Контрольная работа «Россия на карте мира. Природно-хозяйственные зоны России — Гипермаркет знаний

22.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1 час.

1.Цель работы: развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме: «Хозяйственный комплекс».

2.

3 Задание.

1.Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

2.Что изучает социально-экономическая география?

3.Что такое хозяйственный комплекс?

4.Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?

5.С какой целью человек изменяет природные условия территории?

4.Литература:

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс .

Самостоятельная работа № 2

Тема: « Факторы экономико-географического положения ».

1.Цель работы « Факторы экономико-географического положения».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1. Запишите в тетрадь таблицу, и определите достоинства и недостатки

географического положения России.

Сформулируйте вывод о специфике географического положения России.

3.2. Обозначьте на контурной карте:

Государственные границы России.

Страны-соседи.

4. Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

-

Самостоятельная работа № 3

Тема: « Субъекты федерации ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме: «Субъекты федерации».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1.Зарисуйте схему «Федеративное устройство России», рис.7 учебник

стр.24, проанализируйте и выпишите названия городов

Федерального значения.

2.Сколько субъектов Федерации в составе нашей стране

(сколько в России краев, областей, автономных округов и автономных

областей, республик, городов федерального значения)?

3.По каким признакам выделяются субъекты Федерации?

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 4

Тема: « Экономические районы России ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме:

« Экономические районы России».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

1.Что такое районирование?

2. Сколько крупных природных и экономических районов выделяется

на территории России?

3.2. Обозначьте на контурной карте природно-хозяйственные регионы

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 5

Тема: « Рекреационные ресурсы ».

Время выполнения работы - 1 час.

1.Цель работы : развитее познавательных способностей и активности учащихся, углубление и расширение теоретических знаний по теме:

« Рекреационные ресурсы».

2. Критерии оценивания: выполненная работа оценивается по 5-ти бальной системе:

3 Задание.

3.1.Ответьте на вопросы, ответы запишите в тетрадь.

1. Какие ресурсы называются рекреационными?

2. Изучите таблицу № 4 Объекты Всемирного культурного и

природного наследия на территории России стр.47 учебника.

3.2.Подготовьте выступление на 1-2 минуты по Объекту Всемирного

культурного и природного наследия на территории России -

«Исторический центр Санкт-Петербурга».

4.Литература:

Материалы, необходимые для выполнения задания.

Учебник География. Население и хозяйство России.9 кл.: , .– М.: слово»,2014

Http://geographer. ru – Географический портал;

- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Самостоятельная работа № 6

Контрольная работа

Время выполнения работы 10 - 12 минут.

2) почвы менее плодородны

3) зима более мягкая

4) лето более прохладное

Тема « ».

Проверочная работа составлена на основе тетради-экзаменатора УМК «Сферы» по географии.

Ключи к тестовой работе.

1. 1) - 1 балл

2. 3) - 1 балл

3. 3) - 1 балл

4. Б, В, А - 2 балла

5. Прокладка на высоте нескольких метров от земли или под землёй - 1 балл

6. 1) - 1 балл

7. Степи и лесостепи, т. к. наиболее благоприятные природные условия - 2 балла (1 балл за указанные природные зоны и 1 балл за объяснение)

Критерии выставления отметок: Ученикам, набравшим 9 баллов выставляется отметка «5» (отлично), если работа выполнена на 8 - 7 баллов, то выставляется отметка «4» (хорошо), за работу, набравшую 6 и 5 баллов, выставляется отметка «3» (удовлетворительно). Если работа выполнена на 4 балла и менее, то выставляется неудовлетворительная отметка («2»).

Просмотр содержимого документа
«Тест: Природа России. Природно-хозяйственные зоны. 8 класс.»

Тест: Природа России. Природно-хозяйственные зоны. 8 класс.

Время выполнения работы 10 – 12 минут.

1. Основной причиной экологических проблем в зоне тундры является:

1) добыча полезных ископаемых 2) сельскохозяйственная деятельность

3) заготовка леса 4) рост больших городов

2. Какая природно-хозяйственная зона России наиболее изменена человеком?

1) тундра 2) тайга 3) степь 4) полупустыня

3. В составе лесной растительности лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины преобладают дубы, а не берёзы и осины, как в Западной Сибири, потому что здесь:

1) количество солнечной радиации меньше

2) почвы менее плодородны

3) зима более мягкая

4) лето более прохладное

4. Расположите природно-хозяйственные зоны в порядке возрастания показателя степени благоприятности природных условий для жизни населения.

А) смешанные леса Б) тундра В) тайга

5. Трассы нефте- и газопроводов, прокладываемые в зоне тундр, являются препятствием на пути миграции северных оленей, их кормовая база сокращается, уничтожаются естественные пастбища. Предложите два способа прокладки трубопроводов, позволяющих решить данную проблему.

6. Группа иностранных туристов решила отдохнуть в России и провести неделю на берегу тёплого моря на территории с малоизменённым ландшафтом. На какой из перечисленных охраняемых природных территорий они могут это сделать?

1) Сочинский национальный парк

2) Дальневосточный морской заповедник

3) заповедник «Остров Врангеля»

7. В пределах каких природно-хозяйственных зон плотность населения в России наибольшая? Объясните почему.

Критерии оценки тематической проверочной работы за курс географии 8 класса

«Россия: природа, население, хозяйство».

Тема « Природа России. Природно-хозяйственные зоны ».

Проверочная работа составлена на основе тетради–экзаменатора УМК «Сферы» по географии.

Ключи к тестовой работе.

1. 1) – 1 балл

2. 3) – 1 балл

3. 3) – 1 балл

4. Б, В, А – 2 балла

5. Прокладка на высоте нескольких метров от земли или под землёй – 1 балл

6. 1) – 1 балл

7. Степи и лесостепи, т. к. наиболее благоприятные природные условия – 2 балла (1 балл за указанные природные зоны и 1 балл за объяснение)

Максимальное количество баллов 9.

Критерии выставления отметок: Ученикам, набравшим 9 баллов выставляется отметка «5» (отлично), если работа выполнена на 8 – 7 баллов, то выставляется отметка «4» (хорошо), за работу, набравшую 6 и 5 баллов, выставляется отметка «3» (удовлетворительно). Если работа выполнена на 4 балла и менее, то выставляется неудовлетворительная отметка («2»).

>>Природно-хозяйственные зоны России


§ 32. Природно-хозяйственные зоны России

Что такое природная зональность? Природная зональность - это одна из основных географических закономерностей.

Крупнейший немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт проанализировал изменения климат а и растительности и установил, что между ними существует очень тесная связь, что климатические зоны являются одновременно и зонами растительности. В дальнейшем стало ясно, что изменение климата вызывает зональное размещение не только сообществ растений , но и сообществ животных, а также почв, характерных черт поверхностного и грунтового стока, водного режима рек, внешних процессов образования рельефа и т. д.

Вспомните, что называется природной зоной, широтной зональностью, высотной поясносностью, тундрой, тайгой, степями, полупустынями.


Рис. 57. Природные зоны мира и России

В конце XIX столетия великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность является всеобщим законом природы. Она проявляется в большей или меньшей степени во всех природных компонентах как на равнинах и в горах, так и акваториях морей. Все компоненты природы находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и следствием закона зональности является существование крупных зональных природно- территориальных комплексов (ПТК), или природных (естественно-исторических - по В. В. Докучаеву) зон.

Каждая из них характеризуется определенным соотношением тепла и влаги, играющих ведущую роль в формировании почвенно-растительного покрова.

Какие природные зоны есть на территории России?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Природа – это комплекс взаимосвязанных компонентов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом и зависят друг от друга. Изменения в одной природной цепочке обязательно приведут к нарушениям в сопутствующих компонентах. Происходит постоянный обмен ресурсами и энергией между отдельными участниками природного сообщества. Наличие определенных взаимосвязей характерно для каждой конкретной территории. Так образуются природные зоны. Они в свою очередь влияют на хозяйственную деятельность человека и ее особенности.

Природно-хозяйственная зона представляет собой группу сельскохозяйственных районов со сходными природно-климатическими и экономическими условиями, производственной специализацией и общими проблемами развития ведущих отраслей сельского хозяйства.

Сельскохозяйственный район - это группа сельскохозяйственных предприятий, объединенных между собой более углубленной степенью детализации природных и экономических условий, с большей однотипностью производственной специализации. Сельскохозяйственные подрайоны - это группа хозяйств, выделяющихся на фоне района, наряду с общей специализацией, также специализацией на дополнительных отраслях (овощеводстве, садоводстве, коневодстве и т. д. - прим..


Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики.
Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней. Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны.
Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность. Однако и современный облик, и многие свойства природных зон отличаются от исходных, что связано с активной хозяйственной деятельностью человека. Так, например, в степной и лесостепной зонах первоначальная растительность почти не сохранилась из-за сельскохозяйственной деятельности людей. Поэтому природные зоны по сути дела превратились в природно-хозяйственные.

По освоенностям плотности населения и расселения и по преобладающей типологии населенных пунктов, хозяйственное освоение территории Российской Федерации делиться на две основные зоны – северную и основную. В ходе исторического развития земли государства осваивались в направлении с запада на восток. Это является причиной того, что уровень развития хозяйства в стране уменьшается в этом же направлении.

Северные границы основной хозяйственной зоны проходят через такие города: Петрозаводск, Пермь, Красноярск, границе на юге – Красноярск – Астрахань. Для этой зоны характерными являются благоприятные погодные условия, и богатые природные ресурсы, которые благотворно влияют на развитие хозяйства. Следует отметить, что большинство крупнейших городов Федерации расположено именно в основной хозяйственной зоне.

На севере государства расположена северная хозяйственная зона, для которой характерны суровые климатические условия. Количество населенных пунктов здесь, как и численность населения – малое. Земли северной зоны богаты своими ресурсами, не менее чем земли основной зоны.

Однако суровый климат затрудняет хозяйственную деятельность человека, а в некоторых регионах делает ее вовсе невозможной. Заселение северной зоны началось еще в 18 веке, однако все же эти землям так и не удалось сконцентрировать большое количество населения. Эта зона охватывает земли Восточной Сибири, северные территории, расположеннее выше Петрозаводска, а также Дальний Восток.



«Природные ресурсы РФ» - В Западной Сибири – крупнейший в мире артезианский бассейн. Население России составляет 2,4% от населения нашей планеты, а территория РФ составляет 10% от земной. По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. В Западной Сибири сосредоточено 70% запасов нефти. Более 80% газа находятся также на севере Западной Сибири.

«Природные условия и ресурсы» - Байкал. Природные ресурсы. Неисчерпаемые. 3. Почвенные. Невозобновимые. Минеральные Исключения: торф, поваренная соль. Природные условия и ресурсы. Показатели на душу населения. Запасы нефти в России 20 млрд. т. Добыча 491 млн. т. (2007 г.) Ресурсообеспеченность? Биологические Почвенные. Исчерпаемые.

«Природные материалы» - Участники проекта. Развивать интерес к конструированию из природного материала. Методы и формы реализации проекта. Аннотация проекта. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Гипотеза. Обоснование проекта.

«Природные ЧС» - Природные пожары. Землетрясения извержение вулканов. Гидрогеологические опасные явления. Стихийные бедствия. Возможные причины стихийных бедствий. Инфекционная заболеваемость людей. Низкие уровни грунтовых вод; высокие уровни грунтовых вод. Морские гидрологические опасные явления. Геофизические опасные явления.

«Виды природных ресурсов» - Аббревиатура – СЭС. Традиционные. Туристы есть везде! Альтернативные источники энергии. Вырабатывают более 99% от всей мировой энергии. Энергия Солнца (гелеоэнергетика). Что мы хотим узнать на уроке? На какие группы еще можно делить рекреационные ресурсы? Горные ресурсы. энергия Солнца энергия тепла Земли ветровая энергия приливная энергия.

«Природные ресурсы» - Земельные ресурсы мира. Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Мангровые леса. Водные ресурсы суши: проблема пресной воды. Более 80% таких лесов приходится всего на 15 государств: РФ, Канаду, Бразилию, США и т.д. Золотые самородки. Питьевая вода уже стала стратегическим ресурсом.

Последние материалы сайта