Есть на Земле места, внешне ничем не примечательные, но туда постоянно едут люди, несмотря на большие расстояния и отсутствие дороги.
Именно такое место есть в Мордовии на границе с Нижегородской областью. Старцев Угол... Слышала о нем давно, много читала, а побывать посчастливилось только что. Ежегодно, в Духов день, там совершается богослужение. Атмосфера этого праздника оставила в душе удивительно приятные впечатления.
История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось – Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...
Немало святых людей посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.
От Саранска до деревни Горки чуть более 100 километров. Дорога замечательная, ехать одно удовольствие. От Горок до Спасо-Преображенской пустыни Старцев Угол 4 километра хорошей грунтовки.
На большой поляне маленькая деревянная церковь, в которой уже шла служба.
Служба закончилась, но никто не разъезжался - все ждали приезда епископа Ардатовского и Атяшеского Вениамина . Было еще достаточно времени, чтобы пройти по территории пустыни.
Лесенка с земляными ступенями ведет в Старцев овраг к родникам.
Первый на нашем пути Спасов родник. Рядом с ним построена часовня.
Направо от Спасова источника есть еще один, воду из которого называют "мертвой". Ее используют только для наружного применения.
Горке приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг нее, читая про себя Богородицу и потом полежать на этой земле.
Отсюда хорошо видно растущее в виде креста деревце.
На месте, где когда-то был храм,
установлен крест из белого мрамора, резной.
Спасаясь от набегов
язычников, монахи собрались в нем и во время вражеского нашествия
церковь
вместе с молящимися ушла под землю." Но ни храм, ни люди не погибли, и
поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то
монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму..."
В середине - в полный рост свт. Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя - мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева - свт. Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над святителем Спиридоном - Спас Нерукотворный.
Есть еще немного времени, чтобы пообщаться, поесть земляники, собрать букетик полевых цветов и чабреца для зимних чаепитий. Вокруг красота, покой и благодать.
К часу приехал Владыка Вениамин.
Энергичный, легкий на подъем, владыка успевал каждому улыбнуться, каждому сказать доброе слово, каждого благословить...
Было ощущение, что он только что проснулся, не спеша позавтракал и приехал в пустынь.На самом деле, Владыка уже отслужил в двух разных местах епархии и освятил колокола строящейся церкви в третьем. Но даже намека на усталость не было заметно - радость, добро, улыбки лились рекой.
Первые слова: "Вы не устали?" И начался водосвятный молебен. Команда молодых, красивых, обаятельных священнослужителей помогала ему дружно и слаженно.
СТАРЦЕВ УГОЛ. История его ведет свое начало от времен похода на Казань 150-тысячного войска царя Иоанна Грозного (1552г.). Здесь государю Российскому и князю Игнатию Мордовскому явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским ханством, которое представляло собой в то время осколок Золотой Орды. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм. Рядом поселились монашествующие старцы - отсюда и название. С тех пор святые места не раз защищали своих обитателей. Впоследствии, по легенде, храм укрыл под землей православных во время вражеского нашествия…
В этом году на Духов день (20 июня) в пустыни близ сеченовского села Булдаково и мордовского села Горки снова собрались сотни людей. Паломники ехали на машинах, из Мордовии – на автобусах. И не только в этот день здесь многолюдно. Лето - пик наибольшей посещаемости святых мест. Для верующих и просто путешественников из России и даже зарубежья Старцев Угол – древняя и самая загадочная пустынь. До сих пор сюда приезжают, чтобы помолиться, исцелиться от душевных и телесных недугов. На сайте Министерства культуры РФ у Федерального агентства по туризму есть даже маршрут – Сеченовский район, Старцев Угол – празднование Духова дня. Организаторы – Чувашская и Мордовская Епархии. С давних времен Старцев Угол овеян тайнами и легендами, передаваемыми из поколения в поколение. В легендах соединены исторические и, по сути, фольклорные свидетельства, вымышленные подробности и реальные события. Отделить правду от вымысла, явления благодатные от суеверий не всегда возможно. Каждый это определяет для себя сам.
Совсем недавно в редакцию позвонили из Ульяновской области с просьбой подсказать, как проехать до источников, поинтересовались строящимся храмом. Люди наслышаны о чудодейственных силах пустыни. В Интернете есть видеоролик «Вести Мордовия» от 2012г. «Старцев Угол». У него 9349 просмотров. Наши земляки комментируют увиденное: «Чудесные места, лечебные, душа отдыхает», «Там такая аура», «Душа поёт, когда там побываешь», «Родилась в Булдакове, живу в городе. Мы в детстве с бабушкой там часто бывали», «Хотя бы немного все благоустроили, было б вообще замечательно…».
Корреспонденты газеты тоже побывали на Троицкой неделе в Спиридоновской пустыни. От Сеченова до Булдакова 30 км, по трассе на Мордовию (влево) – еще 5. Далее знак, указывающий поворот налево, до Старцева Угла – 4 км полями и лугами по хорошо накатанной дороге. Других хороших, ближних, дорог нет. Булдаковцы проезжают со своей стороны полями, некоторые километров восемь осиливают пешком. Торговоталызинская молодежь в прошлые годы ходили пешком своими тропами. 14 июля выезд к святым местам на автобусе планирует группа верующих из В.Талызина. А у нас впечатления от поездки очень хорошие, но все-таки разные.
При въезде в Старцев Угол аншлаг – Московский патриархат Саранская и Мордовская митрополия Ардатовская епархия Спасопреображенская мужская пустынь Старцев Угол – и указатель. А вот уже за кустами и деревьями виднеется домик, с первого взгляда видно, что временное жилье. Две зимы он здесь уже простоял. С минувшей осталась куча неиспользованных дров. Тропинка не нахоженная, подтверждающая, что живет здесь всего один человек, о чем нам и говорили знающие люди. Постучались в дверь, чтобы попросить разрешение на посещение святых мест не только для души, но и для исполнения работы, но никто не ответил. Не оказалось старца и на строительной площадке. Позже торговоталызинские жители пояснили, что он мог молиться где-то на холме или у родника, уехать на велосипеде в соседнее село или еще куда-то отлучиться. Он настоятель храма Спаса Нерукотворного с. Сява Порецкого района. Иеромонах Иордан рад приходящему, сам он является строителем нового храма Сошествия духа Святаго по собственной инициативе.
На открытом людскому взору месте строительство идет к завершению. Вот и золоченый купол устремился в небесную синеву. Для истинной веры, оказывается, нет ничего невозможного. На стройплощадке почти уже не осталось строительных материалов. Дверь храма открыта, внутри идут отделочные работы, под своеобразным куполом лики святых. На полу материалы, инструменты и … велосипед. За храмом «хозяйственный» двор строителя – умывальник, приспособленный из полиэтиленовой бутылки, столики, лавка, колодец, большая кастрюля для приготовления пищи на костре. Видимо, обед не всегда здесь бывает на одного – Бог посылает и помощников в святом деле. Рядом деревянная часовня 2002 года постройки, освященная в честь Преображения Спаса. 19 августа, в Яблочный спас, здесь престол и будет снова многолюдно. В каждой часовне верующие оставляют пожертвования.
Тропинка ведет к Спасову источнику. Несколько лет назад кустарники здесь были увешаны всякими веревочками, тряпочками, сейчас этого нет. Священнослужители ритуалы не одобряют, считая языческими. Однако кто-то все равно где-нибудь в стороне обязательно привяжет к ветке какой-нибудь клочок, полежит на холме, где ушла под землю церковь, просунет записку с желанием между бревен часовни. Здесь обновленная часовня, колодец, крест, иконы.
Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца. Три святых камня, на самом большом из них – две впадины «от колен молящихся на нем много лет старцев». На них люди обливаются водой.
Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона. На территории четыре источника – Николая Чудотворца, Безымянный, Святого Воскресения, Спиридона Тримифунтского. Находятся они рядом, а вода в них – разная по составу.
Несколько раз монастырь упразднялся и возрождался вновь. Не однажды погибали и поднимались вновь скиты и церкви. Последний храм (на погосте неподалеку) был разрушен в начале прошлого столетия, и тогда здесь, уже в пещерках, жили монахи-схимники. В 30-е годы пустынь была уничтожена окончательно – разрушены кельи, часовни, а монахи расстреляны и похоронены тут же, в овраге.
Мордовия считает эти намоленные места своими, Нижегородчина – своими. На протяжении столетий границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен Царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю – на мордовской стороне. Все гости, прибывающие в Сеченовский район, стараются попасть в Спасо-Преображенскую пустынь. Кто-то сам едет, чтобы побыть наедине с природой, кто-то приглашает с собой экскурсовода из отдела культуры и туризма. После посещения этих мест многие говорят, что хотели бы еще сюда вернуться. И у нас такое же желание возникло: походить снова по тропинкам в тишине, послушать пение птиц, напиться водицы, умыться в купели, набрать разнотравья для чая, постоять на Святом камне и Святой горке у мраморного креста, почувствовать эту волшебную благодать…
А заглянув в Интернет, мы много чего нового для себя открыли из легенд, откликов паломников, исторических справок на сайтах митрополий Ардатовской и Нижегородской. Кое-какие заметки взяли и для вас, уважаемые читатели.
Святитель Спиридон очень почитаем в миру. Мощи святого покоятся на греческом острове Корфу, где четыре раза в год память святителя отмечается крестными ходами. Но святитель и сам «ходящий» святой, то есть буквально тот, который обходит мир, места, где призывают его имя, нуждаются в благодатной помощи.
Неподалеку от мраморного креста находится холм, которому приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг него, читая про себя Богородицу.
Вот сообщение Ардатовской епархии Мордовской митрополии «10 сентября 2015 г. Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский посетил Старцев угол. На территории возрождающейся мужской обители Правящий Архиерей провел совещание с игуменом Каллиником (Вдовиным) и главой Большеигнатовского муниципального района Т.Н.Полозовой. Обсуждались вопросы возрождения обители и перспективы совместного сотрудничества».
Строит храм иеромонах Иордан. Он 1947 г.р. Окончил техникум пищевой промышленности и институт. В душе – строитель. Работал художником-оформителем. Переехал в г. Алатырь. 20 апреля 2003 г. пострижен в монашество. Нес послушание в скитах и подворьях Чувашии. Более 70 лет бездействовала церковь (1825 года постройки) в селе Сиява. Благодаря личной инициативе и с благословения митрополита Варнавы отец Иордан восстановил из руин храм, который в 2011 г. распахнул свои двери для верующих. После этого он решил обустроить Старцев Угол. Тихонечко, с Божьей помощью, он возрождается. О. Иордан очень просит жителей района помочь в отделке храма
На месте предполагаемого чудесного явления святителя Спиридона царю Ивану Грозному по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в 1998 году воздвигли беломраморный крест. В средней части креста – в полный рост изображение святителя Спиридона, слева – князь Игнатий и царь Иван Грозный, справа – изведение воды на сухом месте Спиридоном Тримифунтским. Сверху – Спас Нерукотворный
Старцев Угол. Столько слышала, и вот знакомство. А ведь не так оно должно было состояться. К этому нужно готовиться. Сильно захотеть этой встречи, собраться с мыслями, чтобы ощущения и впечатления были не просто приятными, а правильными. Прежде всего. И подтверждение этому нашлось сразу же. С виду пенсионер назвался дядей Мишей. С ним сын и внучка (из Саратова). Сам дядя Миша из села Куракина Ардатовского района Мордовии. Молодежь здесь впервые, он приехал во второй раз. Когда заболел, ноги сами привели сюда. Легче.
– Здесь красиво, тихо, отдыхаешь душой, – пока мои ощущения только такие. Наверное, должно прийти другое чувство – искренней веры, чтобы не просто видеть природную красоту, а чувствовать необходимость бывать здесь. Я на это надеюсь.
Он прав. Мы в тот день даже путь проделали одинаковый – от Сеченова и Куракина до Старцева Угла 35-40 километров. И сошлись наши пути у поворота на Спасо-Преображенскую пустынь. И мысли сошлись, и ожидания.
ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно- экономический
Колледж»
Научно-исследовательская работа
Святыни Мордовии
Спасо-Преображенская пустынь
Старцев Угол
Выполнила: Уханова Елена,
студентка II курса
специальности
«Экономика и бухгалтерский учет»
Руководитель: Козлова Н.В.
Введение………………………………………………………………………...3
Легенды и предания о возникновении Старцева Угла……………………….4
Исторические особенности возникновения и развития святыни –
Старцев Угол…………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21
Введение
У каждого человека есть своя малая родина, место, которое ему ближе всего на свете. И куда бы ни занесла его судьба, город или село, в котором он вырос, навсегда останется любимым. И самые теплые воспоминания неразрывно связны с родным краем. О нем всегда приятно вспоминать.
Некоторое время назад наша семья переехала из Большеигнатовского района в пригород города Саранск. Есть в нашем районе место, с удивительно интересной историей, богатым на легенды и придания, прошлым. Место это именуется в народе Старцевым Углом.
Актуальность проблемы. Сохранять наследие предков, хранить традиции, помнить и знать историю своего края, облагораживать святые места – это необходимо для духовного, нравственного развития личности, для воспитания патриотизма.
Цель моей работы – провести исследование святыни Мордовии - Спасо-Преображенской пустыни или как еще называют это святое место - Старцев Угол.
Исходя из актуальности и поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
Найти и описать легенды и предания о возникновении Старцева Угла;
Рассмотреть исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол, изучив и подвергнув анализу специальную литературу.
Объектом моей исследовательской работы выступает святыня Мордовии - Старцев Угол. Предметом же является исследование особенностей возникновения и развития святыни Старцев Угол.
Во время работы я использовала следующие методы исследования:
Беседы со священниками Большеигнатовского района отцом Александром и отцом Алексеем, старожилами сел Горки и Торговое Талызино, паломниками, которые посещают это святое место;
Анализ краеведческой литературы.
Легенды и предания о возникновении Старцева Угла
С целью получения исследовательской информации относительно легенд и преданий о возникновении Старцева Угламной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Народное почитание святости места связано не только с бывшей там монашеской обителью, но и с преданием, уходящим вглубь веков.
Священник Александр поведал о легенде, дошедшей до нас со времён эпохи Ивана Грозного.
… Шел государь-батюшка на Казань. Войско его удалое шло воевать супостатов. Встретил Грозного царя мордовский князь Игнат. Ласково встретил, напоил-накормил, по владеньям своим проводил и до границы дошел. Принято было в мордовском народе провожать гостей дорогих до источников, там и прощались. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника нет, как нет. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: « Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: « Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь. » И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.
Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь. Среди язычников жили монахи, чего им только терпеть не приходилось! В один из набегов подожгли монастырь язычники. Монахи все перешли в храм, и храм этот ушёл под землю… Опустело место святое, а родник всё бил.
В Старцевом Углу никогда молитва не затухала, возрождалась обитель, вновь оскудение наступало, уходили монахи, но кто-то оставался и в землянках совершал свой подвиг безмолвия и молитвы. Новые времена настали. Храмы все потушили. А народ все шел и шел на святые источники. Помнили старожилы о святом предании, что святитель Спиридон то место освятил явлением своим.
По благословению Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия решено было воздвигнуть крест, что и осуществили в 1998 году. Крест из белого мрамора, резной, в середине – в полный рост святитель Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева – святитель Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над Святителем Спиридоном - Спас нерукотворный.
На Духов день из Михаила-Архангельского храма в Большом Игнатове вышел крестный ход. Шли поклониться Кресту Честному. Из Нижегородской епархии тоже крестный ход шел.
У Креста соединились, отслужили молебен. Это уже традиция - на Духов день и в Преображение идти крестным ходом к святому мест, ознаменованному Животворящим Крестом.
О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходило среди местного населения множество легенд. Где эти пещеры находятся, никто не знает. В годы гонений на Церковь чекисты не раз пытались найти их, доходили с собаками до ручья, но здесь собаки теряли след. В документах НКВД сохранились запросы о некоем иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов. Он скрывался в одной из пещер на краю старцеугловского кладбища. Люди его хорошо знали и до сих пор вспоминают как подвижника, сохранившего верность монашеских обетам в тяжких условиях.
Сейчас на месте, где ушёл храм под землю – бугор, который с каждым годом растёт. Отец Александр хотел построить здесь часовню. Когда выкопали яму под фундамент, ночью ему приснился сон, что оттуда свет идет, и храм стоит. Он понял, что строить ничего не нужно. И что ещё необычно! Все, что вырыли, сбросили обратно в яму. Но яму заполнить не удалось! Так она и осталась. Между каменным крестом и этим бугром расположена низина, густо поросшая травой и ивняком. Раньше здесь была болотина. Рассказывают, что в двадцатые годы сюда свезли со всей округи 80 священнослужителей. Заставили их рыть яму, а потом живьем сбросили туда и закидали болотной грязью и тиной. Говорят, что в этом месте до сих пор ночью, если прислушаться к земле, будут слышны стоны мучеников.
Местные жители постоянно тянутся к Старцеву Углу, потому что на пустыни издревле почитаются три источника: Спиридонский, Спасский и Никольский.
В народе есть обычай, связанный с ними: когда подходишь к колодцу, нужно обязательно умыться водой, а еще лучше облиться с головой. Эта вода обладает определенной энергией, которую нельзя объяснить. Из Спиридония вода исцеляет щитовидную железу и бесплодие у женщин.
Но лучше всего обливаться в Никольском источнике. Он находится в зарослях ивняка и орешника, поэтому не сразу нам открывается часовенка, крест, колодезный сруб и камень, на котором омываются водой из источника.
Колодец тот неглубокий, вода быстро мутится илом, поднимающимся со дна. Отец Александр рассказал, что здесь стояла рубленая, выкрашенная синей краской, часовня. Её сожгли в начале 60-х годов XX века. Под часовней была щель между камнями, и вода текла по желобу очень быстро. Сейчас это место заросло, а раньше внизу была купель, и в ней купались, а камень, говорят, плавал на воде.
Многие жители окрестных сел в преддверье зимы, когда еще дорогу до Старцева Угла не занесло, берут из источников воду. А зимой, если с кем-то случится простуда или другая болезнь, просто умываются этой водой и недуг отступает. Но не только вода здесь обладает силой, но и даже воздух, и земля. Находясь в этих местах, чувствуешь на себе влияние истории.
Следуя дальше по тропинке, можно наткнуться на следы старого колодца. Вот что о нем рассказывает отец Александр: « Одна женщина из Сергача поведала о своём воскрешении, когда она была девочкой. Это было после войны. Она в Сеченове гостила у бабушки с дедушкой. С подружками заигралась и уснула у навозной кучи. Дети увидели, что она спит, и разбежались. Через два дня у неё стала болеть голова, а через неделю она умирает. Врачи сказали: « Подозрение на менингит. Всё!» Родители выехали из Сергача забирать её хоронить, а бабушка с дедушкой - на лошадь, и привезли её в Старцев Угол. Это было на Ильин день, 2 августа. Матушка Маргарита (ехимонахиня) в это время шла от источника Спиридона в часовню. И как раз на полпути дедушка с бабушкой положили мёртвое тело девочки, которой врачи уже выписали свидетельство о смерти. Они обратились к матушке за помощью. « А что я сделаю, - спросила она, - только помолиться могу». Она начала молиться, подняла руки к небу и стала просить Господа, чтобы сотворил над девочкой чудо. И у неё из под ног забила вода. Она размешала эту воду с землёй, залила в ухо девочке и перевернула её на другую сторону. И тут же у неё черви полезли и личинки из головы, и девочка воскресла и до сих пор жива. От Бога никогда не отходила, воспитала сына, внука, а сейчас схиму приняла. И с того момента там, в воде черви и личинки, а было – сухое место».
Часовня Преображения Господня возведена на средства главы Рузаевского района (Мордовия) Старцева и на средства жителей Мордовии и Нижегородской губернии. Торжественно освящена духовенством Большеигнатовского благочиния (Мордовия) в 2002 году.
Спасо-Преображенская пустынь имеет народное, самое распространенное и наиболее узнаваемое название - Старцев Угол. Расположена на границе Большеигнатовского района Мордовии и Сеченовского района Нижегородской области у села Горки. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, ведь на протяжении XX века границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь времен царя Алексея Михайловича, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю, находится на мордовской стороне. Немало святых людей посещали эту пустынь, такие как Серафим Саровский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Здесь было явлено и немало местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные и устраивались судьбы многих благочестивых христиан. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.
История Старцева Угла ведет начало от времен похода на Казань. Здесь царю Иоанну Грозному явился святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии ушедший под землю.
В одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа, то есть между 1641 и 1645 годами. В екатерининские времена монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе, но, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова Спиридонов храм простоял вплоть до 1930-х годов.
После революции два схимника близ обители ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собаки никогда не находили их следов: монахи уходили по воде и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Тайно, под видом печников, бывали в Старцевом Углу митрополиты Иоанн (Снычев) и Мануил (Лемешевский).
Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. Так, после войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку и вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает на коне огненный Ангел. Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены и обратился старцем. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Видела она там других старцев, стояла на их службе. И приняла там монашеский постриг. Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. Ей же показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Известно, что схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу.
Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были обустроены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался храмом на погосте, священника при храме не было.
В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и саму память о Старцевом Угле, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Она шла на страдание, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Так и стало - матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...
Ныне монастырь возрождается, составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы, и строители начали возводить первое монастырское здание.
Статья с сайта http://www.vidania.ru/index.html
Паломничества
На Свято-Духов день в Старцев Угол близ мордовского села Горки собираются многие сотни людей. Паломники из дальних градов и весей едут на машинах и автобусах, прихожане местных храмов идут крестным ходом. Вот и в этом году 16 июня множество молящихся собрались в этом святом месте, где, как считают старожилы, по крайней мере до девяностых годов прошлого века не прекращалась сокровенная старческая жизнь, где все дышит святостью. Еще в свой первый приезд в мордовское село Большое Игнатово, к мощам распятого в годы революционной смуты иерея Константина, мы услышали о потаенной пустыни, где, как и в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму. А сама горка понемногу поднимается ввысь...
История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Царя Иоанна Грозного. Здесь Государю Российскому и князю Игнатию Мордовскому явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные Царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии укрывший под землей Православных. В одной из челобитных 1685 года преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен Царя Михаила Федоровича, и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа. Совместное правление Самодержца Михаила и Кира Иосифа выпадало на пять неполных лет, между 1641 и 1645 годами. Тогда-то и была основана Старце-Угловская Преображенская пустынь. Между тем старцы-молитвенники жили в этом тихом месте издавна, и название Старцев Угол было закреплено за ним еще до основания обители. Благочестивый воевода, которому достались за службу эти земли, уже находившиеся в забвении, узнав их историю и то, что в пещерках по-прежнему потаенно живут монахи, решил построить здесь монастырь. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, на протяжении столетий границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен Царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.
В голодные худородные годы монастырь всегда помогал населению хлебом, потому что хозяйство было крепкое, монахи сами выкорчевывали лес, возделывали поля. Несколько раз пустынь претерпевала нелегкие времена - известный Указ Екатерины II о секуляризации монастырей в 1764 году упраздняет и эту пустынь, но она вновь возрождается - и опять вражеский навет, якобы здесь тайно постригли то ли беглого крепостного, то ли рекрута, и снова обитель закрывается, а монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Но кто мог запретить старцам молиться в святом Старцевом Углу?..
По документам последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе. А получилось так, что, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова храм простоял вплоть до 30-х годов XX века.
Старики, которых я застал, хорошо помнят этот Спиридонов храм, - рассказал настоятель большеигнатовского храма иерей Александр Никитин. - Помнят старцев Михаилов - двоих схимников, которые после революции ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собака никогда не находила след. Монахи уходили по воде, и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. У нас в Игнатово жила старица Пелагея, она хорошо знала Митрополита Иоанна (Снычева) и Митрополита Мануила (Лемешевского). Бабушка Поля говорила, что в годы, когда Владыка Мануил управлял епархией в Чувашии, они часто бывали в Старцевом Углу. Доезжади до Алатыря, а оттуда добирались уже под видом печников - переодевались, такие простенькие мужички - и уже с несколькими верными людьми добирались в Старцев Угол. Есть свидетельства старожилов алатырских, которые это хорошо помнят. Владыка Иоанн рассказывал своей духовной дочери, что однажды Владыка Мануил оставил его в часовне, поставленной на месте Спиридонова храма. Он уснул, а когда проснулся, Владыки Мануила не было, он только утром пришел. Владыка Иоанн вышел из часовни - и увидел, что на каждой могилочке монастырского кладбища горели свечи. А когда подошел поближе, то свечей не увидел.
После войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку, а сама задумалась: правда ли то, что рассказывают об этом месте, выйдет ли церковь оттуда или там и нет ничего - так, люди придумали... "Я вот на базаре была - за одну цену шерсть купила. А пока до дома дошла, спросили, почем брала - два рубля прибавила. Так, может, и тут - что-то когда-то было, а уж напридумывали невесть что..." Вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает - как бы на лошади - Ангел. Белые ризы сверкают, как молния, вид его как огненный. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены, и рядом с ней оказался старец. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. А ей показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Видела там старцев, стояла на службе. И там она приняла схимнический постриг, а восприемницей схимонахини Веры стала известная в этих краях подвижница схимонахиня Маргарита (Никитина), которую и поныне кто зовет Игнатовской, кто - по месту упокоения - Ардатовской. Ей дорога в пещеры, в подземную церковь была хорошо знакома. Но она запретила рассказывать о том, что тоже была в пещере. Уже перед самой смертью матушка Вера открыла все это. А тогда ее после пострига, в схимнической одежде, вывели - и усадили на то же место, с которого была взята. Сидит - и не знает, сон это или явь. И слышит изумленное: "Груша, это ты?! Где же ты была, мы тебя столько дней тут ищем! Дети не знают, куда ты подевалась..." Стала она рассказывать, что была взята в подземную церковь, не поверили. Только матушка Маргарита рядом стояла и тихонько улыбалась, ничего не говоря.
Схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу. Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были построены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался как храм на погосте, матушки приходили сюда на службу, а для полунощницы собирались в часовне, священника при храме не было. В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и самую память о Старцевом Углу, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Но она шла пострадать, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Пришла - и здесь ее в каких только грехах не обвинили. Матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли... Сама матушка Маргарита - дивная чудотворица - заслуживает отдельного рассказа. О предсказании преподобного Филарета Ичалковского - и близком знакомстве матушки со Святителем Лукой (Войно-Ясенецким). О воскрешении ею умершей девочки и появлении в Старцевом углу четвертого - "запрещенного" колодца. И еще о многих духовных подвигах матушки вы сможете прочесть в одном из ближайших выпусков "Благовеста".
Шесть лет назад воду из трех чудотворных источников Старцева Угла взяли на экспертизу. Что интересно: колодцы в одной местности, на одном уровне расположены, а вода в источниках разная по составу. Но самое удивительное произошло по дороге, пока везли банки с водой на экспертизу. Пять человек было в машине, и все они стали свидетелями чуда. На банках были наклеены этикетки из обычной белой бумаги, и на них карандашом надписано, из какого источника взята та или иная вода. И вдруг на этикетках один за другим проявились лики: на банке с водой из источника Спиридона Тримифунтского - образ Святителя Спиридона, на другой банке - Святителя Николая, а на воде из источника Божией Матери появились сразу два изображения: Господа и Его Пречистой Матери. Всю дорогу эти лики были видны.
Однажды ночью несколько монахинь молились в Старцевом Углу. Это было как раз когда в Старцев Угол привезли мраморный крест в память явления Святителя Спиридона Тримифунтского. Монахини читали акафисты Божией Матери, Святителям Спиридону и Николаю Чудотворцу. И вот в третьем часу ночи разразилась страшная гроза.
Отец Александр проснулся среди ночи и хотел искать машину, чтобы перевезти людей, оставшихся в Старцевом Углу после освящения креста, а уж утром, как Господь управит, вместе с прихожанами вернуться туда. Но ничего у него не получилось с машиной. Утром после молебна приехали в Старцев Угол - слава Богу, все живы. Паломницы рассказали батюшке: "Мы когда молились, вдруг увидели столп света, и взгляды невольно тянулись к нему. Одна послушница попросила у матушки благословения пойти и посмотреть, что это там так светит. А матушка говорит: "Стой, где стоишь. Не надо отвлекаться от молитвы". Закончили акафист Святителю Николаю, пропели величание - и пошли в часовню. И увидели на полпути между часовней и источниками, недалеко от запрещенного колодца, над почвой - струйку воды". Оказывается, ночью в том месте, где они видели столп света, ударила молния и пробила дерн, оттуда пошла водица. Хорошая чистая вода в каком-то шаге от того колодца, из которого воду не велено брать.
А священник Андрей Бублиенко поведал нам об удивительной истории хранящейся в Михаило-Архангельском храме села Большое Игнатово непримечательной с виду иконы, написанной на грубом листе жести не иконописцем - одним из последних старцев дореволюционной пустыни схимонахом Михаилом. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" была написана в день, когда Россия отреклась от Государя. "Но как Божия Мать не умерла, а лишь уснула, так и Россия еще проснется от своего сна", - сказал схимонах Михаил. От иконы было явлено немало чудес. 18 июня 1996 года она спасла Большое Игнатово от неслыханного урагана, причинившего много бед окрестным селам. Отец Александр с молитвой вынес ее из храма, воздел ввысь - и надвигавшаяся на село страшная черная туча словно раскололась о невидимую стену... Временами икона мироточит. В первую годовщину обретения мощей убиенного иерея Константина в храм залетели три роя пчел - и облепили закрытый гроб с мощами и именно эту икону. Пчелы никому не причинили вреда, и только сладкие потеки меда на погребальном покрове и на иконе свидетельствовали о чудесном посещении. Был и иной случай. Старушка-богомолица мысленно осудила односельчан, в праздности сидящих на скамеечке: "Я-то в церковь иду, а они..." Но когда, войдя в храм, она захотела приложиться к иконе, ужаснулась: изображенные на ней Апостолы отвернули от нее свои лики! "Не судите, да не судимы будете"...
Недавно Господь сподобил - мы, четыре самарские паломницы, побывали в Старцевом Углу. Помолились в часовенках, омылись водой из всех источников, приложились к святым крестам. Было непреходящее ощущение чуда, и зазвучи в это время подземная молитва, мы восприняли бы это как должное. Впрочем, чудом было уже то, что сбылось наше желание побывать в святом Старцевом Углу. Но самым великим потрясением для нас стали три камня у колодца Николая Чудотворца. На самом большом из них, приглядевшись, можно увидеть ровные ложбинки - отпечатки ног, какие мог бы оставить человек, стоявший на коленопреклоненной молитве. Сколько же старцев веками молились здесь, что каменная твердь уподобилась воску под их ногами. И какой же силы была их молитва!.
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска