Всплытие каспия

21.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

06.07.2018 10:58:38

Махачкалинский международный морской порт вновь оказался в центре внимания после того, как правительство страны начало реализовывать программу развития морских портов в бассейне Каспийского моря. Какие плюсы и минусы получит столица Дагестана в случае успешной реализации проекта?

РАСПИСАЛИ НА БУМАГЕ

В ноябре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года.

В пояснительной записке отмечается, что основными целями стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение экономических и культурных связей со странами бассейна, а также создание условий для развития прикаспийских регионов страны с помощью увеличения грузопотоков международной торговли.

«Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволят к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн тонн, объемы грузопотока по прочим сухим грузам – до 7 млн тонн; привлечь российский туристический поток в Каспийский регион до 30 тысяч человек в год, создать более 2 тысяч новых рабочих мест », – говорится в документе.

Стратегия предполагает строительство в Махачкале и Дербенте морских пассажирских терминалов «с приоритетным использованием промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации».

Предполагается, что стратегия будет реализовываться по нескольким направлениям. Основная роль отведена созданию надежного транспортного и логистического коридора с Ираном, Индией и странами Персидского залива.

Премьер-министр Дагестана Артем Здунов понимает, что реализация проектов, связанных с морским портом, – это хороший шанс привлечь в регион инвестиции. 5 апреля 2018 года он приехал в Махачкалинский морской торговый порт, чтобы на месте разобраться с его потенциалом.

По словам Здунова, в скором времени должно пройти заседание Государственного совета по развитию портовой и логистической инфраструктуры каспийских регионов. Именно на этом совещании будут рассмотрены вопросы реконструкции и модернизации Махачкалинского торгового порта.

Руководителем рабочей группы по подготовке заседания Госсовета является губернатор Астраханской области Александр Жилкин . Сейчас группа формирует предложения для включения в проект перечня поручений Президента России.

На последнем заседании рабочей группы, которое состоялось 30 марта 2018 года, Жилкин предложил снять барьеры для перемещения товаров между Россией и Ираном по транспортному коридору «Север – Юг», а также разрешить ввоз пшеницы в Иран и вывоз цемента из Ирана.

По словам экс-министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова , коридор «Север – Юг» должен соединить Северную Европу с Индией и составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу. Как уточнил Кузнецов, российские порты на Каспии загружены очень слабо – их пропускная способность составляет всего 25 млн тонн в год.

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ

В ближайшее время на дагестанском участке побережья Каспия будет построена еще одна крупная морская инфраструктура. Это связано с передислокацией Каспийской флотилии в Каспийск. Первый этап строительства мест базирования кораблей Каспийской флотилии будет завершен в 2019 году.

Пока неясна судьба другого амбициозного проекта. Как писали «МИ» («Под парой парусов» в №38 от 22.09.2017), в 2016 году руководство Дагестана совместно с Минкавказа РФ начали лоббировать проект нового глубоководного порта на Каспии в районе Каспийска.

«Уже найдены подходящие участки с достаточной глубиной. По нашим расчетам, в инфраструктуру нового порта необходимо будет вложить 15-20 миллиардов рублей федеральных средств », – сообщил первый замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов .

Как ранее рассказал «МИ» эксперт Андрей Меламедов , окончательной ясности по судьбе этого проекта нет, так как необходимо согласование многих инстанций.

«Есть информация о планах расширения Каспийской флотилии, которой планируется передать значительную часть акватории Махачкалинского морского порта, а взамен Минобороны готово способствовать поиску средств на финансирование проекта расширения действующего порта на север. Но и здесь пока не принято окончательное решение », – говорит Меламедов.

В последнее время вновь начал обсуждаться вопрос об открытии паромного сообщения между Махачкалой и казахстанским портом Актау. Паромное сообщение между Казахстаном и Дагестаном уже запускали в 1999 году, однако из-за отсутствия необходимого товаропотока его пришлось закрыть.

ОКЕАН НЕ ПОМЕХА

Пожалуй, рано говорить о конкуренции Махачкалинского морского порта в направлении перевалки зерна и по контейнерным перевозкам. Хотя некоторые перспективы есть, учитывая, что крупнейший черноморский Новороссийский порт стал испытывать проблемы после ареста братьев Магомедовых . Суд наложил арест на активы «Объединенной зерновой компании» – зернового терминала в Новороссийске, через который происходил основной зерновой экспорт.

Как рассказали «МИ» в Махачкалинском морском порту, за первый квартал 2018 года в Иран было отгружено около 137 тысяч тонн зерновых, что почти в 5 раз выше результатов прошлого года. По словам генерального директора Мурада Хидирова , в этом году, кроме нефти и зерна, в порту возобновилась перевалка цемента, керамической плитки, металлолома и пиломатериалов.

Как считает представитель Республики Дагестан при российском торгпредстве в Иране Эмин Алиев , грузовые контейнеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут доставляться в Европу через иранские порты и Махачкалу.

«Представительство Дагестана при торговом представительстве РФ в Иране и Махачкалинский торговый порт прорабатывают очень большую программу по осуществлению из Японии, Китая, Южной Кореи, Индии, Индонезии контейнерных грузоперевозок. Их путь будет лежать не через Индийский океан и Суэцкий канал, а через иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе до Амирабада, из Амирабада в Махачкалу и из Махачкалы в Санкт-Петербург и Новороссийск для дальнейших доставок в Европу. При этом доставка каждого контейнера по этому маршруту будет осуществляться на 12−14 дней быстрее, чем через Индийский океан, и обходиться грузоотправителям на 2−3 тысячи долларов дешевле », – рассказал журналистам Эмин Алиев, добавив, что через Амирабад в Махачкалу в месяц можно транспортировать более тысячи контейнеров массой до 20 тонн каждый.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

«МИ» попросили прокомментировать ситуацию с реализацией стратегии развития прикаспийских портов старшего научного сотрудника Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова .

– Какая, на Ваш взгляд, в данной стратегии будет отводиться роль Махачкалинскому международному морскому порту? Какие точки могут стать прорывными, а какие «фантомными»?

– К сожалению, стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне опирается в большей степени на существующие уже почти два десятка лет завышенные ожидания от транспортного коридора «Север – Юг». В 2001 году предполагалось, что увеличение объемов мировой торговли приведет к значительной нагрузке на Суэцкий канал и повышению стоимости фрахта из-за дефицита морских транспортных судов. Из-за этих ожиданий посчитали, что коридор «Север – Юг» – комбинированный железнодорожно-морской путь из Северной Европы через Россию в Иран и далее в Индию, даст выигрыш на 15-20% в стоимости транспортировки и 15-20 суток по доставке. Под эти ожидания активно строились танкеры и контейнеровозы, подписывались соглашения, вкладывали деньги в модернизацию портов. Но мировой экономический кризис и рецессия 2008-2012 годов поломали прогнозы. Оказалось, что дефицита морских транспортных мощностей нет и в ближайшее десятилетие не будет. Запустить коридор «Север – Юг» не удалось – элементарно не хватает грузопотоков, так как минимальный порог рентабельности составляет 30 млн тонн, а текущий объем в 5-6 раз меньше. В настоящее время отправка грузов по коридору «Север – Юг» обходится дороже и дольше, чем отправка морским путем с пунктами назначения Новороссийск или Санкт-Петербург. Причина – отсутствие сплошной железнодорожной линии, наличие паромных и других перевалов. Планировалось построить в Иране железнодорожную линию «Казвин – Бендер-Аббас», но эти планы так и остались на бумаге. Наличие нескольких пунктов перевалки грузов и высокая стоимость погрузочных работ делают транзит по коридору «Север – Юг» экономически невыгодным. Также мешают таможенные и иные препоны.

– Приход Владимира Васильева в Дагестан совпал по времени с утверждением стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне. Это случайность или нет? Озвучивались предположения, что Васильев направлен в Дагестан, в том числе для прорыва в «морском» направлении и усиления позиций Махачкалинского морского порта в транспортном коридоре «Север-Юг». Кроме того, началась передислокация Каспийской военной флотилии в Дагестан…

– Думаю, что смена власти в Дагестане в 2017 году не имеет никакого отношения к транспортным коридорам. Стоимость доходов от коридора «Север – Юг» при идеальных условиях может дать 100–150 миллионов долларов всем участникам перевозок во всех странах и регионах. При самом оптимистичном варианте поступления в дагестанский бюджет могут составить около 300 миллионов рублей, то есть 0,3% расходов бюджета республики. Это в идеале. В реальности цифра будет еще ниже. Игра не стоит свеч. О прорыве в транспортной сфере могут говорить лишь дилетанты, хотелось бы посмотреть на их расчеты. Цели стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне ставят настолько низкий уровень задач – к 2030 году объемы экспорта зерна до 7 млн тонн, объемы по прочим сухим грузам – до 7 млн тонн, туристический поток – до 30 тысяч человек в год, более 2 тысяч новых рабочих мест, что их выполнение укладывается в разряд статистической погрешности. Но их достижение ни бюджета не наполнит, ни людей не накормит.

Что касается передислокации Каспийской военной флотилии в город Каспийск – это вопрос политики, а не экономики. Конечно, военная база принесет какие-то деньги в Дагестан, но существенно ситуацию с экономикой в масштабах республики не изменит. Когда бюджет тратит на 70 млрд рублей в год больше, чем собирает, несколько сот миллионов рублей возможного выигрыша никакой «погоды не делают».

Тимур АЛИЕВ

Сегодня при участии Президента Гурбангулы Бердымухамедова на туркменском берегу Каспия был торжественно введён в строй действующих новый Международный морской порт, сообщает Государственное информационное агентство Туркменистана.

Крупномасштабный инфраструктурный проект без преувеличения имеет стратегическое значение для всех стран региона Центральной Азии и Каспийского бассейна, поскольку его реализация способствует их активной интеграции в международную систему экономических связей, повышению роли Туркменистана как важного центра транзитных сообщений.

Новые морские ворота Туркменистана призваны не только удовлетворить растущие потребности нашей страны в морских сообщениях, но и открыть новые возможности для интенсификации грузоперевозок на всем евразийском пространстве.

«Новый морской порт призван стать важнейшим звеном формирования современной системы морских перевозок, создающим максимально благоприятные условия для выхода к Причерноморью, на страны Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона», - сказал, выступая на открывшейся сегодня в Авазе международной транспортной конференции высокого уровня Президент Гурбангулы Бердымухамедов.

Глава Туркменистана также сказал, что новая береговая инфраструктура на Каспии «позволит значительно сократить расстояния и время в пути масштабным грузопотокам, выводя на качественно новый уровень экономическое и торговое сотрудничество между странами Азии и Европы».

На церемонии в городе Туркменбаши новый морской порт Туркменистана удостоился сертификата Книги рекордов Гиннесса, как «самый большой порт ниже уровня моря».

Проект стоимостью 1,5 миллиарда долларов США реализовала за пять лет турецкая компания Gap Inshat.

Новый Международный морской порт объединяет паромный, пассажирский и грузовые терминалы. Кроме того, там располагаются судостроительный и судоремонтный заводы. Общая протяженность причалов, которые одновременно могут обслуживать 17 судов, составляет более 1800 метров.

Общая пропускная мощность нового порта составляет 17 миллионов тонн груза без учета нефтепродуктов.

… Ещё на пути к новому порту развернулись праздничные торжества в национальном духе: были установлены юрты, выступали фольклорные ансамбли, демонстрировались образцы народного декоративно-прикладного искусства, самобытные обряды и ритуалы. В импровизированных мастерских работали умельцы, возле дымящих котлов и печей готовили угощения искусные повара и кулинары.

Атмосфера высокого эмоционального подъема царила и на месте проведения торжества, куда прибыл глава государства Гурбангулы Бердымухамедов.

Возле символической арки Президент перерезает праздничную ленту, открыв Международный морской порт.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов проследовал вдоль пристани, осматривая одетые в белый мрамор здания и строения, инженерно-технические сооружения порта, и повсюду туркменского лидера приветствовали песнями и танцами, красочными выступлениями.

На фоне гор с одной стороны порт выглядит нарядным и респектабельным городком, сверкающим тонированным стеклом и золотистой отделкой, с оригинальной архитектурой. Со стороны моря открывается индустриальный пейзаж с мощными консольными конструкциями портовых кранов на фоне голубого неба.

Общая площадь порта составляет более 1 миллиона 358,5 тысячи квадратных метров. Чтобы обеспечить приближение судов к причалу, была выполнена колоссальная работа по выемке порядка 10 миллионов кубометров грунта и углублению морского дна.

Общая протяженность пристани шириной в 20 метров составляет 3 тысячи 600 метров, что позволяет одновременно прибывать, отбывать и обслуживаться в порту нескольким грузовым и пассажирским суднам.

На одной из площадок на пристани, по обе стороны от импровизированного амфитеатра, где выступал сводный ансамбль дутаристов, была развёрнута большая выставка. Одна её часть посвящена народно-прикладному искусству туркмен, традициям национальной культуры и быта, а другая - современной промышленности страны, в том числе экспортной составляющей. Здесь можно было увидеть во всей широте ассортимента товары текстильной индустрии, продукцию нефтегазового, химического комплексов, перерабатывающих отраслей. К примеру, разнообразные изделия из отечественного полипропилена, который сегодня находит применение в различных областях туркменской промышленности: от хозяйственного оборудования до ковроделия.

Оснащённый по последнему слову техники морской порт города Туркменбаши создаёт максимально благоприятные условия для выхода европейских стран к товарным и сырьевым рынкам Ближнего и Среднего Востока и к государствам бассейна Индийского океана, позволяя значительно сократить расстояние и время в пути масштабным грузопотокам.

Осмотрев экспозицию, которую сопровождали выступления мастеров искусств, глава государства проследовал в здание для торжественной церемонии, где вниманию Президента Туркменистана и всех участников было представлено мультимедийное шоу. В основу литературного сюжета фильма, продемонстрированного на панорамном экране с использованием спецэффектов и лазерной техники, легла книга главы государства «Туркменистан - сердце Великого Шёлкового пути».

Зрители увидели живописные пейзажи туркменской природы, её разнообразные ландшафты, по которым когда-то пролегала историческая трасса, - бескрайние просторы пустыни, горы, плодородные долины и морское побережье.

В фильме также кратко охарактеризованы основные направления развития транспортной системы нашей страны, наращивания её транзитного потенциала и формирования сети международных транспортных коридоров. Был продемонстрирован видеоряд об особенностях морского порта города Туркменбаши, наглядно представлена работа всех терминалов порта, который призван стать определяющим фактором для развития не только транспортной системы страны, но и всей национальной экономики.

В составе Международного морского порта в Туркменбаши сооружены паромный, пассажирский и контейнерный терминалы, а также судостроительный и судоремонтный завод. Кроме строительства причальных гидротехнических сооружений здесь возведены многочисленные объекты береговой инфраструктуры, включая также транспортное обеспечение: автодороги с эстакадными развязками общей протяжённостью более 3,9 тысячи метров и железнодорожные пути - около 30 тысячи метров.

Что касается технической «начинки» нового морского порта, то он оснащён самыми современными программно-аппаратными комплексами, необходимыми для обеспечения безопасности и эффективности навигации и грузоперевозок, а также защиты окружающей среды, чему глава государства Гурбангулы Бердымухамедов придаёт особое значение. Контроль за движением судов в акватории порта, погрузочно-разгрузочные работы на всех участках управляется с помощью автоматизированных систем и электронных технологий в режиме реального времени.

По завершении фильма Президент выехал на судостроительный и судоремонтный завод «Балкан». Это принципиально новое производство в народнохозяйственном комплексе страны закладывает основу для зарождения отечественного кораблестроения. Помимо сборки судов, здесь будет выполняться полный цикл работ по ремонту танкеров, сухогрузов, буксиров и др.

Завод, мощность которого позволяет обрабатывать 10 тысяч тонн стали в год, рассчитан на строительство 4-6 судов за это время, с применением современных технологий и автоматизированных систем, соответствующих международным стандартам. Кроме этого, данный производственный объект способен произвести работы по обслуживанию и ремонту 20-30 судов, включая обработку 2 тысяч тонн стали в год.

На заводе установлена система перемещения судов грузоподъёмностью 10 тысяч тонн, есть также портовой колёсный кран грузоподъёмностью 80 тонн, рельсовые краны грузоподъёмностью 40, 60 и 80 тонн. Судостроение - это высокотехнический и сложный процесс. Он затрагивает сочетание множества квалифицированных профессий и работников. В целом, на заводе «Балкан», занимающем площадь 166 тысяч квадратных метров, создано 1160 трудовых мест.

Главу государства просят дать старт строительству нового судна.

Президент нажимает специальную кнопку, в этот момент запускается процесс резки металлического листа. А на мониторах, транслирующих событие в режиме реального времени, можно наблюдать, как поочерёдно открываются терминалы для контейнеров, сыпучих грузов и общий погрузочный терминал.

По завершении операции раскроя стального листа и придания ему формы согласно проектной конфигурации, оператор просит главу государства оставить памятную подпись на подготовленной детали будущего судна.

Президент Туркменистана ставит свою подпись на электронном экране, а специальное лазерное оборудование наносит изображение росчерка на подготовленный лист металла, что демонстрируется на экранах.

Отсюда глава государства направился в пассажирский терминал.

По пути следования глава государства осмотрел контейнерный терминал, терминалы сыпучих грузов и общей погрузки. Специалисты, сопровождающие главу государства, рассказали о возможностях Международного морского порта в приёме, обработке, хранении и отправке различных грузов.

Контейнерный терминал среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU занимает территорию 249 тысяч квадратных метров. Этот стратегический объект выведет Туркменистан на лидирующие позиции в экспортно-импортной логистической системе региона. Мультимодальный логопарк будет осуществлять комплекс услуг по хранению и комбинированной обработке контейнерных грузов, доставленных авиа-, авто- и железнодорожным транспортом, обеспечивая их перегрузку на водный транспорт и обратно.

Протяжённость причала контейнерного терминала 480 метров, что позволяет вести погрузочно-разгрузочные работы одновременно на нескольких судах суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн.

Порт располагает новейшим оборудованием и подъёмно-транспортной спецтехникой для обработки грузов. Так, в контейнерном терминале работают причальные перегрузчики типа «судно-берег» (STS) производительностью 25 TEU в час. То есть каждый такой кран может разгрузить за 12 часов одно судно с 300 контейнерами.

В терминале строится главный распределительный центр (CFS - Container Freight Station), в функции которого входит группировка грузов по назначениям, с пропускной способностью 50 TEU в день.

Контейнерный терминал, который оснащён спутниковой системой контроля с выводом всей текущей информации на мониторы операторов, спроектирован в соответствии со стандартом CTQI (Container Terminal Quality Indicator - Индикатор качества контейнерных терминалов). В течение последних нескольких лет во всём мире наблюдается быстрый рост оборота контейнеров, что, естественно, сказалось на увеличении количества контейнерных терминалов. Внедрение CTQI позволило создать единую систему контроля качества в этом виде услуг.

Терминал сыпучих грузов предназначен для перевалки различных сырьевых материалов, нефтехимической продукции, клинкера, железной руды, боксита, алюминия, угля, кормов, удобрений, а также зерна, сахарного песка, соли и т.д., для хранения которых построены склады и бункеры.

Один из самых больших объектов - терминал общих грузов. Его мощность составляет в среднем 4 миллиона тонн грузов в год. Он рассчитан на прием и отправку различных строительных материалов, железа, стали, дерева, машин, оборудования и т.д. У причальной стенки этого терминала можно обрабатывать одновременно несколько судов грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Для погрузки и разгрузки предназначены мощные рельсовые и мобильные портовые краны.

Что касается специализированного терминала по хранению и отгрузке полипропилена, то эта продукция занимает одно из ведущих мест в перечне нефтепродуктов, выпускаемых Туркменбашинским комплексом нефтеперерабатывающих заводов. Она пользуется чрезвычайно высоким спросом на мировых рынках, о чём, в частности, свидетельствуют многочисленные контракты, которые заключаются на Государственной товарно-сырьевой бирже Туркменистана. География потребителей туркменского полипропилена весьма обширна: Япония, Россия, Турция, Иран, Узбекистан, Азербайджан и другие страны. Значительная часть экспортного товара «уходит» по морю.

Вопросы перспективного развития инфраструктуры главных морских ворот страны и отечественного флота чётко скоординированы, взаимоувязаны с планами нефтегазового, индустриального комплексов, железнодорожного транспорта и других отраслей экономики, хякимлика приморского города, словом - всеми субъектами, осуществляющими свою деятельность в Каспийском регионе.

Новый порт придаст дополнительный мощный импульс экономическому прогрессу Туркменистана, развитию промышленной и транспортной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, а также будет способствовать привлечению крупных инвестиций. Большие перспективы открываются и в плане развития Национальной туристической зоны «Аваза», увеличения потока приезжающих на морской отдых в нашу страну из других государств.

Примечательно, что для сохранения экологии Каспийского моря в каждом терминале установлено биоочистительное оборудование. В целом, весь проект разработан в соответствии с международным стандартом «Зелёный порт» (Green port). Примечательно, что грунт, извлечённый в процессе строительства новой морской гавани, использован для создания искусственного острова в акватории морского залива близ города Туркменбаши. Этот остров площадью 170 гектаров стал местом обитания, гнездования и зимовки фламинго, лебедей, гусей, уток, цапель, пеликанов и других видов птиц.

Параллельно со строительством порта проведена большая работа по подготовке его персонала и обучению операторов, профильных специалистов как в Туркменистане, так и за рубежом.

Президент проходит в здание пассажирского терминала, где в этот день развернулась выставка, посвящённая транспортно-коммуникационному сектору. Экспозиция в формате видеостендов представляет различные международные организации, а также профильные структуры Центральноазиатских и Прикаспийских государств.

Общая идея этих видеопрезентаций заключается в том, что диверсификация транспортных потоков, включение в географию маршрутов большого количества государств и крупных регионов будет реально способствовать дальнейшему развитию межгосударственных связей, взаимопониманию и сближению стран и народов.

Очевидно, что с вводом в эксплуатацию морского порта в Туркменбаши значительно расширится использование возможностей крупных международных и региональных организаций в развитии многовекторного и многостороннего сотрудничества.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов внимательно ознакомился с обустройством пассажирского терминала, условиями, созданными для путешественников и работы персонала.

Здание пассажирского терминала рассчитано на 600 мест. На современном уровне здесь создана система миграционного и паспортного контроля, других необходимых процедур. Предусмотрены также портовая гостиница, торговые и развлекательные центры.

В целом, автомобильный и пассажирский паромный терминал занимает общую площадь 230 тысяч квадратных метров, к его причалу могут швартоваться одновременно два судна. Он сможет обслуживать 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч трейлеров в год.

Безусловно, новый порт будет способствовать росту туристических потоков на туркменский курорт Аваза, прежде всего, из соседних прикаспийских государств. Здесь отдыхающих встретят фешенебельные отели и уютные коттеджные комплексы с высококлассным сервисом, а также суперсовременные спортивные сооружения и развития досуговая инфраструктура.

Перед тем, как покинуть здание пассажирского терминала, глава государства оставил памятную запись в Книге почётных гостей.

Выразив уверенность, что новый порт придаст дополнительный мощный импульс экономическому прогрессу Туркменистана, развитию промышленной и транспортной инфраструктуры региона, созданию новых рабочих мест, а также будет способствовать привлечению крупных инвестиций, глава государства пожелал всем больших успехов в работе и отбыл с места события.

Завершив рабочую поездку в Балканский велаят, Президент Гурбангулы Бердымухамедов отбыл из Международного аэропорта города Туркменбаши в Ашхабад.

На восточном побережье Каспийского моря расположился значимый для всей республики объект – актауский морской порт. Это важный транспортный шлюз в сфере грузоперевозок страны. Морской порт с каждым годом наращивает эффективность работы, сохраняя лидирующие позиции на Каспии.

Великий Шелковый Путь стал историей, но его первопричина – выгодное географическое расположение Казахстана – по-прежнему позволяет республике обеспечивать транспортные коридоры с Севера на Юг и с Запада на Восток, связывая регионы для развития международной торговли. Порт Актау – важнейший узел транспортных коридоров Европа – Азия (водное пролегание: через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Дон и Беломоро-Балтийский канал), а также маршрута проекта ТРАСЕКА (пролегает через порты Актау – Баку (Азербайджан) – Поти (Грузия)).

(ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – проект евроазиатского транспортного коридора Запад – Восток: из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший поддержку международных организаций, в т.ч. Евросоюза. Страны – участницы проекта: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина).

Актауский порт – уникальный объект для экономики всей страны (ключевой для Мангыстауской области), это единственный морской порт Казахстана, предназначенный для международных перевозок нефти и нефтепродуктов, различных сухих грузов на экспорт. В перечень услуг, предоставляемых портом, на сегодня входят буксировка судов, оформление прихода-отхода судна, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, услуги по фрахтованию судов и др.

За январь-май 2014 года в порт зашло 744 морских судна (против 692 в прошлом году).

История предприятия

Начало строительства порта было положено в 1963 году с главного и вспомогательного волноломов. К 1986 году были созданы паромный комплекс и четыре нефтеналивных причала. Появление порта сделало возможным развертывание масштабных проектов, значительную роль деятельность порта сыграла в строительстве города Актау , атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли.

Порт сразу начал работать на благо тогда еще Советского Союза – через этот морской узел транспортировали продукцию урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакской области. Большая часть перевозок во время СССР приходилась именно на нефть. После распада Союза был период стагнации, но с 1995 года объемы перевозок через порт стали стабильно возрастать в связи с экспортом казахстанского металла и деятельностью «Тенгизшевройл», увеличившего объемы морской перевозки нефти. В 1996 году по постановлению Правительства порт был внесен в перечень республиканских государственных предприятий.

Грузоперевозки

Железнодорожное паромное сообщение актауского порта – современная, соответствующе автоматизированная транспортная система. На сегодняшний день среди комбинированных перевозок вариант «суша-вода-суша» успешно доказывает свою эффективность и предпочтительность. В морских перевозках паромные суда выполняют функции «плавучих мостов» на мировых транспортных путях, рассеченных водными преградами. Морская перевозка обладает рядом очевидных преимуществ. Ни один вид транспорта, будь то наземное, воздушное или автомобильное сообщение, не способен за один раз перевезти количество груза, сравнимое с масштабом морской перевозки, кроме того, практически отсутствуют габаритные ограничения и снижается фактор форс-мажора – область морских перевозок известна самой низкой долей катастроф и аварий.

Общий объем грузов, перевозимых на Каспии (водным сообщением), на настоящий момент составляет около 30 млн тонн. Доля актауского морского порта в нем составляет порядка 29%. За последние годы прирост объемов перевалки порта возрос более чем в три раза; за 5 месяцев текущего года – более чем на 500 000 тонн. Так, за январь-май 2014 года портом обработано 4 млн. 669 тонн нефтеналивных и генеральных грузов, - это на 512 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам же полного прошлого года объем перевозок через морпорт составил 10 млн тонн грузов, что превысило запланированный на 300 000 тонн.

Пропускная мощность железнодорожной паромной переправы порта, откуда большинство грузов идет по маршруту Актау – Баку, составляет более 20 000 вагонов в год, груженых сжиженным газом, сырой нефтью, генеральными грузами, стройматериалами, продуктами питания, товарами народного потребления и др. Масштабному паромному сообщению через порт способствует развитая связь транспортной инфраструктуры порта с железнодорожными магистралями. С развитием международного транспортного коридора ТРАСЕКА объем транзитных грузов устойчиво растет, по итогам 5 месяцев в сравнении с прошлым годом зафиксировано увеличение на 356 тыс. тонн – 797 тыс. тонн текущего года против 441 тыс. тонн прошлого. Свою лепту в это внесло и внедрение автоматизированной системы управления, что позволяет значительно увеличить пропускную способность паромного терминала.

Перспективы

Сегодня РГП «Актауский международный морской торговый порт» является современным многоцелевым терминалом, обладающим всеми необходимыми для текущей деятельности и дальнейшего развития технологическими возможностями.

В текущем году деятельность порта обещает расшириться за счет модернизации предприятия – в 2013 году были начаты дноуглубительные работы, завершилась корректировка ТЭО по проекту строительства трех сухогрузных терминалов, два мощностью 1,5 млн тонн, третий – 1 млн тонн. Завершение их строительства (2014 год) позволит увеличить пропускную способность порта с 16,5 млн до 19 млн тонн.

Кроме того, в прошлом году создана первая для нашей страны сухогрузная морская компания. Все время отсутствия у республики собственного сухогрузного флота грузы из порта вывозились иностранными судами, теперь же обеспечена возможность реализации модели «свой груз – свой порт – свой флот». Двум сухогрузным судам девейтом 5 тыс. тонн президент республики дал имена «Туркестан» и «Бекет-Ата». К 2020 году казахстанский сухогрузный флот предполагает составить 20 судов.

Вкупе с этим расширение и модернизация морпорта Актау обеспечит республике увеличение экспорта зерна, нефти, металлов по более низким ценам, что повысит конкурентоспособность казахстанских товаров и однозначно положительно повлияет на экономику страны. Кроме экспорта, деятельность порта продолжит развиваться в областях расширения перспективных маршрутов, снижения стоимости и продолжительности перевозок, транзита груза из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива. В любом случае, кроме запланированного развития продолжается естественное: оживление деловой активности и товарооборота между разными странами гарантирует рот нагрузки на актауский порт, с чем работники РГП справляются с честью.

Каспийское море - крупнейшее озеро на Земле. Омывает оно берега пяти государств. Это Россия, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и Иран. Его называют озером, поскольку водоем не связан с мировым океаном. Но по составу воды, истории происхождения и размерам Каспий является морем.

Баку

Крупные порты Каспийского моря величественны. Один из них, Баку, является столицей Азербайджана. Располагается он на западном берегу Каспия. Город Баку стал крупнейшим центром добычи черного золота и газа с конца XIX века. Кроме нефтяной промышленности, здесь развивалось и ткачество, а также производство табака. В середине прошлого века в азербайджанской столице начало наращивать темпы машиностроение, металлообрабатывающая индустрия, а также производство стройматериалов.

В настоящее время Баку представляет собой крупнейший научно-технический и индустриальный центр во всем Закавказье. С начала нынешнего столетия в столице Азербайджана с большим успехом стали развиваться военная промышленность и высокие информационные технологии. Помимо того, что Баку - самый крупный порт Каспийского моря, город еще является и главным железнодорожным узлом. Больше всего грузооборота приходится на морской порт. Из аэропорта каждый день совершаются международные рейсы. Железные дороги проведены в Иран, Россию и Грузию. А внутри самой столицы действуют все виды городского транспорта.

Порты Ирана на Каспийском море

В Иране, на берегу Каспия, располагается город-порт Чалус, через который протекает одноименная река, впадающая в море. Климат в этом регионе в основном умеренный и влажный. Порт Чалус является известным летним курортом. На нем расположены места для отдыха, гостиницы, а также фуникулер, благодаря которому можно с горных высот рассмотреть окрестности - лесопарки, водопады, лесные массивы, побережье. В теплые времена года здесь все покрыто цветами, а осенью - пожелтевшей кроной лесов. В зимний сезон горные склоны окутаны снегами. Помимо пляжей, работающих летом, в Чалусе имеется и горнолыжный курорт, который известен своими альпинистскими базами.

Еще один крупный иранский порт Каспийского моря - Бендер-Энзели. Уникальность этого города заключается в том, что практически со всех сторон он окружен морем. И только одна его часть граничит с сушей. В основном жители этого порта занимаются рыболовством, сельским хозяйством и кустарной промышленностью. Благодаря теплому и влажному климату, здесь можно заниматься выращиванием риса и шелководством. Поскольку в городе развито рыболовство, то и плетение сетей для вылова рыбы тоже занимает почетное место. Бендер-Энзели является одним из важнейших судостроительных центров Ирана. Помимо этого, здесь есть предприятия по обработке риса, табака, масла и дерева.

Актау

На восточном берегу Каспия расположен казахстанский порт Каспийского моря - Актау. Этот город является единственным в республике, в котором занимаются международными перевозками черного золота и продуктов из него. Основная экономическая отрасль Актау - нефтехимическая индустрия. Здесь располагается крупнейший в Казахстане завод по производству пластмассы, а также азотно-туковое, сернокислотное, химико-гидрометаллургическое предприятия.

Помимо них, в Актау развивается и пищевая промышленность. На здешней территории находится комбинат атомной энергетики. Однако добыча урана и атомный реактор прекратили работу в 90-х годах. Но город смог продолжить развитие благодаря нефтяной и газовой промышленности.

Туркменбаши

Также на восточном побережье Каспия расположен город Туркменистана - Туркменбаши. Этот порт Каспийского моря является крупным центром нефтеперерабатывающей промышленности республики. На заводах выпускаются полипропилен, дизельные и универсальные масла. В Туркменбаши морской транспорт в основном представляет собой паромный терминал. Здесь постоянно работает переправа до города Баку. Помимо этого, есть и железнодорожные узлы, и аэропорт.

На территории морского международного порта обустроены заводы по судостроению и ремонту с целью расширения возможностей в нефтяных отраслях. Недавно в этом городе начал работу и пассажирский вокзал. Говоря про морские порты Каспийского моря, можно уточнить, что этот является одним из главных.

В своем выступлении 17 января 2014г. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: «Мы приняли Государственную программу по освоению нефтяных месторождений Каспийского моря. Каспий с давних времен является чистым морем. Это единственное море в стране, поэтому чтобы сохранить его экологическое состояние, чистоту, рыбное богатство, государство всегда принимает меры. Какой бы инвестор ни пришел на Каспий, перед ним в первую очередь ставится требования – дать гарантию на не загрязнение вод Каспия… Поэтому для сохранения нефтяного богатства и богатства моря государство принимает все меры» .

Каспийское море вытянуто в меридиональном направлении почти на 630 миль и имеет среднюю ширину 175 миль. Оно лежит между параллелями 47 о 02´ и 36 о 35´ сев. шир. и меридианами 46 о 45´ и 54 о 46´ вост. долг. Наименьшая ширина моря по параллели 40 о 18´ сев. шир. составляет около 106 миль.

Размеры Каспийского моря зависят от изменений его уровня, который в свою очередь зависит главным образ от речного стока.

В физико-географическом отношении Каспийское море принято делить на три части: северную, среднюю и южную. Северной частью считается район, расположенный к северу от линии, соединяющей восточную оконечность острова Чечень с мысом Тюб-Караган. Границей между средней и южной частями моря является линия, проведенная от знака Лебяжий Камень (40 о 22´ N, 50 o 22´ E) до мыса Куули .

Каспийское море омывает берега следующих государств, в соответствии с рисунком 1:

Азербайджанской Республики;

Российской Федерации;

Исламской Республики Иран;

Республики Туркменистан;

Республики Казахстан.

Приведем краткую характеристику морских портов этих стран.

Республика Азербайджан. Бакинский международный морской торговый порт (БММТП) расположен на западном побережье Каспийского моря и является ключевым транзитным центром по перевалке каспийской нефти. Инфраструктура порта включает 10 причалов с максимальной допустимой глубиной у причальной стенки 7 метров.

Рисунок 1.1 - Схема района побережья Каспийского моря

В 2010 году в порту Баку начал работу новый частный нефтяной терминал «Азпетрол», включающий 5 резервуаров для хранения нефтепродуктов, погрузочную эстакаду с прямым доступом к магистральной железной дороге на Грузию.

Участок Актау – Баку является связующим звеном транспортного коридора ТРАСЕКА . С сентября 2011 года функционирует железнодорожное паромное сообщение Актау – Баку – Актау. На данной линии задействованы суда типа «Советский Дагестан» грузовместимостью 28 железнодорожных вагонов, время в пути составляет 18-20 часов, помимо вагонов паром перевозит и пассажиров.


Международный морской порт Баку в 2013 году увеличил перевалку транзитных нефтепродуктов на 15% - до 4 млн. тонн. В общей структуре ожидаемого объема транзита около 60% составит казахстанская, а оставшуюся часть - туркменская нефть. Азербайджанскую нефть в текущем году порт не переваливает. Кроме того, через грузовой терминал порта планируется транспортировать в текущем году до 300 тыс. тонн различных грузов.

Нефтяной терминал Дюбенди является частью порта Баку. Порт состоит из нефтяного терминала с тремя выносными пирсами, резервуарным парком (пропускная способность - 350 тыс. тонн в месяц) и причального фронта для одновременной швартовки 4 танкеров. Нефтепроводы соединяют Баку и железной дорогой с прямым доступом к магистральной железной дороге на Грузию. Ограничения по осадке в районе порта 7 метров, обрабатываются танкеры грузоподъемностью до 10000 тонн.

В настоящее время для доставки каспийской нефти на мировые рынки преимущественно используются магистральные трубопроводы: Баку-Новороссийск, Махачкала-Новороссийск, Баку-Супса, Тенгиз-Новороссийск, Атырау-Самара и Нека-Тегеран. По состоянию на 2013 год общая пропускная способность этих трубопроводов составила почти 90 млн. тонн, при этом прогнозируемый рост их пропускной способности к 2015 году увеличится до 122 млн. тонн. Вместе с тем к 2015 году производство нефти в странах Каспийского региона может составить порядка 250-300 млн. тонн, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных инфраструктур по её транспортировке в целях заблаговременного решения перспективных потребностей в доставке и сбыте нефти.

Российская Федерация. Порт Астрахань является одним из крупных портов каспийского региона. Портовые воды и территория порта включают в себя часть реки Волга, Волго-Каспийский канал, Астраханский рейд, протоку Серебряная Воложка, причалы организаций. Всего в порту Астрахань имеется 24 причал. Правительство России планирует создать направления, связывающие транспортные сети России и страны Центральной Азии с использованием паромных переправ через Каспий, подключить транспортный маршрут, соединяющий Каспийское и Черное моря по Волго-Донскому каналу к системе евроазиатских транспортных связей путем развития порта Астрахань.

Общий объем перевалки за 2013 год по МАП Астрахань составил около 350 тыс. тонн грузов.

Морской торговый порт Оля в Астраханской области является важным объектом инфраструктуры международного транзитного коридора Север-Юг. Имеет сухогрузный причал длиной 200 м и автопаромный комплекс, оснащенный для приема судов типа Ро-Ро, работающих на линии Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). В соответствии с Программой возрождения торгового флота России построено контейнерный терминал мощностью около 400 тыс. тонн.

Общий объем перевалки за 2013 год по порту Оля составил 239 тыс. тонн грузов.

Махачкалинский международный морской торговый порт является одним из старейших каспийских российских портов (135 лет). Акватория порта свободна ото льда круглый год. Нефтебаза порта располагает емкостями на 500 тыс. куб. м, что позволяет одновременно обрабатывать до 100 цистерн, соединена с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск. Проведен дноуглубительные работы, на полную реконструкцию 5 пирсов и волноломов. Максимальная длина судов, входящих в порт 135-150 м, ширина – 20-25 м, грузоподъемность – 10-20080 тонн, с осадкой - не более 9 м. Перегрузочные мощности порта позволяют переработать 6 млн. тонн грузов, из них 80% составляет перевалка углеводородного сырья. Порт Махачкала завершили строительства 12 новых причалов и, как следствие, увеличение грузооборота порта до 12 млн. тонн.

В настоящее время основной объем перевозок в направлении порта Махачкала составляет нефть и нефтепродукты. Принимая во внимание, что проект реконструкции железнодорожного паромного комплекса в порту Махачкала завершен, рассматривается вопрос организации железнодорожного сообщения по маршруту Актау – Махачкала – Актау и автопаромного сообщения Актау – Астрахань (Оля) – Актау.

Открытие паромного сообщения позволит не только снизить стоимость перевозок и время в пути грузопассажирского потока на маршруте, но и будет способствовать дальнейшему укреплению торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана.

Общий объем перевалки за 2014 год составил более 8,5 млн. тонн сухих и наливных грузов.

Республика Туркменистан. В настоящее время, порт Туркменбаши является одним из конкурентов, представляющий в рамках коридора ТРАСЕКА, альтернативный маршрут транспортировки транзитных грузов через собственный порт Туркменбаши (в обход территории Казахстана).

С 2010 года планировалось начало модернизации с капитальным ремонтом сухогрузного, паромного и нефтеналивного терминалов. Кредит на его реализацию в размере 30 млн. долл. США выделялся Европейским Банком Реконструкции и Развития (далее ЕБРР). Существующие нефтепричалы могут одновременно принимать шесть танкеров. С 2011 года действует причал для обслуживания судов типа Ро-Ро. Каждый квадратный метр бетонных площадок причала, примыкающего к сухогрузному терминалу и рассчитанному на прием тяжеловесных грузов, способен выдержать вес более 250 тонн. Причал оборудован специальными платформами для наката грузов на судно.

Порт Туркменбаши (Туркменистан) в основном перевалку грузов осуществляет паромами, их объем за 2012 год составил 1 млн. 612 тыс. тонн.

Порты Астрахань (Оля), Махачкала и Туркменбаши (Туркменистан) являются портами-конкурентами в свете привлечения (переориентации) транзитных грузопотоков следующих в рамках соответственно транспортных маршрутов.

С 2013 года устаревшее перегрузочное оборудование в этих портах оказывает существенное влияние на качество производимых работ и величину ставок за перевалку груза. Порт не является единым транспортным комплексом, а состоит из нескольких причалов находящих вдоль устья, собственниками которых являются частные компании, что позволяет им проводить более гибкую тарифную политику.

Вместе с тем порт является устьевым, что увеличивает расходы на поддержание безопасной судовой обстановки (гарантированной глубины на судовом ходе), а также ставку фрахта в 2013 году закрытый навигационный период вследствие ледовой проводки судов по каналу.

Развитие контейнерного терминала в порту Актау способно открыть перспективы для привлечения грузопотока контейнеров на маршруте: Поти (Батуми) - Баку - Актау Серхетабад (Термез) и далее в Афганистан. По различным оценкам прогнозируемый контейнерный поток может составить порядка 10÷15 тыс. единиц в год, что подтверждается национальным оператором контейнерного парка - ЗАО «Казтранссервис». В данных условиях развитие контейнерного терминала в порту Актау с созданием благоприятного тарифного режима способно перспективно увеличить объемы грузопотока контейнеров.

Сложившаяся ситуация на рынке портовых услуг Каспийского бассейна свидетельствует об активном развитии портов соседних государств, наличии инвестиционных программ, направленных на повышение их конкуренто-способности и реализации госпрограмм на Каспии.

Активизация транзитных грузопотоков (глинозем, хлопок, шрот, контейнеры и др.) следующей в настоящее время через конкурентный маршрут Туркменбаши зависит от создания привлекательного тарифного режима позитивного решения аффинированных грузоотправителей основных грузов.

Исламская Республика Иран. Порт Анзали позволяет осуществлять перевалку до 6 млн. тонн грузов в год. Проходная осадка на акватории порта ограничена 5.5 метрами. Порт способен обработать судов с максимальной длиной в 170.7 метров, дедвейтом около 4.5тыс.тонн. В порту имеется 12 причалов, обеспечивающих одновременную швартовку 12 судов водоизмещением до 6тыс.тонн.

С 2011 года в порту действуют 20 грузоподъёмных кранов мощностью 10÷20т. Причалы длиной 1430 м способны принять одновременно 10 торговых судов следующим образом:

8 общегрузовых причалов длиной 1200м для судов до 4500 БРТ;

2 нефтяной причал длиной 92.3м для судов до 4500 БРТ.

Порт Анзали имеет 7 хорошо укомплектованных складов площадью 2452м 2 , которые делятся на склады для экспортного и импортного груза, а также контейнеров.

С 2012 года функционирует автопаромное сообщение по маршруту Актау - Анзали.

Порт Ноушахр имеет восемь полностью укомплектованных складов, площадью 27412м 2 , 7 из которых - для временного хранения груза, один для экспортного груза. Остальные используются как многоцелевые хранилища для различных грузов.

Порт Нека располагает двумя причалами с максимальной допустимой осадкой в 4 метров для обработки танкеров грузоподъемностью 4.5тыс. тонн. Порт Нека является пунктом поставки казахстанской нефти и нефтепродуктов на условиях SWAP-операций.

Порт Амирабад (Хазар), имеющий мощность 6 млн. тонн, с разветвленной инфраструктурной сетью и подъездными путями из-за малой глубины подходного канала использует только незначительную часть своих мощностей.

В 2014 году пропускная способность составила 15 млн. тонн грузов в год

Последние материалы сайта