Что такое ткачество кратко. История ткачества. Полотняная и закладная техника

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.

Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно - из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.

В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Ткачество на станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов - продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках - это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

Ткачество на сволочке или ниту

Один из способов создания поясов с узорами.


Гобелен

Гобелен - это один из видов ручного ткачества.

Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые - гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным - на всю стену, или же всего 20*20 см - так называемые мини-гобелены.

При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон - лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке - вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.


Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Панарина Анна

Исследована история развития промысла в нашей местности, изучена технология ткачества, рассказано о том, как мы сами осваивали процесс ткачества на практике. Также раскрывается попытка использовать принцип работы ткацкого станка для производства красивых поделок из стеблей сорго.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Районный конкурс

исследовательских краеведческих работ

участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

Возрождение народных промыслов

Ткачество

Секция «Историческое наследие»

Панарина Анна 9 класс

«Детское творческое объединение

«Юный патриот»

Руководитель: Козлов Владимир Васильевич

Учитель ОБЖ МБОУ «Бутырская ООШ»

2013 год

  1. Введение__________________________________________ 3 - 4 стр.
  1. Основная часть_____________________________________ 5 – 8 стр.
  1. Заключение________________________________________ 9 стр.
  1. Список литературы__________________________________ 10 стр.

Введение

С чего начинается Родина?

Родина входит в жизнь человека с самого рождения певучим русским словом – колыбельными песнями, потешками, прибаутками, частушками, сказками, а еще русскими забавами и ремеслами.

В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит".

У нас в школе ведётся большая работа по сбору и изучению народных традиций, народного творчества в различных областях. Нашими частыми гостями являются «мастера», люди в совершенстве владеющие навыками народных промыслов, проводятся мастер-классы. Это и вышивание, и вязание, лозоплетение, изготовление веников, мётел и т.д. Школе была подарена муфельная печь для обжига игрушек. Мы изготавливаем игрушки из глины, обжигаем и расписываем их. Всё меньше остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так как завтра уже будет поздно, просто не будет и этих людей.

В нашем школьном историко-краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Посоховых из села Бирюч. Длительное время он лежал на чердаке и когда Инна Алексеевна Посохова и ее мама Анна Тихоновна узнали, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передали станок музею. Подробного описания экспоната у нас не было, поэтому мы решили узнать историю ткацкого станка, а были ли в нашем селе подобные ткацкие станки, кто на них работал, как это происходило и вообще какова история развития ткацкого дела? Как я и ожидала, Владимиру Васильевичу, руководителю нашего музея, понравилась идея. На первом этапе мы начали поиск и изучение литературы по данному вопросу. Трудностей было много, если учесть, что в библиотеках очень мало материала о ткачестве. И всё же…. Вместе с одноклассниками мы опросили старожилов села и оказалось, что ткацкие станки были относительно не так уж и давно во многих семьях. Но постепенно необходимость в них отпала. Станки были забыты – заброшены, а чаще всего пущены на дрова.

Найдя материал по данной теме и изучив его, мы с Владимиром Васильевичем запустили ткацкий станок, а мальчики под его руководством использовали принцип работы ткацкого станка при изготовлении станка для плетения полотен из стеблей сорго, которые девочки потом превращают в прекрасные поделки.

Таким образом, новизна нашей идеи в том, что именно мы стали первыми в нашем районе, заинтересовавшимися этим видом народного промысла, нашедшие литературу по данному вопросу, изучившие его, применившие знания на практике и сумевшие применить принцип работы станка для изготовления других изделий. Актуальность данного исследования в том, что посредством его мы планируем возрождение техники изготовления домотканых дорожек, изделий из сорго на ткацких станках в музее нашей школы. И, заглядывая уже в будущее, на базе нашего школьного историко-краеведческого музея организовать мастер-классы по народным промыслам в том числе и ткачеству. Тем более, что опыт проведения уже имеется. Мы выступали перед директорами основных школ района с мастер классом по ткачеству.

Целью данного исследования является: возрождение народного промысла ткачество и распространение опыта в среде школьников нашего района.

Задачами данного исследования являются:

Изучение истории возникновения ткачества, распространение его в нашем селе;

Поиск и изучение и освоение технологии работы на домашнем ткацком станке;

Распространение и пропаганда данных навыков среди учащихся школы;

Пропагандировать преимущество использования народных промыслов в оформлении интерьера современной сельской усадьбы;

Поиск новых возможностей домашнего ткацкого станка для изготовления других изделий.

Начиная работу мы определились с методами исследования, которые условно разделили на 3 большие группы:

1. Методы эмпирического исследования

Наблюдение;

Измерение;

Эксперимент.

2. Методы, которые использовались как на эмпирическом, так и на практическом уровне

Абстрагирование;

Анализ и синтез;

Индукция и дедукция;

Моделирование.

3. Метод теоретического исследования

Восхождение от абстрактному к конкретному.

4. Практическое воплощение идеи пропаганды народного промысла ткачества.

Основная часть

Итак, помните: «три девицы под окном пряли поздно вечерком».

  1. Ткачество (история развития)

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает. Даже сейчас мы - современные дети, близко знакомые с высокими технологиями, как и, наверное, когда-то наши далекие предки, с величайшим удивлением наблюдаем, как клок шерсти в умелых руках бабушек превращается в нить, а после становится мягким и тёплым подарком - вязаным детским шарфиком, уютными носочками, а то и любимой игрушкой.

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры…

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство»…

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Самой распространенным материалом для шитья одежды был лён. В глазах наших пращуров никакая одежда не могла сравниться с льняной. Зимой лён согревает, летом даёт телу прохладу. Лён - лучшая ткань

Конопля– то же была распространена на территории древней Руси. Славяне приметили это растение, оно, подобно льну даёт волокно и масло. Первоначально коноплю использовали для витья верёвок и лишь потом для изготовления тканей. Ткни из конопли назывались «посконными», или «замашными» . Одежда из конопли, как считают народные целители, обладает лечебными свойствами.

Другое сырьё было рогоз. Это обычный камыш, который водится по берегам речек. Ткань из рогоза в основном использовалась для хозяйственных целей. Мочалки, мешки, верёвки. Одежда из рогоза (рогожки) на древней Руси, была не просто «непрестижной», она была социально-неприемлемой, означая последнюю стадию, до чего может докатится человек по бедности. Человек, одетый в рогожку либо изгнан из племени, либо безнадёжный дармоед. Единственной приемлемой одеждой считался плащ, рогоз хорошо отталкивает влагу.

Для ткачества и изготовления одежды применялась еще шерсть и кожа.

Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани - это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов - шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства - само тканье и аппретура ткани - составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.

После уборки и просушки льна и конопли их необходимо обмолотить.

После обмолота лен и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали. Лен мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т. е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент - чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, - верховиной

Нити из шерсти или растительного волокна для всех видов тканей в древней Руси пряли на ручном веретене. При прядении нити, кроме веретена, необходима подставка - прялка, служащая для крепления кудели пряжи. Кроме ручных веретен и прялок следует коснуться и механических прялок или, как их иначе называют, самопрялок.

Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждом крестьянском доме, на протяжении веков считалось, что женщина обязана уметь выполнять ткацкие работы, иначе она не считалась полноценным членом общества.

Ткацкий станок

Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками.

Независимо от различий в конструкции ручные ткацкие станки горизонтального типа похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.

Технология ткачества состояла из 5 основных операций:

1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;

2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;

З) введение утка в пространство между двумя частями основы;

4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;

5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал.

Процесс работы горизонтального ткацкого станка заключается в следующем:

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 (приложение 2), огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть пробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.

Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.

Вырабатываемая ткань огибает грудницу 12 и наматывается на товарный навой 13.

Но прежде, чем станок заработает его нужно «снарядить» (нарядить)

Технология изготовления основы

Двойная нить, идущая с двух крутящихся от обычного натяжения тюриков, пропускалась где-нибудь через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот, то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной.

При благополучном исходе основу, тщательно сохраняя перевязанные бечевками цены, снимают с вороб. Она принимает вид переплетенного жгута, который переносится в тепло, в избу, где уже стоят готовые для последующего снования кросна. Задача в том, чтобы каждую нить в строгой последовательности протянуть в бердо и закрепить один конец основы горизонтально на вращающейся чурке.

Основа после этого осторожно в ряд наматывается на ширину валика, на чурку. Оставшиеся концы наводят в нитченки и в рабочее бердо. Чурка с основой закрепляется и делается неподвижной при помощи специального устройства. Концы основы, пропущенной через нитченки и бердо, закрепляются на другом валике кросен, который тоже можно крепить. Основа туго натягивается, к нитченкам привязываются подножки, и только теперь пробуют зев. Если все сделано хорошо, нити снуют вверх и вниз легко, не цепляясь друг за друга. Основа раздвигается широко, и скользкий челнок с берестяной чивцей, на которой намотана уточная нить, не бегает в зеве, а просто летает справа налево.

Итак, основа наконец основана и можно ткать...

За день хорошая мастерица ткала одну стену простого холста. Две стены - около пятнадцати метров - назывались концом.

Станок для плетения полотен из стеблей сорго

Станок для плетения полотен из стеблей сорго больше известных как веники.

Принцип действия этого станка аналогичный ткацкому станку, только уменьшенных размеров и изготовлен из подручных материалов.

Ткацкий станок состоит из простой, сделанной из ДСП станины. На последней крепятся все подвижные его части: рамы ремизок с отверстиями два навоя (вала) пряжного и товарного и батан с установленным бердо. В отверстия одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижный рычаг, прикрепленный к поднёбнику, а он в свою очередь соединен с ремизками происходит управление нитями основы. Передвигая рычаг, мы поднимаем чётную группу основы, а затем другую - нечётную.

Наиболее трудоемкий для нас оказался процесс создания основы и «наряжания» станка. Нити основы с юрка наматывали на две палочки поочередно кругом. Затем концы нитей основы смотали на товарный навой, каждую нить определили в свои отверстия, пропустив через бердо и пластины ремизки, закрепили на пряжном навое. Намотав нити основы на пряжный навой, проверили натяжение – основа готова.

Еще для работы необходимо предварительно заготовить одинаковой длины и диаметра отрезки из стеблей сорго, которые обрезаем ножом.

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя, проходят через глазки ремизок, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называемый ткацким зевом. В него пробрасывается отмерянный отрезок стебля сорго. К опушке полотна стебель прибивается бердом, установленным в батане. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки отрезка повторяется. Вырабатываемое полотно огибает грудницу и наматывается на товарный навой. Движение полотна по кругу происходит за счет поворота валов, натяжение которых регулируется пружиной на товарном навое и стопором на пряжном. Ширина и длина полотна, также как и диаметр отрезкой стеблей сорго, выбирается произвольно, в зависимости от задумки автора. Полотна друг от друга отделяются планками, позволяющими впоследствии произвести обрезку и связывание попарно нитей основы на полотнах.

2 Воспоминания старожилов

Ткачество в наших селах

Станков ткацких в селах наших было несколько. Никто даже не может сказать сколько, потому что их передавали от дома к дому по надобности или просто, когда появится свободное время и заготовлено все для его работы. Для них, сегодняшних бабушек и прабабушек, тогдашних детей, это было интересным делом. С удовольствием детьми они помогали мамам и бабушкам ткать домотканые дорожки. Чуть раньше ткали и материал для рабочей одежды и наши старожилы рассказывают, что ходили в школу с сумками суконными, в холщевых платьях и брюках с рубахами.

По рассказам ткачеством занимались почти в каждой семье. Наши односельчане Акимова Клавдия Федоровна, Ксения Яковлевна Елдынова, Голочалова Алла Васильевна, Потапенко Лидия Михайловна и многие другие подтверждают, что в их домах периодически находился и был в работе ткацкий станок. Занимал он очень много места, большую часть комнаты. А если приходила пора сновать, то ее размеры были еще больше. Многие из рассказчиков принимали активное участие в сновании, снаряжении стана. К прядению детей допускали очень редко – тут нужны были опыт и сноровка.

Домотканые дорожки укладывали на некрашеный пол, чтобы меньше грязи и пыли было. Позднее их постилали потому что так было положено, да и теплее на полу.

Кто делал станки, уже сейчас никто и не помнит. Ремонтом и восстановлением занимался Шевелев Иван Матвеевич. Он же мог изготовить и сменные части стана (бёрда, ремизки, валики, челноки)

На продажу половички никто не делал, а использовали для своей семьи, даже готовили в качестве приданного невесте.

По рассказам односельчан последнее использование ткацкого станка было примерно в 70-х годах прошлого столетия. Хозяйства стали крепче. Проще купить одежду и дорожки в магазине и качественнее и времени, как правило, на их изготовление не хватает. Ткацкие станы за ненадобностью пылились в сараях, а то и просто сжигались.

Станок в нерабочем состоянии был подарен Акимовой Клавдией Федоровной через нашу школу музею отдела краеведения центра туризма г. Валуйки. Отдельные элементы ткацкого станка по словам Сафонова Александра Михайловича, находятся в домовладении его матери.

Но ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Заключение

Таким образом, изучив материалы по ткацкому станку, мы сумели не только его собрать, но снарядить и запустить в работу. Сумели по рассказам наших односельчан соткать пусть узенькую, но свою домотканую дорожку, пробуем изготовить шерстяной шарф (он сейчас в процессе изготовления). Мы готовы показать процесс работы на станке гостям музея и школы.

Думаем, что наша работа на этом не завершена.

Новый глава администрации Бирючанского сельского округа Руднева Ольга Александровна (учитель истории нашей школы) намекнула, что мы можем поучаствовать в губернаторской программе развития туризма в Белгородской области. Для чего должны сделать проект развития туризма у себя на территории села Бутырки и Вериговка. Также сказала, что решается вопрос о передаче здания бывшей администрации Бутырского сельсовета для создания дома мастера. Вот там мы сможем разместить часть музея и наши станки, принимать гостей и вместе с ними обучаться работе на станке.

Хочется закончить работу стихами:

«Да будет вечен дней твоих поток,

Покуда есть основа и уток!».

Литература:

  1. Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.-Л., 1940;
  2. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. [М.], 1948;
  3. Канарский Н.Я., Эфрос Б.Е., Будников В.И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950;
  4. Технология ткачества. Т. 1-2. М., 1966-67: Гордеев В.А., Арефьев Г.И., Волков П.В. Ткачество. 3 изд. М., 1970;
  5. Проектирование ткацких фабрик. М., 1971. И. Г. Иоффе, В. Н. Полетаев.

Ткачество

Реконструкция вертикального ткацкого станка с Фарерских островов

Вертикальный ткацкий станок

Ткач на немецкой гравюре 1568 года. Горизонтальный ткацкий станок

Тка́чество - производство ткани на ткацких станках , одно из древнейших человеческих ремёсел . Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения . В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом . Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.

История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки , бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок . В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён , а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк . Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи » («Die Weber», 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии .

Ткачество в народной культуре

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 - 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) - почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов - т. н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным - в браном тканье, разноцветными - в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов - полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды - до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов - до 21 в.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира , однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.

Литература

  • Грановский Т. С. Удивительная специальность - ткачество. М., 1989
  • Неелов В. В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М., 1986.
  • Минеева, Валентина Алексеевна . Чувашское узорное ткачество: кн.-альбом (на чув. и русск. яз.) / Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 183 с. : ил., портр.; 27 см. - (Из опыта народных мастеров).
  • Книга А. И. Ильбековой «Слово о ткачестве». Чебоксары: Чувашия, 2006 г.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ткачество" в других словарях:

    Тканье Словарь русских синонимов. ткачество сущ., кол во синонимов: 4 льноткачество (1) … Словарь синонимов

    Выработка ткани на ткацком станке. В широком смысле то же, что ткацкое производство … Большой Энциклопедический словарь

    ТКАЧЕСТВО, ткачества, мн. нет, ср. То же, что тканье в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТКАЧЕСТВО, а, ср. Искусство, техника изготовления тканей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ткачество - произ во изделий из волокон на ткацких станках, возникло в результате эволюции плетения в позднем неолите. У рус. до 19 в. преобладало домашнее Т. и отчасти ремесленное и кустарное, лишь в 1 й пол. 19 в. эти формы стали вытесняться сначала… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изначальный Великий Ткач это создатель вселенной, ткущий на ткацком станке жизни судьбы всего сущего. Все богини Судьбы и Времени прядильщицы и ткачихи. Ткач это также Космический Паук, а нить Великого Ткача это пуповина, соединяющая человека с… … Словарь символов

    Изготовление ткани на ткацком станке. В широком смысле слова под ткачеством понимают совокупность процессов, составляющих ткацкое производство. Ткацкое производство включает подготовительные операции (создание паковок нитей основы и уткá),… … Энциклопедия техники

    А; ср. Изготовление, производство тканей; отрасль текстильной промышленности, связанная с производством тканей. Руководство по ткачеству. Заниматься ткачеством. ◁ Ткацкий (см.). * * * ткачество выработка ткани на ткацком станке. Известно с… … Энциклопедический словарь

    ткачество - ▲ производство ткань ткачество производство ткани. тканье. ткач. ткачиха. ткать. тканый. заткать. тонкопряха. домотканый. самотканый (прост). уток. основа. челнок. батан. сновать. сновальный. крашенина. лейкотропы. каландрование. каландр.… … Идеографический словарь русского языка

    Изготовление ткани на ткацком станке (См. Ткацкий станок). В широком смысле слова под Т. понимают совокупность технологических процессов, составляющих Ткацкое производство … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Русское ткачество Практика История Современность Том 3 Кочующие фрески , Дворкина И.. Вашему вниманию предлагается книга "Ручное ткачество" . 3 том посвящен истории старинной шпалеры и современному гобелену…

История ткацкого ремесла на Руси

Для одного из самых древних промыслов – ткацкого – на Руси было множество разновидностей не только техник исполнения, но и узорного плетения.

Хобби для домохозяек.

Ткачество – один из древнейших видов ремесла в истории человечества, появившийся еще в каменном веке. До XX века оно было самым распространенным домашним занятием для женщин на Руси. Крестьянские женщины ткали нарядные сарафаны для себя, рубахи с узорами для мужей, платки, головные косынки, всевозможные изделия для домашних нужд, в том числе для «красного угла» – самого важного места в избе. Узорными тканями украшали избы во время больших праздников – например, на свадьбу, чтобы гости могли оценить мастерство и трудолюбие невесты, а также состоятельность семьи.

Все разнообразие прекрасных узоров, различные техники создания тканей, любовь и уважение к ткацкому ремеслу наши прародительницы передавали из поколения в поколение, бережно сохраняя и улучшая.

Благодаря этому ткацкие промыслы до сих пор живы, хотя, бесспорно, существуют уже скорее на правах «культурного наследия», ведь конкурировать домашнему рукоделию с фабричным производством невозможно.


Основа основ

Технологически процесс ручного ткачества состоит в следующем. Одни нити, идущие вдоль станка и называемые основой, должны быть натянуты параллельно друг другу в горизонтальной плоскости, другие нити – «уточные» – должны переплетаться с нитями основы, образуя ткань. Эти нити имеют поперечное направление.

Для натяжения основы и придания ей горизонтального положения на станке имеется система из двух валиков: на первом, так называемом «навое», нити основы должны быть навиты, как на большую катушку. На второй – «товарный валик» – наматывается готовая ткань.


Хамовники царского двора.

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на территории средней полосы России, относящихся к X-XIII вв., встречаются узорные ткани местного изготовления. Самым неожиданным стало то, что их узоры и техника выполнения близки крестьянским узорным тканям России XIX-XX вв. Известно также, что льняные ткани Древней Руси в XV в. экспортировались на Восток – в Самарканд, Индию, что говорит о высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

Сырьем для узорного ткачества служили лен, шерсть, конопля, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве.

В XVII в. в Москве население двух слобод, Кадашевской и Тверской-Константиновской, называемой также Хамовники («хамовник» – значит ткач), специализировалось на выработке высококачественных, главным образом узорных тканей для нужд царского двора. Этим же занимались «государевы хамовные» села под Ярославлем - Брейтово и Черкасово, изделия которых ценились очень высоко.

Брать или закладывать?

В русском народном ткачестве издавна сложились различные приемы, составляющие особенность той или иной техники исполнения.


Техника закладного ткачества – одна из самых древних и относится к числу наиболее трудоемких. Она состоит в том, что нити утка прокладываются не по всей ширине ткани, а участками. Согласно узору каждый участок выполняется ниткой определенного цвета. Узор при этом получается двусторонним, без изнанки. Техника закладного ткачества позволяет выполнять самые разнообразные узоры геометрического характера, от простых до самых сложных, причем чередование цветов в узоре может быть любым.

Техника браного ткачества также древняя – так ткали еще в домонгольской Руси. Ее особенность – в применении плоской дощечки-«бральницы», имеющей один заостренный конец, которым ткачиха перебирает нити основы, оставляя одни сверху, другие снизу. Ткань, выполненная в браной технике, имеет слегка рельефную фактуру. Характерно, что изнаночная сторона ткани здесь является «негативным» отражением лицевой.

Художественные возможности браной техники велики: она позволяет выполнять любые по сложности геометрические узоры.

Однако цветовое решение ограничено: в одной горизонтальной полосе нельзя применять более двух цветов (цвет фона и цвет узора). В случае полихромной гаммы цвета должны располагаться в виде полос (одна над другой). Именно браное ткачество было самым распространенным в XIX в.

Выборное ткачество можно рассматривать как разновидность браного, так как для получения узора применяется та же дощечка-«бральница». Отличие в том, что здесь узорный уток проходит не по всей ткани, а участками, ограничиваясь пределами одной орнаментальной формы. В выборной технике можно выполнять самые различные узоры с многоцветным цветовым решением.

Техника ажурного ткачества была очень распространена на Русском Севере – особенно в Карелии, а также в Новгородской, Вологодской, Московской и других областях.

Выполнялись ажурные узоры тоже с помощью дощечек-«бральниц». На плотной ткани создавались просвечивающие участки, образующие геометрический узор.

Наименее трудоемкой в народном ткачестве считается ремизная узорная техника . В народном ткачестве существует много ее разновидностей. Нередко применялась двухуточная структура ткани, в которой один уток был узорным, а другой – фоновым, полотняным. Фактура ткани при этом получалась очень рельефной и выразительной.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прошедшее надо знать не потому,

что оно прошло, а потому, что, уходя,

оно не умело убрать своих последствий.
(В. О. Ключевский)

Актуальность исследования . Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация традиционной народной культуры - один из вариантов сохранения самобытности нации, национальных традиций, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.

В связи свыше сказанным, становится очевидным актуальность изучения различных техник, традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества.

Осмысление и изучение текстильной культуры можно найти в работах, Н.И. Лебедевой Г.С. Масловой, Н.М. Калашниковой, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, И.Я. Богуславской, Н.С. Королевой, и др.

В книге Е. И. Осипова «Ткачество. Новгородские традиции и современность» знакомит с современными и этнографическими образцами ткацкого оборудования и инструментарием, с различными технологическими приемами ручного ткачества, празднично-обрядовой культурой. М.М.Савенкова «Ручное художественное ткачество», рассматривает ряд техник ручного ткачества и плетения, не требующих сложных технических приспособлений и инструментов, которые могут быть освоены в клубной работе с детьми различного возраста.

Хочется особо отметить книгу Н.С Королёвой и Л.А Кожевниковой "Современное узорное ткачество", которая посвящена русскому узорному ткачеству, его истории и основным технологическим приёмам. Большое внимание уделяется вопросу применения тканых изделий в современном интерьере и для оформления костюма. Теме народных промыслов и развившихся на их базе центров ручного ткачества посвящены многочисленные издания справочного типа.

Цель работы :

Изучить разнообразные приемы ручного ткачества, используемые с древнейших времен до наших дней и применить общественный опыт в детском коллективе.

Задачи:

Изучение и анализ необходимой информации;

Ознакомиться с приемом ткачества и плетения в традициях ремесла.

Рассмотреть вопрос о дальнейшем творческом развитии традиций домашнего ткачества на современном этапе.

Методологической основой исследования послужило понимание сущности предмета исследования как общественного явления, освещенного в трудах В.В.Неелова, где ткачество рассматривается как творческий процесс, как важная область истории цивилизации.

Объект исследования : ручное ткачество.

Предмет исследования : виды ручного ткачества.

Методы исследования : теоретическое исследование истории ткачества, обобщение полученных знаний, приобретение навыков ручного ткачества.

Ценность и новизна работы состоит в том, что впервые в нашей школе исследуется ручное ткачество в его исторических, технологических и художественных направлениях, а также предполагается применение элементов ручного ткачества в детском коллективе.

Исследование проводилось в следующей последовательности :

Определение проблемы, цели и задач исследования;

Сбор материала и теоретическое обоснование изучаемой проблемы;

Проведение эксперимента по ознакомлению учащихся с основным принципом ручного ткачества и устройством ткацкого станка;

Формулировка выводов на основе изученного теоретического и практического материала.

Источниковую базу исследования составляют литературные источники, материалы из сети интернет, которые позволили ознакомиться с традициями и разновидностями техники ручного ткачества. Источником для наглядности послужили образцы из фондов художественных музеев России.

Практическая значимость : Результаты технологической задачи могут быть применимы к практическим занятиям с учащимися во - внеурочное время, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Глава1. История ткачества

В своем труде "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество" К. Маркс указывал на существование ткачества уже в период низшей ступени варварства: "Ручное ткачество с основой и утком, по-видимому, относится к этому периоду, это одно из величайших изобретений; но нельзя с уверенностью утверждать, что это искусство не было уже известно в состоянии дикости." Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов. В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.

Слово «гобелен» (техника: закладное ткачество) родилось во Франции в 17 веке. Произошло оно от фамилии семейства Гобеленов и перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. В 17 веке Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основ 2 «Королевскую гобеленовую мануфактуру».

Найденные при археологических раскопках пряслица и кусочки ткани свидетельствуют о том, что узорное ткачество было известно ещё в Древней Руси. Узорные скатерти, столешники, полотенца и другие тканые изделия часто упоминаются в описях имущества XVII в. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов

Вывод: ткачество - важная отрасль материальной и духовной культуры, одно из самых древних изобретений человечества.

Глава 2. Ткачество из глубины веков

На основании изучения и реконструкции традиционных текстильных техник, исследователи выделили те способы получения ткани, которые предшествовали ручному ткачеству. К ним относятся наиболее древние техники: дерганья, плетение, полутканье и называемое «примитивное тканье». Для тканья поясов (тесьмы) применяли инструменты: бердышки, сволочки, дощечки. Для ткачества ткани применяли вертикальные и горизонтальные ткацкие станки.

Наиболее простые и древние виды плетения начинаются с элементарной косички.

С пособов переплетения нитей в ручном ткачестве существует несколько. Самым простейшим способом ручного ткачества можно считать плетение

« В чешуйку » .

Для изготовления пояса взять нечетное количество нитей.

Совет : необходимо толстые нити или даже пряди. Плетение пойдет гораздо быстрее, проще будет следить за узором, да и поясок будет иметь приятную объемистость.
Когда начинается следующий проход необходимо внимательно следить за тем, над какой нитью пройдет рабочая (такие нити обычно выпираю вверх) и под какую она поднырнёт. При эксперименте с разными цветами, мы убедились, что при одном и том- же количестве нитей, светлые пояса зрительно шире, чем из темных нитей.

Ткачество поясов (тесьмы) на дощечках выполняется методом переброса дощечек, методом обратного хода и др. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н. И., 1999. с.27,34).

Б ранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.
Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

При всей кажущейся сложности ажурные ткани выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки - бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду бранные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Интересная техника «примитивного тканья», так называемый « живой стан» . Этот уникальный способ был описан пензенским краеведом Гвоздевым. Образцы поясов, вытканных на «живом стане», были экспонированы им в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве.По мнению этнографа Н.И. Лебедевой, «живой стан», представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей». Согласно описанию процесс работы на «живом стане» происходил следующим образом: пять женщин становились рядом, пять других - напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока. Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде руководительницы, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая - опускала, и в зев вновь прокладывался уток. В этом способе тканья налицо два главных признака ткачества: наличие основы, утка и механического чередования зева.

Другой древней текстильной технике - дерганью поясков . 4 Дерганье - традиционный вид плетения, в котором использовались пять петель. Техника «дерганья» в XIX - начале ХХ вв. была распространена в Российской империи: в Рязанской, Смоленской, Брянской, Липецкой, Могилевской, Витебской областях, а также у народов Прибалтики и Финляндии. Шнур, полученный при помощи дерганья, употреблялся для украшения одежды в качестве тесьмы или пояса и на петли к пуговицам рубах. Широкое распространение техники дерганья говорит о древней культурной общности народов, проживавших на территории северо-запада Восточной Европы. Значение узорного пояса для человека, не оторванного от традиционной культуры, было огромным. Пояс охранял самую уязвимую часть тела - живот.С поясом были связаны многочисленные ритуалы. У народов северо-запада Восточной Европы считалось, что пояс, имеет чудодейственную магическую силу. На нем произносили заклинания и гадали. Он служил оберегом от нечистой силы, считалось, что пояс придает силу при выполнении трудной работы. Традиции, связанные с поясами, очень разнообразны и устойчивы. Так, например, пояс мог служить символом любви и добрых взаимоотношений. Он использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека; пояса играли большую роль в свадебных церемониях . тема очень широка и многообразная, Живой интерес вызвала статья Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить... » (надписи на поясах в Пермском Прикамье) ,где тканый орнамент для человека конца XIX - начала ХХ в. был своеобразным текстом, несущим определенную информацию, систематизирован материал о семантические аспекты ручного ткачества в России (конец XIX-начало XX в.)

Вывод: В результате изучения основных видов дерганья, плетение, полутканье и так называемое «примитивное тканье», можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках. Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, т. е. полноправно существо-вать в системе художественной культуры ХХI века.

Глава 3. Ручное ткачество и современность

Народное узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений. Для современного узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приёмов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного узорного ткачества успешно развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов, а также мастера, работающие на дому.

Ручное ткачество - необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, её орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, способами ткачества. Специфика и художественные особенности тканых изделий определяются техникой и различными видами ткачества, которых очень много: закладное, бранное, выборное, переборное, ремизное и др.

Мастера и художники народных промыслов бережно хранят традиции узорного ткачества. Современные эстетические представления, художественное чутьё и вкус позволяют им обогащать искони применявшиеся художественные и технические приёмы.

Вывод : Искусство ручного ткачества органически входит в современную предметную среду, а это является залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, её художественного образа и материала - это достижения традиционного народного искусства, обеспечивающие жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

Заключение. В ходе данной исследовательской работы, автор получила много знаний об истории ткачества, его особенностях, видах отделки тканых изделий. Исследовала основные техники ткачества, традиционные особенности ткачества разных народов. Было интересно проследить развитие и изменение ткачества от старины до современности. В результате изучения основных древних видов плетения, полутканья, дерганья, «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках.

Собранный материал, безусловно, предполагает дальнейшее его использование в качестве основы научно-исследовательской и практической деятельности. В нашей школе осознанно и целенаправленно реализуется установка на включение в учебный процесс (внеурочная работа, клубные занятия) данного ремесла в качестве главной источниковедческой базы всей работы в целом.

Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, полноправно существовать в системе художественной культуры ХХI века. Изучение материально - культурных ценностей прошлого, возрождение их в форме обучения традиционным способам обработки природных материалов, позволит сохранить многие старинные ремесла, посеять в современном обществе семена народной культуры, традиций, способствует сохранению и дальнейшему развитию и применению в современности культуры наших предков. Только зная цену, умея хранить, что имеешь, можно сохранить нашу русскую культуру. Исследовательский материал может быть применен при подготовке к народным обрядовым праздникам, на клубных занятиях, во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

1.Цветкова Н.Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (северо-запад Восточной Европы XIX-XX вв.). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, СПб, 2002. - Гл. «Из истории традиционного ткачества», табл. 1 «Виды плетения, тканья и примитивного тканья».

2.Лебедева Н.И. Прядение и ткачество древних славян // Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 509.

3.20.09.05-21.10.05. - выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Живой стан». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер-класса «Ручное ткачество. Живой стан». 2005., англ. яз.

4.27.09.05-28.09.05.- выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Плетение». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер класса «Ручное ткачество. Плетение». 2005., англ. яз.

5. См. Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 499-50

6. Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить... » (надписи на поясах в ПермскомПрикамье) Тради-ционная культура: науч. альманах. 2003. № 3 (11). С. 44.

7. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М.: Гос. шд-во, 1924. С. 5-6.

Последние материалы сайта