«Военные походы фараонов».
Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.
Планируемые результаты:
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.
Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.
Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.
А на чем же держится власть? (обсуждаем).
А что будет если один из компонентов ослабнет?.
Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?
Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.
Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?
Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.
План:
1.Египетское войско:
2. Походы египетских фараонов:
Изучение нового материала:
1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.
Вопрос учителя: Что такое армия?
Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.
Учитель: Она состояла из двух частей.
Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.
ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)
Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).
Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.
Учитель: Вторая часть – колесничье войско.
В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?
Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)
Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?
Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.
В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.
2 вопрос плана разделим на подпункты:
- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.
Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)
В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.
После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.
Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.
1. О чем были помыслы нового правителя Египта?
- О покорении новых земель
2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?
- Чтобы взять золото, рабов.
Во дворце фараона .
Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.
Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…
Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.
Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…
Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...
Фараон:
Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!
Баурд:
Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.
- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.
Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?
- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.
Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.
- Последствия походов Тутмоса III;
Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.
Как проходили военные походы египтян?
Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.
Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.
ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА
Войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов,
снеся ее крепости,
срубив ее смоковницы и виноградники,
сжигая ее поселки,
перебив в ней десятки тысяч людей,
захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.
Надпись на гробнице.
Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.
Бедуины
– в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница
– то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.
Какие цели преследовали египтяне?
- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.
Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.
Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)
Учитель зачитывает документ:
Из летописи Тутмоса III
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…
Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.
(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.
Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?
2. о каком сражении идет речь?
Устно обсуждаем вопросы.
Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.
Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.
Домашнее задание.
параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.
Найти ответы на вопросы:
Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?
Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".
1. Отряды пеших воинов. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско - большое и хорошо обученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.
Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия. Одни были вооружены луками, другие - копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы. - сплава меди и олова. Брон-
за твёрже меди - бронзовое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. Приходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе - его делали коротким и массивным.
Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей - леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты нашивали металлические бляхи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.
2-й порог |
Египетское царство. |
2. Боевые колесницы. В середине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое - возничий, управляв-
ШИЙ КОНЯМИ, И боец-колесничий у стрелявший из лука. Площадка крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней развевались разноцветные страусовые перья.
Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.
Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о приближении неприятеля, египетское войско готовилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие беспорядок в ряды врагов. Потом в бой вступали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.
Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.
3. Войско возвращается с добычей. Фараоны посылали свои войска на юг, на запад, на северо-восток. Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север располагались страны - Палестина, Сирия, Финикия.
Богатства соседних стран издавна прельщали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с
лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмбс. При нём египтяне захватили Нубию. Успешными были и походы в Азию - граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.
4. Пленных обращают в рабство. Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.
На торжествах в честь победы народ ликовал, видя несокрушимую мощь своего
Войско фараона в походе. Рисунок нашего времени.
владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, отличившимся в битве. Многие тысячи чужеземцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.
5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни. Египтяне так описывали его судьбу: бредёт он по горам и пу-
Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо
Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже вражеского лагеря. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и вернулись в Египет с огромной добычей.
(Из древнеегипетской летописи)
Его Величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.
стыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт протухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращается больным. Семья его бедствует без кормильца: поля пустеют, посевы топчут бегемоты и уничтожают птицы.
Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наемное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.
Объясните значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наёмное войско.
Проверьте себя. 1. Каким оружием пользовались египетские воины?
2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?
3. С какими целями фараоны содержали большое войско? 4. Как египтяне описывали судьбу простого воина в походе? 5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов? Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Оборудование урока:
Оформление доски:
Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.
Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:
Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:
Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.
После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:
“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.
Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.
Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.
Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.
После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.
Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.
Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.
Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…
Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.
(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.
Вопросы к тексту:
Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.
При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.
Высвечивается на экране на слайде 10.
При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:
Из походов войска возвращались с богатой добычей. Народы завоеванных стран должны были выплачивать фараону ежегодную дань.
Нубия была богата золотыми рудниками; племена ливийцев поставляли в Египет стада коров, коз и овец; из Финикии привозили дерево (кедры); Палестина и Сирия были богаты серебром, оловом и тонкими тканями.
Боевые колесницы: в колеснице помещалось два воина. Один правил лошадьми, а другой стрелял из лука и метал копья.
Пехота: отряды пехоты отличались по виду вооружения. Воины одних отрядов имели копья, других - топоры или серповидные мечи, третьих - луки и стрелы. Были отряды, вооруженные пращами и бумерангами (см. Организация и техника военного дела в период крупных войн XVI—XV вв. до н. э.).
Тутмос III - фараон, в период правления которого египтяне совершили самые крупные завоевания. Благодаря ему границы государства были значительным образом увеличены. Это были годы расцвета Древнего Египта (см. ).
В основном Тутмос совершал походы в Переднюю Азию (см. Передняя Азия).
На севере граница страны отодвинулась до Евфрата. Тутмос приобрел власть над землями Палестины, Сирии и Финикии. На юге в подчинении Египта оказалась Нубия. ().
Благодаря завоевательным походам Египет вышел далеко за пределы нильской долины, став своего рода региональной империей. Были установлены отношения с соседними народами. Война была не только средством грабежа и порабощения, но и способом расширения экономических и культурных связей.
Военная деятельность государства в древности считалась обязательной, представление о войне, как о зле, отсутствовало. Тутмоса III, Рамзеса II и еще некоторых правителей принято называть цезаристскими фараонами - их завоевания наиболее впечатляющие. Но такие цезаристские представители власти появлялись во всех без исключения регионах Древнего Востока вплоть до Китая. Каждая из восточных деспотий стремилась быть империей и господствовать над соседями.
Может ли быть опасной армия, если она вооружена только холодным оружием? Может! Более того, подобная армия, как оказалось, может завоевывать огромные территории. Из каких родов войск состояла египетская армия? Какое вооружение использовали в битвах? Какие завоевания совершил Тутмоса III? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было большое и хорошо обученное войско. Ядром египетской армии была личная охрана фараона, она формировалась из чужеземцев-наемников.
Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировалась пехота. Пехотинцы делились на тяжеловооруженных и легковооруженных воинов. Наконечники стрел и копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником (рис. 1).
Рис. 1. Армия Древнего Египта ()
В середине II тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы (рис. 2). Каждый отряд состоял из 25 колесниц. Колесницей управлял возница, второй воин стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Лошадей содержали за счет казны фараона, а колесницу необходимо было приобретать за свой счет, поэтому служить в колесничих отрядах могли лишь представители знати. Колесницы начинали битву и завершали ее, преследуя бегущего с поля боя противника.
Рис. 2. Боевые колесницы ()
Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III (рис. 3). В Северной Палестине и Сирии в конце XVI в. до н. э. сложилась антиегипетская коалиция. Страны, входившие в нее, стремились к политической и экономической независимости от влиятельного южного соседа. Главными опорными пунктами антиегипетского союза были крепости Мегиддо и Кадеш. Тутмос во главе войска отправился усмирять непокорных. Войска противников тем временем сосредоточились в Мегиддо, намереваясь удержать этот важный пункт на северных склонах тех же гор. Таким образом, египетской армии предстояло преодолеть горный хребет. Через хребет вели три дороги. Кратчайший, средний путь был узкой тропой. Многие египетские военачальники опасались идти этим путем. Они боялись, что при движении гуськом авангард армии уже столкнется с противником, в то время как арьергард еще только вступит на тропу. Однако фараон решил рискнуть и лично возглавил колонну, двигающуюся коротким путем.
Рис. 3. Тутмос III ()
Согласно хроникам, фараон на боевой колеснице первым бросился в бой. Войско защитников было обращено в бегство. Но египтяне не взяли с ходу город, будучи занятыми грабежом оставленного лагеря. Тем временем цари Кадеша и Мегиддо и их союзники были втащены гарнизоном на крепостную стену, ворота были закрыты. Тутмос приступил к осаде города. Вокруг него была сооружена ограда из огромных древесных стволов. Египтяне назвали эту стену «Тутмос, осаждающий азиатов». Через несколько недель осады город сдался. Трофеями Тутмоса были 924 колесницы, 2238 лошадей, 200 комплектов оружия, урожай, снятый в долине египетским войском, много тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Это был первый победоносный поход Тутмоса. При нем египтяне захватили Ливан, Палестину на севере, Нубию на юге; расширили границы Египта на востоке до Евфрата (рис. 4). На несколько столетий Египет стал самым могущественным государством Древнего мира.
Рис. 4. Военные походы Тутмоса III ()
Список литературы
Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
2. Задачи : - образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;
- развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;
- воспитательные – воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник Вигасин А.А. История Древнего мира, карточки –тесты, презентация « Военные походы фараонов»
Ход урока:
1. Организационный момент 1-2мин.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме :
Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта – 5 мин.
3. Переход к изучению новой темы.
Вступительное слово учителя по теме:
(Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону –
самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы. Вместе с фараонами вельможи участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).
4. Изучение новой темы.
План:
1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;
2.Цели военных походов;
3.Походы египетских фараонов;
4.Последствия походов Тутмоса III ;
5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.
Что необходимо для ведения военных походов?
Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное.
В Египте было много чиновников.
? Кто такой чиновник?
(государственный служащий )
Задание:
Стр. 45 иллюстрация «Военный отряд» (слайд №5,6,7,8,9)
Опишите, каким вы видите египетское войско? Чем вооружены воины?
(сплочённым, стремительным)
В пехотных полках было до 30 тысяч воинов. Это много по тем временам.
В те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Бронза это сплав Олова и меди,
Олово какой металл? (очень мягкий, также как и олово, а сплав из этих металлов намного тверже и прочнее.
О чем вы сейчас узнали ?
1. Египетское войско
А) типы: легковооруженное
Тяжеловооруженное
Б) вооружение
В) комплектование
Во 2 тысячелетии в Египте стали разводить лошадей, привезённых из Азии.
? А раньше, силу каких животных использовали египтяне?
(быки и коровы)
Использование лошадей позволило создать большое колесничное войско, являвшееся ударной силой войска фараона.
Боевая колесница представляла собой небольшую двухколёсную повозку, лёгкую и подвижную. В неё обычно впрягали 2-х коней.
Иллюстрация на стр. 46) Опишите внешний облик колесницы. (слайд №10)
Какие египтяне могли приобрести колесницу? Какую роль играли колесницы на войне? Колесница стоила очень дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне
Познавательная задача. Во время сражения египетские колесничие часто прибегали к маневру, который назывался «гнев фараона» и производил страшное опустошение в рядах противника. Чем были опасны колесницы и в чем заключался маневр «гнев фараона»? Ответ: страшны были колесницы концами выступающих осей. Это были острые длинные ножи, которые, когда колесница врывалась в расположение врага, скашивала людей, как траву. Суть маневра «гнев фараона» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга. 1
О чем вы узнали сейчас, как обозначим пункт нашего плана?
Г) колесничие войско
Итак, египетским фараонам удалось создать сильную боеспособную армию?
. Работа с картой
(с. 44 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы: используя карту, выясним основные направления походов фараонов. (слайд №12)
Ливия |
Е |
Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия |
Скот |
Г |
медь, дерево, серебро, благовония, ткани, украшения |
И | ||
П | ||
Е | ||
Т | ||
Нубия | ||
Золото |
22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.
О чем вы узнали?
Фараон Тутмас III
Почему?
Подумайте.
Учитель. Египетское войско возвращается из долгого и трудного похода. Тяжелый дневной переход закончился и воины, расположившись около костров и палаток, вспоминают сражения, делятся планами на будущее. Прислушаемся к их разговорам.
Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.
Второй крестьянин.
И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью?
Вельможа.
Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.
Вопрос учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?
Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?
Подумайте.
Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.
Чем отличается наемное войско от крестьянского? В каких случаях фараон предпочитал использовать наемное войско?
Решение проблемного задания Каковы цели походов египетских фараонов? (Слайд №13)
Закрепление: (слайд №14,15,16)
1. Причины завоевательных походов:
3. С помощью линии времени посчитайте, сколько лет назад фараон Тутмос совершил самые крупные завоевания, сколько лет прошло от образования единого Египетского государства до войн Тутмоса
Домашнее задание: слайд № 17
§ 9, повторить § 3 (определение религиозных верований и причины их появления), подготовить сообщение о египетских богах.
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска