомственными нормативными актами.

Гражданское законодательство. Определив гражданское законодательство как совокупность законов, следует выделить его существенные характеристики:

1) в соответствии с Конституцией и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации . Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;

2) в состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы , которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (ч. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ);

3) входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Такая система гражданского законодательства сложилась в настоящее время и это результат активной законотворческой и кодификационной работы предшествующих лет.

На первом этапе экономические преобразования в России столкнулись с отсутствием соответствующего правового обеспечения. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не соответствовал новым рыночным отношениям; Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года так и не вступили в силу в связи с развалом Советского Союза. Стали приниматься отдельные законы Российской Федерации. К первым из них относятся такие законы об интеллектуальной собственности, как Закон «Об авторских и смежных правах», Патентный закон, Закон «О собственности», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» – эти новые законы и стали ядром системы гражданского законодательства до принятия Гражданского кодекса РФ. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенные в действие на территории Российской Федерации, применялись лишь в части, не противоречащей новым российским законам. По мере принятия отдельных частей Гражданского кодекса РФ (приняты уже три части) прежние законы утрачивали свою силу, либо допускалось их применение в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Кодификация гражданского законодательства еще не завершена, предстоит принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. По завершении кодификации термины «часть первая», « часть вторая» и т.д. утратят свое значение, будет действовать единый кодекс со своими внутренними структурными подразделениям: разделы, главы, параграфы, статьи, абзацы.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:

1. Указы Президента Российской Федерации, которые:

– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае противоречия применяется Гражданский кодекс;

– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

2. Постановления Правительства, которые:

– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;

– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

Ведомственные нормативные акты. Ранее было отмечено, что в советское время ведомственные нормативные акты в сфере регулирования экономических отношений заняли ведущее место, оттеснив законы. Таких нормативных актов было великое множество и «выпускались» они самыми различными министерствами, ведомствами, комитетами, число которых было так­же велико. В итоге деятельность хозяйствующих субъектов была «заурегулирована» сверху и сводилась, по существу, к испол­нению нормативных и распорядительных актов государственных органов управления, степень самостоятельности предприятий была ничтожно малой. Этому есть и теоретическое объяснение. В любой системе управления, в том числе и в управлении экономикой, есть две подсистемы: управляющая и управляемая. Правовое обеспечение управления экономикой основывается на двух типах правового регулирования: общедозволительном (мо­жно все, что не запрещено законом) и разрешительном (можно только то, что разрешено). В системе управления экономикой каждая из подсистем может функционировать лишь на одном из двух указанных типов правового регулирования. Поэтому, если управляющая подсистема основана на общедозволительном начале, то управляемая подсистема будет основана на разрешительном. В советское время в период командной экономики так оно и было, что позволяло органам управления заниматься нормотворчеством, по существу, без всяких ограничений, а хозяйствующие субъекты (предприятия) могли делать лишь то, что им было разрешено, при этом даже не законом, а правовыми ак­тами органов управления. Для того чтобы какая-либо хозяйственная инициатива со стороны предприятий, которая не вписывалась в систему существующих разрешений, была реализована, необходимо было обращаться за разрешением в соответствующий орган управления. При этом иногда дело доходило до абсурда и инициатива предприятий терпела крах. Можно привести такой пример. В свое время отходы от производственной деятельности предприятий уничтожались, пропадали под дождем, накапливались в виде производственных свалок, потому что в разрешенной предприятию деятельности они не могли быть использованы. Производить же из таких производственных отходов другие виды товаров или продавать их не разрешалось. Ряд предприятий выступили с инициативой использовать производственные отходы для изготовления других видов товаров и оставлять доходы, полученные от их реализации, у предприятий. Министерство, куда обратились эти предприятия, долго рассматривало данный вопрос и выдало разрешение на производство таких товаров, которые из отходов производства этих предприятий изготовить было невозможно.

В свете современных представлений о принципах гражданского права, воплощенных в Гражданском кодексе РФ, о правовом статусе хозяйствующих субъектов, о предпринимательстве и его экономическом и социальном значении следует признать, что типы правового регулирования должны были поменять свою ориентацию: для управляющей подсистемы – разрешительный тип регулирования, для управляемой – общедозволительный. В общем виде это нашло отражение в ст. 3 ГК РФ.

В п. 7 указанной статьи предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами . В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового ре­гулирования.

В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах. Гражданский кодекс не уточняет ни виды этих правовых актов, ни уровень их принятия. Можно лишь сделать логический вывод, что такие правовые акты будут приниматься также на федеральном уровне.

В завершение анализа данной группы источников гражданского права нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. В п. 7 ст. 3 ГК РФ нет указания на то, что акты органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить постановлениям Правительства, указам Президента и Гражданскому кодексу, а в случае противоречия должны применяться соответственно постановление Правительства, указ Президента или Гражданский кодекс. Это довольно странно, особенно с учетом того, что в отношении самих постановлений Правительства и указов Президента законодатель счел необходимым это четко прописать. Конечно, можно сказать, что это само собой разумеется, логически предопределено, но такие суждения, не нашедшие своего юридического закрепления, будут слабым аргументом в случае возникновения противоречий между указанным нормативными актами, а это создает благоприятную базу для беспредела ведомственного нормотворчества, что мы уже в прошлом имели и признали непригодным для рыночных условий хозяйствования.

В Российской Федерации нормативный правовой акт является основным источником гражданского права.

Конституция РФ признается основным законом государства, обладающим высшей юридической силой. Данный акт, во-первых, устанавливает основные принципы гражданского права, во-вторых, содержит нормы, относящиеся к основным гражданско-правовым институтам (ст. ст. 8, 34-36, 44 и др. Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, следовательно, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы.

Гражданское законодательство - это основная группа источников отечественного гражданского права, которая представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и выполняет те же функции, что и гражданское право.

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, являющие предметом гражданского права.

Центральное место среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс Российской Федерации , поскольку является основным нормативным актом гражданского законодательства. Нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ, в противном случае они применяться не могут (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других федеральных законах и иных источниках гражданского права, необходимо руководствоваться нормами ГК РФ, если только непосредственно в самом кодексе не предусмотрено иное.

Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

Часть первая ГК РФ (Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. Она включает в себя три раздела:

Раздел I «Общие положения » имеет пять подразделов и двенадцать глав: 1) Основные положения (глава 1. Гражданское законодательство; глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав); 2) Лица (глава 3. Граждане (физические лица); глава 4. Юридические лица; глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством); 3) Объекты гражданских прав (глава 6. Общие положения; глава 7. Ценные бумаги; глава 8. Нематериальные блага и их защита); 4) Сделки и представительство (глава 9. Сделки; глава 10. Представительство. Доверенность); 5) Сроки. Исковая давность (глава 11. Исчисление сроков; глава 12. Исковая давность).



Раздел II «Право собственности и другие вещные права » представлен восьмью главами: (глава 13. Общие положения; глава 14. Приобретение права собственности; глава 15. Прекращение права собственности; глава 16. Общая собственность; глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю; глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения; глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления; глава 20. Защита права собственности и других вещных прав).

Раздел III «Общая часть обязательственного права » имеет два подраздела и девять глав: 1) Общие положения об обязательствах (глава 21. Понятие и стороны обязательства; глава 22. Исполнение обязательств; глава 23. Обеспечение исполнения обязательств; глава 24. Перемена лиц в обязательстве; глава 25. Ответственность за нарушение обязательств; глава 26. Прекращение обязательств); 2) Общие положения о договоре (глава 27. Понятие и условия договора; глава 28. Заключение договора; глава 29. Изменение и расторжение договора).

Часть вторая ГК РФ (Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает в себя Раздел IV «Отдельные виды обязательств », состоящий из 31 главы (глава 30. Купля-продажа; глава 31. Мена; глава 32. Дарение; глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением; глава 34. Аренда; глава 35. Наем жилого помещения; глава 36. Безвозмездное пользование; глава 37. Подряд; глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; глава 39. Возмездное оказание услуг; глава 40. Перевозка; глава 41. Транспортная экспедиция; глава 42. Заем и кредит; глава 43. Финансирование под уступку денежного требования; глава 44. Банковский вклад; глава 45. Банковский счет; глава 46. Расчеты; глава 47. Хранение; глава 48. Страхование; глава 49. Поручение; глава 50. Действия в чужом интересе без поручения; глава 51. Комиссия; глава 52. Агентирование; глава 53. Доверительное управление имуществом; глава 54. Коммерческая концессия; глава 55. Простое товарищество; глава 56. Публичное обещание награды; глава 57. Публичный конкурс; глава 58. Проведение игр и пари; глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда; глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения).



Часть третья ГК РФ (Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ) принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она включает в себя два раздела и восемь глав.

Раздел V «Наследственное право » представлен пятью главами (глава 61. Общие положения о наследовании; глава 62. Наследование по завещанию; глава 63. Наследование по закону; глава 64. Приобретение наследства; глава 65. Наследование отдельных видов имущества).

Раздел VI «Международное частное право » имеет три главы (глава 66. Общие положения; глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц; глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям).

Значительное место среди источников гражданского права принадлежит федеральным законам . Принятие некоторых федеральных законов предусмотрено непосредственно в ГК РФ (ст. ст. 47, 107, 131 и др.). Как правило, это специальные законодательные нормативные акты, призванные регулировать определенную группу общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование (к примеру, Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Хотя в соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и, по общему правилу, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы, необходимо оговорить, что если нормы, являющиеся, по сути, нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства (семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство), могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 76) и ГК РФ (п. 2 ст. 3) такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, должны соответствовать ГК РФ и иным федеральным законодательным актам.

Кроме того, Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ в одностороннем порядке или по договору право на принятие законов и иных нормативных актов по отдельным видам отношений, являющихся предметом гражданского права.

Отношения, подпадающие под гражданско-правовое регулирование, могут регулироваться также подзаконными нормативными актами , которые также являются источниками гражданского права. В частности, это указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда данный вопрос согласно ГК РФ или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. При этом в Указах Президента РФ могут содержаться две категории норм гражданского права: 1) нормы, направленные на конкретизацию федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; 2) нормы, предназначенные непосредственно для регулирования отношений, по которым либо еще не приняты федеральные законы, либо и не предполагается их принятия (ввиду отсутствия такой необходимости).

На основании и во исполнение ГК РФ, иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие гражданско-правовые нормы. Правительство РФ в сфере хозяйственной деятельности принимает большое количество нормативных актов комплексного характера, содержащих нормы гражданского права.

Кроме того, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В случае противоречия указа Президента РФ, постановления Правительства РФ или нормативного акты министерства или иного федерального органа исполнительной власти ГК РФ или иному федеральному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.

На сегодняшний день для регулирования отдельных видов отношений применяются нормативные акты СССР и РФ, принятые до введения в действие ГК РФ. Однако такие акты применяются лишь в части, не противоречащей гражданскому законодательству, принятому позднее, и лишь до принятия соответствующих нормативных актов.

Так, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ.

Изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, в также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.

Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

И, наконец, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ.

Изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц . В соответствии с действующим законодательством любое юридическое лицо имеет право принимать нормативные акты, призванные регулировать соответствующие внутриорганизационные отношения. Такие акты применяются по вопросам создания и прекращения деятельности юридических лиц, управления в организации, компетенции ее органов управления ответственности участников и руководителей и пр.

1. Теоретический вопрос: осуществите соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права»

Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Среди нормативных актов ведущую роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.- С.65-67.

Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 11 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010. - С.112-115..

Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения "законодательством" (либо "законом"), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами" (см., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК) 11 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.- С.65-67..

Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т.е. акта исполнительной власти.

Гражданское законодательство -- совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права: 11 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2009.-С.201

· Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

· Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

· На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

· Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам. гражданский нормативный акт правосубъектность

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное, лесное, водное, горное и ряд других 11 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010. - С.112-115.

Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Общество с ограниченной ответственностью «Галант» обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с иском о признании недействительной сделки обмена основных средств и других материальных ценностей по договору от 12 августа 2004 г., заключенному с акционерным обществом «ЭКО Лимитед». Исковое заявление подписала директор ООО «Галант».

Предъявитель ответчика указал на то, что ещё до предъявления иска ООО «Галант» находилось в процессе ликвидации. Следовательно, полномочия директора, подписавшего исковое заявление, истекли до предъявления иска, с момента назначения ликвидационной комиссии.

Истец сообщил, что общим собранием ООО «Галант» директор был избран председателем ликвидационной комиссии, что своевременно было доведено до сведения арбитражного суда, т.е. исковое заявление подписано полномочным лицом.

Кто осуществляет права и обязанности юридического лица? Каков порядок назначения ликвидационной комиссии? В чём отличие правосубъектности юридического лица и ликвидационной комиссии?

Ваше решение как судьи.

1. Пунктом 3 статьи 62 Кодекса установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

2. По результатам принятого решения о ликвидации юридического лица на общем собрании назначается ликвидационная комиссия и утверждается её персональный состав, а также определяются сроки и порядок прекращения деятельности организации.

Если в число собственников ликвидируемого юридического лица входят государство или муниципальное образование, то в состав комиссии обязательно должен быть включен представитель комитета по управлению соответствующим имуществом.

Назначенная собственниками ликвидационная комиссия наделяется не всеми управленческими полномочиями, а только теми, которые требуются для сохранения имущества юридического лица и для управления им в ходе процедуры ликвидации, а также для представительства в суде. Чтобы подтвердить право ликвидационной комиссии распоряжаться деньгами организации, в банк направляются соответствующие решения, на основании которых подписи в учетной карточке переоформляются на председателя комиссии и на лицо, которое назначено ответственным за ведение бухучета в ходе ликвидации фирмы.

3. Под правосубъектностью юридического лица -- наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность ликвидационной комиссии определена кругом её полномочий, который в свою очередь определен статьей 63 Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Соответственно разница в понятиях состоит в том, что понятие правосубъекности юридического лица является более широким и включает в себя понятие правосубъектности ликвидационной комиссии.

4. Решение: Признать действительной сделку обмена материальных средств по договору от 12 августа 2004г.

Библиографический список

1. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2009.

2. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.

3. Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010.

4. Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М.,2009

5. Новый Гражданский кодекс и отраслевое законодательство. М., 2008.

По общему правилу действие его норм не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, к таким отношениям после принятия нового ГК должны были применяться правила прежнего гражданского законодательства, в частности ГК 1964 г. Общее правило применено и к длящимся правоотношениям, т.е. к таким, которые возникли до принятия нового гражданского закона и продолжаются после вступления его в силу. Положения нового закона распространяются лишь на права и обязанности, возникшие после вступления в силу нового закона.

§ 2. нормативные акты гражданского права

Сущность, содержание и соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права». Права и обязанности юридического лица и ликвидационной комиссии, отличия их правосубъектности. Рубрика Государство и право Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 01.03.2012 Размер файла 22,3 K Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.


Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

Важно

Такие отношения должны быть урегулированы даже при отсутствии в законодательстве нормы, непосредственно к ним относящейся. Для восполнения таких пробелов в гражданско-правовом регулировании применяется аналогия. В зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различается аналогия гражданского закона и аналогия гражданского права.


Для применения аналогии закона характерно следующее (ст. 6 ГК РФ): 1) наличие пробела в законодательстве; 2) неурегулированность данного отношения соглашением сторон; 3) отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота; 4) наличие нормы закона, регулирующей сходные отношения и не противоречащей природе данного отношения, которая и будет правовой основой принятия решения. Аналогия гражданского права: 1. Применяется также при наличии условий, указанных в пп.

Гражданское законодательство

  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

Гражданско-правовые нормативные акты

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ. Гражданское законодательство Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.
2 ст. 3). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст.

Яркой иллюстрацией «иного порядка» является вступление в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 года. Во-первых, особенности вступления в силу первой части ГК РФ были определены отдельным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-вторых, основная часть разделов и глав ГК была введена в действие с 1 ян­варя 1995 года.

Гражданское право

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК). Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст.
12 ГК), т. е.

Источники гражданского права

Гражданский кодекс как основной источник гражданского права Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, которые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР).
Основными началами гражданского законодательства являются: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).

Гражданское законодательство это:

Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права. В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых Национальный банк Украины выступает не только как ссудодатель, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих банков и иных организаций.

Однако приведенный пример этого не подтверждает.

Гражданско правовые нормативные акты

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
  2. Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
  4. Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения.

Гражданско правовые нормативные акты и деловые обыкновения

Внимание

Поэтому оно включает в себя все нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения на началах равных правовых возможностей их участников, за исключением тех гражданско-правовых норм, которые решают специфические вопросы указанных отношений в соответствующих сферах общественной жизни (предпринимательство, труд, семья и др.) Последние вместе с рядом норм публичного права, действующими в этих же сферах общественной жизни, образуют самостоятельные отрасли законодательства. Однако содержащиеся в законодательстве определения права собственности, обязательства, сделки, исковой давности и другие являются отправными и для этих отраслей законодательства. ‘ См.: Влас И.И. Отношения в сфере предпринимательства как отношения гражданского права.


В кн: «Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин». Харьков, 1993. С.

Последние материалы сайта