Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место в социологии. На него существуют различные ответы, представленные в социологических теориях.
Конфликтологическая теория стратификации
Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество - это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.
Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Он утверждал, что для понимания любого общества необходим исторический подход, т.е. для постижения механизма конкретной экономической системы надо знать, что предшествовало этой системе, а также процессы, способствовавшие ее развитию. По Марксу, уровень техники и метод организации производства детерминируют эволюцию общества. На каждом этапе истории эти факторы определяют группу, которая будет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.
К. Маркс, дав глубокое обоснование классовой структуры общества, подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. Причиной классовой борьбы - непримиримого столкновения интересов рабочих и капиталистов, по его мнению, является стремление капиталиста получить прибавочную стоимость. Прибавочную стоимость Маркс определял как разницу между стоимостью, создаваемой рабочими (что выражается в рабочем времени, воплощенном в товаре, который они производят), и стоимостью, которую они получают (что выражается в прожиточном минимуме, обеспечиваемом заработной платой). Капиталисты не создают прибавочную стоимость; они присваивают ее, эксплуатируя рабочих. Следовательно, по Марксу, капиталисты - воры, крадущие плоды труда рабочих. Накопление капитала (богатства) происходит из прибавочной стоимости и является ключом - и даже стимулом - к развитию современного капитализма. В конечном итоге классовая борьба завершится тем, что рабочие свергнут класс капиталистов и установят новый, справедливый общественный порядок.
Ни один класс не существует изолированно и независимо от других классов, которым он противостоит. В результате борьбы с капиталистами «объективные» классовые интересы рабочих переходят в субъективное осознание «реальных» обстоятельств, и они приобретают классовое сознание. Следовательно, по марксистской теории, для того чтобы рабочий класс смог выступать в исторической роли ниспровергателя капитализма, он должен стать классом «не только антикапиталистическим», но и классом «для себя», т.е. классовая борьба должна быть поднята с уровня экономической необходимости на уровень сознательной цели и эффективного классового сознания.
Идеи Маркса были подхвачены его последователями, которые пытались интерпретировать его концепцию классов, давая свои определения. Так, В.И.Ленин предложил следующее определение классов: «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Американский социолог Чарльз Андерсон, проанализировав взгляды К.Маркса, перечисляет следующие критерии социального класса:
· общая позиция в экономическом способе производства;
· специфический образ жизни;
· конфликтные и враждебные отношения с другими классами;
· социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные границы;
· классовое сознание;
· политическая организация.
Однако критики марксизма считают, что простота взглядов К.Маркса вводит в заблуждение. Конфликт - это распространенная характеристика человеческой жизни, которая не ограничивается экономическими отношениями. Как писал Ральф Дарендорф: «Похоже, что конфликт существует не только в социальной жизни, а везде, где есть жизнь». Дарендорф считает групповой конфликт неизбежным аспектом жизни общества.
Марксистская теория обедняет картину даже в сфере собственности: деление общества на капиталистов и пролетариат скрывает и искажает другие динамические процессы. Так, на протяжении всей истории противостояли друг другу должник и кредитор, потребители и продавцы, и т.д. А расовые и этнические различия, деление рабочих на квалифицированных и неквалифицированных, существование различных союзов характерны для современных развитых обществ.
Владение средствами производства является лишь одним из источников власти. Другой источник - контроль над людьми - владение средствами управления. Это положение можно иллюстрировать на примере Советского Союза и стран Восточной Европы. Милован Джилас, югославский марксист и сподвижник президента Тито, писал, что новый класс коммунистов состоит из тех, кто имеет особые привилегии и экономические льготы в силу обладания административной монополией. Новой элитой стала партийная бюрократия, которая формально пользуется и управляет как национализированной и обобществленной собственностью, так и всей жизнью общества. Роль бюрократии в обществе, т.е. монопольное управление национальным доходом и национальными богатствами, ставит ее в особое привилегированное положение.
Даже в современных развитых странах человек может процветать, не имея собственности. В значительной мере власть обеспечивается занимаемой в крупных транснациональных корпорациях должностью, а не собственностью. Служащие не просто владеют сравнительно небольшой собственностью, но их влияние длится лишь до тех пор, пока они занимают определенную должность. Весьма похожая картина наблюдается в правительстве.
Теория неравенства М.Вебера
М. Вебер представляет классический этап становления социологии неравенства.
Если Маркс подчеркивал значение экономических факторов в качестве детерминант социального класса, Вебер отмечал, что экономические интересы есть лишь частный случай категории «ценности». В противовес Марксу, Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие аспекты как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о «трех автономных измерениях стратификации». Он подчеркивал, что «..."классы", "статусные группы" и "партии" - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества».
Классы, по Веберу, - совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы. Собственность - важный, но не единственный критерий класса. Для Вебера определяющий аспект классовой ситуации - это рынок, виды возможностей индивида на рынке, т.е. возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда. Класс - это люди, находящиеся в одной классовой ситуации, т.е. имеющие общее положение в экономической сфере: сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение. Отсюда следует, что не общие - групповые (как у Маркса) интересы, а интересы среднего человека, входящего в класс, стремление его и ему подобных получить доступ на рынок, блага и доход служат источником классовой борьбы.
У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, но учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме.
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности «белые воротнички» - технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1. Класс собственников, то есть те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п.
5.2. «Коммерческий класс», то есть предприниматели.
Для Вебера конфликт классов по поводу распределения ресурсов был естественной чертой любого общества. Он даже не пытался мечтать о мире гармонии и равенства. С его точки зрения, собственность это лишь один из источников дифференциации людей, и его ликвидация лишь приведет к возникновению новых.
М.Вебер никогда не обсуждал вопроса о возможном революционном выступлении масс, поскольку, в отличие от Маркса, сомневался в вероятности того, что рабочие смогут «подняться» до «настоящей» классовой сознательности и объединиться в общей классовой борьбе против системы, эксплуатирующей их. Это может произойти, по Веберу, только в том случае, если контраст жизненных шансов перестанет восприниматься рабочими как неизбежный и если они поймут, что причиной этого контраста является несправедливое распределение собственности и экономическая структура в целом.
Качественное отличие Вебера от Маркса начинается с введения второго главного измерителя стратификации - статуса, который является положительной или отрицательной оценкой почета (уважения) - престижа, получаемого индивидом или позицией (положением). Поскольку статус усложняет восприятие того, насколько одни ценнее других, постольку ценность людей намного больше их экономической выгодности. Статус может зависеть от религии, расы, богатства, физической привлекательности или социальной «ловкости». М. Вебер разработал целостное учение об условиях, необходимых для формирования статусных групп. В основе статусных групп лежит некоторое разделяемое всеми количество социально приписываемого престижа (или почести). Если различия в собственности ведут к различиям жизненных шансов, то различия в статусе, говорит Вебер, ведут, как правило, к различиям в стиле жизни, т.е. в поведении и принципах жизни. Стиль жизни задается общей для группы «субкультурой» и измеряется «статусным престижем». Статусная группа в связи с этим способна проводить довольно осознанную линию поведения, поскольку через стандарты поведения, заключенные в общей для нее субкультуре, она способна контролировать и даже направлять поведение своих членов.
Статусные группы приобретают престиж (почесть) главным образом путем узурпации: они претендуют на определенное вознаграждение и добиваются существования своих претензий в форме определенных норм и стилей поведения и особых преимуществ на занятие теми или иными исключительными видами деятельности. И хотя в современном обществе группы не имеют под собой юридического основания, соответствующие юридические привилегии не заставляют себя долго ждать, т.к. статусные группы стабилизируют свое положение путем обретения экономической власти.
Власть – последний критерий стратификации М.Вебер определяет как возможность личности или группы реализовать свою волю даже при сопротивлении других. Власть может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных и политических системах; и класс, и статус - ресурсы обладания властью. С того момента, как люди хотят получить более высокий статус, они стремятся ориентировать свое поведение таким образом, чтобы получить одобрение со стороны тех, чей статус они оценивают как более высокий. По Веберу, ключевые источники власти в современных ему обществах заключаются не во владении средствами производства. Возрастающая сложность индустриальных обществ ведет к развитию огромной бюрократии. В связи с этим даже экономические институты вовлечены в тесные зависимые отношения с административными и военными бюрократиями государства. Все в большей мере ключевые властные ресурсы становятся жестко иерархическими крупно-масштабными бюрократиями.
Третья форма ассоциации, которой Вебер уделял внимание, это партия. Считая, что причины деления общества на кланы лежат в экономике и что в основе существования статусных групп лежит престиж, он характеризовал партии как объединения людей по убеждениям. Поведение партии хорошо осознано, так как эта группа является субъектом истории, динамичным моментом во всякого рода преобразованиях, совершающихся в обществе. Партии являются воплощением власти. Они существуют только в общинах, имеющих какой-то рациональный порядок и штат сотрудников, которые следили бы за претворением этого порядка в жизнь.
Таким образом, веберовская трактовка социального неравенства предполагает, что в нем на одном и том же человеческом материале, выступая в различных конфигурациях, существуют и взаимодействуют три типа стратификационных иерархий.
Функционалистская теория стратификации
Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром, позднее ее модифицировали и усовершенствовали другие социологи.
Дейвис и Мур утверждают, что социальная стратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.
В связи с этим общество должно мотивировать людей на двух уровнях:
1) оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности, поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаково полезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживания и требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь была иной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблема социального статуса была бы значительно меньшей;
2) когда эти должности будут заняты, общество должно пробуждать в людях желание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многими должностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и при отсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями.
Эти социальные реальности привели Дейвиса и Мура к мнению, что общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых, способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство - это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию можно считать структурной особенностью всех обществ.
На основе экономической модели спроса и предложения К.Дейвис и У.Мур сделали вывод, что самыми высокооплачиваемыми должностями являются: те, которые занимают наиболее талантливые или квалифицированные работники (предложение); те, которые функционально наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь достаточно врачей, общество должно гарантировать им высокую заработную плату и престиж. Если этого не будет, то, по мнению Дейвиса и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет проходить сложный и дорогостоящий курс обучения медицине. Итак, работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется.
Таким образом, базовые идеи концепции К.Дэвиса и У.Мура таковы:
1. Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие;
2. Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции;
3. Чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным и необходимым благам;
4. Этот неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.
5. Престиж и уважение, а также права и преимущества создают институционализированное неравенство, то есть стратификацию.
6. Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе.
Структурно-функциональный подход к стратификации подвергался серьезной критике, поскольку изложенные идеи далеко не всегда подтверждаются фактами реальной жизни. Дело в том, что присвоение благ и услуг обладателями собственности и власти зачастую неадекватно затратам труда и проявленным дарованиям. Кроме того, критики утверждают, что человек от рождения занимает привилегированное или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной мере зависит от того, в какой семье он родился. Так, почти две трети управляющих в 243 крупных американских компаниях выросли в семьях верхушки среднего класса или высшего слоя общества. Основываясь на этих и аналогичных данных, сторонники теории конфликта утверждают, что общество организовано таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который определяется рождением и не зависит от их способностей.
Также критики отмечают, что многие самые ответственные должности в США - в правительстве, науке, технике и образовании - оплачиваются не очень высоко. Так, служащие крупных корпораций зарабатывают гораздо больше, чем Президент Соединенных Штатов, члены кабинета министров и судьи Верховного Суда. Возникает еще один вопрос: не являются ли мусорщики, несмотря на низкий уровень оплаты их труда и непрестижность профессии, более важными для жизни Соединенных Штатов, чем известные спортсмены, которые имеют доход, выражаемый семизначными цифрами.
Эмпирические стратификационные исследования
От общих суждений о природе и характере социального неравенства социологи постепенно перешли к эмпирическим изысканиям, раскрывающим реальную картину социальной жизни. Их широкое развитие связано, прежде всего, с деятельностью американских социологов.
Ллойд Уорнер в его книге «Yankee City» представил первое масштабное эмпирическое изучение социальной стратификации в США. Уорнер следовал веберовской традиции относительно статусных групп. Он предпринял попытку разработать стандартный индекс статусных характеристик (a Standard Index of Status Characteristics), отправляясь от таких моментов как образование, место жительства, доход и происхождение. Все эти факторы, с точки зрения Уорнера, используются американцами при оценке их социальной стоимости, при выборе друзей для себя и для своих детей.
В противоположность Марксу, Уорнер в большей степени полагался на «субъективные» критерии стратификации, т.е. на то, как члены той или иной общины (общности) оценивают социальное положение друг друга, чем на такие «объективные» различия как, например, доход.
Основная заслуга Уорнера заключается в разделении американского общества на классы, состоящие из индивидов с одинаковым престижным рангом. Именно Уорнер выдвинул идею существования шестиклассовой структуры вместо обычной двух или трехклассовой.
Уорнер определил классы как группы, в существование которых верят члены общества и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях.
Другой американский социолог Ричард Сентерс писал, что общественный класс является тем, чем люди его коллективно считают. «Классы - это психологические группировки, в значительной мере субъективные по своему характеру, зависящие от классового сознания (т.е. от чувства группового членства), и границы класса (как психологического явления) могут совпадать или не совпадать с логическими границами в объективном или стратификационном смысле. Сентерс определял классовое разделение американского общества, опрашивая выборочно людей, к какому социальному классу они себя причисляют.
Таково первое направление в западной литературе по стратификации, представители которого в качестве ведущего критерия выдвигают престиж, воплощающийся в определенном коллективном мнении о «высшем - низшем» положении индивидов или групп.
Среди непсихологических трактовок классов особое распространение получила концепция, по которой в основе классовых членений лежат профессиональные различия. В американской социологии одним из первых эту концепцию разрабатывал Элба М. Эдвардс, который выступил с нею в 1933 г. Он выделил следующие «классы» в американском обществе:
.1. Лица, получившие специальное образование.
2. Собственники, управляющие и чиновники:
а) фермеры (собственники, арендаторы);
б) оптовые и розничные торговцы;
в) другие собственники, управляющие и чиновники.
3. Клерки и подобные им работники обслуживания.
4. Квалифицированные рабочие и мастера.
5. Полуквалифицированные рабочие:
а) полуквалифицированные рабочие в промышленности;
б) другие полуквалифицированные рабочие.
6. Неквалифицированные рабочие:
а) сельскохозяйственные рабочие;
б) промышленные и строительные рабочие;
в) другие рабочие;
г) прислуга.
Таким образом, в данном случае, по мнению автора, представлена функциональная классификация населения, которая может быть применена для социального статуса или использована как экономический индекс.
Английский социолог С.Прейс предложил следующую схему социального разделения населения Англии.
1. Высшая социальная группа:
а) высшая и профессиональная администрация;
б) управляющие;
2. Средняя социальная группа: контролеры высшего ранга, равные им лица, не занимающиеся физическим трудом;
3. Низшая социальная группа:
а) полуквалифицированные рабочие;
б) неквалифицированные рабочие.
Данная группировка не является ни чисто профессиональной, ни классовой или функциональной. Группировки Эдвардса, С.Прейса и многих других авторов, представляют собой смесь, в которой уже действительно трудно выделить классы с их интересами и разным местом в экономической жизни общества.
Особое место среди исследователей стратификации занимает Райт Миллс - автор знаменитой книги «Властвующая элита». Он доказывал, что именно власть - основной момент в социальных отношениях. Экономическая элита объединяется с военными кругами (военной элитой); и они вместе образуют своеобразную элиту власти, которая считает себя привилегированной группой и считает свои интересы наиболее важными и отличными от интересов тех, кто не входит в эту элиту. Американская социальная, экономическая, внутренняя и внешняя политика отражает совместные решения этих трех элит - экономической, военной и элиты власти.
Среди теорий одномерной стратификации, когда классы выделяются по одному доминирующему признаку, необходимо отметить организационную теорию классов, выдвинутую А.А.Богдановым, который утверждал, что суть классовых отношений состоит в отношениях между организаторами производства и организуемыми. При этом Богданов давал высокую оценку роли организаторов. Эта концепция получила развитие в западной социологии.
О днако в современной социологии преобладают сторонники теорий классов и страт, основывающихся на множественных критериях. Стимулом для широкого распространения многокритериальной стратификации послужили труды П.А.Сорокина. Класс, по мнению П.А.Сорокина, - совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а, следовательно, имеющих тождественные социально-правовые интересы.
П.А.Сорокин создал свою оригинальную теорию стратификации и впервые опубликовал ее в книге «Social Mobility» (1927 г.), которая считается классическим для мировой социологии трудом по проблемам стратификации и мобильности. Согласно П. Сорокину, существует то, что можно обозначить термином «социальное пространство». Это некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Определить социальное положение человека означает выявить совокупность его связей со всеми группами населения и внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами; эти связи и совокупность положений внутри каждой из них и составляют ту систему социальных координат, которая позволяет определить социальное положение любого индивида. Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из них, находятся в одинаковом социальном положении. Наоборот, чем значительнее и существеннее различия между группами, тем больше социальная дистанция между различными людьми.
П. Сорокин считал, что для определения социального положения человека необходимо знать его гражданство, национальность, отношение к религии, семейное положение, происхождение, экономический статус, принадлежность к политическим партиям и т.д. Кроме того, поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно разные позиции (например, президент и рядовой гражданин в одном государстве), необходимо знать также положение человека в пределах каждой из основных групп населения. Поэтому в отличие от трехмерного геометрического пространства социальное пространство многомерно, ибо многочисленны группировки людей по социальным признакам.
Отсюда и подход П.А. Сорокина к определению стратификации. Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Конкретные формы стратификации многочисленны, однако всё их многообразие может быть сведено к трем основным - экономической, политической и профессиональной. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою по одному из параметров, обычно принадлежат к нему и по другим, и наоборот. Теория стратификации, предложенная П.Сорокиным, оказала влияние на все последующие разработки, связанные с этой проблемой.
3. Теории социальной стратификации
С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.
Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.
Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации.
Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явления, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп.
Вознаграждение соответствует роли и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает нормальное функционирование общества.
Конфликтный подход к анализу социальной стратификации опирается на теорию борьбы между различными социальными группами.
Таким образом, социальная стратификация не является необходимой, ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества.
По мнению одного из представителей этого направления М. Вебера, в основе социального неравенства лежит не только уровень доходов и владение собственностью, как у Маркса, но и неравенство статусов. В современной социологической науке существует классификация элементов стратификационной системы, которые выделяются в зависимости от того или иного социального критерия (табл. 1).
Таблица 1
Классификация элементов стратификационной системы
Выделенные элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции:
1) активизация процессов общественного развития;
2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;
3) формирование типа общественно-политического устройства государства.
Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную.
Западная стратификационная система включает семь структурных элементов:
1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);
2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;
3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;
4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;
5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);
6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;
7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.
Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.
1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.
2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.
3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».
Социальная стратификация -- одна из ведущих тем в социологии. Она затрагивает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по доходам, уровню образования, власти, престижу. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому деление людей на классы почти не было. Но с усложнением общества появилось деление. Возникли касты, затем сословия, а позже -- классы. Свобода социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя (страты) в другой определяет то, каким является общество -- закрытым или открытым.
Рассматривая социальную структуру как совокупность социальных групп, которые отличаются своим положением в обществе, социология должна ответить на вопрос: как отличать эти группы одну от одной? Инструментом в достижении этого является теория социальной стратификации, она была создана в начале 40-х годов XX столетии американскими социологами Т.Парсонсом, Г.Мертоном, К.Девисом, У.Муром и другими, которые считали, что социальную стратификацию повлекло распределение функций в обществе.
Социальная стратификация означает процесс, какой беспрерывно длится в обществе и результат этого процесса. Она является не только методом выявления слоев данного общества, но и «портретом» этого общества. Население любой страны по тем или иным критериям можно выделить в слои, из которых это население складывается. Поэтому стратификация - черта любого общества: рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического. Она имеется во всех государствах, потому что те или другие слои имеются в любом обществе, в любой стране. Они были в прошлом, есть в настоящее время, останутся в будущем.
Цель данной работы - рассмотреть теории социальной стратификации и социальной мобильности в обществе и их особенности.
Теории социальной стратификации и социальной мобильности
Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. Оно латинского происхождения (первоначально stratum означало покрывало, постель). В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация (в геологии), слой общества (в обществознании); множественное число - stratа, stratification (стратификация) - деление на общественные слои («пласты»).
Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли, поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии - социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.
П ервые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (он выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»). Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце XVIII в. благодаря появлению метода социологического анализа.
1.1 Теории социальной стратификации
Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев. Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг или другими чертами т.е. дает функциональное описание социальной структуры.
Рассмотрим различные определения понятия «социальная стратификация» и выделим характерные черты. Социальная стратификация:
Это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.);
- это иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе;
Это социальные различия, которые становятся стратификацией тогда, когда люди иерархически расположены в некотором измерении неравенства;
- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедные-богатые.
Таким образом, существенными признаками социальной стратификации являются понятия «социальное неравенство», «иерархия», «системная организация», «вертикальная структура», «слой, страта».
Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.
Первый видел причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации Основа выделения классов - экономическая система (характер и способ производства). При таком биполярном подходе нет места среднему классу.
Интересно, что основоположник классового подхода К.Маркс, так и не дал четкого определения понятию «класс». Первое определение класса в марксистской социологии дал В.И. Ленин. Впоследствии эта теория оказала огромное влияние на изучение социальной структуры советского общества: наличие сначала системы двух противоборствующих классов, в которой не было места среднему классу с его функцией согласования интересов, а затем «уничтожение» класса эксплуататоров и «стремление к всеобщему равенству» и, как следует из определения стратификации, бесклассовому обществу. Однако на деле равенство было формальным, и в советском обществе существовали различные социальные группы (номенклатура, рабочие, интеллигенция).
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены Максом Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.
Он выделил три измерения для характеристики классов: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партия (власть). Именно эти взаимосвязанные (через доход, профессию, образование и т.д.) факторы лежат, по Веберу, в основе стратификации общества.
В отличие от К. Маркса, для М. Вебера класс - показатель только экономической стратификации, он появляется только там, где возникают рыночные отношения. У Маркса понятие класса носит исторически универсальный характер.
В современной социологии существуют две основные точки зрения о значении социального неравенства, а, значит, и социальной стратификации: консервативная и радикальная.
Теории, основывающиеся на консервативной традиции (неравенство - инструмент для решения главных задач общества), называются функционалистскими. Радикальные теории рассматривают социальное неравенство как механизм эксплуатации. Наиболее разработанной является теория конфликта.
Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 году К. Дейвисом и У. Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.
Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций.
Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается.
А) К. Маркс и его сторонники главной формой соц. стратификации считали общественный класс.
Сама теория классов появилась до Маркса (Платон, утописты, Просвещение – Смит).
К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов.
Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средство производства. Деление на класс собственников-эксплуататоров и класс эксплуатируемых, у которых отсутствовала собственность. Т.е. главным стратификационным фактором является экономический фактор, Маркс считал его наиболее объективным. Между классами возникают непримиримые противоречия, выливающиеся в классовую борьбу.
Б) М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий - богатство, т. е. накопленный доход.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для каждого человека группы, названные им статусними . Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них - этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновременно критерием их выделения является престиж - оценка их социального положения общественным мнением.
Если классы различаются жизненными шансами, то статусные группы - стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в образе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.
По Веберу главные критерии стратификации - богатство (экономический), власть (политический), престиж (социальный в узком смысле).
В) П. Сорокин, исследуя структуру общества, выделил 3 стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно, он считал невозможным с определенностью «привязать» людей к определенной страте. Например, видный политик, бизнесмен и музыкант занимают высокое положение в обществе, но критерии их принадлежности к элите различны. Человек может принадлежать к нескольким стратам. МНОГОМЕРНОСТЬ СТРАТИФИКАЦИИ делает общество устойчивым.
Исторические типы стратификации. Общества с закрытой и открытой структурой
В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.
Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .
А) Рабство
Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства .
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Б) Касты
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.
В Индии 4 основные касты (варны) : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.
В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.
Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.
В) Сословия
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.
В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.
Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.
Г) Класс
Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Принадлежность к классу не закрепляется юридически и не передается по наследству, поэтому общество открытое. Деление чисто экономическое, основной критерий – доход, богатство, собственность.
Классы – большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственнорасслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).
В современной социологии стратификацию общества принято тоже представлять через понятие «класс». (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это не классы по Марксу, это страты, слои современного общества).
Средний класс играет в обществе особую роль , образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость . В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.
Современный социолог Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:
· совокупность социальных групп , занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами ;
· экономически независимая часть общества , уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;
· наиболее квалифицированные, социально активные граждане , способствующие прогрессивному развитию общества;
· основные носители общественных интересов , национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.
Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения .
По сути, средний класс является уникальным понятием в мировой истории. Его стали различать только в двадцатом веке. Его роль в обществе достаточно специфическая. Средний класс является неким стабилизатором общества. Устойчивый средний класс – залог стабильности в обществе, броня, что не дает развиваться межнациональным конфликтам. Средний класс является самым широким потребительским рынком для среднего и мелкого бизнеса.
Высший класс - социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму. В.к. объединяет наиболее богатых и влиятельных членов общества. В нормальном обществе их должно быть не более 10% населения. Больше – сильная дифференциация. группы людей, владеющих значительным (как правило, унаследованным, либо приобретенным - реже) богатством и отличающихся особым образом жизни. Так как число таких семей относительно мало, сеть отношений (например, образование в привилегированных учебных заведениях, проведение досуга) играет важную роль в поддержании особого образа жизни и высокого социального статуса, а также экономической и политической власти, которой пользуется высший класс. Люди с соответствующим происхождением имеют элитные профессии - администраторы на государственной службе, юристы, высшие военачальники, т.е. занимают положение, которое по праву считается принадлежащим высшему классу.
Термин «низший класс » используется в отношении тех, кто занимает нижнюю ступеньку социальной лестницы. Люди не имеющие постоянного дохода, в следствии отсутствия профессии, невостребованной обществом профессии. Живут случайными заработками, натуральным хозяйством и т.д. Разнорабочие, строители, дворники, простые продавцы, кассиры, люди, подрабатывающие случайной работой. В России, по оценкам некоторых экспертов, это около 70% населения, в частности все бюджетники и большинство жителей деревни.
Элита (разное понимание) – люди обладающие значительными рычагами власти и влияния в данном обществе. Политическая элита (руководство страны), экономическая (олигархи), культурная (интеллектуальная и художественная).
Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - «лохмотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно
Общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.
Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (от лат. marginalis - «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.
Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологиимаргинальностью.
Маргинал - это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.
Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х - 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.
Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в профессиональной деятельности. (Уметь выделять плюсы и минусы маргинализации!!!)
Структура российского общества XXI в. существенно изменилась . Вместо советской трехчленки (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция) появилось несколько реальных многочисленных слоев населения, новых страт, прежде всего в результате экономических реформ 1990-х гг. В ходе их проведения быстро выросли финансовая сфера, частный сектор. Решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Сформировались социальные субъекты, соответствующие по своим профессиональным и личностным качествам требованиям рыночной экономики. По мнению Т. И. Заславской, структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс).
Особенностью социальной структуры совершенного российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25-30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно-технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России в силу различных причин эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализовываться как средний класс.
Сохраняется сильная дифференциация . Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных составляет примерно 30-40, т. е. наиболее состоятельные в 30-40 раз богаче бедных. Россия в 2008 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.
Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система -- это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни другого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождающий классовые противоположности, не будет заменен общественным, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.
Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профессия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе социальным различиям.
Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее -- результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических различий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.
Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого представления сыграли труды российского, а с 1930 г. -- американского социолога Питирима Александровича Сорокина.
П. А. Сорокин (1889--1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяжение в группировку сходных в отношении этих признаков индивидов».
Он структурировал людей на следующие важнейшие группы:
Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в единое целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например, профессионально партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной на основе таких элементарных признаков, как имущественный, профессиональный, правовой. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал возможности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция» и др.
Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» в социальном пространстве -- многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в которых осуществляется взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).
Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набором диспозиций (от лат. dispono -- размещаю, располагаю). Диспозиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отношение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude -- привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным классом».
Габитус -- это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности. В то же время габитус как система усвоенных индивидуальными и коллективными агентами динамических стереотипов мышления и действия способствует освоению и преобразованию определенной социальной позиции. Бурдье называет габитус «системой предрасположенностей» и «порождающей способностью» к производству схем восприятия, мышления и действия.
Можно утверждать, что класс формируется благодаря образованию габитуса -- сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс.
Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.
Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объективных условий, имеют одинаковый habitus». Теоретически сконструированный (возможный) класс нельзя отождествлять с реально существующим классом.
Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокупность социальных условий, объективно детерминирующих классовую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно построить теоретическую (претендующую на объективность) классификацию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся изменить свою позицию в объективной классификации или даже заменить сами принципы, согласно которым эта классификация осуществляется». Важно также учитывать социальную траекторию агента -- «эволюцию его свойств во времени», которая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции».
Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска