Где жил гераклит. Философия Гераклита из Эфеса (Эфесского). Самое известное учение Гераклита

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано воз­никновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохра­нилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним ис­точникам, назывался “О природе”, согласно другим - “Музы”.

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представите­лей милетской школы и является как первоосновой мира (“архе”), так и основ­ным элементом (“стойхейрон”). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир “возни­кает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе”.

Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с кон­статацией бесконечности этого материального принципа исследователи нахо­дят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в истори­ческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничто­жимости: “Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере”.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противопо­ложностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наи­более далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядо­ченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в ко­торую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной “праматерии”. Одна материя, согласно его взглядам, “живет смертью” другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию “творческого отрицания”.

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя со­временный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех собы­тий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание законо­мерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотво­ренный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человече­ского сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию “многознания” от под­линной мудрости. “Многознание” в отличие от подлинной мудрости не способ­ствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа (ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отно­шения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употреб­ляемых понятий: “Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением”.

Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретиче­скую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вы­вод авторы книги “История философии в кратком изложении” Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Расцвет жизни Гераклита (ок. 544-480) приходится на время, когда на Ближнем Востоке, граничил с ионийским побережьем где господствовали персы. Гераклит происходил из аристократического Эфесского рода Кодритив. Он должен был принять в наследство должность архонта — басилевса, но отказался в пользу своего брата. В конце жизни он даже отказался и от участия в политической жизни полиса.

Целостных произведений Гераклита сегодняшний день исследователи не имеют. Известно, что ему принадлежал произведение под общим названием «О природе», которая делилась на три части: «О Вселенной», «О государстве», «О божество».

Собственно произведений Гераклита мы не имеем — не пришли цельные тексты. Из различных источников сохранилось и засвидетельствовано более ста фрагментов и отрывков (126 действительных и 15 сомнительных). Предполагается, что философ не имел целостного произведения, а лишь определенные записаны высказывания. Однако более поздние философы и доксографы настаивают на существовании именно книг с уже упоминавшимися названиями (А. Т., С. 15).

Фрагменты книг Гераклита отличаются оригинальностью содержания, краткости изложения, вполне вероятно — в образной и афористической форме. Отсюда пытаются выводить причины сложного осознание читателями произведений, а затем — «темноты» философичности Гераклита (определенные жизненные и общественные обстоятельства побудили к развитию пессимистического восприятия философом жизненных событий. Древние также называли Гераклита «плачущий»).

Помощь «темноты» стиля Гераклита тесно связано не только с формой изложения, но и со смыслом. Философ, пытаясь словесно воспроизвести обозримую ему истину, пользовался сочетанием противоречивых, противоположных по значению понятий. Этим приемом он намеревался отразить противоречивую сущность уже самих вещей, предметов объективного мира.

Стиль, которым пользовался Гераклит, и который имел своеобразный характер торжества, называется «иератическое» (стиль жрецов и религиозных деятелей).

По логико — филологическими особенностями стиль философа определяют как «антитетично», когда противопоставляются отдельные слова и предложения.

Безусловным причиной «темноты» стиля определяют также особенности мировоззрения философа, его личностные черты.

По определению Аристотеля Гераклит принадлежал к так называемым первым «философов природы» — натурфилософов, или «фисиологив». Понятно, что вопрос натурфилософии составляют сердечную звено в наследстве философа.

Натурфилософия Гераклита является во многом развитием идей милетцы. Однако ни о каком подражания не может быть и речи — мы имеем дело с вполне самостоятельным философским явлением. Существенным связующим фактором милетцы с Гераклитом есть натуралистический принцип объяснения явлений действительности с стихийного материального начала — воды, алейрон, воздуха, огня. Однако у Гераклита мы уже наблюдаем преобладание черт «философа — товарища мудрости», а не ученого естествоиспытателя На первый план у мыслителя выступает не счет, НЕ измерения, НЕ геометрия, не универсальны ремесло, а исследования умственных способностей, космоса, закона.

Таким стихийным материальным космотворчим элементом у Гераклита возникает Огонь, противоречивая в себе сущность, постоянно меняющееся и преходящее собственными проявлениями первоначала. Рассматривая первоначала философ следует мысли о вечности (в указанном ранее контексте) как материи, так и движения. Именно таким образом он пытается совместить неизменную целостность естественного единства с кажущейся всеобщей изменчивость и подвижностью. Для фактора такой всеобщей изменяемости и вечной материи Гераклит пытается найти диалектическое объяснение.

Космос в целом и все, что находится в нем философ объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения (общий с милетцы средство объяснения поставання вещей): «Этот космос, тот же для всех, никто ни из богов, ни из людей не создал, а вечно был, есть и будет огонь вечно живой, вспыхивает мере и степени угасает» (А. Т., С. 62, Ф- 30).

«Огонь» переходит в противоположные стихии. Именно он является вещественным носителем всеобщей текучести и изменений. Его «жизнью» является сгорания, угасание, постепенное превращение в воздух, воду, землю (пепел). Однако эти элементы являются исключительно мертвыми стихиями по первоогня, их жизнь определяется лишь переходом в свою противоположность: «1) Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью, земля — воды; 2) Огня смерть — воздуха рождения, и воздуха смерть — воды рождения; 3) С земли вода рождается и с воздуха — огонь и наоборот» (А. Т., С. 98, Ф -76).

Возгорание (разрежение) огня является его жизнью. Это означает «путь вверх», и вместе с тем гибель всех вещей. «Путь вниз» является «умиранием», или затуханием огня, что приводит к возникновению вещей. Эти процессы — возгорания и затухания (угасание) — происходят одновременно и циклически, в постоянных «мерах»: «Путь вверх — вниз тот же» (А. Т., С. 89, Ф -60). Такой взаимопереход огня в многообразие единичных вещей предстает противоречивым единством: «На огонь виминюеться все, и огонь — на все, как на золото товары и на товары золото» (А. Т., С. 108, Ф -90); «Вращение огня: сначала море, а ведь море — пополам земля, пополам — Престер… < земля > расплывается в море, а море расплывается согласно тому же логосом, что и сначала мало, пока не стало землей» (А. Т., С. 66, Ф -31).

Согласно основными качествами огня Гераклит определяет и основные диалектические отношения первоначала «огня» в собственных проявлений:

Возникновение Космоса (возникновение вещей) является «недостатком» (нуждой) огня; гибель Космоса (мировой пожар) является избытком и достатком;

Гераклит учит, что вращение событий возникновения и гибели Космоса, которое увенчивается мировым пожаром, происходит что 10800 лет.

Такое вращение событий лишено фактора развития (прогресса), после мерной пожара наступает новый Космос, который вполне воспроизводит во времени предыдущего. Это обусловлено признанием Гераклитом отсутствии цилеспря — мовуючои цели, цели совершенствования — безразличный, причастен к человека космический круговорот повторяется вне всякой цели: «Вечность — ребенок, играет, играя в Песси: царство ребенка». («Пессея — игра, напоминающая шахматы или шашки, когда по доске передвигали камни или кости»; А. Т., С. 83, Ф- 52);

Как и в Анаксимандра, боги у Гераклита нет никаких отношений и влияния на космотворчий процесс возгорания и угасания огня;

Люди имеют ложные — мифологические, воображения относительно возникновения мира и его существование.

Одновременно с фисиологичною направленностью учения, Гераклит огня жизненной силы, которая больше напоминает креативную духовную свойство. Огонь насыщает «душой» все вещи, которые возникают с огня, таким образом, сплошь весь Космос выступает как одушевленное действительность: «Если бы Солнца не было, несмотря на другие звезды, была бы ночь» (А. Т., С. 115, Ф- 99). Именно в этой композиции смыслов Гераклит уподоблюе Солнце с Логосом (Словом), учение о котором имеет такое же важное значение для его философии, как и учение об огне. Большинство исследователей соглашаются на том, что именно Гераклит применил это слово в качестве философского термина.

А. Тихолаз, со ссылкой на В. Гагре, приводит такую несколько значений удивительно полисемантичного древнегреческого слова «логос», которое имело применение во времена Гераклита: «1) что-то произнесенное, высказанное; 2) идея, или смысл, содержание; 3) точка зрения, мысль, то, что имеется в виду, «в голове»; 4) основание («на каком основании»); 5) суть, реальный смысл; 6) степень; 7) соотношение, пропорция; 8) общий принцип или правило; 9) умственная способность; 10) сущность чего-либо…» (А. Т., С. 35). Тем или иным образом эти значения имеющиеся в интерпретациях фрагментов Гераклита

По общему определению, Логос — это неистребимый, неизменный закон, закономерность, или мера изменчивости и изменчивых вещей. Именно он определяет отношение огня к собственным видоизменений и состояний. И если огонь следует признавать стихию мирового единства, то свидетельствует нам за это Логос: «Не мне, но к логосу прислушиваясь, мудро признать, что все едино». (А. Т., С. 80, Ф -50).

Этом единстве логос сообщает не только форму закона, определенности, но и справедливости мира огня. Он действует как упорядочивая мудрая сила, подобная философском божеству, которому уже подчиняется весь предыдущий пантеон мифологических богов: «Солнце не перейдет надлежащей степени, потому Эринии, Правды (Дике) помощницы, найдут» (А. Т., С. 112, Ф- 94).

Гераклит в разных фрагментах дает время отличительные черты логоса, но учитывая указанную полисемантику значение, все отличительные черты становятся лишь дополнениями к целостного представления философа о характере мирового закона. Логос является скрытым, не очевидно законом, который правит миром. Он скрыт не только в мнимых видчуттевих явлениях, но и для ума людей и их души: «В этом логоса, существует вечно, не понимают люди ни перед услышат, ни сначала услышав; потому хотя все происходит согласно этому логосом, они напоминают бессознательных того, даже сталкиваясь с такими словами и делами, о которых я говорю, раскладывая каждое согласно природе и показывая, как дело имеется А в отношении других людей, то они не осознают того, оказывающих наяву, так же, как виденное во сне забывают» (А. Т., С. 43, Ф -1); «Меж души не отыщешь, каким бы путем ты шел: такой глубокий логос имеет» (А. Т., С. 78, Ф -45).

Еще один, но уже теологический аспект логоса находим во фрагменте, в котором сувьязно Гераклит высказывается и о божестве — совершенство, и об огне — единство, и о логос — закон, отличный от всех вещей, но родственный с ними тем, что ими руководит: «Одно, единственное мудрое не желает и желает называться Зевсовым именем» (А. Т., С. 69, Ф -32).

И в учении об огне, и в учении о Логосе Гераклита мощной основой возникают диалектические мотивы. Все же стоит отметить, что вопросы диалектики в творчестве Гераклита время истолковываются без учета исторические задачи самого философа. Во многом этому поспособствовал именно «темный» стиль философа, но и наложение чисто филологических опытов Гераклита и их последствий на действительность привели к излишней онтологизации его высказываний.

Мнение о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с антитетическим пониманием самого процесса движения. Философ утверждает, что по наблюдению движения и сплошной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, который единственно может выразить путем противопоставления понятий, соответствующих противоположным состояниям. Следовательно, следует одновременно утверждать, что, Во-первых, существование предмета определяется его подвижностью, и, во-вторых, тот же предмет не существует в определенной степени, поскольку он постоянно претерпевает изменения. Такими кажущееся носителями текучести Гераклит называет движение и изменение, возникновение и уничтожение, изменение вещей и поколений людей.

В постоянном изменении противоположностями находится все, что подпадает под определение «смертной существа». Противоположности вроде обмениваются в процессе возникновения и уничтожения, приближения и удаления, рассеяния и скопления. Обмен противоположностями происходит даже на уровне космотворческих начал — Огня и Логоса: «До тех самых рек невозможно войти дважды [ по Гераклиту; и невозможно дважды коснуться смертной существа в том же состоянии, однако внезапность и скорость изменений ] распыляет и снова собирает (а лучше сказать снова и не после, но одновременно образуется и меньше) и приближается и удаляется» (А. Т., С. И09, Ф -91).

Для Гераклита существо вещей подвижная, сущность бытия действенная. Все, что движимое — живет; все, что живет — движимое. Спокойствие не является существенным свойством. Отсутствие движения свойственна только неживом, мертвому: «Родившись, стремятся жить, чтобы смерть, а точнее — покой, и детей по себе оставляют, чтобы смерть родилась» (А. Т., С. 58, Ф -20); «Смерть — все, что по пробуждении видим, все, что во сне — сон» (А. Т., С. 58, Ф -21).

Все живое может находиться только в относительном покое. Пара противоположностей движения и покоя определяют пару противоположностей вечного живого (странным образом неизменного, нерожденного, постоянного) движения и переменного смертного мира вещей. Именно эти космические противоположности образуют найча — ровную гармонию, лишенную диссонанса и отрицательной разрушения: «Враждебное смиряется, и с расходящихся — самая обаятельная гармония» (А. Т., С. 47, Ф -8). Подобных примеров, раскрывающих противоречивую существо космоса, даже в фрагментарной наследии Гераклита существует много: «Сочетание: целое и нецелое, согласованным — расходящееся, и со всего — одно, и из одного — все» (А. Т., С. 49, Ф -12); или образец поэтические проявления противоречивой природы бытия — «Они не понимают, каким образом ворожуюче согласуется: обратная гармония, как в лука и лиры» (А. Т., С. 81, Ф -51). Выявление, осознание противоречивой природы вещей является делом познания как философской деятельности.

Гераклит — один из первых древнегреческих философов, кто стал рассматривать вопрос познания как основополагающее задача философа и философии. Он четко отмечает трудности, которые сопровождают человека в познании, подчеркивает неисчерпаемость предмета изучения: «Большинство не понимает того, с чем сталкивается, даже научившись, однако, что-то думает» (А. Т., С. 56, Ф -17). Задача философского познания существа вещей заключается в определении истинности определенного пути познания. Простое добавление и сборка знаний не может обеспечить именно достижения истины: «Много знать должны мужи философы» (А. Т., С. 71, Ф -35), однако — «Багатознавство уму учит: ведь было бы научила Гесиода и Пифагора, и Ксенофана с Гекатея» (А. Т., С. 74, Ф- 40). Таким образом, многознание не становится тождественным умственной способности к познанию, это является своеобразным типом отношения к действительности.

Рассуждения является чем-то отличным от синкретического мировосприятия, которое основывается исключительно на видчуттевости. Источником такого рассуждения становится не природная стихия или мифологических божество, а Логос, который является общим для всех, однако не очевидным законом порядок и мышления. Чувственное знание Гераклит определяет как недостаточное, обремененное тяжелыми по огня- души стихиями: «Плохие свидетели глаза и уши для людей, имеющих варварские души» (А. Т., С 121, Ф -107). He варварская «Душа имеет самовозрастающая логос» (А. Т., С. 130, Ф -115), то есть деятельность, которая бы имела самостоятельный характер рассуждения, деятельность, отличную от НЕ- самовозрастающей видчуттевости, поскольку оно всецело зависящее от внешних текучих предметов восприятия.

Одновременно философ не возражает правомочности чувственного познания в том случае, когда оно согласуется с умственным самозростанням, или же — мышлением. Мышление является завершающим этапом двухступенчатого пути приобретения знаний — чувственного и умственного, которое увенчивается познанием самого себя: «Я пытался понять (исследовал) самого себя» (А. Т., С 116, Ф- 101).

Теги: ,

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Сведения о жизни ученого чрезвычайно скудны, да и он не любил о себе распространяться, а умозаключения подавал в завуалированной непонятной окружающим форме. За это, а также за пребывание в крайней меланхолии и ипохондрии современники называли его «Мрачным».

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит появился на свет в городе Эфес, что находится на территории государства Турция. Считается, что родился он в середине шестого века до н.э., примерно в 544-541 гг. Такие выводы сделаны на основании того, что во время 69-ой Олимпиады Гераклит достиг возраста полного расцвета – «акме», т.е. около 40 лет.

Он имел высокое происхождение, т.е. относился к династии «басилевсов», т.е. его предки выполняли в обществе функции и правителя, и жреца. Именно его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и вершили суд.

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании – Галактика, Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Противоположности в одно и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью, жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

Основная сила, управляющая судьбами земли и людей – это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценностей» и отождествлял с Логосом – огнем.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в постоянной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал поведение своих сограждан, упрекая их в неумении правильно распорядиться своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, дошедшее до наших дней, – это трактат «О природе вещей». Оно не сохранилось полностью, но около двухсот цитат из него были найдены в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, и . Этот труд содержал в себе три большие части: первая – об устройстве Вселенной, вторая – о системе управления государством и его устройстве, а третья – о боге и душе.

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Гераклит при жизни почти не имел учеников, одним из его известных последователей являлся Кратил. В «Диалогах» Платона он выступает в роли отрицающего все существующие философские учения и заявляющий о том, что нет ничего определенного и изученного в природе.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Современники наделили философа ярлыками- «Плачущий», «Темный», «Мрачный».

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

«Входите, не бойтесь, ибо и в бедном жилище- обитают боги»- сказал им Гераклит. Философ всегда изъяснялся непонятно, давая возможность додумать его мысль самостоятельно. Так, и понятие ЛОГОС не только огонь, но и СЛОВО, РЕЧЬ, ОТЧЕТ, СОЧИНЕНИЕ, ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Знаете ли вы, что, говоря: "Все течет, все изменяется", вы цитируете древнегреческого философа Гераклита? Его имя известно во всем мире, а такие светила, как Ницше, Кант, Шопенгауэр, с гордостью называли себя последователями великого философа.

Древняя Греция дала миру много достойных людей. Из античности берет свое начало философия. Одним из основателей этой науки был Гераклит. Кратко о философе вы сможете узнать из нашей статьи, что поможет не только значительно расширить ваш кругозор, но и расскажет о зарождении многих наук и доктрин.

Кто такой Гераклит? Чем он известен

Древняя Греция, или, как поэтично ее называли в древние века, Эллада, стала колыбелью многих наук.

Одним из известнейших философов античности был Гераклит. Философия как наука обязана ему формированием многих понятий и основных тезисов. Многие века Гераклита считают автором крылатой фразы "все течет, все изменяется". Концепции древнегреческого мудреца до сих пор являются предметом изучения многих представителей науки.

Известен Гераклит был благодаря введению в систему философии понятия "логос" и развития первоначальной диалектики. Диалектика Гераклита стала основой учения многих философов после него, например, Платон в своем монументальном труде "Государство" в одной из глав ведет условный диалог с Гераклитом.

С тезисами мудреца можно соглашаться или не соглашаться, но равнодушными они не оставляют как людей науки, так и случайного читателя.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных ведомостей о жизненном пути философа очень мало. Известно, что жил он в в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древнего рода. Обладающий аристократическими благородными корнями, Гераклит в зрелом возрасте отрекся от всех возможных привилегии и предпочел обществу жизнь в горах.

Вопросы, которые изучал, - онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не примыкал ни к одной из существующих школ и направлений. В своем учении был "сам по себе". Милетская школа, которую философ критиковал, хоть и не имела воздействие на его взгляды, но оставила свой отпечаток на мировоззрении. Детальнее об этом - в следующих разделах статьи. Не имел он и фактических учеников, но мудрейшие мыслители от античности и до наших дней вплетают в свои идеи его тезисы и взгляды.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й олимпиады. Но его учение было несвоевременным и не находило отклика. Возможно, поэтому, по некоторым данным историков, Гераклит уходит из Эфеса в горы, чтобы наедине с собой развивать свои идеи и зарождающиеся гениальные новаторские понятия. Те краткие сведения о мудреце, что сохранились до наших дней, описывают его как человека закрытого, с острым умом и критическим отношением ко всему увиденному и услышанному. были как стрелы, что попадают точно в цель. А целью его критики могли быть как его односельчане, так и местная власть и люди, стоящие у ее руля. Философ не боялся порицания или наказания, он был прямым, как меч, и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало не под силу находиться в окружении, которое было совершенно далеким от его взглядов и познаний, и не понимало его. Философа называли «темным», и существует две версии, почему. Первая - прозвище возникло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, она называли их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория исходит из мировоззрения и настроений философа. Зная то, что недоступно для понимания других, Гераклит был закрытым и постоянно находился в меланхолическом или саркастическом расположении духа.

О гибели мудреца существует много мифов, ни один из них как не подтвержден, так и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философа разорвали бродячие собаки, по другим данным, мудрец умер от водянки, по третьим - он пришел в поселок, велел себя обмазать навозом и умер. Он был слишком необычным для своего времени. Так же, как люди не понимали его при жизни, он остался для них тайной после своей загадочной гибели. Лишь спустя многие столетия мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Труды Гераклита

Считается, что трудов у великого мудреца было немало, но до наших дней смог дойти только один - состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве". Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее она смогла донести учение Гераклита.

Здесь же он обосновывает свое понятие «логос», о котором мы поговорим ниже.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения Однако те крупицы, которые мы имеем возможность изучить и осознать, несут великую мудрость философа, его тезисы, которые не утрачивают ни своей ценности, ни актуальности.

Основы философии Гераклита

Античные мудрецы дали миру любовь к мудрости и стояли у истоков зарождения многих наук. Таким был и Гераклит. Философия как наука обязана ему своим развитием и зарождением.

Основные тезисы философа:

1. Огонь как первоисточник всего. Неизвестно, шла ли речь об огне в фактическом смысле или же в переносном (огонь, как энергия), но именно его считал Гераклит первоосновой творения мира.

2. Мир и космос периодически сгорают от могущественного пожара, чтобы восстановиться вновь.

3. Понятие течения и круговорота. Суть во фразе: "Все течет, все изменяется". Этот тезис Гераклита гениально прост, но никому до него не была открыта суть переменчивости, течения жизни и времени.

4. Закон противоположностей. Здесь речь идет о разности понятий. В качестве примера великий философ приводит море, которое дает жизнь морским обитателям, но часто несет гибель людям. В некотором роде теория относительности Эйнштейна обязана своему появлению на свет этой гениальной идее-прародительнице, дошедшей до нас благодаря великому философу.

К сожалению, из-за того, что единственное учение Гераклита дошло до нас лишь отрывками, его доктрины очень сложно трактовать, они кажутся совершенно неполными, фрагментарными. Из-за этого они постоянно подвергаются критике. Например, Гегель считал их несостоятельными. Мы же в полной мере не имеем возможности оценить и воспринять их. Остается додумывать и заполнять недостающие фрагменты совершенно интуитивно, опираясь на предчувствие и традиции и взгляды, властвующие в античной Греции времен великого философа. Хоть он и отрицал влияние школ и мыслителей, существовавших до него, но невозможно не заметить некоторое сходство, например с тем же Пифагором.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основана Фалесом в колонии Греции в Азии, в городе Милете. Ее особенность в том, что она была первой философской школой античного мира. Создана в первой половине VI века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественной физической проблематики и сути). По мнению многих науковедов, именно с этой школы начали свой путь не только в Греции, но и во всем мире астрономия и математика, биология и география, физика и химия. Одним из главных принципов школы было положение "ничто не возникает из ничего". То есть у каждого возникшего существа или явления есть первопричина. Часто этой причине давалось божественное начало, но такое определение не останавливало философов в их поисках, а помогало идти дальше.

Как мы говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с Милетской школой, чьи взгляды он критиковал и не воспринимал, философ вступал в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы - в том, что она воспринимала мир живым цельным существом. Не было различия между живым и мертвым, для науки было интересно все. По некоторым данным, именно благодаря милетской школе зародился и был впервые произнесен термин «философия». Любовь к науке, к знаниям была основным стимулом к развитию для представителей этого общества. Школа Гераклита, как ее иногда неверно называют, развивалась параллельно с ним самым. Хоть великий мудрец и отрицал эту связь, она довольно очевидна.

Понятие диалектики

Термин "диалектика" пришел к нам, как и многие другие, из античности. Он дословно обозначает «вести диалог, спорить».

Существует много определений этого понятия, но мы остановимся лишь на том, в русле которого работал Гераклит.

Для великого философа понятие диалектики заключалось в учении о вечном становлении и вместе с этим переменчивости бытия. Идея Гераклита о вечном течении кажется нам слишком простой, но во времена ее зарождения она была серьезнейшим прорывом в философии в частности и в науке в общем.

Здесь, конечно, чувствуются взгляды Милетской школы и ее представителей. Развиваясь свободно от Гераклита, в совершенно разных плоскостях, они все же пересекались в своих выводах, хоть и были самостоятельными и полученными в результате сугубо личных наблюдений и умозаключений.

Кроме понятия диалектики, современная наука обязана античному философу еще одним бессмертным понятием и концепцией, выросшей на его основе. Это логос Гераклита - великая идея об огне как первооснове всего.

Концепцию логоса мудрец античности представлял так: существует мир и существует огонь (собственно логос). Мир начался с него, в огне его ждет и конец. В Космосе постоянно происходят пожары, из которых рождаются новые миры. Ничего ли не напоминает это суждение? Возможно, намного быстрее других на этот вопрос дали бы ответ люди, имеющие познания в астрономии. Вспомните о зарождении (и гибели, в принципе, тоже) звезд в космическом пространстве. После взрыва и высвобождения его накопленной, а потом мгновенно отданной энергии рождается новая молодая звезда. Возможно, нам, знающим это из школьного курса астрономии или физики, эти сведения не покажутся чем-то сверхъестественным. Но вернемся во времена античности. До нашей эры явно не преподавали в школе астрономию, чтобы, узнав о процессе рождения звезд, греческий философ мог составить свою концепцию. Если же такие знания не объясняются наукой, то с помощью чего мог получить их Гераклит? Философия никогда не отрицала понятия интуитивности, пресловутого шестого чувства, - дара или наказания для избранных представителей рода человеческого.

Великий мудрец смог осознать и воспринять то, что будет открыто лишь через тысячи лет после его смерти. Разве это не говорит о его высочайшей мудрости и провидении?

Последователи философа

По некоторым данным, у философа все же был ученик - Кратил. Возможно, с его легкой руки и желания восстановить труды своего наставника мы получили некоторую рассеянность истинных мыслей Гераклита. Кратил был прилежным учеником, он перенимал концепции учителя. Позже он станет в некоторой степени наставником Платона, который будет вести с ним условные вымышленные монологи в своем монументальном «Государстве». Философ Гераклит был настолько великим, что вдохновлял своих последователей многие века после своей гибели.

Платон тоже пойдет по пути диалектики. На ее основе будут построены практически все его труды. Применение диалектики сделает их довольно доступными и понятными.

Так как Кратил был вдохновителем Платона, великого автора "мифа о пещере" можно условно тоже отнести к последователям Гераклита.

Позже Сократ и Аристотель, взяв за основу диалектику Гераклита, создавали свои, новые, достаточно сильные концепции. Но, несмотря на всю их самостоятельность, отрицать влияние античного мудреца на них совершенно неразумно.

Из наших практически современников последователями Гераклита были Гегель и Хайдеггер. Достаточно сильное влияние умозаключений греческого мудреца испытывал и Ницше. Многие из глав "Заратустры" отмечены этим влиянием. Немецкий философ со всемирно известным именем и много размышлял о самом понятии и сути времени и его течении. Аксиома о том, что все изменяется, была взята им как должное и развита во многих трудах.

Отрицание и критика идей Гераклита

В 470 годах до н. э. при дворе Гиерона обитал комик Эпихарм. Во многих своих произведениях он высмеивал теории Гераклита. "Если человек взял в долг, то может не отдавать, ведь он уже изменился, это совершенно другой человек, так почему он должен отдавать долги за кого-то", - лишь одни из примеров. Их было немало, и сейчас уже трудно судить, о чем идет речь: об обычном развлечении при дворе, основанном на насмешках над трудами Гераклита, или же об осмыслении и критике его концепции придворным комиком? И почему мишенью комических сценок стал именно Гераклит? Взгляды Эпихарма на его труды были довольно язвительными и ироничными. Но даже за такой ширмой не скрылось восхищение мудростью великого античного философа.

Те же Гегель и Хайдеггер, используя в своих многих трактатах суждения Гераклита, обвиняли его в несовершенстве взглядов, парадоксальности и хаотичности мыслей. Тем не менее, видимо, от понимания философов ускользал тот факт, что труды сохранены не полностью, а то, что есть, дополнено и переписано наследниками трудом и учениками, которым не под силу было понять своего учителя полностью, что вынуждало их заполнять пробелы своими собственными мыслями, а иногда и домыслами.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Хоть Гераклит о отрицал влияние других отдельных личностей и школ, но, несомненно, его взгляды не возникли из ниоткуда.

Многие исследователи утверждают, что философ был хорошо знаком с трудами Пифагора и Диогена. Многое из написанного им перекликается с понятиями, введенными в обиход науки этими древними мудрецами.

Слова Гераклита повторяются и цитируются даже сегодня.

Вот наиболее известные тезисы мудреца, которые, пройдя через тысячелетия, не утратили своей ценности.

  • Глаза - свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека (как мы помним из разделов статьи выше, школа натурфилософии только ознаменовала начало развития данной отрасли науки), не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации. Вспомним поговорку о том, что лучше один раз увидеть, чем раз услышать. Сейчас подобную можно встретить практически у каждого народа, но во время жизни философа она была достойным открытием.
  • Когда все загаданные желания человека сбываются, это делает его хуже. Это действительно так. Если человеку некуда стремиться, он не развивается, а деградирует. Если у некоего индивидуума есть все желаемое, он теряет способность сочувствовать тем, кому повезло меньше; перестает ценить имеющееся, принимает его за данность. Через тысячи лет этот тезис по-своему истолкует британский писатель ирландского происхождения Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, боги исполняют наши молитвы», - скажет он в своем гениальном романе «Портрет Дориана Грея». А Уайльд никогда и не отрицал, что черпал свои познания о мире из источника античности.
  • Знание многого не учит уму. Некоторые исследователи считают, что эта фраза была сказана в укор и отрицание той самой Милетской школе. Однако документального подтверждения этого факта нет, впрочем, как и многих других эпизодов. Диалектика Гераклита в этом тезисе расцвела яркими красками и показала многогранность мышления великого мудреца.
  • Суть мудрости в том, чтобы не только произносить истину, но и, внимая законам природы, следовать ей. Здесь мы не будем углубляться в рассуждения о сути этого умозаключения античного философа. Каждый может воспринять его по-своему, но суть от этого только обогатится смыслом.
  • Один для меня - десять тысяч, если он - наилучший. В этом тезисе - объяснение того, почему при жизни греческий философ не желал обучать учеников. Возможно, в свое время он так и не нашел достойных.
  • Рок - это последовательность и порядок причин, при котором одна причина порождает другую. И так до бесконечности.
  • Знание и понимание самого мудрого мудреца - всего лишь мнение.
  • Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает. Про них можно сказать, что, присутствуя, они отсутствуют. В этом высказывании Гераклит выразил всю горечь от непонимания, с которым ему пришлось столкнуться. Он слишком опережал свое время, чтобы иметь шансы на понимание.
  • С гневом очень трудно бороться. Можно жизнью заплатить за все, что он потребует. Но еще более трудно победить желание наслаждения в себе. Оно сильнее гнева.

В заключение

Есть личности, которые настолько не укладываются в рамки своего времени, что быть понятыми современниками им просто не суждено. Такой личностью был древнегреческий мудрец Гераклит. Философия, какой она есть сегодня, не была бы такой без его тезисов и трудов, теорий и концепций.

Великий философ большинство своей жизни провел в горах, наедине с природой и своими мыслями. Людям, называвшим его «темным», не суждено было понять всю глубину мудрости этого удивительного человека.

Его афоризмы до сих пор цитируются на десятках языков, а работы вдохновляют все новых и новых учеников. Многие философы нашего времени берут за основу труды великого грека-отшельника. И, хотя его работы дошли к нам лишь в виде кратких незавершенных отрывков, это ни в коем случае не уменьшает их ценности.

Стоит познакомиться с теориями и концепциями великого мудреца не только для общего развития, но и для ознакомления с античным миром.

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался "О природе", согласно другим - "Музы". Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира ("архе"), так и основным элементом ("стойхейрон"). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир "возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе". Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа исследователи находят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: "Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере". В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной "праматерии". Одна материя, согласно его взглядам, "живет смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию "творческого отрицания". Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию "многознания" от подлинной мудрости. "Многознание" в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа (ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: "Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением". Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики. Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вывод авторы книги "История философии в кратком изложении" Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

Последние материалы сайта