Алхимические символы и их значения. Знаки алхимии и их значение. Основные алхимические символы. Обозначения главных металлов

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Алхимические символы и знаки

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука" , вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д"Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d"Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны, в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D"Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это - краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это - Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое - все» (см. Berthelot «Origines de l"Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») - мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень - материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Ar tis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophor u m» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» - красная, а «Меркурий» - белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d"Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» - из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen"a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» - Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев - часть устойчивая, Орел - часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» - летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный - это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» - сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d"Alchimie») (Калид«Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» - треугольником вершиной книзу; «Огонь» - треугольником вершиной кверху; «Земля» - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» - горой, львом - царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Mus a eum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея - жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта ). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил

Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит к греческому chemeia от арабского cheo (лью, отливаю), что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование происхождения слова «Алхимия» – от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Сплендор Солис, 1535
Алхимический манускрипт


Барельеф
гробницы Хоремхеба


Hermes Trismegistus
Средневековая рукопись

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.

Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т.д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир – философский камень). Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии.

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Важнейшие алхимические элементы и знаки

Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело. Таким образом и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.


Уроборос из книги «Философский камень»


Символ уробороса

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.

Алхимия, особенно западная, органически вплетена в систему естественно-научных знаний и представлений средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке алхимии, и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации" металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 веке, ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 – началу 19 веков привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии – идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости – едва ли может быть названа ложной.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире (таковы алхимические стихи классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика – ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада темных и средних веков.

Алхимические символы , первоначально разработанные в рамках протонауки алхимии, использовались для обозначения некоторых химических элементов и соединений вплоть до XVIII века. Начертание символов было в большой степени стандартизировано, однако и сами символы, и стиль их начертания у разных алхимиков могли отличаться. Здесь приведены наиболее общие символы и начертания.

Три основных символа

«Иероглифическая монада» Джона Ди

Английский математик, астроном, астролог и оккультист Джон Ди (1527-1608 или 1609) разработал иероглифическую монаду (лат. Monas Hieroglyphica ) - композитный глиф , который он описал как сочетание символов Солнца, Луны и первичных элементов.

Мунданные («Мирские») элементы

  • Сурьма
  • Мышьяк
  • Висмут
  • Платина
  • Сера

Алхимические соединения

Двенадцать основных алхимических процессов

Двенадцать алхимических процессов рассматриваются как основа современных химических процессов. Каждым из этих процессов «управляет» один из двенадцати знаков зодиака :

  • Разложение путём окисления/прокаливания (Овен); Calcination (Aries )
  • Модификация через застывание/коагуляцию (Телец); Congelation (Taurus )
  • Модификация через фиксацию (Близнецы);Fixation (Gemini )
  • Соединение (Союз) через растворение (Рак); Dissolution (Cancer )
  • Разложение путём пищеварения/прогревания (Лев); Digestion (Leo )
  • Разделение (сепарация) путём дистилляции (Дева); Distillation (Virgo )
  • Разделение путём сублимации (возгонки вещества) (Весы); Sublimation (Libra )
  • Разделение путём фильтрации (Скорпион); Separation (Scorpio )
  • Модификация через размягчение до воскообразного состояния (Стрелец); Incineration (Sagittarius )
  • Разложение путём ферментации /путрефакции (Козерог); Fermentation (Capricorn)
  • Соединение (Союз) через умножение (Водолей); Multiplication (Aquarius )
  • Соединение (Союз) через проекции/проецирование (Рыбы) Projection (Pisces ).

Ссылки

  • Alchemical symbols in Unicode 6.0
Fraternitas Rosicruciana Antiqua

Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA) - это орден розенкрейцеров, первоначально созданный немецким оккультистом доктором Арнольдом Крумм-Хеллером, и действующий в Бразилии и в испаноязычных странах. В Бразилии он был основан в 1932 году и имеет штаб-квартиру в Рио-де-Жанейро с 1933 года. Бразильская FRA связана с Fraternitas Rosae Crucis (FRC), Античным мистическим орденом Розы и Креста со штаб-квартирой в США и с Ecclesia Gnostica, и ее филиалами.

INRI

INRI - аббревиатура латинской фразы Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (церк.-слав. І҆и҃съ назѡрѧни́нъ, цр҃ь і҆ꙋде́йскїй; І.Н.Ц.І.). Фраза восходит к Новому Завету (см. Мф. 27:37, Мк. 15:26, Лк. 23:38, и Ин. 19:19).

Алхимия

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

Вертикальные формы

Вертикальные формы (англ. Vertical Forms) - блок стандарта Юникод. Содержит вертикальные знаки пунктуации, используемые в китайской письменности, для совместимости с GB18030, таким образом являяясь расширением блока Совместимые формы ККЯ.

Двор Ганнеркригг

«Двор Ганнеркригг» - веб-комикс британца Тома Сидделла в жанре технофэнтези, публикующийся с апреля 2005 года. Новая страница публикуется на сайте трижды в неделю. Первый том был издан в Archaia Studios Press и Titan Books (в Великобритании и Ирландии). Комикс был хорошо принят критиками и неоднократно получал награды конкурса Web Cartoonists" Choice Awards, наряду с положительными отзывами об уровне его иллюстраций и стиле повествования.

Комикс повествует об Антимони Карвер, девочке, начавшей обучение в странной и таинственной школе под названием «Двор Ганнеркригг», и событиях, развивающихся вокруг неё с момента, когда она оказалась втянута в политические интриги между Двором Ганнеркригг и жителями леса Гиллити, находящегося за пределами школы. Сюжет комикса включает в себя элементы науки, фантазийных существ, мифологию различных культур и алхимические символы и теории. Литературный стиль находится под явным влиянием детективной литературы и комиксов-манга.

Дополнение к сирийскому письму

Дополнение к сирийскому письму (англ. Syriac Supplement) - двадцатый блок стандарта Юникод. Содержит дополнительные символы сирийского письма для записи сирийского малаялама.

Дополнение к сунданскому письму

Дополнение к сунданскому письму (англ. Sundanese Supplement) - блок стандарта Юникод. Содержит символы пунктуации, более не используемые в современном сунданском письме (сунд. Aksara Sunda), но встречающиеся в исторических текстах (сунд. Aksara Sunda kuna).

Камбун (блок Юникода)

Камбун (англ. Kanbun) - блок стандарта Юникод. Содержит символы каэритэн японского языка камбун, указывающие на изменение порядка идеограмм в соответствии с синтаксисом.

Мандейское письмо (блок Юникода)

Мандейское письмо (англ. Mandaic) - девятнадцатый блок стандарта Юникод. Содержит символы мандейского письма.

Расширенная кириллица - C

Расширенная кириллица - C (англ. Cyrillic Extended-C) - шестьдесят второй блок стандарта Юникод. Содержит кириллические символы, использовавшиеся в старославянском языке.

Символ

Си́мвол (др.-греч. σύμβολον « знак, сигнал») - знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

Символы химических элементов

Символы химических элементов - условное обозначение химических элементов. Вместе с химическими формулами, схемами и уравнениями химических реакций образуют формальный язык химии - систему условных обозначений и понятий, предназначенную для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации.

В зависимости от контекста символ химического элемента может обозначать:

название химического элемента;

один атом элемента;

один моль атомов этого элемента.

Слуги света

Слуги Света (англ. Servants of the Light (SOL)) - современная западная тайная школа, которая преподает эзотерические науки через переписку.

Спагирия

Спаги́рия (греч., от spao - «извлекаю» и ageiro - «собираю») - устаревшее название химии как искусства облагораживания руды; делание золота у алхимиков. Этот термин, называющий химию по части соединения и разделения веществ, был введён Парацельсом в первой половине XVI века.

Список символов химических элементов

Список символов химических элементов - символы (знаки), коды или сокращения, используемые для краткого или наглядного представления наименований химических элементов и одноимённых простых веществ. Прежде всего это символы химических элементов и атомные номера (порядковый номер химического элемента) в Периодической системе элементов. Помимо них, в локальных целях могут использоваться:

регистрационный номер CAS - уникальный цифровой идентификатор химических элементов и веществ, внесённых в реестр Химической реферативной службы (англ. Chemical Abstracts Service);

сокращения, используемые в российской металлургии при маркировке компонентов в составе сплавов цветных и чёрных металлов;

символы, используемые в нумизматике для обозначения монетных металлов;

символы, используемые на финансовом рынке для обозначения некоторых металлов (прежде всего благородных) в качестве валютных ценностей или биржевых товаров;

символы алхимии;

другие локальные системы кодирования и маркировки.

Уроборос

Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος от οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда») - свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру - установить невозможно.

Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности - циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика - оба этих древних символа означают движение космоса.

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагает, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Мезоамерике, в частности, у ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым - так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес - Коатликуэ.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков - в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансмутации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

中文

В этой статье подробно рассмотрены основы алхимии - великой контрнауки наук, которая, согласно Карлу Густаву Юнгу, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия шизофренического раскола, которая уже показала свою ущербность). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более здоровых позиций, уничтожены как ереси (см. мою статью об Офитах). Однако "в бессознательном" осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, и скрытым её выразителем и стала алхимия.

Алхимия в противовес христианству устремляется в материю, к металлам и первоэлементам, дабы через их пресуществление достичь спасения, тогда как христианин стремится уйти от материи. Христианин направляет свою душу к Богу за пределами материального, алхимик же ищет Бога, сокрытого в материи. Бог христианина совершенен, и через обращение к совершенству обретается спасение - Бог алхимиков нуждается в человеке, как в освободителе из оков элементов. Подобная идея уже встречалась в некоторых гностических воззрениях, а также в системе каббалистов, и на тот момент заново возродилась из коллективного бессознательного. Юнг приводит многочисленные алхимические параллели в символизме Христа и камня философов (иначе называемым "сыном философов"). Даже само название "философский КАМЕНЬ" указывает на Христа, в евангельских аллегориях называемого "камнем, отвергнутым строителями, но ставшим во главу угла". Так же общими аллегориями Христа и камня являются пеликан, единорог, и т.д. Всем, кто интересуется этим вопросом более глубоко, стоит ознакомиться с работой Юнга "Психология и алхимия".

Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, "философский камень" является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей "прима материи". Кстати, опять же некоторые алхимики проводили параллель между Христом, рождённым в яслях в окружении весьма неблагородном, с философским камнем, который творится из самой низшей, первичной материи, "тьмы египетской", становясь вследствие алхимических манипуляций царём царей и Богом Богов. Подобные параллели, конечно же, не случайны и имеют глубочайшее психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через богатый и сложный символический ряд алхимии, о значении которого сами алхимики в абсолютном большинстве своём не имели никакого понятия!

Возникает вопрос: как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

Юнг не раз утверждал: "Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили". Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

В алхимической проблематике этот механизм очень сложен, поскольку налицо отношение к очень глубокому слою "бессознательного коллективного", извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека тайной тайн. Архетипы активизируются в особых ситуациях - это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди из-за суеверного страха предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало его активации. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным "экраном" для проекции содержаний бессознательного.

Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, и, имея хороший контакт с коллективным бессознательным, вполне качественно может предсказывать будущее (искренне думая, что читает по звёздам), алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

Вывод? Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в целительной компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, "третьим сыном", разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, если хотите, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под банальную золотодобытчицу! Мало кто обращал внимание на утверждение Г. Дорна о том, что "…наше золото не есть золото черни", хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.
Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.


СВИНЕЦ

Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление вполне естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как "свинцовая усталость" или "свинцовая тоска" - крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала нешуточная опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, что на языке алхимических аллегорий и означало "попасть во власть демонического свинца".

Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт "философский камень" - суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису "…где болезнь, там и лекарство". Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым, тайным смыслом.


РТУТЬ

Для человека средневековой ментальности ртуть была выразителем Меркурия - высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть для алхимиков - это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Для современной развитой личности подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать тот факт, что средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

"-она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

Она материальна и духовна;

Она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

Она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер; наконец, отражение Бога в матери-природе;

Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; "…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой - индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное". (К.Юнг "Дух меркурия")

Учитывая вышепроцитированный текст, мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется "хлопком одной ладони", звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Кроме того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Вдобавок, ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне, великой Богине. Меркурий (он же Гермес) - суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец великого делания, наставника, проводника и одновременно трикстора, противника и беглеца. "Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного", - писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.


СЕРА

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи. Она - чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла - такой человек вполне мог провести аналогию с лёгковоспламеняющейся серой!

Сера также связана с субстанцией Солнечной "красноты" и потому представляет принцип сознания. "Сера представляет активную субстанцию солнца, или если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании - с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью". (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 151).


СОЛЬ

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир - ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей. Параллели можно найти и в буддизме ваджраяны, где женский принцип соотносится с мудростью, а мужской - с мастерскими средствами.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо "…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 330). Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как "засаливание тела" есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от "эго", чётко знающего свои пределы, "границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами" (Юнг, "МС", пар № 660).

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль - женский, а ртуть - андрогинный, объединяющий противоположности воедино.


CТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: "…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 673). То есть, психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить "Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация". Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд - извлечению проекций из объекта. Поскольку мы изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: "Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 749).

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача - не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

CONIUNCTIO, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать как бы со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне "Coniunctio" происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: "Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски".

Эта стадия представляет определённую опасность для "эго", поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика - подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Вывод: необходимо уметь "отпустить" себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

NIGREDO. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние "эго" с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo - это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было "Я", открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Самое страшное здесь - субъективное ощущение того, что теперь это никогда не кончится. Отсюда необходимо заверение, что подобное состояние временное и является необходимой ступенью на пути к более высокому самосознанию. "Распад - предварительное условие искупления. Участник мистерии должен пережить фигуральную смерть, чтобы достичь трансформации" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 381). В тибетском буддизме на высоких ступенях давалась практика "чёд", суть которой в том, что практикующий уходил на ночь на кладбище и представлял, что отовсюду слетаются голодные духи и расчленяют адепта". Насколько мне известно, подобная практика считается самой опасной из всех практик Тибета и рекомендуется только очень хорошо подготовленным индивидам. Можно сказать, что практикующий "чед" сознательно вызывает у себя самое сильное состояние Nigredo, дабы ускорить процесс трансформации.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива мандалы четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ (АНДРОГИН), стадия завершения. Противоположности объединены в новом "Я", которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: "…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 765).

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Теперь могут активироваться скрытые парапсихологические способности, происходит много синхронистичных совпадений: "…если символизм мандаллы является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность - его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности" (там же, пар.№ 662).

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности и мандаллы. Завершающая задача: принять изменения с благодарностью и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции впоследствии приносят серьёзные проблемы.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в "кризисе середины", то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а просто приятным переживанием. Здесь наиболее ясно видно, как знание алхимии помогает в анализе сновидениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1) Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;

2) Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие "психе";

3) Основной темой алхимического искания является создание "философского камня", который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;

4) Противоположности, нуждающиеся в объединении, символизировались химически (соль-сера); зооморфно (змея-птица; птица крылатая и бескрылая); антропоморфно (царь и царица, Адам и Ева); астрологически (Солнце-Луна); в связи со стихиями (огонь-вода, воздух-земля). Психологически это соответствует объединению сознания и бессознательного в Самости - "круге, центр которого везде, а окружность нигде".

5) Объединение противоположностей вопреки христианскому "подъёму на небеса" у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.

6) Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами "Великого делания". Ни один человек средневековой ментальности не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.

7) Символы алхимии часто встречаются в сновидениях и фантазиях людей, с нашим предметом не знакомых, - вот почему знание алхимии бывает необходимо при аналитической работе со снами. Алхимические стадии в разных масштабах проходятся на протяжении всего человеческого существования, но особо актуальны в "кризисе середины жизни".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 1. Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в "бессознательном" у современных людей. Первый пример я привожу из своего опыта. В раннем детстве (где-то в 13 лет) мне приснился сон, который я навсегда запомнил и лишь значительно позднее узнал, что он имеет отношение к коллективному бессознательному и напрямую связан с алхимическом символизмом. Вот его описание:

"Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал - на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно - играть с вороной, которая находится в центре мира. Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, "неизменную в изменяющемся". Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он?) - к сожалению, адекватно описать это невозможно) - как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, я осознаю, что совершенство рухнуло "ниже уровня ада", а я каким-то непостижимым образом являюсь "им" и "не-им" одновременно. Щелчок перед глазами - я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выйдя из зала, передо мной предстаёт умирающий мир - и в то же время вроде бы всё осталось, как прежде. Меня охватывает тоска и скорбь. Я твержу себе: главное - не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: "Ты видел фильм?" Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: "Странно, что ты не плачешь - ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!" На этом сон прекращается.

АМПЛИФИКАЦИЯ. Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип "нарушения священного запрета" есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе - главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что прямо указывает на древнюю алхимическую мудрость: "Что вверху, то и внизу". Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об "искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся". В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Каждый, кто внимательно ознакомился со статьёй, без особого труда узнает в приведённом сне стадию Coniunctio, плавно и естественно переходящую в Nigredo. Внимательный читатель может спросить: если подобные масштабы характерны, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему такой процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? Однако не стоит забывать, что в психологии (в отличие от других наук) нет непреложных законов, а есть только тенденции. И в данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем "ветрам" коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное "эго" находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 2 . Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема - перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализе. "Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше". Думаю, что данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.

Термин «алхимия» происходит от древнеегипетского названия Египта - Khem (Кем), означающего «черная земля». «Алхимия», таким образом, буквально означает «искусство черной земли» (или «египетское искусство»).

У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда - идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства - философского камня.

Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.

Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества , называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.

2. Создание «гомункулуса» , или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя , который растворял бы любую субстанцию.

4. Палингенез , или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.

5. Приготовление spirifus mundi - мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение «квинтэссенции» , или активного первоисточника всей материи.

7. Приготовление aurum polabile - жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».

Древнего Египта

Эзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.

В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.

В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)- пресловутый «белый камень».

Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.

Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.

С имволы алхимии Европы

Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото - с красным. Полученные слитки оказались подлинными - профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур - такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.

Под слоем так называемых символов алхимии скрывается удивительная концепция - тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров - божественного, человеческого и стихийного, - то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.

Последние материалы сайта